Научная статья на тему 'Инновационная Россия-2020'

Инновационная Россия-2020 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1843
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Проект «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» - «Инновационная Россия-2020» (фрагменты) и комментарий заместителя министра экономического развития РФ О.В. Фомичева к «Стратегии-2020»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project "Strategies for Innovation Development of the Russian Federation until 2020" - Innovative Russia-2020 (Extracts) and the Deputy Minister of Economic Development of Russian Federation Oleg Fomichyev's comments.

Текст научной работы на тему «Инновационная Россия-2020»

6 импульс ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ - 2020

Органам государственного и муниципального управления предложен еще один инструмент долгосрочного планирования - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» (далее - Стратегия). Она разработана в Министерстве экономического развития на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - КДР) в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года. Проект Стратегии утвержден Правительством.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Предлагаем выдержки из этого важного документа, отражающие цели, задачи и этапы его реализации. Полный текст Стратегии размещен на сайте Минэкономразвия http://www.economy.gov.ru/

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Инновационная Россия - 2020» (фрагмент)

«

<...>

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ - ПЕРЕВОД К 2020 ГОДУ ЭКОНОМИКИ

РОССИИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ:

■ доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50% в 2020 году (в 2009 году - 10,4%);

■ доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году;

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% в 2020 году (в 2008 году - 0,35%); валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-20% в 2020 году (в 2009 году - 11,8%); удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году (в 2009 году - 12,4%); внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора. доля российских исследователей в общемировом

числе публикаций в научных журналах повысится до 5% в 2020 году (в 2008 году - 2,48%);

■ средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году - 2,4 ссылки на статью);

■ не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 - ни одного);

■ количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 году 2,5-3 тыс. (В 2008 году - 63);

■ доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;

■ доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%.

Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления и т.д. По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

КЛЮЧЕВЫМИ ЗАДАЧАМИ СТРАТЕГИИ ЯВЛЯЮТСЯ

1. Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования. Для инновационной экономики нужен «инноваци-

онный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.

2. Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную модель поведения (индикаторы по бизнесу) для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках. Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах.

3. Повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

4. Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

5. Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двустороннего и многостороннего международного сотрудничества.

Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:

■ концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;

■ тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

■ прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;

■ ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

■ стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.

ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и возможности роста позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.

1.Вариант инерционного импорто-ориентирован-ного технологического развития <...>.

2. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности <...>.

3. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.

Для страны с крупной экономикой, достаточно диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов. Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых

имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.

С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант политики - определенные тенденции в этом направлении уже складываются, в первую очередь в плане сокращения расходов на сферу исследований и разработок. Задача данной стратегии - вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.

Реализация смешанной стратегии определяет основные акценты в инновационной политике, изложенные в данном документе. Прежде всего это акцент на приоритезацию усилий государства (как финансовых, так и организационных) в поддержке отдельных направлений инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации как стратегии лидерства, так и стратегии догоняющего развития.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Реализация смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства в отдельных приоритетных секторах при поддержа-

новости инновационном политики

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В. ПУТИН ПРОВЕЛ В ДУБНЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ВЫСОКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ И ИННОВАЦИЯМ.

Заседание было посвящено развитию научно-исследовательской инфраструктуры -созданию в нашей стране уникальных исследовательских комплексов мирового класса «мегасайенс».

Отмечалось, что состояние инфраструктуры - это залог конкурентоспособности российской науки, то, что дает возможность лучшим специалистам реализовывать свои идеи и выступать равноправными партнерами в осуществлении прорывных международных программ.

В развитие отечественной науки вкладываются значительные средства. Так, финансирование гражданских исследований за последние шесть лет увеличилось практи-

чески в три раза: в 2006 г. на НИОКР за счет федерального бюджета было выделено 77 млрд руб., а в 2011-м - 230 млрд руб. На поддержание вузовской науки, укрепление научных школ в ведущих университетах дополнительно выделено 40 млрд руб.

В.В. Путин отметил, что сейчас есть все необходимые условия для того, чтобы развернуть работы по созданию научных комплексов мирового уровня именно в России. Как говорят специалисты, эти исследовательские установки мегакласса должны быть нацелены на получение результатов нобелевского уровня. И такая возможность есть. По некоторым направлениям, безусловно, Россия занимает лидирующие позиции. Такой проект по своим масштабам может быть сопоставим и с космическими, и с ядерными программами, которые были осуществлены в нашей стране.

