Научная статья на тему 'Востребованность мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий'

Востребованность мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / СКОЛКОВО / SKOLKOVO / КЛАСТЕР / CLUSTER / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / DEMAND / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов А. Р.

В статье приводится обзор используемых мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий, а также анализ их результативности и востребованности с точки зрения создателей инноваций. Анализ проведен на основе новых эмпирических данных по кластеру информационных технологий инновационного центра «Сколково»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance for state support of innovative enterprises in the Russian IT industry

This article provides an overview of the measures used by Russian state to support innovative enterprises in the Russian sector of information technology (IT industry) as well as analysis of their effectiveness and relevance from the point of view of the creators of innovations themselves. Analysis is based on new empirical data from Cluster Information Technology in «Skolkovo» Innovation Center

Текст научной работы на тему «Востребованность мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий»

Востребованность мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий

В статье приводится обзор используемых мер государственной поддержки инновационных предприятий в российской отрасли информационных технологий, а также анализ их результативности и востребованности с точки зрения создателей инноваций. Анализ проведен на основе новых эмпирических данных по кластеру информационных технологий инновационного центра «Сколково».

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, Сколково, кластер, результативность, востребованность.

А. Р. Ефимов, аспирант ИМЭМО РАН, директор по ИТ-проектам, некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») e-mail: [email protected]

Востребованность

Дихотомия между тем «что нужно» и тем «что (воз) можно» является одной из наиболее частых тем при обсуждении новых мер инновационной политики. Иногда вторая часть дихотомии (возможность) подменяется желанием что-то сделать, которое далеко не всегда коррелирует с тем, что по-настоящему востребовано.

Эта дихотомия характерна для действий государства по развитию инновационной экосистемы. Государство до последнего времени не проводило систематического анализа потребностей основных создателей ценности инноваций, т. е. самих инновато-ров, ограничиваясь эпизодической оценкой масштаба выполненных программ, и ориентируясь в первую очередь на показатели бюджетных расходов и некоторые другие количественные индикаторы.

Проведение анализа потребностей инноваторов в отношении небходимой поддержки со стороны государства наталкивается на такие естественные трудности, как постоянно меняющийся спектр инновационных технологий и огромное (даже для России) количество предприятий, вовлеченных в создание инноваций. При этом, данные об успешности мер поддержки инноваций имеют низкую достоверность и не проходят систематическую проверку со стороны исследователей. Сложности сбора данных для анализа эффективности и результативности отечественных мер поддержки отмечает множество исследователей вопроса. В частности, о таких трудностях говорилось в подготовленных Российской экономической школой «Рекомендациях по совершенствованию российских институтов инновационного развития» [1] представленных на форуме «Открытые Инновации-2012».

Однако прежде чем задаваться вопросом — достигнуты ли планируемые результаты благодаря этим

мерам, следует ответить на вопрос — какие меры поддержки являются востребованными со стороны самих предпринимателей. Целью данной статьи является исследование востребованности видов господдержки инноваций. Исследование проводится на примере компаний - участников кластера информационных технологий инновационного центра Сколково.

Созданный на основе Федерального закона № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» в 2010 г. [2] инновационный центр «Сколково» (далее — ИЦ «Сколково»), начиная с 2010 г. до конца 2012 г. проводил политику, направленную на резкий рост числа привлеченных предприятий-участников, создавая критическую массу инноваторов по всем пяти направлениям своей деятельности: биомедицинские, ядерные, космические, энергоэффективные и информационные технологии1. Следует отметить, что в начале 2013 г. ИЦ «Сколково» скорректировал подход, усилив акцент на качестве проектов [3], что отразилось в принятой в декабре 2012 г. новой стратегии «Сколково».

