Научная статья на тему 'Законодательное регулирование деятельности инновационных предприятий в России'

Законодательное регулирование деятельности инновационных предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / LEGAL RIGHT / STRATEGY / INNOVATION / PROGRAM / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов С. В.

В статье рассмотрено законодательное регулирование деятельности инновационных предприятий. По мере развития рыночных отношений в РФ необходимо совершенствование законодательных основ, а государственная инновационная политика должна создавать необходимые условия для инновационной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF INNOVATIVE ENTERPRISES IN RUSSIA

The article considers the legal regulation of innovative enterprises. With the development of market relations in Russia is necessary to improve the legal framework and state innovation policy should create the necessary conditions for innovation in enterprises.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование деятельности инновационных предприятий в России»

турных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первоначально необходимо на основе аккумулируемых в бюджетах самого региона доходов от внешнеэкономической деятельности, а также с использованием инвестиционных трансфертов федерального бюджета на социальные цели, развивать города Владивосток, Хабаровск, Находка. Опираясь на эти городские центры, остальные населенные пункты также смогут улучшить систему жизнеобеспечения. Опорные города станут в перспективе скелетом для формирования постоянного населения Согласно проекту концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации в инерционном варианте развития опустятся ниже 4,5 процента в год, а в сценарии энергосырьевого развития сохранятся на уровне 5-6 процентов, а в случае запуска инновационного сценария способны сохранитьс на уровне 6-6,5 процента в год в течение ближайших 10 лет. Тенденция эко-

номического роста в Российской Федерации способствует:

реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, в частности реализации Сахалинских проектов по добыче углеводородов, реализации проектов по освоению Западно-Камчатского шельфа, развитию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, а также крупных проектов в сфере транспортировки сырьевых ресурсов.

Литература:

1. План электрификации РСФСР. Доклад VIII съезду Советов государственной комиссии по электрификации России. - М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. - 659 с.

2. План электрификации РСФСР. С. 185.

3. Нестеренко, А.Д. Экономика регионов российского Дальнего востока в ХХ веке (промышленность, сельское хозяйство): В 2

ч. Ч.1. Приморье, Хабаровский край и Амурская область / А.Д. Нестеренко. - Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. - 164 с.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Романов С.В., аспирант, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

В статье рассмотрено законодательное регулирование деятельности инновационных предприятий. По мере развития рыночных отношений в РФ необходимо совершенствование законодательных основ, а государственная инновационная политика должна создавать необходимые условия для инновационной деятельности предприятий.

Ключевые слова: законодательное право, стратегия, инновации, программа, научно-методическое обеспечение для инновационного развития предприятий.

LEGISLATIVE REGULATION OF INNOVATIVE ENTERPRISES IN RUSSIA

Romanov S., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE

The article considers the legal regulation of innovative enterprises. With the development of market relations in Russia is necessary to improve the legal framework and state innovation policy should create the necessary conditions for innovation in enterprises.

Keywords: legal right, strategy, innovation, program, scientific and methodological support for the development of innovative enterprises.

В последние годы в России проводится новая государственная политика, касающаяся модернизации экономики, которая, по мнению Д.А.Медведева, председателя правительства РФ, «должна базироваться на четырех «И»: инновациях, инвестициях, инфраструктуре и институтах». Это требует разработки механизмов развития инновационной деятельности, создание благоприятных условий для реализации новшеств, совершенствования законодательства для модернизации экономики.

Специалистами была разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2008г., N 1662-р.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В разделе «Экономика лидерства и инноваций» Концепции обозначено, что Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформирова-

ны условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

В период модернизации экономики актуально научно-методическое обеспечение для инновационного развития предприятий. Для этого разработана и принята федеральная целевая программа: Постановление Правительства РФ от 17.10.2006г., № 613 (ред. от 20.12.2011г.) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы».

Целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. К числу приоритетных задач этой программы относятся и задачи направленные на дальнейшее развитие инновационной системы.

Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности предприятий может выступать в двух формах: во-первых, как обеспечивающая подсистема в системе управления инновациями предприятий, которая создает экономико-организационные условия реализации результатов научно-технических инноваций (продуктовых и процессных), во-вторых, как самостоятельная инновация в сфере управления экономическими системами разных уровней (управленческая инновация).

«Поисковое и нормативное среднее и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы» предусматривает разработку и совершенствование методологии среднего и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы, с учетом анализа российского и мирового уровней развития. А также потребностей в новых знаниях и технологиях реального высокотехнологичного сектора экономики, стратегических задач и интересов государства, приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. С помощью разработанного методического инструментария возможно формирование и корректировка среднего и долгосрочного про-

гноза развития научно-технической сферы, оценка соответствия уровня и результатов реализуемых проблемно-ориентированных поисковых исследований прогнозу развития научно-технической сферы.

