Республика Армения в Евразийском экономическом союзе: новые векторы развития
Абрамов Валерий Леонидович
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
Целью статьи является анализ новых векторов развития Республики Армения в Евразийском экономическом союзе, которые стали проявляться после смены политического руководства в результате «бархатной революции». Ее отличительными чертами стали ориентиры на больший прагматизм в интеграционном взаимодействии со странами ЕАЭС, защиту национальных интересов при проведении многовекторной политики. Экономические отношения с Российской Федерацией рассматриваются в как преодоление геополитического детерминизма, ограничивающего возможности проведения Арменией многовекторной экономической политики. Раскрыты особенности позиционирования страны в условиях нарастания геополитической напряженности, новых вызовов со стороны США, Европейского союза, использования в этих целях мер политического и экономического давления с целью реализации своих интересов в регионе. В совокупности они создают предпосылки для рассмотрения позиции «Новой Армении» в экономическом взаимодействии со странами ЕАЭС, а также с Российской Федерацией. Сформулированы выводы и предложения, значимые для развития государств - членов ЕАЭС и евразийской интеграции. Ключевые слова: «Новая Армения», внешнеэкономическая политика, векторы, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, евразийская интеграция, геополитический детерминизм, США, Европейский союз.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2019 г.
На официальном сайте МИД Армении внешнеполитический вектор Армении обозначен как «укрепление безопасности страны, обеспечение благоприятных условий для развития государства, достойное представление и защита интересов Армении и ее граждан за рубежом, повышение авторитета и роли страны в международных организациях, дальнейшее укрепление отношений партнерства с дружественными государствами, а также активное участие в разрешении глобальных и региональных проблем. Целями внешней политики Армении являются эффективное представление позиций страны на внешнеполитической арене и обеспечение содействия мирному развитию международного сообщества, включая мирное и справедливое разрешение карабахской проблемы на основе самоопределения народа Арцаха» [5].
Экономическое евразийское интеграционное сотрудничество выделено в качестве одного из определяющих экономических направлений сотрудничества, поскольку «ЕАЭС создан для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС. Особо выделено руководством Армении применительно к ЕАЭС -это проведение согласованной макроэкономической политики, основными направлениями проведения которой являются: формирование единых принципов функционирования экономик государств-членов союза, обеспечение их эффективного взаимодействия, а также разработка общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон» [5].
Важной вехой в развитии внешней политики Армении является сотрудничество с НАТО в областях демократических, институциональных и оборонных реформ, практического взаимодействия, рассматриваемое в контексте миротворческих операций. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) излагает программу сотрудничества между Арменией и НАТО и намечает обширную дорожную карту для реформ, которая
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю О
м о
а>
о
см
0
01
О Ш
т
X
<
т о х
X
корректируется и утверждается раз в 2 года. Но Армения, активизируя практическое и политическое сотрудничество с НАТО, фактически к членству в ней не стремится (1).
Проведение «бархатной революции» в Армении стало сопровождаться усиленной информационной компанией, направленной на снижение реального влияния России в стране, необходимость которой аргументировалась целями обеспечения национальной безопасности Армении как независимого государства. Ряд западных экспертов подчеркивают, оценивая результаты мирного перехода власти в стране, что Армения пожертвовала балансом между многовекторной внешней политикой Армении, которую иногда дипломатически называют «взаимодополняемостью», и обеспечением национальной безопасности в пользу именно национальной безопасности. В результате геополитическая ориентация сместилась в сторону России [7]. Результатом явилось формирование пространства маневрирования внешней политики Армении, ограниченное сложным соседством и спорами между Западом и Россией в Евразии. Однако растущее влияние России в регионе меняет суть предполагаемого «стратегического партнерства» между Ереваном и Москвой, поскольку зависимость Армении от России усилилась [7].
Другими словами, по мнению армянских аналитиков, все институты влияния Запада фактически смирились с местом Армении на «российской орбите». И именно такая западная отрешенность объясняет растущий скептицизм армян по отношению и к России, и к Западу.
