Научная статья на тему 'Взаимодействие государства, бизнеса и науки в процессе реализации инновационной политики России в начале XXI века'

Взаимодействие государства, бизнеса и науки в процессе реализации инновационной политики России в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полетаев Вадим Эдуардович

В статье анализируется современная государственная политика России по привлечению частного капитала к финансированию инновационных технологий и научных исследований, развитию венчурного инвестирования, информационного бизнеса. Модернизация российской экономики, выход на постиндустриальный уровень требуют совместных усилий государства, бизнеса и научной общественности, что нашло свое тражение в стратегических программах развития страны в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства, бизнеса и науки в процессе реализации инновационной политики России в начале XXI века»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И НАУКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В.Э. Полетаев

Аннотация. В статье анализируется современная государственная политика России по привлечению частного капитала к финансированию инновационных технологий и научных исследований, развитию венчурного инвестирования, информационного бизнеса. Модернизация российской экономики, выход на постиндустриальный уровень требуют совместных усилий государства, бизнеса и научной общественности, что нашло свое тражение в стратегических программах развития страны в начале XXI века.

Ключевые слова: инновации, бизнес, инвестиции, венчурное финансирование, государственное управление.

Summary. The article analyses modern public policy of Russian Federation aimed on capital formation to financing of innovation techniques and research activities, the development of venture investment, information business. Modernisation of Russian economy, the attainment of postindustrial level demand joint efforts of state, business and academic institutions. This object was reflected in state strategical programmes in the beginning of XXI century.

Keywords: innovations, business, investment, venture financing, governance.

265

Современное российское общество существует в условиях растущей конкуренции мировых инновационных систем, когда особое значение приобретают управленческие стратегии — государственные и бизнес-технологии. Одна из задач государственного управления в сфере инновационного развития бизнеса заключается в обеспечении правовых и организационных условий для притока инвестиций в отечественную экономику и их эффективного использования.

Необходимым условием осуществления в начале XXI века модерни-зационного транзита России является создание в стране комфортной среды для осуществления исследований и развития технологий мирового уровня, привлечения к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации научных разработок [1]. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно отмечал необходимость

266

«сделать Россию страной новых знаний, передовых технологий» [2]. В статье «Россия, вперед!» он пообещал, что законодатели примут все решения «для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий» [3].

Особое внимание государство должно уделять сфере фундаментальных научных исследований, которые в условиях постиндустриального развития становятся решающим фактором социально-экономического роста. При этом важное значение имеет стимулирование венчурных вложений капитала, перспективность которых только начинает осознаваться российским бизнесом. «Времена, когда теоретические фундаментальные исследования представляли лишь научный интерес, давно прошли. Сейчас наука входит в число отраслей, наиболее привлекательных для венчурных инвесторов и обещающих наибольшую отдачу тем, кто сделает верную ставку» [4, 86]. В современных передовых индустриальных странах — США, Канаде, Японии и др. — на долю новейших знаний, воплощенных в инновационных технологиях, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП).

Многие российские академические и отраслевые НИИ работают по заказам иностранных фирм и предприятий, получая финансирование не только от партнеров, но и от конкурентов отечественного бизнеса. Очевидно, что одним из направлений экономической политики должно стать поощрение инвестиций со стороны российского предпринима-

теля в научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы. Перспективным направлением, безусловно, являются и совместные российско-иностранные деловые проекты, связанные с российскими научными структурами.

Инновационный процесс в России предусматривает первоочередное внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. В отдельное направление в рамках модерниза-ционного проекта были выделены программы развития ядерной энергетики. До 2014 года запланировано создание реакторов нового поколения и производства ядерного топлива, востребованного не только отечественными, но и зарубежными производителями. Ядерные разработки предполагается активно применять и в других сферах (прежде всего в медицине), для производства водородного топлива, а также для создания двигательной установки, способной обеспечить космические полеты даже на другие планеты. Стратегической задачей России является завоевание конкурентных позиций в сфере стратегических и информационных технологий, для чего необходимо задействовать потенциал суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных [5, 145].