Федеральное агентство по науке и инновациям подписало Приказ от 18.08.2009г., №210 «Об утверждении порядка подготовки и подписания проектов государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках Федеральной Целевой Программы «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы». Документ был создан для организации работ по подготовке и подписанию проектов государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках этой программы.

Информация для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд публикуется в Интернете на сайте РФ [1].

Для развития инновационной деятельности на предприятиях, связанных с энергетикой имеет определенное значение «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.10.2009г., № 1715-р. Особенно при подготовке и корректировки разных программ: программ субъектов РФ, комплексных программ по энергетическому освоению регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северо-Западного региона России, полуострова Ямал и континентального шельфа Российской Федерации. А также при разработке и корректировке генеральных схем развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, программ геологического изучения регионов страны, при подготовке и корректировке параметров инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора. Стратегической целью инновационной и научно-технической политики в энергетике является создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.

Стратегией предусмотрено формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы, создание энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли. Стратегической целью инновационной и научно-технической политики в энергетике является создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны. Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе должна основываться на современных достижениях и прогнозе приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в указанной сфере, обеспечивая создание и внедрение новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской экономики.

Одним из важных научно-методических документов, развивающих инновационную деятельность на предприятиях, является «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006г., №2 1) Министерства образования и науки Российской Федерации.

Стратегия необходима для решения задач, связанных с созданием конкурентоспособного сектора исследований и разработок, а также условий для его расширенного воспроизводства: предусматривается формирование системы приоритетов научно-технологического развития, так называемых «технологических коридоров». Это должно обеспечить опережающие темпы развития секторов экономики, в которых уровень развития отечественной науки и технологий достаточен для модернизации данных секторов преимущественно на основе российских разработок и концентрации ресурсов государства.

Для учреждений науки и образования, в том числе учреждений государственных академий наук, возникло право создавать хозяйственные общества, внося в их уставные капиталы права на использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия

собственника имущества. Такое право дало принятие Федерального закона от 02.08.2009г., № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон установил правовые возможности для государственных научных и образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, а также для научных и образовательных учреждений государственных академий наук выступать учредителями и участниками хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат этим учреждениям.

Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило 01.04.2010г. «Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией». Документ разработан в соответствии с законодательством РФ. Методические рекомендации определяют порядок и документальное оформление идентификации результата научно-технической деятельности как единой технологии и признания результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, осуществляемых с целью обеспечения результату научно-технической деятельности правового режима единой технологии и определения прав и обязанностей правообладателя, вытекающих из норм статьи №1542 Гражданского Кодекса. Методические рекомендации применяются к отношениям, связанным с созданием, правовой охраной, использованием единых технологий, получаемых в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации. Средств выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов или в виде субсидий.

Правовое регулирование отношений, связанных с единой технологией, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 25.12.2008г., № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».

Правительством РФ предприняты меры для облегчения налогового бремени на предприятиях с инновационной деятельностью. Было утверждено Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2008 г., № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п.7 статьи 262 части второй налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2011г., № 836, от 06.02.2012г., № 96). Могут быть случаи, когда единственным источником дохода отдельного юридического лица, осуществляющего инновационную разработку, является доход от продажи инновационного товара, и тогда в процессе разработки и коммерциализации проекта предприятие будет нести убытки. Период убыточности деятельности предприятия может быть достаточно длительным (в зависимости от сложности процесса разработки продукта), а период операционного цикла - очень большим, поскольку авансированные затраты вернутся в виде выручки только после коммерциализации успешной разработки».

Федеральный закон РФ «О науке и государственной научнотехнической политике», в редакции от 21.07.2011г., № 254-ФЗ регулирует отношения между субъектами научной и (или) научнотехнической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. В законе даны определения инновациям, инновационному проекту, инновационной инфраструктуре, инновационной деятельности. Этому предшествовали научные исследования [2].

В своём выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 08 02. 2008 года (Москва, Кремль) В.В.Путин отметил, что «темпы инновационного развития России на сегодняшний день должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Однако и сейчас - на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры - мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой

экономики. А в дальнейшем - может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров. Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны».

Из анализа законодательных основ следует, что в настоящее время законодательное регулирование инновационной деятельности носит фрагментарный характер.

