Научная статья на тему 'Перспективы и задачи развития эколого-просветительской деятельности'

Перспективы и задачи развития эколого-просветительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и задачи развития эколого-просветительской деятельности»

/ И.М. Ильинский. - М., 2001.

3. Ядов, В. А. К вопросу об исторической миссии молодого поколения [Текст] / А.К. Ядов / / Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России. - М., 2005.

4. Гранин, Д. А. Интелегедты [Текст]: [статьи, выступления, эссе] / Д.А. Гранин. - СПб., 2007.

5. Кирилов, С. Интеллектуалы и интеллигенты [Текст] / С. Кирилов // Москва. - 1993. - №5. - С. 126-130.

6. Петровский, А. В. Интеллигенция при наличии отсутствия [Текст] / А.В. Петровский // Литературная газета. - 2005. - 19-25 октября.

7. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М., 2000.

8. Петрова, Т. Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления [Текст] / Т.Э. Петрова. - СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000.

9. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Эпоха Хрущева [Текст] / Б.А. Грушин.- М., 2001. - С. 159-222.

10. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность [Текст]: круглый стол // Социологические исследования. - 2001. - №11.

Г.В. Шейнис

ПЕРСПЕКТИВЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этическое регулирование отношения человека к природе, экологическое просвещение и поиск новых подходов к формированию экологической культуры различных социально-возрастных групп населения - актуальная проблема в современных условиях.

Представления о природе являются необходимым структурным элементом целостного образа мира как субъективной, пристрастной модели, развивающейся на основе системы деятельностей. Только человек с верным отношением к миру, природе, жизни может стать условием существования для другого (человека, животного, растения...). Необходимо в связи с этим, чтобы «человек и ощущал, и осознавал себя как ... часть природы» (С.Л. Рубинштейн), во взаимодействии с которой он «проявляется» и «формируется». Поэтому экологическая проблематика занимает особое место в современных общественных дискуссиях. И сегодня нельзя ограничиваться призывами, запретами.Главный приоритет -формирование отношения к природе как ценности, формирование экологической культуры человека в целом.

Наиболее перспективным средством в этом плане является организация экологического просвещения широких слоев населения посредством различных мероприятий и форм деятельности силами профессионально подготовленных специалистов в области эколого-просветительской деятельности.

Антиприродное поведение человека обусловливается рядом обстоятельств: при

наличии этических знаний - отсутствием опыта и необходимой убежденности; наличием противоречия между знанием и опытом, который дает микросреда и сфера личного общения; наличием неправильных знаний и порочного опыта.

Концепция господства над природой глубоко укоренилась в сознании представителей крупных цивилизаций, выведенные путем многовековых наблюдений, опыта природопользования экологические традиции почти полностью утрачены. Представление о неисчерпаемости природных богатств, созданное отсрочкой эффекта разрушительного действия, не позволило в моральном сознании человека утвердиться оценке потребительского отношения к природе как нравственно осуждаемой и асоциальной деятельности. Экологическая мораль неразрывна с общими нравственными установками личности и связана с общественной моралью.

В общении с природой личность облагораживается и относится к ней как к одной из самых высоких общественных и индивидуальных ценностей (И.Д. Зверев). Природа является источником психоэмоциональной энергии, жизненно необходимой для формирования психологически здоровой личности. Природа - поле, на котором разворачивается экологическая деятельность (как «связанная с миром природы»), строятся многоплановые, гуманные отношения с ней, которые затем сами становятся условием развития личности и начинают ее характеризовать.

Экологическая деятельность является той областью, в которой развиваются содержательные отношения человека с обществом, формируется его экологическая нравственность. Гуманное отношение к природе не только регулирует отношение людей к ней, но и отношения между ними, так как в поступках, затрагивающих природу, всегда опосредованно скрыто отношение человека к людям, к судьбе родной земли.

Сегодня возрождаются традиции рассмотрения природы как источника формирования личности человека во всех ее проявлениях, прогрессивного развития всего общества, как «мира природы», а не «окружающей среды», по отношению к которому люди могут проявлять свои чувства. Человек начинает приходить к отрицанию установки на покорение природы, устоявшихся стереотипов поведения.

Признание необходимости преодоления господствующего разрушительного отношения к природе, глубокого изменения самого человека предстает не только как этическое требование, не только как психологическая потребность, но и как обязательное условие его физического выживания.