Современная государственная политика России в области экономики выделяет три приоритетных направления: глубокая переработка всех видов природных ресурсов,

аэрокосмический сектор и экспорт интеллектуальных услуг. При этом данные направления имеют высокий экономический мультипликатор, т.е. их развитие стимулирует развитие и других близких направлений, прежде всего — наукоемкого технологического характера. По всем приоритетным направлениям модернизации специально созданной Президентской комиссией были утверждены конкретные проекты, сформированы детальные планы-графики их реализации. Решением совместного заседания Совета Безопасности России, Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям были определены основные задачи в области совершенствования государственного регулирования и развития науки и технологий. При этом формирование инновационной высокотехнологичной экономики стало главной целью современной модернизационной политики Российской Федерации.

Согласно «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года», государство выделяет на-ноиндустрию в качестве приоритетного направления перспективного научно-технологического развития России в XXI веке. 24 апреля 2007 года была декларирована президентская инициатива «Стратегия развития наноидустрии», в которой, в частности, говорилось: «Участие России в создании нанотехнологий и формировании рынка соответствующей продукции определит ее реальное место в современном мире» [6, 95]. В целях реализации стратегических

программ развития нанотехнологий в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 139-ФЗ была создана государственная корпорация «Российская корпорация на-нотехнологий» («Роснано»). Задачей корпорации является содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры в данной области, реализации проектов создания перспективных нано-технологий и наноиндустрии.

В целях детализации политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года. и дальнейшую перспективу Правительственная комиссия по научно-инновационной политике утвердила комплекс первоочередных задач; в том числе, предлагалось разработать и утвердить: приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и ее субъектов, перечни критических технологий Российской Федерации и ее субъектов, перечень отраслевых критических технологий, включая базовые и критические военные тех- 267 нологии. 18 января 2002 года. Протоколом заседания Комиссии № 1 был одобрен перечень критических технологий и приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации на период до 2010 года.

Распоряжением правительства России от 17 ноября 2008 годы была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» («Программа 2020»), в которую был включен особый раздел (№ 5) «Взаимодействие государства, частного бизнеса и об-

щества как субъектов инновационного развития». В его содержание вошло важнейшее принципиальное положение, определяющее роль и место каждого из этих компонентов в процессе социально-экономической модернизации страны. Концепция определяла, что «именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью» [7]. В «Программе 2020» подчеркивалось, что инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции.

Формы государственной поддержки научной и инновационной де-268 ятельности могут быть весьма разнообразными; к ним можно отнести: прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов со значительными налоговыми льготами; снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; реализация права на ускоренную модернизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т.п. [8, 80-81]. Одна из важнейших

целей государственной политики в области экономического развития страны — сделать отечественный бизнес наукоемким, и при этом добиться высокой степени его финансовой рентабельности и инвестиционной привлекательности, при этом «на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит — даже в непростые финансовые периоды» [9, 15]. Владимир Путин, говоря об активизации бизнеса и экономической деятельности в начале 2000-х годов, отметил, что структурные преобразования все-таки начались. «Они проявились в увеличении инвестиций в основной капитал и, что очень важно, в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления» [10].

Важнейшим аспектом перехода российской экономики в постиндустриальную эпоху является поддержка венчурных инвестиций, суть которых заключается в том, что финансирование удачных научных проектов в конечном итоге приносит сверхприбыль, окупающую в том числе инвестиции в проекты, оказавшиеся неперспективными. В условиях трансформации экономической системы повышается роль государства в формировании в России рынка венчурного капитала и стимулировании предпринимательской деятельности. Российскими экономистами неоднократно высказывалась мысль о необходимости обеспечения государственной политики в отношении венчурного бизнеса и поддерживаемых на этой основе конкретных фирм. Венчурный капитал, который способствует развитию инновационных технологий и созданию наукоемкого бизнеса, начинает играть

все большую роль в современной российской экономике. Государство в максимальной степени поддерживает данный процесс, поскольку он фактически является частью проекта модернизации отечественной экономики и внедрения в бизнес высоких технологий [11, 385].

