УДК 327.82
Выбор Армении: почему ЕАЭС, а не Евросоюз?
Марк ЯДРИХИНСКИЙ
Внешняя политика президентов Армении до «бархатной революции»
После обретения Арменией независимости (1991 г.) первый президент Армении Л. Тер-Петросян стремился проводить прагматичную, разновекторную внешнюю политику, отведя своей стране роль моста между Востоком и Западом. С этой целью он предпочитал не акцентировать внимание на негативных аспектах исторической памяти, которые могли бы омрачить двусторонние отношения как с Азербайджаном, так и с Турцией и не позволить извлечь политические и экономические выгоды на новом этапе исторического развития. Соответ-
ственно, Тер-Петросян стал позиционировать эти страны как естественных союзников Армении [ 1, р. 147-148].
В период своего президентства Р. О. Кочарян подверг ревизии этот политический курс, вернув в политику, в той или иной степени, наследие коллективной памяти, каким бы горьким оно ни было. По его мнению, Армения не должна отказываться от признания геноцида со стороны османской Турции даже ради сближения двух стран.
Однако фактически в своей внешней политике Кочарян, опира-
ЯДРИХИНСКИЙ Марк Дмитриевич - аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ). E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Армения, Россия, Азербайджан, ЕАЭС, ЕС, карабахский конфликт.
1 Terzyan A. The evolution of Armenia's foreign policy identity: the conception of identity driven paths. Friends and foes in .Armenian foreign policy discource // Values and identity as sources of foreign policy in Armenia and Georgia. Publisher: Universal, 2016.
ясь на предложенную концепцию «взаимодополняемости», придерживался всё той же многовекторно-сти, направленной на разумное балансирование между интересами крупных держав. Вместе с тем, в отличие от своего предшественника, он выступал за более прозападную внешнеполитическую повестку дня, предполагающую как политическое, так и военное сближение с Западом. Именно при президенте Кочаряне правящая элита стала рассматривать изменение ориентации внешней политики страны на Европейский союз как свой цивилизационный выбор. Промежуточным итогом этой политики стало вступление Армении в Совет Европы (2001 г.). В 2004 г. страна стала участником Европейской политики соседства, нацеленной на ещё большее сближение стран Евросоюза с рядом постсоветских республик, в том числе в политико-правовой сфере. Развитие и укрепление отношений Армении с европейскими структурами было определено в качестве внешнеполитического приоритета в Стратегии национальной безопасности 2007 г. [1, р. 150-152].
Тем не менее Кочарян не оспаривал важность армяно-российских отношений, продолжая рассматривать Россию как стратегического партнёра Армении. Этому способствовало то, что и Российская Федерация в начале 2000-х годов, казалось, тоже придерживалась курса на сближение с евро-структурами.
Евроинтеграционная политика Армении была продолжена и при президенте С. Саргсяне, вступившем в должность в 2008 г. [1, р. 156]. Свидетельством стало активное участие страны в очередном проекте ЕС «Восточное партнёрство», созданном для втягивания ряда постсоветских республик в европейскую орбиту. Армянский президент оценил этот проект как возможность получить от ЕС существенные политические и финансово-экономические дивиденды. Что касается России, то С. Саргсян рассматривал стратегическое партнёрство с ней как важный фактор поддержания стабильности и безопасности на Южном Кавказе [1, р. 158]. Особую роль при этом играло стремление сохранить статус-кво в Нагорном Карабахе.
Отношения Армении и Европейского союза
Официальные представители Евросоюза объявили (24 июля 2013 г.) о готовности (наряду с Грузией и Молдавией) парафировать соглашения об ассоциации вместе с DCFTA (глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле) во время Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства», запланированного на 29 ноября 2013 г.
Однако неожиданно, после закрытых переговоров между В. Путиным и С. Саргсяном, состоявшихся 3 сентября 2013 г., российский президент объявил о намерении Армении вступить в Таможенный союз (ТС). Вскоре армянский президент подтвердил его слова.
