ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
32 (269) - 2014
УДК 334.021.1
эволюция системы показателей
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕР ГОСУдАРСТВЕННОЙ
поддержки инноваций на примере
ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»
А. Р. ЕФИМОВ,
директор по ИТ-проектам
E-mail: [email protected]
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»)
Призыв Президента России В.В. Путина к серьезной «инвентаризации» российских институтов инновационного развития и последующей оценке их эффективности и результативности является важнейшим сигналом для всех участников отечественной национальной инновационной системы по-новому взглянуть на методы оценки достигнутых результатов модернизации отечественной экономики.
В статье анализируются методы оценки мер государственной поддержки инновационного развития предприятий. Основной задачей настоящей работы является составление типологии показателей результативности государственной поддержки и исследование эволюции системы показателей на конкретном примере. Автором сделан обзор и проведен анализ основных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных методикам оценки результативности мер государственной поддержки инноваций. Методология оценки результативности и построение типологии показателей результативности государственной поддержки инноваций исследуются на примере одного из российских институтов развития — инновационного центра ««Сколково».
Результаты анализа позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций по дальнейшему улучшению системы показателей ИЦ, которые важно было бы учесть в работе других институтов развития. Востребованность результатов прикладных исследований, т.е. их коммерциализация, должна измеряться не только на уровне страны, но и на уровне экспортного производства для определения степени участия инновационных акторов в глобальных цепочках создания стоимости. Другим предлагаемым критерием
оценки результативности мер поддержки инноваций является количественный анализ проектов, продукты и решения которых успешно внедрены крупными российскими и зарубежными компаниями.
Ключевые слова: инновации, информационные технологии, Сколково, кластер, результативность
Обзор методик измерения показателей развития инноваций и результативности мер государственной поддержки
Вопрос об измерении результативности работы различных национальных инициатив по поддержке инноваций стоит на повестке дня всех правительств, поддерживающих создание и развитие национальных инновационных систем (НИС). Дискуссии и исследования по поводу результативности мер государственной поддержки технологической модернизации и инновационной активности ведутся и в России.
Большинство таких исследований посвящено аспектам национального уровня (уровня НИС) либо изучению проблематики оценки результативности на уровне отдельных организаций, частных инициатив и политик. Так, одной из наиболее известных государственных инициатив по поддержке инновационного развития является программа Агентства по инновационным исследованиям в малом
бизнесе (Small Business Innovative Research, SBIR) в США. Она пользуется большой популярностью среди исследователей в силу того, что действует достаточно долгое время, т.е. имеет значительный массив информации и развитую систему оценки выполненных проектов. В 2008 г. национальная академия наук США провела ряд конференций и семинаров, посвященных оценке результативности этой программы, и выпустила несколько документов, суммировавших факты и выводы из проведенной работы [25].
Анализ, выполненный американской академией наук, не ограничивался только программой SBIR. В 2013 г. было опубликовано масштабное исследование индикаторов инновационного развития [26], авторы которого подчеркивают, что бурное развитие НИС во многих странах приводит к увеличению доступной статистической информации о научной и инновационной активности. Авторами исследования также было отмечено, что все страны (среди которых — Австралия, Канада, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Россия и др.) очень внимательно относятся к сбору такого рода данных и проверке их качества.
Одним из научных центров Европы, специализирующихся на оценке влияния различных инициатив государственного уровня, является Манчестерский институт инновационных исследований (Великобритания), который совместно с британской Ассоциацией поддержки инноваций (NESTA) в 2012-2013 гг. подготовил и опубликовал ряд статей (compendium) по всем аспектам результативности мер господдержки инноваций [27].
Отечественные исследования по вопросу измерения результативности поддержки инноваций не столь многочисленны. Среди них следует выделить работы В.В. Спицына (см., например, [21]), который фокусируется на оценке результативности мер, имеющих территориальный характер — в масштабах страны, области, региона.
В упомянутых исследованиях подчеркивается важность получения качественных данных, имеющих документальное подтверждение, для оценки результативности мер поддержки инноваций. Эта тема также поднимается в работе исследователей из РАНХиГС [1], которые отмечают недостатки качества данных по инновационному развитию в государственной статистике, напрямую влияющих на принятие решений отечественными институтами развития.
«Экосистема Сколково» как источник данных для исследования результативности поддержки инноваций
В настоящие время единственным отечественным федеральным институтом развития, администрирующим налоговые льготы и собирающим подробную и проверяемую отчетность по их использованию в инновационной исследовательской деятельности, является инновационный центр «Сколково» (далее — ИЦ, или Сколково). Его управляющий орган — Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» (далее — Фонд) уже предоставил статус участника более чем тысяче российских компаний [7]. Формат отчетных данных предприятий — участников ИЦ строго определен публичными нормативными актами, имеющимися в открытом доступе [12].
Отдельно следует остановиться на общем названии метрик, которые использует ИЦ. Сам Фонд называет их «ключевыми показателями эффективности» (КПЭ). Однако детальное рассмотрение этих метрик говорит о том, что они характеризуют достижение целей и результатов (performance), поэтому правильнее называть их «показателями результативности».
Типология показателей результативности инновационного развития
Общей конечной целью институтов является содействие созданию инновационнои экономики России в целях преодоления так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики [6, 16]. Развитие инноваций имеет в первую очередь экономическую цель, однако деятельность институтов развития сказывается и на решении других проблем, например улучшении общественных отношений. Так, создание новых малых научных предприятий и высокотехнологичных рабочих мест способствует не только увеличению производительности труда за счет внедрения инноваций, но и предотвращению «утечки мозгов» [2], а также улучшению социального климата в российском обществе за счет создания новых возможностей для талантливой молодежи. Кроме того, социальное значение имеет повышение эффективности получения и использования новых
знаний. На этом основании можно предложить типологию показателей результативности институтов развития, которая включала бы экономические, социальные и научные параметры.
