Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты инновационного развития в Российской федерации'

Теоретические и практические аспекты инновационного развития в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / STRATEGY / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таранчук Е.А., Григорян А.Н.

Рассмотрены различные точки зрения на национальную инновационную систему, основные составляющие инновационной системы развития России. Проанализирована стратегия инновационного развития России до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

The authors looked at the various points of view on the national innovation system. The article describes the main components of the national innovation system of Russia. It analyzes the strategy of innovative development of Russia until 2020.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты инновационного развития в Российской федерации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.А. Таранчук, кандидат экономических наук; А.Н. Григорян, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрены различные точки зрения на национальную инновационную систему, основные составляющие инновационной системы развития России. Проанализирована стратегия инновационного развития России до 2020 г.

Ключевые слова: инновационное развитие, стратегия, приоритеты

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA

E.A. Taranchuk; A.N. Grigoryan.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The authors looked at the various points of view on the national innovation system. The article describes the main components of the national innovation system of Russia. It analyzes the strategy of innovative development of Russia until 2020.

Keywords: innovative development, strategy, priorities

Модернизация и переход на инновационный путь развития является одним из важнейших приоритетов российской экономики.

В ведущих странах мира инновационный путь развития давно используется в процессе преодоления кризисных явлений, реструктуризации производства, при определении приоритетов государственной поддержки конкурентоспособной продукции.

Необходимость развития инновационной составляющей экономики России в условиях кризиса в экономике является необходимым условием экономического роста. Восстановление наукоемких отраслей промышленности, процесс замещения устаревших технико-экономических производств - стратегическая цель социально-экономического развития страны.

В настоящее время инновации, наукоемкие и высокие технологии, а также качество осуществления инновационных процессов во всех индустриально развитых странах являются показателями развития национальной экономики, ее динамики, уровня технологического обновления и конкурентоспособности. В связи с этим инновационные процессы правомерно относить к числу основных приоритетов, при этом все формы инновационной деятельности должны пользоваться особой поддержкой государства.

При функционировании инновационного процесса особое значение имеют процессы подготовки соответствующих кадров, распространения научной информации, финансовое стимулирование научного поиска и т.п. Без инфраструктуры инновационный процесс не сможет должным образом осуществиться.

Существуют две точки зрения на то, какой должна быть национальная инновационная система России. Дынкин А. полагает, что «центром, основным элементом национальной инновационной системы должна быть крупная наукоемкая корпорация» [1]. В инновационных экономиках развитых стран корпорации имеют больше возможностей в использовании различных ресурсов и получении соответствующих результатов, а также

они несут экономическую ответственность за создание и коммерческую реализацию своих научно-технических достижений. Университеты и государственные лаборатории не могут сравниться с «наукоемкой корпорацией» по количеству возможностей и получаемых результатов.

Долженко О.В. считает, что все крупные ученые работают в больших корпорациях, так как университет не имеет такой лабораторной базы. Университетская наука может конкурировать с корпоративной только по широте фундаментальных исследований. Суворин А., наоборот, находит, что в центре национальной инновационной системы должен быть крупный солидный университет [2].

На взгляд авторов основой национальной инновационной системы должен быть университет, генерирующий научные идеи.

Национальная инновационная система России должна основываться на научно-техническом потенциале при должном финансировании со стороны государства.

В настоящее время, когда знания являются экономическим ресурсом, а информационные технологии изменили многие процессы в мировой экономике, концепция национальной инновационной системы помогает лучше понять основы инновационного процесса. Многие страны сумели выйти в лидеры по ряду принципиально важных направлений в результате решения комплекса проблем в сферах образования, науки и технологий, создания благоприятных условий для внедрения инноваций.

Основу построения системы управления инновационным процессом, должны составлять общие теоретические принципы, такие как:

- система управления должна соответствовать социально-экономическому уровню развития страны;

- система управления должна соответствовать основным целям инновационной системы;

- система управления должна учитывать экономические интересы всех участников инновационного процесса;

- система управления должна обеспечить эффективность использования всех факторов производства.

Существующая система управления инновационным процессом учитывает не все из перечисленных теоретических принципов.

Для эффективно функционирующей инновационной системы характерны следующие черты [3]:

- рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

- государственное финансирование значительной части расходов на НИОКР;

- защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики (стимулирование активного патентования);

- большая доля венчурного капитала в общем объеме финансирования НИОКР;

- тесные взаимосвязи между компаниями и университетами.

При государственном управлении инновационным процессом, осуществляется ряд функций, обеспечивающих замкнутый цикл управления:

1. Планирование, предполагающее установление цели и мероприятий по ее достижению.

2. Организация инновационной деятельности.

3. Мотивация, направленная на повышение заинтересованности участников инновационного процесса в достижении цели.

4. Контроль, определяющий степень достижения цели и позволяющий корректировать имеющиеся цели или определять новые.

Инновационное планирование - важная составляющая управления инновационным процессом. Инновационные планы являются основой формирования государственных целевых программ. Программно-целевой подход предполагает использование методов

индикативного планирования, в рамках которых определяются индикативные показатели, по которым оценивают результат реализации планов.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов государства, основное внимание уделяется тем программам, которые привлекают дополнительные инвестиционные ресурсы.

