9. Оптимизация производственной деятельности предприятий с учетом изменения экологической ситуации/ Шлеенко А.В., Волкова С.Н., Сивак Е.Е.// Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 170-175.
10. Методы прогнозирования последствий антропогенного воздействия на окружающую среду/ Шлеенко А.В., Волкова С.Н., Сивак Е.Е.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012. № 2-2. С. 183-186.
Kovaleva Ekaterina Sergeevna,student (e-mail: [email protected]) South-West state University, Kursk, Russia Shleenko Alexey Vasilyevich, Cand. Econ. Sci., associate professor South-West state University, Kursk, Russia (e-mail: [email protected]) INTEGRATED MANAGEMENT AND OPTIMIZATION OF THE OPERATION
OF REAL ESTATE IN CRISIS
Abstract. This article discusses the features of the integrated property management during the crisis and measures to facilitate economical operation of real estate.
Keywords: integrated management, real estate, management company, operation, optimization of operation.
УДК 338(470+571):620.3
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ1 Ковалева Ольга Евгеньевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Иншакова Елена Ивановна, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный университет, г.Волгоград, Россия
В статье аргументирована роль наноиндустрии в обеспечении инновационного развития экономики России. Охарактеризована динамика современного состояния отечественной наноиндустрии в контексте влияния на ее функционирование внутренних проблем и неблагоприятной внешней среды в результате введения санкций. Обоснован потенциал наноиндустрии в реализации политики импортозамещения, и определены новые векторы инвестиционной стратегии РОСНАНО и государственной поддержки преодоления проблем развития наноиндустрии в РФ.
Ключевые слова: наноиндустрия, модернизация экономики, продукция наноиндустрии, санкции против РФ, политика импортозамещения.
Необходимым условием обеспечения модернизации и ускоренного технологического развития российской экономики является формирование передового научно-технологического задела. Существенный вклад в реше-
1Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 16-02-00591 «Государственная политика РФ в сфере наноиндустрии в условиях неблагоприятной внешней среды».
ние этой стратегически значимой для Российской Федерации проблемы вносит реализация государственной политики развития нанотехнологиче-ской сферы и организации эффективно функционирующей национальной наноиндустрии. Использование нанотехнологий становится важным фактором перехода к инновационной модели развития, обеспечения и поддержания конкурентоспособности российской экономики [1, с. 5].
Для разработки и коммерциализации нанотехнологий в странах-лидерах мирового хозяйства выделены беспрецедентные ресурсы, в этой сфере проявляется тенденция объединения усилий не только на национальном уровне, в рамках государственно-частного партнерства, но и на уровне национальных правительств и транснациональных корпораций [2, с. 152]. Процесс развития нанотехнологий в России можно охарактеризовать как направляемый государством, форсированный, «догоняющий» по отношению к лидерам. В настоящее время для национальной наноиндустрии характерны кратные темпы роста. Так, за период 2011-2015 гг. объем выпуска продукции наноиндустрии в оптовых ценах производителей возрос почти в 6,6 раза (до 1019,1 млрд. руб.), объем экспорта - в 2,9 раза (до 195 млрд. руб.), при этом произведенная конкурентоспособная продукция поставляется более чем в 50 стран мира. Удельный вес российских товаров наноиндустрии на мировом рынке высокотехнологичной продукции вырос с 0,1% в 2010 г. до 2,7% в 2014 г. и до 4,4% - в 2015 г. [3, с. 4, 35]. Однако доля высокотехнологичных продуктов в общем объеме российского экспорта остается незначительной.
О развитии наноиндустрии в России также свидетельствуют объемы расходов компаний этой сферы на НИОКР, которые сопоставимы с аналогичными показателями лучших иностранных компаний. Среднегодовая доля затрат на НИОКР в объеме продаж в нанотехнологическом кластере в 14 раз выше, чем в обрабатывающей промышленности России [6, с. 13, 33].
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии национальной наноиндустрии, этому процессу препятствуют:
- недостаточная эффективность регулирующего воздействия государственных финансовых и нефинансовых институтов ее развития;
- композиционная незавершенность структуры и недостаточная функциональная взаимосвязанность элементов (по уровням, сферам, отраслям экономики) системы стратегий развития наноиндустрии в РФ;
- отсутствие системно сформированной инфраструктуры наноиндуст-рии, особенно инфраструктуры коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий;
- неблагоприятные внешние условия осуществления хозяйственной деятельности российскими предприятиями-производителями нанотехнологи-ческой продукции в результате введения санкций.
