Научная статья на тему 'Исследование ресурсов инновационной диверсификации экономики России на основе зарубежного опыта применения нанотехнологий'

Исследование ресурсов инновационной диверсификации экономики России на основе зарубежного опыта применения нанотехнологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НАНОТЕХНОЛОГИИ / НАНОИНДУСТРИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гретченко А.А.

В статье раскрываются экономические отношения, возникающие в процессе проведения инновационной диверсификации экономики России на основе приоритетного развития наноиндустрии. Исследуются стартовые позиции и ресурсы реформирования отечественной экономики и обосновывается инновационная стратегия развития страны, основанная на достижениях науки и техники с учетом тенденций развития мировой экономики и положений постиндустриальной научной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ресурсов инновационной диверсификации экономики России на основе зарубежного опыта применения нанотехнологий»

исследование ресурсов инновационной диверсификации экономики россии на основе зарубежного опыта применения нанотехнологий

а. а. гретченко,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента инноваций

и инвестиций

E-mail: vaz21063@list.ru

Российская экономическая академия

имени Г. В. Плеханова

В статье раскрываются экономические отношения, возникающие в процессе проведения инновационной диверсификации экономики России на основе приоритетного развития наноиндустрии. Исследуются стартовые позиции и ресурсы реформирования отечественной экономики, и обосновывается инновационная стратегия развития страны, основанная на достижениях науки и техники с учетом тенденций развития мировой экономики и положений постиндустриальной научной парадигмы.

Ключевые слова: инновации, диверсификация, стратегия, политика, инновационная система, нанотехноло-гии, наноиндустрия, технологический уклад, аутсорсинг.

В XXI в. важнейшим ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная национальная инновационная политика, представляющая собой деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР и ОКР, изобретательства) новых, передовых, «прорывных» техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений. Технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным.

Длительный и затяжной для мирного времени общесистемный кризис, поразивший Россию в 1990-е гг., многогранен и неоднозначен. Его материально-техническая основа — нарастающее

технологическое отставание; резкое сокращение, а в отдельных секторах (особенно в военно-промышленном комплексе) потеря научно-технического потенциала в результате многократного сокращения заказов и финансирования как со стороны государства, так и частного сектора; технологическая деградация экономики, сокращение примерно втрое доли современного пятого технологического уклада, вымывание наукоемкой продукции при повышении доли ранне- и доиндустриальных укладов; уменьшение в 2,5 раза производства машиностроительной продукции и свертывание ряда производств. Как неминуемое следствие — резкое падение конкурентоспособности отечественной продукции, вытеснение ее с внутреннего и внешнего рынков, недогрузка производственных мощностей, рост полной и частичной безработицы.

В современных условиях центр тяжести государственной политики должен быть перенесен в научно-техническую и инновационную сферы, на обеспечение технологического прорыва, на широкое применение нанотехнологий. Мир вступает в новую эпоху развития, связанную с разработкой и практическим использованием достижений науки в области нанотехнологий1.

1 По оценкам зарубежных экспертов, мировой рынок нанотехнологий растет в геометрической прогрессии. Если в 2007 г. объемы продаж здесь составляли 50 млрд долл., в 2008 г. — уже 150 млрд долл., то прогноз на 2010 г. — 800 млрддолл., к 2015 г. — свыше

2 трлн долл. То есть за восемь лет ожидается рост в сорок раз.

Важно понимать, что нанотехнологии — это не одна конкретная отрасль. Спектр их применения многократно шире. Речь идет о способности конструировать на уровне атомов и молекул. И хотя, на первый взгляд, подобное умение может показаться лишь экзотической теоретической задачей, некоторые продукты, которые по своей сути вполне могут рассматриваться как нанотехнологичные, выпускаются уже сейчас. Фактически, нанотехнологиям присущи надотраслевые функции — на практике нанотехнологии связаны с самым широким кругом отраслей, от микроэлектроники до медицины.

