Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы вузовского образования в Кыргызской Республике'

Перспективы и проблемы вузовского образования в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1130
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрашев Акунжан Баказович

В статье анализируются некоторые перспективы и проблемы вузовского образования в Кыргызской Республике. Современные тенденции развития социума, такие, как информатизация, гуманизация образования, новые парадигмы, требуют переосмысления и выявления новых целей и задач образовательной политики государства. Предпринят анализ системы образования Кыргызской Республики, в которой осуществляется масштабное реформирование с целью построения национальной модели образования. Эта основа должна породить и научные предпосылки для объективного взгляда на обучение и воспитание граждан, для преодоления моноцентристского мировоззрения в содержании образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрашев Акунжан Баказович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы вузовского образования в Кыргызской Республике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Перспективы и проблемы вузовского образования в Кыргызской Республике Абдрашев А. Б.

Абдрашев Акунжан Баказович /Abdrashev Akunzhan Bakazovich - доктор политических наук,

профессор, ректор,

Джалалабадский государственный университет, г. Джалалабад, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируются некоторые перспективы и проблемы вузовского образования в Кыргызской Республике. Современные тенденции развития социума, такие, как информатизация, гуманизация образования, новые парадигмы, требуют переосмысления и выявления новых целей и задач образовательной политики государства. Предпринят анализ системы образования Кыргызской Республики, в которой осуществляется масштабное реформирование с целью построения национальной модели образования. Эта основа должна породить и научные предпосылки для объективного взгляда на обучение и воспитание граждан, для преодоления моноцентристского мировоззрения в содержании образования. Ключевые слова: национальная модель образования, перспективы высшего

образования, анализ образовательной системы.

УДК 37.014 (575.2)

Современные тенденции развития социума, такие, как информатизация, гуманизация образования, новые парадигмы, требуют переосмысления и выявления новых целей и задач образовательной политики государства.

За последние двадцать лет в системе образования Кыргызской Республики осуществляется масштабное реформирование с целью построения национальной модели образования. Эта основа должна породить и научные предпосылки для объективного взгляда на обучение и воспитание граждан, для преодоления моноцентристского мировоззрения в содержании образования, веками относившего все достижения человеческой культуры и техники исключительно к европейской цивилизации.

Главным критерием развития сферы образования Кыргызской Республики является преемственность, базирующаяся на позитивных достижениях системы образования, в сочетании с глубоким анализом негативных уроков прошлого во избежание их повторения.

Сегодня средняя школа выполнила свою историческую миссию в повышении культурно-образовательного уровня населения и формировании программы Правительства о среднем общем образовании Кыргызской Республики, во многом изменила структуру общеобразовательной школы и содержание образования, поставив новые задачи и цели.

В чем же состоит суть данной концепции? В последние годы шло снижение потенциальных возможностей общеобразовательной школы, что проявилось во многих компонентах. Содержание целей и задач, направленных на вооружение учащихся определенной суммой установившихся знаний, не соответствовало уровню развития человеческой культуры современного общества. Это все привело к отставанию в информационно-технологическом, экологическом, экономическом и правовом образовании. Развитие постиндустриального общества обуславливает необходимость формирования разносторонне подготовленных и адаптированных к современной жизни, высокообразованных людей.

149

В мировой педагогической науке имеется две точки зрения по вопросу содержания школьного образования. Сторонники первого направления, так называемого неформального, считают, что ребенка необходимо научить логическому мышлению, выработать у него способности к анализу.

Сторонники второго направления считают, что ребенка необходимо вооружить той суммой знаний, которое наработано человечеством и что находит отражение в подготавливаемых учебниках. Однако исследования, проведенные в области импликации (внедрения) научных достижений в содержание образования, показали, что период между появлением нового научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебников [1, с.26].

Мировая тенденция развития образования показывает, что формирование мировоззрения на основе целостной картины мира возможно только за счет освоения современного знания, основывающегося на системных моделях изучения, поэтому от предметоцентризма надо уходить.

