Научная статья на тему 'Основные направления реализации государственной инновационной политики'

Основные направления реализации государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INNOVATION / INNOVATION POLICY / INNOVATIVE PROJECTS / POINT ACTIVITY / INNOVATIVE TECHNOLOGY CENTRES / NANOTECHNOLOGY / VENTURE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занкевич П. А., Зурабян А. С.

В данной статье дается краткая история развития инноваций в Российской Федерации. Произведен анализ документов Правительства по реализации основных направлений государственной инновационной политики, инновационных проектов, фондов, стратегий и инфраструктуры инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF INNOVATIONS IN RUSSIA

This article provides a brief history of the development of innovations in the Russian Federation. Analysis of documents of the Government to implement the main directions of State policy innovation, innovative projects, funds, policies and infrastructure of innovative development of the country.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации государственной инновационной политики»

Планирование развития энергетического комплекса и привлечение инвестиций должно осуществляться на основе заявок потребителей на присоединение нагрузки, а также прогнозов энергопотребления, с тем чтобы обеспечить ввод мощностей с некоторым опережением по отношению к росту нагрузок. При этом регулируемые тарифы на передачу обосновываются исходя из инвестиционных программ энергокомпаний.

Однако планирование всегда несет в себе элементы неопределенности, поэтому в ситуациях, когда присоединение новых потребителей без перегрузок энергетического оборудования не представляется возможным, допустимо привлечение средств потребителей в качестве инвестиционных ресурсов. Это служит обязательным условием их подключения. Данный подход следует применять с определенными ограничениями, чтобы предотвратить возможные злоупотребление со стороны энергокомпаний. Необходима четкая нормативно-правовая регламентация и согласование всех случаев, в которых разрешается привлечение средств потребителей:

- отсутствие у энергокомпаний поданной заблаговременно и в установленном порядке заявки на присоединение нагрузки;

- возникновение у клиента дополнительной потребности в мощности по сравнению с первоначально обозначенной в заявке;

- невозможность удовлетворения в плановом периоде всех поданных заявок ввиду ограничений на рост тарифов.

Обязательным является принцип возвратности вложенных потребителями средств при долевом финансировании. При этом могут использоваться различные формы возвратности вложенных средств:

- возврат средств через определенный период после ввода мощностей (аналог льготного кредитования);

- целевой заем с выплатой льготного процента (ниже банковского);

- покупка потребителей акций энергокомпании (с получением пониженного дивиденда);

- выпуск энергокомпанией целевых облигаций.

Денежные средства выделяются потребителем в размере, со-

ответствующем величине присоединяемой нагрузки. Для этого регулирующий орган устанавливает нормативы удельных капиталовложений в объекты электросетевого комплекса. Также целесообразно ввести для энергокомпаний норматив, определяющий верхний предел доли общего прироста нагрузки в плановом периоде, обеспечиваемой в порядке долевого финансирования.

Важное значение, имеет закрепленная в двустороннем договоре ответственность энергокомпаний перед потребителем за целевое использование полученных средств, согласованные сроки ввода в эксплуатацию соответствующих мощностей и подключения нагрузки.

Помимо рассмотренного подхода, в перспективе могут практиковаться и другие рыночные методы косвенного участия потребителей в финансировании и развитии электросетевых компаний, например применение договорных тарифов на передачу электроэнергии в узлах с ограничениями по пропускной способности сети либо организация аукционов на право подключения в «узких сечениях». Разумеется, это потребует серьезных изменений в политике ценового регулирования сетевых компаний.

Литература:

1. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е., Энергетический бизнес: Учеб.пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2006. - 600 с.

2. Тукенов А.А., Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. - М.: Энергоатомиздат, 2007. - 416 с.

3. Гуртов В.К., Инвестиционные ресурсы. / В.К. Гуртов. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.

4. Государственная энергетическая политика (п.7.Инноваци-онная и научно-техническая политика в энергетике).

5. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

6. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Занкевич П.А., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ Зурабян А.С., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В данной статье дается краткая история развития инноваций в Российской Федерации. Произведен анализ документов Правительства по реализации основных направлений государственной инновационной политики, инновационных проектов, фондов, стратегий и инфраструктуры инновационного развития страны.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная инновационная политика, инновационные проекты, иннвационная активность, инновационные технологические центры, нанотехнологии, венчурное инвестирование

THE MARKET OF INNOVATIONS IN RUSSIA

Zankevich P., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE Zurabian A., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE

This article provides a brief history of the development of innovations in the Russian Federation. Analysis of documents of the Government to implement the main directions of State policy innovation, innovative projects, funds, policies and infrastructure of innovative development of the country.

