Научная статья на тему 'Становление экономики знаний в России в условиях глобализации'

Становление экономики знаний в России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моргунов Е. В., Илларионов Н. В.

В статье раскрывается сущность экономики знаний и глобализации, показывается их взаимосвязь и предлагаются направления перехода российской экономики к экономике знаний в условиях глобализации. В статье используется термин «экономика знаний» для всех этих типов экономик, обычно характеризуемых как постиндустриальная, информационная, экономика, основанная на знаниях, инновационная экономика и т.д. [1; 5; 8; 10; 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Knowledge Economy in Russia in the Process of Globalization

In the article the essence of knowledge economy and globalization is opened, its interrelation is shown and directions of transition of the Russian economy to knowledge economy in conditions of globalization are offered.

Текст научной работы на тему «Становление экономики знаний в России в условиях глобализации»

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Е.В. Моргунов

Учреждение Российской академии наук Институт проблем рынка РАН Нахимовский просп., д. 47, Москва, Россия, 117418

Н.В. Илларионов

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

В статье раскрывается сущность экономики знаний и глобализации, показывается их взаимосвязь и предлагаются направления перехода российской экономики к экономике знаний в условиях глобализации. В статье используется термин «экономика знаний» для всех этих типов экономик, обычно характеризуемых как постиндустриальная, информационная, экономика, основанная на знаниях, инновационная экономика и т.д. [1; 5; 8; 10; 14].

Экономика знаний. В условиях глобализации социально-экономического развития мощь государств определяется уровнем знаний. Между тем в России пока еще сохраняется структура накопленного капитала, характерная для индустриального общества: 72% — природный капитал, 14% — физический капитал и лишь 14% — человеческий капитал [7], причем ни в самой России, ни за ее пределами не подвергается сомнению тот факт, что наряду с богатыми природными ресурсами от советского периода развития нам досталось относительное преимущество в виде человеческих ресурсов, в основном отвечающих современным требованиям по качеству.

В то же время в годы реформ научный фактор был фактически исключен из числа стратегических государственных приоритетов. Это привело к сокращению отечественного научного потенциала, состояние которого не соответствует интересам России, ее месту в мировом сообществе. Отсутствие стратегических приоритетов развития науки, крайне ограниченные возможности отечественной экономики порождают устойчивые негативные тенденции развития всех составляющих научного и интеллектуального потенциала — кадрового, технологического, информационного и организационно-правового. Об остроте этой проблемы свидетельствует большое число публикаций экспертного сообщества.

К основным категориям экономики знаний относят интеллектуальную собственность, человеческий капитал, нематериальные активы, неотделимое знание и ряд других производных категорий. Указывая на роль знаний в развитии производства, необходимо подчеркнуть, что к концу XX в. человечество накопило их в таком количестве, что они стали самостоятельным фактором производства. Если раньше экономика функционировала на основе прежде всего материальных ресурсов, то основой нового типа экономики становится владение человеческим капиталом, хотя не исчезает и капитал, вложенный в материальные ресурсы, однако относительное значение его уменьшается.

Существенной чертой экономики знаний является создание и использование новых знаний прежде всего в фундаментальных исследованиях. В то же время производство знаний перемещается из сферы услуг в сферу непосредственного производства, оно превратилось в самостоятельную, крупную ведущую отрасль экономики, питающую все другие. Так, в экономиках развитых стран сегодня производство знаний служит основным источником роста. В этих странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий [15]. Современный развитый технологический уровень экономики относится к пятому технологическому укладу: его ядро — электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги [3; 4].

По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте лидирующие позиции занимают Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией, Европейский Союз создал информационную службу по научным исследованиям и разработкам (CORDIS). Это бесплатная служба, обеспечивающая доступ к широкому спектру информации по мероприятиям ЕС, направленным на поддержку научно-исследовательских работ и инноваций.

Данные по России на этом фоне выглядят весьма скромно: при населении примерно 2,5% от мирового, ВВП — 2,5% от мирового расходы на НИОКР заметно меньше — 1% от мировых. В России в производство знаний вкладывают около 1,6% ВВП, тогда как, например, в странах ОЭСР — около 5%. По совокупности близких по смыслу показателей Россия сегодня в 2—3 раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний [15].