Тем не менее, именно резкий рост числа предприятий - участников «Сколково» — до 10002 — получивших юридический статус, а также связанные с этим различного рода льготы (подробнее далее), а ряд из них — финансовую поддержку со стороны ИЦ «Сколково», позволяет говорить о создании базы для целенаправленного исследования влияния государственных мер поддержки на построение инновацион-

1 Множество организаций - участников по каждому из направлений в «Сколково» получило название «кластер». Таким образом, в «Сколково» насчитываетя пять кластеров, совпадающих с направлениями, утвержденными ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"».

2 Данные фонда «Сколково» по состоятнию на начало I квартала 2013 г.

О (N

Ю 00

со

и <

со О

о

ю оо

со

< со

о

ного собщества в России, и, в частности, изучения востребованности мер поддержки, предлагаемых одним из институтов развития для инноваторов.

Важность ИТ-отрасли для инновационного развития России

Как пишет известный американский исследователь российской и советской науки Л. Грэхэм в своей последней книге «Одинокие идеи» [5]: «в последние годы Россия добилась уверенного успеха в отрасли разработки программного обеспечения». Три российские компании — Лаборатория Касперского, Абби и Параллелз — производят программное обеспечение, которое можно найти на большинстве компьютеров мира. Изменение технологической парадигмы и переход к эпохе пост-ПК в связи с бурным ростом использования планшетов рождает новых лидеров отрасли приложений — Еуегпо1е [6], News360 [7] — и все это российские стартапы.

По мнению Л. Грэхэма [5], в основе успешности российской ИТ-отрасли лежат два фактора: 1) очень хорошее (по международным меркам) естественнонаучное и математическое образование населения России и 2) относительно низкий «входной» билет для новых компаний в отрасль — нужна лишь сама идея, научно-техническая инновация и люди, способные ее реализовать, обходясь без значительных затрат на дорогостоящее оборудование или длительные исследования. Хотя отчасти рост внутреннего ИТ-рынка и обусловлен закупками государства и компаний с государственным участием, но тем не менее, экспорт российской ИТ-отрасли также является значимым и превышает $4 млрд в год [8].

Косвенным свидетельством лидерства ИТ-отрасли в инновационной активности малых предприятий России может служить тот факт (рис. 1), что именно

по этому направлению зафиксировано максимальное число обратившихся за статусом в ИЦ «Сколково», превосходящее почти в шесть раз минимальное число обращений, которое приходится на кластер ядерных технологий. При этом, конкурсный отбор заявок в ИТ-кластер является одним из самых высоких в целом по ИЦ «Сколково» (рис. 2).

Таким образом, успешность развития ИТ-отрасли с одной стороны и специфика отрасли, обуславливающая минимальное влияние на нее «ресурсного проклятия» России, с другой, делают именно эту отрасль хорошей эмпирической базой для оценки мер государственной политики в отношении стимулирования малых компаний к инновационной деятельности.

Сколковский отбор

Прежде чем переходить к анализу опыта «Скол-ково», следует рассмотреть, что представляют его участники, каким образом они отбираются и насколько обоснованым может быть заключение о том, что востребованные в «Сколково» меры поддержки инновационных ИТ-компаний будут также востребованы и другими специализирующимися на ИТ-отрасли кластерами.

Если сформулировать кратко [9], то получить статус «участника проекта "Сколково"» может любое российкое юридическое лицо — организация, соответствующая следующим критериям:

1. Проект получил положительную оценку экспертной коллегии «Сколково» по одному из пяти направлений.

2. Учредительные документы организации (как правило, это Устав) разрешают только исследования, разработку и коммерциализацию их результатов по направлениям деятельности «Сколково» (биомедицинские, энергоэффективные, ядерные, космические и информационные технологии).

3. Организация обязуется соблюдать утвержденные ИЦ «Сколково» Правила проекта и Федеральный закон «Об инновационном центре "Сколково"».

