Научная статья на тему 'Проблемы активизации деятельности субъектов малого бизнеса в регионе'

Проблемы активизации деятельности субъектов малого бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанский Павел Александрович

Сегодня формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, оказывающих необходимую поддержку субъектам малого предпринимательства. Одной из важнейших задач предпринимательства является ориентация на решение приоритетных социально-экономических и экологических проблем региона. Для выработки и совершенствования региональной политики в области малого предпринимательства необходим анализ особенностей становления и развития малого бизнеса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, a system of economic, financial, material and other incentives, providing necessary support to small businesses. One of the biggest challenges of entrepreneurship is a focus on addressing priority socio-economic and environmental problems in the region. To develop and improve regional policy in the field of small business requires an analysis of characteristics of the formation and development of small businesses in the region.

Текст научной работы на тему «Проблемы активизации деятельности субъектов малого бизнеса в регионе»

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Казанский Павел Александрович, аспирант ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»

Аннотация. Сегодня формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, оказывающих необходимую поддержку субъектам малого предпринимательства.

Одной из важнейших задач предпринимательства является ориентация на решение приоритетных социально-экономических и экологических проблем региона.

Для выработки и совершенствования региональной политики в области малого предпринимательства необходим анализ особенностей становления и развития малого бизнеса в регионе.

Summary. Today, a system of economic, financial, material and other incentives, providing necessary support to small businesses.

One of the biggest challenges of entrepreneurship is a focus on addressing priority socio-economic and environmental problems in the region.

To develop and improve regional policy in the field of small business requires an analysis of characteristics of the formation and development of small businesses in the region.

Малое предпринимательство, как показывает мировой опыт, способствует решению многих актуальных экономических и социальных проблем, влияя на экономический рост, насыщение рынка разнообразными качественными товарами, создавая дополнительные рабочие места, формируя широкий слой собственников. Содействие развитию малого предпринимательства становится важнейшей государственной задачей и неотъемлемой частью успешной экономической политики. Поддержка малого бизнеса со стороны государства выражается, прежде всего, в координации деятельности различных структур в данной области, оценке и анализе программ развития малого бизнеса, организации и изучении новых форм предпринимательства, разработке предложений по содействию малым предприятиям. С помощью законодательных и нормативных актов формируется система экономических, финансовых, материальных и других мер, оказывающих необходимую поддержку субъектам малого предпринимательства. В 2007 г. из средств федерального бюджета было направлено на комплекс мероприятий по поддержке малого предпринимательства 3,8 млрд. руб., что превысило аналогичный показатель 2006 г. на 0,3 млрд. руб. Приоритетными являются мероприятия, направленные на развитие сектора финансовых услуг малым фирмам, предоставлению возможности пользоваться современными офисными и производственными площадями.

Поддержка субъектов малого предпринимательства принимает разнообразные формы и осуществляется на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном уровнях и. На федеральном уровне действует Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства, Государственной Думой принята концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ, Правительством утверждён комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства.

Одной из важнейших задач является ориентация предпринимательства на решение приоритетных социально-экономических и экологических проблем региона, ведущая роль в этом принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ и созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства: торгово-промышленным палатам, действующим в регионах, фондам поддержки предпринимательства, кредитным потребительским кооперативам, исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований. Этим структурам хорошо известны проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, и они способны осуществлять их адресную поддержку с учетом приоритетных направлений работы с субъектами малого предпринимательства в регионе.

Для выработки и совершенствования региональной политики в области малого предпринимательства необходим анализ особенностей становления и развития малого бизнеса в регионе, который позволит выделить причины, как способствующие, так и сдерживающие его развитие.

Как показал анализ, в большинстве регионов наиболее существенными сдерживающими факторами являются финансово-экономические проблемы,

включающие в себя как недостаточный объём стартового капитала, так и нехватку средств на развитие (основные активы и оборотные средства). Региональная система финансово-кредитной поддержки малого бизнеса должна в первую очередь способствовать доступу начинающих малых предприятий к источникам финансирования и включать выработку определённого набора мероприятий. Отметим наиболее важные из них, прежде всего - создание залогового фонда под гарантии бюджета для «стартового» кредитования субъектов малого бизнеса. Первоочередной задачей реализации кредитования банками малых предприятий становятся выделение объектов муниципальной собственности в «залоговый фонд» территории и разработка вопроса о возможности кредитования их под более низкие проценты. Важно и развитие в регионе кредитных кооперативов, других небанковских кредитных институтов с целью функционирования механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства на возвратной основе. Внедрение в работу банков упрощенных схем кредитования расширит возможности доступа малых предприятий к источникам финансовых средств. Субсидирование части процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, из регионального бюджета будет способствовать удешевлению кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса. В

Бизнес в законе

3'2009

комплекс мер, направленных на развитие системы финансово-кредитной поддержки, необходимо

включить развитие системы по созданию кредитных историй, характеризующих платёжную дисциплину малых предприятий.

Следующая группа проблем связана с регистрацией объектов недвижимости (арендные отношения, купля-продажа). Преодоление административных барьеров здесь возможно за счет совершенствования принципа «единого окна», имеющего целью создать максимальные удобства для субъектов малого бизнеса в вопросах постановки на учет, заключения договоров на аренду, оформления иной разрешительной документации. Первоочередной задачей является разработка вопроса выкупа арендуемых на протяжении длительного времени объектов муниципальной собственности субъектами малого предпринимательства, которые произвели неотделимые улучшения данного имущества.