С развитием рыночных отношений в последние годы появились новые организационно-правовые структуры, осуществляющие инновационную деятельность. К таким структурам можно отнести Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества, который создан в соответствии с решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 04. 02. 2009г., № 416 и от 09.06. 2009г., № 420.

Целью создания Центра является координация усилий сообщества по разработке и реализации Межгосударственной комплексной целевой программы создания Евразийской инновационной системы, концентрация научно-технического и инновационного потенциала организаций, участвующих в ее создании с целью разработки и реализации совместных инновационных проектов в области высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности реального сектора экономики государств-участни-ков ЕврАзЭс. В дальнейшем Центр высоких технологий ЕврАзЭС будет преобразован в международную межправительственную организацию с заключением соответствующего межправительственного соглашения. Участниками Центра являются уполномоченные организации Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Армения. Центр открыт для участия и других государств.

Основными направлениями деятельности Центра являются участие в разработке и реализации Концепции создания Евразийской инновационной системы; координация деятельности участников Центра в выработке приоритетов и стратегии развития инновационной деятельности. Предусмотрена организация информационного обмена между заинтересованными национальными структурами, обобщение информации о состоянии и технологической базе инновационных проектов. Планируется оказывать содействие привлечению научных и производственных организаций к реализации совместных инновационных проектов, а также оказывать содействие развитию системы подготовки научных и инженерных кадров в области менеджмента инноваций и защите прав интеллектуальной собственности. Будет оказываться помощь по созданию венчурных фондов и других финансовых механизмов для поддержки инновационной деятельности, выработке предложений по разработке и внедрению стандартов инновационного менеджмента в сфере разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции и содействие в разработке и реализации проектов в области высоких технологий и инноваций.

На форуме в рамках ЕврАзЭс проходившем 29.05 2012 г. в Астане, президент РФ В.В.Путин отметил, что «Москве, Минску и Астане уже сегодня нужно полноценное законодательное сопровождение всех процессов, которые происходят в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства».

Центром высоких технологий Евразийского экономического сообщества планируется выработка предложений по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности. А также подготовка предложений по развитию инфраструктуры, обеспечивающей эффективное прохождение инновационных процессов, включая систему информационного, экспертного, финансово-экономического обеспечения и развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности. Центр уже существует более трех лет.

На сегодняшний момент времени, как следует из анализа, еще недостаточно развита законодательная основа по разработке и реализации межгосударственных совместных инновационных проектов.

Переход экономики на инновационный путь развития требует решения проблем эффективного управления инновационными процессами и интеллектуальной собственностью.

Ассоциация инновационных регионов - российская организационно-правовая структура. Сейчас в нее входят: Красноярский край, Иркутская область, Калужская область, Липецкая область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Башкортос-

тан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Самарская область, Томская Область, Ульяновская область. В эту структуру вошли также ОАО «РОСНАНО», Российская венчурная компания, Академия народного хозяйства при правительстве РФ, имеет сайт [3].

Информационное обеспечение позволяет проанализировать законодательные основы развития инновационной деятельности в регионах России. И от этого зависит организация инновационной деятельности на предприятиях регионов России.

Инновационное законодательство разработано в следующих регионах:

Закон Красноярского края от 10.08.2008 № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края»;

Закон Иркутской области № 21-оз от 05.05.2004г. «Об областной государственной поддержке научно-технической и инновационной деятельности»;

Закон Липецкой области от 27.10.2010г., № 425-ОЗ «Об инновационной деятельности в Липецкой области» (с изменениями от 07.09.2011г.);

Закон Новосибирской области от 14.04.2007г., № 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;

Закон Пермского края «Об инновационной деятельности в Пермском крае» от 11.06.2008 г. № 238-ПК;

Положение «О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия», утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 09.08.2010г., № 324;

Меморандум утвержден «Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы» и закон Республики Татарстан «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан»;

Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» (от 04.09.2008г., № 186-ОЗ);

Еще не разработаны законодательные основы инновационной деятельности в Калужской области, Республике Башкортостан, Ульяновской области, Самарской области.

Следует заметить, что не все регионы России выработали законодательную основу инновационной деятельности.

Инновационные территориальные кластеры - еще одна российская организационно-правовая структура.

Минэкономразвития РФ утвердил 26.12.2008г., № 20615-ак/д19 «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации».

«Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кластера» разработаны в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.10.2011г. протокол №Пр-3484ГС от 22. 10. 2011г., пункт 2, утверждены в марте 2012г., Минэкономразвития РФ. Методические материалы содержат рекомендации по разработке программы развития инновационного территориального кластера.

