Научная статья на тему 'Национальная инновационная система'

Национальная инновационная система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУТЫ / ECONOMIC OF KNOWLEDGE / INNOVATION / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Анна Владимировна

Представлены основные элементы национальной инновационной системы, рассмотрены особенности ее развития в России. Особое внимание уделено институциональным изменениям в стране в рамках становления экономики, основанной на знании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National innovative system

The article describes key elements of national innovative system and characteristics of its development in Russia. Special attention is given to institutional knowledge-based economic changes in the country.

Текст научной работы на тему «Национальная инновационная система»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

____________61

2012. Вып. 4

УДК 658.152 (045)

А.В. Овчинникова

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Представлены основные элементы национальной инновационной системы, рассмотрены особенности ее развития в России. Особое внимание уделено институциональным изменениям в стране в рамках становления экономики, основанной на знании.

Ключевые слова: экономика знаний, инновация, инновационное предпринимательство, национальная инновационная система, институты.

Для того чтобы России стать равноправным партером развитых стран в международной деятельности, геополитических вопросах, торговле, ей необходимо на международных рынках перейти от сырьевой специализации к экспортированию товаров, услуг, востребованных потребителями.

В основе конкурентоспособности современных товаров лежит технологичность их производства, которая позволяет создавать уникальные товары, решающие специфические задачи, обеспечивать низкую себестоимость, доступность для покупателей, массовое потребление высокотехнологической продукции.

Таким образом, одной из важных задач государственного управления является создание такой институциональной инфраструктуры, которая стимулировала бы экономических агентов на постоянный поиск новых научно-организационных сочетаний производственных факторов для реализации новых технологических решений в области организации производственных процессов, использования оборудования (нанотехнологии), разработки товаров способных к нестандартному решению задач потребителей (электронные книги, сенсорные мониторы, интерактивные доски), создания нового сырья (поликарбонат, синтетические ткани), поиска новых рынков сбыта (планшеты).

Основа функционирования любой экономической системы претерпевает постоянные изменения, изначально это был физический труд и сельское хозяйство, далее сырьевое превосходство, впоследствии научно-технологический прогресс. Но современные реалии таковы, что даже прогресс и модернизация не способны в полной степени удовлетворить всё нарастающие потребности общества. Это связано с сокращением жизненного цикла товаров, а значит, и технологий, на основе которых они создаются. То есть обновление технологий происходит не за счет прогресса, постепенной модернизации, а на основе принципиально новых способов, методов, принципов производства - инноваций. Динамичность такого развития может осуществляться только за счет новой системы отношений государства и общества - экономики знаний.

Экономика, базирующаяся на знаниях, - тип экономики, где сектор знаний играет решающую роль, а производство новых знаний является источником роста экономики [11].

Продуктом экономики знаний являются инновации, воплощенные в высокоэффективные технологии, товары или услуги, так как само знание, не имеющее под самой коммерческой основы, рынка сбыта может являться основой развития, но при этом не обеспечивать экономического роста страны.

Экономическую систему, основанную на знании, можно представить в виде схемы (рис. 1).

В данной экономической системе знания становятся одним из специфических ресурсов производства, который характеризуется глобализацией и неограниченностью. В рамках данной парадигмы знания подвержены постоянной деградации во времени, поэтому большое значение приобретают информация как источник генерирования знаний и технологии ее обработки, хранения и получения. В результате происходит интеграция науки и бизнеса, изменение роли ученых в экономической системе.

Развитие общества происходит за счет преобразования знания в предпринимательскую идею, так она имеет тенденцию к постоянному воспроизводству.

Потенциал общества к развитию определяется скоростью трансформации идеи в готовый продукт, потому что это определяет темп воспроизводства инноваций. Таким образом, потенциал общества создается в материальном производстве, способном к быстрому реагированию на запросы потребителей и бизнеса.

2012. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Национальная инновационная система - это одна из экономико-социальных подсистем экономики знаний, которая одновременно является необходимым условием для перехода к новой системе экономических отношений и конечным результатом ее трансформации.

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики развития инновационной системы [12].

Объектами НИС выступают инновации, институциональная инфраструктура, стимулирующая их воспроизводство, предприятия, осуществляющие инновационную деятельность.

Субъектами НИС являются государство, предприниматели, научные и исследовательские институты, потребители инновационной продукции.

