Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЯ / ПОДХОД "СВЕРХУ ВНИЗ" / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есипенко М.

В статье рассматриваются возможные перспективы инновационного развития российской экономики на основе анализа результатов предшествующей государственной экономической политики. Автор приходит к заключению, что, приняв полномочия на новый срок, президент В.В. Путин продолжает ту же стратегию инновационного развития, которой следовал президент Д.А. Медведев. Эта стратегия характеризуется исторически традиционным для России подходом «сверху вниз» в том, что касается движения решений и ресурсов. Другой подход, более демократический, вряд ли возможен, пока не будут созданы соответствующие институциональные внешние условия для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA

The paper describes possible perspectives of Russia’s innovative development on a base of a analysis of the preceding state economic policy. The author concludes that newly elected president Putin follows the same innovative development strategy as president Medvedev had done. This strategy is characterized by the downstream approach. Another approach is hardly possible as long as correspondent institutional business environment is not created.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Таблица 2. Основные методы сбалансированного развития экономических систем

№ Составляющие Характеристики

1 Методы теории систем Системный анализ

Системный синтез

Методы сбора информации

Методы измерения

Метод изоморфизма

Методы моделирования

Методы стимулирования изменении

2 Математические методы Абстрагирование

Арифметическое моделирование

Геометрическое моделирование

Метод трансцендентного моделирования

3 Управленческие методы Метод моделирования

Метод целеполагання

Метод структурирования

Экспертные методы

Эвристические методы

4 Финансовые методы Бюджетирование

Оценка эффективности проектов на основе метода дисконтирования

Метод функционально-стоимостного анализа

Метод системного анализа функции объекта

5 Маркетинговые методы Методы сбора качественных данных: фокус-группа, глубинное интервью, анализ протоколов.

М1Х-методы: Hall-test, Home-test, Mystery Shopping

Методы количественных исследований: опрос, аудит розничной торговли (retail audit).

6 Эвристическикие методы Метод майевтики

Метод итераций (последовательного приближения)

Метод декомпозиции

Метод контрольных вопросов

Метод мозговой атаки (шту рма)

Метод мозговой атаки (штурма)

Метод синектнки

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Метод морфологического анализа

I П.В.. Ханалнева Г.И.. Божко Л.Л.. Шульгина C.B.. Зайцева 3 I. Сельскова A.B.. Тебекина A.B., Микляева К.Ю.. Пали хаты S M . Голкаченко О.Ю.. Загарацкого A.A. и др.

В ланном рассмотрении представлены результаты сисгсмати-ш наиболее распространенных подходов и методов сбалансированного развития экономических систем.

Совокупность наиболее распространенных подходов и мето-М» сбалансированного развития экономических систем предетав-« табл. I и табл. 2 соотвегственно. Кратко прокомментируем представленные методы, используешь*.- для сбалансированного развития экономических систем.

(. реди методов теории систем (табл.2) для решения задач сба-ованного развития на наш взгляд наибольший интерес пред-метод системного синтеза и метод изоморфизма. <. истемный синтез помогает не только изучать ютовую снсте-ио и зменить ее. либо создавать новую систему. Именно систем-к синтез лежит в основе многих инновационных процессов, посели системный анализ предполагает полноту сбора инки. то системный синтез как метод сбалансированного раз-I жономических систем может быть использован при ограни-стн информации и связан с применением неформальных спо-ов сбора информации на основе экспертной оценки. Изоморфизм как метод переноса системных знаний из одной I в другую применительно к инновационным процессам яв-i также достаточно эффективным методом сбалансированно-> развития экономических систем.

1 реди математических методов сбалансированного развития ических систем выделяет метод трансцендентного моделн-позволяющий оценить прогнозные перспективы иннова-I деятельности этих систем, (.реди управленческих методов выделяются жрнстичсские ■поды. представляющие собой последовательность логически Ибосно ванных процедур обработки информации, индуктивно со-щриллмшнх (относительно метода перебора) процесс поиска ра-■D ильных решений сбалансированного развития экономических акт в условиях неопределенности, исключающие исполыова-а-. формальных методов, опирающихся на точные математнчес-■ . модели, что очень важно при решении задач, связанных с инно-ой деятельностью. С реди финансовых методов следует выделить метод функцио-еыю-стоимостного анализа, который базируется на технико-эко-

номических исследованиях, направленных на оптимизацию соотношения между их функциональными свойствами и затратами на достижения этих свойств, что особо важно при сбалансированном развитии экономических систем.

