Научная статья на тему 'Формы привлечения инвестиций для реализации стратегической цели энергетической инновационной политики'

Формы привлечения инвестиций для реализации стратегической цели энергетической инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / INNOVATION POLICIES / INVESTMENTS / ENERGY STRATEGY FOR RUSSIA / ENERGY SAVING / A FORM OF INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев А. А.

В статье обоснована стратегическая цель государственной энергетической политики создание устойчивой инновационной системы в сфере энергетики. Для достижения данной цели возможны различные формы привлечения инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ATTRACTING INVESTMENTS FOR THE REALIZATION OF THE STRATEGIC GOALS OF INNOVATION POLICY IN THE ENERGY SECTOR

The article substantiates the strategic goal of the State energy policy, creation of sustainable innovation system in the energy field. To achieve this goal, there are different forms of investment.

Текст научной работы на тему «Формы привлечения инвестиций для реализации стратегической цели энергетической инновационной политики»

ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Моисеев А.А., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В статье обоснована стратегическая цель государственной энергетической политики - создание устойчивой инновационной системы в сфере энергетики. Для достижения данной цели возможны различные формы привлечения инвестиций.

Ключевые слова: инновационная политика, инвестиции, энергетическая стратегия России, энергосбережение, формы привлечения инвестиций.

FORMS OF ATTRACTING INVESTMENTS FOR THE REALIZATION OF THE STRATEGIC GOALS OF INNOVATION POLICY IN THE ENERGY SECTOR

Moiseev A., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE

The article substantiates the strategic goal of the State energy policy, creation of sustainable innovation system in the energy field. To achieve this goal, there are different forms of investment.

Keywords: innovation policies, investments, energy strategy for Russia, energy saving, a form of investment.

При существующем износе оборудования в энергетическом комплексе и росте потребления энергетических ресурсов в недалеком будущем в России может возникнуть дефицит мощностей. В связи с этим проблема инвестиционного обеспечения сооружения новых электростанций и объектов электросетевой инфраструктуры жизненно необходима.

Стратегической целью государственной энергетической политики является создание устойчивой инновационной системы в сфере энергетики для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.

Как показывает мировой опыт, конкурентное ценообразование на рынке энергетических услуг в целом позитивно влияет на инвестиционный фон отрасли. Однако это влияние неустойчиво и проявляется главным образом в краткосрочном аспекте. Вследствие высоких рисков интересы инвесторов сводятся к небольшим и малозатратным установкам, например ПГУ и ГТУ А строительство крупных атомных, гидравлических и угольных электростанций прекращается. Исходя из этого,инновационная политика в энергетическом секторе должна основываться на современных достижениях и прогнозе приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки.

В ходе реализации Энергетической стратегии России на пери-

Рис. 1. Формы привлечения инвестиций Обозначения: 1. Собственные инвестиционные средства. 2.Прямые инвестиции. З.Выпуск дополнительных акций (облигаций). 4.Кредитные ресурсы. 5.Бюджетное финансирование. б.Лизинговые схемы.

од до 2020 года было обеспечено проведение большого комплекса работ по приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение» в рамках реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 - 2006 годы, федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» и «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы.

Для реализации работ предусмотренных Энергетической стратегии России возможны различные формы привлечения инвестиций (рис 1).

Для достижения стратегической цели инновационной политики в энергетике необходимо решение следующих задач:

■ воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку, прикладные исследования и разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации;

■ создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы топливно-энергетического комплекса, ресурсосбережение, повышение экономичности, надежности, безопасности и экологичности энергетических установок и систем, ускоренное развитие использования возобновляемых источников энергии и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса;

В эффективной реализации инновационной политики в энергетике существенную роль играет государство, в частности, в создании необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность менеджмента энергокомпаний различного профиля, а также содержащей экономические механизмы, мотивирующие эту деятельность в прогрессивных направлениях.

Инновационная направленность развития топливно-энергетического комплекса также предполагает общегосударственное регулирование и четкую систему взаимодействия всех участников инновационного процесса. Следует подчеркнуть роль федеральных и региональных органов регулирования, особенно в части установления эффективных энерготарифов и контроля финансовой деятельности энергокомпаний.

В процесс инвестиционного обеспечения, как составляющую энергетической инновационной политики, необходимо включить рациональное сочетание рыночных механизмов и методов государственного регулирования. Оно целенаправленно обеспечивает снижение инвестиционных рисков и перераспределение их между инвесторами, потребителями и государством.

Задачей государства является выработка четких нормативных гарантий по эффективности инвестиций в энергетические объекты и создание экономического механизма реализации этих гарантий. Другая немаловажная задача - создание ясного юридически защищенного механизма участия инвесторов в управлении энергетическими объектами.