Уточним данные категории, так как они представляют собой совокупность базовых понятий, характеризующую национальную инновационную систему.

Рассмотрев работы [5; 8; 13; 20], мы определили, что инновация - это результат творческого, интеллектуального труда по созданию продукта, услуги, технологии, организационно-экономической формы и предпринимательского труда по их практической реализации на рынке через создание необходимого сочетания средств производства, формирование спроса и предложения для получения экономической или общественной выгоды. Инновационность продукта определяется либо его значительным преимуществом над предшествующей формой, либо отношением общества к созданным новшествам.

Институциональная инфраструктура НИС - совокупность институтов, представляющих собой набор правил и норм, на основе которых происходит взаимодействие субъектов НИС, призванных обеспечить ее эффективное функционирование через реализацию государственной политики, направленной на стимулирование инновационных процессов, распространение, внедрение новых технологий, выпуск инновационной, конкурентоспособной продукции.

Предприятия НИС - сформированная в зависимости от принятой модели инновационного развития страны система предприятий, осуществляющих внедрение инновационных технологий в собственный производственный процесс или выпускающих инновационную продукцию. Это может быть крупная транснациональная компания, включающая в себя научные и прогрессивные производственные центры. Целями создания такой компании является организация и финансирование научно-

технических разработок как внутри самой организации, так и размещение их на других крупных предприятиях. Также предприятия НИС могут быть представлены сетью взаимосвязанных предприятий с высокой степенью децентрализации - «инновационной средой» [4] либо системой предприятий военно-промышленного комплекса, инициирующих инновационные процессы в экономике.

Государство как субъект НИС выступает как системообразующий институт, обеспечивающий целостность системы «наука - производство - инфраструктура» и реализацию инновационных процессов на всех уровнях: международном, региональном, муниципальном, корпоративном.

Предприниматели НИС - самостоятельный общественный слой, характеризующийся наличием специфических экономических, социальных и политических интересов, способный определять структуру потребностей, согласовывать потребности с имеющимися ресурсами, находить новое сочетание производственных фактора, заниматься предпринимательской деятельностью, в рамках которой он выступает как:

- собственник капитала (А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Б. Кларк, М. Вебер);

- организатор производства, ориентированный на создание рациональной комбинации факторов производства (Ж.-Б. Сей, К. Маркс, А. Маршалл, К. Менгер, Ф. Визер);

- дисфункциональное явление социально-экономической системы (Ж. Сисмонди, К. Маркс, Т. Веблен );

- носитель риска и неопределенности (Р. Кантильон, Й. фон Тюнен, Ф. Найт);

- субъект рыночной конкуренции (Л. Мизес, Ф. Хайек, И.К. Кирцнер, Дж. Кейнс);

- управленец техноструктурой (Д. Гэлбрейт);

- организатор, осуществляющий инновации в экономике (Й. Шумпетер, П. Друкер).

В работах, посвященных вопросам предпринимательства, оно характеризуется как деятельность, как процесс и как поиск.

На сегодняшний день распространены два вида предпринимательства: традиционное, ориентированное на организацию производства и рациональное использование ресурсов, и инновационное предпринимательство, нацеленное на поиск нового сочетания факторов производства с целью выпуска конкурентоспособной продукции.

Исходя из декомпозиции понятия «предпринимательство», акцентируя внимание на его ключевых компонентах, мы уточнили термин «инновационное предпринимательство».

Инновационное предпринимательство - инициативная, творческая, рисковая деятельность физических и юридических лиц в любом секторе экономики, направленная на распределение капитала, соединение и комбинирование факторов производства, принятие управленческих решений, несение ответственности за результаты своей деятельности в рамках реализации всех структурных элементов процесса разработки и внедрения инноваций: развитие идей, создание предприятий, производство новых продуктов и услуг, освоение новых рынков, внедрение организационных и технологических новшеств. Целью инновационного предпринимательства является получение дохода и прибыли, за счет создания нового источника удовлетворения потребностей, нового блага, формирования нового потребительского спроса, изменение и преобразование ценностных установок.

Научные и исследовательские институты - это система образовательных, научных учреждений и организаций, способных к подготовке и переподготовке кадров, участвующих в инновационной деятельности, к самостоятельной поисковой, исследовательской, инновационной деятельности, к роли равноправных участников рынка инноваций.