Среди маркетинговых методов для сбалансированного развития экономических систем наибольший интерес представляют методы количественных исследований.

Среди эвристнческиких методов для решения задачи сбалансированного развития экономических систем наибольший интерес представляют метод итерации и метод синектики. Последний связан с умышленным избеганием преждевременной четкой формулировки проблемы, представляя се как творческую задачу, и нейтрализуя тем самым целенаправленный поиск решения в самом начале обсуждения. Обсуждение начинают не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Подобные процедуры могут быть очень эффективны при решении задач сбалансированного развития экономических систем.

В то же время проведенные исследования показывают, что для решения задачи создания системы обеспечения сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралей дальнейшего разв!гтия требуют управленческие методы.

Литература:

1. Леонтьев В В. Избранные произведения. В 3-х томах. Том 2. Специальные исследования на основе методологии «Затраты -выпуск».

2. Ведута И.II. Социально зффективная экономика / Под общей ред. локт. экон. наук. Ведута П 11 М: РЭА. 1499.

3. Каплан Р.. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес. 2010.

4. Ксенофонтов В.И. Теория и методология управления сбалансированным развитием регионов. - Краснодар: ЦНТИ. 2010.

5. Корчагин П.В. Экономическое и социальное развитие территорий: интегрированная концепция / II. В. Корчагин. Тольятти : Тольяттинский гос. ун-т сервиса, 2007 235 с.

6. Ханалисв. ПИ. Сбалансированное развитие региональной социально-экономической системы[Текст] Г.И. Ханалиев. - Ставрополь: СевКавГТУ, ИИЦ «Фабула». 2011. 25ft с.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Есипенко М.. соискатель Института мировой жономики и информатизации

3 I татье рассматриваются возможные перспективы инновационного развития российской экономики на основе анализа резулыпа-прегЬшествующей государственной экономической политики. Автор прихЫ)ит к заключению, что. приняв полномочия на новый срок.

'I В.В.Путин продолжает ту же стратегию инновационного развития, которой следовал президент Д.А.Медведев. Эта стра-

4 характеризуется исторически традиционным для России подходом «сверху вниз» в таи. что касается движения решений и ресур-.1р.-ой подход, более демократический, вря о ли возможен, пока не будут созданы соответствующие институциональные внешние яш оля ведения бизнеса.

К лючевые слова: инновационное развитие, Россия, подход «сверху вниз», институциональные условия

PROSPECTS EOR INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIA

Esipenko VI.. competitor of the Institute of world economy anil informatization

Tke paper describes possible perspectives of Russia s innovative development on a base of a analysis of the preceding state economic policy. The Ьа>- (,includes that newly elected president Putin follows the same innovative development strategy as president Medvedev had done. This ■qji .. characterized by the downstream approach. Another approach is hardly possible as long as correspondent institutional business environment « mated.

keywords innovation development. Russia, downstream approach, institutional conditions

Обращаясь к актуальному вопросу об определении возможно-и ограничений инновационного развития российской эконо-следует иметь в виду, что структура российской экономики ь в советский и постсоветский периоды в рамках разви-е деленных общественных потребностей. Провозглашение | построение рыночного хозяйства в начале 1990-х. по фак-ало изменение в принципах ценообразования, когда ры-цена должна была диктовать, что и в каких объемах произ-

водить. Переход России к рынку был болезненным и, во многих аспектах, является все еще неполным.

