Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КУЛЬТУРЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
культура / цифровизация / проблемы цифровизации / цифровизация в культуре / culture / digitalization / problems of digitalization / digitalization in culture

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Рудченко П. Г.

статья посвящена влиянию глобальных проблем цифровизации на различные стороны жизни человека, а особенно на культурные аспекты, и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем цифровизации в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN CULTURE

The article is devoted to the influence of the global problems of digitalization on various aspects of human life, and especially on cultural aspects, and on the solution of the question of the future of civilization. The article discusses ways and methods of solving the problems of digitalization in the industry.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КУЛЬТУРЕ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Рудченко П.Г.

продюсер, музыкальный критик, руководитель ОСП Департамента культуры г. Москвы

[email protected], Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КУЛЬТУРЕ

Аннотация: статья посвящена влиянию глобальных проблем цифровизации на различные стороны жизни человека, а особенно на культурные аспекты, и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем цифровизации в отрасли.

Ключевые слова: культура, цифровизация, проблемы цифровизации, цифровизация в культуре

Людей, использующих цифровые средства для общения, получения информации, онлайн обучения, удовлетворения своих социокультурных потребностей, сегодня все больше. По скромным подсчетам их число составляет более 30% населения нашей страны. В связи с этим, учреждениям культуры, находясь в жесточайшей конкурентной борьбе, необходимо стараться увеличить интерес населения к услугам культурно-досуговой отрасли.

Развитие учреждений культуры в условиях цифровизации - сложный процесс, определяемый спецификой сферы культуры как объекта государственного управления. Сфера культуры требует особого подхода к выработке инструментов развития.

Основной проблемой отрасли является зависимость от внешних факторов: от характера финансирования, отсутствия высокоресурсных интересантов, инертность кадрового ресурса сферы культуры в современных условиях. Из-за того, что специфика отрасли, по сути, заключается в «догоняющем» характере модернизации. Так наблюдается заимствование из других сфер деятельности моделей информатизации, довольно высокий уровень зависимости от внешних факторов, а также отсутствие учета специфики отрасли.

Более 85% опрошенных музеев Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области признают необходимость цифровой трансформации - показало совместное исследование Microsoft и TAdviser. В частности, 20% респондентов уже активно реализуют стратегию цифровизации, 23% - разработали ее, а 43% - планируют это сделать. Основным приоритетом в этом направлении стало создание цифровых возможностей для посетителей - это отметили 82% респондентов. По данным экспертов, в фокусе находится интерактивное взаимодействие с клиентами не только во время посещения выставок, но и через онлайн-форматы. Для этого сфера искусства и культуры активно использует современные технологии и привлекает специалистов из области ИТ. Об этом Microsoft сообщил 18 марта 2020 года.

Исследование показало, что достаточно много внимания уделяется взаимодействию с людьми c помощью инноваций: более 50% респондентов уже используют или внедряют технологии виртуальной/дополненной реальности, 33% используют аудиогиды, около четверти - виртуальных помощников (24%) и навигацию по музею (23%).

В качестве инструмента для цифровизации музейных процессов, большинство опрошенных уже использует технологии искусственного интеллекта или планирует начать это делать - так ответили 53%. В 2020 г. более трети респондентов также начинают внедрять VR/AR для решения различного рода задач, почти столько же планируют обратиться к мультимедийным решениям (33%). Достаточно широко используются облачные технологии: 26% организаций решают свои задачи с помощью публичного облака, 22% предпочитают гибридные сценарии.

Помимо этого, современные музеи активно взаимодействуют с аудиторией дистанционно - так, более 80% опрошенных дают возможность приобрести билеты онлайн, 44% используют виртуальный гид, 37% респондентов поддерживают программу лояльности, а у 34% реализован онлайн-магазин, где посетители могут приобретать сувениры, каталоги, книги, дополнительные услуги. Кроме того, музеи активно присутствуют в социальных сетях, проводят рассылки по электронной почте и регулярно исследуют свою аудиторию [11].

