Научная статья на тему 'Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России'

Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1724
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / СЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ФОРСАЙТ / НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУКОЕМКИЕ РАЗРАБОТКИ / ТРАНСФЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / NON-CRUDE ECONOMICS / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION CAPACITY / COMMODITY EXPORTS / NON-COMMODITY EXPORTS / COMPETITIVENESS / IMPACT FACTORS / FORSYTH / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / HIGH-TECH DEVELOPMENT / TRANSFER / ECONOMIC GROWTH / EFFECTIVE MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянова Л. М.

Статья посвящена развитию национальной экономики, переходу от сырьевой зависимости к развитию несырьевого сектора экономики, основанной на поддержке предприятий и отраслей страны, внедряющих инновационную технику и технологии, обеспечивающей сбалансированное развитие, устойчивый экономический рост и конкурентные позиции России на внутреннем и внешнем рынке. Представлены материалы сравнительного анализа и оценки уровня развития высокотехнологичного производства за рубежом; статистический анализ финансирования российских проектов и программ, ориентированных на инновационную экономику и развитие рынка интеллектуальной собственности, создание национальной инновационной системы; выделены два ключевых мероприятия, нацеленные на поддержку ведущих лабораторий вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, на «создание новых точек роста российской науки». Сделан вывод о необходимости оценивать: текущее положение регионов Российской Федерации с точки зрения условий научно-технического развития, факторов развития; состояние формирования среды и инфраструктуры, определяющей потенциал региона и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NON-COMMODITY SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article is devoted to the national economy development, the transition from commodity dependence towards development of non-commodity sectors of the economy, based on the support of the country's businesses and industries adopting innovative techniques and technology to ensure balanced development, sustainable economic growth and competitive position of Russia on domestic and foreign markets. The author gives a comparative analysis and evaluation of the development level of high-tech production abroad; statistical analysis of the financing for Russian projects and programmes aimed at the development of the market economy and the innovation of intellectual property, the creation of national innovation system; two key activities aimed at supporting the leading laboratories of universities, institutions of State academies of science and public research centres, on the «create new growth points of Russian science». The author considered necessary to assess the current situation of the regions of the Russian Federation in terms of scientific and technological development, factors of development, and also to assess the state of the environment and infrastructure, defining the potential of the region and the country.

Текст научной работы на тему «Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России»

стратегия

развитие потенциала несырьевого сектора экономики россии

КУПРИЯНОВА Л. М.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва E-mail: KuprianovaLM@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена развитию национальной экономики, переходу от сырьевой зависимости к развитию несырьевого сектора экономики, основанной на поддержке предприятий и отраслей страны, внедряющих инновационную технику и технологии, обеспечивающей сбалансированное развитие, устойчивый экономический рост и конкурентные позиции России на внутреннем и внешнем рынке. Представлены материалы сравнительного анализа и оценки уровня развития высокотехнологичного производства за рубежом; статистический анализ финансирования российских проектов и программ, ориентированных на инновационную экономику и развитие рынка интеллектуальной собственности, создание национальной инновационной системы; выделены два ключевых мероприятия, нацеленные на поддержку ведущих лабораторий вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, на «создание новых точек роста российской науки». Сделан вывод о необходимости оценивать: текущее положение регионов Российской Федерации с точки зрения условий научно-технического развития, факторов развития; состояние формирования среды и инфраструктуры, определяющей потенциал региона и страны.

ключевые слова: несырьевая экономика, инновационный потенциал, оценка инновационного потенциала, сырьевой экспорт, несырьевой экспорт, конкурентоспособность, факторы результативности, форсайт, научно-технический потенциал, наукоемкие разработки, трансфер, экономический рост, эффективный механизм.

Development of non-commodity sector of the Russian economy

KUPRIYANOVA L.M.