Принятие в 2014 г. санкционных мер в отношении России США, Европейским Союзом, а также поддержавшими их некоторыми другими странами стало фактором ограничения возможностей участия российских
предприятий наноиндустрии в международных торговых и инвестиционных отношениях, реализации проектов нанотехнологического сотрудничества. Введение запрета на экспорт в Россию ряда товаров двойного назначения и предоставление связанных с этим услуг (в том числе технической помощи, посреднических услуг) коснулось поставок высокотехнологичного оборудования, необходимого российским компаниям-производителям в сфере наноиндустрии. Санкции также создали финансовые барьеры для входа российских нанотехнологических компаний на европейские и американские финансовые рынки, несмотря на их растущие потребности во внешнем финансировании.
Вызванное этим ухудшение условий осуществления хозяйственной деятельности имело следствием замедление темпов роста отечественной на-ноиндустрии [3, с. 35-36; 6, с. 6-7]. Так, темп роста выпуска нанопродук-ции в 2015 г. составил только 1,34 (по сравнению с 1,8 в 2014 г.). Экспорт продукции наноиндустрии превысил плановые показатели, однако темп его роста упал до 0,95 в 2015 г. (в 2014 г. он достиг почти 2,2).
Новые ограничения определили необходимость переориентации институтов развития и производителей российской наноиндустрии на сотрудничество с новыми партнерами и сосредоточение усилий на реализации государственной политики импортозамещения, в т.ч. создания собственного производства конкурентоспособного оборудования, необходимого для проведения НИОКР в нанотехнологической сфере.
В контексте реализации распоряжения Правительства РФ от 30.09.2014г. № 1936-р «Об утверждении Плана содействия импортозамещению в промышленности» Минпромторгом РФ определены 20 стратегических гражданских отраслей обрабатывающей промышленности и утверждены отраслевые планы импортозамещения. В результате было отобрано 82 технологических направления (проекта), имеющих экспортный потенциал и реализуемых на базе 31 портфельной компании АО «РОСНАНО» в 9 отраслях промышленности [6, с. 15].
Наличие значительного потенциала наноиндустрии в реализации государственной политики импортозамещения подтверждают:
- заключение в мае 2015 г. соглашения о стратегическом партнерстве между Минпромторгом России, РОСНАНО и Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), основными направлениями которого названы следующие: реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов, содействие созданию и развитию импортозамещающих и экспортоориентированных производств, подготовка предложений по техническому регулированию и стандартизации в целях ускорения процессов импортозамещения;
- принятие решения о создании на базе РОСНАНО бэк-офиса по импор-тозамещению в промышленности при Минпромторге России.
Продукция текущих проектов РОСНАНО ориентирована на потребителей в 11 из 20 отраслей промышленности, упомянутых в отраслевых пла-
нах импортозамещения [6, с. 16]. В 2014 г. импорт в Россию из стран дальнего зарубежья товаров, относящихся к номенклатуре этих отраслей, составил около 12 трлн. руб. Ожидается, что доля импорта в потреблении этих отраслей сократится в среднем на 17 %, а плановая выручка ориентированных на импортозамещение текущих проектов РОСНАНО в 2020 г., по прогнозам, составит около 400 млрд. руб.
Для развития импортозамещения необходима эффективная государственная поддержка. Целесообразно использование контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, механизма специальных инвестиционных контрактов, механизма проектного финансирования, частно-государственного венчурного партнерства. Необходима реализация инфраструктурных проектов, разработка и реализация кадровых, образовательные программ, а также программ стимулирования спроса на высокотехнологичные товары, так как дефицит спроса является одним из главных ограничителей коммерциализации нанотехнологических инноваций.
Также негативное влияние на развитие наноиндустрии оказали санкции, ограничивающие доступ России на европейский и американский финансовые рынки. По рекомендации Совета ЕС было прекращено финансирование российских компаний Европейским индустриальным банком. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приостановил инвестирование на территории России. Ранее предполагалось создание совместного фонда прямых инвестиций РОСНАНО и ЕБРР с объемом инвестиций со стороны ЕБРР более 100 млн. дол.
Изменение позиции европейских финансовых институтов обусловило поиск РОСНАНО партнеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Китае, Японии, Малайзии, Сингапуре и Южной Корее), который в современных условиях рассматривается как приоритетный. По итогам 2016 г. РОСНАНО планирует привлечь из АТР до 50 млрд. руб. В целом азиатские инвестиции должны составить от трети до половины от общего объема средств (~ 150 млрд. руб.), которые РОСНАНО предполагает привлечь для реализации своих проектов до 2020 г. [4]. В 2016 году РОСНАНО уже создало три новых фонда с общим объемом инвестиций более 16 млрд. руб., в том числе два совместных фонда с Китаем: «CIRTech» объемом 160 млн. долл. - с компанией «Tsinghua»; фонда «Rusnano Zhongrong United Investment Fund» с объемом 500 млн. долл. - с «Zhongrong International Trust»; а также совместного фонда в 2 млрд. долл. с индийским суверенным фондом «National Investment and Infrastructure Fund». Создание еще одного фонда предусмотрено соглашением о сотрудничестве РОСНАНО с Всекитайской аэрокосмической корпорацией науки и промышленности (CASIC). Тем не менее, высокая инвестиционная емкость производства на-нотехнологичной продукции и ее коммерциализации обусловливает необходимость поиска новых партнеров и системной поддержки наноиндуст-рии со стороны государства.