«Цифровизация захватила практически все сферы жизни современного общества: политику, экономику, техническую и общественную деятельность, науку и, конечно, культуру. Цифровая реальность во многих странах уже является важным признаком отбора в социум. Этот процесс происходит также в России, причем ускоренными темпами, в том числе из-за пандемии COVID-19. Цифровизация стала важным условием технологического прогресса современной цивилизации, включая многие страны и народы. Некоторые считают, что цифровизация развивается автономно и почти не пересекается с генеральным путем развития современного мира. Безусловно, это не так, потому что уже сегодня процессы цифровизации стали неотъемлемой частью современного общества. Цифровизация стала очередным этапом интенсивного развития межкультурной коммуникации у нас в России и во всем мире» [3].

Большинство стран мира связывают свое развитие с внедрением цифровизации в различные секторы экономики. Для России этот вопрос также актуален, и важно на уровне государственного управления реализовать его на высоком качественном уровне. В уже сложившейся мировой практики имеется несколько направлений его реализации:

1) эволюционное направление - представляет собой трансформацию государственного управления, где цифровизация - один из важных этапов его развития;

2) направление стандартизации - объединяет ряд моделей и стандартов внедрения цифровой культуры в работу государственных органов власти;

3) направление осуществляющее дублирование систем управления, где цифровизация выступает аналогом управления, ориентированного на человека;

4) направление формирования прорывных технологий - способствует повышению качества отдельных сфер деятельности государственных органов (совершенствование предоставления государственных услуг, защита персональных данных, идентификация личности и так далее).

С цифровизацией в нашей стране связываются основные надежды в сфере повышения качества государственного управления.

«В конце XX в. был нанесен разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности» - В. В. Путин. Согласно Указу Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» [7], 2014 г. был объявлен Президентом Годом культуры в России, целью которого явилось привлечение внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

В России обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере является одной из национальных целей развития согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [8].

Для этого Указом № 204 определены следующие задачи:

• увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.;

• создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;

• использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления.

Цель и задача данной статьи - обозначить проблемы в развитии культуры с учетом внедрения цифровых технологий и предложить использование современных инструментов.

Когда удастся внедрить современные методы популяризации, посредством которых получится привлечь в отрасль посетителей нового формата и современно-подготовленные кадры, станет возможным увеличить вовлеченность интересантов и монетизацию культурных продуктов, а это позволит увеличить долю рынка.

Первостепенной задачей является переосмысление ранее сложившегося опыта, методологических традиций и технологического арсенала социального управления и, несомненно, модернизация классических традиционных управленческих отношений.

А создание информационно-коммуникационной среды делает деятельность учреждений культуры эффективной, что достигается благодаря вовлечению в свою деятельность большего числа людей и организаций, инвесторов и представителей СМИ.

В Российской Федерации в целях обеспечения прироста человеческого капитала, поддержки социальной устойчивости общества, а также формирования необходимого и достаточного уровня защищенности населения, начиная с 2006 г., на федеральном уровне проводится целенаправленная работа по разработке и реализации приоритетных национальных проектов, при этом смысловой осью являются инвестиции в социальную сферу страны. Первоначально данная государственная политика была ориентирована на поддержку здравоохранения, образования и жилищной сферы, в настоящее время в сферу проектирования включены такие социально значимые направления, как наука и культура России. Так, национальный проект «Культура» рассчитан на период с 2019 по 2024 г. и его бюджет составляет 107 227 810 рублей. В Приказе Министерства культуры России от 01.03.2019 г. № 229 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы» в части реализации Национального проекта «Культура» сформулирована цель проекта: увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры [2, с. 53-56].

Ожидается, что данная цель будет достигнута к 2024 г. через решение следующих подцелей в рамках трех основных федеральных проектов:

«Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура».

- создание (модернизация, реконструкция) объектов инфраструктуры учреждений культуры в рамках федерального проекта «Культурная среда»;

- создание условий для реализации творческого потенциала нации в рамках федерального проекта «Творческие люди»;

- внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны в рамках федерального проекта «Цифровая культура».