Армения подтвердила многовекторность своей внешней политики, которая недавно стала называться «ориентированной на Армению». Она основана на реализации своего суверенитета как в отношениях с Россией, так и в части укрепления взаимодействия с Западом, включая активизацию сотрудничества с Грузией и Ираном [7]. В этой связи в армянском истеблишменте с весны 2018 г. начинает доминировать точка зрения, что Армения не должна смириться с геополитическим детерминизмом, где значительную роль играет Россия. В этой связи указывается, что «подчиненность Армении России - это следствие имперской державности России, как и прежде. В качестве аргумента приводится процесс монополизации энергетического сектора Армении, полная зависимость страны от российского «Газпрома». Проект железнодорожного маршрута в главный порт Ирана, Бандар-Аббас, также не реализован в силу того, что Армянская железнодорожная компания контролируется Россией. Контроль России настолько силен, что имеет место вмешательство в деятельность армянской армии. В этом отношении визит Пашиняна в Иран оценивается как значимое событие, поскольку президент Ирана Рохани назвал Армению транзитной страной для поставок газа из Ирана в Грузию [6].
При этом, вступая в более конструктивные отношения с Ираном, Армения в условиях нарастания геополитической напряженности попала под действие косвенных санкций США. Озабоченность последних последствиями углубления армяно-иранских отношений побудила совершить визит в Армению Д. Болтона в 2018 г., который указал, что взаимодействие с Ираном противоречит стратегическим интересам Армении. Однако руководство страны намерено проводить независимую внешнюю политику, которая будет ориентирована, в первую очередь, на интересы Армении, вступая в противоречия с политическими целями США в регионе Южного Кавказа. В Новой Армении провозглашается тезис, что «подлинная внешняя политика охватывает мораль, одним из аспектов которой является защита национального достоинства». Поэтому высшее руководство России должно воспринимать «Новую Армению» как более независимую страну, если Россия решила работать с ней и учитывать ее прагматический подход» [6]. Новая Армения» будет принимать свои решения самостоятельно [4]. «Новая Армения» больше не будет служить интересам других, если это противоречит ее национальным интересам. «Новая Армения» больше не будет игнорировать любые попытки унизить достоинство армянского народа, откуда бы оно ни исходило. И, наконец, «Новая Армения» сама решит, с кем и в какой степени ей следует развивать свои отношения с учетом высших национальных и моральных интересов Армении и армянского народа во всем мире [6].
Во внешнеэкономическом курсе Армении в ближайшее время ожидается решение ряда важных вопросов - преодоления неопределенности в отношениях с ЕС с акцентом на ускорение ратификации соглашения Армения-ЕС, преодоление сохраняющихся противоречий с партнерами по ЕАЭС и ОДКБ. Ожидается, что после преодоления внутриполитических потрясений процесс урегулирования арцахского конфликта будет значительно активизирован [3]. Армения заключила партнерские соглашения с Европейским союзом (ЕС) на два десятилетия, постепенно расширяя торговые отношения. В 2017 году было заключено Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве для расширения и углубления экономических и политических отношений, в котором Армения может стать своего рода мостом между ЕС и ЕАЭС. В прошлом ЕС неоднократно заявлял, что Армения может вступить в ЕС, однако ее членство в ЕАЭС - это трудно преодолимое препятствие на пути движения в ЕС [2].
В сфере взаимодействия со странами ЕАЭС [2] приоритетное место отводится построению взаимодействия с Россией. Она выступает стратегическим партнером Армении по обеспечению национальной безопасности в регионе, чтобы помочь в защите своих границ и границ Арцаха. Россия призвана обеспечить безопасность армянского населения
или, по крайней мере, гарантировать, чтобы Турция или другие страны не вмешивались в конфликт на стороне Азербайджана. Россия, как и Армения -члены Организации коллективной безопасности (ОДКБ), о военном союзе во главе с Россией, который действует до сих пор и включает в себя значительное российское военное присутствие в Армения. Ожидается, что в ближайшее время будет осуществляться пересмотр российско-армянских отношений, отходя от исторически сложившегося, традиционного союзничества к более прагматичному подходу, предусматривающему проевропейскую и атлантическую переориентацию Армении. Это подкрепляется кадровой политикой, когда костяк составляют люди, так или иначе связанные с Западом либо с учебой в английских или американских вузах, либо с работой на западные структуры, под которыми часто понимаются и международные организации [1]. Предполагается внести также и большую прагматичность в российско-армянские отношения.