Однако это не привело к свёртыванию отношений Армении с ЕС,
которые в настоящее время регулируются Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве между ЕС и Арменией (CEPA), подписанном 24 ноября 2017 г. [2]. CEPA призвано обеспечивать укрепление сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, в частности в политической и экономической.
В рамках СЕРА Армения и ЕС сотрудничают в области безопасности и правосудия в целях укрепления верховенства права и уважения прав человека и основных свобод. Для осуществления данной программы стране предоставляется финансовая помощь: её объём составляет до 160 млн евро в период 20172020 гг.
Торгово-экономическое сотрудничество с Евросоюзом играет важную роль в армянской экономике. Торговля со странами - членами ЕС составляет около 23,6% от общего товарооборота Армении, включая 26,7% армянского экспорта и 22% импорта [3]. Импорт ЕС из Армении состоит из металлов, сырья, напитков и табака. Экспорт же включает машины и транспортное оборудование, промышленные товары, химикаты.
Армения использует квоты ЕС для преференциальной торговли (GSP+).
Общая стоимость преференциального импорта в рамках общей схемы преференций (GSP+) увеличилась с 42 млн евро в 2014 г. до 108 млн евро в 2016 г. Армянский экспорт в ЕС в рамках GSP+ главным образом состоит из алюминиевой продукции (49%), чугуна и стали (46%) [3].
Однако даже при наличии системы преференций Армения всё равно имеет стабильный дефицит торговли с Евросоюзом в размере 300400 млн евро в среднем в год.
Несмотря на многочисленные заключённые соглашения, торгово-экономическое сотрудничество достаточно долго демонстрировало стагнацию: внешнеторговый оборот в 2007-2016 гг. колебался порядка 1 млрд евро [3]. Тем не менее в последние годы наблюдается положительная динамика товарооборота.
Так, в 2017 г. был зафиксирован 14%-ный рост экспорта Армении в ЕС и 19%-ный импорта из ЕС, в 2018 г. рост взаимной торговли также продолжился.
Новое правительство Пашиняна приняло программу развития экономики и гражданского общества, главными компонентами которой были объявлены:
- укрепление демократических институтов;
- эффективное руководство;
- независимость судебной власти;
- борьба с коррупцией;
- ликвидация олигархической системы;
- реформа избирательной системы [4].
Армянский президент считает, что основную помощь в осуществлении демократических реформ ока-
2 Delegation of the European Union to Armenia. Armenia and the EU //URL: https://eeas. europa.eu/delegations/armenia_en/896/Armenia%20and%20the%20EU
3 EU-Armenia bilateral trade relations // URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/armenia/
4 Op-ed: EU-Armenia relations after Velvet Revolution - why no breakthrough has occurred // URL: https://jam-news.net/op-ed-eu-armenia-relations-after-velvet-revolution-why-no-breakthrough-has-occurred/
жет ЕС в рамках СЕРА и программы «Восточное партнёрств» «20 результатов к 2020 году».
Все эти программы официально направлены на:
- развитие институциональных основ развитой рыночной экономики;
- повышение эффективности государственного управления;
- укрепление связей между людьми и обществами Армении и ЕС;
- развитие гражданского общества [5].
Проблема в том, что финансовый инструментарий этих программ весьма ограничен:
- в рамках СЕРА до 2020 г. планируется израсходовать 160 млн евро;
- в рамках развития инфраструктуры у ЕС в стране на данный момент реализуется 129 проектов общей стоимостью 269 млн евро, направленных в основном на сельское хозяйство и энергетику [6].
В целом это не те средства, которые позволили бы воплотить проекты Пашиняна. Новое правительство уже обращалось к ЕС с просьбой расширить программы сотрудничества, на что в ответ было сказано, что увеличения поддержки не будет, так как армянский президент заявил, что резких изменений во внешней политике страны не будет, а поэтому Евросоюз не будет менять свою политику в отношении Армении [4].
Таким образом, несмотря на рост надежд после «революции» и демонстративные попытки нового армянского руководства более сблизиться с Европой, сам ЕС отнюдь не стремится расширять сотрудничество и предпочитает придерживаться плана действий, согласованного ещё при президенте Саргсяне. Да и сам Пашинян вынужден больше ориентироваться на Россию, вопреки своей ранней риторике.