Следует отметить, что последние годы ознаменовались бурным ростом интереса к нанотехноло-гиям и ростом инвестиций в них во всем мире. И это вполне понятно, учитывая, что нанотехнологии обеспечивают высокий потенциал экономического роста, от которого зависят качество жизни населения, технологическая и оборонная безопасность, ресурсо- и энергосбережение. В настоящее время практически во всех развитых странах действуют национальные программы в области нанотехно-логий. Они имеют долговременный характер, а их финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых как из государственных источников, так и из других фондов. Россия планирует инвестировать в развитие нанотехнологий около 8 млрд долл. до 2011 г. Эксперты полагают, что уже в самые ближайшие годы специалист по нанотехнологиям станет одной из десяти самых востребованных профессий в России.

Анализ глобальной инвестиционной среды и зарубежного опыта использования нанотехнологий свидетельствует о следующей структуре финансирования нанотехнологий [1].

В 2007 г. государственное финансирование в размере 6,2 млрд долл. составило 46 % от общей суммы финансирования нанотехнологий. Среди развитых стран лидирует Европа, где расходы на нанотехнологии составили 2,2 млрд долл. Но, если сравнить суммы затрат с учетом паритета покупательной способности, то страны Азии опережают и Европу, и Северную Америку, поскольку в пересчете на паритет покупательной способности расходы в Азии составляют 2,8 млрд долл. Типичным примером может служить Национальная нанотехнологи-ческая инициатива правительства США, которая распределяет средства, выделяемые рядом правительственных агентств, в сумме превышающие 1,4 млрд долл. Финансирование в рамках данной инициативы идет на поддержку нанотехнологичес-ких научно-исследовательских центров в университетах и национальных лабораториях. Она также

оказывает поддержку в области нанотехнологий путем предоставления грантов в рамках Программы инновационных исследований малого бизнеса (SBIR — Small Business Innovation Research). Другие страны используют модели, которые больше ориентированы на коммерческую составляющую, например такие как Тайвань. Тайваньская национальная научно-технологическая программа в области нанонауки и нанотехнологий, оказывает поддержку ряду центров по всей стране, имеющих соответствующие условия и оборудование для развития новых проектов в области электроники.

В 2007 г. корпоративное финансирование в размере 6,6 млрд долл. составило 49 % от общей суммы финансирования нанотехнологий. Самая значительная доля пришлась на корпорации в Соединенных Штатах, которые потратили 2,4 млрд долл., следом идет Япония, вложения которой составили 2 млрд долл., и Германия с 561 млн долл. инвестиций. Например, компания General Electric (GE) создала команду для разработок в области нанотехнологий в своем Глобальном исследовательском центре в г. Нискаюна, штат Нью-Йорк, для проведения исследований в ряде перспективных инновационных отраслей от нано-структурированных металлов до датчиков на основе углеродных нанотрубок. Компания BASF заявила, что нанотехнологии вошли в число ее пяти крупнейших областей исследования на следующие пять лет, потратив 180 млн евро на развитие технологии с 2006 по 2008 гг., в дополнение к инвестициям в такие проекты, как SDCmaterials, через венчурную компанию BASF Venture Capital.

В 2007 г. венчурный капитал в размере 702 млн долл. составил 5 % от общей суммы финансирования нанотехнологий. Объем инвестиций в нанотехнологии, привлеченных со стороны венчурного капитала, понизился на 5 % по сравнению с показателем 2006 г., равным 738 млн долл. Следует отметить, что венчурный капитал прежде всего инвестировался в компании, прошедшие ненадежный этап первоначального развития — вложения в предприятия на более поздних стадиях составили 68 % от всего объема венчурных вложений в сфере нанотехнологий.

Анализ структуры финансирования нанотехнологий свидетельствует о том, что в XXI в. нано-индустрия будет определять прогресс и состояние дел во всех областях человеческой деятельности. Наноиндустрия является одним из перспективных и востребованных направлений развития науки, технологий и промышленности в экономически развитых странах, таких как США, государства ЕС, Япония и Китай. В настоящее время происходит

- 39

формирование мирового рынка в сфере наноиндус-трии. По оценкам экспертов, завершение процесса разделения мирового рынка в сфере наноиндустрии ожидается к 2015 г. При этом его объем возрастет до 1,2—1,5 трлн долл. [6].