Новая внешнеэкономическая политика Армении нацелена на изменение отношений с Беларусью и Казахстаном, которые, несмотря на общее членство в ЕАЭС, зачастую уклонялись или не поддерживали позицию Армении в вопросе территориальной принадлежности Нагорного Карабаха. Поэтому новую политику Армении со странами постсоветского пространства, за исключением Азербайджана, можно охарактеризовать термином «оптимистичный прагматизм», который предполагает стабильное улучшение отношений, основанное не только на традициях сотрудничества в прошлом, но придавая им тон большей материальности и осязаемости [1].
В отношениях с США руководство страны проводит политику более активного позиционирования в международных процессах, укрепляя контакты с иными государствами и регионами, но при этом сохраняя публичный нейтралитет в вопросах, где конфликт интересов в геополитической плоскости уже привел к эскалации (украинский кризис, сирийская гражданская война, террористическая угроза на Ближнем Востоке, стремительно ухудшающиеся отношения США с Ираном). Политика США по отношению к Армении проявляется в следующих аспектах: во-первых, в позиции Госдепа сШа по территориальным уступках Азербайджану со стороны Армении в пользу мирного урегулирования; во-вторых, наложение санкций на счета граждан Армении в связи с развитием отношений с Ираном, которое было отменено по настоянию армянской диаспоры в США; в-третьих, в информировании туристов, едущих из США в Армению о напряженности внутриполитической ситуации и возможности терактов, хотя таковой ситуации нет. Все эти недружественные меры направлены на обеспечение отхода Армении от стратегического партнерства с Россией.
Взаимодействие Армении с КНР напрямую связаны с экономическими интересами страны, так Китай продолжают наращивать свое влияние в Армении посредством гуманитарных инициатив: открытие школ с углубленным изучением китайского языка, увеличения программ экспертно-академической мобильности. Учитывая непосредственную активизацию интереса Китая, Японии и иных азиатских стран к Армении, можно ожидать, что она попытается создать для себя исключительно льготные экспортные торгово-экономические условия сотрудничества [1].
Еще один вариант для Армении во внешнеэкономической деятельности - вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), которая включает военное, экономическое и культурное сотрудничество. В ШОС три страны от ЕАЭС, включая Россию, являются государствами-членами. Армения является партнером по диалогу с 2008 года и подала заявку на получение статуса наблюдателя в 2012 году. Улучшение отношений с Турцией - союзником Азербайджана в регионе, осложняется наличием длительных экономических отношений Азербайджана и Турции в части использования запасов нефти Каспийского моря. Если бы не влияние обширной армянской диаспоры, западные страны более открыто поддержали бы Турцию и Азербайджан против Армении, поскольку именно в этом их военные, экономические и региональные интересы [2].
После стабилизации политической ситуации в Армении руководство
страны предпринимало активные меры по улучшению инвестиционной привлекательности республики и активизировало международные контакты со многими странами мира. Правительство страны достаточно быстро наладило диалог с Россией и ЕАЭС в целом. Руководство Армении после прихода к власти Никола Пашиняна достаточно быстро обозначило свою позицию по необходимости сохранения баланса во внешней политике.
Н. Пашинян встретился со всеми руководителями стран ЕАЭС, подтвердив заинтересованность Армении в развитии взаимной торговли и совместных инвестиционных проектов. В результате сотрудничество укрепилось на корпоративном уровне, многие российские крупные инвесторы заявили о намерении возобновить инвестиционные проекты в Армении при условии соблюдения верховенства закона.
В 2018 г. интеграционные тенденции развития Армении в рамках ЕАЭС усилились. В условиях активных внутренних политических изменений в стране интеграционная повестка остается по-прежнему приоритетной. Благоприятные тренды во взаимной торговле Армении со странами Союза выступили драйвером роста. В первую очередь это относится к легкой и пищевой отраслям промышленности. Финансовые связи Армении с
х
X
о
го А
с.