Keywords: innovation, innovation policy, innovative projects, point activity, innovative technology centres, nanotechnology, venture capital

Для обеспечения устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, которая способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции. Российская Федерация интегрируется в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых технологий. Хорошо понимая это, развитые страны всемерно поддерживают инновационные процессы, и это является их технологической политикой. На долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих передовые знания

или решения, в развитых странах приходится до 80% прироста ВВП. Там полным ходом идет работа по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется обучение их работников.

Объем инноваций, поступающих из России в мировое сообщество, незначителен, но и в самой России он только начинает развиваться. Коротко остановимся на истории развития инноваций в России.

В 2000-е годы инновационная активность предприятий промышленного производства в отсутствие необходимых стимулов

практически утратила эластичность от макроэкономических показателей. Её уровень — от 9,3 до 10,6 % — сохранялся как в годы подъёма экономики, так и в условиях экономического кризиса 2008—2009 годов. Создан Союз Инновационно-Технологических Центров России.

В 2005 году были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Многие из содержащихся в нём предложений и задач перекочевали в него из более ранних правительственных стратегий. В 2006 году была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года», в соответствии с которой уже в ближайшие годы должны быть кардинально увеличены объемы производства выпускаемой и востребованной инновационной продукции и достигнуто насыщение соответствующих рынков. В том же году была создана Российская венчурная компания, главной задачей которой является обеспечение ускоренного формирования эффективной и конкурентоспособной, в глобальном масштабе, национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы, мобилизуя человеческий потенциал России.

В 2007 году была образована «Российская корпорация нанотехнологий». Основные усилия и ресурсы Корпорации планируется сосредоточить на достижении главной цели — завоевании Россией лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции. Исходя из этого, основной задачей Корпорации является обеспечение коммерциализации разработок наноиндустрии и координация инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.

Созданием Фонда «Сколково» в 2010 году было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий занимается созданием уникального для России центра «Сколково». Цель проекта -формирование благоприятных условий для инновационного процесса - ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов работают над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: в рамках кластера информационных технологий развиваются стратегические направления информационных технологий — от поисковых систем до облачных вычислений; в кластере космических технологий и телекоммуникаций занимаются космическими проектами и развитием телекоммуникационных технологий, затрагивается множество сфер деятельности - от космического туризма до систем спутниковой навигации; в сфере биомедицинских технологий поддерживаются и развиваются инновации в области биомедицинских технологий; в направлении энергоэффективных технологий поддерживаются инновации и прорывные технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры; главной целью направления ядерных технологий является инновационное развитие ядерных технологий, создание новых продуктов для энергетических рынков, разработка новых материалов и проекты сложных технологических систем. Курирующей идеологической надстройкой национальной инновационной системы стали президентская и правительственная комиссии по инновациям (Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям созданы в 2009 и 2008 годах соответственно). С их деятельностью связано принятие в 2009 году закона № 217-ФЗ, разрешающего бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. За первый год его применения уже создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях. Согласно решению президентской комиссии, крупнейшим государственным компаниям было поручено подготовить планы их инновационного развития.

В 2008 году на развитие инновационных проектов и программ было выделено 1,3 трлн. руб. (около $52 млрд.), из которых 950 млрд. руб. направлено из госбюджета. В сентябре 2011 года на заседании правительства была одобрена стратегия «Инновационная Россия — 2020». Среди основных целей стратегии есть, в частности, рост удельного веса экспорта российской высокотехнологич-

ной продукции на мировой рынок с 0,35 % в 2008 году до 2 % в 2020 году. Стратегия задаёт долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Согласно проекту стратегии, реализовывать её предполагается в два этапа. На первом этапе (2011—2013 годы) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014—2020 годы) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы. Результатом реализации стратегии должно стать создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие её инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку. Кроме того, ставится задача адаптации всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, повышение инновационной активности бизнеса. На этой основе будут обеспечены технологическая модернизация ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, и повышение производительности труда во всех секторах. Стратегия предполагает внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.

В конце октября 2011 года президент России Д. А. Медведев заявил, что затраты российских предприятий на разработку инновационных технологий выросли со 190 млрд рублей в 2006 году до 350 млрд рублей в 2010 году. В декабре 2011 года был опубликован доклад о последствиях вступления в ВТО для инновационного сектора российской экономики, в том числе — наноиндустрии, подготовленный европейским Центром социально-экономических исследований (CASE) по заказу «Роснано». Результаты доклада свидетельствуют, что присоединение страны к ВТО в целом окажет положительное влияние на инновационную экономику. В частности, объём производства в связанных с нанотехнологиями секторах может в среднесрочной перспективе дополнительно увеличиться на 7,6 %.

