Научная статья на тему 'Макроэкономические предпосылки инновационного развития'

Макроэкономические предпосылки инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / SUPPORT MECHANISMS / INNOVATIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Наталья Михайловна

Рассматриваются проблемы и перспективы технологического развития и инновационной активности предприятий в условиях экономического кризиса. Автором раскрывается содержание инновационной социально-ориентированной модели экономики и система мер по развитию национальной инновационной системы. Приво-дится перечень мероприятий, необходимых для повышения эффективности государственного регулирования инновационной деятельности, использования бюджетных средств, введения комплекса дополнительных налого-вых льгот. Обсуждаются проблемы создания инновационного бизнеса и обеспечения возможности ускоренной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROECONOMIC BACKGROUNDS FOR INNOVATION DEVELOPMENT

The problems and prospects of technological development and innovation activity of enterprises under conditions of the economic crisis are considered. The author discloses the contents of an innovative socially-oriented economic model and a system of measures to develop the national innovation system. She provides a list of actions needed to increase the efficiency of state regulation of innovation, the use of budgetary funds, and the introduction of extra tax benefits. The problems to create innovative business and provide rapid commercialization of the objects of intellectual property are discussed.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические предпосылки инновационного развития»

Из всех возможных форм регулирования в области строительной деятельности оптимальной, по мнению авторов, является ^-регулирование, а государственное лицензирование необходимо только для работ, выполняемых на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства. Для работ, выполняемых на иных объектах капитального строительства, оптимальной опцией является со-регулирование. Государство обеспечивает законодательную основу строительной деятельности (технические регламенты), а предпринимательский сектор самостоятельно разрабатывает и претворяет в жизнь правила и стандарты деятельности, соответствующие действующему законодательству. Законодательно вводится необходимость обязательного страхования гражданской ответственности лиц, осуществляющих строительную деятельность, в форме обязательного условия договора подряда (контракта). Заказчик в этом случае защищен, условий для коррупции существенно меньше, малый и начинающий бизнес не ущемляется в правах, так как может страховаться в существенно меньшие суммы и естествен-

но платить пропорционально объемам выполняемых работ. В настоящее время в отрасли действует такая форма регулирования, как делегированное саморегулирование, которое предполагает, что государство осознанно передает определенные функции по регулированию рынка, (например, лицензирование участников рынка) организации саморегулирования, устанавливает общие ограничения и права деятельности подобных организаций, идентифицирует ту или иную организацию как организацию саморегулирования. Именно такая форма регулирования действует в настоящее время в строительной отрасли. Саморегулирование в области строительной деятельности, по мнению авторов, должно быть не делегированным (обязательным), как в настоящее время, а добровольным, предполагающим установление и поддержание правил участниками системы без какого-либо одобрения или принуждения со стороны государства, которое будет являться конкурентным преимуществом предприятия, а не обязательным условием для входа в отрасль.

УДК 330.341.1

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

л

Н.М.Ермакова1

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571 ,г. Москва, пр. Вернадского, 82.

Рассматриваются проблемы и перспективы технологического развития и инновационной активности предприятий в условиях экономического кризиса. Автором раскрывается содержание инновационной социально -ориентированной модели экономики и система мер по развитию национальной инновационной системы. Приводится перечень мероприятий, необходимых для повышения эффективности государственного регулирования инновационной деятельности, использования бюджетных средств, введения комплекса дополнительных налоговых льгот. Обсуждаются проблемы создания инновационного бизнеса и обеспечения возможности ускоренной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: технологическое развитие; механизмы поддержки; инновационные предприятия.

MACROECONOMIC BACKGROUNDS FOR INNOVATION DEVELOPMENT N.M. Ermakova

Russian Academy of National Economy and Government Service under the President of the Russian Federation, 82 Vernadsky Av., Moscow, 119571.

