Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / АКЦИЗ / БЮДЖЕТ / АВТОВЛАДЕЛЕЦ / НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / TRANSPORT TAX / EXCISE TAX / BUDGET / CAR OWNER / TAX PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидуллов Д.Н.

В статье рассмотрены особенности транспортного налога в России, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения. Также изучается опыт налогообложения транспортных средств в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF VEHICLE TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аnnotation: The article describes the peculiarities of transport tax in Russia, identifies the main problems and proposes ways to solve them. The experience of taxation of vehicles in foreign countries is also studied.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ»

существа представительства, вытекает обязанность представителя действовать в интересах представляемого, а третьи лица, должны воспринимать представителя, в качестве представляемого, осознавая его права и обязанности. Данный подход исключит возможные проблемы при непосредственном правоприменении данного института.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018).

УДК 4414

Хамидуллов Д.Н. студент 3 курса факультет «Юриспруденция» научный руководитель: Цельникер Г.Ф., к.ю.н.

доцент

кафедра публичного права Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РФ Аннотация: В статье рассмотрены особенности транспортного налога в России, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения. Также изучается опыт налогообложения транспортных средств в зарубежных странах.

Ключевые слова: транспортный налог, акциз, бюджет, автовладелец, налоговый платеж.

Khamidullov D.N.

Student

Samara State University of Economics 3 course, faculty "Jurisprudence" Russia, Samara Scientific adviser: Tselnicker G.F. Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Public Law

Samara State University of Economics

Russia, Samara

PROSPECTS AND PROBLEMS OF VEHICLE TAXATION IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Аnnotation: The article describes the peculiarities of transport tax in Russia, identifies the main problems and proposes ways to solve them. The

experience of taxation of vehicles in foreign countries is also studied.

Key words: transport tax, excise tax, budget, car owner, tax payment.

Транспортный налог - это налог, взимающийся с владельцев автомобильного, водного и авиационного транспорта. Обоснованием взимания таких платежей является необходимость возмещения вреда от воздействия транспорта на атмосферу, дорожное покрытие и т.д. Также есть еще один вид налогообложения транспортных средств - обычный имущественный налог, который привязан к цене автомобиля.

Порядок уплаты транспортного налога и порядок его уплаты регулируется ст. 28 НК РФ141.

Так как налоги на средства передвижения возникли гораздо позже налогов на недвижимое имущество, механизм их взимания до конца не урегулирован. Принцип начисление платежей и существование большого количества неразъяснимых тонкостей при его уплате, стали одними из многочисленных проблем, с которыми столкнулось как само правительство, так и налогоплательщики.

Основываясь на разном уровне проживания, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе сами устанавливать налоговые ставки, льготы, порядок и сроки его уплаты. Весомая налоговая нагрузка ложится на плечи автовладельцев в Москве. Если сравнить ставку на легковой автомобиль мощностью 100 лошадиных сил (л.с.) в столице (12 рублей за 1 л.с.) и в Кемеровской области (5,5-8 рублей за 1 л.с.), то разница будет практически в 2 раза. Самые низкие ставки транспортного налога для автомобилей различной мощности наблюдаются в Чукотском крае, Магаданской области, Ингушетия и Крыму - 2,5 рубля за 1 л.с. в Оренбургской области для автомобилей, имеющих мощность менее 100 л.с. налог отсутствует. Наибольшую взымаемую сумму с 1 л.с. можно встретить в Башкирии, Вологодской и Воронежской области - 25 рублей. Такая разница в размере налоговой ставки, провоцирует увеличение числа уклонений от налога. Один из легальных способов, который пользуется популярностью у автомобилистов, это регистрация автомобиля в регионе, где снижен коэффициент. Такие лазейки приводят к негативным последствиям -снижению поступающих средств в бюджет субъектов РФ.

Еще одним предметов критики автомобилистов стало то, что время, на протяжении которого автомобиль был использован в текущем году, не учитывается. Многие граждане не эксплуатируют машину в зимнее время, предпочитая оставлять её в гараже. Или же автомобиль долгое время находился в ремонте. Тем не менее, начисление происходит. По данным социологического опроса из 250 человек, имеющих личный транспорт «каждый день используют автомобиль» - 89,7 % опрошенных, «по

141 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронныйресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3da8e0816fcb34e886 (Дата обращения: 01.11.2017)

возможности едут на общественном транспорте» - 8,59% и «ставят машину до весны» - 1,72%142. Не смотря на небольшой объем выборки, ситуация во всей стране схожая. Автовладельцы находят, такой подход несправедливым и не отражающим целевого назначения сбора. Полученные деньги должны покрывать ущерб нанесенный покрытию дороги, поэтому расчет должен производиться исходя из интенсивности поездок. В связи с этими у автолюбителей возникла идея включения налога в саму цену бензина, из чего следует: «Чем меньше ездишь - тем меньше платишь». Данная практика очень хорошо себя зарекомендовала в Америке.

Положительно влияние на развитие налогообложения транспортных средств в России может оказать опыт зарубежных стран.