Candidate of economic sciences, Associate Professor, Associate Professor Of Department of economic analysis The Finance University under the Government of the Russian Federation E-mail: kuprianovalm@yandex.ru

Abstract: The article is devoted to the national economy development, the transition from commodity dependence towards development of non-commodity sectors of the economy, based on the support of the country's businesses and industries adopting innovative techniques and technology to ensure balanced development, sustainable economic growth and competitive position of Russia on domestic and foreign markets. The author gives a comparative analysis and evaluation of the development level of high-tech production abroad; statistical analysis of the financing for Russian projects and programmes aimed at the development of the market economy and the innovation of intellectual property, the creation of national innovation system; two key activities aimed at supporting the leading laboratories of universities, institutions of State academies of science and public research centres, on the «create new growth points of Russian science». The author considered necessary to assess the current situation of the regions of the Russian Federation in terms of scientific and technological development, factors of development, and also to assess the state of the environment and infrastructure, defining the potential of the region and the country.

Keywords: non-crude economics, innovation potential, innovation capacity, commodity exports, non-commodity exports, competitiveness, impact factors, Forsyth, scientific and technical potential, high-tech development, transfer, economic growth, effective mechanism.

Ш

^^ Мир новой экономики

Л. М. Куприянова Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России

Современное состояние национальной экономики определяется действием внешних факторов и отражается на экономической, социальной и внутриполитической ситуации в России. Важной проблемой остается зависимость от сырьевого экспорта — нефти, газа и металлов. Сырьевой экспорт — продукция первичного сектора экономики: добывающей промышленности, производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, древесины и т.п. (включая электроэнергию, воду, газ); несырьевой экспорт — продукция вторичного и третичного секторов: товары промышленного производства и сфера услуг. Сегодня темпы роста несырьевого экспорта значительно ниже сырьевого.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), экспорт нефти из России в 2013 г. составил 45,2% уровня добычи. По данным Росстата, добыча нефти и газового конденсата в Российской Федерации в прошлом году выросла на 0,9% — до 522,9 млн тонн. Поставки нефти на переработку увеличились на 2,7% — до 278,2 млн тонн, экспорт снизился на 1,4% — до 236,6 млн тонн. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2013 г. составил 33,0%, в экспорте топливно-энергетических товаров — 46,7% (в 2012 г.— соответственно 34,5 и 49,1%) [1].

В декабре 2013 г., как отмечается в материалах Росстата, добыча нефти в Российской Федерации (без газового конденсата) составила 10,3 млн баррелей в сутки, что на 2,7% больше, чем в предыдущем месяце. Добыча нефти в странах ОПЕК в декабре составила 29,4 млн баррелей в сутки, что практически соответствует уровню ноября 2013 г. В том числе добыча в Саудовской Аравии составила 9,4 млн баррелей в сутки (снижение на 2,4% к ноябрю), в Ираке — 3 млн баррелей (минус 1,8%).

Учитывая, что несырьевой экспорт более устойчив к кризису, Россия должна нарастить экспорт несырьевых товаров в 2,5 раза до 2020 г. и в 7,5 раза — до 2030 г. [2].

В.В. Путин в статье «Нам нужна новая экономика» пишет: «В процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на

основные экспортные товары — то есть от факторов, которые мы по большому счету не контролируем. ... Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы» [3].

Сегодня России необходимы опережающие темпы роста несырьевого сектора экономики, поддержка предприятий и отраслей страны, внедряющих инновационную технику и технологии. Глобальная конкурентоспособность таких отраслей обеспечит сбалансированное развитие, устойчивый экономический рост и конкурентные позиции России на внутреннем и внешнем рынке [4].

Внешними вызовами инновационного развития для России являются: ускорение технологического развития мировой экономики; усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированные кадры и инвестиции, определяющие конкурентоспособность инновационных систем; изменение климата, старение населения, проблемы здравоохранения — те вызовы, с которыми сталкиваются все государства.

Первоочередным вопросом в этой связи является обеспечение инновационного спроса в нашей стране. Расходы России на научные исследования и разработки в абсолютном и относительном выражении значительно ниже расходов стран-лидеров (диаграммы 1,2).