Рис. 1. Распределение числа заявок, поданных на получение статуса участника «Сколково» по направлениям (сентябрь 2013 г.) Источник: данные ИЦ «Сколково»

Рис. 2. Распределение числа отсеянных заявок на получение статуса участника и организаций получивших статус участника проекта Источник: данные ИЦ «Сколково»

4. Организация обязуется разместить постоянно действующий исполнительный орган на территории инновационного центра до 1 января 2016 г. Эти условия позволяют стать участником «Сколково» довольно широкому кругу организаций. По данным, предоставленным сотрудниками кластера ИТ «Сколково», в портфеле есть компании-участники, в которых работает более тысячи сотрудников, равно как и компании всего лишь с двумя сотрудниками.

С 2010 г., «Сколково» создает внешнюю, независимую экспертную панель, включающую технологических экспертов, венчурных инвесторов и ученых-исследователей, которые оценивают проекты, ищущие получения статуса «участник». Проект может быть инициирован юридическим или физическим лицом3 и оценивается экспертами «Сколково» по пяти критериям. Ответ на каждый вопрос (да/нет) эксперт обязательно сопровождает комментарием, поясняющим его ответ:

1. Обладает ли технология (или продукт) потенциальными конкурентными преимуществами по сравнению с мировыми аналогами?

2. Обладает ли создаваемая технология (или продукт) существенным потенциалом коммерциализации, как минимум, на российском, а в перспективе, на мировом рынке?

3. Реализуем ли проект и не противоречит ли основополагающим научным принципам (или, иначе говоря, не является ли предложенная инновация лженаукой)?

4. Обладает ли команда проекта необходимыми знаниями и опытом для успешной реализации проекта?

5. Есть ли в команде проекта специалист (возможно, несколько специалистов), имеющий международный опыт в области предлагаемого проекта? Важно понимать, каким образом были выбраны

данные критерии. Если исходить из полного названия ИЦ «Сколково» — некоммерческий фонд развития центра коммерциализации новых технологий «Сколково», то можно сказать, что основная задача «Сколково» — помогать в коммерциализации новых технологий и разработок. Вышеуказанные пять критериев полностью соответствуют данному определению — предложенный проект должен обладать новизной, которая коммерциализуема. Команда проекта должна иметь международный опыт в области данного проекта. Отметим, что вопрос относительно того, не является ли проект лженаукой практически постоянно имеет негативный ответ среди экспертов кластера ИТ.

Текущие меры поддержки ИТ-компаний в «Сколково»

Основные меры господдержки малых инновационных предприятий хорошо известны. Их можно разделить на два вида:

3 Так называемая предварительная экспертиза. В случае положительного решения экспертной коллегии кластера заявитель должен пройти процедуру согласования юридических документов для завершения получения статуса.

• прямые экономические виды поддержки: гранты, субсидии и ссуды на исследования и коммерциализацию результатов;

• косвенные виды поддержки: налоговые льготы, упрощенный (льготный) доступ к необходимой для исследований инфраструктуре, упрощенный визовый и таможенный режимы и т. п., обучение, создание коммуникационных возможностей, в том числе институциональных, для диффузии знаний между всеми участниками инновационной экосистемы.

ИЦ «Сколково», выступая в роли агента - соисполнителя государственной подпрограммы [10], предоставляет следующие виды государственной поддержки организациям, получившим юридический статус «Сколково»:

• прямая финансовая поддержка (возможность грантовой поддержки);

• косвенная финансовая поддержка:

- освобождение от налога на прибыль;

- освобождение от НДС;

- освобождение от налога на имущество организаций ;

- пониженный тариф страховых взносов (ЕСН) — 14%;

- компенсация таможенных платежей в отношении ввозимого оборудования для исследований;

• экспертная, образовательная и коммуникационная поддержка:

- экспертиза проектов на стадии получения статуса участника и получения гранта;

- доступ для участников стартапов на проводимые «только по приглашению» мероприятия для аккредитованных в «Сколково» и зарубежных венчурных инвесторов, бизнес-ангелов. Это делается через проводимые в России и зарубежом конференции и семинары [11, 12];

- доступ к образовательным [13] и акселераци-онным программам поддержки «Сколково», Сколковского университета науки и технологий, ключевых партнеров ИЦ «Сколково» и институтов развития РФ;

- маркетинговая поддержка и помощь в продвижении продукции (выставки, конференции).