Первым на значение инноваций в экономике указал Й.-А. Шумпетер [24], после чего изучением «созидательного разрушения» стали заниматься сотни исследователей по всему миру. В последнее время в европейских экономических кругах идет широкое обсуждение книги М. Маццукато, в которой она прямо говорит о том, что основная функция государства с точки зрения развития инноваций — патронаж таких «прорывных» проектов, которые сами по себе никогда не будут поддержаны частным капиталом [29].
Не меньшее значение имеют и социальные аспекты деятельности инновационных центров. Например, разработанная методика рейтинга эффективности инновационных центров [18] включает в себя оценку количества создаваемых высокотехнологичных рабочих мест. При этом следует отметить, что общее число рабочих мест, которые напрямую создаются в Сколково, вряд ли превысит 30 тыс. [3]. С учетом того, что малые предприятия — участники ИЦ имеют минимальное налогообложение, можно заключить, что создаваемые рабочие места не станут экономически значимыми с точки зрения фискального подхода государства, а значит, и не будут давать макроэкономического эффекта. Однако гораздо важнее тот факт, что эти рабочие места будут именно высокотехнологичными, призванными формировать качественно новую рабочую силу России XXI в. Инноваторы, проживающие в Сколково, станут «проводниками» новых технологий, что также приведет к ярко выраженным социальным эффектам. Такое широкое влияние инновационной активности на общество отмечено в работе [28], поскольку внедрение технологической инновации не ограничивается актом технической имплемента-ции, но также представляет собой «непрерывный процесс общественной институализации».
Кроме того, результативность государственной поддержки инновационной деятельности важна с точки зрения повышения отдачи от научной работы. Компетентные данные о связи науки и инноваций приведены в сборнике ИМЭМО РАН [10] и коллективном докладе РАН [17].
Перечень экономических, социальных и научных результатов не будет полным, если он не отражает взаимодействия различных акторов ин-
новационной экосистемы между собой. Именно поэтому важно дополнить типологию показателей результативности метрикой, отражающей степень взаимодействия и развития связей между всеми акторами инновационной деятельности на национальном и международном уровнях. В частности, В.В. Спицын в работе [21] предлагает использовать в качестве показателя результативности инновационного развития степень взаимодействия экосистемы инноваций с внешней средой.
Описанный подход к типологии показателей результативности позволяет учесть особенности Сколково как инновационной экосистемы и применить его для анализа эволюции показателей результативности государственной поддержки инновационной деятельности. Проведенный анализ данных, предоставленных ИЦ, показал, что ряд использованных в Сколково метрик имеет отношение только к процессам организации проектов, не влияя напрямую на поддержку инноваций. В рамках данной статьи такие показатели будем называть «процессными», подчеркивая их значимость лишь для управленческих задач самого Фонда «Сколково».
Исторический обзор развития ИЦ «Сколково» и трансформация показателей результативности
Идеологию трансформации показателей результативности Сколково можно понять, проведя анализ основных периодов развития организации через призму утвержденных метрик развития данной инновационной экосистемы. На текущий момент можно выделить три периода развития системы метрик.
«Первоначальное становление» Сколково протекало с конца 2009 по декабрь 2011 г. В этот период шло активное формирование концепции инновационного центра, выбор места его расположения и разработка основных идеологических моментов. Немаловажную роль сыграло появление инновационных приоритетов (так называемых технологических форсайтов1), которые, в свою очередь, определили темы проектов, имеющих возможность получения статуса участника Сколково [15].
«Бурныйрост» инновационного центра проходил с декабря 2011 по середину 2012 г. В этот период
1 В терминологии Сколково форсайтами (англ. foresight) называются инновационные приоритеты, которые утверждаются в рамках каждого инновационного направления (кластера).
ИЦ приобрел основную «критическую массу» проектов, партнеров и одновременно модернизировал набор показателей оценки результативности в соответствии с накопленным опытом.
«Переосмысление миссии» продолжалось с середины 2012 по август 2013 г. Набрав критическую массу компетенций, проектов и партнеров, Фонд сделал в 2013 г. переход от количественных показателей работы, связанных с предыдущим этапом роста, к качественным показателям, касающимся результатов коммерциализации [19].
Дальнейшее рассмотрение эволюции показателей результативности проведем в рамках описанных периодов развития ИЦ «Сколково».
Период «первоначального становления». Основной задачей, поставленной с самого начала перед Сколково, было создание «правильного примера»2, который должен помочь растиражировать успешный опыт привлечения инвестиций и инноваций, созданный в инновационном центре [20]. Такой пример критически нуждался в модели оценки результативности ключевых мероприятий поддержки инновационной активности, а успех тиражирования опыта воссоздания инновационного центра в других регионах России во многом был обусловлен тем, с помощью каких метрик показателей этот опыт будет описан. Кроме того, эта установка очень хорошо соотносилась со взятым курсом на открытость государственной власти. В апреле 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев на заседании Комиссии по модернизации заявил, что «... Сколково — это не какой-то «междусобойчик»; это публичный проект. Причем проект, вокруг которого, в конечном счете, должно развиваться все наше модернизационное направление. Поэтому наши граждане должны быть полностью в курсе того, что делается, а также в курсе того, каким образом финансируются эти программы. Информация должна быть абсолютно открытой и публичной: что уже сделано, что будет сделано в дальнейшем» [20].