Фактором результативности инновационной деятельности в условиях технологического развития является расширение инновационного процесса [6]. Ускоренное инновационное развитие отечественной экономики дает шанс на устранение ее системного отставания. Аналитический инструментарий сравнительного анализа и последующий мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, основанных на продуктовых и процессных инновациях, — актуальная задача современных научных исследований [7].

По предложению Минэкономики инновационная трансформация экономики Российской Федерации разделена на два этапа. Первый этап (2011-2013 гг.) — решение задачи «повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом», второй этап (2014-2020 гг.) — «масштабное перевооружение и модернизация промышленности, формирование

стратегия

1|||М.

V ^ А- А- А" А- ^ ^ А л- А А- А А

О. О ^ дг <? .3* 4- с

0 ^<////// ^

^ ^ - -/

О а!

о®' «Г

А

/ Л*

Диаграмма 1. Показатели объема внутренних затрат на исследования и разработки, млрд долл. сША по ППс, 2011 г. [5]

4-4

4 1

3

2 н 1 о

3.9

3-7

3.43.4

З-1 з,о

2.92,92,82,8

°'9О,80>7

III

////

да ж

/ А?

Г

/ *

Диаграмма 2. Показатели объема внутренних затрат на исследования и разработки, % к ввП, 2011 г. [5]

работоспособной национальной инновационной системы» [8].

Создание национальной инновационной системы, объединяющей процессы создания и внедрения массового производства высокотехнологичных товаров, объективно требует значительного капитала. На реализацию государственных программ «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Стимулирование инноваций», «Кадры для инновационной экономики» и «Создание и развитие инновационного центра «Сколково» предусмотрено бюджетное финансирование (табл. 1).

По данным табл. 1 видно, что значительные объемы финансирования приходятся на создание и развитие инновационного центра «Сколково». Средства на реализацию этой программы сократятся к 2016 г. до 14 млрд рублей, что составит 37,4%. Важно отметить участие в реализации инновационных проектов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [9]. Выделяемые Фонду объемы средств составят 3,9 млрд руб. в 2014 г. и 3,9 млрд - в 2015 и 2016 гг.

Ориентиром внедрения инноваций в экономику страны должно стать, по словам В.В. Путина,

Л. М. Куприянова развитие потенциала несырьевого сектора экономики россии

Таблица 1

Бюджетное финансирование государственной программы на 2014-2016 гг., млрд руб.

Государственная программа 2014 2015 2016

«Экономическое развитие и инновационная экономика» 132,6 124,3 113,3

«Стимулирование инноваций» 8,6 8,6 8,6

«Кадры для инновационной экономики» 0,5 0,5 0,5

«Создание и развитие инновационного центра "Сколково"» 26, 8 22, 4 14

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы

«Развитие науки и технологий»

2013 2014 2015 2016

Млрд руб. Млрд руб. ± абс. прирост В % к 2013 Млрд руб. ± абс. прирост В % к 2014 Млрд руб. ± абс. прирост В % к 2015

122,5 152,7 30,2 124,7 168,8 16,1 110,6 188,8 20 111,8

двукратное увеличение вложений в НИР и НИОКР — до 2,5-3% ВВП страны, при этом 50% таких вложений должно осуществляться бизнесом путем увеличения доли промышленных предприятий, внедряющих новые технологии на производстве [8].

Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» в ближайшие три года увеличатся с 122,5 млрд руб. в 2013 г. до 188,8 млрд руб. в 2016 г. (табл. 2).

Увеличение расходов связано с необходимостью выполнения Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. и аккумулированием средств на повышение зарплаты научным работникам (переход на эффективный контракт) в соответствии с Указом № 597 от 7 мая 2012 г.

На 2014-2016 гг. запланировано увеличение финансирования новых федеральных целевых программ (ФЦП): «Исследования и разработки» и «Научные и научно-педагогические кадры». В программе «Научные и научно-педагогические кадры» отражены два ключевых мероприятия, нацеленных на поддержку ведущих лабораторий вузов, учреждений государственных академий наук и государственных научных центров, на «создание новых точек роста российской науки».

