Научная статья на тему 'Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям'

Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖСТРАНОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / НИОКР / ECONOMY BASED ON A KNOWLEDGE / INNOVATIVE ECONOMY / INTER-SECTORAL DIFFERENCES / SCIENTIFIC-RESEARCH AND EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурупова Анна Сергеевна

Экономика России имеет значительные возможности адаптации к новым условиям и вступления на путь развития, основанный на знаниях. Для повышения эффективности национальной инновационной системы и конкурентоспособности российской экономики могут быть использованы современные тенденции развития научно-технической сферы за рубежом и иностранный опыт формирования экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of forming of economy based on a knowledge and its adaptation to Russian conditions

Economy of Russia has considerable possibilities to adapt for the new conditions and to take the way of development based on a knowledge. For increase of efficiency of national innovative system and competitiveness of the Russian economy modern lines of development of scientific and technical sphere abroad and foreign experience of formation of economy of knowledge can be used.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям»

ЭКОНОМИКА

УДК 330.114.2:001

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, И ЕГО АДАПТАЦИЯ К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ

© А.С. Шурупова

Экономика России имеет значительные возможности адаптации к новым условиям и вступления на путь развития, основанный на знаниях. Для повышения эффективности национальной инновационной системы и конкурентоспособности российской экономики могут быть использованы современные тенденции развития научно-технической сферы за рубежом и иностранный опыт формирования экономики знаний.

Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях; инновационная экономика; межстрановые различия; НИОКР.

Экономический бум 90-х гг. ХХ в. в большей степени объясняется технологическими изменениями в обществе, которые серьезно повлияли на торговлю, банковскую сферу, производство продуктов питания и лекарств, уровень автоматизации в промышленности, проведение научных исследований. По экспертным оценкам, движущей силой общественного развития в обозримом будущем станет производство интеллектуального, информационного продукта. Производство же материального продукта и энергии будет возложено на машины, а сам продукт станет более информационно емким, что означает увеличение в его стоимости доли инноваций, дизайна и маркетинга. В связи с этим понимание того, что XXI в. будет веком экономики, основанной на знаниях, подталкивает правительства ряда ведущих стран мира поставить перед собой стратегическую цель - довести национальные расходы на НИОКР к 2010 г. до уровня 3 % ВВП [1].

Следует отметить существование сильных межстрановых различий при выборе национальных приоритетов в области фундаментальных и прикладных исследований. Например, США уделяют большое внимание поддержке военно-прикладных исследований и науке о жизни, в т. ч. медицинским исследованиям, в то время как многие ведущие страны ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития) традиционно от-

дают приоритет физическим и инженерным дисциплинам. Общими для большинства стран ОЭСР являются приоритеты в области здравоохранения, обеспечения интересов национальной безопасности и окружающей среды. Особое внимание во многих странах уделяется развитию таких наукоемких отраслей, как ИКТ и биотехнологии, а в последние годы еще и нанотехнологии. Вместе с тем сохраняют свое значение и традиционные приоритеты, такие как энергетика в Японии, сельское хозяйство в Канаде, космические исследования во Франции, промышленные технологии в Канаде, Германии, Италии и Южной Корее. Во второй половине 90-х гг. ХХ в. отмечался новый всплеск интереса многих стран к совершенствованию процедур научно-технологического прогнозирования, выбора и оценки приоритетов научнотехнологического развития. Объяснением этого служат два основных обстоятельства: повышение роли сферы НИОКР в обеспечении экономического роста и стремление к более эффективному использованию выделяемых на проведение научных исследований и разработок ограниченных общественных ресурсов.

США являются лидером по абсолютным расходам на НИОКР: в 2002 г. было затрачено свыше 276 млрд долл. Всего на НИОКР расходуется более 40 % от общемировых затрат, что свидетельствует о высоком научно -

техническом потенциале страны [2]. Участие частного капитала в финансировании НИОКР в США составляет 67 %.