Потребители инновационной продукции - это потребители, характеризующиеся таким уровнем и качеством жизни, ценностными ориентирами, что для полного удовлетворения их потребностей необходима наукоемкая, высокотехнологическая продукция.

В данной статье нам бы хотелось показать особенности формирования отечественной национальной инновационной системы.

О том, что в России одним из основных акцентов развития является построение НИС, говорят целевые показатели Стратегии 2020 (табл. 1).

Стратегические цели 2020 г. являются оптимистическими, так как для их достижения России необходимо разрешить ряд сложных проблем в организации инновационных процессов. «Нельзя механически имплантировать инновационную модель в неготовую к ней экономическую систему» [3. С. 14].

Таблица 1

Целевые показатели инновационной деятельности1

Показатель Факт к 2012 г. План к 2020 г.

Рост валового внутреннего продукта 164 - 166 % 164 - 166 %

Рост производительности труда 140-141 % 171 - 178 %

Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта 81-83 % 70 - 75 %

Рост инвестиций в основной капитал 180 - 185 % 215 - 223 %

Расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) 1,4 - 1,6 % ВВП 3 % ВВП

Расходы на образование (частные и государственные расходы) 5,5 - 5,7 % ВВП 6,5 - 7 % ВВП

Рост доли предприятий, осуществляющих технологические инновации до 15 % в 2010 г. 40 - 50 %

Рост доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) не менее 5-10% в 5-7 и более секторах

Рост удельного веса экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров в 2007 г. - 0,3 % до 2 %

Рост валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте (в 2007 г. -10 - 11 %) 17 - 20 %

Рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в 2007 г. - 5,5 %) до 6 - 7 % в 2010 г. до 25 - 35 %

Рост внутренних затрат на исследования и разработки (в 2007 г. - 1,1 %) 2,5 - 3% ВВП

К первому уровню проблем относятся проблемы постановки регулярного, производственного и инновационного менеджмента, так как новое поколение руководителей не подготовлено к решению системных задач, к внедрению инноваций. Кроме того, руководство многих крупных корпораций сопротивляется созданию новых экономических отношений, так как это должно привести к новому распределению ресурсов.

Ко второму уровню проблем можно отнести сложившуюся конъюнктуру рынка: невосприимчивость к инновациям, отсутствие внутреннего рынка инновационных продуктов, низкий уровень правого обеспечения, отсутствие системы финансовых институтов, наличие традиционно рентабельных сырьевых отраслей снижающих инвестиционную привлекательность инновационной деятельности.

Третий уровень проблем заключается в том, что крупные предприятия России медленно подключаются к глобальным инновационным процессам. Это связано с тем, что они в основном ориентированы на внутренний рынок, который характеризуется низкой платежеспособностью, невысокими требованиями к продукции, но большим объемом. И до тех пор, пока крупные отечественные корпорации не начнут участвовать в международной конкуренции, говорить о коренном изменении ситуации не приходится.

Таблица 2

Уравнения регрессий влияния на ВВП показателей инновационной деятельности

Фактор Уравнение регрессии Коэффициент детерминации

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета, млн. руб. Y=579,5189+0,4159хХ+(-2,4174е-006) хХ2+8,700е-012хХ 3 0,997

Объем платных услуг системы образования, млн. руб. Y=2748,8486 +0,104хХ +1,034е-007хХ 2 0,99

Среднемесячная заработная плата работников образования, руб. Y=4283,3198+1,88xX +0,000308хХ2+ (-1,621е-008) хх 3 0,998

Четвертый уровень проблем связан с преодолением разрыва между наукой и бизнесом. Основным источником отечественной инновационной деятельности является наука, это показал проведен-

1 На основе концепции Стратегии 2020.

ный нами факторный анализ влияния 23 показателей инновационной деятельности на размер ВВП (табл. 2). В современной общественной среде отсутствует престиж научной и инженерной деятельности, не существует равноправного обмена исследованиями в рамках российской и международной научной деятельности, вследствие чего продолжается отток перспективных ученых, не сформирована эффективная система финансирования научных исследований.