Планирование развития энергетического комплекса и привлечение инвестиций должно осуществляться на основе заявок потребителей на присоединение нагрузки, а также прогнозов энергопотребления, с тем чтобы обеспечить ввод мощностей с некоторым опережением по отношению к росту нагрузок. При этом регулируемые тарифы на передачу обосновываются исходя из инвестиционных программ энергокомпаний.

Однако планирование всегда несет в себе элементы неопределенности, поэтому в ситуациях, когда присоединение новых потребителей без перегрузок энергетического оборудования не представляется возможным, допустимо привлечение средств потребителей в качестве инвестиционных ресурсов. Это служит обязательным условием их подключения. Данный подход следует применять с определенными ограничениями, чтобы предотвратить возможные злоупотребление со стороны энергокомпаний. Необходима четкая нормативно-правовая регламентация и согласование всех случаев, в которых разрешается привлечение средств потребителей:

- отсутствие у энергокомпаний поданной заблаговременно и в установленном порядке заявки на присоединение нагрузки;

- возникновение у клиента дополнительной потребности в мощности по сравнению с первоначально обозначенной в заявке;

- невозможность удовлетворения в плановом периоде всех поданных заявок ввиду ограничений на рост тарифов.

Обязательным является принцип возвратности вложенных потребителями средств при долевом финансировании. При этом могут использоваться различные формы возвратности вложенных средств:

- возврат средств через определенный период после ввода мощностей (аналог льготного кредитования);

- целевой заем с выплатой льготного процента (ниже банковского);

- покупка потребителей акций энергокомпании (с получением пониженного дивиденда);

- выпуск энергокомпанией целевых облигаций.

Денежные средства выделяются потребителем в размере, со-

ответствующем величине присоединяемой нагрузки. Для этого регулирующий орган устанавливает нормативы удельных капиталовложений в объекты электросетевого комплекса. Также целесообразно ввести для энергокомпаний норматив, определяющий верхний предел доли общего прироста нагрузки в плановом периоде, обеспечиваемой в порядке долевого финансирования.

Важное значение, имеет закрепленная в двустороннем договоре ответственность энергокомпаний перед потребителем за целевое использование полученных средств, согласованные сроки ввода в эксплуатацию соответствующих мощностей и подключения нагрузки.

Помимо рассмотренного подхода, в перспективе могут практиковаться и другие рыночные методы косвенного участия потребителей в финансировании и развитии электросетевых компаний, например применение договорных тарифов на передачу электроэнергии в узлах с ограничениями по пропускной способности сети либо организация аукционов на право подключения в «узких сечениях». Разумеется, это потребует серьезных изменений в политике ценового регулирования сетевых компаний.

Литература:

1. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е., Энергетический бизнес: Учеб.пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2006. - 600 с.

2. Тукенов А.А., Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. - М.: Энергоатомиздат, 2007. - 416 с.

3. Гуртов В.К., Инвестиционные ресурсы. / В.К. Гуртов. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.

4. Государственная энергетическая политика (п.7.Инноваци-онная и научно-техническая политика в энергетике).

5. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

6. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Занкевич П.А., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ Зурабян А.С., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В данной статье дается краткая история развития инноваций в Российской Федерации. Произведен анализ документов Правительства по реализации основных направлений государственной инновационной политики, инновационных проектов, фондов, стратегий и инфраструктуры инновационного развития страны.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная инновационная политика, инновационные проекты, иннвационная активность, инновационные технологические центры, нанотехнологии, венчурное инвестирование

THE MARKET OF INNOVATIONS IN RUSSIA

Zankevich P., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE Zurabian A., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE

This article provides a brief history of the development of innovations in the Russian Federation. Analysis of documents of the Government to implement the main directions of State policy innovation, innovative projects, funds, policies and infrastructure of innovative development of the country.

Keywords: innovation, innovation policy, innovative projects, point activity, innovative technology centres, nanotechnology, venture capital

Для обеспечения устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, которая способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции. Российская Федерация интегрируется в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых технологий. Хорошо понимая это, развитые страны всемерно поддерживают инновационные процессы, и это является их технологической политикой. На долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих передовые знания

или решения, в развитых странах приходится до 80% прироста ВВП. Там полным ходом идет работа по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется обучение их работников.

Объем инноваций, поступающих из России в мировое сообщество, незначителен, но и в самой России он только начинает развиваться. Коротко остановимся на истории развития инноваций в России.

В 2000-е годы инновационная активность предприятий промышленного производства в отсутствие необходимых стимулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.