Финансовый кризис 2008-2009 г.г. высветил главные слабости доставшейся по наследству экономической системы, среди которых важное место занимает зависимость от цен энергии/топлива, товарного экспорта и мирового экономического роста, гораздо большая. чем в других развивающихся экономических системах, которые оказались менее подверженными влиянию шоков международ-

ной экономики. Несмотря на большие субсидии правительства и гарантии государства для крупных предприятии, государственные и частные инвестиции резко упали. ВВП и объем промышленного производства снизились, соответственно, на 7.8 % и 10.8 % в 2009 г., это худший результат в рамках группы ВШС'Б и в пределах 020.

Влияние кризиса усилило общественные дебаты по экономической политике, которая должна была преодолеть зависимость экономики, от нефтяной/газовой составляющей, поддерживающей рентоискательство и препятствующей развитию конкурентных рынков. Оценки уровнен пен на нефть являются предмет спора между министерствами и среди внешних экспертов и политических деятелей 1.

Два направления реформ могут оказать большое влияние на экономическую структуру и деятельность в России в самом ближайшем будущем. Д.Л.Медведев, за время своего президентского срока, подготовил почву для преобразования крупномасштабных государственных юридических лиц со специальными режимами управления в акционерные общества, которые могут постепенно приватизироваться в будущем. В.В.Путин обещает продолжить выполнение данной программы приватизации, хотя и с некоторыми оговорками. Оба ожидают увеличения доли прямых иностранных инвестиций, поддерживающих экономический рост.

Третий срок президента В.В.Путина начался под новыми директивами экономической политики, направленными на развитие курса модернизации н инноваций. Однако ряд экспертов высказывают сомнения, например, в том. что Указ Президента от 7 мая 2012 года действительно нацелен на удовлетворение потребностей промышленного сектора экономики в технологическом обеспечении [3|. в том, чго данный указ поддержан последовательной политикой других структур Правительства [4|.

Не ясно, в какой степени, политика, определяемая указом, ориентирована на открытую экономику, так как членство ВТО и его экономические эффекты в указе не упомянуты.

Очевиден также избирательный подход к инновациям: в качестве приоритетов выделены: авиационная промышленность, космические исследования, фармацевтическая отрасль и медицинское оборудования, кораблестроение, электроника. Социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока появляется в качестве приоритета в планировании транспортной инфраструктуры, но вряд ли можно ограничиваться одной областью, учитывая природу транспортной логистики в большой стране, когда ютраты могут вырасти неконтролируемо1.

Важные изменения предусматривает новая редакция российского Гражданского кодекса, в числе которых - требования большей прозрачности для отчетности корпораций, более четкие определения понятий общего права обязательств и долгов, прав собственности на недвижимое имущество (которые должны передаваться вместе с продаваемым помещением как интегрированный объект сделки), ответственность поставщиков интернет-услуг и т.д. [2]. Приняты. обсуждаются и другие законы. Очевидно, реформы займут некоторое время, но. как отмечают эксперты, действительно наблюдается процесс изменений институционального обеспечения предпринимательской деятельности, после многих лет бездействия

В то же время, создается впечатление, что проекты инновационного развития (такие как «Концепция 2020») приняты к реализации по необходимости, и в текстах ориентация на непосредственные показатели, кажется, преобладает над соображениями выполнимости каждой программы. Во всех программах, как в тех. что продвигались, как в период президентского срока Д. Л. Медведева, так и В. В. Путина неявно просматривается ключевая мысль о том, что немного сможет развиться, если не вмешается государство. Это относится, в том числе, и к двум главным программам - Сколково и Агентство Стратегических Инициатив'.

В период президентского срока Д. А. Медведева все усилия по модернизации и инновационному развитию приводили, главным образом, к результатам в плане создания новых организаций и декларациям о намерениях. Одним из крупных результатов такого рода стал наукоград Сколково, эквивалент Силиконовой Долины в России. Меморандум о намерениях был подписан с американским Мичиганским Технологическим институтом (Массачусетский технологический институт). Сколково получило ряд преференций во многих областях, включая распределение земли, материальное обеспечение. связанное с жилым фондом и офисами, а также упрошенные процедуры лицензирования По классификации теории инновационного развития в этом случае мы наблюдаем типичный для

российской истории подход движения «сверху вниз» (нисходящие потоки решений и инновационных ресурсов).