Остановившись на том, почему именно сегодня это важно, В.В. Путин подчеркнул, что проекты подобного уровня - не просто

вопрос национального престижа: «Они позволяют концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, по сути, осуществлять прорыв в будущее - сначала в фундаментальных знаниях, а затем и в технологиях».

Рождение новых технологий, коммерциализация фундаментальных научных разработок происходит в научных кластерах, формирующихся вокруг мегапроектов.

Благодаря таким мегапроектам решается и еще одна важнейшая проблема - привлечения в отечественную науку кадров. При современном уровне мобильности создание в России возможностей для отечественных и зарубежных исследователей успешно реализовывать свой потенциал, заявить о себе в науке и при этом работать на самом современном оборудовании -единственный надежный способ бороться с утечкой мозгов.

Все вышеперечисленное стимулирует развитие территорий, высокотехнологичных и наукоемких производств, служит привле-

нии достаточного уровня конкурентоспособности большинства остальных, означает сохранение преемственности с политикой, реализуемой в последние годы, при значительном повышении ее активности и системности. Будет продолжена реализация мер по достройке и повышению эффективности инновационной инфраструктуры. Также будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных из реализуемых в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер политики. В то же время будут реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической ситуации, так и на решение проблем инновационного развития иными чем ранее способами.

1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.

Ключевая проблема в настоящее время - невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья

НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

Эта задача должна быть решена на первом этапе через:

- повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опред-лены Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, различных типов финансовой поддержки;

- развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;

- устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т. д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР;

- опережающее наращивание расходов на со-финансирование инновационных проектов час-

новости инновационной политики

чению инвестиций и, что особенно важно, внедрению современных методов управления и международной кооперации в научной сфере.

Научные мегапроекты международного класса - очень дорогое предприятие. Иногда их стоимость превышает десятки миллиардов долларов, и при этом большую часть расходов обычно несет страна-инициатор проекта. Поэтому необходимо четко понимать, насколько эффективно и с какой отдачей будут вложены государственные деньги. В.В. Путин предложил для начала разработать дорожную карту по каждому из предлагаемых проектов, провести эти проекты через тщательную международную экспертизу, организовать широкое обсуждение в научной среде, научном сообществе.

Такому же тщательному анализу нужно подвергнуть ряд предложений от международных консорциумов, который поступил в Российскую академию наук, об участии России в реализации мегапроектов за рубежом.

25 ИЮЛЯ 2011 Г. ВСТУПИЛ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07. 2011 г. № 254-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"».

Теперь понятия «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность» получили свое определение. В частности, последняя включает научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность, направленную на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Научная деятельность отныне рассматривается как инновационная, что дает право научным организациям претендовать на государственную поддержку. А она довольно

обширна. Это, в частности, льготы по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, поддержка образовательных услуг, экспорта, формирования спроса на инновации, финансовое обеспечение, включая субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставной капитал.

Особо жестко закон контролирует эффективность расходования бюджетных средств. Тем не менее будет учитываться специфика инновационного бизнеса, высокие риски, возможность потери средств, вложенных в инновационный проект.

Изменениям подверглись положения, связанные с научными фондами. Руководство фондов будет назначаться правительством, а сами они обрели юридическую категорию. Впервые устанавливается возможность получения грантов не только юридическими, но и физическими лицами. Предусмотрена возможность долевого участия фонда в международных и межотраслевых научно-технических программах.

тных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Будет также расширена поддержка стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития - посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная, космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные материалы и т. д.).

Будут сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая институционализацию процедур Форсайта и формирование эффективно действующих технологических платформ. Значимую роль в реализации проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех и Внешэкономбанк, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности.

При этом будут оставлены на текущем уровне расходы на фундаментальную науку и образование. На первом этапе ключевой акцент политики в отношении этих сфер - радикальное повышение эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования, «расчистка» науки от нежизнеспособных организаций с перераспределением финансирования с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество.

Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные расходы на не приоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ, а также иных инструментов.

Приоритетом в области генерации знаний станет создание «центров компетенции» как через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т. д.) - по модели создания НИЦ «Курчатовский институт», - так и через выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров.

