Научная статья на тему 'Перспективы инновационного развития экономики российской Федерации'

Перспективы инновационного развития экономики российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
912
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочкова Наталия Владимировна, Бердичевская Виктория Олеговна

Рассмотрено современное состояние инновационного развития экономики Российской Федерации. Определены базовые понятия инновационной экономики, а также перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы инновационного развития экономики российской Федерации»

УДК 338.24

Перспективы инновационного развития экономики Российской Федерации

Н.В. Клочкова, д-р экон. наук, В.О. Бердичевская

Рассмотрено современное состояние инновационного развития экономики Российской Федерации. Определены базовые понятия инновационной экономики, а также перспективы ее развития.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, инновационная экономика.

Prospects of the Russian Federation Economics Innovative Development

N.V. Klochkova, doctor of economics, V.O. Berdichevskaya

The article considers the current state of the Russian Federation economics innovation development. Authors identified the basic concepts of the innovative economics and the prospects of its development.

Key words: innovations, innovative infrastructure, innovative economics.

Темпы экономического роста современного общества имеют четко выраженную зависимость от уровня и соотношения определенных, поддающихся качественному и количественному анализу параметров, присущих конкретной экономике. Прежде всего, это инновационный потенциал, характеризующий предельные, максимальные возможности общества с точки зрения генерации и воплощения инновационных идей. Он зависит от уровня развития науки, производственных возможностей, доступности сырьевых ресурсов, является характеристикой накопленных за прошедшие периоды инновационных возможностей.

Согласно основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий, формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.

Внимание научной общественности к нововведениям и их роли в развитии экономики привлек Й. Шумпетер, показав, что их источник -научно-исследовательская деятельность корпораций, являющаяся главным фактором конкуренции. Главной доминантой научно-исследовательской деятельности становится творчество человека, новатора-предпринимателя, способного воплотить новые идеи в эффективные экономические решения.

Й. Шумпетер впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения в целях внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании [9].

Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером в книге «Инновации и предпринимательство». Он различает понятия «научное открытие», «новшество» и «инновация». Под научным открытием П. Друкер понимает добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшест-

во, по П. Друкеру, - это новая техническая возможность. Инновация - результат влияния новшества на жизнь людей [3].

Широко используемые в последние годы понятия «инновационная экономика», «экономика, основанная на знаниях» означают, что основным фактором роста экономики является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности. Ее характерными чертами являются: становление наукоемких производств; повышение роли невещественных форм богатства (объектов интеллектуальной собственности); возрастание роли человеческого фактора.

В многочисленных дискуссиях российских ученых о современной трактовке понятия «инновационная экономика» следует отметить точку зрения В.Ж. Келле. Он считает, что ее основой является применение науки к разработке, производству и последующему широкому распространению новых технологий, новых продуктов. Данный подход у него применяется к трансформационной российской экономике и является отличительным видовым признаком ее модернизации как процесса созидания общества, опирающегося на «экономику, основанную на знаниях» [6].

Базовыми понятиями инновационной экономики являются: инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура (рис. 1). От их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране. Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы -понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования.

В условиях экономики, основанной на знаниях, создается так называемая «инновация», которая, по мнению А.И. Татаркина, представляет собой новый продукт (вид изделия, технологию, организационную форму и т.п.), являющийся результатом практического приложения научных и научно-технических знаний, использова-

ние которого приводит к экономическим или социальным эффектам [8].

Инновационная деятельность

Рис. 1. Базовые понятия инновационной экономики

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям [4].

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой, поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики.

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур (предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций) любой формы собственности, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности [7].

В Российской Федерации инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие объекты, призванные обеспечивать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску.

Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по

созданию и реализации инноваций в масштабе регионов и страны в целом.

На федеральном и региональном уровнях стали активно разрабатываться инновационные программы, стратегии, законы о поддержке инновационной деятельности. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства в целом, призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.