Армения в ЕАЭС: проблемы и перспективы
На встрече 3 сентября 2013 г. президент России В. В. Путин озвучил статистические данные, которые показали всю важность России для Армении и её экономики [7]. Он, в частности, отметил, что:
- Российская Федерация является ведущим торговым партнёром с то-
варооборотом 1,2 млрд долл. в 2012 г.;
- российские инвестиции составили более 3 млрд долл.;
- в стране работает около 1300 российских компаний, а ряд армянских стратегических активов принадлежит и управляется российскими компаниями.
5 Delegation of the European Union to Armenia. Armenia and the EU // URL: https://eeas. europa.eu/delegations/armenia_en/896/Armenia%20and%20the%20EU
6 Armenia's 'Velvet Revolution': A contribution to the Eastern Partnership // URL: https:// euobserver.com/opinion/144871
7 Заявления для прессы по итогам российско-армянских переговоров // URL: http://kremlin. ru/events/president/transcripts/19142
В исследовании, проведённом Евразийским банком развития в 2013 г. [8], оценивалось влияние интеграции в рамках ЕАЭС на экономику в целом, а также на энергетику и транспорт Армении. Кроме того, в прогнозе указывался дополнительный рост ВВП примерно на 4% в течение двух лет, связанный со снижением цен на поставки газа и нефти. Среди основных преимуществ членства Армении в ЕАЭС также подчёркивалась важность интеграции с единым рынком труда и капитала ТС, что обеспечит дальнейшее ежегодное увеличение денежных переводов в Армению примерно на 40 млн долл. (на 3%).
Таким образом, армянское правительство в своём лавировании между ЕС и ЕАЭС тайно склоняется к ЕАЭС, который предложил полноценное членство и конкретные экономические преференции в течение короткого срока, т. е. более выгодные условия с точки зрения армянского политического руководства. Однако вступление совпало со спадом экономики в России. Кроме того, на экономику Армении оказало влияние повышение тарифов. При этом ЕАЭС проводит гораздо более протекционистскую торговую политику, чем большинство постсоветских государств, при этом уровни тарифов России берутся за основу для тарифов ЕАЭС. Так, например, средневзвешенный импортный таможенный тариф Таможенного союза Евразийского экономического сообщества на 2014 г. составил 6,9%, тогда как в том же году армянский тариф был лишь 2,7%.
На практике повышение таможенных пошлин означает, что импорт из третьих стран становится дороже, т. е. цены на продовольствие и другие товары, импортируемые в Армению, например из ЕС и Китая, для населения будут повышаться. Правда, при подготовке к вступлению в Таможенный союз страна провела переговоры о снижении пошлин примерно на 900 товарных групп, что значительно облегчило переход на новую тарифную ставку. Пошлины на поставки природного газа, нефтепродуктов и необработанных алмазов из России были аннулированы, сэкономив Армении около 200 млн долл. в год.
Вступление в ЕАЭС также совпало с падением цен на углеводороды, западными санкциями и обесцениванием российского рубля, что привело к ухудшению экономической активности в России - главном пункте назначения армянских трудовых мигрантов и крупнейшем рынке экспорта армянской сельскохозяйственной продукции и продукции обрабатывающей промышленности. Это негативно повлияло на экономику Армении из-за снижения российского спроса на её товары и значительного сокращения денежных переводов и прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из России. Как следствие, рост армянской экономики в результате вступления в ЕАЭС оказался значительно меньше оптимистических ожиданий 2013 г.
Объёмы экспорта Армении в Россию в 2015 г. сократились на 27% по сравнению с 2014 г., соста-
8 Евразийский банк развития. Армения и ТС: оценка экономического эффекта интеграции // URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cü-reports/armeniya-i-ts-otsenka-ekonomicheskogo-effekta-integratsii/
вив 244 млн долл. В том же году импорт Армении из России сократился до 942 млн долл.
В то же время в 2015 г. экспорт Армении в страны ЕС увеличился на 12,7% по сравнению с предыдущим годом, составив 352 млн долл.