2 В своем выступлении на совместном заседании Комиссии по модернизации и Попечительского совета фонда «Сколково» 25 апреля 2011 г. Д.А. Медведев, в частности, сказал: «Речь идет о том, чтобы просто создать правильный пример. И, конечно, речь идет о привлечении в Россию серьезных, стратегических, можно сказать, инвестиций для крупных исследовательских центров, промышленных производств, в основе которых будут использоваться разработки, созданные в Сколково и при участии Сколково. А это работа уже для всей нашей большой страны». См.: URL: http://www.kremlin.ru/news/11079.
Рис. 1. Распределение числа показателей результативности (ПР) по типам в системе показателей ИЦ «Сколково» в период «первоначального становления»
Управляющая команда Сколково сформировала систему КПЭ своей работы, которая представляла собой набор из 9 метрик, отражающих насущные задачи развития ИЦ «Сколково» (табл. 1) [9]. Данный состав показателей был впервые утвержден в феврале 2011 г. и затем дополнялся.
Распределение показателей результативности в соответствии с описанной типологией представлено на рис. 1. Основной характеристикой системы оценки этапа «первоначального становления» было явное преобладание показателей, отражающих взаимодействие Сколково с внешней средой — зарубежными и отечественными, частными и государственными организациями. Действительно, особенностью данного периода стало выстраивание экосистемных связей.
В рассматриваемый период отмечается полное отсутствие в данной системе каких-либо показателей, связанных с научными результатами. Этот факт объясняется тем, что Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) был формально образован в конце 2011 г., а реально начал свою работу лишь в 2012 г.
В рамках системы показателей этого периода предполагалось, что все, что делается в Сколково для достижения измеримых результатов, является нужным и востребованным, поскольку этим решаются задачи перехода развития страны на «инновационные рельсы» [5]. В отношении участников имплицитно предполагалось, что вся сумма предоставленных им льгот и грантов будет потрачена на проекты, которые отвечают заданным стратегическим направлениям, являются востребованными в ходе инновационного развития. Однако, исходя из предложенных показателей, такое заключение не
Таблица 1
Ключевые показатели эффективности ИЦ «Сколково» в 2011-2012 гг. (период «первоначального становления»)
Ключевой показатель эффективности (метрика) Целевые значения Достигнутые значения Тип показателя
Доля независимых членов в инвестиционном (грантовом) и тендерном комитетах, а также в бюджетной комиссии, % 50 58 Взаимодействие с внешней средой
Сумма поступлении средств третьих лиц, объемы софинансирования проектов Фонда*, млн руб. 2 500 2 736 Экономический
Сумма грантов, выданных в 2011 г., млн руб. Число получателей грантов 7 000 Более 90 2 818 70 Экономический
Число крупных компании-партнеров, подписавших соглашения с ИЦ «Сколково» об открытии центров НИОКР 10-15 12 Взаимодействие с внешней средой
Число ведущих международных университетов-партнеров, подписавших соглашение с ИЦ «Сколково» 4 5 Взаимодействие с внешней средой
Соблюдение графика и бюджета строительства (с учетом исключенных/перенесенных пунктов плана), % от утвержденных норм Более 85 66 Экономический
Развитие бренда «Сколково» по данным опроса ВЦИОМ, % 40 46 Социальный
Взаимодействие с органами законодательной власти РФ На рассмотрение ГД РФ внесены необходимые поправки к Федеральному закону № 244-ФЗ Взаимодействие с внешней средой
Соглашения с органами исполнительной власти РФ 10 Взаимодействие с внешней средой
* Включая финансовые средства партнеров, предоставленных на развитие Сколковского института науки и технологий, а также средства аккредитованных соинвесторов проектов, получивших статус участника ИЦ «Сколково».
представляется обоснованным. Показатели данного периода больше характеризовали действия самого менеджмента ИЦ по развитию партнерских связей (показатели взаимодействия с внешней средой), выполнению бюджетных установок, маркетинга бренда и медийной активности.
В целом период «первоначального становления» системы показателей результативности Сколково был «быстрым стартом»: ИЦ обрастал сетью отношений с венчурными фондами, крупным отечественным и зарубежным бизнесом, государственными органами и академическими учреждениями. Это привело к существенному перекосу системы показателей, а именно — фокусировке на простых, измеряемых показателях работы в ущерб целостности организации как института развития инноваций. Например, показатели ничего не сообщали о том, сколько удалось привлечь участников и партнеров ИЦ «Сколково». В то же время Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в своем отчете того же периода [13] указывал полное число участников всех своих программ. Единственной связью между составом проектов-участников и реальной работой Сколково того периода был перечень упомянутых
инновационных приоритетов кластеров, служивший фильтром, отсеивающим неперспективные с точки зрения концепции Сколково проекты.
Период «бурного роста». По мере набора «критической массы» проектов отмеченные недостатки системы показателей результативности требовали исправления, иначе вопросы о целесообразности расходов на создание инновационного центра оставались бы без ясных ответов. В показателях необходимо было отразить такие актуальные задачи, как привлечение перспективных проектов и партнеров, строительство инфраструктуры города. Это произошло только к концу 2011 г., когда были утверждены стратегия и система КПЭ на 2012 г. (табл. 2) [4].
Распределение показателей по принятой типологии в рассматриваемый период показано на рис. 2.
Данный этап совершенно справедливо можно назвать периодом «бурного роста»: число участников проекта выросло примерно вдвое, также улучшилась система показателей. Среди достоинств новой системы КПЭ следует отметить то, что в ней появились такие явные показатели результативности, как число участников ИЦ, число участников —
Таблица 2
Ключевые показатели эффективности ИЦ «Сколково» в 2012-2013 гг.