Следует признать целесообразным изучение учебных дисциплин на основе интеграции знаний, направленных на приобретение изоляции отдельных учебных предметов, использование обобщающих курсов, интегрирование комплексов или межпредметных проблемных блоков. Такая общемировая тенденция развития целостной содержательно-методической системы среднего образования утверждается как «образовательное поле».

Основная задача развития кыргызстанской школы должна соответствовать научным требованиям условий глобализации, т.е. должен быть утвержден новый базисный учебный план, разработаны концепции содержания образовательных программ. Должны быть приняты стандарты содержания и система измерителей по международному уровню, стандартизованные учебные программы, и только после этого должна начинаться разработка учебников и учебно-методических комплексов к ним и их апробация.

В соответствии с требованиями стабильности учебник должен быть стабильным и мобильным. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. А конструкция новых учебников должна быть гибкой, допускающей вставки. Новые задачи к требованию содержания образования должны привести к изменениям в национальной системе тестирования.

Отметим что, в формировании образовательной политики Кыргызской Республики ведущую роль должна играть новая информационная технология на основе всеобщей компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Так, благодаря программе информатизации появляется база для внедрения информационных технологий, которые произведут коренные изменения в системе образования. Реальностью становятся электронные учебники, вписывающиеся в накопленную информационную среду, требующие компьютерной грамотности от каждого участника образовательного процесса [2, с. 213].

Одной из первостепенных задач образовательной политики Кыргызской Республики является перестройка подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. К сожалению, наблюдается снижение ответственности вузов перед школой и обществом в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров.

В странах СНГ система подготовки учителей остается неизменной, ориентируясь на учителя как преподавателя предмета, так как в структуре педагогического образования основное внимание уделяется предметной подготовке, более того, профессиональное, общепедагогическое, дидактическое рассматривается как преподавание научных дисциплин. Учитель, подготовленный к деятельности в рамках классической концепции образования, представляется как хороший специалист,

150

готовый объяснять учащимся их интересующие вопросы в данной области знаний, обучать их по учебнику. Реальные жизненные проблемы он ставит относительно только своего предмета. Но сегодня гражданское общество нуждается в учителе, ориентированном на развитие личности воспитанника.

Вхождение Кыргызстана в мировое образовательное пространство, ликвидация в государстве изоляционизма системы высшего образования требуют серьезного изучения опыта подготовки специалистов в ведущих зарубежных странах. Сегодня вузам нужны преподаватели, получившие в этих зарубежных центрах солидную теоретическую и методологическую подготовку, ученые степени и звания. Большую роль также играет обмен опытом с ведущими университетами зарубежных стран с привлечением специалистов-иностранцев, работающих в международных образовательных структурах - колледжах, функционирующих при университете.

Сегодня образование предстает как сфера конкурирующих концепций, как своего рода «производство образованности», в котором, как и в других производствах, используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты.

Становясь центральным феноменом культуры, образование ставит перед собой цель ориентироваться на утверждение сущностного личностного начала в человеке. «Одна из проблем, которая всякий раз возникает, когда речь идет о личностной ориентации образования, состоит в осмыслении сути этой проблемы. Парадоксально, что наши расширяющиеся знания о природе человека, о «целостности» его духа почти не отразились на практике и теории образования.

В постиндустриальном обществе переход к личностной парадигме как к более высокой степени целостности в познании образовательных процессов расширяет задачи образовательной политики государства. Она становится своеобразной прикладной сферой философии человека, инструментарием образования в развитии сущностных сил человека.

Считаем, что одна из основных задач современной образовательной политики состоит в том, что процессуальные характеристики образования должны разрабатываться в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах личностно ориентированного обучения, который позволяет усваивать содержание образования, при котором происходят выявление в нем субъективного смысла, личностно утверждающих ценностей.

В чем же состоит методологическое обеспечение личностно ориентированного образования?

1. Функция методологического обеспечения состоит в экспертизе концептуальных и эмпирических средств педагогического познания проблем образования на предмет их адекватности основаниям личностно ориентированной педагогической деятельности, насколько модели образования соответствуют критериям личностной ориентации.