Но уже в 2016 г. начался рост торгово-экономических связей Армении и России: так, экспорт в Россию по итогам 2016 г. увеличился на 51%, составив 371 млн долл. При этом в остальные страны ЕАЭС было экспортировано товаров всего на 21 млн долл. [9].
Армения экспортирует в Россию текстиль, одежду, продукты питания, напитки (вино, минеральную воду), коньяк, сигареты и др.
В связи с восстановлением российской экономики в 2017 и 2018 гг. продолжилось укрепление экономических связей Российской Федерации и Армянской Республики, рост взаимного товарооборота и инвестиций, что вселяет надежду в успешность интеграции в рамках ЕАЭС.
Причины связанности Армении с ЕАЭС
Исходя из экономического и политологического анализа, можно определить основные причины выбора Арменией ЕАЭС, а не Евросоюза.
1. Вопрос безопасности. Проблема Карабаха.
Одной из важных целей внешней политики и политики безопасности Армении остаётся урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе. Вспыхнувший в 1988 г. спор по Карабаху привёл к войне. Несмотря на усилия в рамках Минской группы ОБСЕ, лидеры воевавших стран не смогли договориться об основных принципах урегулирования конфликта. Соглашение о прекращении огня (заключено властями Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха в мае 1994 г. при посредничестве России) остановило боевые действия более чем на десятилетие. Однако в 2008 г. произошла эскалация конфликта. Боевые действия шли и в 2016 г. Одной из проблем, свя-
занных с конфликтом, является и закрытие границ с Арменией со стороны Азербайджана и Турции по итогам войны, что приводит к большим экономическим убыткам.
Конфликт в Нагорном Карабахе и закрытые границы, таким образом, делают необходимыми для Армении прочные отношения с Россией, в частности, в сфере безопасности. Являясь стратегическим союзником Российской Федерации и членом ОДКБ, Армянское государство продолжает во многом полагаться на военную помощь Москвы.
Российские военные поставки в страну включают:
- высокоточные баллистические ракетные комплексы малой дальности (9К720 «Искандер», 9М79 «Точка»);
- системы залпового огня (9К58 «Смерч») и ПВО (С-300);
- баллистические, противотанковые и зенитные ракеты;
- средства радиоэлектронной борьбы;
- бронетранспортёры.
9 Сайт Федеральной таможенной службы // URL: http://www.customs.ru/index. php?optюn=com_content&view=artide&id=13858&Itemid=2095
Россия также обеспечивает модернизацию танков. Кроме того, страны работают над созданием единой системы противовоздушной обороны Кавказа и совместной военной группы.
Российско-армянское военное сотрудничество не ограничивается поставками оружия и техники: личный состав российских силовых структур присутствует на армянской территории.
Среди военных объектов России в Армении -102-я российская военная база (около 5000 чел.) в Помри, срок аренды которой был продлён до 2044 г., и её военно-воздушная составляющая -3624-я авиабаза (эскадрилья) в аэропорту Эребуни в Ереване.
Обе базы относятся к Южному военному округу Российской Федерации, играют важную роль в обеспечении безопасности на Кавказе и являются достаточно эффективным сдерживающим инструментом.
Отдел пограничного контроля Федеральной службы безопасности совместно с армянскими партнёрами осуществляет охрану границ Армении с Турцией и Ираном.
В приграничных районах Гюмри, Армавира, Арташата и Мегри размещены четыре отряда российских пограничников, а в аэропорту Звартноц в Ереване действует отдельное подразделение пограничников ФСБ. В целом погранвойска России насчитывают в Армении около 4500 чел.
2. Экономическая безопасность.
Не только вопросы государственной безопасности повлияли на решение Армении в пользу евразийской интеграции - экономическая зависимость от России тоже оказалась важным фактором для выбора в пользу ЕАЭС. Москва является ключевым внешнеторговым партнё-
ром Еревана, а также главным рынком для экспорта продукции армянского сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности.
Велика роль России и как инвестора: 57% всех ПИИ в Армению пришли из нашей страны.