Для осуществления государственной поддержки предприятий, функционирующих в сфере наноиндустрии, целесообразно применять следующие инструменты: предоставление дотаций и субвенций; субсидирование процентных ставок по кредитам; предоставление государственных гарантий по кредитам; выделение грантов и стипендий на исследования и образование; введение выгодных экспортных и импортных таможенных платежей; преференции в сфере закупок; предоставление налоговых льгот; использование инструментов прямого финансирования (венчурного, невозвратного или долгового).
В целях обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры наноинду-стрии необходимо содействовать созданию специальных научно-технологических зон, бизнес-инкубаторов, технологических парков, необходимой инфраструктуры коммерциализации нанотехнологических разработок. Не утрачивает актуальности формирование современной приборно-инстру-ментальной, технологической, информационной и кадровой базы наноин-дустрии, эффективная координация работ в этой сфере [5], устранение экономических, институциональных и организационных барьеров для вывода продукции наноиндустрии на внутренний и внешний рынки.
Таким образом, развитие наноиндустрии целесообразно рассматривать как одно из приоритетных направлений развития российской экономики, которое в современных условиях испытывает значительное негативное влияние неблагоприятной внешней среды. Экономические санкции, введенные ЕС, США и другими странами в отношении России, ограничивают импорт необходимого высокотехнологичного оборудования и доступ к внешним финансовым ресурсам. Новые ограничения развития актуализируют пересмотр векторов реализации стратегии развития наноиндустрии и повышение эффективности государственной поддержки производителей в этой сфере. Это сформирует необходимые условия для масштабного производства конкурентоспособных товаров и услуг наноиндустрии, снижения издержек в производстве продукции традиционных отраслей, успешного выхода России на международные рынки сбыта нанотехнологической продукции, обеспечения конкурентных преимуществ нашей страны в глобальной экономике.
Список литературы
1. Иншаков, О. В. Международное сотрудничество России в сфере нанотехнологий: направления и формы: препринт / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. - 28 с.
2. Автономова, О. А. Наноиндустрия как ядро инновационного развития глобальной экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2012. - №1. - С. 151155.
3. Годовой отчет акционерного общества «РОСНАНО» за 2015 год. - М., 2016. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/ upload/images/ normativedocs/ROSNANO-AO_Annual_Report_2015_RUS.pdf
4. Российские нанотехнологии нашли идеи и деньги в Азии // Известия. - 31 октября 2016 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/641447.
5. Стратегия деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ до 2020 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/infrastructure.
6. Строительство российской наноиндустрии и развитие её правового обеспечения. Слушания «Проблемы правового обеспечения развития наноиндустрии и продвижения нанотехнологической продукции». 09.11.2015. - М.: УК РОСНАНО, 2015. - 43 с.
Kovaleva Olga Evgenievna, Candidate for a Master's Degree (e-mail: [email protected]) Volgograd state university, Volgograd, Russia Inshakova Elena Ivanovna, Doct. Econ. Sci., professor (e-mail: [email protected]) Volgograd state university, Volgograd, Russia DEVELOPMENT OF RUSSIAN NANOINDUSTRY IN CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS IMPOSITION
Abstract. The role of nanoindustry in providing innovative development of Russian economy is argued in the paper. Dynamics of Russian nanoindustry's current state in the context of the impact of internal problems and the unfavorable external environment on its functioning as a result of imposition of sanctions is characterized. Potential of nanoindustry in implementing the import substitution policy is substantiated, and new vectors of RUSNANO investment strategy and state support to overcome the problems of nanoindustry development in Russia are identified.
Keywords: nanoindustry, modernization of economy, nanoindustry output, sanctions against the Russian Federation, import substitution policy.
ФИНТЕХ-ИННОВАЦИИ НА РЫНКЕ МОБИЛЬНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ
СЕРВИСОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА Коломоец Анна Валерьевна, студент ([email protected]) Шхалахова Светлана Юрьевна, аспирант ([email protected]) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону, Россия
В статье авторы инновационные изменения на рынке мобильных платежных сервисов, прогрессивная технологическая трансформации которых с позиции маркетинга формирует системные предпосылки для повышение эффективности продуктово-сервисного предложения и его последующего таргетирования на конкретные клиентские сегменты.
Ключевые слова: финтех-маркетинг, финтех-инновации, мобильные платежные сервисы.
Практически все новые бизнесы, имеющие прорывные темпы роста в последнее десятилетие опирались не столько на эффективный маркетинг, сколько на прорывные решения в части продукта и модели организации продуктово-сервисного предложения, что обеспечило им скачкообразное