Для достижения целей этих федеральных проектов соответственно сформулированы основные задачи, раскрывающие этапы их достижения, в рамках данной работы рассмотрим более подробно проект «Цифровая культура». Само понятие «цифровая культура» неоднозначно и имеет ряд определений. Наиболее широко цифровая культура трактуется как культура, сформировавшаяся в результате появления и использования цифровых технологий, при этом в настоящее время цифровые технологии настолько широко используются во всем мире, что изучение цифровой культуры потенциально охватывает все аспекты повседневной жизни и не ограничивается сетью Интернет или современными коммуникационными технологиями. В этом случае цифровая культура - умение, обладание знаниями в области использования цифровых технологий. В рамках Федерального проекта «Цифровая культура»

2019-2024 гг. под цифровой культурой понимается «цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры».

Задачи, которые должны быть решены в рамках указанного федерального проекта:

1) обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны и создание системы мониторинга востребованности информационных ресурсов;

2) создание виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации;

3) организация онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ»;

4) создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о произведениях с использованием технологии дополненной реальности;

5) оцифровка и включение в Национальную электронную библиотеку оцифрованных книжных памятников;

6) оцифровка фильмовых материалов Госфильмофонда России и их сохранность на цифровых носителях.

Рассматривая современное состояние и степень цифровизации сферы культуры РФ, следует выделить ряд проблем, связанных с доступностью и востребованностью информационных и коммуникационных технологий как для организаций культуры, так и для всех граждан РФ.

Так, по данным за 2018 г., в России процент использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах составил 76,6% от общего их количества, что ниже среднего уровня по странам - членам Европейского союза (84,4%) [12].

Также следует принять во внимание достаточно низкий уровень развития пользовательских навыков работы населения РФ на персональном компьютере в настоящее время, по данным за 2018-2019 гг., он пока отстает от среднего уровня в странах - членах Европейского союза. Однако в целом показатели активности населения РФ в цифровой сфере достаточно оптимистичны.

Персональные Доступ е том чист

компьютеры к сети Интернет широкополосный

Н 2015 Ш 2018 Ш 2019

Рис. 1. Домашние хозяйства, имеющие персональные компьютеры и доступ к сети интернет (в процентах от общего числа домашних хозяйств)

Рис. 2. Библиотеки, имеющие доступ к сети Интернет (в процентах от общего числа библиотек)

Рис. 3. Население, использующее сеть Интернет, в России и странах - членах Европейского союза в 2019 г. (в процентах от общей численности населения)

В контексте современного информационного пространства культура приобретает новые формы. Изменилась не только её содержательная сторона, но и способы взаимодействия аудитории с культурными объектами.

Нередко это приводит к смешению классической культуры и современных технологий, вследствие чего возникают новые форматы культуры. Рождается новое культурное пространство, в котором учреждениям культуры ещё предстоит найти своё место. Причём иногда изменения носят вынужденный характер. Так, введённый в 2020 г. режим самоизоляции побудил многие учреждения перевести свою деятельность в онлайн-режим. Но далеко не все организации культурной сферы оказались к этому готовы.

Социально-культурная сфера должна адаптироваться под формат современных медиа. Особенность такой адаптации заключается в том, что важно сохранять первоначальный культурный смысл, избегать примитивизации или чрезмерного упрощения. Соблюдение баланса между запросами современной аудитории и сохранением культурной значимости -одна из ключевых задач в данном направлении.

Практика показывает, что многие учреждения культуры реагируют на изменения запросов аудитории с опозданием. Или вообще этого не делают. Связано это как с ограниченным бюджетом, так и с неготовностью к изменениям. Например, Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы ориентируется на молодую аудиторию. Но при этом учреждение не вполне отвечает потребностям этой аудитории. У него нет современного сайта, а до недавнего времени не было и эффективного представительства в социальных медиа. Тем не менее, работа на интернет-площадках ведётся - в 2020 г. учреждение стало вести активную работу в социальных сетях. Цифровой маркетинг в сфере культуры требует особенного подхода и систематизации. Необходимо выработать комплекс эффективных инструментов, которые учреждения могли бы использовать в своей деятельности.