Дюжина российских корпоративных гигантов являются 100%-ными акционерами армянских АО. Они активно работают в ключевых секторах экономики Армении, включая производство и транспортировку электроэнергии, транспорт, телекоммуникации, банковское дело, страхование и горнодобывающую промышленность [10].
3. Роль армянской диаспоры в России.
На решение Армении встать на сторону Таможенного союза заметно повлиял ещё один фактор, который часто недооценивается, - роль российских армян. Армяне в России достаточно успешны в экономическом и профессиональном планах. По данным официальной переписи населения 2010 г., армянское население Российской Федерации (по состоянию на 2010 г.) составляло 1,2 млн чел. Россия остаётся главной страной назначения для большинства трудовых мигрантов из Армении.
В 2017 г. семь бизнесменов армянского происхождения вошли в число 200 самых богатых людей России с общим объёмом чистых активов в 15 млрд долл.
Вот некоторые из крупнейших российских компаний, которые принадлежат российским пред-
10 Шанявский А. И. Российский капитал в Армении в 2000-2012 гг. // Молодой учёный. 2016. № 3.
принимателям-армянам: «Ташир», «Росгосстрах», «Лудинг», «РЕСО», «Юниаструм банк», «Бамо» и др.
С. Карапетян, магнат недвижимости и глава «Ташир», активно инвестирует в экономику Армении; он также купил акции ЗАО «Электрические сети Армении» у «Интер РАО ЕЭС» в 2015 г.
Основатель компании «Бамо» М. Мурадян инвестировал в армянскую экономику 130 млн долл.
Другой влиятельный бизнесмен, Р. Варданян, играет заметную роль в деловых, благотворительных и образовательных проектах Армении.
Российские компании и армянские бизнесмены, проживающие в России, активно участвуют в армянской горнодобывающей отрасли. Российские армяне являются крупнейшими инвесторами со стороны мировой армянской диаспоры. Они обладают влиятельными деловыми и политическими связями как с российскими, так и с армянскими политиками.
Взаимоотношения между Россией и Арменией после «бархатной революции»
Так называемая «бархатная революция» в Армении началась с протестов 13 апреля 2018 г. против выдвижения экс-президента С. Саргсяна на пост премьер-министра после того, как он, будучи на президентском посту, в 2015 г. провёл в стране Конституционный референдум, по результатам которого смог передать власть премьер-министру в апреле 2018 г., утверждая, что не будет выдвигаться ни в президенты, ни в премьер-министры. Многие углядели в этом попытку узурпировать власть. «Революция» оказалась бескровной - С. Саргсян
и правительство ушли в отставку, премьер-министром стал оппозиционный лидер Н. Пашинян.
Протесты возглавили представители либеральной оппозиции: «Гражданский договор», «Светлая Армения», «Республика», объединившиеся в блок «Елк». Все эти партии отнеслись отрицательно к отказу тогдашнего руководства Армении от ассоциации с ЕС. Главный лидер оппозиции - Н. Пашинян, по образованию журналист, участвующий в армянской политике с 1998 г., ранее неоднократно высказывал своё отрицательное мнение о ЕАЭС [11].
Говорит ли это о том, что Армения для России будет потеряна? Судя по всему, нет. И тому есть много причин.
Карабахская проблема. И Армения, и Азербайджан считают Карабах своей территорией. Проблема в том, что мирное урегулирование этой проблемы оказалось неэффективным: хотя боевые действия (кроме периодических вспышек) остановились, но вопрос о принадлежности данной территории так и не решён. При этом азербайджанские позиции здесь гораздо сильнее, так как, во-первых, экономически Азербайджан превосходит Армению в 4 раза (45 млрд долл. ВВП против 11 млрд, а в военном плане ещё больше), а во-вторых, на стороне Азербайджана мировое сообщество: ООН официально признаёт Карабах азербайджанской территорией, временно оккупи-
11 №ко1 Pashinyan // иИЬ: https://en.wikipedia.org/wiki/Nikol_Pashinyan
рованной Арменией. И Евросоюз такое мнение не может не учитывать. На самом деле Азербайджан для ЕС гораздо важнее Армении.
