ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕРГРАЦИИ (ВЗГЛЯД ИЗ АРМЕНИИ)
доктор социологический наук, научный руководитель Института философии, социологии и права Национальной академии наук Армении (Ереван, Армения)1 e-mail: [email protected]
Погосян Геворк Арамович
Аннотация. В работе утверждается, что анализ перспектив социально-экономической интеграции стран - членов ЕАЭС невозможно проводить без учета тех коренных перемен в мировом порядке, которые происходят в настоящее время в результате военной операции России в Украине. Показано, что Армения как страна, непосредственно участвующая в евразийской интеграции в рамках ЕАЭС, стала ощущать последствия изменений, начавшихся вследствие военного российско-украинского конфликта.
Ключевые слова: евразийская интеграция; ЕАЭС; Армения; Россия; миграция; война.
Для цитирования: Погосян Г.А. Перспективы евразийской социально-экономической интеграции (взгляд из Армении) // Социальные новации и социальные науки : [электронный журнал]. -
2022. - № 2. - С. 22-30.
URL: https://sns-joumal.ru/ru/archive/
DOI: 10.31249/snsn/2022.02.02
Рукопись поступила 13.04.2022
1 © Погосян Г.А., 2022
Введение
Военная операция России на Украине и «драконовские» санкции, применяемые Западом против России, незамедлительно сказываются на ее экономических и социальных отношениях со странами ЕАЭС, что непосредственно влияет на армянскую экономику. Россия является важнейшим экономическим партнером Армении - на ее долю приходится наибольшая часть экспорта армянской продукции. В настоящее время уже ощущается резкое сокращение частных трансфертов от работающих в России армянских мигрантов и снижение объема поступающих в Армению инвестиций.
В начале апреля 2022 г. в Ереване прошел круглый стол «Перспективы и возможности развития ЕАЭС после объявления коллективным Западом экономической войны России», на котором принимали участие послы России, Беларуси и Казахстана, а также политологи, экономисты, социологи, представители бизнеса и журналисты. Круглый стол был организован Евразийским экспертным клубом и аналитической организацией «Интеграция и развитие». В своих выступлениях и докладах эксперты высказывали мысли о необходимости разработки долгосрочной коллективной программы противостояния санкциям, поскольку даже после завершения военной операции российских вооруженных сил на Украине они скорее всего не будут отменены и довольно длительное время станут оказывать деструктивное воздействие на социально-экономическую обстановку в ЕАЭС [Геворкян, 2022 а].
Конечно, уже сейчас санкции по принципу «эффекта бумеранга» наносят существенный вред экономике самих европейских стран, которые пренебрегли законами рыночной экономики, поддержав и присоединившись к американским санкциям по политическим соображениям. Более того, на наших глазах глобальный мир входит в совершено новый исторический этап масштабной холодной войны, в любой момент способной перерасти в ядерный военный конфликт. Хотя допустить этого никак нельзя. В перспективе социум движется к новому глобальному порядку, в котором может поменяться роль и место как отдельных стран, так и их союзов или ассоциаций. Между тем современный евразийский интеграционный процесс уже приобрел глобальный масштаб, и «консолидация евразийских сообществ может создать новую конфигурацию евразийского мира» [Попков, Тюгашева, 2013, с. 16-17]. Но к этой новой консолидации необходимо идти с соответствующей парадигмой и идеологией, учитывающей условия складывающегося нового миропорядка.
В данном контексте также необходимо обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие в странах ЕАЭС и противостоять экономическим санкциям Запада. Экономисты предлагают использовать дополнительные возможности Союза для создания совместных предприятий в самых различных сферах. Следует тщательным образом пересмотреть экспортную политику стран в плане расширения и углубления торговых отношений, прежде всего с Ираном, Китаем, Индией и с арабским миром. Причем, стоит перейти с ними, как собственно и со странами ЕАЭС, на рублевые расчеты, особенно в сфере энергетических ресурсов.
Страны ЕАЭС должны совместными усилиями обеспечить тот путь развития, благодаря которому максимально будет реализован их общий потенциал. Например, в Армении много возможностей для производства необходимых России товаров и услуг, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим необходимо укреплять социально-экономические отношения и развивать взаимодействие в разных областях (включая ИКТ), что принесет взаимную выгоду и обеспечит экономический рост [Тавадян, Тавадян, 2021, с. 76-89].