X
го т
о
ю О
м о
да
о
см
0
01
о ш т
X
3
<
т О X X
ЕАЭС также укрепились, несмотря на некоторое снижение значения денежных переводов. После достаточно продолжительного периода оттока ПИИ из Армении в прошлом году, главным образом российских, данный показатель вышел на положительную динамику. Причиной стало подтверждение стратегического характера развития евразийской интеграции со стороны нового руководства страны и, как следствие, укрепление инвестиционной повестки на корпоративном уровне.
Темпы роста экспорта Армении по направлению ЕАЭС за период оказались самыми высокими среди стран Союза. Формирование опережающих темпов роста экспорта в страны ЕАЭС преимущественно связано с укреплением корпоративного взаимодействия (главным образом с РФ), которое позволило расширить выход на евразийские экспортные рынки для армянских экспортеров.
Приоритетные направления внешнеэкономической политики Республики Армения, как страны с «малой экономикой», в достаточной степени рельефно определяют поведение других государств-членов ЕАЭС в отношении их геополитических приоритетов применительно к развитию евразийских интеграционных процессов.
Выводы: Государства-члены ЕАЭС объединены в целях экономического характера, на что указывают положения ст. 2 Договора о ЕАЭС. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, он обладает международной правосубъектностью, реализует в полной мере свое право на осуществление соответствующей международной деятельности от имени и в целях ЕАЭС. Такая деятельность носит экономический характер, в то время как внешняя политика каждым из членов ЕАЭС осуществляется на основе их суверенных прав как самостоятельных акторов в международной деятельности.
Позиции Республики Армения в интеграционном взаимодействии с государствами-членами ЕАЭС базируются не только на экономической взаимозависимости, но и на политическом сотрудничестве, укрепляемом общей историей, культурой и глубоко переплетенными национальными традициями, и обычаями. Драйверы внутреннего роста стран ЕАЭС в целом используются эффективно для содействия конкурентоспособности государств на международных рынках на фоне растущих глобальных проблем.
В условиях нарастания геополитической напряженности Республика Армения будет продолжать проведение многовекторной внешней политики, которая предполагает позиционирование, опираясь на приоритет национальных интересов, обеспечение безопасности граждан страны, содействие росту из благосостояния.
Республика Армения, придавая приоритетное значение развитию евразийской интеграции, активизируют свою внешнеполитическую деятель-
ность за счет развития многосторонних контактов в виде кооперации с третьими странами. Внешнеэкономическая политики Армении связана с политикой России в качестве гаранта безопасности по линии ШОС и ОДКБ.
Государства-члены ЕАЭС, особенно страны с «малой экономикой» занимают важное геополитическое географическое положение в стратегических внешних приоритетах Российской Федерации. Их членство в ЕАЭС не подвергается в общественном мнении сомнению, но используется зарубежными странами пропагандистскими кампаниями в аспекте утраты национального суверенитета, подчиненности интересам России, недостаточных интеграционных эффектов, недополучения выгод и бонусов, патерналистских ожиданий в условиях рыночных отношений.
Усиливается геополитическое давление на государства-члены ЕАЭС со стороны США и стран ЕС в части их политического и экономического переориентирования на развитие евразийской интеграции, политического и экономического взаимодействия с Россией на более углубленное партнерство с США и странами ЕС.
В условия усиления геополитической напряженности возрастает значимость использования инструментов «мягкой силы». Политические и экономические элиты, население Армении и их диаспоры находятся под усиленным воздействием средств массовой информации и пропаганды по фальсификации и искажению интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС, развития сотрудничества с Россией, по формированию мифов и идефиксов, которые должны способствовать воспитанию молодежи в духе унифицированных ценностей западной культуры. В этой связи в рамках ЕАЭС должны быть усилены институты взаимного влияния в виде «мягкой силы» на территории стран ЕАЭС. В условиях нарастания геополитической напряженности целесообразно расширить экономико-гуманитарную составляющую внешнеполитического взаимодействия.
Лидирующее положение России на интеграционном пространстве ЕАЭС должно подкрепляться структурной перестройкой национальной экономики, развитием системы национального инвестирования, развитием реального сектора, выстраиванием политики «мягкой силы» на евразийском пространстве с учетом экономической специфики каждой из стран.