Государственная инновационная политика - это вмешательство государства в научно-исследовательскую деятельность промышленных, производственных, финансовых групп и объединений, средних и малых предприятий, отдельных учёных и исследователей во всех областях науки и техники (включая и гуманитарные сферы) в виде распределения заказов и коммерческих грандов, направленных на повышение благосостояния своего общества, а также механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов [5].

Главными методами реализации инновационной политики являются: формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса.

Вопросы инновационного развития России подробно сформулированы в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [1].

Основным направлением в социально-экономическом развитии является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития.

Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 гг. осуществляется в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства (рис. 2).

Рис. 2. Этапы социально-экономического развития России

Первый этап (2008-2012 гг.) базируется на реализации и расширении глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Основные приоритеты социальной и экономической политики в области обеспечения инновационного развития на данном этапе включают следующее:

• завершение формирования национальной инновационной системы;

• модернизацию фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;

• содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе, в кооперации с ведущими мировыми производителями), выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

• содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе, переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность);

• содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Второй этап (2013-2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био-

и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Основные приоритеты социальной и экономической политики в области обеспечения инновационного развития на данном этапе включают следующее:

• интеграцию национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему;

• интеграцию науки, образования и бизнеса;

• расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках;

• превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

• обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

• формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики;

• решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами.

На первом и втором этапах инновационного развития российской экономики в 2008-2020 годах планируется достичь значений целевых макроэкономических показате-лей,представленных в таблице.

Целевые макроэкономические индикаторы в 2008-2020 годах_

Первый Второй

Показатель этап этап

2008- 2013-

2012 гг. 2020 гг.

Увеличение ожидаемой про-

должительности жизни, лет 2,5 2

Рост валового внутреннего

продукта, % 137-138 164-166

Рост производительности тру-

да, % 140-141 171-178

Снижение энергоемкости вало-

вого внутреннего продукта, % 81-83 70-75

Рост реальных располагаемых

доходов населения, % 153-154 164-172

Рост инвестиций в основной

капитал, % 180-185 215-223

Расходы на НИОКР (частные и

государственные расходы), %

от ВВП 1,4-1,6 3

Расходы на образование (част-

ные и государственные расхо-

ды), % от ВВП 5,5-5,7 6,5-7

Переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических раз-

работок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития и т.д. Это позволит обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность .

Основными показателями достижения данной цели являются следующие:

• доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50 % в 2020 г. (в 2010 г. - 15 %);

• доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе, атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10 % в семи и более секторах к 2020 г.;

• валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-20 % в 2020 г.;

• удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35 % в 2020 г. (в 2010 г. - 6-7 %);

• внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3 % валового внутреннего продукта в 2020 г. (в 2010 г. - 2 %), из них больше половины - за счет частного сектора.

Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.

В соответствие с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.», акцент социально-экономической политики РФ перенесен с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера [2].

К таким мерам в первую очередь относят обеспечение инновационного развития и поддержку высокотехнологичных секторов экономики («инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный период, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем около 4,5-5,2 % всех расходов бюджета или около 0,9-1,1 % ВВП. При сохранении расходов на поддержку науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики).

Основными направлениями, по которым планируется развитие научно-технической и инновационной деятельности, являются:

1. Развитие прикладных исследований -государственные научные центры и корпоративная наука. Основные меры по развитию прикладной науки будут реализованы в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на развитие научных и опытно-конструкторских разработок в приоритетных секторах экономики.

В целом на ФЦП приходится около 8,1 % расходов федерального бюджета, при этом на наукоемкие ФЦП - всего около 1,7 % бюджетных расходов (в 2010 г.). При этом общий размер «междисциплинарных» ФЦП (инфраструктура наноиндустрии, научно-педагогические кадры и т.д.) невелик и постоянно снижается. На них приходится всего 2,6 % инновационных расходов бюджета.