Проблемы интеграции на фоне обострения геополитической обстановки
На сегодняшний день важнейшей для Армении проблемой являются вопросы национальной безопасности, а также эмиграции и репатриации населения, которые тесно связаны между собой.
После поражения в 44-дневной войне 2020 г. появился достаточно серьезный мотив миграции населения из страны. Границы Армении оказались небезопасными и плохо защищенными; у многих граждан, особенно в приграничных с Азербайджаном селах, это до сих пор вызывает немалую тревогу [Геворкян, 2022 в]. К этому добавляется возрастающая вероятность новой войны, а также растет риск возможной интервенции со стороны соседних стран. На ряде восточных приграничных территориях Армянской республики с мая 2021 г. находятся подразделения азербайджанской армии, а власти ничего не предпринимают для изменения положения. Совершенно очевидно, что подобная ситуация сама по себе создает крайне неблагоприятные условия для жителей приграничных сел. В любой стране аналогичные обстоятельства выполняли бы роль «выталкивающего фактора», особенно для семей с детьми.
Об увеличивающемся оттоке населения из Армении говорится давно, но вот о потенциальной репатриации сказано недостаточно. В связи с этим в 2020 г. Институт философии, социологии и права НАН РА совместно с Институтом демографических исследований РАН запустил совместный исследовательский проект под названием «Армянская диаспора России в контексте интеграционных процессов в ЕАЭС»1. Армянских социологов интересовал вопрос о репатриационном потенциале армянской диаспоры России. Существуют ли у нее подобные настроения и тенденции, есть ли такой ресурс у Армении, и если да - то каковы его масштабы? Для российских социологов
1 Проект выполняется по гранту Министерства науки, образования, культуры и спорта РА (код 20 КГ-043).
24
эта тема представляла интерес в плане изучения возможностей и перспектив социально-экономической интеграции армянской диаспоры в России и оценки ее возможного воздействия на развитие российской экономики [Социально-экономический потенциал ... , 2021, с. 117-128].
В рамках проекта в Армении был проведен направленный опрос «методом снежного кома» в 33 городах всех 12 регионов страны. Специально были найдены семьи, в которых имелись уехавшие в Россию родственники. Было опрошено 500 семей. В России был проведен опрос среди 1500 армянских мигрантов в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях. Результаты опросов показали поразительную схожесть и оказались несколько неожиданными. Выяснилось, что при улучшении ситуации в Армении часть проживающих в России армян (7-10%) готова вернуться на родину [Феномен диаспоры ... , 2021, с. 1-10].
Данные исследования были осуществлены до российской специальной военной операции на Украине. С началом военных действий на Украине обстановка стала резко меняться не только этом в регионе, но и во всем мире. Украинский кризис и западные санкции по отношению к России послужили причиной решения многих жителей покинуть страну. Совершенно неожиданно образовался достаточно большой поток мигрантов из России в Армению. В настоящее время в ереванском аэропорту «Звартноц» ежедневно приземляется около 40 самолетов из разных городов России. Провинциальные армянские города, жители которых еще вчера ездили в Москву на заработки, теперь стали приоритетным направлением миграции для самих москвичей. В Армению приезжают не только армяне, но и русские, и даже украинцы. Подавляющее большинство приехавших в Ереван россиян являются представителями среднего бизнеса, занимающиеся внешней экономической деятельностью.
По словам министра экономики Армении, заявки на перенос бизнеса и своей деятельности в Армению подали десятки и сотни российских 1Т-компаний [Мирзоян, 2022]. По данным обозревателя Сш1пе^ между 24 февраля и 10 марта 2022 г. в Армению въехало 50 тысяч россиян [Ереван -новый Амстердам? ... , 2022]. Можно предположить, что часть из них (около 20 тысяч) транзитом направились в Грузию [Бактемир, 2022]. Кто-то из них едет из-за страха политических репрессий или призыва в армию. Другие переезжают по экономическим причинам. К примеру, перебираются в Армению целыми офисами, потому что работать в России под санкциями становится неудобно. Видимо речь идет о желании беспрепятственно получать зарплату из-за границы, пользоваться привычными западными сервисами, не переживать о дефиците продуктов или закрытии любимых кафе и магазинов [Бактемир, 2022].