Современная аудитория формирует особенный запрос в части представления контента, будь то визуальное искусство, музыка или даже текст. Чтобы удовлетворить этот запрос, учреждениям культуры необходимо корректировать свою стратегию продвижения в медиа и постоянно адаптироваться к изменениям. Удачным примером такой адаптации выступает государственный кинотеатр «Кубанькино». В 2018 г. учреждение провело ребрендинг и запустило новый сайт. Результат не вполне соответствует современным тенденциям, но он удовлетворяет запрос аудитории. Сайт приятно выглядит, содержит необходимую для потенциального зрителя информацию, даёт возможность приобрести билет. Такие изменения необходимы, но сегодня их уже недостаточно, чтобы привлечь новую аудиторию. Для этого нужны кардинальные, структурные преобразования в инструментах взаимодействия с аудиторией.

Не каждое учреждение может позволить себе масштабные интерактивные инсталляции для привлечения аудитории. Многие организации социально-культурной сферы сталкиваются с проблемой отсутствия необходимого финансирования для реализации подобных проектов. Отчасти эта проблема может решаться на уровне учреждения за счёт поиска дополнительных источников средств. Но куда более эффективным видится централизованное внедрение информационных технологий на уровне региона или страны.

В связи с колоссальными темпами развития информационных технологий, приобретает актуальность ещё один аспект обозначенной проблемы. Внедряя инновации, очень важно сохранять первоначальный смысл, который несут в себе учреждения культуры. Актуальная форма не должна подменять собой содержание. Соблюдение этого баланса -сложная и актуальная задача, которую ещё предстоит решить [1, с. 29-30].

Вот еще некоторые проблемы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий:

• Одна из проблем, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, является возрастающая зависимость от технологий. Это означает, что без правильно работающих технологий, государство не сможет правильно функционировать. Это может привести к серьезным проблемам, если технология вдруг откажет.

• Другая проблема, связанная с использованием информационно-коммуникационных технологий, - это возможность взлома. Информация, хранящаяся на серверах, может быть украдена, а системы могут быть выключены. Это может привести к серьезным угрозам для национальной безопасности. Именно о формировании безопасной информационной среды и говорит наш президент в «Указе Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808».

SWOT - анализ:

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (8) СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

• Повышение имиджа • Улучшение сервиса • Широкий ассортимент услуг • Доступность услуг • Слабая организация маркетинговой информационной системы • Отсутствие достаточно -квалифицированных кадров • Нестабильность системы • Возможность взлома баз данных

ВОЗМОЖНОСТИ (О) УГРОЗЫ (Т)

• Развитие информационных технологий • Возможность обслуживания дополнительных групп пользователей • Совершенствование кадровой политики • Использование современных систем автоматизации • Изменение культурной политики государства • Изменение потребностей посетителей • Инфляционные процессы • Снижение количества пользователей услугами

Рассмотрим некоторые современные инструменты цифровизации, которыми могут начать активно пользоваться учреждения культуры, для привлечения финансирования и стейкхолдеров.

Краудфандинг, так называемое народное финансирование — коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои финансовые ресурсы для реализации проектов других людей или организаций.

Для многих культурных проектов «народное» финансирование может стать хорошим подспорьем при реализации идей, на которые не хватает собственных средств. Краудфандинг позволяет в конкретные сроки собрать финансирование для проекта через краудфандинговую платформу в интернете. В России инструментами краудфандинга успешно пользуются Евгений Гришковец и группа «Бигуди», продюсеры художественного фильма «28 панфиловцев», группа «Алиса», Виталий Дубинин из группы «Ария» и многие другие. Шоумен Павел Воля собрал финансирование для издания своих книг на краудлендинговой платформе. Как эти платформы работают?