США привлекают иностранные фирмы своими технологическими возможностями и размером рынка. Объем иностранных инвестиций в сферу НИОКР США составил в 2000 г. 26,1 млрд долл., или 13 % от уровня затрат американских промышленных компаний. Две трети этих инвестиций были направлены в химическую промышленность (27 %), вычислительную технику и электронику (24 %) и производство транспортного оборудования (12 %) [1].

По оценкам независимых экспертов, США лидируют и по масштабам использования информационных технологий: на их долю приходится 35 % общемирового объема капиталовложений в этот сектор экономики. Американский рынок информационной техники обеспечивает около 30 % ее всемирного выпуска, главным образом, вычислительной и информационной аппаратуры.

Численность занятых в научно-технической сфере в США растет быстрее, чем занятых в американской экономике в целом. Рост затрат на оплату труда научных кадров в составе издержек на НИОКР позволяет привлекать наиболее компетентных специалистов со всего мира. Основным направлением социально-экономического развития США является увеличение вложений в образование, человеческий капитал, нематериальные активы. Государство разработало систему государственных экономических стимулов поддержки инновационной деятельности. Большое место в ней занимают разнообразные налоговые льготы. Государство использует механизмы стимулирования кооперативных фондов венчурного финансирования. Еще в 80-е гг. XX в. американский конгресс, опасаясь растущей конкуренции со стороны Японии, принял ряд законов, облегчающих инвесторам коммерциализацию результатов их исследований. Это дало университетам и национальным лабораториям право на интеллектуальную собственность идей, разработанных по контрактам с федеральными органами.

Государство США, используя богатый экономический инструментарий, активно поощряет научно-техническое развитие на местах. Приоритетным направлением этой

политики является более тесная интеграция региональных кластеров нововведений в национальную инновационную систему. Федеральное правительство США играет в осуществлении региональной инновационной политики весьма заметную, но чаще всего косвенную роль. Средства на проведение НИОКР предоставляются в конкурсном порядке с привлечением независимой экспертизы тем ученым и исследовательским центрам, которые представили наиболее интересные и обоснованные в научном отношении заявки. Во главу угла при этом ставятся интересы науки и государства в целом.

Во второй половине 90-х гг. XX в. правительства практически всех западноевропейских стран и стран с переходной экономикой приняли программы стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, направленные, прежде всего, на распространение инноваций. Одно из основных мест в реализации этих программ заняли институциональные изменения.

Заметной тенденцией экономического развития в 1990-е гг. стала интернационализация многих видов научной, технологической и производственной деятельности. Так, в Великобритании и Канаде финансирование промышленных НИОКР из иностранных источников приблизилось к уровню 20 %. Во Франции, Италии и ЕС в целом этот показатель составляет приблизительно 10 %.

Меньше он среди технологических лидеров только у Германии и почти совсем не отмечается в Японии [1].

Переход на инновационный путь развития в странах Северной Европы сопровождается развитием организационной структуры государственного управления инновационными процессами в народном хозяйстве, повышением статуса инновационной политики. Высокий статус инновационных советов в странах Северной Европы, с одной стороны, служит выражением признания растущей роли нововведений, с другой стороны, позволяет достичь нового качества инновационной политики по сравнению с технологической или научно-технической. Она теряет отраслевой характер и становится интегративной, связывающей воедино различные сферы народного хозяйства: науку, образование, производство. Инновационная политика принимает всеохватывающий характер,

переплетаясь со всеми основными направлениями государственной экономической политики, прежде всего с промышленной, региональной, экологической, экспортной, политикой на рынке труда и т. д.

Важной особенностью современной инновационной стратегии североевропейских государств является ее переплетение с региональной политикой, направленность на более полное использование местных ресурсов. При переводе инновационной политики на региональный уровень возникают совершенно новые точки хозяйственного роста и даже новые экономические регионы. Инновационная политика, благодаря вовлечению в экономический оборот новых ресурсов: знаний, региональных возможностей, силы синергии и межсекторной интеграции, позволяет достичь качества экономической политики в целом. В качестве успеха инновационной политики североевропейских стран можно привести их продвижение по пути создания неуглеродной экономики.