Министерство экономики Армении стало рекламировать услуги по комфортной релокации бизнеса, а офис уполномоченного по делам диаспоры публикует гайды не только для репатриантов, но и для неармянских иммигрантов. Чтобы временное переселение россиян проходило максимально комфортно, в Министерстве экономики Армении создали рабочую группу по переносу и
25
по созданию нового бизнеса. Для удобства был даже создан специальный Те^гат-канал «Рело-кация в Армению». Даже ветеринарная служба снизила требования ко ввозу домашних животных, чтобы помочь мигрантам из России быстрее и проще перевезти своих питомцев.
Вместе с тем в Ереване выросли цены на аренду квартир. Пострадали также граждане Армении, живущие на трансферты от работающих в России родственников.
Считалось, что на фоне кризиса на Украине и санкций вырастет поток туристов из России в Армению. Количество прибывающих россиян в страну действительно возросло, но не все визитеры прибывают для отдыха. На фоне девальвации рубля часть потенциальных визитеров из России стала неплатежеспособной; другая, более состоятельная часть, стала тратить меньше обычного. Все это снижает стоимость турпакетов в Армению. По этой причине можно надеяться на увеличение количества россиян, прибывающих в страну с целью отдыха, после того, как напряжение спадет и конфликт разрешится [Частота рейсов ... , 2022].
Как отмечает английский политический аналитик М. Хесс: «Из всех государств Южного Кавказа высокому риску прямых экономических последствий российского кризиса может быть подвержена Армения, как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС)» [Хесс, 2022]. На Западе уже раздаются призывы наложить превентивные санкции на членов ЕАЭС, чтобы закрыть России потенциальные пути обхода экономических ограничений. Кроме того, Москва до конца лета 2022 г. приостановила экспорт своим ближайшим союзникам кукурузы, пшеницы и других зерновых. Армения покрывает 70% своих нужд в пшенице за счет импорта, причем в 2020 г. 99% этого импорта поступало из России. Хотя дефицита хлеба в Ереване нет, но в марте цены на него выросли на 20%. В уязвимом положении оказался и армянский драм: с начала войны его стоимость по отношению к доллару США упала на 8% [Хесс, 2022].
Сценарии социально-экономического развития в послевоенный период
Если санкции не будут распространены на Армению, то республика может извлечь из сложившейся ситуации определенные выгоды как в экономическом, так и в демографическом плане. Многие мигранты из Армении, которые когда-то выехали в Россию в поисках работы, предпочтут вернуться назад на родину и перевести сюда свой бизнес. Сохраняя одновременно экономические связи и контакты с Россией, они смогут оказать неоценимую услугу экономике обеих стран. В свою очередь подобная добровольная репатриация армянских мигрантов из России поможет Армении не только существенно модернизировать экономику, но и частично решить демографическую проблему.
Вместе с тем Армении надо будет пересмотреть свою внешнюю политику, которая в 19982008 гг. была построена на комплиментарности, а затем, в 2008-2018 гг., на так называемой мно-говекторности.
Армянский народ сам должен выбрать свой путь развития. Идти по пути интеграции с ЕС и НАТО или по пути более глубокой интеграции с Россией в рамках ЕАЭС и ОДКБ? Всем очевидно, что интеграция Армении с НАТО означает ее переход на сторону Турции. Нынешняя политическая элита страны и партия власти «Гражданский договор» фактически ведут Армению именно к этому. С другой стороны, население Армении ориентировано в сторону России. Оно убеждено, что безопасность и физическое спасение народа сегодня, как и 100 лет назад, зависит от России. Начиная с 2018 г., после «бархатной» революции и в особенности - после проигранной 44-дневной войны, стало совершенно ясно, что стратегическое партнерство с Россией нуждается в серьезном переосмыслении [Закарян, 2022]. Это может быть новый союз или новый договор о безопасности и военно-стратегическом союзничестве; это может быть увеличение военного контингента РФ на территории Армении. Конкретно сказать, какой формат нужен, сейчас пока никто не может. Но понятно, что необходимо делать определенные шаги в этом направлении.