Мера развитости отношений с природой - реальная величина охотного (не вынужденного) участия в экологической деятельности - является объективным критерием и необходимым компонентом нравственного становления человека, условием формирования его личностного, сочувственно-действенного отношения к природе. Тот факт, участвует или не участвует (и в какой степени) человек в такой деятельности, служит показателем наличия или отсутствия у него намерения и потребности приносить благо природе и людям.

Вопросы экологии земли и экологии духа тесно связаны между собой. Каждое поколение, получая в наследство от предшественников определенные обстоятельства жизни, наследует и исторически сложившееся отношение людей к природе и друг к другу.

Стало очевидным, что глобальный экологический кризис, в своем материально-технологическом воплощении, обусловлен, прежде всего, причинами социально-экономического, психологического характера, что это прежде всего проблема духовно-нравственная.

Решение экологических проблем сегодня рассматривается с позиций двух основных стратегических направлений: технологического, не затрагивающего, по существу, социальные институты, и гуманитарного,

предполагающего глубокие социальные изменения, смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей.

Проблема разрешения экологического кризиса с позиций гуманитарного подхода требует соответствующего научного, в том числе и психологического, обеспечения формирования новой экологической культуры как части общей культуры человека.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием, основной результат которого - определенная осведомленность обучаемого в области экологических проблем.

При этом люди хотя и усваивают научные экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения, не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране природы.

Гуманное этическое отношение и субъектное восприятие, убеждение в непрагматической, духовной ценности мира природы, экологически грамотное поведение составляют содержание деятельности по формированию экологической культуры населения - деятельности эколого-про-светительской.

Включение в экологическую деятельность, имеющую цель - принести пользу обществу и природе, создает благоприятные обстоятельства для осознанного принятия социально значимых норм и эколо-го-ориентированных ценностей, становящихся затем регулятором поведения человека в социальной и природной среде.

Организация экологической деятельности - условие создания эколого-просвети-тельской развивающей средыкакобъектив-ной основы для преобразования взаимодействий с природой в упорядоченную систему с целью формирования экологической культуры, сохранения целостности и психологического здоровья личности.

Отсюда следует, что необходимы качественная перестройка структуры экологической деятельности, свобода избрания дел, находящихся в сфере личных интересов и вызывающих наибольшую активность ее участников, пробуждающих желание беречь природу, активно растить себя, используя психологический потенциал общения с природой. Эта деятельность должна быть реальной, созидательно преобразующей, где есть возможность нравственного выбора, справедливость, сопереживание и

помогающее поведение.

Экологическая деятельность становится необходимым основанием развития многоплановых отношений с природой различных категорий населения, оказывает эффективное психологическое воздействие на формирование их экологической культуры в том случае, если ее организация ведется с учетом определенных психолого-педагогических принципов:

- формы организации деятельности должны обеспечивать инициативность, активную позицию каждого участника (от планирования, подготовки дел до контроля за ходом выполнения и оценки результатов) в достижении коллективной цели;

- деятельность должна соответствовать нуждам общества, иметь нравственную цель и личностный смысл, актуализировать психологические механизмы развития гуманного отношения к природе и быть направленной на нравственно-экологическое развитие личности.

Многообразные формы экологической деятельности(праздники и акции,экскурсии и туризм, выставки и экспозиции, тренинги, конкурсы и игры, клубы и движения, лагеря и краеведение) способствуют освоению экологических знаний, практических навыков взаимодействия с природой и формированию эколого-ориентированных ценностей, развитию личностного (субъективного) отношения к миру природы.

Так, различные экологические праздники - Всемирный день охраны окружающей среды, День птиц, День реки, День русского леса - позволяют вести пропаганду экологических знаний, стимулируют экологическую активность и расширяют круг защитников природы.

Экологические игры - ролевые, соревновательные, имитационные - являются действенным средством экологического образования и просвещения, стимулируют высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности участников.

Эколого-психологический тренинг направлен на коррекцию экологического сознания и целей взаимодействия личности с природными объектами, овладение навыками такого взаимодействия, а также расширение индивидуального экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.

Экологические движения - массовая добровольная экологическая деятельность школьников и взрослых. Члены экологических движений активно участвуют в природоохранных мероприятиях, организуют

различные акции, пропагандируют экологические знания, разрабатывают предложения по сохранению и восстановлению природной среды.

Станции юных натуралистов или Экологические центры существуют во всех российских городах, а юннатские кружки есть почти в каждой школе. Кружковая работа представляет особый интерес в системе эко-лого-просветительской деятельности как одна из распространенных форм, служащая ядром при организации в школе всех мероприятий экологического направления.