Вместе с тем опыт североевропейских стран подтверждает, что инновации на ранних стадиях не интересуют частных инвесторов, их интерес возникает только тогда, когда результаты НИОКР уже получают реальное воплощение в новых продуктах, технологиях или услугах. Поэтому все шире применяются разные формы интеграции между государством и корпоративными структурами, развиваемой интенсивнее всего именно в инновационной сфере.

Среди стран Восточной Европы следует отметить опыт Венгрии, которая в последнее десятилетие пытается приспособить государственную инновационную политику к существующей структуре экономики. Правительство страны удвоило финансирование фундаментальной науки, усилило совместные программы «Университет - промышленность», выдвинуло региональную инновационную стратегию. При построении национальной инновационной системы в качестве базовых выбраны три направления развития:

- поощрение отечественных внутрифирменных НИОКР в рамках многонациональных корпораций;

- поддержка инновационного развития малого бизнеса;

- создание мощных налоговых стимулов [3].

В 2000 г. Европейское сообщество взяло курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире, динамичной экономики, основанной на знаниях. Ключевым инструментом в рамках этой стратегии является седьмая рамочная программа по научным исследованиям и технологическому развитию, которая имеет бюджет 54,6 млрд евро на 2007-2013 гг. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная политика [4].

Инновационная политика стран ЕС предусматривает изменение приоритетов, целью которых является:

- повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций;

- обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами;

- усиление исследовательской базы в государственном секторе;

- переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов;

- улучшение инновационной среды.

На 2007-2014 гг. намечено дальнейшее

развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых построение информационного общества, биотехнологии, геномика, нанотехнологии, космос, безопасность и др.

Многочисленные программы и проекты в рамках стимулирования регионального развития в ЕС можно разделить на несколько направлений:

- оказание помощи регионам в разработке инновационной политики и обмене опытом;

- расширение кооперации в области инновационной деятельности и развитие трансграничного сотрудничества;

- распространение информации о лучшей практике;

- разработка методик оценки эффективности инновационной политики.

В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в стране создается государственная система освоения

научных и технологических новшеств - естественная основа экономики знаний.

Главной своей задачей государство Китая провозгласило организацию спроса на знания. На высшем уровне принято решение усилить роль государства в развитии экономики знаний, в частности:

- разработать краткосрочный и долгосрочный планы развития экономики знаний;

- гарантировать финансирование важных объектов фундаментальных исследований;

- создать необходимые условия для развития общественного образования и информационной работы;

- создать механизм капиталовложений в области с наибольшими рисками и способствовать притоку капитала в механизм создания новшеств;

- оказывать поддержку и предоставлять льготные условия предприятиям, занимающимся высокими технологиями.

Россия находится сегодня на начальном этапе формирования экономики, основанной на знаниях. Внимание, уделяемое вопросам становления экономики знаний, анализу факторов и тенденций, определяющих этот процесс, крайне недостаточно.

Тем не менее к сравнительным национальным преимуществам экономики России следует отнести дешевый труд, богатые природные ресурсы (35 % мировых запасов сырья), отдельные географические условия, некоторые климатические и инфраструктурные факторы, научно-технический и образовательный потенциал. Кроме того, Россия располагает уникальными возможностями создания глобальных транспортных коридоров и иных коммуникаций, связывающих через ее территорию Европу и Азию с помощью международных железнодорожных, автомобильных и авиационных сетей [5].

Инновационная активность российских предприятий находится на низком уровне. Разработку и внедрение технологических инноваций в России осуществляют лишь 10 % от общего числа промышленных предприятий, в то же время в развитых странах инновационными являются 60 % предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. При этом основная часть инновационноактивных предприятий сосредоточена в трех отраслях российской промышленности: машиностроении, легкой и пищевой. Доля ин-

новационной продукции в общем объеме промышленного производства в России составляет 3,5 %, что также намного меньше, чем в развитых странах. В расчете на 1 млн населения наша страна отстает и по числу изобретений, например, от США и Германии в 3-4 раза. Имея 10 % общей численности ученых в мире, Россия производит лишь

0,3 % высокотехнологичной продукции, реализуемой на мировом рынке [5].