На первом этапе также будет запущен ряд пилот-

новости инновационном политики

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В. ПУТИН ПОДПИСАЛ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ».

«Агентство создается в целях содействия развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров и коллективов в сфере среднего предпринимательства и социальной сфере путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив», - говорится в сообщении пресс-службы Правительства РФ.

В состав совета вошли: премьер-министр РФ Владимир Путин, председатель правления ОАО «Сбербанк России» Герман Греф, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Свердловской области Александр Мишарин, министр эко-

номического развития Эльвира Набиуллина, президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев и др.

Р Е И Т И Н Г

Фонд «Петербургская политика», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и РБК daily представляют очередной Инновационный рейтинг России. Ключевым институтом развития в сфере инновационной модернизации эксперты в этот раз назвали Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое возглавило десятку Юобытий.

Второе место отдано стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, которую одобрил Президиум Правительства Российской Федерации. Вложения в реализацию стратегии оцениваются в 15,6 трлн руб.

Также отмечено завершение и объяв-

ление итогов второго конкурса мегагрантов призванного привлечь в Россию громкие имена мировой науки.

РЕГИОНЫ

Инновационную десятку регионов в текущем рейтинге возглавила Новосибирская область. Составители рейтинга отметили проведение инновационного форума ^егга - одного из самых масштабных подобных мероприятий в России и подписание инвестсоглашения о создании производства наноструктурированных керамических материалов между «Роснано» и ОАО «Новосибирский электровакуумный завод «Союз».

Второе место занял Санкт-Петербург за комплексную программу «Наука. Промышленность. Инновации» до 2015 года. В рамках программы планируется финансирование научных исследований и разработок на сумму более 6,7 млрд руб.

Один из традиционных лидеров - Томская область - в этот раз заняла третье

ных проектов по отработке механизмов поддержки масштабных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ.

Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальным расширением международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усилением академической мобильности и развитием сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом неизбежным являются реорганизация неэффективных вузов, концентрация средств на поддержке ведущих вузов и глобально конкурентоспособных научных коллективов и отдельных ученых.

В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики будет обеспечено формирование эффективного слоя руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации.

На федеральном и региональном уровнях будут сформированы механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

2 этап (2014-2020). Этап будет характеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики, в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. По основным секторам российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти на средний уровень развитых стран. В этих целях также будут введены необходимые налоговые и иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического оборудования.

При этом будет сохранена в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки,

новости инновационной политики

место. Эксперты отметили целый ряд событий. Фирма «Микран» выпустила первую собранную в России партию базовых станций сетей мобильной связи 4G по технологии LTE. Проект Томского политеха «Интеллектуальные энергосистемы» победил в конкурсе научно-исследовательских работ ТНК-ВР и фонда «Сколково» и получит до конца года получит 1 млрд руб. Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники выиграл конкурс правительства на реализацию программы развития инновационной инфраструктуры.

Эксперты отметили два значимых мероприятия, проведенных в Иркутске: вторую Байкальскую венчурную ярмарку и VII Байкальский международный экономический форум, посвященный стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В рамках форума было подписано 15 соглашений, ожидаемые инвестиции составят более 67 млрд руб. Стратегия инновационного развития Красноярского края до 2020 года

оценена экспертами как фундаментальный документ с системным подходом. Места ниже в Щесятке получили Свердловская и Калужская области, Татария, Пермский край и Подмосковье.

ТРЕНДЫ

в госполитике

Эксперты выделили несколько основных направлений. Во-первых, правительство намерено расширить налоговые преференции по налогу на прибыль, предоставляемые резидентам технико-внедренческих особых экономических зон. Во-вторых, правительство намерено создать дополнительный экономический стимул для организаций в осуществлении разработки стандартов на инновационную продукцию. В-третьих, Минкомсвязи предлагает распространить налоговые льготы на все 1Т-компании. Минэкономразвития выступило инициатором создания неформального клуба топ-менеджеров крупных компаний, которые зани-

маются инновациями. Таким образом, создается площадка для обмена опытом, и не исключено, что в дальнейшем клуб станет профессиональной ассоциацией.

в деятельности институтов развития

По мнению экспертов, лидирует Фонд «Сколково». Его маркетинговая политика ведется на самом высоком уровне, к сотрудничеству приглашены научные центры и предприниматели из различных стран.