Учреждение культуры или физическое лицо (фаундер) представляют свой проект на краудфандинговой или краудлендинговой площадке в интернете, устанавливают срок сбора средств и приглашают всех желающих, зарегистрированных на данной площадке (донаторов), принять участие в финансировании конкретного проекта.

Если донаторы действуют безвозмездно и/или получают небольшой подарок за свои взносы (например, постер с автографом артиста или сувенир), речь идет о краудфандинге.

Если донаторы предоставляют проекту денежный займ и получают какую-либо финансовую выгоду после реализации (которая выражается в процентах с выручки, продажи билетов, продажи тиража изданной книги, рекламы или каких-либо правах на культурный продукт), речь идет о краудлендинге.

Примеры популярных краудфандинговых площадок в России, подходящих для реализации культурных проектов:

• Boomstarter.ru

• Planeta.ru

Пример популярной краудлендинговой площадки в России, подходящей для реализации культурных проектов:

• Cofi.ru

С 1 января 2020 г. в России вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», в народе известный, как «Закон о краудфандинге» [3]. Данный закон регулирует процесс реализации проектов при помощи «инвестиционного краудфандинга», - например, краудлендинга. На простой краудфандинг, который не предполагает получение прибыли для донаторов проекта, он не влияет.

Инструменты краудфандинга используют не только начинающие деятели культуры и искусства или проекты с каким-либо нишевыми характеристиками. Крупные коммерческие компании и государственные структуры тоже иногда участвуют в краудфандинге: поддерживают интересные и перспективные проекты, а также улучшают свой деловой имидж. Ведь основными характеристиками краудфандинга являются открытость, прозрачность, социальная ответственность. Так на краудфандинговой платформе Boomstarter.ru некоторые проекты получили поддержку от МТС, Департамента культуры г. Москвы, ВЭБ.

Фильм «28 панфиловцев» — это тоже краудфандинговый проект, объединивший людей в далеком 2013 г. Продюсер, сценарист и режиссер фильма Андрей Шальопа начинал сбор средств на съемку тизера на российской краудфандинговой платформе Boomstarter.ru. Позднее фильм получил поддержку студии Gaijin Entertainment и субсидию Республики Казахстан. Но самая большая помощь проекту пришла в 2014 году от Министерства культуры России. Субсидия на производство и прокат фильма составила 32 млн. рублей [5].

Результаты

Анализ реализации культурной политики с использованием цифровых технологий показал, что:

• применение цифровых технологий в сфере культуры является важнейшим элементом стратегического развития отрасли;

• внедренные информационно-коммуникационные технологии носят хаотичный характер - отсутствует единая научная и методическая база;

• слабо развит механизм информирования граждан о существовании различных информационных систем и программ, позволяющих приобщиться к сфере культуры;

• отсутствует работающий информационный портал для участников культурного проектирования: инициаторов, инвесторов (в том числе спонсор, благотворитель, меценат), государственные (региональные) органы власти;

• отсутствует единая база проектов в культурной сфере, которой могут пользоваться все лица, заинтересованные в культурной деятельности. [6, с. 15-24]

С целью совершенствования цифровизации сферы культуры необходимо:

• сформировать четкую методическую базу информационно-коммуникационного обеспечения отрасли;

• создать открытые информационные, аналитические, методические и иные порталы для организаций и учреждений культуры, для общественных объединений или творческих граждан по вопросам организации и управления деятельностью в сфере культуры;

• проводить рекламные акции и иные PR мероприятия, в том числе с привлечением СМИ, направленные на популяризацию культурной деятельности в рамках реализации тех или иных информационно-коммуникационных проектов (особый акцент на СМИ, мобильные сервисы и приложения);

• создать особые условия для инвесторов и меценатов, которые поддерживают и помогают в создании информационно-коммуникационных проектов в сфере культуры.