В связи с этим переход к экономике знаний в России должен стать долгосрочной стратегией государства, при этом новая роль знаний требует создания такого экономического порядка, при котором можно будет обеспечивать оптимальный рост национальной экономики, выравнивать уровни развития различных регионов и обеспечивать справедливую систему распределения и перераспределения национального продукта.

Глобализация. Понятие глобализации характеризуется как эффект от четырех основных экономически выгодных и обоснованных процессов, интенсивно идущих в настоящее время во всемирном масштабе: объединение отдельных фирм и компаний в огромные конгломераты — транснациональные компании, которые действуют по всему миру; перевод действующих и вновь создаваемых производств в «дешевые места»; оснащение информационными технологиями производства и сопутствующих обслуживающих систем; снятие экономически необоснованных ограничений — таможенных пошлин и т.п., т.е. либерализацией торговли [2].

Процесс глобализации мировой экономики объективен и имеет многие положительные стороны. Он облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, стимулирует экономический рост, способствует ускорению и увеличе-

нию масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной сферах, что, безусловно, содействует прогрессу всех стран мира. США на сегодняшний день — главное действующие лицо глобализации.

Россия должна вписаться в новый тип экономики. Огромная территория России и наличие ядерного оружия позволяют ей создать собственную финансовую систему, аналогичную западноевропейским. В этом случае она сможет участвовать в создании нового мирового финансового порядка в числе учредителей.

Для России глобализация может вызвать определенные негативные последствия. За страной может закрепиться узкая сырьевая специализация в мировой экономике. Возможны маргинализация и периферизация национальной культуры, угроза деградации человеческого потенциала. В сложном положении может оказаться российский бизнес, которому трудно конкурировать с иностранными ТНК. Возможно увеличение влияния внешних сил на внутриполитическую ситуацию, прежде всего в контексте политико-экономических реформ.

Вместе с тем глобализация позволяет привлечь инвестиции для динамичного развития экономики. В условиях глобализации благодаря наличию больших запасов природных ресурсов, а также желанию ряда стран диверсифицировать энергетические источники Россия будет обладать необходимыми рычагами для влияния на мировую экономику. Страна сможет использовать глобализационные процессы для того, чтобы обеспечивать баланс на внешнеполитическом направлении. Процессы глобализации Россия может использовать также для укрепления своей безопасности.

В то же время, с нашей точки зрения, Россия вряд ли может рассчитывать на иностранные инвестиции, а тем более на получение экономической помощи от мирового сообщества для решения социальных проблем. Во-первых, мировое сообщество неоднородно. Согласно решению ООН, в Фонд международной помощи должно перечисляться 0,7% ВВП, но этого уровня достигают только четыре страны: Дания — 1,01%, Норвегия — 0,91%, Нидерланды — 0,79%, Швеция — 0,7% (США только 0,1%). Для того чтобы обеспечить всех жителей нашей планеты услугами образования и здравоохранения, чтобы ликвидировать голод и самую ужасающую нищету, достаточно 100 млрд долл. ежегодно. Это всего лишь 0,39% годового дохода ведущих стран. Все они вместе взятые тратят на так называемую «помощь для развития» 57 млрд долл. в год, или 0,22% своего годового дохода [12].

Во-вторых, по данным Росстата Россия и сама на сегодняшний день одна из финансово-устойчивых стран мира. Так, профицит бюджета в 2007 г. составляет 2,84%, ВВП, объем золотовалютных резервов РФ по состоянию на конец сентября 2007 г. составлял 420,9 млрд долл., а объем Стабфонда на 1 октября достиг 3,51 трлн руб. Это позволяет утверждать, что со всеми перечисленными проблемами Правительство РФ может справиться само при условии оптимального использования собственных финансовых ресурсов.

Взаимосвязь глобализации и экономики знаний. Экономика знаний, с одной стороны, поддерживается глобализацией, с другой стороны, сама поддерживает глобализацию. Рассмотрим данное положение на примере взаимосвязи глобализации и высшего образования, глобализации и науки.