- использование кластерных коммуникационных сетей для развития контактов участников с ключевыми партнерами ИЦ «Сколково», ключевыми заказчиками из числа госкомпаний и крупных отечественных и зарубежных организаций. Следует отдельно отметить, что данная функция в «Сколково» по каждому из пяти стратегических направлений выполняется соответствующим кластером (организационной единицей ИЦ «Сколково»), отвечающим за работу с участниками;

• инфраструктурная поддержка участников проекта:

- доступ к оборудованию и услугам технопарка «Сколково»;

- доступ к программному обеспечению по льготным расценкам от зарубежных (Майкрософт)

о

ю оо

со

<

со О

о

CN

ю оо

со

<

со

о

и отечественных (Аббии, Параллелз) производителей;

- доступ к аренде помещений для размещения сотрудников. Данный вид поддержки предоставляется «Сколково» в ограниченном режиме. Несколько участников размещены в Гиперкубе на территории ИЦ «Сколково» и в бизнес-школе «Сколково». Одним из уникальных видов поддержки в «Скол-ково» является экспертиза проектов. Выше было отмечено, что через экспертизу «Сколково» прошло более 5000 проектов. Сам факт того, что эксперты дают публичные отзывы (большей частью негативные) на проекты, помогает авторам-заявителям улучшить материалы, а иногда и перепозиционировать создаваемую технологию или продукт в соответствии с полученными замечаниями. В свете оценки востребованности мер поддержки стоит отдельно остановиться на анализе сколковской экспертизы.

Общая экспертная панель «Сколково» включает 1000 экспертов4, имеющих компетенции и опыт мирового уровня в стратегических направлениях «Сколково» (биомедицинские, энергоэффективные, космические, ядерные и информационные технологии). В частности, для кластера ИТ экспертная панель состоит на 30% из иностранных представителей [14]. Как было упомянуто, общее количество поступивших заявок на статус участника «Сколково» составляет более 5 тыс. С учетом того, что каждый заявитель получает минимально 25 ответов (ответы на пять вопросов от минимально пяти экспертов) то экспертная коллегия предоставила около 125 тыс. отзывов на поступившие проекты с учетом всех пяти указанных выше критериев.

Сравнительный анализ эффективности и результатов работы отечественных институтов развития («Сколково», РВК и Роснано) был предпринят в небольшом исследовании И. Г. Дежиной [15] по результатам работы российских институтов инновационного развития за 2012 г. Конкретные рекомендации по сбору показателей эффективности также содержались в ранее упомянутом исследовании РЭШ.

Большинство из ранее высказанных предложений РЭШ были учтены в новом подходе к измерению ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы ИЦ «Сколково», сформулированном в утвержденной Кабинетом министров РФ [16] подпрограмме «Создание и развитие инновационного центра "Сколково"». Новая система КПЭ представляет собой набор из следующих показателей:

1. Число заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, созданных в инновационном центре «Сколково».

2. Количество патентов, полученных на территории иностранных государств, включая США, Европу, Японию.

3. Объем частных инвестиций, привлеченных в инновационную экосистему «Сколково», включая инвестиции в проекты компаний-участников и Сколтех.

Таблица 1

Исполнение показалей эффективности компаниями -участниками ИЦ «Сколково»5 по данным за первое полугодие 2013 г.

Показатель Факт, первое План, весь Факт, первое

полугодие 2013 г., кла- 2013 г., кластер полугодие 2013 г., все

стер ИТ ИТ кластеры

Число заявок на 188 шт. 50 шт. 611 шт.

