ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Канд. экон. наук В. И. Бобошко
ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА1
В статье рассмотрены меры по государственной поддержке малого предпринимательства и экономическому стимулированию развития малого бизнеса.
Развитие малого предпринимательства представляет собой одно из приоритетных направлений социально-экономического развития страны на перспективу. С этой целью разрабатывается ряд мер, направленных на обеспечение роста количества субъектов малого предпринимательства на 5-10% в год (50-70 тыс. новых юридических лиц), роста числа занятых на малых предприятиях на 5-7% в год (не менее 400 тыс. новых рабочих мест), а также на увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 20% к 2008 г.
Желание открыть собственное дело во многом зависит от отношения в обществе к предпринимательству, которое характеризуется следующими цифрами: большинство россиян (58%) относятся к предпринимателям положительно; в то же время двое из пяти жителей страны не хотели бы, чтобы их дети или внуки занимались предпринимательством. Таковы итоги опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Согласно результатам данного исследования 54% респондентов полагают, что предпринимательство приносит России пользу. В обратном уверены 32% опрошенных, а 22% - ответить затруднились. 22% населения относятся к предпринимателям безусловно положительно, а 36% - скорее положительно. Отношение к предпринимательству от негативного в 1990-х гг. постепенно меняется в позитивную сторону. Для формирования ценностных стимулов к самостоятельной деятельности (открытию собственного дела) предполагается осуществить ряд мер, в том числе расширить возможности учащихся общеобразовательных учреждений в изучении основ предпринимательской деятельности. Одновременно с целью содействия развитию личных качеств будущего предпринимателя и оказания поддержки обучающимся в образовательных учреждениях в выборе профессии целесообразно проведение в апреле каждого года Всероссийского дня предпринимателя. Следует отметить, что желание открыть свое дело может быть реализовано только при наличии благоприятной для ведения малого бизнеса институциональной среды. Важной гарантией устойчивости государственной политики развития малого бизнеса должно стать принятие нового федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это будет способствовать активизации деловой активности предпринимателей и граждан, что должно привести к росту количе-
1 Статья подготовлена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-02-00352а.
32 Вестник РЭА • 2008 • № 4
ства малых и средних предприятий и численности занятых на них работников, наращиванию их экономического потенциала, расширению налогооблагаемой базы, а главное - к увеличению вклада в ВВП страны.
Основными принципами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в России являются:
- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей и иных некоммерческих организаций предпринимателей в выработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям предоставления государственной и муниципальной поддержки, к видам и формам указанной поддержки;
- ответственность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий предпринимательской деятельности;
- децентрализация поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Новым федеральным законом также предполагается установить основные критерии микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства, максимально гармонизированные с европейской практикой, а также полномочия федеральных, региональных органов власти, органов местного самоуправления по вопросам развития предпринимательства.
Важной мерой поддержки развития малого предпринимательства, на наш взгляд, является государственный заказ для малого бизнеса. Меры, предпринимаемые правительством РФ по вопросам устранения административных барьеров для малого бизнеса, позволяют в первую очередь снизить финансовые издержки малого предпринимательства. Для обеспечения доходности бизнеса и создания стабильных рынков сбыта его продукции наиболее действенным является формирование инструментов поддержки спроса на продукцию (товары, услуги), производимую малым бизнесом. Принятый 21 июля 2005 г. федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 15) предусматривает, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты. Большое значение при этом имеет совершенствование налогообложения малого бизнеса. Так, в рамках реализации налоговой реформы в Налоговом кодексе РФ предусмотрены три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В 2005 г. был принят ряд
Бобошко В. И. Перспективы государственной поддержки малого предпринимательства 33
нормативных документов, касающихся упрощения системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Следует отметить, что формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России началось в 1995 г. на основании федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом для реализации федеральных, региональных и муниципальных программ финансовой поддержки были созданы Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, а также 77 государственных и 370 муниципальных фондов. Кроме того, было создано порядка 50 агентств поддержки малого предпринимательства, около 80 бизнес-инкубаторов, более 50 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний, 53 инновационно-технологических центра.
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, переданы Минэкономразвития России. В соответствии с мировой практикой приоритетными для оказания государственной поддержки были определены следующие целевые группы субъектов малого предпринимательства: а) начинающие предприниматели; б) малые предприятия, активно инвестирующие в повышение эффективности своей деятельности, в том числе в научно-технической сфере; в) быстрорастущие и экспортно ориентированные малые предприятия.
Начиная с 2005 г. первоочередными были выбраны пять направлений (мероприятий) поддержки: создание и развитие бизнес-инкубаторов - организаций, оказывающих поддержку предпринимателям на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг; поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; развитие лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства; создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Дальнейшее расширение объемов финансирования мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства из бюджета должно быть связано с решением следующих задач: а) расширением видов и форм поддержки, направленных прежде всего на обеспечение легкого предпринимательского старта и последующего активного роста как на внутреннем, так и на мировом рынках; б) повышением эффективности реализуемых программ поддержки, в том числе путем контроля за достижением целевых индикаторов (как качественных, так и количественных). Ключевым критерием оценки успешности таких программ должна быть динамика развития малого предпринимательства в регионе в целом: рост количества стартующих предприятий, объем их инвестиций в основные фонды, в НИОКР, темпы роста выручки, занятости и др.