Например, их внешнеторговый оборот составляет 9,6 млрд долл. [12], тогда как с Арменией он составляет лишь около миллиарда.
Азербайджан играет заметную роль в диверсификации поставок энергоносителей для ЕС - он покрывает 5% потребностей ЕС в газе [ 13]. На первый взгляд может показаться немного, особенно в сравнении с долей России, но от той же Армении Европе экономической пользы практически нет.
Однако более важна роль Азербайджана как транзитёра нефти и газа из других стран в Европу. ЕС сейчас ведёт проект «Южный газовый регион» по транспортировке нефти и газа из Каспийского региона, Центральной Азии и Ближнего Востока на европейские рынки. Роль Азербайджана как поставщика и транзитёра в этом проекте очень велика [13].
Евросоюз никогда не пожертвует своей энергетической безопасностью ради удовлетворения амбиций Армении в Карабахе. Тем более на стороне Баку Турция, которая является ключевым игроком проекта «Южный газовый регион». Так что Евросоюз реально может помочь решить карабахский вопрос только одним способом - вернуть его под юрисдикцию Азербайджана, на что ни армянское правительство, ни армянское общество не готово.
Не собирается отдавать Карабах и Пашинян: в январе 2019 г. он заявил, что в рамках урегулирования карабахского конфликта не собирается обсуждать азербайджанское предложение «земля в обмен на мир» [11].
Таким образом, объективно лишь сотрудничество с Россией способно обеспечить пребывание Нагорного Карабаха в составе Армении, и армянский президент это понимает. В апреле 2018 г. он заявил, что не выйдет из Организации Договора о коллективной безопасности, и уточнил, что у него нет проблем с российскими базами в Армении, сославшись на плохие отношения с Турцией. В декабре 2018 г. он сказал, что его страна не стремится к членству в НАТО, но будет продолжать сохранять отношения с ней. Свидетельством того, что Пашинян на деле не собирается рвать отношения с Россией, является последний военный контракт, который можно назвать прорывным: Россия продала новейшие многофункциональные истребители Су-30СМ, причём по внутрироссийским ценам [14]. Впервые Армения получила новейшее вооружение, состоящее на вооружении в российской армии, а не бывшую в употреблении технику.
Экономика.. Итак, Россия занимает особое положение в армянской экономике, являясь ключевым торговым партнёром с долей 24% в армянском экспорте и 28% в армянском импорте по состоянию на 2017 г. Она также и главный инвестор Армении с общим объёмом накопленных инвестиций
12 Отношения ЕС - Азербайджан. Справочный материал // URL: https://eeas.europa.eu/ headquarters/headquarters-homepage_ru/26622/Oтношения%20ЕС%20-%20Азербайджан.%20 Справочный%20материал
13 Отношения ЕС - Азербайджан в фактах и цифрах // URL: https://eeas.europa.eu/sites/ eeas/ffles/eap_summit_factsheet_azerbaijan_ru_print.pdf
14 Россия продала Армении истребители как себе // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3868951
более чем в 3 млрд долл., составляя 44% всех иностранных инвестиций (среди ПИИ - 57,2%).
Российские капиталовложения направляются в традиционные секторы армянской экономики: инфраструктурные сети, цветную металлургию, топливный комплекс, а также связь и Т, транспорт. Причём значительная часть российских инвесторов являются армянами по национальности - им явно не понравится возможность потерять свои вложения в случае ассоциации с ЕС.
Наконец, что, пожалуй, наиболее важно,- это переводы армянских га-старбайтеров из России, которые обеспечивают до 16% ВВП страны [15]. Пашинян в курсе, какой мощный рычаг давления имеется у России именно через армянскую диаспору, и никто не рискнёт потерять 16% ВВП.
По сути, своими заявлениями армянский президент подтвердил, что покидать ЕАЭС не собирается. Хотя он и считает вступление Армении в Евразийский союз «ошибкой», но теперь выход из этой организации будет ошибкой ещё большей и надо просто совершенствовать интегративный механизм в объединении [16].