регистрацию объ-

ектов интеллектуальной собствен-

ности

Объем частных ин- 1399 млн руб. 1231 млн 2404 млн руб.

вестиций, привле- руб.

ченных в проекты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участников

Выручка компа- 2778 млн руб. 586 млн 4608 млн руб.

ний -участников руб.

проекта Сколково

4

5.

6.

7.

8. 9.

Выручка компаний - участников проекта «Сколково», полученная от результатов исследовательской деятельности (накопленным итогом). Число публикаций в журналах, индексируемых в «Сеть науки» (на 1 исследователя Сколтех). Доля выпускников Сколтеха, вовлеченных в инновационную деятельность.

Интегральный вклад проекта «Сколково» в экономику Российской Федерации (накопленным итогом).

Коэффициент пригодности инновационного центра для жизни и работы (коэффициент счастья).

Сокращение средних сроков коммерциализации проектов участников проекта «Сколково». По данным Департамента по стратегии ИЦ «Скол-ково» сбор информации по показателям проводится с конца 2012 г. В настоящий момент данные по показателям 1-4 собираются ежеквартально на основе опроса участников с помощью автоматизированной системы сбора информации. В табл. 1 приведены данные по кластеру ИТ и по всему ИЦ «Сколково» за первую половину 2013 г. с учетом плановых значений.

Таким образом, можно констатировать, что «Скол-ково» уже сейчас имеет достаточно ясные показатели эффективности, соответствующие ранее высказанным рекомендациям РЭШ и проводит регулярные измерения их значений. При этом, можно отметить, что согласно приведенным в табл. 1 показателям, компании - участники кластера ИТ ИЦ «Сколково» достигают положительных результатов.

Однако полные реальные результаты деятельности ИЦ «Сколково», измеренные по утвержденным в подпрограмме показателям, можно будет увидеть не ранее конца первого квартала 2014 г.

Но даже знание КПЭ ИЦ «Сколково» и оценки их выполнения не дает ответа на вопрос — нужны ли перечисленные выше меры с точки зрения самих объектов господдержки — сколковских инноваторов.

4 По данным грантовой службы ИЦ «Сколково» (предоставлено ИЦ «Сколково»).

5 Данные предоставлены Департаментом стратегии «Скол-ково».

Анализ эмпирических данных

В сентябре 2013 г. автором статьи был проведен опрос среди руководителей компаний - участников кластера ИТ «Сколково» с целью выяснения относительной важности ряда мер господдержки, предлагаемых «Сколково». Оценка проводилась на основе анкеты (см. табл. 2), по вопросам закрытого типа. Анкета была разослана в 143 компании-участника. Ответы поступили от 80 руководителей компаний, таким образом, возврат анкет составил 56%, что делает результаты проведенного опроса репрезентативными.

Рис. 3 в графической форме иллюстрирует ответы, полученные в результате проведенного опроса.

Как можно видеть из усредненных значений результатов опроса, представленных в графической форме на рис. 3, тройкой лидеров по оценке степени важности для бизнеса мер поддержки являются (в порядке убывания): грантовая поддержка, налоговые льготы и поддержка кластера в части диффузии опыта и знаний между участниками, взаимодействие с государством и маркетинговая поддержка (если объединить пп 6-8 в единое целое).

Следует отметить отдельно, что следующим по важности пунктом после указанных выше лидеров является экспертиза проектов. При этом, данная экспертиза становится намного более значимой для бизнеса, по мнению руководителей компаний, в зависимости от того, получила ли организация грант или нет (см. рис. 4). Так, грантополучатели в целом оценивают на 0,5 балла выше значимость экспертизы для своего бизнеса, чем организации, использующие статус «Сколково» лишь для получения других льгот. Экспертиза грантовых проектов специалистами может (и должна) являться одним из факторов диффузии знаний, которые должны происходить в любой инновационной экосистеме. Полученные данные позволяют опровергнуть заявления некоторых венчурных капиталистов относительно того, что предоставляемое ИЦ «Сколково» грантовое финансирование — «тупые деньги», «просто деньги» в противоположность «умным деньгам» венчурных инвесторов, как пропагандируют многие венчурные инвесторы [17, 18].