Размер бизнеса определяет роль предприятия в инновационных процессах. Дискуссионным остается вопрос: крупный, средний или малый бизнес является инициатором инноваций? В работах Й. Шумпетера, Дж. Гелбраейта [20] - это крупный бизнес, так как только он обладает достаточным потенциалом: финансами, квалифицированными кадрами для научных разработок, продвижения новой продукции на рыке.

Ф. Шерер, Р. Стиллерман отмечают инерционность таких структур вследствие их бюрократизации, большой диверсификации, иерархичности структур. Наибольшим потенциалом для реализации инновационных процессов, по их мнению, обладают гибкие, восприимчивые к изменениям малые и средние предприятия. На сегодняшний день крупные и малые предприятия являются взаимодополняющими элементами научно-исследовательской системы. К компетенциям малого бизнеса относится генерация идей, проведение первичных исследований, а к компетенциям крупных предприятий - внедрение и продвижение на рынок, так как они обладают для этого достаточным количеством ресурсов: управленческих, финансовых, кадровых, инфраструктурных (К. Норрис, Дж. Вейзи). Роль малого предпринимательства состоит в создании условий и среды жизнеспособности крупных высокоэффективных предприятий через развитие малых форм инновационных предприятий [18. C. 9].

На наш взгляд, такая логика суждений может относиться лишь к развитым странам, где становление малого предпринимательства происходит с конца 1970-х гг. в рамках венчурного научнотехнологического прогресса, и данный вид фирм являются именно формой ведения инновационного бизнеса, с одной стороны, а с другой - обеспечивает занятость широких слоев населения. Россия же относится к группе стран с «возникающими рынками», поэтому малый бизнес носит «start-ups» характер и инновационная деятельность носит для них второстепенный характер и представляет зачастую неэффективную мелкую торговлю либо «гаражное» производство.

Данные выводы подтверждаются отечественной статистикой, характеризующей инновационные процессы в промышленности (табл. 3).

Доля промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в зависимости от отраслевой принадлежности составляет от 4 до 12%, в малом же бизнесе около 3%. Несмотря на то, что средний прирост затрат на технологические инновации в малом бизнесе выше, чем в среднем по промышленности, 44,55% против 22,65%, эффективность этих затрат гораздо ниже.

Эффективность инновационной деятельности нами была рассчитана:

EInn = V • 100 -100, (1)

C

где EInn - эффективность инновационной деятельности, %;

V - объем инновационных товаров, работ и услуг, руб.;

C - затраты на технологические инновации организаций, руб.

Отдача инновационных затрат в промышленности ежегодно превышает 150%, в малом же бизнесе за рассматриваемый период в зависимости от года - не более 50%, а в 2003, 2007 гг. носит отрицательный характер.

Движущей силой современного инновационного бизнеса является малое предпринимательство, так как малые структуры более гибки и легко приспосабливаются к быстроменяющейся рыночной конъюнктуре. Отсутствие малого бизнеса и интеграция крупного капитала приводят к реформацион-ной демотивации.

Развитые страны характеризуются долей малого бизнеса в ВВП 50-60%. Страны, перешагнувшие порог 40%, относятся к странам успешных реформ (Восточная Европа, Балтия), менее эффективное реформирование осуществляется в странах с участием малого предпринимательства на уровне 10-20% (страны СНГ и Россия) [1]. В 2010 г. в России этот показатель достиг 23,31%.

Увеличение числа предприятий малого бизнеса и эволюция их институциональной структуры всегда сопряжены со становлением политических, общественных, социальных, правовых институтов. Мы выделили три стадии ее развития.

Таблица 3

Показатели инновационной деятельности промышленных предприятий, в том числе малых

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Показатели инновационной деятельности промышленных п редприятий

Затраты на технологические инновации, млрд. руб. 105,44 122,85 125,68 188, 49 207,50 276,26 358,86

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % в том числе

Добыча полезных ископаемых, % 5,7 5,9 5,6 7,0 5,8 5,1 5,8

Обрабатывающие производства, % 10,9 11,4 10,9 11,1 11,5 11,9 11,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, % 6,4 4,7 4,2 4,2 4,1 4,2 4,3

Объем инновационных товаров, работ и услуг, млрд. руб. 292,69 413,00 545,54 714,02 916,13 1 046,96 877,68