Институты развития продолжают расширять отношения с образовательной системой. В сентябре Роснано и РВК открыли свои базовые кафедры в МФТИ. Фонд «Сколково» подписал Декларацию о создании Ассоциации предпринимательских университетов России с ведущими университетами страны. Участники Ассоциации намерены содействовать коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и развивать эффективное партнерство с государственными органами власти и бизнесом. РВК и Фонд

технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, которые должны будут обеспечить технологическое лидерство страны в перспективе.

Особый акцент будет сделан на модернизацию и достройку необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышение их эффективности. На втором этапе должна быть полностью сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т. д.), связанных с выводом продукции на новые рынки.

На втором этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспери-

ментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

На втором этапе продолжается увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов и на реализацию крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов инновационной системы внутри и между ее основными блоками - сектором исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе, а также инструментами региональной инновационной политики - главный резерв повышения эффективности НИС.

Общее управление реализацией Стратегии и координацию взаимодействия между основными блоками национальной инновационной системы будет осуществлять Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям (далее - Правительственная комиссия).

Одним из ключевых инструментов координа-

новости инновационной политики

«Сколково» также подписали договор о сотрудничестве с Дальневосточным федеральным университетом, появился такой договор и между «Сколково» и Российской академией медицинских наук (РАМН).

26 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

«Заседание посвящено вопросам формирования спроса на инновационные разработки», - заявил Президент РФ Дмитрий Медведев. Он отметил, что на сегодняшний день в России созданы звенья «инновационного лифта», сформирована правовая база, выделено финансирование для развития инновационной деятельности. Но «инновационный лифт» не всегда срабатывает,

«застревает где-то». «Мы тратим весьма серьезные средства и вправе рассчитывать на эффективность системы», - добавил Президент.

Глава ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс не согласился: «Некоторые из наших проектов просто не возникли, если бы не сработали институты развития, - заверил он. - У «Роснано» сейчас 23 проекта, которые поддержаны российскими институтами развития... Это кусочки "инновационного лифта", инновационной экосистемы, которая, мне кажется, возникает», - заключил глава «Роснано».

Генеральный директор ООО «НаноДерм-Профи» Марина Некрылова отметила, что ее компанию поддержали РВК и «Роснано». «Инновационный лифт в нашем случае помог», - добавила Некрылова.

Президент поддержал предложение А. чубайса о создании реестра инновационных продуктов и технологий и добавил, что идея будет содержаться в поручениях по итогам заседания Комиссии.

Глава «Роснано» отметил, что доработка Гражданского кодекса РФ тормозит рассмотрение законопроектов по венчурным фондам и стартапам. По мнению Президента, некоторые необычные для российского гражданского права вещи можно было бы «в качестве пилотного нормативного материала отработать через законы». «Речь идет о таких правовых конструкциях, которые не вполне укладываются в нашу правовую систему, но которые получили распространение в других государствах. И можно было бы сделать так, чтобы в Гражданском кодексе появились нормы о том, что такие законы могут приниматься даже без детализации соответствующих правил. А если они докажут свою работоспособность, то тогда они могут быть интегрированы в Гражданский кодекс», - предложил Президент схему работы по этому направлению.

Еще одно предложение главы «Роснано» - комплексное инновационное решение. Сегодня многие компании разрабатывают

ции станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок. На поддержку реализации исследовательских программ в рамках технологических платформ будет переориентирован Российский фонд технологического развития (РФТР).

Общий контроль за реализацией Стратегии будет осуществлять Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию (далее - Президентская комиссия). Другими важнейшими задачами Президентской комиссии станут определение ключевых технологических приоритетов развития, а также отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов, создающих базу для получения российской экономикой в перспективе глобальных конкурентных преимуществ.

Президентская Комиссия также будет контролировать ход реализации проекта по созданию центра науки и инноваций в Сколково.

Непосредственная реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции.

Основными ведомствами-координаторами будут

являться Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Все иные федеральные органы исполнительной власти будут в рамках своей компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления. В этих целях в рамках текущей штатной численности и финансирования федеральные органы исполнительной власти создадут специальные подразделения, отвечающие за инновационное развитие соответствующей сферы <...>.