Уровень экспертизы «Сколково» настолько высок, даже по оценке субъектов экспертизы, что положительная оценка экспертов может существенно усилить переговорную позицию инновационного предприятия во взаимодействии с потенциальными инвесторами. Отрицательная оценка экспертов в свою очередь (и сопутствующие комментарии) может служить сигналом для исправления ситуации или прекращения финансирования вследствие бесперспективности (что случается с рисковыми венчурными проектами). Гранты «Сколково», таким образом, при наличии описанной экспертной оценки, обеспечивают высокое качество отбора проектов, а отбор соискателей для поддержки не менее эффективен, чем тот, что происходит в среде венчурных инвесторов.

В числе не востребованных видов поддержки со стороны «Сколково» оказываются таможенные и визовые льготы.

Представляется разумным следующее объяснение невостребованности этих льгот:

1. Таможенные льготы не используются большинством ИТ-компаний, ставших участниками кластера ИТ «Сколково», потому что основным орудием производства инноваций в отрасли являются различные информационные системы, для приобретения которых не нужно проходить процедуру получения таможенных документов. Все информационные системы доступны с помощью «облачных сервисов» и, фактически не связаны с импортом.

2. Визовые льготы для приглашения иностранных специалистов имеют ограниченное значение, так как личное присутствие специалистов в области информационных технологий в большинстве случае можно заменить сеансом телеконференции, причем при использовании Зкуре, совершенно бесплатно.

Выводы и рекомендации

Как уже было отмечено, ИТ-отрасль характеризуется тем, что основные затраты на создание любого продукта, в том числе инновационного, приходятся

Таблица 2

Анкета опроса компаний - участников кластера ИТ «Сколково»

Вопрос: «Оцените в целом значимость текущих мер поддержки, оказываемых в Сколково для вашей организации» Шкала важности для бизнеса участника

1. Налоговые льготы 1 - не имеет значения... 5 - критическое значение

2. Таможенные льготы 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

3. Визовые льготы 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

4. Гранты на исследования и разработки 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

5. Оцените значимость уже полученной поддержки кластера в части networking, получения необходимой информации о работе ИЦ Сколково 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

6. Помощь в продвижении (выставки, конференции, роад-шоу) 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

7. PR поддержка проекта с помощью СМИ 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

8. Участие в государственных мероприятиях, проводимых ИЦ «Сколково» 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

9. Оказала ли внешняя экспертиза вашего проекта на этапе получения статуса участника полезное влияние на ваше видение его исполнения? 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

10. В случае, если ваш проект проходил через внешнюю экспертизу грантового меморандума (на этапе подачи проекта или отчета по его исполнению), оказали комментарии экспертов полезное влияние на ход его исполнения 1 - не имеет значения. 5 - критическое значение

Среднее значение Грантополучатели Только статус

Рис. 3. Среднее значение важности мер господдержки в «Сколково», по оценкам участников, получивших лишь статус «Сколково» и грантополучателей

о

ю 00

со

<

со О

на фонд оплаты труда (работников, участвующих в создании результатов инновационной деятельности). Это подтверждают полученные в ходе исследования автора статьи оценки, данные самими инноваторами, о полезности предлагаемых для них мер господдержки: наиболее востребованные меры поддержки напрямую связаны с тем, каким образом малое инновационное предприятие может увеличить ФОТ, и соответственно, штат исследователей и оптимизировать налоговую нагрузку. Это делает гранты на исследования и налоговые льготы наиболее оптимальными и востребованными мерами поддержки для инновационных предприятий, участвующих в «Сколково».