The problems and prospects of technological development and innovation activity of enterprises under conditions of the economic crisis are considered. The author discloses the contents of an innovative socially-oriented economic model and a system of measures to develop the national innovation system. She provides a list of actions needed to increase the efficiency of state regulation of innovation, the use of budgetary funds, and the introduction of extra tax benefits. The problems to create innovative business and provide rapid commercialization of the objects of intellectual property are discussed. 7 sources.

Key words: technological development; support mechanisms; innovative enterprises.

Перед российской экономикой в условиях глобального экономического кризиса стоит необходимость одновременного решения двух задач - миними-

зации последствий кризиса и формирования потенциала для будущего посткризисного развития. При этом в качестве модели посткризисного долгосрочного раз-

1Ермакова Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела департамента Правительства Российской Федерации, тел.: 89037611173, mail: [email protected]

Ermakova Natalya, Candidate of Economics, Deputy Head of the Department of the Government of the Russian Federation, tel.: 89037611173, mail: [email protected]

вития выбрана инновационная социально-ориентированная экономика. Соответствующая цель поставлена в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года2, ориентированная на реструктуризацию отечественной экономики, ускорение ее перевода на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности, предусматривает значительное усиление вклада науки и технологий, а также требует:

модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств;

формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

обеспечения технологического лидерства страны по ряду важнейших направлений.

В этой связи важнейшей задачей становится концентрация и интенсификация усилий на перспективных для России направлениях развития, практическом применении научно-технологических достижений, обеспечивающем использование конкурентных преимуществ отечественных производителей и решение наиболее острых социальных проблем. Это особенно актуально в условиях жестких ресурсных ограничений, возникших в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом, необходимости "локализации" национальной инновационной системы, т.е. ее четкой ориентации на наиболее перспективные для России направления развития.

Определение наиболее перспективных направлений развития на основе долгосрочного прогноза в последние два десятилетия стало неотъемлемой частью научно-технической и инновационной политики во всех развитых странах. На их основе формируются государственные научно-технические программы, определяются области приоритетных исследований и разработок, стратегические направления развития науки и инноваций.

Если обратиться к показателям финансирования исследований и разработок в последние годы, становится понятной сложность развития российской экономики в режиме конкуренции. По объемам финансирования НИОКР Россия существенно уступает мировым лидерам. Так, расходы США на НИОКР (по паритету покупательной способности) в 2006 году составили 344 млрд долл., Китая - 87 млрд долл., России -только около 20 млрд долл. Показатели результативности науки - количество публикаций в ведущих журналах, индексы цитируемости, патентная активность, доля на мировых высокотехнологичных рынках - свидетельствуют о значительно более низкой эффективности проведения научных исследований.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Необходимость решения задачи повышения отдачи научного сектора, концентрации усилий на наиболее перспективных для России областях практического применения научно-технологических достижений и, в конечном счете, формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы самым тесным образом связана с необходимостью интенсификации применения результатов долгосрочных прогнозов научно-технологического развития России, внедрения современных инновационных механизмов регулирования.

Инновационная социально-ориентированная модель экономики характеризуется, в первую очередь, высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, большой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, рядом других показателей.

Для построения такой модели необходимо реализовать систему мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики и общественной жизни. При этом комплекс мер должен содержать в себе как общесистемные меры, направленные на долгосрочное развитие национальной инновационной системы, так и меры, отражающие специфику развития в условиях кризиса.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с инновационной активностью в реальном секторе экономики может быть охарактеризована как негативная.

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2007 году разработку и внедрение технологических (инноваций осуществляли 9,4% от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (73%), Ирландии (61%), Бельгии (58%), Эстонии (47%), Чехии (41%). Мала доля предприятий, затрачивающих средства на приобретение новых технологий (12,7%). Динамика этих индикаторов за последнее время ухудшилась.

Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются (в 1995-2007 годы на 76%), затраты на инновации растут еще быстрее (за тот же период увеличились вдвое). Как следствие, на рубль таких затрат в 2007 году приходилось 4,4 рубля инновационной продукции против 5,5 рублей в 1995 году. Растущий объем бюджетного финансирования на проведение исследований и разработок, на развитие сектора генерации знаний не привел к должному росту инновационной активности самих предприятий. За период с 2005 по 2007 год доля средств отечественного предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки уменьшилась с 30,0% до 29,4%, при увеличении государственных средств с 61,9% до 62,6% соответственно.

Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса начиная со второй половины 2008 года. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.

Поддержка приоритетных направлений технологического развития

Мероприятия ориентированы на поддержку приоритетных направлений технологического развития, а также направлены на повышение эффективности государственного регулирования инновационной деятельности.

1. В целях обеспечения опережающего развития инновационных технологий в сферах, имеющих значительную общественную направленность, разработаны предложения по формированию государственных технологических инициатив в приоритетных направлениях технологического развития, включая энергетику и энергосбережение (в том числе в жилищном строительстве и ЖКХ), медицинские технологии и биотехнологии, инфокоммуникационные технологии, сферу авиации и космических исследований. При этом должен обеспечиваться сопряженный эффект роста платежеспособного внутреннего спроса на высокие технологии, соответствующий долгосрочным тенденциям современной постиндустриальной экономики и приоритетам стратегии долгосрочного социально-экономического развития, с одной стороны, и приоритетам развития высокотехнологичных секторов экономики - с другой.

2. В целях развития механизмов гибкой координации действий бизнеса, государства, научных и образовательных организаций в определении приоритетов технологического развития, согласованности действий при разработке и реализации программ прикладных исследований предполагается формирование технологических платформ и разработка отраслевых технологических дорожных карт.

Технологические платформы являются инструментом выбора и реализации приоритетов развития отдельных секторов экономики. Технологические платформы складываются на базе консенсуса ключевых участников сектора экономики по основным вопросам технологического развития в данной области, включая общее видение будущего данного сектора экономики и программу исследований, которые необходимо реализовать на пути к желаемому будущему. Соответственно, при формировании технологических платформ главную роль играют экспертные методы и процедуры, нацеленные на выработку соглашений во взаимодействии ключевых участников сектора экономики.

3. Для повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения организационной и информационной поддержки процессов коммерциализации результатов научно-технической деятельности предусматривается формирование единой информационной базы (реестра) НИОКР, финансируемых за счет бюджетных источников, а также развитие систе-

мы научно-технической и технологической экспертизы. Повышению эффективности планирования и мониторинга расходования бюджетных средств в научно-технической сфере также будут способствовать меры по включению в состав федерального бюджета приложения, группирующего расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения.

4. Для содействия развитию региональных инновационных кластеров предусматривается предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на цели реализации региональных программ инновационного развития. Предполагается, что указанные средства будут направляться на реализацию мероприятий, связанных с устранением "узких мест" в развитии региональных инновационных кластеров, поддержку кооперационных программ предприятий, входящих в состав кластеров.

5. Для стимулирования участия страны в развитии международной технологической кооперации, поддержки участия российских предприятий в международных цепочках добавленной стоимости в высокотехнологических секторах экономики, участия в реализации международных программ сотрудничества предусмотрено определение приоритетов и разработка механизмов поддержки приобретения активов зарубежных высокотехнологичных компаний, а также создания с ними технологических альянсов.

Поддержка инновационной деятельности существующих предприятий

Мероприятия блока ориентированы на поддержку основных форм инновационной деятельности действующих предприятий, с учетом специфики и размера предприятий.

1. В целях формирования необходимых условий для ускоренного технологического развития предприятий предусмотрено поэтапное введение комплекса дополнительных налоговых льгот.

Первая задача заключается в стимулировании приобретения и использования предприятиями интеллектуальной собственности путем предоставления налогоплательщику возможности ускоренной амортизации видов нематериальных активов, важных для развития научно-технической и инновационной деятельности.