Но вместе с тем Пашинян пытается выторговать у России более выгодные условия участия своей страны в ЕАЭС, не гнушаясь атаковать российскую собственность в стране.
Так, Ереван возбудил против «Газпром Армении» уголовное дело из-за неуплаты налогов.
Комитет государственных доходов провёл обыски в ЮКЖД, дочерней компании РЖД, заподозрив её в налоговых нарушениях.
Также Пашинян вёл споры с Путиным по поводу формирования общего рынка энергоресурсов в рамках ЕАЭС - якобы ценообразование в этом рынке «дискрминационно». Тем не менее в этом раунде армянский президент проиграл - цена на газ для армянских потребителей увеличилась на 15 долл. - до 165 долл. за тысячу куб. м.
Насколько готов зайти в своём давлении Пашинян - вопрос большой, но вряд ли слишком далеко: в паре Россия - Армения первая куда сильнее и имеет больше рычагов влияния.
Библиография • References
Армения насчитала 60 барьеров, препятствующих интеграции Евразийского союза // URL: https://news.rambler.ru/caucasus/41666290/?utm_ content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink [Armeniya naschitala 60 bar'yerov, prepyatstvuyuschikh integratsii Evraziyskogo soyuza // URL: https://news.rambler.ru/caucasus/41666290/?utm_ content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink]
15 Armenia: Country Partnership Strategy (2014-2018). Economic Analysis (Summary) // URL: https://www.adb.org/sites/default/files/linked-documents/cps-arm-2014-2018-ea.pdf
16 Армения насчитала 60 барьеров, препятствующих интеграции Евразийского союза // URL: https://news.rambler.ru/caucasus/41666290/?utm_content=rnews&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink
Евразийский банк развития. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ -2017 // URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/ monitoring-vzaimnykh-investitsiy-v-stranakh-sng-2017/ [Evraziyskiy bank razvitiya. Monitoring vzaimnykh investitsiy v stranakh SNG -2017 // URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/ monitoring-vzaimnykh-investitsiy-v-stranakh-sng-2017/] Заявления для прессы по итогам российско-армянских переговоров // URL:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/19142 [Zayavleniya dlya pressy po itogam rossiysko-armyanskikh peregovorov // URL:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/19142] Россия продала Армении истребители как себе // URL: https://www.kommersant. ru/doc/3868951
[Rossiya prodala Armenii istrebiteli kak sebe // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3868951]
Сайт Федеральной таможенной службы // URL: http://www.customs.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 [Sait Federalnoy tamozhennoy sluzby //URL: http://www.customs.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095] ШанявскийА. И. Российский капитал в Армении в 2000-2012 гг. // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 737-743. [Shanyavskiy A. I. Rossiyskiy capital v Armenii v 2000-2012 gg. // Molodoy ucheniy.
2016. № 3. S. 737-743] Armenia: Country Partnership Strategy (2014-2018). Economic Analysis (Summary) // URL: https://www.adb.org/sites/default/files/linked-documents/ cps-arm-2014-2018-ea.pdf Armenia's 'Velvet Revolution': A contribution to the Eastern Partnership // URL:
https://euobserver.com/opinion/144871 Delegation of the European Union to Armenia. Armenia and the EU. // URL: https://
eeas.europa.eu/delegations/armenia_en/896/Armenia%20and%20the%20EU EU - Armenia bilateral trade relations // URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/
countries-and-regions/countries/armenia/ Nikol Pashinyan // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Nikol_Pashinyan Op-ed: EU-Armenia relations after Velvet Revolution - why no breakthrough has occurred // URL: https://jam-news.net/op-ed-eu-armenia-relations-after-velvet-revolution-why-no-breakthrough-has-occurred/ Terzyan A. The evolution of Armenia's foreign policy identity: the conception of identity driven paths. Friends and foes in Armenian foreign policy discource // Values and identity as sources of foreign policy in Armenia and Georgia. Publisher: Universal, 2016. Р.145-183.
Статья поступила в редакцию 4 июня 2019 г.