Обобщая мировую практику формирования национальных инновационных экономик в условиях развития нанотехнологий, следует отметить, что научно-техническая политика и государственное регулирование инновационной деятельностью, участие государства в развитии инновационной экономики и формировании национальныой инновационной системы, применявшиеся в США, странах ЕС, Японии, КНР и Республике Корея, имеет свои особенности.

Так, США и страны ЕС использовали модель создания инновационных экономик, базирующуюся на сугубо западных принципах. Уже в начале 1970-х гг. правительства этих стран приступили к выработке принципов федеральной научно-технической политики с целью реализации долгосрочных и высокорисковых технологических исследований. Были приняты правовые акты по государственному финансированию создания базовых технологий. Для привлечения частных инвестиций в сферу науки и технологий использовались налоговые стимулы и механизмы внешнеторговой политики: кредитование и страхование экспорта, прямое субсидирование и т. п. Регулированием инновационной деятельности в этих странах занимаются несколько государственных органов, пользующихся для этой цели исключительно бюджетными средствами. В этих странах существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью государства.

США первыми обеспечили самую широкую поддержку развитию наноиндустрии. Резкий рост нанотехнологических исследований начался 10 лет назад, когда в США стали готовить государственную программу National Nanotechnology Initiative (Национальная Нанотехнологическая Инициатива), одобренную конгрессом США в 2000 г. и затем утвержденную правительством на ближайшее десятилетие, которая стала моделью подобных программ почти для 50 стран мира. На долю нанотехнологических расходов США приходится не менее четверти мировых расходов (см. таблицу). Среди других стран следует отметить и Европейский Союз (более 25 %), и Японию (15 %).

По оценкам специалистов, ежегодные инвестиции в нанотехнологии, выделяемые правительс-

40 -

Государственные нанотехнологические расходы в 2008 г.

Страна Расходы, млрд долл.

Европейский Союз 2 440

США 1 821

Япония 1 128

Россия 1 076

Остальные страны 510

Китай 510

Южная Корея 350

Индия 50

Всего... 7 885

Источник: URL: http://www.cientifica.eu/images/Whitepapers/ nor-sample.pdf.

твом США на развитие нанотехнологий, постоянно росли (см. рисунок).

Как видно, в США за период с 2001 по 2008 г. расходы на развитие нанотехнологий со стороны государства составили около 9 млрд долл., причем частные инвестиции в нанотехнологии примерно в 10 раз превысили правительственные, а число ученых, участвующих в нанотехнологических исследованиях, превысило 100 тыс. чел. Таким образом, за прошедшие десять лет государственное финансирование нанотехнологического проекта в США выросло в 10 раз. В 2008 г. государственное финансирование нанотехнологических исследований в США составило 1,4 млрд долл., что соответствует примерно 35 млрд руб., из которых около 1/3 выделены на научные исследования, столько же на оборону и чуть меньше на энергетические проекты.

В Европейском Союзе программа развития нанотехнологий включает множество проектов, направленных на установление лидирующих позиций на ряде критических направлений, начиная с разработки наноантенн и наноустройств и заканчивая разработкой нанороботов, способных восстанавливать больные человеческие органы. В

1996 1993 2000 2002 2004 2006 2008

Годовые затраты из госбюджета США на развитие нанотехнологий в 1996—2008 гг., млн долл.

2007 г. на тематическое направление «Нанонауки, наноматериалы и новые технологии» в ЕС было выделено 3,5 млрд евро.

Заслуживает внимания инновационное развитие Японии. В стране с 1999 г. действует японская Национальная программа работ по нанотехнологи-ям. Особенностью японской модели инновационной экономики является использование традиций японского общества: привычка к подчинению своему «клану» и беззаветное служение своей фирме. Другой особенностью Японии является четкая ориентация на достижение научно-технического превосходства в наиболее приоритетных отраслях. Следует отметить, что японские компании предпочитают вербовать ученых из стран непосредственно в местах их проживания, в отличие от США, которые создают необходимые условия для «утечки мозгов» из самых разных стран. Правительство Японии постоянно увеличивает государственные расходы на НИОКР, доведя их в 2008 г. до 3,8 % ВВП. Японский Банк развития представляет кредиты для развития приоритетных направлений сроком до 30 лет со сниженной платой за кредит.