2. Методологическое опережение в педагогическом исследовании призвано заложить основание нового аппарата педагогического мышления: представления о ведущих ценностях образования, его целях, критериях, понятийной структуре.

3. В основе новых методов исследования лежит не локально-функциональный эксперимент, а система целостных образовательных проектов, своего рода «педагогических сред», обеспечивающих развитие личности.

Личностный подход в образовании, провозглашенный основной задачей образовательной политики современности, не имеет в научном педагогическом сознании однозначного понимания. Поэтому есть все основания говорить о многоаспектности концепции личностно ориентированного образования. Выделим некоторые, наиболее часто встречающиеся трактовки данной проблемы:

151

- личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников;

- личностный подход рассматривается как принцип синтеза направлений педагогической деятельности вокруг ее главной цели - личности. Все, что происходит в педагогическом процессе, педагогично лишь в той мере, в какой работает на эту цель;

- личностный подход истолковывается как объяснительный принцип, раскрывающий механизм личностных новообразований в педагогическом процессе. Смысл этого принципа в том, что никакие изменения в жизнедеятельности человека не могут быть объяснены без понимания их места и роли в самореализации личности.

Данный подход трактуется как принцип свободы личности в образовательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, формировании собственного, личностного восприятия изучаемого содержания.

За каждой из этих трактовок стоит определенная модель педагогической деятельности в образовательной политике любого государства. Образовательный процесс имеет такие цели и задачи, выполнение которых вне актуализации целостных, жизненно-смысловых функций человека невозможно.

Центральным понятием задачи личностного ориентирования является понятие личности, которое ставится выше политических, идеологических, что естественно для нашего общества, «уставшего» от бесконечного пренебрежения человеком, его сегодняшней жизнью ради мифических моделей будущего, государственных, партийных и прочих идеалов. Отношение к личности в образовательной политике соответствует господствующей в обществе парадигме: личность нужно

«активизировать», «направить на выполнение планов и программ». Субъективность, творчество, критичность и другие индивидуальные качества человека не рассматриваются как самоценности.

Философия образования исследует подход к личности посредством категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога как форм самопроявления индивида. Личностно ориентированное образование противостоит редукции целостного человека к отдельным «частям» его бытия, прагматизму, функциональному развитию свойств личности, значимых для каких-либо утилитарных целей.

Так, В. В.Сериков считает, что основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования является учебная ситуация, активизирующая востребованные функции обучаемого. Данное исследование предлагает использовать три базовые технологии. Предлагаемая программа исследований проблемы личностно ориентированного образования имеет несколько направлений: методологические регулятивы построения теории и практики личностно ориентированного образования; исторические предпосылки концепции личностно ориентированного обучения; международный опыт построения систем и технологий личностно-развивающего образования, их сравнительно-педагогический анализ; источники и процедуры педагогического целеполагания в условиях личностно образовательных систем; отбор и композиция содержания образования с позиции личностного подхода; технологии личностного обучения; подготовка педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений к реализации личностного подхода в педагогической и управленческой деятельности [3, с. 107-113].

Основная идея личностно ориентированного образования фиксирует внимание на факте собственно личностного развития индивида. Цель - личность, а не то, что от нее можно получить.

В связи с этим в содержание образования входит новый элемент - опыт быть личностью. «Специфика личностного опыта как компонента в содержании образования заключается в том, что он одновременно имеет и содержательный и

152

процессуальный аспекты. Личностный опыт относительно автономен по отношению к предметному содержанию учебных дисциплин. Он характеризуется специфическими способами освоения, предполагающими вхождение субъекта в личностноразвивающуюся образовательную ситуацию, и смыслообразующей ролью в отношении к другим компонентам содержания образования».

Переход к новой личностной парадигме - ведущая тенденция современного образования. Имеются основания полагать, что просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Так, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти недостижим. Функция образования сегодня не сводится к насыщению человека знаниями. Практика убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания легко уживаются с необразованностью человека.

Переход к личностной парадигме является закономерным итогом развития образовательного мышления человека, когда на смену поверхностно-предметному освоению мира приходит глубинно-смысловое постижение мировоззрения человеком как субъектом космогенеза.