В каждом из блоков национальной инновационной системы будет выстроен координационный механизм, позволяющий максимально эффективно использовать имеющиеся и создаваемые инструменты и институты поддержки инноваций. При этом будет обеспечена разработка отраслевых (секторальных) стратегий инновационного развития, либо специальных разделов, посвященных реализации целей инновационного развития в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы. Меры, направленные на реализацию положений указанных документов, будут включены в состав государственных программ, а также входящих в их состав подпрограмм и федеральных целевых программ.

новости инновационной политики

части большего продукта, например, «умного дома». Такой же принцип может использоваться в современных школах, электронном транспорте, инновационной дороге. «Я говорю именно о нормативных документах», - добавил Анатолий Чубайс.

Генеральный директор компании Sonda Technologies Анатолий Боков рассказал, что их система идентификации личности по биометрическим параметрам защищена 54 российскими и международными патентами. Технология биометрического сканирования, обеспечивающая систему допуска в школу, уже реализуется в 25 школах с согласия родителей, и многие их первоначальные опасения сняты.

Дмитрий Медведев поздравил всех с подписанным в ходе заседания соглашением между Фондом «Сколково» и Массачусетсом технологическим институтом (MIT). Также в рамках заседания в режиме online состоялся торжественный пуск завода по производству нанокомпозитных материа-

лов компании «Уралпластик».

i-Russia.ru

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ПО ИННОВАЦИОННОМУ КАДРОВОМУ ПОТЕНЦИАЛУ.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА», используя статистику www.OIU.ru, представило результаты исследования инновационного кадрового потенциала регионов России. Согласно этим данным, наибольших успехов в обучении, касающемся инновационной тематики, достигли представители Краснодарского края, а также Пензенской и Свердловской областей. У них наиболее высокие оценки онлайн-экзамена, в ходе которого проверяются знания в области инноватики, технологий и бизнес-планирования, отмечают эксперты агентства.

Наиболее широкий охват инновационными онлайн-программами достигнут в Москве, Санкт-Петербурге и Московской

области. Из более чем 3,5 тыс. участников Открытого инновационного сообщества 881 проживает в столице. При этом москвичи инертнее представителей других регионов по отношению к инновациям. Пассивность к инновационным он-лайн-сервисам объясняется наличием в регионе сильных университетов, бизнес-икубаторов, консалтинговых и венчурных компаний, институтов развития.

По оценке «Эксперт РА», ряд регионов имеет высокий нераскрытый кадровый инновационный потенциал. Лидируют представители Орловской, Белгородской и Пензенской областей - там максимальное количество инновационных разработок, приходящееся на одного участника Открытого инновационного сообщества.

По просьбе редакции Стратегию комментирует заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Владиславович ФОМИЧЕВ.

- Олег Владиславович, наращивание человеческого потенциала названо в Стратегии задачей №1. Какие усилия намерено предпринять государство для повышения восприимчивости населения к инновациям?

- Для построения эффективной, особенно инновационной экономики нужны сильные кадры, обладающие соответствующими компетенциями, компетенциями «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» - не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. «Инновационный человек» - более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий

Инновационность должна быть в мышлении. К примеру, в развитых странах люди не зацикливаются на той специальности, которую получили в вузе. На Западе человек за время активной жизни (а это около 30-40 лет) по статистике от двух до пяти раз меняет специализацию. Бывает, что пробует совершенно противоположные профессии. У

нас - получили специальность, прошли курсы повышения квалификации, дальше только пенсия. Это негибко и неконкурентоспособно.

Сравнительный анализ показывает, что наши дети до девяти лет по международным методикам оказываются на первом месте вместе с Сингапуром по уровню навыков, способностей. А к уровню 8-9-го класса мы падаем сразу место на со-роковое-пятидесятое. То есть, стартовая площадка отличная, а по дороге что-то теряется. И без введения в образовательных учреждениях не только новых образовательных стандартов, но и новых интерактивных технологий на всех этапах ничего не получится.

Для повышения инновационной активности населения необходим комплексный подход к процессу «роста» человека по основным направлениям от системы образования на всех ее этапах до стимулирования инновационного предпринимательства.

Первое. Предполагается реформирование образования. Начиная с дошкольного этапа, система образования должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения/преподавания быть ориентирована на формирование и развитие компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев.