В КНР крутой поворот к инновационной экономике начался в рамках авторитарной стратегии «четырех модернизаций», упор в которой сделан на развитие частного бизнеса, привлечение капитала китайцев, живущих за границей, и проникновение через них китайского бизнеса в другие страны, прежде всего в США. В Китае пятилетний план 2001—2005 гг. включал выделение 300 млн долл., что позволило стране выйти на мировой уровень разработок. Одним из факторов, обусловивших успехи в инновационной деятельности, является способность государственной машины использовать огромную численность населения, низкую зарплату и обеспечить жесткий контроль со стороны государства за целенаправленным использованием денежных ресурсов.

Южная Корея обладает одной из наиболее динамично развивающихся экономик. Как и в развитых странах, государство играет чрезвычайно активную роль в инновационном развитии страны, главным образом в сферах биотехнологии, информационной техники и техники связи. В стране создается сеть крупных наукоградов и технопарков, в частности известный наукоград «Долина Даедук», технопарк «Поханг» и др. В 2008 г. расходы на НИ-ОКР составили 2,53 % ВВП.

По прогнозам, до 2010 г. на развитие нанотехнологий в мире будет потрачено 3 трлн долл. Лидерами по объему инвестиций в нанотехнологии в период с 2006 по 2010 г. станут Япония — 6 млрд долл., США—

5,6 млрд долл., страны Евросоюза — 4,6 млрд долл. К 2014 г. объем рынка наноиндустрии может увеличиться до 3 трлн долл., и эти товары составят около 20 % от всех товаров, имеющихся на рынке.

Таким образом, в процессе создания инновационных экономик правительствами вышеуказанных стран совместно с наукой и бизнес-сообществом были построены национальные инновационные системы (НИС). Основные черты национальных инновационных систем — открытость и включенность в международные сети, отсутствие разрывов в инженерно-производственной, бизнес-инновационной цепочке, развитая юридическая система, менеджмент, консалтинг. В рамках НИС государство формирует и осуществляет свою политику с целью достижения и поддержания высокого уровня технологической конкурентоспособности и эффективности экономики страны. Развитые страны широко используют преимущества кооперации в научно-технической сфере («техноглобализм») — важный инструмент инновационной активности.

Диверсифицировать российскую экономику, перевести ее на принципиально новую технологическую базу2 невозможно без создания прочной наноиндустрии, функционирующей в рамках национальной нанотехнологической сети, создания системы управления научно-инновационной деятельностью.

В президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии», предусматривающей достижение лидерских позиций России в направлении научного прогресса, создание передовых производств, выхода на мировые рынки сформулированы задачи трех этапов развития наноиндустрии в стране и обозначены основные результаты их реализации [4]. Развитие отечественной наноиндустрии предполагает создание современных кадровой, приборно-инструментальной, технологической и информационной баз, осуществление эффективной координации в этих областях, ликвидацию избыточных экономических, институциональных и правовых барьеров. Стратегия определяет основные инструменты государственной политики в сфере наноиндустрии Устанавливаются необходимость и этапы формирования национальной нанотехнологической сети и определяется ее состав. Запущен ряд целевых программ, в том числе

2 Россия отстает в обновлении технологической базы. Доля наукоемкой продукции России на глобальном рынке не превышает 0,5 % (для сравнения: США — 36 %, Япония — 30 %). Объем высокотехнологичной компоненты в российском экспорте не превышает 5 % (для сравнения: Китая — 22,0 %, Южная Корея — более 38 %).

ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» [3], направленных на формирование необходимой инфраструктуры, проведение исследовательских работ, подготовку кадров3.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., определяющая пути, способы и сроки перевода российской экономики на инновационный путь развития [2]. Впервые в концепции на государственном уровне определены приоритетные направления развития работ в области нанотех-нологий. Концепция предусматривает рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, ее структурную диверсификацию на основе применения информационных, био- и нанотехнологий. Образована правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, которая, в том числе, ведет вопросы развития наноиндустрии. Начала свою деятельность госкорпорация «Роснанотех» 4. Развивающаяся в России индустрия нанотехнологий — уникальная по возможностям отрасль для воплощения передовых инновационных идей, реализации амбициозных инвестиционных проектов.