Проблеме места и роли Армении в новом складывающемся миропорядке, в частности, была посвящена научная конференция «Конфликт Россия - Запад: наше место в новом миропорядке», прошедшая 19 марта 2022 г. в Ереване [Геворкян, 2022 б]. Анализ достижений и актуальных задач армяно-российского политического, экономического, военного и гуманитарного сотрудничества проводится также в недавно вышедшей на армянском и русском языках коллективной монографии «Армения - Россия: дружба, сотрудничество и взаимопомощь», посвященной 30-летию установления дипломатических отношений между двумя странами [Саркисян, 2022].
Не будет лишним еще раз напомнить, что мы живем в эпоху информационных и гибридных войн, в которых пока проигрываем западным оппонентам. Сегодня никому и ни в какой стране мира в голову не приходит мысль начать настоящую войну с Россией. Именно поэтому ее противники переносят боевые действия в информационное пространство, в интернет-среду. Здесь при значительно меньших затратах можно добиться колоссальных побед над противником, вплоть до смены политических режимов. Методы подобных информационных войн уже хорошо известны. Это и различные «цветные революции», и применение тактики «мягкой силы», и развитие теории «управляемого хаоса», и многое другое. Есть много специальных исследований, в том числе и в Армении, о том как сведения в соцсетях влияют на уровень информированности и участия граждан в различных акциях протеста. Интернет сегодня - это огромный ресурс мобилизации социальной активности. Поэтому давно пора начать использовать площадки Интернета в целях продвижения интересов евразийской интеграции.
Заключение
Евразийский интеграционный проект развивается в условиях жесткой конкуренции с проектом европейской интеграции. Причем на сегодня притягательность ЕС во много раз превосходит
27
привлекательность ЕАЭС [Погосян, 2021, с. 127-147], особенно среди молодежи. Поэтому следует повышать привлекательность евразийской интеграционной модели. Самое большое ее преимущество - это гарантия безопасности для стран-участниц. Самое слабое место - экономическое отставание и низкий уровень жизни населения.
В целом необходимо перейти на про-активную стратегию интеграции вместо ре-активной. Иначе говоря, идти по пути активного формирования интегративных тенденций, а не реагировать на возникающие, а зачастую навязываемые извне вызовы и угрозы [Тавадян, 2021, с. 36-41]. Например, следует создать и продвигать независимое интернет-пространство со своими порталами и единым (русским) языком общения. Целесообразно также подумать о параллельном введении в оборот единой конвертируемой валюты для всех стран - членов ЕАЭС. Частному капиталу, особенно крупному, следует создать возможности для прямых инвестиций, а также прямого финансирования социальных проектов (помимо средств госбюджета, которые зачастую разворовываются коррупционными элементами).
Со второго десятилетия XXI в. на всем внешнем контуре ЕАЭС обострилась проблема безопасности. Нарастание локальных и региональных конфликтов и пограничных столкновений на Украине, Южном Кавказе и Таджикистане свидетельствуют о серьезном противостоянии между США, ЕС и НАТО с одной стороны, и Российской Федерацией и странами ЕАЭС - с другой. Особую озабоченность вызывает активное участие турецких сил в армяно-азербайджанской 44-дневной войне осенью 2020 г. и стремление Турции расширить свое влияние на территорию всего Кавказа и далее на Среднюю Азию.
Обеспечение национальной и государственной безопасности непосредственно связано с уровнем социальной консолидации внутри стран ЕАЭС. В этом плане активная позиция гражданского общества играет решающую роль. Поэтому чрезвычайно важно переориентировать институты гражданского общества в странах ЕАЭС на проблематику евразийской интеграции. Необходимо форсировать развитие сети аналитических центров в странах ЕАЭС, активизировать их скоординированные действия и совместные проекты, направленные на углубление евразийской интеграции. Параллельно надо создавать новые площадки, в том числе виртуальные, интернет-порталы и социальные сети с целью стимулирования и обеспечения постоянно действующей коммуникации для аналитическо-экспертного сообщества.