Составляющими программно-целевого подхода к управлению инновационным процессом на современном этапе должны быть:

- программы, ориентированные на конечный результат;

- рассмотрение программы как целостного объекта управления, независимо от ведомственной принадлежности составляющих ее элементов;

- наделение программы необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами;

- определение места программы в стратегии инновационного развития, а также взаимосвязь с другими программами того же уровня;

- создание эффективных структур управления программой.

Стратегия инновационного развития опирается на результаты оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения стратегии учитываются при разработке концепций и программ социально-экономического развития России, а также государственных программ Российской Федерации и планов их реализации.

В зависимости от выбора стратегии инновационного развития должны определяться механизмы управленческого воздействия на инновационную активность в экономике.

Стратегия инновационного развития в Российской Федерации на период до 2020 г. использует различные программно-целевые подходы к управлению развитием национальной инновационной системы.

В Стратегии определены три приоритета инновационного развития [4]:

1. Развитие кадрового потенциала инновационной экономики.

Одним из основных факторов успеха является наличие высококвалифицированных кадров, именно поэтому одним из центральных направлений в стратегии является развитие кадрового потенциала инновационной экономики.

Приоритетом было выбрано развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров и создание соответствующих условий для такого развития. В Стратегии предусматривается создание стимулов для притока квалифицированных специалистов, в том числе внесение законодательных изменений для упрощения миграционного режима.

2. Значительное повышение инновационной активности бизнеса за счет изменения технологических процессов и создания принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Одна из ключевых целей Стратегии - повысить восприимчивость бизнеса к инновациям, инновационное развитие должно стать одним из приоритетов деятельности компаний.

На сегодняшний день востребованность результатов российских исследований и разработок отечественным бизнесом остается на сравнительно низком уровне, а созданная инновационная инфраструктура используется недостаточно интенсивно, прежде всего, производственными предприятиями. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья национальной инновационной системы будут осуществляться на низком уровне.

Особое внимание в Стратегии уделено содействию выхода российских компаний на внешние рынки, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этой связи планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.

3. Государство должно создать благоприятные условия для инновационной активности, в том числе за счет ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

Одновременно государство должно само становиться все более инновационным. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе через механизмы госзакупок и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных программ.

Инструменты развития и поддержки инноваций будут выстроены в единую цепочку для того, чтобы обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях, от стадии идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок.

В последнее время создается система, при которой государство осуществляет софинансирование инновационных проектов частных компаний через управляющую организацию проекта Сколково, Российский фонд технологического развития, другие институты развития.

Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия.

Однако российское государство ориентировано в первую очередь на поддержку традиционных высокотехнологичных отраслей. Это характерно не только для России, но и других развитых стран [5].

Что же касается развития средне- и низкотехнологических отраслей, то это целиком задача бизнеса. При этом здесь должны играть ведущую роль и государственные институты развития. Роль государства должна заключаться в создании максимально комфортных условий для развития этих отраслей.

По отношению к науке необходима комплексная реформа с оценкой результативности научных организаций.

В рамках проекта стратегии инновационного развития до 2020 г. исследования, проводимые академическими институтами, будут оцениваться также зарубежными экспертами. Российская академия наук совместно с Минобрнауки России будет проводить постоянную оценку результативности научных коллективов на основе сформированных индикаторов результативности исследований [4].

В целом в современных условиях для России наиболее подходящей будет являться смешанная стратегия инновационного развития, с элементами стратегии лидерства в некоторых секторах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала [4].

В сегодняшней ситуации кризиса в экономике существует потенциальный риск того, что в России может реализоваться вариант политики, характеризующийся сокращением расходов на сферу исследований и разработок. Поэтому новая стратегия должна предусмотреть все возможности снижения риска возникновения данной ситуации.

Литература

1. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000-2015 гг. / под ред. А.А. Дынкина. М., 2000. 143 с.

2. Другого пути нет // Поиск. 2003 г. URL: http://www.poisknews.ru (дата обращения: 11.04.201б).

3. Грасмик К.И. Государство и инновационный рост // ЭКО. 2004. № 11. С. 86-97.

4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

5. Ворона-Сливинская Л.Г. Стратегическое планирование социально-экономического развития отраслей промышленности // Журнал правовых и экономических исследований. 2008. № 1.

References

1. Outlines Innovative Development of World Economy: Forecast for 2000-2015. / ed. A.A. Dynkin. M., 2000. 143 p.

2. No other way // Search. 2003. URL: http://www.poisknews.ru (reference date: 04.11.2016).

3. Grasmick K.I. State and innovative growth // ECO. 2004. № 11. C. 86-97.

4. Approval of the Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020: Government Decree Ros. Federation on December 8. 2011 № 2227-p. Access from inform. legal portal «Garant».

5. Crow-Slivinskaya L.G. Strategic planning of socio-economic development of industries // Journal of Legal and Economic Studies. 2008. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.