Министерством образования и науки РФ разработана и внесена в Правительство РФ Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 г., которая позволит сконцентрировать и скоординировать имеющиеся финансовые и организационные ресурсы на решении системных проблем развития наноиндустрии, создании конкурентных преимуществ России на мировом рынке высоких технологий и формировании научно-технического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития [5].

3 Общий объем финансирования работ по реализации Стратегии до 2015 г. (с учетом задействованных федеральных, ведомственных и других целевых программ, а также средств, выделяемых специализированными фондами) составляет порядка 318 млрд руб. и предполагает поддержку всего инновационного цикла от фундаментальных исследований до непосредственного производства нанотехнологической продукции.

4 В 2009 г. корпорация «Роснанотех» отслеживала более 450 проектов, ориентированных на развитие конкретных производств. В данном году корпорация планирует утвердить 50 проектов с общим бюджетом в 80 млрд руб. Согласно планам, закрепленным в Стратегии деятельности РОСНАНО, к 2015 г. объем продаж всей российской продукции наноиндустрии должен достичь 19 млрд евро, объем экспорта — почти 4 млрд евро. Это масштабные цифры, сопоставимые с нынешними объемами всей инновационной экономики страны.

В результате реализации программы ожидается, что к 2015 г. объем продаж российской продукции наноиндустрии составит около 900 млрд руб., а доля отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме такой продукции, реализованной на мировом рынке высоких технологий, — около 3 %; доля исследователей, проводящих исследования в области наноиндустрии, в общей численности исследователей до 39 лет возрастет до 50 %; стоимость лицензионных платежей при введении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии составит 27 млрд руб. [6].

Наноиндустрия должна стать мощным инструментом интеграции отечественного комплекса в международный рынок высоких технологий, надежного обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции. Это позволит России восстановить и поддерживать паритет с ведущими государствами в ряде ключевых областей науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, в создании экологически адаптированных производств, в здравоохранении и производстве продуктов питания, в повышении качества и уровня жизни населения, а также обеспечит необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства.

Россия располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для ускоренного развития работ в области наноиндустрии. Фундаментальные, поисковые исследования и разработку нанотехнологий осуществляют более 150 научных организаций с численностью около 20 тыс. исследователей. Около 75 российских организаций производят и реализуют продукцию наноиндустрии в объеме более 7 млрд руб. в год. Так, Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН изготовлены реакторы с нанопористыми структурами, которые позволяют перерабатывать две трети попутных газов и получать дополнительной продукции на сумму до 200 млрд руб. в год.

Другой прорывной разработкой является изготовление светодиодов для замещения ламп накаливания (разработка Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН), что позволит значительно сократить расход электроэнергии на освещение в стране. Институтом биологии им. В. А. Энгельгар-дта РАН разработаны тест-системы на биочипах, позволяющие идентифицировать возбудителей туберкулеза, ВИЧ, гепатитов, онкозаболеваний и др. Экономический эффект от внедрения биочип-диагностики для каждого больного составляет от 22 до 72 тыс. руб., при этом ежегодно требуются 30 млн таких анализов. ФГУП «Прометей» разработал тех-

нологию производства уникальных марок сталей с использованием нанопокрытий, которая позволяет вдвое повысить эксплуатационные характеристики (свариваемость и хладостойкость). Объем рынка этой продукции может составить 200—250 млрд руб. в год. Высокий экономический эффект даст внедрение термогенераторных модулей компании «ТЕР-МИОНА» на базе наноструктурных материалов для создания альтернативных источников энергии.

В настоящее время разрабатываются нормативно-правовые акты в области наноиндустрии. Среди них Положение о национальной нанотехнологичес-кой сети Российской Федерации, Программа стандартизации в сфере наноиндустрии, а также нормативно-правовые акты, направленные на создание и стимулирование внутреннего спроса на продукцию, произведенную с использованием нанотехнологий, и Порядок предоставления льгот и преференций для участников национальной нанотехнологической сети и организаций, создающих крупные научно-производственные объекты наноиндустрии.