Будет большой ошибкой предположить, что только прямые финансовые меры полезны для инноваторов. Диффузия знаний, поддержка маркетинговой активности (помощь в заключении первого контракта) и оценка инновационных проектов экспертами мирового уровня также имеет существенное значение, что подтверждается проведенным опросом среди участников «Сколково». Расхожее мнение о том, что «умные деньги» можно найти только у венчурных инвесторов не находит своего подтверждения в ИЦ «Сколково», так как уровень полезности экспертизы проектов высоко оценивается самими инноваторами.

С другой стороны, проведенный выше план/факт анализ исполнения КПЭ компаний - участников кластера ИТ «Сколково» позволяет сделать вывод о том, что меры поддержки дают положительный результат, многократно превосходящий ожидания (план), что, безусловно, свидетельствует о результативности применяемых мер. Иными словами, результат обеспечивается за счет того, что делается именно то, что «востребованно».

Следует отметить, что возможности компаний -участников кластера ИТ были недооценены при установке плановых значений КПЭ, так как фактические

значения превышают плановые в 2,3 раза по данным за первое полугодие 2013 г.

Глобальность ИТ-рынка делает малозначимыми для большинства инноваторов ИТ-отрасли такие виды поддержки как таможенные (импорт) и визовые льготы.

В силу ранее сделанного предположения о репрезентативности выборки кластера ИТ «Сколково» как отражения всей инновационной активности ИТ-отрасли, можно также заключить что сказанное выше относится ко всем инноваторам ИТ-отрасли России.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие рекомендации для ИЦ «Сколково»:

1.

Проводить оценку степени полезности внешней экспертизы проектов при получении статуса с вовлечением самих заявителей или грантополу-чателей для анализа влияния экспертизы на ход проектов. Такая оценка могла бы происходить в форме опроса заявителя о степени полезности комментария конкретного эксперта по каждому из критериев. При этом, общая оценка заявителей

Рис. 4. Значимость полезности внешней экспертизы для проекта в зависимости от того, получен грант или нет (важность от 1 — минимально до 5 — максимально)

могла бы также сообщаться самим экспертам. Сбор и анализ такой информации можно было бы использовать для повышения качества предлагаемой экспертизы проектов без существенного увеличения затрат на ее проведение.

2. Проведение качественной международной экспертизы поступающих в «Сколково» проектов необходимо добавить в список преимуществ «Сколково» для участников и отразить в доступных информационных материалах ИЦ «Сколково».

3. Провести корректировку показателей ИТ-кластера «Сколково» с учетом того факта, что достигнутные показатели превышают плановые более чем в два раза.

Список использованных источников

1. Рекомендации по совершенствованию российских институтов инновационного развития. М.: Российская экономическая школа, 2012. http://www.forinnovations.ru/upload/doc/Реко-мендации%20РИИР_РЭШ^£

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"». http:// www.rg.ru/2010/09/30/skolkovo-dok.html.

3. Н. Логутнова, А. Сакоян. «Сколково»: вид из Иннограда. http:// www.polit.ru/article/2012/12/27/skolkovo.

4. Е. И. Иноземцева. Стратегия Фонда «Сколково» утверждена!. http://community.sk.ru/foundation/b/strategy/ archive/2012/12/21/strategiya-fonda-_2200_skolkovo_2200_-utverzhdena_2100_.aspx.

5. L. Graham. Lonely ideas: Can Russia compete? MIT Press, 2013.

6. EVERNOTE — a russian success story in the valley. http://rusbase. com/podcasts/evernote-russian-success-story-valley.

7. Showing Off a Tablet's Graphical Powers, Android Style. http:// www.nytimes.com/2012/11/15/technology/personaltech/apps-that-dart-and-delight-on-tablets-piloted-by-android.html?_r=0.

8. Распоряжение Правительства России от 20 июля 2013 г. №1268-р «Дорожная карта развития ИТ-отрасли России». http://government.ru/media/files/41d47b5d6fc5471bcd6c.pdf.