В рамках Программы предусмотрено создать 1000 лабораторий-лидеров. Финансирование лабораторий составит порядка 16 млн руб. в год. Эти средства могут быть направлены на оплату труда

сотрудников и закупку оборудования, возможность оплаты сервисов, предоставляемых центрами коллективного пользования, командировок и на другие накладные расходы. Такие лаборатории должны появиться в результате конкурса научных проектов по результатам анализа и экспертизы заявок.

Центральное место ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России» занимает блок, связанный с проведением НИР по трем блокам: исследования, инициируемые научным сообществом; исследования, инициируемые бизнес-сообществом; исследования, проводимые в интересах крупных проектов (например, создание установок класса mega-science1).

Объем финансирования по каждому проекту по сравнению с объемами нынешней ФЦП предполагается увеличить вдвое.

В 2013 г. на «Фундаментальные научные исследования» госпрограммы «Развитие науки и технологий» было выделено 83,3 млрд руб., в 2014 г. расходы на эти программы составят уже 86,1 млрд, в 2015 г.— 91 млрд, в 2016 г. — 97 млрд руб.

1 Mega-science — научные установки национального и мирового масштаба для решения принципиально новых фундаментальных и прикладных задач. Это ускорители и коллайдеры заряженных частиц, плазменные установки, источники син-хротронного излучения, мощные лазеры, лазеры на свободных электронах, астрофизические, биологические и вычислительные комплексы.

< 10

стратегия

Таблица 3

расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, млрд руб.

Учреждения 2014 2015 2016

Российская академия наук 36,9 38 38,4

Сибирское отделение РАН 16,7 18,1 19,3

Уральское отделение РАН 4,9 5 5

Дальневосточное отделение РАН 5,9 5,8 5,8

Российская академия сельскохозяйственных наук 8 8,5 8,4

Российская академия архитектуры и строительства 0,2 0,2 0,2

Российская академия образования 0,8 0,8 0,8

Российская академия художеств 0,5 0,5 0,5

Российский фонд фундаментальных исследований 9,2 11 14,3

Российский гуманитарный научный фонд 1,5 2 3,4

В списке получателей расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения представлены Российская академия наук, Сибирское отделение РАН, Уральское отделение РАН и др. (табл. 3).

Правильный выбор проектов и программ, ориентированных на инновационную экономику, развитие рынка интеллектуальной собственности, создание национальной инновационной системы, инновационный потенциал страны, обеспечит его востребованность в отечественной экономике.

Россия по-прежнему входит в число мировых лидеров по некоторым показателям, важнейшим направлениям исследований и разработок: нано-технологии, живые системы, охрана окружающей среды, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программных средств и др.

Но сегодня России предстоит изменить суть экономической системы — перейти от сырьевой к инновационной экономике, к диверсификации российской экономики и избавлению от сырьевой зависимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Советник Дирекции по социально-экономическим проблемам развития Института современного развития Н. И. Масленникова в своем докладе «Российская экономика — требуется

ресурсный маневр» отметила, что при «инновационном сценарии темпы роста заметно выше — 4,4% в среднем за период, что будет достигаться за счет быстрого увеличения инвестиций. Норма накопления капитала должна подняться до 30% в 2030 г. При этом наряду с более динамичной модернизацией добывающих отраслей, транспортной и энергетической инфраструктурой возникает и формируется конкурентоспособный инновационный комплекс, включающий в себя сектор генерации знаний, высокотехнологичные производства и сервисы в промышленности и сфере услуг»-

Рассматриваются два основных сценария — инновационный и энергосырьевой с учетом скорости происходящих структурных и институциональных изменений в экономике и маневра в бюджетной политике.

Энергосырьевой сценарий развития экономики характеризуется годовым темпом роста в 3,5-3,6% [вклад топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в ВВП] при неснижаемом бюджете и формировании доходов и за счет импорта технологий. При этом расходы на науку не превысят 2% ВВП. Доходы населения и экономики в целом возрастут к 2030 г. только в 2 раза, а доля России в мировом ВВП составит 3-3,1% [10].