Чувство родины, патриотизм рождаются не из абстрактных представлений о бескрайних просторах, а связываются с конкретными, близкими людьми, родным домом. В этом плане преимущества имеет организация эколого-просветительской деятельности по месту жительства.

«Зеленые» и «голубые» патрули, экологические экскурсии и полевые практикумы, учебные экологические тропы и летние экологические лагеря, мониторинговая и биотехническая деятельность, экологические клубы и школьные лесничества - интенсивные комплексные формы экологического образования и воспитания, которые нацелены на формирование экологичной личности.

Экологические клубы, например, объединяют участников в соответствии с их интересами; они проводят различные мероприятия по углублению и расширению знаний о природе, участвуют в лекционно-про-пагандистской работе среди населения, занимаются решением практических задач по охране окружающей природы.

Значительная роль в формировании эко-центрического типа экологического сознания личности принадлежит деятельности различных учреждений культуры, среди которых мы можем назвать музеи природы, ботанические сады, национальные парки и заповедники, «Дома природы».

Формирование экологической культуры (как способности людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности) требует, чтобы усвоение научных знаний сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах и пропаганде сведений об охране окружающей природы. Только такое сочетание познания и практической деятельности формирует ответственное отношение к природной среде и соответствующие умения обращения с ней.

Лучший воспитатель экологической культуры личности - это сам мир приро-

ды, взаимодействие с которым подключает, актуализирует процессы эмпатии, идентификации, формирует систему экологических установок.

Всестороннее познание родного края: учет, изучение, охрана и развитие его природных, экономических и духовных богатств - краеведение - одно из надежных и эффективных средств становления экологически грамотного поведения, экологически культурного человека независимо от его профессии.

Следует вовлекать в экологическую деятельность широкие слои населения, а также включать идеи охраны природы в задачи молодежных организаций и движений, других общественных организаций, которые должны гармонично сочетать необходимость «мыслить глобально» и потребность «действовать локально» - не только выступать за объединение всех защитников природы для сохранения жизни на Земле, но и углублять свои знания о природе и передавать их другим, проводить поисковую, исследовательскую работу по изучению природы, культуры и истории своего края, вносить конкретный вклад в дело сохранения мира природы и ликвидации нанесенного ему ущерба.

Понятие «экологическое просвещение» подразумевает все виды формального и неформального образования, информирование средствами массовой коммуникации, участие населения в экологических общественных организациях и движениях; оно может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами.

Эффективное экологическое просвещение предполагает формирование:

- адекватных представлений о закономерностях протекания природных процессов;

- взаимосвязи между всеми видами деятельности человека и состоянием окружающей среды;

- практических навыков, обеспечивающих экологическую безопасность в производственной деятельности и бытовой сфере;

- эколого-ориентированных ценностных установок и гуманного отношения к природе, обеспечивающих психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;

- потребности и желания беречь природу;

- умения использовать уникальный потенциал духовного общения с миром приро-

ды, для собственного личностного развития.

Итак, создание системыэффективного целенаправленного формирования экологической культуры детей и взрослых предполагает использование всевозможных инструментов (система непрерывного экологического образования, эколого-просвети-тельская работа, экологическая пропаганда, эколого-художественная деятельность) и институтов (детские дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения дополнительного образования детей, система повышения квалификации специалистов, средства массовой информации, национальные парки, заповедники, музеи, зоопарки, ботанические сады, дома природы, библиотеки, государственные природоохранные службы, общественные организации, творческие союзы).

Реализация практических методов экологического просвещения предполагает создание эколого-просветительской среды как совокупности условий, способствующих формированию экологической культуры.

В связи с этим актуально:

- изучить место природы в целостной картине субъективного мира современного человека;

- раскрыть психолого-педагогические основы эколого-просветительской деятельности как деятельности по формированию экологической культуры (приобретение экологических знаний, выработка практических навыков взаимодействия с природой, развитие гуманного этического отношения к природе как основного регулятора экологического поведения людей, формирование экологических убеждений);

- выделить эту деятельность в самостоятельное направление - «эколого-просве-тительская деятельность», вести поиск и использование новых ее форм;

- разработать методологические основы непрерывного экологического просвещения от детских дошкольных учреждений и начальных классов общеобразовательной школы до высших учебных заведений и системы повышения квалификации специалистов;

- выявить роль эколого-просветитель-ской деятельности в гуманизации профессионального образования;

- разработать программу подготовки квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы, популяризации идей поддержания здоровья среды и ценности природы, развития общественных инициатив и экологических движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.