9. Подробная информация о содержании юридического понятия «статус участника проекта "Сколково"». http://community. sk.ru/press/m/wiki/4280/download.aspx.

10. http://community.sk.ru/press/b/weblog/archive/2013/08/01/ pravitelstvo-rossii-vklyuchilo-podprogrammu-sozdanie-i-razvitie-innovacionnogo-centra-_1c20_skolkovo_1d20_-v-

gosudarstvennuyu-programmu-ekonomicheskoe-razvitie-i-innovacionnaya-ekonomika.aspx.

11. http://community.sk.ru/press/b/reporter/archive/2013/05/22/ primer-klassicheskogo-netvorkinga.aspx.

12. http://community.sk.ru/press/b/reporter/archive/2013/08/09/ skolkovo-silicon-valley-road-show2013.aspx.

13. http://openu.ru/about.

14. С составом экспертной панели кластера ИТ можно ознакомиться. http://community.sk.ru/foundation/itc/p/team.aspx.

15. И. Г. Дежина. Институты Развития, что известно об их эффективности//«Троицкий вариант», № 126, 09.04.2013. http://trv-science.ru/2013/04/09/instituty-razvitiya-chto-izvestno-ob-ikh-ehffektivnosti.

16. http://community.sk.ru/press/b/weblog/archive/2013/08/01/ pravitelstvo-rossii-vklyuchilo-podprogrammu-sozdanie-i-razvitie-innovacionnogo-centra-_1c20_skolkovo_1d20_-v-gosudarstvennuyu-programmu-ekonomicheskoe-razvitie-i-innovacionnaya-ekonomika.aspx.

17. Гранты почти наверняка не «умные деньги», поэтому они на третьем месте. С. Белоусов в интервью Форбс. http://www. forbes.ru/tehnologii-column/internet-i-svyaz/233289-vrednye-privychki-startaperov.

18. М. Цыганков. «Умные деньги» — когда они приходят от инвестора, способного помочь начинающему бизнесу еще и своими связями, «просто деньги» — грант, который не требует отдачи, «тупые деньги» — они вложены инвестором, ничего не понимающим в будущем бизнесе, но активно продвигающем свою политику управления//Конференция Upstart Conf. http://2012. russianinternetweek.ru/news/320.

The relevance for state support of innovative

enterprises in the Russian IT industry A. R. Yefimov, postgraduate student, Institute of World Economy and International Relations of Russian Academy of Sciences, IT Projects Director, Non-commercial organization Foundation for Development of the Center for Elaboration and Commercialization of New Technologies (Skolkovo Foundation).

This article provides an overview of the measures used by Russian state to support innovative enterprises in the Russian sector of information technology (IT industry) as well as analysis of their effectiveness and relevance from the point of view of the creators of innovations themselves. Analysis is based on new empirical data from Cluster Information Technology in «Skolkovo» Innovation Center.

Keywords: innovation, information technology, Skolkovo, a cluster, efficiency, demand.

XI Банковский саммит по инновациям и развитию в Киеве

24-27апреля 2014 г., Украина, Киев, отель Intercontinental Kiev

Банковский саммит по инновациям и развитию, который в этом году будет проходить уже в 11-й раз, организован Центром финансовых технологий (ЦФТ) — инновационной компанией, работающей в области IT для финансового сектора России.

Основная тема нынешнего саммита - «Бизнес-модель банка: настоящее и будущее». В первый день мероприятия участникам будет предложено обсудить сценарии развития банковского рынка, источники развития банков и другие актуальные вопросы.

Второй день посвящен будущему банковских услуг, господдержке малого и среднего предпринимательства, новым информационным технологиям в банковском секторе, основным тенденциям в области автоматизации банковского бизнеса др.

В третий день саммита серийный строитель банков поделится опытом по созданию банка от идеи до воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.