Л. М. Куприянова Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России

11 ►

С переходом к инновационному сценарию развития в течение 6-8 лет предполагается повышение частных и государственных расходов:

• на здравоохранение — до 5,9% ВВП в 2020 г. и до 7,1% ВВП в 2030 г.;

• на образование — до 6,3% ВВП в 2020 г. и до 7,0% ВВП в 2030 г.;

• на науку — до 3% в 2020-2030 гг.

Объективные условия социально-экономического развития страны позволяют использовать имеющиеся возможности и опыт поиска, реализации форматов согласования интересов и формулирования коллективных позиций стран с так называемыми «ресурсными экономиками» [10].

Президент Российской академии наук Владимир Фортов на встрече с Президентом России Владимиром Путиным, обсуждая вопросы, касающиеся разработки стратегии по мобилизации всех возможных ресурсов, направленных на ускорение экономического роста, выразил мысль о возможности роста ВВП до 6-8% годовых при условии активизации научно-технического потенциала (по данным других ведомств — только 1,5, максимум 2%).

Сознавая необходимость в активизации научно-технического потенциала, Министерство образования и науки инициировало масштабную работу по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г. на основе форсайта «Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.» (КДП)2.

По мнению российских ученых, основным критерием уверенного роста благосостояния является гармоничная структура российской экономики. «Нужно формировать условия для того, чтобы ресурсы, которые мы, к примеру, получаем за счет добычи и продажи нефти и газа, частично шли в высокотехнологичные производства, на развитие инфраструктуры» (академик РАН, председатель Совета директоров «Роснефти» Александр Некипелов) [11].

В декабре 2013 г. в Москве состоялась встреча министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А. Галушки с министром экономики, торговли и промышленности Японии Мотэги Тосимицу. На встрече обсуждались приоритетные вопросы инвестиционного сотрудничества России

2 Форсайт (англ. Foresight) — методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов.

и Японии в области несырьевого сектора экономики, ориентированного на экспорт и высокий уровень технологий. Россия заинтересована в прямых инвестициях из Японии в развитие несырьевого сектора экономики, создании на Дальнем Востоке специальных зон опережающего развития, в решении вопроса с землей и инфраструктурой, введении специальных налоговых льгот и обеспечении быстрых административных и таможенных процедур (А. Галушка). Японские бизнесмены считают крайне необходимым развивать экспортно-направленную промышленность на Дальнем Востоке. Япония заинтересована в дальнейшей реализации российских продуктов на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (М. Тосимицу). Только за 10 месяцев 2013 г. товарооборот Дальнего Востока с Японией составил 8,3 млрд долларов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 19,2%).

Форсайт научно-технологического развития региона позволит:

• создать эффективно действующую технологическую систему, ориентированную на использование новых принципов организации инновационного процесса и управления инновациями в несырьевой экономике;

• осуществить интеграцию науки, промышленности и бизнеса на основе рыночных механизмов коммерциализации перспективных наукоемких разработок и технологий за счет привлечения бюджетных средств, внебюджетных источников и прямых иностранных инвестиций [12];

• объединить усилия и повысить экономическую заинтересованность субъектов научной и инновационной деятельности, а также малого, среднего и крупного бизнеса в продвижении инноваций на рынок;

• ввести в хозяйственный оборот высокорентабельные наукоемкие разработки и технологии из регионов России и создать условия для адаптации и трансфера инновационных достижений развитых стран.

Повышение технологического уровня энергетической отрасли, внедрение более совершенных методов добычи углеводородов, а также их переработки сегодня являются одними из первостепенных задач. Используя инновационные технологии, Россия может сэкономить существенные объемы нефти и стать экспортером переработанных энергоносителей. Следует отметить, что ключевым элементом для внедрения инноваций в производство

< 12

Л. М. Куприянова развитие потенциала несырьевого сектора экономики россии

является тесное взаимодействие промышленности с наукой [13].