(период «бурного роста»)
Ключевой показатель эффективности (метрика) Целевые значения Достигнутые значения Тип показателя
Общее количество участников инновационного центра, чел. 500 793 Экономический
Количество грантов, одобренных в 2012 г. согласно грантовои политике Фонда Из них: — предполагалось выделить в 2012 г., млрд руб. — необходимо было перечислить в 2012 г., млрд руб. Не менее 120 Не менее 6,3 4,9 103 3,4 2,9 Экономический
Средняя доля софинансирования проектов (включая софинансиро-вание госкорпорациями, венчурными партнерами и участниками), % от общей суммы финансирования Не менее 40 48 Экономический
Соблюдение ключевых параметров строительства в 2012 г.: — площадь, сданная в эксплуатацию, м2 — общии объем затрат на строительство, млрд руб. 6 136 20,9 6 100 5,6 Экономический
Полезная загрузка оборудования, арендованного либо приобретенного ИЦ «Сколково», % Не менее 50 59 Экономическй
Количество созданных центров коллективного пользования (ЦКП) и центров компьютерного обучения (ЦКО) 3 3 Экономический
Площадь центров НИОКР, переданных в аренду корпоративным партнерам ИЦ «Сколково» по предварительным договорам аренды, м2 Более 15 000 0 Экономический
Количество объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате инновационной деятельности в ИЦ «Сколково» (включая объекты авторского права) 100 159 Научный
Средние сроки принятия решении о предоставлении: — статуса участника по процедуре предварительного одобрения, календарных дней — статуса участника без процедуры предварительного одобрения, календарных дней — грантов участникам, календарных дней Не более 45 Не более 31 Не более 100 40 29 67 Процессный
Качество исполнения операционного плана и бюджета Фонда в 2012 г., % отклонений от целевых значении Не более 10 40* Экономический
* Значительное отклонение от целевого значения вызвано в основном задержками в строительстве инновационного центра.
зовать результативность работы Сколково с точки зрения привлечения участников, имеющих определенный инновационный потенциал (заявки на ИС) и то, как ИЦ поддерживает наиболее перспективные проекты (количество и суммарный объем грантов). Отметим, что число заявок на создаваемую заявителями интеллектуальную собственность — это, по сути, единственный показатель того, что участники ИЦ «Сколково» в ходе работы над своими проектами создают новые технологии, которые объективно содержат инновационную составляющую.
Другие новые показатели отражали эффективность выполнения планов Сколково по строительству городской инфраструктуры (загрузка оборудования, закупленного ИЦ, соблюдение бюджета) или эффективность работы Фонда как «бюрократической организации» (сроки принятия решения о статусе, выдача грантов). Однако
I Научные ПР Процессные ПР Экономические ПР
Рис. 2. Распределение числа показателей результативности (ПР) по типам в системе показателей ИЦ «Сколково» в период «бурного роста»
грантополучателей и количество заявок на оформление прав на интеллектуальную собственность (ИС), поданных организациями — участниками проекта. Совокупно эти три показателя могут охарактери-
это не может характеризовать деятельность, связанную с поддержкой исследований, разработок и коммерциализации проектов участников. К примеру, степень загрузки оборудования ИЦ заданиями со стороны участников проекта никак не соотносится со степенью успешности выполняемых проектов. Выполнение регламентных сроков принятия решения о предоставлении статуса или гранта само по себе говорит лишь о том, что внутренняя организация работы Фонда эффективна и соответствует принятой нормативной документации, однако не гарантирует возникновения востребованных в народном хозяйстве результатов исследовательской деятельности.
Недостатки системы показателей Сколково не остались незамеченными экспертами. В частности, И.Г. Дежина писала, что «Сколково» — это во многом грантовая структура, выделяющая финансирование стартапам по тематике пяти кластеров» [8].
Подводя итог сказанному о данном периоде, можно констатировать, что его основной характеристикой явилось преобладание экономических показателей. Тот факт, что количество научных показателей (один) равно числу процессных показателей говорит о том, что научные исследования в это время не входили в число приоритетных.
Критика такой системы показателей результативности работы ИЦ «Сколково» прозвучала и со стороны государства. Президент РФ В.В. Путин отклонил поправки к Федеральному закону «Об инновационном центре «Сколково», потребовав исправить систему оценки эффективности результатов деятельности инновационного центра
«Сколково» в экономической, социальной и научной сферах [14].
Период «переосмысления миссии». Работа по совершенствованию системы показателей результативности Сколково началась еще в середине 2012 г., а к концу года была утверждена новая стратегия, которая ввела новую систему показателей результативности ИЦ [22]. В ней появилось несколько ключевых изменений.
Во-первых, число показателей увеличилось с 9 до 14.
Во-вторых, были введены экономические показатели, отражающие не только привлекательность Сколково для инвесторов, но и результаты работы ИЦ как платформы для поддержки коммерциализации инновационных проектов (финансовая выручка проектов, количество рабочих мест).
В-третьих, появились показатели, которые характеризуют взаимодействие Сколково и некоторых внешних элементов экосистемы: вовлеченность сообщества в инновационную экосистему и привлечение в него онлайн пользователей.
Завершением работы по реформированию системы показателей можно считать утверждение подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» как части государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [11], в которой была предложена наиболее целостная система индикаторов. Необходимость учета установленных в подпрограмме показателей привела к корректировке таковых и в нормативной базе Сколково. Окончательная система показателей была утверждена в сентябре 2013 г. решением Совета Фонда «Сколково» (табл. 3).