Показатели инновационной деятельности малых промышленных предприятий

Затраты на технологические инновации, млрд. руб. 1,30 1,93 10,61 6,79

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, % 1,3 1,2 3,5 3,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем инновационных товаров, млрд. руб. 1,12 2,85 6,21 10,22

Эффективность технологических инноваций крупных промышленных предприятий, % 177,58 236,18 334,08 278,81 341,51 278,97 144,58

Эффективность технологических инноваций малых промышленных предприятий, % -13,64 47,66 -41,42 50,38

Малое предпринимательство создает подушку безопасности в кризисной ситуации, чем больше представлен данный сектор экономики в ВВП, тем развитие носит более стабильный характер, так как они способны более гибко приспосабливаться к сложившейся ситуации.

Г осударственное реформирование должно быть направлено не только на создание благоприятной среды функционирования малого бизнеса, а в том числе и на развитие внутренних факторов саморазвития малого предпринимательства: ментальные, культурные, инновационный потенциал.

Ментальное2 и культурное самосознание народа во многом определяет уровень задач, которые ставят перед собой предприниматели, инструменты и способы их решения. Не зря во многих критических статьях о российском предпринимательстве вспоминают сказки «По щучьему велению», «Илья Муромец» и т.д. Конечно, представителям государственной власти хочется видеть огромный потенциал в сложившейся современной предпринимательской среде: «Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны» [17]. Но, к сожалению, история становления российского предпринимательства до последнего времени так и не смогла сформировать ни уважительного отношения к предпринимательскому труду, ни внутренней готовности граждан к риску, ни способности к принятию ответственных решений, поэтому говорить в российском контексте о малом бизнесе как источнике инноваций рано.

Не менее важным аспектом развития малого бизнеса, помимо ментальности, является сложившаяся в стране культура предпринимательства3. На наш взгляд, является преувеличением характеризо-

2 Менталитет - информационный феномен, связанный с подсознанием и отражающий «Гиперличность народа». Последняя формируется под воздействием среды обитания и жизнедеятельности народа (Медведев В. Наши перспективы в контексте мировых трансформационных процессов // Свободная мысль 1997. №3 С. 31)

3 Организационная культура предпринимательства - это комплекс взаимодействующих неформальных и формальных институтов, включающих опыт прошлого и настоящего, структурные характеристики, взгляды руководителей, правила и нормы хозяйствования поведения конкретной фирмы (Томилов В.В. Культура предпринимательства: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. С. 15).

вать ее как экономический рационализм, высокую инновационность, разнообразие моделей экономического поведения, ориентацию предпринимателей не только на индивидуальные, но и на институциональные ценности; высокую культуру партнерских отношений, ориентированность предпринимательской культуры на строгое соблюдение действующих правовых норм [14. С. 56-65]. По сути это идеал, который должен на протяжении длительного времени закладываться в гражданах Российской Федерации. Культура бизнеса России претерпела колоссальные изменения, начиная с 90-х гг., но до сих пор она характеризуется низкой договорной дисциплиной, внеэкономическими решениями, двойственностью решений в зависимости от «приближенности» к власти, родственных связей, коррупцией, системой «откатов», низким уровнем экономических знаний, глубокой социальной дифференциацией.

Инновационный потенциал малого бизнеса - это такая совокупность материальных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов, общественных контрактов4, которая воплощена в способность предприятия к инновационной деятельности для создания, реализации, внедрения как внутри предприятия, так и на рынке новых продуктов, услуг или технологических процессов.

Инновационый потенциал малого предприятия включает в себя: подразделения, отвечающие за инновационную деятельность, трудовые ресурсы соответствующей квалификации, финансовые ресурсы, технологическую оснащенность, общественные контракты.

Но наличие всех этих элементов не обеспечит инновационный прорыв предприятия, самое главное, чтобы на основе ресурсного обеспечения удалось создать среду организации, способную к постоянному воспроизводству знания. Этому способствует менеджмент, чьей ведущей компетенцией является развитие индивидуального потенциала каждого работника. Поддержание самообучающейся и саморазвивающейся внутренней среды и интеллектуального капитала предприятия позволяет постоянно участвовать в разработках продукции базируется на НИОКР и преобразовать интеллектуальный капитал в акционерную собственность.