Вторая задача предполагает снижение уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для предприятий сектора интеллектуальных услуг, в том числе путем компенсации замены ЕСН страховыми выплатами предприятиям, действующим в сфере информационных технологий и инжиниринговых услуг, опережающее развитие которых является необходимой предпосылкой активизации инновационной деятельности в экономике страны. Кроме того, в целях обеспечения дополнительной поддержки компаний предполагается отменить взимание НДС с программных продуктов.

Соответствующие изменения в действующем законодательстве также необходимы для недопущения роста налоговой нагрузки, в результате упразднения

единого социального налога и введения страховых взносов, на предприятия, имеющие льготы по ЕСН в качестве резидентов технико-внедренческих зон особых экономических зон.

Третья задача направлена на стимулирование технологической модернизации предприятий и повышение их инновационной активности за счет освобождения от уплаты налога на имущество. В настоящее время Госдумой приняты в первом чтении поправки в законопроект, предоставляющие на три года льготы по налогу на имущество предприятиям, которые эффективно используют новейшее технологическое оборудование.

В этих же целях предусмотрено расширение Перечня НИОКР3, на основании которого расходы налогоплательщика на НИОКР включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, имея в виду включение в состав Перечня производственных технологий, широко используемых в отечественной промышленности в настоящее время.

Также планируется корректировка порядка взимания земельного налога с бюджетных учреждений образования и науки.

2. Для частных технологических средних и малых компаний, собственные ресурсы которых ограничены, особенно в условиях кризиса, предусмотрено формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на оплату инжиниринговых услуг и патентование за рубежом. Функции по администрированию указанных грантов (субсидий) предполагается возложить на Российский фонд технологического развития после его реорганизации.

3. В целях содействия инновационной активности предприятий предполагается реализация комплекса мер по поддержке продвижения высокотехнологичной продукции и услуг на мировой рынок в рамках разрабатываемой в настоящее время Минпромторгом России системы мер поддержки экспорта.

Дополнительные возможности для развития высокотехнологичного экспорта средних и малых компаний, занятия ими образовавшихся ниш на мировом высокотехнологичном рынке будут реализованы путем расширения механизмов страхования экспортных контрактов, развития механизмов предоставления субсидий для осуществления мероприятий по выходу компаний на новые внешние рынки. Кроме того, будет обеспечена реализация скоординированных маркетинговых мероприятий по продвижению брендов российских высоких технологий на внешние рынки.

4. Для крупных частных компаний, обладающих значительными собственными ресурсами и возможностями, инновационная активность которых в значительной степени определяется мотивацией их ме-

3утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 988

неджмента, предусматривается предоставление организационной поддержки, направленной на создание внутренних стимулов к инновационной деятельности, в том числе путем поддержки деятельности саморегулируемых организаций, содействующих внедрению на предприятиях добровольных стандартов ведения инновационной деятельности, а также распространения лучшего опыта в этой сфере.

Поддержка создания инновационного бизнеса, улучшение институциональных условий и повышение эффективности инновационной инфраструктуры

Основными направлениями поддержки создания нового инновационного бизнеса являются: расширение механизмов поддержки инновационных предприятий на ранней стадии развития, стимулирование создания инновационных компаний на базе ведущих учреждений науки и образования, обеспечение возможности ускоренной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (права на которые принадлежат государству), созданных до вступления в действие части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.

1. Для дополнительной финансовой поддержки инновационных компаний, находящихся на ранней стадии развития, предусмотрено создание ряда фондов "посевного" финансирования с участием ОАО "РВК" и ГК "Роснанотех".