Таблица 3
Ключевые показатели эффективности ИЦ «Сколково» к концу 2013 г. (период «переосмысления миссии»)
Ключевой показатель эффективности (метрика) Целевые значения Достигнутые значения Тип показателя
Число заявок на объекты ИС, созданные в результате инновационной деятельности ИЦ «Сколково» 170 484 Научный
Доля внешнего софинансирования, привлеченного для реализации проектов участников, % от общей суммы финансирования 50 60 Экономический
Актуальность форсайтов: количество интегрированных форсайтов к общему количеству форсаитов, % 65 82 Научный
Объем частных инвестиций, привлеченных в ИЦ «Сколково» на создание и развитие инновационной среды, включая инвестиции в проекты участников и Сколтех, млрд руб. (накопленным итогом) 4,2 3,2 Экономический
Выручка компаний — участников проекта «Сколково», полученная от результатов исследовательской деятельности, млрд руб. 2,0 14,6* Экономический
Суммарное количество созданных рабочих мест, тыс. ед. 7,4 2,8 Социальный
Окончание табл. 3
Ключевой показатель эффективности (метрика) Целевые значения Достигнутые значения Тип показателя
Количество центров коллективного пользования, аккредитованных ИЦ «Сколково», ед. 14 14 Взаимодействие с внешней средой
Количество рабочих мест, создаваемых в центрах НИОКР ключевых партнеров, по достигнутым в ИЦ «Сколково» соглашениям, ед. 500 4 126 Социальный
Привлечение венчурных инвесторов (ВИ): доля инвестиции от аккредитованных ВИ в общем объеме инвестиций, % 20 21 Взаимодействие с внешней средой
Соблюдение плана-графика развития ИЦ Отставание по отдельным проектам Процессный
Объем внешнего софинансирования, привлеченного на строительство города, млрд руб. 34 39,7 Экономический
Средние сроки принятия решении о предоставлении: — статуса участника по процедуре предварительного одобрения, дней — статуса участника без процедуры предварительного одобрения, дней — грантов участникам, дней 40 32 Процессный
30 28
70 69
Соблюдение бюджета Фонда (за исключением бюджета на строительство инновационного города и оплаты по договору с MIT), % +10 -42 Экономический
Доля новых членов онлаин-сообщества как отношение зарегистрированных аккаунтов к общему количеству уникальных посещении, раз 1,5 2,0 Взаимодействие с внешней средой
* Столь значительное превышение планового показателя объясняется, главным образом, что примерно половину от общей суммы выручки участников Сколково составляет выручка единственной компании, которая получила статус участника проекта и выполняет все требования правил проекта и Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
КПЭ доля научных и социальных показателей увеличилась, потеснив экономические показатели. По сути, лишь начиная с 2013 г. появилась возможность реально оценить результативность инновационной работы ИЦ «Сколково».
Безусловно, с точки зрения главной цели проекта «Сколково» — создания платформы для коммерциализации новых (т.е. инновационных) технологий — появились два основных показателя результативности:
1) выручка участников, т.е. результат коммерциализации технологий (экономика);
2) количество заявок на интеллектуальную собственность, т.е. наличие новизны, инновацион-ности в проектах (наука).
Кроме того, впервые стал использоваться показатель «актуальность форсайтов», на котором стоит остановиться дополнительно. Только проекты, которые соответствуют принятым форсайтам (т.е. инновационным приоритетам), могут получить статус участника Сколково3. Тем не менее вплоть
3 В самом общем виде стратегические направления деятельности Сколково сформулированы в Федеральном законе № 244-ФЗ [26]. К ним относятся: 1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных
1СоциальныеПР Экономические ПР Процессные ПР I Научные ПР
I Взаимодействие с внешней средой
Рис. 3. Распределение числа показателей результативности (ПР) по типам в системе показателей ИЦ «Сколково» в период «переосмысления миссии»
По итогам почти четырех лет развития проекта «Сколково» стало ясно, что количественно описать многомерную и многовекторную экосистему инновационного центра можно лишь достаточно широким набором показателей. При этом система показателей 2013 г. носит более сбалансированный характер по сравнению с предыдущими вариантами, в которых показатели взаимодействия (вариант 2011 г.) или экономики (вариант 2012 г.) носили преобладающий характер (рис. 3). В последней системе
до введения новой системы показателей между Форсайтами, которым соответствовали проекты, и текущими приоритетами инновационного развития отраслей, в которых эти проекты работают, не было очевидной связи. Показатель «актуальности» форсайтов измеряет то, насколько приоритетные направления Сколково совпадают с приоритетами развития ключевых партнеров и венчурных фондов, заключивших формальные соглашения с ИЦ. Представляется, что этот показатель имеет переходный характер, поскольку следующим логичным шагом будет измерение актуальности инновационных приоритетов по сравнению с другими институтами развития России, федеральными целевыми программами4 и крупнейшими госкомпаниями.
Появление этих более четких показателей сыграло положительную роль: в конце 2013 г новая редакция Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» была подписана Президентом РФ.
Система показателей Сколково: взгляд государства
Государственная подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» имеет в целом развитую и сбалансированную систему показателей, которая, с одной стороны, логически
энергетических технологий; 2) ядерные технологии; 3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры); 4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств; 5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Каждое из перечисленных стратегических направлений имело утвержденный список инновационных приоритетов, который был закреплен в нормативном документе ИЦ «Сколково», опубликованном на сайте Фонда. По сути, этот список представляет собой описание приоритетных направлений исследований и разработок по каждому из направлений деятельности, утвержденных консультативным научным советом Фонда и введенный в действие нормативным документом. Таким образом, любой проект, поступивший на рассмотрение экспертной коллегии Сколково, должен был отвечать не только инновационным критериям, но и соответствовать одному или нескольким инновационным приоритетам. Проекты, которые соответствовали таким приоритетам (любого кластера), могли получить статус «сколковских» при условии положительных ответов экспертов и на другие вопросы. Проекты, которые эксперты считали не соответствующими инновационным приоритетам, не получали такого статуса.