Формирование новой ментальности, культуры предпринимательства, реализация инновационного потенциала приведут к изменению российской институциональной среды, так как в рамках новых форм экономического поведения требуется совершенно иной набор институтов, определяющих нормы и правила поведения хозяйствующих объектов в новой ресурсно-инновационной системе хозяйственной деятельности.

Малому предпринимательству присуща не только инновационная функция, но и институциональная. Предприниматель, участвуя в инновационных процессах, старается адаптировать под себя рыночные условия. Он не только предлагает новые продукты и технологии, но меняет экономическую, политическую, социальную среду, формирует новые институты - рынки, новые формы сотрудничества и конкуренции, организационно-правовые основы предпринимательства.

Для того чтобы стимулировать инновационное предпринимательство, необходимо формировать соответствующую предпринимательскую среду через коренное реформирование институтов страны, обеспечивающих воспроизводство инноваций.

От политико-правовых институтов на современном этапе требуются следующие изменения: создание эффективного правового регулирования; снижение уровня коррупции; предоставление больших «стартовых» прав для предпринимателей; устранение административных барьеров; проведение эффективной антимонопольной политики для повышения уровня конкуренции, особенно на региональных рынках; формирование правовых основ взаимодействия государства и бизнеса в области науки.

В рамках совершенствования институтов, обеспечивающих развитие человеческого капитала, также должны произойти существенные изменения [6; 9; 16]. Для повышения внутреннего спроса необходимо повысить стоимость труда в результате роста его производительности. Изменение представления населения о качестве и уровне жизни повлекут стимулирование внутренней мотивации населения в капитализации части доходов в здоровый образ жизни, образование. Реформирование образования должно быть связано с возобновлением перспективного планирования в области подготовки кадров, со стимулированием государственно-частного партнерства в области целевого образования, подготовки инженерных и исследовательских кадров, с обеспечением своевременной переподготовки профессиональных кадров для освоения и эксплуатации новых технологий, внедрением сквозного экономического образования, профессионального инновационного менеджмента.

Еще более сложные задачи стоят перед экономическими институтами страны [6; 10; 15].

4 Общественные контракты - взаимодействие с другими предприятиями, научными учреждениями, общественными организациями.

2012. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Ряд систем требуют существенной модернизации:

- консолидации государственных и частных финансовых ресурсов для решения емких научнотехнических задач;

- технологического оснащения здравоохранения, энергетики и других наукоемких отраслей в целях стимулирования внутренних инноваций;

- мер налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и бюджетной политики по стимулированию инновационного спроса и предложения;

- поддержки инвестиционной деятельности в области частно-государственного партнерства в области инновационной деятельности;

- стимулирования и мотивации для инновационной деятельности на всех уровнях: наука, государство, бизнеса.

Также необходимо повысить эффективность и качество стратегического планирования экономического и социального развития и разработку механизма доведения результатов его реализации до всего сообщества, уделить особое внимание развитию фондового рынка, банковской системы и системы финансовых посредников с целью улучшения инвестиционного климата.

Монетарная и фискальная политика должна быть ориентированной на реализацию инновационной стратегии и включать в себя поддержку фундаментальных и поисковых исследований отечественных предприятий, стимулирование массового обновления основного капитала как аналога массовой инновации, развитие финансовых инструментов поддержки инновационной деятельности (лизинга, льготного кредитования).

Важны государственная помощь в стимулировании создания отраслевых комплексов, кластеров как площадки реализации инновационных программ, информационная, структурная, финансовая поддержка разработки инновационных программ со стороны бизнеса в области создания конкурентоспособной продукции, технологий производства.

Создание и становление институтов развития, нацеленных на решение конкретных системных проблем экономического роста, направлено на решение следующих задач [15; 16; 21]: глобализация инновационных процессов, выявление конкурентных преимуществ страны, сопротивление «утечке мозгов», развитие производственного сектора экономики, особенно обрабатывающих производств, повышение обеспечение внутреннего рынка отечественной продукции соответствующего качества, создание информационного поля, общественного мнения о приоритетности науки, инноваций, интеллектуальной деятельности.