2. Непосредственная поддержка создания малых инновационных компаний на базе ведущих научных и образовательных учреждений, в том числе с участием студентов и аспирантов, будет осуществлена за счет введения ряда новых программ Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и мер по созданию студенческих бизнес-инкубаторов, что также будет способствовать обеспечению занятости молодых специалистов в кризисных условиях. Указанные меры поддержки предполагается также реализовать в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

3. Стимулирование создания новых предприятий планируется также через введение порядка закрепления прав и коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной с использованием средств федерального бюджета до вступления в действие части IV ГК РФ, с условием отчисления части получаемого от коммерциализации дохода в пользу федерального бюджета. В течение определенного срока предполагается предоставить такое право организациям-разработчикам, по истечении срока - всем заинтересованным российским организациям с учетом очередности подачи заявок.

Кроме того, для расширения возможностей долгосрочного финансирования наукоемких проектов за счет средств Внешэкономбанка следует организовать процедуру регулярного рассмотрения на наблюдательном совете Внешэкономбанка проектов с объемом финансирования от 1 млрд руб., реализуемых отечественными высокотехнологичными компаниями в приоритетных секторах экономики.

Общесистемные меры по улучшению институциональных условий и повышению эффективности инновационной инфраструктуры предполагается реализо-вывать по следующим направлениям.

1. Развитие системы технического регулирования, включая разработку процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на добровольном декларировании соответствия и обязательной маркировке продукции, снижающей для разработчиков риски противоречия устаревшим действующим стандартам и другим нормативным документам (включая СНиПы), исключение избыточной повторной обязательной сертификации для определенных категорий импортируемого оборудования, ускорение процедур таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичных товаров и промышленного оборудования.

2. Для совершенствования системы государственных закупок технически сложной продукции, а также закупок для нужд субъектов естественных монополий федерального значения и крупных компаний с преобладающим государственным участием предусматривается внесение изменений в нормативную правовую базу, закрепляющих порядок установления современных требований к техническим и качественным характеристикам закупаемой продукции.

В частности, в этих целях предусматривается разработка предложений о внесении изменений в законодательство, позволяющих обеспечить принятие решения о закупке с учетом характеристик стоимости владения закупаемой продукции, с введением механизма предоставления гарантий в отношении характеристик, связанных со стоимостью владения, со стороны поставщиков.

3. Для повышения инновационной активности предприятий также предусмотрено совершенствование законодательной базы в области венчурного предпринимательства, корпоративного и договорного права, меры по повышению эффективности работы фондов, действующих в научной и научно-технической сфере.

4. Предусмотрена поддержка деятельности специализированных институтов содействия технологическому развитию, в том числе в области технологического прототипирования и промышленного дизайна, направленной на активизацию продуктовых и процессных инноваций в промышленности.

5. В целях развития механизмов непрерывного образования и содействия повышению инновационной активности предприятий предполагается внесение изменений в программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства (в части развития системы повышения квалификации руководителей и персонала предприятий по вопросам управления инновациями и технологического менеджмента), а также введение в образовательные стандарты основ технологического менеджмента и инновационного предпринимательства, создание условий для вовлечения учащихся и молодежи в практическую техническую, научно-технологическую и инновационную деятельность.

Создание стимулов к инновационной деятельности в государственном секторе

1. Для компаний инфраструктурных отраслей с преимущественным государственным участием (Газпром, РЖД, ГидроОГК и др.), крупных компаний с преобладающим государственным участием и государственных корпораций (ГК "Ростехнологии"), а также системообразующих предприятий, получающих дополнительную государственную поддержку, предусматривается разработка и принятие программ инновационного развития, включающих планы разработки и внедрения новых продуктов, услуг, бизнес-процессов и передовых технологий, а также концепции технической и информационной политики.

Предполагается установление обязательного участия в разработке указанных документов независимых экспертов, обеспечение раскрытия информации о планируемых потребностях в технологических решениях, в целях информирования о них заинтересованных предприятий.