С другой стороны, наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс и прочие), получили в последние годы опережающее развитие, по сравнению с междисциплинарными технологическими и научными ФЦП. Так, расходы федерального бюджета по этим направлениям в 2009 г. выросли в 2,2 раза, и на них приходится около 25,9 % инновационных расходов бюджета.

2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. Сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России. Необходимо значительное повышение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции (до 6 раз).

Основными механизмами поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства будут являться Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основное направление программ Фонда в 2010-2013 гг. - предпосевное и посевное финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия. В этих целях финансирование Фонда в 2010 г. увеличено до 3,4 млрд руб., на 2011 г. запланировано увеличение до 4 млрд руб.

3. Стимулирование инновационной деятельности в крупных государственных и частных компаниях. Развитие инновационной деятельности в государственных корпорациях и крупных компаниях с государственным участием будет обеспечено в ходе реализации

соответствующих программ инновационного развития.

Основным механизмом стимулирования инновационной деятельности в частных компаниях в 2010-2012 гг. будет являться поддержка кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих высокотехнологичные проекты, для чего будет выделено субсидий на общую сумму 19 млрд руб. Также будет принят пакет поправок в налоговое законодательство, устанавливающий льготный режим для инновационной деятельности.

4. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы. Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы будут связаны с повышением результативности коммерциализации результатов проводимых исследований и разработок.

На эти цели будет направлена деятельность основных инфраструктурных организаций поддержки инновационной активности: Фонда содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской венчурной компании, Российской корпорации нанотехнологий, а также Внешэкономбанка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих годах будет являться поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели будет направлена деятельность Фонда посевных инвестиций объемом 2 млрд руб.

Дальнейшее развитие получат объекты инновационной инфраструктуры на базе ведущих вузов (бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны, инновационно-технологические и инжиниринговые центры и т.д.), для чего в 2010-2012 гг. будут выделены бюджетные средства в объеме 8 млрд руб.

С учетом перечисленных выше мер по развитию научной и инновационной деятельности в период 2011-2013 гг. планируется достигнуть следующих основных показателей.

В 2009 г. уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки составил 1,13 % ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. В этом случае общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17 % ВВП к 2013 г. (рис. 3). При этом доля средств федерального бюджета за указанный период уменьшится с 72,1 до 70,2 %, а доля собственных средств предприятий увеличится с 5,3 до 10,8 %.

1,4 1,2

0,31 0,33 0,32 0,33 0,35

0,82 0,82 0,81 0,8 0,82

2009 2010 2011 2012 2013

■ Н ег о су д а р ств ен н ы е затр аты Государственные затраты

Рис. 3. Уровень внутренних затрат на научные исследования и разработки в период 2009-2013 гг. (в % к ВВП)

В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. Так, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, достигнет к 2013 г. 10,8 %, что выше показателя 2009 г.

Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2009 г. снизились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,6 %. В 2013 г. указанные расходы предприятий будут выше уровня 2009 г. на 34,4 % (в ценах соответствующих лет). Наряду с этим ожидается, что затраты на приобретение машин и оборудования увеличатся к 2013 г. на 19,1-22,5 %, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства - на 46,7-81,1%.

В результате удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличится с 5,1 до 5,5 % в 2009 г. и до 6,0 % в 2013 г. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в экспорте отраслей промышленного производства возрастет до 8,1 % к 2013 г., превысив показатель 2009 г. (7%).

В то же время будет постепенно расти количество учрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий - со 100 в 2009 г. до 600 в 2013 г.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой

конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Разработан Минэкономразвития РФ.

3.Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство. -М.: Юнити, 2008.

4.Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2009.

5.Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. А.В. Барышевой. - М.: Феникс, 2010.

6.Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. - М.: Едиториал, 2008.

7.Леонтьев Л.И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007.

8.Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности. - М.: Экономика, 2009.

9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. -М.: Директ-Медиа, 2007.

Клочкова Наталия Владимировна,

ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина», доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, телефон (4932) 50-92-42, e-mail: [email protected]

Бердичевская Виктория Олеговна,

ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина», соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, телефон (4932) 50-92-42, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.