Вложения в инфраструктуру, человеческий капитал, бизнес-среду и регионы, активизация научно-технического потенциала обеспечат долгосрочную конкурентоспособность России [14]. Сегодня меняются факторы, определяющие развитие, и их характер, инициирующий новое несырьевое развитие. Важно оценить текущее положение регионов РФ с точки зрения условий научно-технического развития (социально-экономическое развитие, определение потенциала технологического развития, выявление лидеров, регионов, направленных на развитие инноваций, регионов-аутсайдеров); оценить изменение факторов развития и определить, за счет чего происходит локализация инновационной деятельности, достигается ее масштаб (наличие на территории большого числа предприятий, связанных с высокотехнологичной деятельностью в смежных отраслях, за счет которых базируется эффект развития). Также важно оценить, как формируется среда (генерации и обмен знаниями, опытом, информацией), и какие инфраструктуры формируют потенциал региона и страны [15].

В России имеется существенный научно-технический потенциал в ряде областей науки и технологий, в частности в сфере нанотехнологий, позволяющий рассчитывать на усиление вклада науки в инновационное развитие несырьевой экономики. Однако степень и сроки достижения целей научно-технологического развития страны будут зависеть от того, в какой мере достигнут консенсус между ключевыми участниками этого процесса — государством, бизнесом и наукой, а также от степени их участия в реализации поставленных целей.

На пути к новой экономике Россия объективно оценивает перспективы первых шагов и определяет положительный результат. Мы понимаем, что мобилизация всех усилий основана на ситуациях, складывающихся во всемирном хозяйстве. В ближайшие 10 лет стране предстоит интегрироваться с «внешними обстоятельствами», укреплять свои конкурентные позиции в мире, преодолевать нефтегазовую зависимость. Именно внутренние реформы с намеченными трендами определят вектор развития в среднесрочной перспективе и место страны в коллективном лидерстве.

Литература

1. http://quote.rbc.ru/news/tags/ /экспорт // РБК, 21 февраля 2014.

2. Доклад главы Минэкономразвития России Эльвиры Набиуллиной на ежегодной конференции по проблемам развития экономики и общества. http://ria.ru/trend/_ Nabiullina_03042012/.

3. Путин В. Нам нужна новая экономика// Ведомости. 30.01.2012.

4. Андреев А.В. Об актуальности государственной поддержки несырьевого экспорта в России //Российское предпринимательство. 2013. № 1 (223). C. 4-10.

5. http://dx.doi.org/10.1787/msti-v2012-1-en // Источник: по странам: OECD (2012), Main Science and Technology Indicators Volume 2012 Issue 1, OECD Publishing.

6. Шадрин В.В. Мониторинг инвестиций в инновационные проекты малого и среднего бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки. 2013. № 1. С. 78-83.

7. Бердников В.В., Гавель О.Ю. Развитие аналитических процедур в оценке и мониторинге инновационно-инвестиционных проектов // Экономика. Бизнес. Банки. 2013. № 1. С. 63-77.

8. Эксперт online. http://expert.ru/2011/09/8/ nastrojka-na-innovatsionnuyu-vospriimchivost/.

9. Куприянова Л.М. Развитие малого бизнеса в России: проблемы малых инновационных предприятий // Экономика. Бизнес. Банки. 2013. Т. 2. С. 118-125.

10. http://www.insor-russia.ru/ru/news/11150 [Электронный ресурс] Доклад Института современного развития «Российская экономика — требуется ресурсный маневр».

11. Московский комсомолец, 21.02.2014.

12. Петюков С.Э. Кредитование инвестиционных проектов в России: состояние, перспективы // Экономика. Бизнес. Банки. 2013. № 3. С. 115126.

13. Кабанова О.Н. Инновационная деятельность ТНК как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики // Экономика. Бизнес. Банки. 2012. Т. 4. С. 77-85.

14. Ларионова К.Ф. Интеллектуальный капитал как объект учета в современных образовательных учреждениях: нерешенные проблемы // Экономика. Бизнес. Банки. 2013. № 2 (3). С. 23-30.

15. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. — М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С. 459.

Мир новой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.