Литература
1. Габриелян А. Новая внешняя политика Армении: что изменил Пашинян. Декабрь 2018 // http://eurasia.expert/novaya-vneshnyaya-politika-armenii-chto-izmenil-pashinyan/.
2. Гаро Р. Маденлян. Проблемы и приоритеты внешней политики Армении //
http://Asbarez.Com/177009/Armenias-Foreign-Policy-Challenges-And-Priorities/.
3. Карапетян А. Развитие внешней политики Армении в 2018 году (резюме) // https://armedia.am/eng/news/66742/armenias-foreign-policy-developments-in-2018-summary.html.
4. Конаржевская Н. Меняется ли внешняя политика Армении? 25.09.2018 // https://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/13535-is-armenias-foreign-policy-changing?.html.
5. МИД Армении // https://www.mfa.am/ru/foreign-policy/.
6. Шетилиан Б. Поворотный момент во внешней политике Армении. Размышления Дер Хайра о моральном императиве культивирования достаточно суверенного государства. 12.03.2019 // https://armenianweekly.com/2019/03/12/a-turning-point-in-armenias-foreign-policy/.
7. Shirinyan A. Research Paper «Russia and Eurasia Programme» March 2019. Armenia's Foreign Policy Balancing in an Age of Uncertainty // https://www.chathamhouse.org/publication/armenia-s-foreign-policy-balancing-age-uncertainty. Pdf.
Republic of Armenia in the Eurasian Economic Union: new
vectors of development Abramov V.L.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The purpose of the article is to analyze the new vectors of development of the Republic of Armenia in the Eurasian Economic Union, which began to appear after the change of political leadership as a result of the "velvet revolution". Its distinguishing features are the guidelines for greater pragmatism in integration cooperation with the EAEU countries, and the protection of national interests in pursuing a multi-vector policy. Economic relations with the Russian Federation are seen as overcoming the geopolitical determinism that limits the ability of Armenia to pursue a multi-vector economic policy. The article reveals the features of the country's positioning in the context of growing geopolitical tensions, new challenges from the United States, the European Union, and the use of political and economic pressure in order to realize their interests in the region.
Together, they create the prerequisites for considering the position of "New Armenia" in economic cooperation with the EAEU countries, as well as with the Russian Federation. The conclusions and proposals that are significant for the development of the EAEU Member States and Eurasian integration are formulated. Keywords: "New Armenia", foreign economic policy, vectors, Eurasian Economic Union, EAEU, Eurasian integration, geopolitical determinism, USA, European Union. References
1. Gabrielyan A. The new foreign policy of Armenia: what has
changed Pashinyan. December 2018 // http://eurasia.expert/novaya-vneshnyaya-politika-armenii-chto-izmenil-pashinyan/.
2. Garo R. Madenlyan. Problems and Priorities of Foreign Policy of
Armenia // http://Asbarez.Com/177009/Armenias-Foreign-Policy-Challenges-And-Priorities/.
3. Karapetyan A. Development of the foreign policy of Armenia in
2018 (summary) //
https://armedia.am/eng/news/66742/armenias-foreign-policy-
developments-in-2018-summary.html.
4. Konarzhevskaya N. Is the foreign policy of Armenia changing?
09/25/2018 //
https://www.cacianalyst.org/publications/analytical-
articles/item/13535-is-armenias-foreign-policy-changing?.html.
5. The Ministry of Foreign Affairs of Armenia // https://www.mfa.am/ru/foreign-policy/.
6. Shetilian B. A turning point in the foreign policy of Armenia.
Reflections of Der Khaira on the moral imperative of cultivating a sufficiently sovereign state. 03/12/2019 // https://armenianweekly.com/2019/03/12/a-turning-point-in-armenias-foreign-policy/.
7. Shirinyan A. Research Paper "Russia and Eurasia Program"
March 2019. Armenia's Foreign Policy Balancing in an Age of Uncertainty //
https://www.chathamhouse.org/publication/armenia-s-foreign-policy-balancing-age -uncertainty. Pdf.
X X О го А С.
X
го m
о
ю 0
м о
to