Слияние информационной и коммуникационной технологий — ключевой аспект глобализации в экономике знаний. Наука и образование становятся ключевыми звеньями экономики знаний и должны рассматриваться и использоваться и как продаваемая услуга, и как ценная интеллектуальная собственность. Для высшего образования эти технологии рассматриваются как предоставляющие возможности сокращения расходов на студента благодаря перемещению курсов и библиотечных материалов в онлайновую среду. Эта стратегия также повышает возможности для получения транснационального образования и возможности новых провайдеров предоставлять образование, не прибегая к традиционной инфраструктуре с устаревшим инструментарием и к бумажным библиотекам.

Заслуживают внимания предложения ученых по пополнению национальной русскоязычной информационной системы знаниями, полученными мировой наукой, миссию организации которой по разным специальностям при определенной материальной заинтересованности могли бы взять на себя наши специалисты, уехавшие за рубеж. Это могло бы превратить потерянный для страны интеллектуальный капитал в капитал, приносящий прибыль в виде самых свежих знаний, доступных для использования широкими массами оставшихся в стране специалистов.

Важным также является вопрос о том, получение каких знаний нужно финансировать в первую очередь? На наш взгляд, прежде всего нужно финансировать получение тех знаний, которые помогают противостоять стратегическим национальным угрозам путем ускорения научно-технического прогресса и разработки долгосрочной стратегической программы ликвидации технико-экономического разрыва между ведущими странами и Россией. Необходим переход от индустриальной экономики к экономике знаний. Нужны безотлагательные меры по реорганизации в сфере науки.

Ключевым звеном в переводе знаний в материальное богатство страны является создание инновационной инфраструктуры, которая должна стать своеобразным мостом между научными исследованиями и рынком, государством и бизнесом. Существенной частью рассматриваемой инфраструктуры должен быть малый и средний бизнес и особенно венчурное финансирование.

В заключение скажем, что глобализация несет национальной экономике России как выгоды, так угрозы для ее существования в качестве самостоятельного игрока в мировой экономической системе. В связи с этим необходима разработка научно продуманного перехода в России к экономике знаний, которая должна отражать российскую специфику. Центральное место в экономической модели должен занимает сектор НИОКР, состоящий из «инкубаторов» для выращивания предприятий малого инновационного бизнеса, берущих на себя риск НИОКР, особенно на начальном этапе их реализации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. — М.: Academia, 1999.

[2] Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. — М.: Экономика, 2007.

[3] Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад. — М.: НИР, 2007.

[4] Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 1993.

[5] Инновационная экономика / А.А. Дынкин, Н.И. Иванова, М.В. Грачёв и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 2004.

[6] Инновационный менеджмент в России / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. — М.: Наука, 2004.

[7] Капитал с человеческим лицом / http://www.sciam.ru/2006/10/nauka.shtml

[8] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

[9] ЛьвовД.С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002.

[10] Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. — М.: Экономика, 2007.

[11] Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с анг. — М.: Мир, 1966.

[12] Мир по американскому образу и подобию (Почему люди ненавидят Америку?) / http://www.li.ru/interface/pda/?act=comments&nd=1247697&pid=28413819

[13] Петрухин А.И. В глобализацию с недовольством. — М.: ГУУ, 2003.

[14] Татаркин А.И., Пилипенко А.В. Экономика знаний: проблемы теории и методологии. — Екатеринбург, 2007.

[15] Экономика знаний / http://www.ecolife.ru/iornal/econ/2003-1-1.shtml

FORMATION OF KNOWLEDGE ECONOMY IN RUSSIA IN THE PROCESS OF GLOBALIZATION

E.V. Morgunov

The Market Economy Institute, the Russian Academy of Sciences Nakhimovsky Prospect, 47, Moscow, Russia, 117418

N.V. Illarionov

People friends sheep university

Miklukho Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article the essence of knowledge economy and globalization is opened, its interrelation is shown and directions of transition of the Russian economy to knowledge economy in conditions of globalization are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.