Второе. Стимулирование получения навыков инновационного предпринимательства той части населения, которая к этому наиболее приспособлена и готова. Речь прежде всего о выпускниках вузов по техническим и естественнонаучным специальностям. Для них необходимы различные полидисциплинарные образовательные программы и обучение проектной деятельности.

Третье. Формирование системы стимулирования инновационной активности молодежи, в том числе посредством проведения конкурсов, форумов, слетов, олимпиад, а также очно-заочных школ, проек-

тно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых форм коммуникации.

В рамках совершенствования системы образования будет оказана поддержка созданию и распространению изданий и материалов научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием науки и техники, современными достижениями позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками. Успешное решение данных задач возможно при условии максимально тесного сотрудничества государства, научного и образовательного сообщества, бизнеса, институтов гражданского общества. Ключевыми механизмами реализации мер по данному направлению станут государственная программа «Образование», а также президентская инициатива «Наша новая школа».

- Государству отводится приоритетная роль в поддержке отдельных направлений инновационного развития. Как на практике будет строиться взаимодействие государства, бизнеса, науки и гражданского общества?

- Согласно разработанной Стратегии, основой взаимодействия государства, бизнеса, науки и гражданского общества станет механизм технологических платформ.

Техплатформы - это новый для России формат частно-государственного партнерства. Это в первую очередь коммуникационный инструмент, направленный на активизацию и координацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон, бизнеса, научных

и образовательных организаций и государства.

В результате деятельности технологических платформ обеспечивается возможность для предприятий, научных и образовательных организаций проведения совместных разработок технологий на их доконкурентных стадиях, а также совместного использования научного и экспериментального лабораторного оборудования.

Бизнес получает улучшение среды для инноваций, расширение возможностей для финансовой поддержки реализации инновационных проектов, расширение горизонта планирования.

В науке формируются благоприятные условия для привлечения бизнеса к партнерству, расширяется спрос бизнеса на НИОКР, создается потенциал для реализации сложных проектов с множеством участников.

Для целей государственной научно-технической политики формирование технологических платформ содействует обеспечению координации НИОКР, осуществляемых за счет бюджетных средств, улучшению условий для распространения передовых технологий, расширению масштабов внебюджетного финансирования приоритетных для государства проектов.

Одним из приоритетов деятельности технологических платформ является задача расширения присутствия российских технологий на внутреннем и зарубежном рынках.

К настоящему времени одобрено 28 техплатформ, охватывающих следующие перспективные направления: медицинские биотехнологии, ИКТ, фотоника, авиакосмические технологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика, технологии транспорта, металлургия и новые материалы, добыча природных ресурсов, электроника и машиностроение.

Если технологические платформы будут востребованы и все пойдет, как запланировано, то они должны стать достаточно влиятельным инструментом при определении направлений, на которые го-

сударство будет выделять средства в рамках целевых программ. У нас и сейчас государство через ФЦП «Исследования и разработки», которую курирует Минобрнауки, выделяет средства по определенным направлениям.

Направления эти сейчас определяются в контакте с бизнесом, но в первую очередь программа формируется из того, что могут делать наши научные круги, что они предлагают, а не из того, что нужно рынку. При эффективной работе технологических платформ бизнес и наука договорятся, как они видят развитие в течение следующих 5-10 лет необходимых технологических направлений. Результат работы платформ - это стратегическая программа исследований. Из этой программы государство сможет выбирать конкретные проекты для со-финансирования.

- Минэкономразвития России названо основным координирующим органом со стороны государства во многих сферах формирования инновационного пространства. Среди прочих зон ответственности

- обеспечение максимальной эффективности использования бюджетных средств на исследования и разработки. Научное творчество

- тонкий инструмент, как планируется его эффективная настройка?

- В последнее десятилетие государство стабильно увеличивает вложения в поддержку науки. Результативность же исследований пока не адекватна финансовым усилиям. Это свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования. На первом этапе реализации стратегии основным направлением повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования будет дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований. Повышение конкуренции в данной сфере будет способствовать формированию необходимых сти-

мулов для повышения научного и технологического уровня работ.

С 2012 года начнется разработка Программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации. Потенциальный состав ее исполнителей увеличится за счет национальных исследовательских центров, а также государственных научных центров, ведущих отраслевых научных организаций и высших учебных заведений (в т. ч. национальных исследовательских и федеральных университетов).