4 В частности, с ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [23].
■ Экономические П Р
■ Научные ПР Социальные ПР
Рис. 4. Распределение числа показателей результативности (ПР) по типологии подпрограммы «Создание и развитие ИЦ «Сколково»
продолжает взятый в 2013 г. курс на количественные показатели деятельности участников Сколково, а с другой — балансирует показатели всех упомянутых типов (рис. 4). Количественные значения показателей результативности, их тип и годовая динамика на период до 2020 г. представлены в табл. 4 [11].
Здесь многомерность инновационной экосистемы во многом учтена путем сочетания экономических, социальных и научных векторов в развитии Сколково. Процессные показатели, равно как и показатели взаимодействия с экосистемой, сюда уже не включены, однако это не означает, что они не будут использоваться в дальнейшем. Совет Фонда может принять решение о включении дополнительных показателей при ежегодном рассмотрении результатов работы ИЦ «Сколково».
Выводы и рекомендации по дальнейшему развитию показателей результативности Сколково
Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов и дать некоторые рекомендации по дальнейшему улучшению системы показателей Скол-ково, которые, по мнению автора, целесообразно учитывать в работе других институтов развития. Востребованность результатов исследований, т.е. их последующая коммерциализация должна быть измерена как на уровне странового, так и экспортного производства. В настоящий момент индикатор «актуальность форсайта» в системе показателей результативности Сколково определяет лишь то, насколько документы, отражающие инновационные приоритеты кластеров, имеют текстуальные
Таблица 4
Показатели результативности, утвержденные в подпрограмме «Создание и развитие ИЦ «Сколково» на 2013-2020 гг.
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Тип показателя
Число заявок на регистрацию объектов 200 225 250 275 300 325 350 Научный
интеллектуальной собственности,
созданных в ИЦ «Сколково»
Количество патентов, полученных на тер- 17 23 34 45 57 Научный
ритории иностранных государств, включая США, страны ЕС, Японию, ед.
Объем частных инвестиции, привлеченных 4,5 12,0 12,0 15,0 15,0 19,2 25,5 Экономический
в инновационную экосистему «Сколково»,
включая инвестиции в проекты компании-
участников и Сколтех, млрд руб.
Выручка компании-участников проекта 5 10 20 30 50 70 100 Экономический
«Сколково», полученная от результатов
исследовательской деятельности, млрд руб.
(накопленным итогом)
Число публикации в журналах, индексируе- 0,5 0,6 0,7 0,75 0,8 0,85 Научный
мых на портале «Сеть науки» (на 1 исследо-
вателя Сколтех)
Доля выпускников Сколтеха, вовлеченных 40 43 45 47 48 50 Социальный
в инновационную деятельность, %
Интегральныи вклад проекта «Сколково» 20 45 76 116 160 213 Экономический
в экономику Россиискои Федерации, %
(накопленным итогом)
Коэффициент пригодности инновационного 40 45 50 60 70 Социальный
центра для жизни и работы («коэффициент
счастья»)
Сокращение средних сроков коммерциали- 3 6 9 12 15 18 20 Экономический
зации проектов участников проекта «Скол-
ково», %
совпадения с аналогичными документами ключевых партнеров и венчурных фондов. Однако это еще не означает, что результаты работы проектных компаний Сколково будут востребованы этими партнерами в дальнейшем. В текущем виде данный показатель говорит только о качестве проработки самих документов. Именно поэтому целесообразно в будущем ввести два новых показателя в дополнение к имеющимся.
Первый показатель — это количество проектов, результаты которых используются (т.е. приносят прибыль) ключевыми партнерами Сколково и крупными отечественными госкорпорациями, имеющими соглашения со Сколково. Это поможет конкретизировать уровень востребованности результатов работы компаний (в случае, если этот показатель окажется достаточно значимым) и, соответственно, станет расти привлекательность статуса Сколково.
Второй показатель — доля экспортной выручки в общей выручке компаний — участников Сколково
от реализации своих проектов. Мониторинг этого показателя будет полезен, если ИЦ «Сколково», как это изначально задумывалось, действительно станет «катапультой» для инновационных компаний на международную арену. Дополнительно это должно помочь в обосновании необходимых затрат со стороны Сколково на дорогостоящие мероприятия, связанные с международным маркетингом и продвижением бренда «создано в Сколково».
Список литературы
1. БортникИ.М., ЗиновВ.Г., Коцюбинский В.А., СорокинаА.В. Вопросы достоверности статистической информации об инновационной деятельности в России // Инновации. 2013. № 10.
2. Вексельберг рассчитывает «вырастить» конкурентов Apple и Google в «Сколково». URL: http://forbes.ru/news/239733-vekselberg-rasschityvaet-vyrastit-konkurentov-apple-i-google-v-skolkovo.
3. Видение города. Фонд «Сколково». URL: http://community.sk.ru/innograd/p/vision.aspx.
4. Годовой отчет Фонда «Сколково» за 2012 г. URL: http://community.sk.ru/foundation/zoom/m/ suggestions/5389.aspx.
5. Д. Медведев: Переход российской экономики на инновационные рельсы пока не удается. URL: http:// top.rbc.ru/spb_freenews/06/06/2009/785980.shtml.
6. Деятельность институтов развития. Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov. m/mmec/activity/sections/mstdev/mstitute.