Важнейшими средствами государственного воздействия на процесс формирования и развития рынка венчурного капитала являются прямая финансовая помощь и косвенное регулирование. Прямая помощь оказывается путем предоставления займов через государственные организации, а также государственные гарантии займов, предоставляемых частным капиталом. К рычагам косвенного регулирования, которые можно определить как меры по формированию благоприятного климата для развития венчурного финансирования, относятся: налоговые льготы, совершенствование организационного и правового механизма (расширение прав финансовых организаций в области венчурного финансирования, либерализация процедур предоставления займов и др.), оказание информационно-консультативных услуг и создание соответствующей инфраструктуры [12, 296].

Современная российская экономика и бизнес характеризуются растущим уровнем инвестиционной активности. Именно приток инвестиций обеспечивает расширение масштабов производства в реальном секторе бизнеса и выход экономики на новый, более высокий уровень качественного развития, более высокие темпы технологического роста. Соответственно, инвестиции в инновации и технологическое развитие

являются одним из самых доходных видов бизнеса; но его специфика заключается также в том, что он при этом является финансово рискованным, т.е. нуждающимся в системной поддержке и правовой защите государства. Реализация любого масштабного инвестиционного проекта требует современных методов бизнеса и государственного управления всеми видами ресурсов. Развитие и внедрение новых технологий в бизнесе и предпринимательстве является существенным фактором успеха; при этом системная государственная поддержка перспективных инновационных проектов способна существенно интенсифицировать данный процесс. Одним из способов такой поддержки является выделение государственных кредитов на развитие инновационного производства [13].

В ряде ведущих наукоемких отраслей экономики и бизнеса государственная поддержка НИОКР остается достаточно высокой (аэрокосмическая промышленность, приборостроение и электроника и др.); при этом государство является главным источником финансирования фундаментальных исследований и программ национальной безопасности, а стратегия развития инновационных бизнес-структур также будет проходить под координацией государства. Чтобы государство имело возможность осуществлять эффективное управление бизнес-процессами, оно должно уметь работать в условиях рынка, в том числе обладать стратегией сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны. Приоритетом государственной политики поддержки инновационного бизнеса

269

270

должно стать создание соответствующих организационных структур, которые могли бы контролировать и управлять инвестиционно-инновационной деятельностью. В то же время расширение организационных структур инновационной экономики и бизнеса не должно приводить к их бюрократизации, к избыточному администрированию при принятии решений.

Важным фактором наукоемкого, технологичного развития российского бизнеса являются налоговые льготы, стимулирующие инновационную деятельность. Следует отметить, что в мировой практике используются самые разные виды налоговых льгот, в том числе: предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита; уменьшение налога на прирост инновационных затрат; «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; снижение ставок налогов на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов и др.

Становление в России инновационной, социально ориентированной экономики предполагает преобладание кадров государственно мыслящих законодателей, управленцев, предпринимателей, ученых и т.п. [14, 7]. Важнейшее значение для развития в России инновационной экономики и наукоемкого бизнеса имеет политика государства, направленная на формирование в стране высокоинтеллектуального делового сообщества, нового управленческого класса. Как подчеркивал Прези-

дент Д.А. Медведев в одном из своих выступлений: «Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом, вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку. Ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий. Реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий» [15, 47].

Успех экономических реформ в России предполагает реализацию разнообразных подходов к решению проблем в отдельных регионах и в то же время единство общих принципов функционирования рынка на всей территории страны. На этих основаниях должна происходить смена российской экономической парадигмы в начале XXI века. Необходимо учитывать и тот факт, что регионы России существенно отличаются по темпам проведения реформ, промышленной и рыночной инфраструктуре, природно-геогра-фическим и демографическим показателям; имеются и различия в социальном облике и в отношении к проводимым реформам населения в индустриальных и сельских регионах, в национальных республиках и т.п. Все это требует от бизнеса и предпринимательства учитывать региональную специфику при освоении внутренних рынков. Важная роль в данном процессе принадлежит региональным властям и муниципалитетам, от конструктивной позиции которых в значительной степени зависит успех предпринимательской деятельности на местах.