С целью расширения возможностей для использования инновационных решений в деятельности указанных компаний предполагается обеспечить формирование в структуре их управленческих органов специальных комитетов по вопросам технической политики с привлечением независимых экспертов в области трансфера технологий, проведение независимой экспертизы предложений по использованию новых технических решений, а также введение должности члена правления компании, ответственного за проведение технической и информационной политики.

При этом планируется обеспечить проведение ежегодной оценки реализации указанных программ на Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и Правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития российской экономики, а также участие компаний в формировании и реализации технологических платформ и дорожных карт.

2. Технологической модернизации и повышению энергоэффективности в государственном секторе будут способствовать формирование системы государственной поддержки деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на разработку и внедрение мероприятий по энергосбережению, а также меры по стимулированию замены устаревшего оборудования.

3. С целью содействия расширению спроса на инновации в рамках реализации государственных программ в сфере жилищного и сельского хозяйства, здравоохранения, культуры и образования предполагается подготовка перечней новых технологий и продуктов (услуг) с планом по их приобретению и использованию. Также предполагается разработка концепций технической и информационной политики в сфере культуры и образования, здравоохранения, жилищного строительства и коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, направленных на обеспечение эффективного использования передовых технологий в указанных секторах экономики.

Таким образом, предприятиям, осуществляющим научные исследования и разработки, коммерциализа-

цию результатов научно-технической деятельности, технологическое проектирование и приобретение новых технологий, в условиях кризиса необходима системная поддержка.

В настоящее время, по информации Минобрнауки России, более 700 малых предприятий созданы на базе вузов после вступления в силу закона о бюджетных учреждениях4. Этот закон предоставил право бюджетным учреждениям науки и вузам самостоятельно учреждать хозяйственные общества, вносить в уставный капитал права на результаты интеллектуальной деятельности.

Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере запустил новую программу, направленную на поддержку стартующих малых инновационных предприятий на базе научных и образовательных организаций. За счет

"Федеральный закон от 02.08.2009 года №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

средств Фонда в 2010 году оказана поддержка около 600 малым предприятиям. В настоящее время в России создано 166 бизнес-инкубаторов, более 110 технопарков, более 100 центров по трансферту технологий. Доля инновационных малых предприятий по разным оценкам составляет примерно 1,5 - 3% от общего количества малых и средних предприятий. Финансирование Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере в 2011 году будет увеличено до 4 млрд руб.

В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012» года отмечается, что "за четыре года экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной"5.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»

Библиографический список

1. Захарова Н. Координация инновационных процессов в Европейском союзе. // Экономист, 2009. № 7. С.58-65

2. Сушков П.В., Попова Е.В. Цель совершенствования законодательства - создание стимулирующих условий при коммерциализации технологий (зарубежный опыт в области регулирования прав на результаты научно-технической деятельности) // Инновации. 2008, № 2. С. 24-27

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной собственности: фе-дер. закон Рос. Федерации от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ // Российская газета, № 142, 04.08.2009

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2006 № 613 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.10.2006, № 44, ст.4589

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р

7. Официальный сайт "Российской газеты" www.rg.ru

УДК 621.01 (07)

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭРГОНОМИКИ И ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

В.А. Жеребцов1, Т.М. Лескова2

Забайкальский институт железнодорожного транспорта, 672040, г. Чита, ул. Магистральная, 11.

Рассматривается интеграция эргономических методов и принципов в инструменты бережливого производства. Предлагается применение цикла Деминга для интеграции эргономической системы «человек - машина». Представлен обзор возможного применения и объединения инструментов концепции Лин, принципов и методов дисциплины эргономика. Ил. 3. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: бережливое производство; эргономика; инструменты бережливого производства; система «человек - машина».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Жеребцов Вячеслав Александрович, аспирант, тел.: 89144720072, e-mail: [email protected] Zherebtsov Vyacheslav, Postgraduate, tel.: 89144720072, e-mail: [email protected]

2Лескова Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики, тел.: 89144579832, e-mail: [email protected]

Leskova Tatyana, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, tel.: 89144579832, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.