В ряде регионов уже созданы кластеры: Саров - ведущий центр ядерных, суперкомпьютерных и лазерных технологий, Железногорск - центр в производстве космических спутников и материалов ядерного комплекса. В сфере биотехнологий ведется формирование кластеров в Пущине, Зеленограде, Кольцове. В сфере фармацевтики, медицинской промышленности и радиомедицины в Томской и Свердловской областях, Санкт-Петербурге и Димитровгра-де. В сфере энергетического машиностроения - в Ярославской области и Санкт-Петербурге. Аэрокосмические кластеры формируются в Самарской и Ульяновской областях, Пермском и Хабаровском краях. Нефтехимические кластеры - в Татарстане и Нижегородской области.

Решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 22.02.2012г., протокол № 6-АК, одобрен «Порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров».

В рамках кластерных проектов основной акцент делается в первую очередь на поддержке реализации многостороннего сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями - участниками кластера, а также на стимулировании развития малого и среднего предпринимательства, в том числе

Таблица 1. Показатели роста инновационной продукции в регионах РФ

Регионы Объем инновационной продукции за 2011г. Рост по сравнению с 2010г.

Башкирия Более 44 млрд. руб. 24%

Липецкая область Более 35 млрд. руб. 14%

Самарская область Более 145 млрд. руб. 5G%

Нижегородская область Более 73 млрд. руб. 5G%

в партнерстве с якорными предприятиями, являющимися основой кластера. Российская Федерация планирует выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на поддержку реализации пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров ежегодно 5 млрд. рублей начиная с 2013 года.

«Основные методические решения, разработанные для проведения конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров» для проведения конкурсного отбора размещены на сайте Минэкономразвития РФ [4]. Там же находятся документы, которые определяют порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров и критерии их отбора.

В последнее время наметился рост инновационной продукции, например, в Ассоциациях инновационных регионов. Это следует из материалов федеральной службы государственной статистики (таблица 1) [5].

Анализ правового обеспечения инновационной деятельности предприятий РФ, свидетельствует о том, что в России идет формирование новой экономики, опирающейся, на модернизацию традиционных секторов российской экономики - нефтегазовый, сырьевой, аграрный и транспортные, на инновации, являющиеся одним из главных факторов экономического роста во всех секторах экономики, а также на образование.

Образован Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. В целях содействия модернизации экономики и инновационному развитию России, совершенствованию государственного управления в этой сфере президентом В.В.Путиным подписан «Указ о Совете по модернизации экономики и инновационному развитию России» от 18.06.2012г. Совет возглавил президент РФ Путин В.В.

Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России является совещательным органом при Президенте РФ. Он образован в целях обес-

печения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России.

Основными задачами Совета являются: определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития России; координация деятельности по реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации экономики и инновационного развития России.

По мере развития рыночных отношений в России, необходимо совершенствовать законодательные основы, а государственная инновационная политика должна создать необходимые условия для инновационной деятельности предприятий. Переход экономики на инновационный путь развития требует решения проблем эффективного управления инновационными процессами и интеллектуальной собственностью.

Литература:

ЬЬИр^/и^м^акирк^оу.ги .

2.Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. М: Экономика, 2000 С.475.

3.ЬИр://’№№№л-ге§юш.ог§.

4.Ь1т1р://’№№№.есопоту.§оу.ги.

5.Ь1г1р://’№№№.§кв.ги.

МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКУ

Кузнецов А. Л., аспирант Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ

Статья посвящена анализу существующих методов и инструментов привлечения инвестиций, их эффективности. Проведена оценка привлекательности финансирования иностранными инвесторами российских компаний теплоэнергетической области.

Ключевые слова: инвестиции, экономика, экономическая эффективность, лизинг, прибыль.

METHODS OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN THE RUSSIAN POWER SYSTEM

Kuznetsov A., the post graduate student, Institute for Continuing Professional Education OASIS The Research University HSE

This article analyzes the existing methods and tools to attract investment, their effectiveness. Assessed the attractiveness of financing Russian companies by foreign investors of thermal power.

Keywords: financial, banking, economic efficiency, leasing, profit.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. Стабильное развитие экономики, устойчивый экономический рост обусловлены наличием инвестиций. Инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. От объемов и форм инвестиций зависит экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или)

достижения иного полезного эффекта [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На общеэкономическом уровне инвестиции требуются для:

- расширения производства;

- структурных преобразований;

- повышения конкурентоспособности;

- решения социально-экономических проблем, в частности проблем безработицы, экологии, здравоохранения, развития системы образования и др.

На микроуровне инвестиции способствуют:

- развитию и упрочнению позиции компании;

- обновлению основных фондов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.