Поскольку идет не столько обычная война, сколько информационная, следует кардинально изменить ситуацию на информационном фронте, на котором пока ЕАЭС полностью проигрывает. Ведь многие граждане Союза получают новости из русскоязычного выпуска телеканала «EuroNews». Необходимо создать телевизионный новостной канал круглосуточного вещания «Новости Евразии» наподобие «Россия 24» и «Мир», но только с вещанием на русском языке для всех стран ЕАЭС.
Назрела также необходимость в акселерации процессов социально-экономической интеграции и взрывного развития гуманитарного сотрудничества внутри ЕАЭС среди гражданского общества и неправительственных организаций стран-участниц. За прошедшее с момента распада СССР время в постсоветских странах уже выросло поколение людей, совершенно незнакомых с существовавшими в советский период системами и нормами межнационального и межличностного общения. Новое поколение молодежи ориентировано преимущественно на Интернет и социальные сети и не обладает опытом личной коммуникации с молодежью из других стран Союза. К тому же оно является носителем ослабленной исторической и социальной памяти, а также морально и психологически оторвано от поколения родителей, выросших и получивших основополагающее воспитание в советской школе. Следует также учесть, что различные западные фонды уже давно открыто и эффективно реализуют в постсоветских странах свои образовательные, правозащитные и профессиональные программы, разработанные и адресованные специально для молодого поколения. Процесс его социализации во многом уже упущен, поэтому сейчас речь идет о попытке исправить ситуацию.
Вместе с тем немалая часть сегодняшней молодежи получила образование, обрела профессию и впервые приступила к работе в России, связывает свое будущее с ее экономикой. Это огромный ресурс, который должен быть в центре внимания и заботы со стороны органов и структур, заинтересованных в углублении и развитии евразийской интеграции. Ведь именно это поколение в ближайшее десятилетие выходит на политическую авансцену; именно ему суждено взять в руки управление странами Союза; именно оно будет определять вектор политической ориентации государств. Кроме того, на смену поколению 1990-х идет подрастающее поколение «нулевых», идеологическую работу с которыми еще не поздно наладить и развернуть. Здесь открывается огромное поле для работы.
На наш взгляд чрезвычайно важно в 2022-2025 гг. разработать и запустить масштабные совместные проекты в гуманитарной сфере, особенно в области образования среди молодежи и организаций гражданского общества стран ЕАЭС. Интенсивное развитие социально-экономического и гуманитарного сотрудничества служит надежным фундаментом для устойчивого развития стран ЕАЭС, а также для укрепления их национальной безопасности.
Список литературы
1. Бактемир Т. Ненастоящая заграница // Холод. - 2022. - 19.03. - URL: https://holod.media/2022/03/19/nenastoyash haya-zagranicza/ (дата обращения 12.04.2022).
2. Геворкян З. Экономическая война запада против России. Что ждет ЕАЭС? // Голос Армении. - 2022 а. - 06.04. -URL: https://golosarmenii.am/article/146173/ekonomicheskaya-vojna-zapada-protiv-rossii--chto-zhdet-eaes (дата обращения 20.04.2022).
3. Геворкян З. Россия - Запад: наше место в новом миропорядке // Голос Армении. - 2022 б. - 19.03. - URL: https://go losarmenii.am/article/144637/rossiya -zapad-nashe-mesto-v-novom-miroporyadke (дата обращения 20.03. 2022).
4. Геворкян З. Эмиграция vs репатриация: почему люди уезжают и при каких условиях готовы вернуться? Интервью академика НАН РА Г.А. Погосяна // Голос Армении. - 2022 в. - 16.02. - URL: https://www.golosarmenii.am/article/
29
141618/emigraciy a -VS-repatriaciy a -pochemu-lyudi-uezzhayut-i-pri-kakix-usloviyax-gotovy -vernutsy a?fbclid=IwAR3 dPR WiqKAkCAjM0S9tH0bkdueFHXUu0_HXMvVQFy3P_ iBv_XaKddNA3 PY (дата обращения 16.02.2022).
5. Ереван - новый Амстердам? О притоке россиян в Армению // Civilnet. - 2022. - 12.03. - URL: https://www.civilnet. am/ru/news/653451/ереван-новый-амстердам-о-притоке-россиян-в-армению/ (дата обращения 01.04. 2022).