Прирост средств на финансирование фундаментальной науки будет направлен на увеличение объема финансирования исследований в рамках РФФИ и РГНФ, а также программ фундаментальных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе. Рассматривается возможность создания дополнительных фондов по модели РФФИ и РГНФ, в том числе ориентированных на финансирование исследований по приоритетным направлениям и тематикам.

Одна из наших стратегических задач - в постепенном увеличении как числа негосударственных организаций, так и доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников, прежде всего из средств предпринимательского сектора. Необходимость такого увеличения диктуется не только и не столько задачами экономии бюджетных средств, сколько потребностью в более сильной и, вместе с тем, гибкой увязки развития науки, в первую очередь прикладной, с потребностями экономического развития. Повышение доли негосударственного сектора в сфере науки будет происходить за счет опережающего роста этого сегмента по сравнению с темпами роста государственного финансирования. Целевым показателем стратегии инновационного развития является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня, среднего для стран ОЭСР.

Решение этой задачи предполагает использование различных рычагов и инструментов, имеющихся у государства. Прежде всего будет обеспечен доступ научных и образовательных организаций всех видов собственности, обладающих необходимой квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях. При этом одновременно будет обеспечено последовательное увеличение доли конкурсного финансирования исследований в общем объеме бюджетных средств, выделяемых на поддержку науки.

- Что такое «инновационные лифты» и как они будут функционировать?

- «Инновационным лифтом» мы называем подписанное многостороннее соглашение о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий на всех стадиях инновационного цикла.

Участниками соглашения являются государственные компании и некоммерческие организации. Это «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, «Сколково», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования, а также ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и Федеральное агентство по делам молодежи.

Деятельность «инновационного лифта» будет опираться на созданную инновационную инфраструктуру - технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, в том числе инфраструктуру, создаваемую ОАО «Рос-

нано» и субъектами Федерации в рамках программ поддержки малого бизнеса, а также на инновационный центр «Сколково».

В перспективе мы рассматриваем возможность включения в эту цепочку иностранных институтов поддержки инновационной деятельности.

- Что формирование инновационного общества будет означать для государственных служащих: как будет строиться их работа по управлению созданием этого общества и как они сами должны соответствовать новым требованиям? Какие стимулы предусмотрены для получения дополнительного образования, будет ли оно для государственных служащих бесплатным, в том числе овладение английским языком, знание которого неоднократного упоминается в Стратегии как крайне желательное?

- Само государство тоже должно становиться инновационным, восприимчивым к новым тенденциям и подходам. Мы надеемся, что кадровый состав государственных органов будет обновляться за счет постоянного обмена с частным сектором и сектором НКО квалифицированными специалистами, способными эффективно использовать в государственном управлении новые технологические и управленческие решения.

Система переподготовки и повышения квалификации государственных служащих тоже требует модернизации. Сотрудники органов государственного управления должны быть сами заинтересованы в постоянном продолжении образования. Для этого нужна система стимулов. Будут созданы возможности для получения государственными служащими длительных (до двух лет) отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре, по программам второго высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в зарубежных университетах.

Сама система повышения квали-

фикации тоже подвергнется изменениям. Основное внимание будет уделяться освоению современных информационных и управленческих технологий - технологий электронного документооборота, управления знаниями и подобным новшествам, механизмам государственной поддержки инноваций и закупки инновационной продукции. Полученные навыки будут оцениваться.

Государственная политика должны быть открытой для внешнего мира, особенно в части предпринимательской деятельности. Актуальная информация о реализуемой политике должна быть доступна, в том числе для иностранных пользователей. В этих целях все органы власти, ответственные за выработку государственной политики, создадут к 2012 году полноценные англоязычные версии своих сайтов в Интернете.

На уровне правительства будет введен порядок перевода на иностранный язык и публикации нормативно-правовых актов правительства, а также основных официальных документов, принимаемых на уровне органов государственной власти. На английский язык будут переведены все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в России.

В квалификационные требования для занятия должностей государственной службы главной и высшей группы (от начальников отделов до заместителей министров) будет включено знание иностранного языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами, что позволит расширить международные контакты и представления о том, как то, чем они занимаются, реализуется в других странах. Это абсолютно нормальная практика, которая широко распространена в развитых странах. А в развивающихся - тем более. Это не только расширяет кругозор, но и является частью международного общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовила Лидия КОРНИЛОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.