Сильный институт интеллектуальной собственности помимо формирования правовых основ защиты интеллектуальной собственности [2; 6; 19] должен ставить перед собой следующие задачи: выявление и оценка перспективных отечественных конкурентных технологий; стимулирование более быстрой интеграции отечественной и зарубежной науки; импортирование и экспортирование передовых технологий; стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе; внедрение в практику международных и региональных технологических стратегических альянсов; создание условий участия бизнеса, научных организаций в разработке, оценке, реализации, научных исследований в государственных программах по развитию инновационного, производственнотехнологического потенциала отдельных предприятий, комплексов, регионов, кластеров, продукции.

Нам бы хотелось подчеркнуть еще раз, что инновация может принимать две формы: научной разработки, если на нее есть спрос и предложение (разработка искусственной крови, противораковых лекарств), либо в виде готового продукта и технологии, которые поступают на рынок. Поэтому для перехода экономики к инновационному пути развитию необходимо создание стратегического, инновационного партнерства банковской системы, предпринимателей, ученных, государства, для того чтобы каждый из участников рынка мог максимально эффективно реализовывать уровень своих компетенций.

А для запуска в стране инновационных процессов недостаточно со стороны государства участвовать в создании благоприятных условий, важно достигать ключевых результатов, особенно в науке и образовании. Так как изменение институциональной инфраструктуры не способно в полной мере повлиять на изменение технологической составляющей развития экономики. В России есть все предпосылки создания конкурентоспособной перерабатывающей промышленности, базирующейся на высокотехнологических отраслях, активно участвующей в мировых рыночных процессах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Transition: The first ten years analysis and lessons for Eastern Europe and the former Soviet Union / The World Bank. N.Y., 2000

2. Асаул А.Н. и др. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.

3. Валентей С.Д. Ограничения формирования экономки инноваций в России // Вестн. Рос. экономической академии Г.В. Плеханова. 2010. №6 (36). С. 10-18

4. Гретченко А.А. Формирование национальной инновационной системы России - стратегический приоритет экономического развития // Проблемы современной экономики. 2011. №2 (38). С.16-20.

5. Зоидов К.Х., Моргунов Е.В., Биджамова К.В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. М.: ЦЭМИ РАН, 2009. 152 с.

6. Ивантер В.В., Комков Н.И. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 2007. №3. С. 3-20.

7. Игнатова И.В. Системные законы предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2011. №1 (37). С. 100-105.

8. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ИД «ГУ - ВШЭ», 2000. С. 56.

9. Левитин И.Е. Технологический прорыв, инновационный путь развития - основа реализации Транспортной стратегии России до 2030 года // Доклад Министра транспорта РФ И.Е. Левитина в Торговопромышленной палате РФ на заседании Всероссийского круглого стола 9 декабря 2008 г.

10. Лемеха Я.В., Окороков В.Р. Стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики на основе инновационного развития // Вестн. Новгород. ун-та. 2006. №37.

11. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. М.: Прогресс, 1966.

12. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период 2010 года. Утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473 п - П7.

13. Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» // СПС «Гарант».

14. Рассказова Н.В. Экономические интересы субъектов малого предпринимательства: монография. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2010. 180 с.

15. Рябина О.Н. Проблемы формирования национальной инновационной системы России // Сектор молодых ученых. 2007. № 3(7).

16. Сухарев О.С. Перспективы стратегии инновационного развития России до 2020 года // Экономика и предпринимательство. 2011. №3 (20).

17. Тезисы выступления Министра экономического развития РФ Э.С. Набиулиной на Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке», 26 мая 2008 г. URL: http://www.opora.ru

18. Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Государственная поддержка малых предприятий в сфере производства: монография. Мурманск: МАЭУ, 2009. 100 с.

19. Цыб С.А. Как инициировать отраслевой инновационный цикл? // РЕМЕДИУМ. 2008. №11.

20. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.

21. Янакидис Х.В. Инновационный интеллектуальный потенциал хозяйствующих субъектов: проблемы становления, взаимодействия и развития // Проблемы современной экономики. 2011. №3 (38). С. 32-34.

Поступила в редакцию 17.09.12

A.V. Ovchinnikova

National innovative system

The article describes key elements of national innovative system and characteristics of its development in Russia. Special attention is given to institutional knowledge-based economic changes in the country.

Keywords: economic of knowledge, innovation, innovative entrepreneurship, national innovative system, institutions.

Овчинникова Анна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: o_anna01@mail.ru

Ovchinnikova A.V.,

candidate of economics, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: o_anna01@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.