В постиндустриальном обществе быстрый рост знаний вызвал бурное развитие методологии образовательных проектов. Отсюда стандартизация, модульность, технологизация обучения, а задача педагогики состоит в обслуживании предметной ориентировки и практической деятельности человека. Смена парадигмы, при которой знания считались единственным продуктом образования, неизбежна. Традиционная педагогика ориентировалась не на развитие субъекта образования, а на достижение им определенного стандарта.

Поворот задачи образования к личности обусловлен общим глобальным кризисом технократической цивилизации. Личностная парадигма противостоит единообразию в образовании; экстенсивному росту объема знаний и при сокращении «пространства» осмысления и рефлексии; приданию учебному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта учения.

Глобальный кризис технократизма приводит к основанию отправной ценности образования, каковой является абсолютная ценность личности, вне зависимости от ее функциональной значимости, соответствия какой-либо политической или идеологической модели. Однако переход к личностной парадигме не означает отказа от образования.

При построении такой образовательной системы не может быть применена традиционная методология образования. Н.А.Алексеев пишет: «образовательная политика оказалась неспособной к решению проблемы конфигурирования описаний различных детерминант человеческого поведения и его организации в различных планах: культурном, ценностном, профессиональном и т.п.» [4, с. 47].

Таким образом, изложенный анализ констатирует, что ориентация на конкурентоспособную личность, является общей чертой всех образовательных проектов современности, однако это не препятствует существованию различных концепций и моделей личностно ориентированного образования: от обыденного понимания личностного подхода как этико-гуманистического принципа до всевозможных вариантов «образования в области личности».

Представим специфические закономерности личностно ориентированного образования в сравнении с подобными характеристиками обучения традиционного образования.

При проектировании традиционного обучения предметом деятельности является фрагмент содержания этого обучения, т.е. специально структурированный учебный материал, а при личностно ориентированном образовании элементом проектирования становится событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт. Обучение утрачивает традиционные для него черты искусственности и приближается к естественной жизнедеятельности человека.

153

Взаимодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и функционализм и обретает черты межличностного общения. В силу этого педагог востребуется как личность, поскольку его внутренний личностный мир становится частью содержания образования.

Современное информационное общество требует от образовательной политики целевого регулирования в области личностной педагогики. «Цель воспитания ориентирована в этом случае на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей».

Однако проблема гуманизации и гуманитаризации образования человека не может быть решена лишь посредством специальных органов образования. Очевидно, в реконструкции нуждаются не только отдельные органы, а весь общественный механизм. Общество как источник человеческой сущности и выступает в качестве сферы образования человека [Электронный ресурс: 5]. Итак, личностно

ориентированное образование - это образование, устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью, а не только с так называемым «социумом». Следует отметить также, что гуманизированное знание-знание человека о самом себе.

Одной из глобальных закономерностей, по нашему мнению, являются противоречия тенденций одновременного развития, как социального единства, так и развития индивидуальной независимости, самостоятельности, уникальности отдельного человека. С нашей точки зрения, стратегическую образовательную перспективу будут составлять те парадигмы, которые пытаются моделировать единство социума и индивида.

Рыночное сознание овладело умами практически всего работоспособного гражданского населения Кыргызской Республики, способствуя подъему уровня запросов, политических и социальных стандартов граждан. При этом уверенность в своем благополучии связывается с благополучием государства. Считаем, что это может выступить экономической основой для качественного формулирования национальной политики в сфере образования в условиях глобализации в Кыргызской Республике.

Литература

1. Тасмагамбетов И. Н. Стратегия формирования социальной политики в транзитных политических системах: Дисс. ... докт. полит. наук. - Алматы, 1998. -301 с.

2. Абдрашев А. Б., Компаративистский анализ образовательной политики Республики Казахстан и Кыргызской Республики. - Бишкек, 2010.

3. Сериков В. В. Образование и личность. - М., 1999. - 272 С.

4. Алексеев. Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и

практики. - Тюмень, 1997. - С. 72.

5. [Электронный ресурс]: Научный портал РФ. URL: http://www.nauka.ru/

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.