Заключение

При создании различных форм мероприятий в учреждениях культуры необходимо подходить к ним как штучному уникальному культурному продукту, как к отдельному событию. Ведь зачастую мы можем наблюдать типовые сценарии, положения конкурсов и фестивалей, которые заимствуются из интернета. Хотя во многих случаях, когда необходимо провести стандартное мероприятие, не «изобретая велосипед», материалы, находящиеся в общем информационном доступе, будут в помощь организаторам.

Нужно не забывать, что только эксклюзивные продукты привлекают интерес СМИ и высоко ранжируются в инфо-пространстве. Для придания определенного статуса и внимания публики к организуемому в учреждении культуры мероприятию, нужно задействовать все ресурсы для привлечения публичных или светских персон. На имена известных гостей в афише или анонсе мероприятия придут зрители, приедут снять репортаж корреспонденты, куча камер и ощущение праздника сделает свое дело, и ваше событие не останется незамеченным.

Да, к таким сложным по организации мероприятиям необходимо готовится не один месяц, но оно того стоит - это напрямую влияет на имидж учреждения. А как мы знаем, учреждения с высоким статусом, зарекомендовавшие себя как бренд, пользуются большой популярностью и доверием граждан, которые впоследствии становятся вашими постоянными посетителями и покупают ваши услуги.

Также важно воспитывать у себя в организации своего "внутреннего" селебрити, который будет популярным лицом учреждения. Это может быть, как руководитель организации, так и рядовой сотрудник, которого вы по каким-то причинам захотите публично «зажечь». В любом случае, дополнительная звездочка в статусе вашей организации не помешает. Так как для той же прессы очень часто важно не само мероприятие, а количество VIP-персон, которые там будут присутствовать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обзаведитесь хорошими знакомствами в СМИ, станьте экспертом, и вы сможете на бартерной основе рассчитывать на публикации в различных источниках.

Есть еще одно главное правило, к которому нужно стремиться всегда - улучшать сервис заведения. Ведь, как говорил Константин Станиславский: «Театр начинается с вешалки». В «храме искусства» все должно быть идеальным - от вешалки до представления. Кроме того, само заведение диктует зрителям свои условия, которым необходимо подчиняться: театр предполагает другое поведение по сравнению с прочими местами. Также считается, что именно гардеробщики задают тон и настроение посетителям: от них зависит, в каком состоянии духа мы проведем время в театре. В других учреждениях культуры эту функцию чаще всего выполняет администратор, который встречает гостей, демонстрирует корпоративную культуру заведения и задает тон настроения посетителям. Именно поэтому, сколько бы не было сделано по привлечению зрителя и какого бы качества услугу не получил посетитель, его впечатление всегда будет зависеть от сервиса, оказываемого в данном учреждении.

Поэтому так важно уделять огромное значение корпоративной культуре и наставничеству. Сегодня очень просто можно применить отличный метод по адаптации

новых сотрудников к правилам, внутреннему распорядку и корпоративной этике - записать видео-инструкции для новых сотрудников. А для наиболее продвинутых в цифровой среде будет очень продуктивно создать тренировочные обучающие видеоигры по решению конфликтных ситуаций с посетителями, где ваши сотрудники будут проходить возможные неприятные эмоциональные ситуации с посетителями вашего учреждения культуры и оттачивать свое мастерство на симуляторе.

Также, будет очень уместно создать в учреждении шаблонный электронный документооборот, чтобы, во-первых, стандартизировать процессы, а во-вторых облегчить работу сотрудников по заполнению договоров или других документов грамотно и без ошибок.

Создавайте уникальные предложения, автоматизируйте работу учреждения в электронных системах, проводите вебинары, записывайте подкасты, выпускайте информационный диджитал-справочник и публикуйте это все, используя информационно-коммуникационные технологии, которые помогут достучаться до потенциальной аудитории, вызвать интерес и потребность в услугах учреждений культуры.

Литература:

1. Азизян М.Д., Куликов А.Ю. Применение информационных технологий в маркетинговых коммуникациях учреждений культуры// Международный журнал. Естественно-гуманитарные исследования, 2020. № 29(3). С. 29-30.