Известно, что фундаментальные исследования сегодня во всем мире все более тесно увязываются с прикладными исследованиями и бизнесом. Упор, в частности, делается на изучение национальных социальноэкономических моделей, моделей экономического роста и повышения конкурентоспособности производства и его эффективности, моделей корпоративного менеджмента, финансово-банковских систем и т. д., в изучении которых бизнес заинтересован. В Российской Федерации из 100 фундаментальных научных идей и разработок лишь 5% находят прикладное применение, и еще меньший их процент воплощается в виде наукоемкой продукции и высоких технологий [5].

Очевидно, что потенциальные характеристики инновационного развития России значительно превышают результаты. Отсюда можно сделать вывод о неспособности инновационной системы страны использовать те преимущества, которые определяются ее потенциалом. Высокотехнологичное развитие России тормозит неэффективное использование основных производственных фондов, значительная степень их изношенности, низкий спрос на отечественную продукцию и др.

Анализируя в целом готовность России вступить на путь развития, основанный на знаниях, можно отметить, что экономика страны имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Эти возможности обусловлены, в первую очередь, человеческим потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды. Это, в частности, низкая эффективность государственного управления и

регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры.

С учетом современных тенденций развития научно-технической сферы за рубежом представляется актуальными следующие меры, которые будут способствовать повышению эффективности национальной инновационной системы и конкурентоспособности российской экономики:

- поддержка фундаментальных исследований и подготовка кадров;

- создание экономических стимулов для расширения НИОКР и ускорения инноваций в частном секторе;

- стимулирование сотрудничества между различными субъектами национальной инновационной систем;

- систематизация инновационной политики, требующая институциональных преобразований для ускорения процесса новых знаний в экономике;

- поддержание инновационной среды, стимулирующей инновации и риск.

1. Дынкин А.А., Дагаев А.А. На пороге экономики знаний.М, 2004.

2. Кириченко Э. Основы инновационного лидерства США // МЭиМО. 2005. № 7. С. 45-47.

3. Нестеренко Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. 2006. №1. С. 81-87.

4. Шлюз для бизнеса и инноваций // Поиск. 2008. № 47 (1017). 21 нояб. С. 21.

5. Кудров В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире // Вопр. статистики. 2006. № 5. С. 3-7.

Поступила в редакцию 12.01.2009 г.

Shurupova A.S. Foreign experience of forming of economy based on a knowledge and its adaptation to Russian conditions. Economy of Russia has considerable possibilities to adapt for the new conditions and to take the way of development based on a knowledge. For increase of efficiency of national innovative system and competitiveness of the Russian economy modern lines of development of scientific and technical sphere abroad and foreign experience of formation of economy of knowledge can be used.

Key words: economy based on a knowledge; innovative economy; inter-sectoral differences; scientific-research and experimental work.

УДК 330.331

ЭВОЛЮЦИЯ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

© Н.И. Кондратьев

В статье рассмотрены аспекты слияний и поглощений ТНК, которые активизируются при наличии процессов глобализации мировой экономики. Определены основные этапы слияний и поглощений ТНК и подробно проанализированы их особенности с учетом воздействия глобализации.

Ключевые слова: слияния и поглощения; транснациональная корпорация; глобализация; гло-

бальная экономика; национальная экономика.

Современные международные экономические отношения характеризуются ускоряющейся глобализацией мировой экономики. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных

ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран [1-4].

В условиях глобализации основными действующими субъектами на мировой арене выступают транснациональные корпорации (ТНК). Именно ТНК играют ведущую роль в развитии мирохозяйственных связей путем проведения глобальных стратегий, объединяющих национальные и региональные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.