В качестве первоочередных мер для диверсификации экономики России на основе применения нанотехнологий, инновационного реформирования экономики страны и формирования эффективной инфраструктуры НИС необходимо:

• во-первых, обеспечить постоянное государственное финансирование приоритетных отраслей науки и техники, в первую очередь на-ноиндустрии; рассмотреть вопрос о создании «Национального банка развития» под патронажем президента для долгосрочного финансирования базовых инновационных проектов; эффективно использовать Федеральные целевые программы для поддержки приоритетных проектов и их коммерцеализации в ключевых секторах экономики; обеспечить государственное финансирование исследований на патентную чистоту прорывных отечественных технологий, не имеющих мировых аналогов;

• во-вторых, внедрять в практику метод «Форсайт» с целью определения приоритетов научно-технического развития, активно создавать «Национальные исследовательские центры» (по аналогии с Национальными лабораториями США), центры трансферта технологий, бизнес-инкубаторы;

• в-третьих, продолжить реализацию программ развития венчурного бизнеса и расширения сети технопарков, техноградов, технополю-сов и ОЭЗ, размещая определенную часть их в дотационных субъектах Федерации с целью их интеграции в экономическое пространство

СНГ, увеличить объем государственного финансирования венчурных проектов, решать задачу обеспечения технопарков инженерами и научными кадрами;

• в-четвертьх, принять меры по предотвращению оттока российских ученых и специалистов за рубеж; разработать программу по адресному возвращению из-за рубежа российских ученых за счет бюджетных средств;

• в-пятьх, шире использовать международную кооперацию — важный инструмент инновационной активности и развития экономики:

• в-шестьх, решить в законодательном порядке: вопросы передачи государством прав на интеллектуальную собственность и технологии, профинансированные из бюджета научным учреждениям-разработчикам; предоставления отечественным вузам права учреждать малые предприятия с привлечением бизнес-спонсоров; передачи ряда федеральных целевых программ на аутсорсинг частному капиталу; запрещение вывода активов в иностранную юрисдикцию по проектам, финансируемым государством; правовой защиты инновационной системы в сфере нанотехнологий с учетом их междисциплинарности. Это потребует реализации концепции единой государственной законотворческой политики, адаптации отечественной системы охраны национальной инновационной системы к международным требованиям, в частности требованиям Соглашения ТРИПС, подготовки соответствующих изменений и дополнений в разд. VII ч. 4 Гражданского кодекса РФ.

Реализация указанных предложений позволит, на наш взгляд, разработать и реализовать инновационную стратегию долгосрочного развития, обеспечить формирование эффективной национальной инновационной системыа, в рамках которой должны быть осуществлены высокий рост ВВП и изменение его структуры, активные фундаментальные исследования, резкое повышение рентабельности приоритетеных отраслей промышленности и инновационное преобразование экономики России в целом, базой которой будет являться отечественная наноиндустрия.

Продолжение мирового экономического и финансового кризиса не должно стать основанием для сокращения программы развития нанотехно-логий. Именно кризис должен стать стимулом для инновационного рывка российской экономики, в первую очередь наноиндустрии и выхода страны на новый технологический уровень.

- 43

Список литературы

1. Глобальная инвестиционная среда в сфере нанотехнологий. URL: http://www. rusnano. com/Publication. aspx?publicationid=1097.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы»: постановление Правительства РФ от 02.08.2007 № 498 (ред. от 22.10.2008) // Собрание законодательства РФ,

13.08.2007, № 33, ст. 4205; Собрание законодательства РФ, 27.10.2008.

4. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии»: распоряжение Президента Российской Федерации от 24.04.2007 Пр-688. URL: http://nano.extech.ru/nanoindustry/strateg. php.

5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.: утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науки РФ (протокол от 15.02.2006 № 1).

6. URL: http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/ obem-proizvodstva-produktsii-nanoindustrii-v-rossii-k-2015-g-dolzhen-prevysit-900-mlrd-ru.

7. URL: http://www.cientifica.eu/images/ Whitepapers/nor-sample.pdf.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.