2. Губченкова А.С., Чеснова О.А., Еникеева Л.А. Проблемы цифровизации сферы культуры Российской Федерации// Петербургский экономический журнал, 2019. № 4. C. 5356.

3. Житенёв С.Ю. Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий/ Сборник материалов по Всероссийской научно-практической конференции. 08 октября 2020. - М., 2020. С. 12-13.

4. Краеведение: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей. - М.: ЦБС ЮВАО, 2021. - 106 с.

5. Культурный краудфандинг: как это работает. Культура. Гранты России. URL: https://grants.culture.ru/news/kulturnyy-kraudfanding-kak-eto-rabotaet/ (дата обращения: 1.04.2023).

6. МагомедовМ.Н., Носкова Н.А. Проектная деятельность в практике управления сферой культуры Российской Федерации// Петербургский экономический журнал, 2019. № 1. С. 1524.

7. Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры».

8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (с изменениями на 19 июля 2018 года)».

9. Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Форсайт глобализации: политика, экономика, управление. - М.: АНО ЦЭМИ, 2018. -115 с.

11. Цифровизация в сфере культуры и искусства. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровизация_в_сфере_культуры_и_искусства (дата обращения: 1.04.2023).

12. Чижиков В.М. Культурная среда малых городов России// Вестник Московского государственного униерситета культуры и искусств, 2016. № 5(73). С. 65-70.

References:

1. Azizyan M.D., Kulikov A.YU. Primenenie informacionnyh tekhnologij v marketingovyh kommunikaciyah uchrezhdenij kul'tury// Mezhdunarodnyj zhurnal. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya, 2020. № 29(3). S. 29-30.

2. Gubchenkova A.S., CHesnova O.A., Enikeeva L.A. Problemy cifrovizacii sfery kul'tury Rossijskoj Federacii// Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal, 2019. № 4. C. 53-56.

3. ZHitenyov S.YU. Cifrovizaciya kul'tury i kul'tura cifrovizacii: sovremennye problemy informacionnyh tekhnologij/ Sbornik materialov po Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 08 oktyabrya 2020. - M., 2020. S. 12-13.

4. Kul'turnyj kraudfanding: kak eto rabotaet. Kul'tura. Granty Rossii. URL: https://grants.culture.ru/news/kulturnyy-kraudfanding-kak-eto-rabotaet/ (data obrashcheniya:

I.04.2023).

5. Kraevedenie: vchera, segodnya, zavtra. Sbornik statej. - M.: CBS YUVAO, 2021. - 106 s.

6. Magomedov M.N., Noskova N.A. Proektnaya deyatel'nost' v praktike upravleniya sferoj kul'tury Rossijskoj Federacii// Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal, 2019. № 1. S. 15-24.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 22.04.2013 g. № 375 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda kul'tury».

8. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda (s izmeneniyami na 19 iyulya 2018 goda)».

9. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 02.08.2019 g. № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».

II. Forsajt globalizacii: politika, ekonomika, upravlenie. - M.: ANO CEMI, 2018. - 115 s.

12. Cifrovizaciya v sfere kul'tury i iskusstva. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Stat'ya:Cifrovizaciya_v_sfere_kul'tury_i_iskusstva (data obrashcheniya: 1.04.2023).

13. CHizhikov V.M. Kul'turnaya sreda malyh gorodov Rossii// Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uniersiteta kul'tury i iskusstv, 2016. № 5(73). S. 65-70.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN CULTURE

Rudchenko P.G.

Producer, music critic, Head of the OSP of the Moscow Department of Culture. [email protected]

Abstract: The article is devoted to the influence of the global problems of digitalization on various aspects of human life, and especially on cultural aspects, and on the solution of the question of the future of civilization. The article discusses ways and methods of solving the problems of digitalization in the industry.

Keywords: culture, digitalization, problems of digitalization, digitalization in culture

Для цитирования: Рудченко П.Г. Перспективы и проблемы цифровизации в культуре// Архонт, 2023. № 2(35). С. 108-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.