7. ЕфимовА.Р. Востребованность мер государственной инновационной поддержки в российской отрасли информационных технологий // Инновации. 2014. № 3.
8. Институты развития: что известно об их эффективности? URL: http://trv-science.ru/2013/04/09/in-stituty-razvitiya-chto-izvestno-ob-ikh-ehffektivnosti.
9. Ключевые результаты деятельности Сколково в 2011 г. URL: http://community.sk.ru/foundation/ events/december2011/experts-conference-2011/m/ mediagallery/123.aspx.
10. Наука и инновации: выбор приоритетов. URL: http://www.imemo.ru/files/File/ru/ publ/2012/12042.pdf.
11. Об утверждении госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (в новой редакции): распоряжение Правительства РФ от 13.08.2013 1414-р. URL: http://government. ru/docs/3843.
12. Об утверждении порядка и графика предоставления в «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» информационных отчетов участников проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково»: приказ «Фонда «Сколково» от 25.02.2014 № 44-Пр. URL: http://community.sk.ru/ news/m/wiki/8945/download.aspx.
13. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2011 г. URL: http://www.fasie.ru/media/files/ go_811.pdf.
14. Президент отклонил Федеральный закон о внесении изменений в закон об инновационном центре «Сколково». URL: http://kremlin.ru/ news/17120.
15. Проекту нужна критическая масса единомышленников. Интервью В.Ф. Вексельберга. URL: http://community.sk.ru/news/b/press/ar-chive/2009/11/13/proektu-nuzhna-kriticheskaya-massa-edinomyshlennikov-intervyu-vf-vekselberga. aspx.
16. Рекомендации по совершенствованию российских институтов развития. Российская экономическая школа. URL: http:// forinnovations. т/ир^Мос/Рекомевдации%20РИИР_РЭШ^.
17. Россия на пути к современной, динамичной и эффективной экономике. URL: https://www.ras. ru/news/shownews.aspx?id=4f0a07fe-8853-4eda-94 28-574f5fcf0654.
18. Руководство по созданию инновационных центров. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/ files/documents/2014/25348/3946.pdf.
19. Сколково: вид из иннограда. URL: http:// community. sk. ru/news/b/pre s s/archive/2012/12/27/ skolkovo-vid-iz-innograda.asp.
20. Совместное заседание Комиссии по модернизации и Попечительского совета Фонда «Сколково». URL: http://kremlin.ru/news/11079.
21. Спицын В.В. Оценка результативности развития высокотехнологичных отраслей зарубежных стран // Инновации. 2014. № 1.
22. Стратегия Фонда «Сколково» утверждена! URL: http: //community. sk. ru/foundation/b/strategy/ archive/2012/12/21/strategiya-fonda-_2200_skolkovo_ 2200_-utverzhdena_2100_.aspx.
23. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 № 426. URL: http://fcpir.ru.
24. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
25. An Assessment of the SBIR Program at the National Science Foundation. National Academies Press, 2008. URL: http://nap.edu/catalog/11929.html.
26. Capturing Change in Science, Technology, and Innovation: Improving Indicators to Inform Policy. National Academies Press, 2013. URL: http://nap. edu/catalog.php?record_id=18606.
27. Compendium of Evidence on Innovation Policy. URL: http://www.innovation-policy.org.uk/ compendium/Default.aspx.
28. Fontan J.M., Klein J.L., Tremblay D.G. Innovation and Society: Broadening the Analysis of the Territorial Effects of Innovation. URL: http://teluq. uquebec.ca/chaireecosavoir/pdf/NRC04-07A.pdf.
29. Mazzukato M. The Entrepreneurial State: Debunking Public vs. Private Myths in Risk and Innovation, 2013, Amazon kindle edition. P. 928940.
National interests: priorities and security Innovation and investment
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
EVOLUTION OF THE SYSTEM OF PERFORMANCE INDICATORS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR INNOVATION: THE CASE OF THE SKOLKOVO INNOVATION CENTER
Al'bert R. EFIMOV
Abstract
The Russian President Vladimir V. Putin made a call for the serious audit of the Russian institutions of the innovation development as well as the consequent evaluation of their effectiveness and efficiency, which serve as an important signal to all participants of the national innovation system to take a fresh look at the methods of evaluating progress of the national economy modernization. The article examines the methods of evaluation of the state support measures of the innovation development of enterprises. The main objective of this article is to compile typologies of performance indicators of the state support and the study of the evolution of these indicators system using a specific example. The author conducts a review and analyzes the main works of the domestic and foreign researchers on the issues of the assessment of an impact of the state support on innovation development. The paper provides the assessment methodology of performance and building of typology of the indicators of performance based on the study of the case of one of the Russian development institutions — the Skolkovo Innovation Center. The results of an analysis enable to make some conclusions and recommendations for further improvement of the Skolkovo Innovation Center's performance indicators, which must be considered for further implementation in other development institutions. The author points out that the demand for the applied research, i.e. their commercialization should be measured not only at the national level, but also at the level of an export production to determine the extent of innovations actors in the global value chains. The paper proposes another criterion for the performance measurement of the innovation support of the measures in the form of the quantitative analysis of projects. The large Russian and foreign companies successfully implement these products and solutions.
Keywords: innovation, information technology, Skolkovo, cluster, performance
References
1. Bortnik I.M., Zinov V.G., Kotsyubinskii V.A., Sorokina A.V. Voprosy dostovernosti statisticheskoi in-formatsii ob innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii [The problems of the statistical information reliability about the innovation activities in Russia]. Innovatsii — Innovation, 2013, no.10.