В Нидерландах модель налогообложения основана на принципе контроля за временем и интенсивностью использования транспортного средства. Наряду с покилометровыми сборами, учитывается время суток, когда транспортное средство эксплуатировалось. Контроль за интенсивностью эксплуатации осуществляется как при помощи учета потребления топлива, так и с использованием технических средств наблюдения за перемещением транспортного средства.

В Германии при определении налоговых платежей также учитываются объем двигателя и чистота выхлопа. Для дизельных двигателей ставка налога существенно выше, чем для бензиновых, что объясняется сильным загрязняющим воздействием дизеля окружающую среду. Владельцы экологических моделей с минимальным выбросом углекислого газа и владельцы электромобилей имеют льготы по налогу.

В Великобритании дорожный налог имеет ярко выраженную экологическую направленность: его платят те, кто использует автомобили с дизельными, газовыми и бензиновыми двигателями. Владельцы с гибридными, электрическими двигателями и двигателями объемом меньше 1 л. освобождены от уплаты налога. Ставка налога привязана к объему двигателя не напрямую, а с учетом чистоты выхлопа. Порядка 80% средств, поступивших от уплаты дорожного налога, направляются на финансирование строительства и ремонта дорог, остальная часть - на реализацию экономических программ.

В Китае транспортный налог входит в стоимость топлива и составляет порядка 20% его цены. Также оплачивается единовременный сбор при покупке нового транспортного средства.

Собранные налоги в 100% размере направляются в региональные дорожные фонды.

Сегодняшняя модель налогообложения транспорта в России имеет ряд недостатков.

С точки зрения экологии, при налогообложения необходимо учитывать

142 Савченко Д. В. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Молодой ученый. 2017. №43. С. 168 -169.

степень негативного воздействия каждого объекта на окружающую среду и направлять на реализацию мероприятий и программ для экологии143.

С точки зрения содержания дорожного фонда и ремонта, необходимо учитывать степень влияния каждого объекта на состояние дорожного покрытия в зависимости от его размеров и интенсивности эксплуатации.

С социальной точки зрения, несправедливость при налогообложении владельцев транспорта вызывает напряженность в обществе. Автомобилисты, которые ездят редко (как правило, это пенсионеры) платят налог на транспорт наравне со всеми. Налоговая нагрузка наиболее обременительна для среднего класса, пользующего подержанные иномарки с большим объемом двигателя. Жители Крайнего Севера вынуждены платить высокий транспортный налог, так как в силу суровых климатических условий и бездорожья вынуждены использовать внедорожники с мощными двигателями.

С административной точки зрения, невысокая собираемость транспортного налога ставит под сомнение эффективность действующей модели налогообложения.

Исходя из положительного зарубежного опыта, можно сделать вывод о целесообразности включения данного налога в стоимость топлива.

1) Автоматически, без лишних затрат обеспечивается 100%-я собираемость платежей.

2) Косвенно учитывается экологическая составляющая без дополнительных технических средств по контролю за выбросом СО2. Электромобили и гибридные не платят налог совсем или платят незначительный.

3) Автоматически учитывается интенсивность влияния транспорта на дорожное покрытие.

4) Соблюдается принцип справедливости, что кто больше ездит, тот больше и платит.

5) Исходя и принципа социальной справедливости, следует также включить в список инвалидов 1 и 2 группы, полностью освобожденных от налогов на транспортные средства.

Таким образом, предлагаемые изменения с учетом привлечения к анализу международного опыта методов исчисления транспортного налогообложения, многообразия его форм и видов определяют дальнейшие перспективы развития налогообложения ТС в РФ по пути установления справедливого транспортного налога или введения взамен него дополнительного акциза на бензин.

Использованные источники: 1. Трунин И.В.О транспортном налоге на автомобили премиум-класса // Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс].

143 Дорогутина Д. Н. Экологические налоги, влияние транспортного налога на компании экспресс-доставки // Молодой ученый. 2017. №42. С. 84-87.

URL: https://www. mmfin.ra/ra/search/?q_4=TpaHcnopTHbffl+Hanor&source_id_4= 6 (Дата обращения: 27.11.2017)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронныйресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3da8e0816fcb34e886 (Дата обращения: 01.11.2017)

3. Бабичева В.А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5039 (Дата обращения 28.12.2017)

4. Савченко Д. В. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Молодой ученый. 2017. №43. С. 168 - 169.

5. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ // Налоговая аналитика [Электронный ресурс]. URL: http://ipipip.ru/Налоговая_аналитика/Поступления_в_консолидированные_бю джеты_субъектов_РФ/ (Дата обращения 16.12.2017)

6. Дорогутина Д. Н. Экологические налоги, влияние транспортного налога на компании экспресс-доставки // Молодой ученый. 2017. №42. С. 84-87.

УДК 331.108

Харламова Т.И. студент магистратуры Шарапова В.М., д.э.н.

профессор

Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В

БАНКЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности работы с кадровым резервом банка. Выделены основные преимущества работы с резервистами, обоснована эффективность работы с кадровым резервом по отношению к затратам на обучение и развитие по вновь принимаемым сотрудникам.

Ключевые слова: обучение и развитие персонала, кадровый резерв, собеседование, персонал.

Kharlamova T.I. graduate student Sharapova V.M. Doctor of Economics, Professor Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF WORKING WITH A PERSONNEL RESERVE IN A BANK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.