6. Закарян А. Стратегическое партнерство Армении с Россией нуждается в восстановлении и переосмыслении // Голос Армении. - 2022. - 19.03. - URL: https://golosarmenii.am/article/144629/artak-zakaryan-strategicheskoe-partnerstvo-armenii-s-rossiej-nuzhdaetsya-v-vosstanovlenii-i-pereosmyslenii (дата обращения 21.03.2022).
7. Мирзоян Т. Если получится с работой, останемся // Голос Армении. - 2022. - 07.03. - URL: https://golosarmenii.am/ article/143370/esli-poluchitsya -s-rabotoj--ostanemsya (дата обращения 04.04.2022).
8. Погосян Г.А. Армянские общины России: интеграция или репатриация // Философия в современном мире : Материалы международной конференции по случаю Дня философии ЮНЕСКО (На арм. яз.). - Ереван : Мива -Прес, 2021.- Т. 11.- С. 127-147.
9. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Феномен евразийства // Евразийство и мир. - 2013. - № 2. - С. 4-18. - URL: https://cy berleninka. ru/article/n/fenomen-evraziystva (дата обращения 02.04.2022).
10. Саркисян А. Вышел в свет сборник статей, посвященных 30-летию установления дипломатических отношений между Арменией и Россией // ARMENPRESS. - 2022. - 08.04. - URL: https://armenpress.am/rus/news/1080146.html? fbclid=IwAR10ultlo7mRBpLpW78KPyM8KUH-%20%20%20%20%20%20DZe5t1UDLefKdr2fkeRjZJuH-JxEZKM (дата обращения 10.04.2022).
11. Социально-экономический потенциал армянской диаспоры в контексте интеграции в ЕАЭС / Топилин А. [и др.] // Центральная Азия и Кавказ. - 2021. - Т. 24, вып. 3. - С. 117-128. - URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=10751& type=publ (дата обращения 29.04.2022).
12. Тавадян А., Манасерян Т. Краткосрочные и среднесрочные перспективы развития армяно-российского экономического сотрудничества / Современное состояние и видимые перспективы армяно-российского стратегического союза : сб. ст. - Ереван : Наапет, 2021. - С. 36-41.
13. Тавадян А., Тавадян Аг. Сценарии развития и возможные эффекты интеграции // Мир перемен. - 2021. - № 3. -С. 76-89.
14. Феномен диаспоры : анализ современного состояния через призму исследований в данной области / Осадчая Г.И., Погосян Г.А. [и др.] // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2021. - Т. 12, № 2. - С. 1-10. - URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=10541 &type=publ (дата обращения 03.04.2022).
15. Хесс М. Страны Южного Кавказа готовятся к жесткой посадке России // TURAN.AZ. - 2022. - 19.03 - URL: https://www.turan.az/ext/news/2022/3/free/Want_to_Say/ru/2832.htm (дата обращения 20.03.2022).
16. Частота рейсов из России в Армению выросла // Голос Армении. Sputnik Армении. - 2022. - 05.03. - URL: https://golosarmenii.am/article/143333/chastota-rejsov -iz-rossii-v-armeniyu-vyrosl (дата обращения 05.03.2022).
PROSPECTS FOR EURASIAN SOCIO-ECONOMIC INTEGRATION IN THE POST-WAR PERIOD
(view from Armenia)
Gevorg Poghosyan
DrS (Soc. Sci.), Scientific Head of Institute of Philosophy, Sociology and Law of Armenian National Academy of Sciences (Yerevan, Armenia) e-mail: [email protected]
Abstract. The paper argues that it is impossible to analyze the prospects for the socio-economic integration of the EAEU member countries without taking into account the fundamental changes in the world order that are currently taking place as a result of Russia's military operation in Ukraine. Shows that Armenia, as a country - direct participant in the Eurasian integration within the EAEU, began to feel the consequences of the changes that started as a result of the military Russian-Ukrainian conflict.
Keywords: Eurasian integration; EAEU; Armenia; Russia; migration; war.
For citation. Poghosyan G.A. Prospects for Eurasian socio-economic integration (view from Armenia) // Social Novelties and Social Sciences . [electronic journal]. - 2022. - № 2. - P. 22-30.
URL : https://sns-joumal.ru/ru/archive/
DOI: 10.31249/snsn/2022.02.02