Большое значение для успешного развития в России инновационного бизнеса имеют целевые программы социально-экономического развития регионов, что позволяет осуществлять бизнес-планирование и системное размещение производственных кадров. Региональное целевое программирование экономического развития и бизнес-деятельности позволит федеральному центру и управленческим структурам применять дифференцированный подход к развитию регионов и решать в то же время помимо текущих, стратегические задачи. При этом возможно выравнивание региональных уровней социально-экономического развития. Перспективно формирование постоянно действующих специализированных советов с участием представителей профессионально-экспертных и деловых кругов и органов государственной власти, осуществляющих отбор направлений для государственного финансирования НИОКР и внедрения передовых технологий, создание программ в сфере наукоемкого инновационного бизнеса.

Одним из направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности является развитие межгосударственной информационной среды в сфере экономики и финансов. В 1990-е годы наблюдалось отсутствие у западных фирм «информированности относительно того, что может предложить Россия в качестве объекта для инвестиций и на каких условиях», что существенно сдерживало развитие иностранного инвестирования в российское инновационное предпринимательство [16, 53].

Общие принципы построения системы государственных органов и иных подразделений, занятых вопросами выработки и реализации инновационной политики, заключаются в отражении инновационных проблем в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), обеспечении координации как по вертикали, так и по горизонтали, оптимальном сочетании централизации и децентрализации, четком разделении полномочий и ответственности, устранении дублирования, критическом использовании зарубежного опыта, введении в них высококвалифицированных специалистов-управленцев соответствующего профиля.

Таким образом, инновационная способность общества и государства заключается в накопленном интеллектуальном и образовательном потенциале, в том числе в сфере бизнеса и государственного управления, а также в процессах его реализации, выражающихся в динамике производства научно-технических идей и разработок, высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Важнейшими функциями современного российского государства в сфере экономики и бизнеса становятся инициирование, активизация и стимулирование инновационной деятельности, поддержка внедрения новых технологий. Выбор приоритетов и избирательная поддержка наиболее перспективных направлений исследований и научных разработок, а также конкретных организаций и научных центров, их выполняющих, должно стать основным элементом государственной научно-технической политики в XXI веке.

271

ф

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

272

Послание президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. - М., 2009. Приветствие Президента Российской Федерации Д.А. Медведева участникам II Всероссийского молодежного инновационного конвента 9 декабря 2009 года. // www.kremlin.ru http://www.kremlin.ru/news/5413 Наука и деньги // Forbes. — 2009. — № 11 (68). - Ноябрь. Омельченко Е.В. Проблемы развития деловых отношений между предпринимателями России и США (Можно ли завоевать американский рынок?) // Предпринимательство в условиях развития рыночных отношений // Российская академия государственной службы (РАГС). - М., 1997. 2-й Международный Форум и выставка по нанотехнологиям, 6-8 октября 2009 года. Экспоцентр. Москва // РБК: Ежемесячный деловой журнал. — 2009. - № 10.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. № 1662-р. - М., 2008. Шевченко Д.А., Абаев А.Л. Экономика России в постиндустриальную эпоху. Смена парадигмы // Национальная модель развития экономики России. Материалы VIII Чаяновских чтений. Москва, 11 марта 2008 г. - М., 2008. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). - М., 2008.

10. Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 года //www.putin2004.ru/ putin/smi/40338E77

11. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии

6.

7.

8.

9.

и механизмы инновационного развития / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагоева. - М., 2006.

12. Дынкин А.А., Стерлин А.Р. и др. Предпринимательство в конце ХХ века. — М., 1992.

13. Cooper R.G, Kleinschmidt E.J. Winning businesses in product development: The critical success factors // Research Technology Management. Wash. —

2007. - Vol. 50. - № 3.

14. Кучуков P. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. - 2009. - № 6.

15. Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. - М.,

2008.

16. Галайда В.А. Предпринимательский риск как объект управления // Предпринимательство в условиях развития рыночных отношений / Российская академия государственной службы (РАГС). - М., 1997. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.