Проектная стоимость для бюджета с 2011 до 2014 гг. была оценена приблизительно в S3 млрд. (распределяемых между 47 фондами): не столь большое бремя по сравнению, например, с расходами на модернизацию вооруженных сил (более чем S650 млрд. к 2020 г.). Государственные расходы на поддержание Сколково будут уменьшаться каждый год: от 27,1 млрд. рублей в 2012 г. до 17.1 млрд. рублей в 2013 г. с расчетом на то, что постепенно частные фирмы будут вход1ггь в проект и участие в финансировании. Расчет делается на то. что уже в ближайшее время резидентские компании Сколково будут развиваться, организовывать совместные предприятия с российскими и зарубежными партнерами без дополнительной поддержки со стороны государства.

Однако, крупные иностранные компании не спешат участвовать в финансировании проекта Сколково: British Petroleum, например в конце сентября 2011 г. неожиданно вышла из проекта по «Интенсификации теплопередачи и катализа», где предполагалось ее участие 50 50 в объеме '.'6.7 млн. в соответствии с соглашением с администрацией Сколково.

Российские государственные компании также не стремятся заключать соглашения со Сколково. Такие компании, как Лукойл и Камаз, которые передали в Сколково собственные программы ПИ-ОКР. возможно, не имели другого выбора. Интересно, что после критических комментариев Д.А.Медведева в марте 2012, было решено. что ряд российских государственных компаний передадут Фонду развития Сколково 1 "о от своих НИОКР.

Несмотря на названные выше проблемы, официальный отчет от 31.03.2012 по Сколково умеренно свидетельствовал об успехах: 427 зарегистрированных компаний - резидентов. 100 грантов на общую сумму 6,3 млрд. рублей н присутствие 17 крупнейших транснациональных корпораций, в основном из области информационных технологии н телекоммуникаций.

Тем не менее, остается вопрос относительно того, сможет ли этот и подобные проекты, которые также обсуждаются в некоторых регионах, создать критическую массу действительно новых высокотехнологических проектов, процессов и продуктов, чтобы начать формировать спрос на инновации и на распространение новых методов во всей экономике, чтобы поднять Россию до уровня, по крайней мере, двух других основных экономических систем BRICs - Китая и Бразилии которые, как видно из отчета «Мировой индекс инновации 2012". двигаются к экономике инноваций намного быстрее. В то время как Китай поднимался в глобальном рейтинге инноваций от 43 - го до 29 го места и Бразилия от 68 го до 47 - го с 2010 до 2011 гт. Россия в 2011 г. все еще отставала от этих стран, хотя ее положение улучшилось от 64 го до 56 го места за тот же самый период [5].

В целом, недостаток экспертизы в оценке инновационных проектов признается в том числе и администраторами проектов. Действительно. остается вопросом, какие могут быть «независимые» эксперты н реви «эры в российском контексте. Но, это вопрос не самый главный.

Есть проблемы с традиционной промышленной политикой, которые не следует игнорировать в России. Во-первых, известно, что инновации соиаются только в конкурентной среде. Немногие бы инвестировали в дорогостоящие (и не всегда или не сразу же успешные) исследования и разработки, если бы боялись, что конкуренты их опередят. Отсутствие шгтереса к модернизации / инновациям в России, по мнению экспертов, характеризуют окружающую среду бизнеса как неконкурентную.

Во-вторых, когда новый высокотехнологнчеекин продукт/процесс развивается, есть проблема того, как гарантировать его распространение в экономике в целом. Это было проблемой и в Советском Союзе, где. сложные военные технологии оставались в ограниченных рамках оборонного комплекса, при том. что на 'Западе, где конкуренция обычно помогает ускорению темпа технического прогресса, связанные с обороной инновации находили применение в гражданских отраслях.

В-третьих, процесс инноваций может оказаться, просто слишком дорогостоящим а результаты фундаментального исследования не должным образом защищенными в соответствии с российским законодательством. Существует также риск, что деньги могут быть потрачены впустую на «перензобретенис колеса». Наконец, местные органы власти могут прикладывать максимум усилий в борьбе за участие в инновационных проектах и, желая показать, что они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.