В июне 2012 года Путин подписал указ, в соответствии с которым был образован Совет при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Анализ перечисленных документов показал их слабое воздействие на развитие инновационной активности. Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Вклад российской инновационной продукции в мировую копилку незначителен. В Российской Федерации можно создать эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства. Для этого целью государственной политики в области науки и технологий должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в России достижения в научно-технической и образовательной сферах. Если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальных программ с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правового поля для инноваций и механизмов его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет лишь небольшую долю. В настоящее время в России функционируют более 90 бизнес-инкубаторов, около 70 научных и технологических парков (Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк». Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8,

1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.), формируется сеть консалтинговых и инжиниринговых фирм.

Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные (и весьма ограниченные) средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности.

Сложившаяся ситуация требует активных действий государства, направленных на преодоление определенной деформации структуры российской экономики. Необходима целостная и комплексная инфраструктура, элементы которой были созданы за последние несколько лет и продемонстрировали свою эффективность. Создан союз Инновационно-Технологических Центров (ИТЦ) Росии из 27 инновационно-технологических центров, где развернуто производство микро- и оптоэлектроники, программного продукта, научного приборостроения и т. д. Главными задачами Союза ИТЦ является совершенствование инфраструктуры инновационного комплекса России и создание информационной среды для эффективного взаимодействия ИТЦ. Кроме того стоит отметить, что Союз ИТЦ осуществляет интеграцию ИТЦ России в Европейскую сеть инновационных центров и занимается установлением устойчивых связей с федеральными и региональными органами власти. Союзом ИТЦ осуществляется ряд проектов при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по научно-методическому и организационному сопровождению реализации международных проектов в области коммерциализации и трансфера технологий. Среди проектов, реализуемых Союзом ИТЦ, ключевое место занимают проекты по налаживанию сотрудничества с европейскими бизнес - инкубаторами и инновационными центрами. Важнейшими из таких проектов являются проекты по развитию сотрудничества с европейской сетью бизнес-иннова-ционных центров (European BIC Network - EBN) и Европейской сетью поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network

- EEN). Созданы первые научно-образовательные комплексы; разворачивается сеть венчурных фондов, ориентированных исключительно на сферу высоких технологий.

Венчурное инвестирование можно назвать эффективным механизмом инновационной системы. Этот вид финансирования устраняет противоречия между инвестором и предпринимателем, поскольку в его природе заложены основы партнерства. Для расширения базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков.

Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, Минпромнауки РФ провело отбор и сформировало перечень инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. Экспертным советом, куда были включены руководящие работники министерств и ведомств, представители крупных предпринимательских структур и ведущие ученые страны, выбраны следующие направления: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии; новые материалы и химические технологии; новые транспортные технологи; перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии; технологии живых систем; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие технологии.

Планируется, что финансовая поддержка со стороны государства будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении «команд» исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести подобные проекты.

Представляется, что установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея - технология -производство продукции, имеющей платежеспособный спрос, - занятие определенной ниши рынка» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой России.

Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, и пока ещё довольно слабые рыночные мотивации, государство поддерживает проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Это позволяет не только создать задел для будущих достижений, но и сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего, речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих конструкторских бюро национального значения.

Для прикладных исследований доля государственных расходов ограничивается и выделяется через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство, пока еще робко, пытается заместить ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы механизмами и мотивациями внебюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса.

Кроме того, требуют либерального подхода вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. Либеральный подход предполагает закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств, за организациями-исполнителями, а вложенные в науку средства будут возвращаться в бюджет в виде налогов от новых высокотехнологичных производств. Часто новые технологии отдаются даром или продаются за бесценок. Наиболее наукоемкие отрасли, связанные с телекоммуникациями, биотехнологиями, нанотехнологиями, развиваются в России очень медленно, поскольку требуют существенных капитальных вложений. Добывающие отрасли предпочитают покупать готовые технологии и оборудование. В такой ситуации поддержка научных исследований по широкому спектру направлений будет для экономики слишком дорогим удовольствием. Внутренний спрос очень мал, а иностранные компании предпочитают покупать российских ученых, а не вкладывать средства в российские венчурные проекты.

Литература:

1. Статистика инноваций в России // Росстат, 2010

2. Гохберг Л.М. Статистика науки и инноваций // Курс социально-экономической статистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика». 6-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л. 2007.

3. «Эксперт» — инновации. Сборник аналитических материалов // Эксперт РА, 2011

4. http://www.rg.ru/2008/12/16/innovacii.html

5. http://i-russia.ru/all/news/9421/

6. http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/10/29/n_2074122.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.