2. Vekselberg hopes to "bring up" in Skolkovo, those who will launch competition to Apple and Google. Available at: http://forbes.ru/news/239733-vekselberg-rasschityvaet-vyrastit-konkurentov-apple-i-google-v-skolkovo. (In Russ.)
3. The vision of the city. The Skolkovo Foundation. Available at: http://community.sk.ru/innograd/p/vision. aspx. (In Russ.)
4. The Annual report of the Skolkovo Foundation for 2012. Available at: http://community.sk.ru/founda-tion/zoom/m/suggestions/5389.aspx. (In Russ.)
5. Dmitry Medvedev: the Russian economy switch to an innovative path remains elusive. Available at: http://top.rbc.ru/spb_freenews/06/06/2009/785980. shtml. (In Russ.)
6. Activities of the development institutions. The Ministry of Economic Development of Russia. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ instdev/institute. (In Russ.)
7. Efimov A.R. Vostrebovannost' mer gosudarst-vennoi innovatsionnoi podderzhki v rossiiskoi otrasli informatsionnykh tekhnologii [The demand for measures to provide the State support for the Russian IT industry innovation]. Innovatsii — Innovation, 2014, no. 3.
8. Development institutions: what do we know about their effectiveness? Available at: http://trv-sci-ence.ru/2013/04/09/instituty-razvitiya-chto-izvestno-ob-ikh-ehffektivnosti. (In Russ.)
9. The key results of the Skolkovo Foundation activity in 2011. Available at: http://community.sk.ru/ foundation/events/december2011/experts-conference-2011/m/mediagallery/123.aspx. (In Russ.)
10. Science and innovation: the choice of priorities. Available at: http://www.imemo.ru/files/File/ ru/publ/2012/12042.pdf (In Russ.)
11. Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the State program of economic development and innovation economy" (new edition) of August 13, 2013 1414-r. Available at: http://govern-ment.ru/docs/3843. (In Russ.)
12. Order of the Skolkovo Foundation "On Approval of the procedure and the timetable for submission of information reports of the participants of a project of establishment and provision of functioning of the Skolkovo Innovation Center to the Development Fund of the Center for development and commercialization" of February 25, 2014 № 44-Pr. Available at: http://communitysk.ru/news/rn/wiki/8945/download. aspx. (In Russ.)
13. Report of the Foundation for assistance to small innovation enterprises in the scientific and technical field for 2011. Available at: http://www.fasie.ru/me-dia/files/go_811.pdf. (In Russ.)
14. The President rejected the Federal Law, which amends the Law on the Skolkovo Innovation Center. Available at: http://kremlin.ru/news/17120. (In Russ.)
15. The project needs a critical mass of the like-minded people. Interview with Victor Vekselberg. Available at: http://community.sk.ru/news/b/press/ archive/2009/11/13/proektu-nuzhna-kriticheskaya-massa-edinomyshlennikov-intervyu-vf-vekselberga. aspx. (In Russ.)
16. Recommendations to improve the development of the Russian institutions. The Russian economic school. Available at: http:// forinnovations.ru/upload/ doc/Рекомеццацнн%20РHHР_РЭm.pdf. (In Russ.)
17. Russia on the path to a modern, dynamic and efficient economy. Available at: https://www.ras.ru/ news/shownews.aspx?id=4f0a07fe-8853-4eda-9428-574f5fcf0654. (In Russ.)
18. A guide to creating of innovation centers. Available at: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/docu-ments/2014/25348/3946.pdf. (In Russ.)
19. The Skolkovo innovation city: a view from an innovation center. Available at: http://community. sk.ru/news/b/press/archive/2012/12/27/skolkovo-vid-iz-innograda.asp. (In Russ.)
20. Joint meeting of the Commission for modernization and the Board of trustees of the Skolkovo Foundation. Available at: http://kremlin.ru/news/11079. (In Russ.)
21. Spitsyn V.V. Otsenka rezul'tativnosti razvitiya vysokotekhnologichnykh otraslei zarubezhnykh stran [An evaluation of the efficiency of the high-tech industries development in the foreign countries]. In-novatsii — Innovation, 2014, no. 1.
22. The Skolkovo Foundation strategy is approved! Available at: http://community.sk.ru/foundation7b/strat-egy/archive/2012/12/21/strategiya-fonda-_2200_skolk-ovo_2200_-utverzhdena_2100_.aspx. (In Russ.)
23. The Federal targeted program "Research and development in priority directions of the Russian scientific-technological complex development in 2014-2020". Approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of May 21, 2013 № 426. Available at: http://fcpir.ru. (In Russ.)
24. Schumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development]. Moscow, Progress Publ., 1982, 455 p.
25. An Assessment of the SBIR Program at the National Science Foundation. National Academies Press, 2008. Available at: http://nap.edu/catalog/11929.html.
26. Capturing Change in Science, Technology and Innovation: Improving Indicators to Inform Policy. National Academies Press, 2013. Available at: http:// nap.edu/catalog.php?record_id=18606.
27. Compendium of Evidence on Innovation Policy. Available at: http://www.innovation-policy.org. uk/compendium/Default.aspx.
28. Fontan J.M., Klein J.L., Tremblay D.G. Innovation and Society: Broadening the Analysis of the Territorial Effects of Innovation. Available at: http://teluq. uquebec.ca/chaireecosavoir/pdf/NRC04-07A.pdf.
29. Mazzukato M. The Entrepreneurial State: Debunking Public vs. Private Myths in Risk and Innovation, Amazon Kindle Edition, 2013, pp. 928-940.
Al'bert R. EFIMOV
Fund for Development of Center
for Development and Commercialization
of New Technologies (the Skolkovo Foundation),
Moscow, Russian Federation