Имеет место проблема недостаточной взаимосвязи и взаимодействия с административными и правоохранительными органами территории, без которых невозможна поддержка субъектов малого бизнеса. Разногласия с представителями контролирующих и правоохранительных органов можно преодолеть путем совместного обсуждения проблем и поиска приемлемых путей их решения. Защиту прав и интересов предпринимателей на всех уровнях власти могут и должны объективно и квалифицированно осуществлять союзы и ассоциации малых предприятий, а также региональные инициативные группы предпринимателей. Именно они в состоянии освещать общие принципиально важные проблемы, например, возникающие при открытии нового дела или расширении производства, а также предлагать пути их решения.

Рост и развитие малого предпринимательства сдерживает нечестная конкуренция, в том числе использование контрафактной продукции, уход от налоговых и таможенных платежей. Решение указанных проблем возможно, в том числе и посредством повышения профессионализма предпринимателей в области налогообложения, бизнес-планирования, юридической грамотности в рамках проводимых региональными экономическими структурами тематических семинаров.

Основным инструментом содействия малому предпринимательству в регионах являются программы поддержки малого бизнеса, рассчитанные, как правило, на два-три года. Одна из проблем заключается в тои, что региональные программы зачастую механически копируют мероприятия федеральной программы. В силу этого слабо учитываются специализация развития региона в целом и особенности становления и развития малого бизнеса, в частности.

Среди первоочередных задач, решаемых с помощью вышеуказанных программ, следует отметить: 1) информационную и юридическую поддержку предпринимательской деятельности; 2) оказание консультационной и организационно-методической помощи, консалтинговых услуг; 3) содействие продвижению товаров и услуг на региональном и национальном путём привлечения к участию в ярмарках, выставках, форумах и других мероприятиях, проводимых на региональном и федеральном уровнях; 4) инвестиционную деятельность (помощь в составлении бизнес-планов, методических реко-

мендаций и проектов перспективных направлений развития малого предпринимательства, создание банка данных субъектов малого бизнеса, а также привлечение к участию в городских и региональных инвестиционных проектах).

Региональные программы поддержки малого бизнеса содействуют активному участию предпринимателей в решении экономических и социальных задач в рамках определенной территории. Наиболее эффективны программы, связанные со стратегией социально-экономического развития региона. В этом случае речь идет не о случайном наборе мер, а об обоснованной системе мероприятий, определяемых как возможностями регионального рынка, так и потребностями малого бизнеса и специализацией региона. С учетом вышеизложенного, программы должны быть согласованы и увязаны с другими региональными программными документами. В основе составления этих программ лежит анализ состояния и тенденций экономического и социального развития региона, позволяющий выявить проблемы, решение которых возможно с участием малого и среднего бизнеса, а также определить приоритетные направления его развития и поддержки. Согласование указанных региональных документов объективно подтверждает приоритетность мероприятий, включаемых в программу поддержки малого предпринимательства, и обосновывает приоритетные отрасли экономики в регионе

Говоря о реализации программ, необходимо отметить, что в настоящее время не проводятся независимые анализ и оценка результатов их выполнения. Содержащиеся в самих региональных программах оценки нельзя признать объективными, так как они даются теми, кто занимался их непосредственной. Кроме того, программы не содержат рекомендаций по контролю исполнения запланированных мероприятий и их эффективности. При разработке программ необходимо учитывать конкретные особенности социально-экономического и экологического состояния региона, которые, в свою очередь, выявляются на основе системного анализа сложившейся структуры производства, потребностей населения в товарах и услугах, имеющихся сырьевых и трудовых ресурсах, экологических проблем. При этом важно учитывать решение социальных проблем региона, а именно, создание новых рабочих мест и сдерживание роста безработицы; решение жилищной проблемы; развитие всего комплекса социальной инфраструктуры.

Как показывает практика в большинстве регионов наиболее востребованными направлениями создания и функционирования малого предпринимательства являются: жилищно-коммунальное обслуживание и благоустройство территорий; социальная сфера; производства, выпускающие импортозамещающую продукцию; торговля и организация досуга; общественное питание и бытовое обслуживание; работа с молодёжью. Именно на эти направления деятельности, прежде всего, следует ориентировать предпринимателей, осуществляя их адресную поддержку.

Большое значение имеет создание и развитие в регионе необходимой инфраструктуры для поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Она должна предоставлять технические и консультационные услуги, наряду с финансовой помощью, содействовать в

получении государственных заказов и др. Региональная инфраструктура малого предпринимательства должна включать учебные и производственнотехнологические центры, страховые и лизинговые компании, бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.

Центральным звеном рыночной инфраструктуры является система информационной поддержки предпринимательства. Сюда следует отнести базы данных о законодательных и нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в регионе; информационные блоки о неиспользованных или нерационально используемых сырьевых ресурсах, в том числе отходах производства, о свободных производственных мощностях, об объектах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по ряду номенклатурных позиций, другой маркетинговой деятельности .

Задача содействия развитию малого бизнеса в регионе может быть решена лишь в том случае, если государственная и региональная политика будут опираться на реальные системные представления о масштабах, структуре и остроте проблем в данной области. Важную роль здесь должен играть социально-экономический ретроспективный и прогнозный мониторинг, на основе данных которого можно принимать обоснованные управленческие решения по широкому кругу вопросов экономического и социального развития региона.

Список литературы:

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.: Анкил, 2003.

2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. М.: Дашков и К, 2003.

3. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.