Научная статья на тему 'Трудный путь Армении к Евразийскому экономическому союзу'

Трудный путь Армении к Евразийскому экономическому союзу Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ С ЕС / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР "СЕВЕР - ЮГ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евсеев Владимир Валерьевич, Харитонова Дарья Викторовна

В статье раскрыты некоторые особенности трудного выбора Армении между присоединением республики к Евразийскому экономическому союзу и подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС в условиях блокирования национальных границ со стороны Азербайджана и Турции. Отмечена важная роль в этом процессе поставок в Армению российского природного газа. Подведены первые итоги вступления в ЕАЭС, которые оказались достаточно неоднозначными. Рассмотрены другие факторы, отрицательно влияющие на национальную экономику. Всё это настоятельно требует реализации транспортного коридора «Север - Юг» в рамках взаимодействия ЕАЭС и Ирана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficult Path of Armenia Towards Eurasian Economic Union

The article deals with some features of a difficult choice for Armenia between the accession of the Republic to the Eurasian Economic Union and the signing of the Association Agreement with the EU in terms of blocking national borders by Azerbaijan and Turkey. An important role of deliveries to Armenia of Russian natural gas is marked in this process. The first results of joining the EAEU were summed up, which were quite mixed. Factors that adversely affect the national economy were also considered. It urgently demands the implementation of transport corridor «North-South» within the framework of cooperation between the EAEU and Iran.

Текст научной работы на тему «Трудный путь Армении к Евразийскому экономическому союзу»

УДК 327.7(4/5)

Трудный путь Армении

к Евразийскому экономическому союзу

Владимир ЕВСЕЕВ Дарья ХАРИТОНОВА

Президент Армении С. Саргсян 10 октября 2014 г. подписал «Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года», и со 2 января 2015 г. Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), определив тем самым евразийский вектор своего экономического развития.

Ранее, 4 декабря 2014 г., интеграцию в ЕАЭС поддержали 103 из 131 депутата Национального собрания Республики Армения. Однако в апреле 2016 г. Х. Кокобелян, депутат Национального собрания от оппозиционной партии «Свободные демократы», выступил с проектом «О начале процедуры прекращения членства Армении в Евразийском экономическом союзе». В июне 2016 г. постоянная комиссия по внешним связям Национального собрания Республики Армения отложила на год рассмотрение этого законопроекта. И это при том, что социологические опросы показывали положительное отношение большинства населения к вступлению Армении в ЕАЭС*.

Это лишь подтверждает сомнения в том, что Армения приняла окончательное решение о вступлении в ЕАЭС.

ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора Института стран СНГ. E-mail: vlad.evseev@gmall.com; SPIN-код: 3792-0060.

ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна - научный сотрудник отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета. E-mail: dariahar09@gmail.com; SPIN-код: 7555-4681.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, природный газ, Соглашение об ассоциации с ЕС, транспортный коридор «Север - Юг».

* По результатам опросов «Интеграционного барометра», проведённых Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития в апреле-мае 2014 г., уровень поддержки евразийских интеграционных процессов в Армении составил 64%. При этом поддержка гражданами Армении вступления в ЕАЭС несколько снизилась по сравнению с 2013 г. Причина состоит в том, что население воспринимает членство в ЕАЭС через призму отношений с Российской Федерацией.

Краткая история создания ЕАЭС

Евразийский экономический союз

был создан на базе другой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого изначально входили Россия, Белоруссия и Казахстан. Далее к этой организации присоединились Киргизия и Таджикистан. В мае 2002 г. статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина и Молдавия, а в апреле 2003 г. аналогичный статус был присвоен Армении. В 2006 г. к рассматриваемому объединению присоединился Узбекистан, но уже спустя два года приостановил своё членство.

По мнению армянского эксперта Д. Меликяна, ввиду разных условий и уровней экономического развития, а также влияния геополитических (геоэкономических) факторов указанные страны не были готовы к интеграции на практике, поэтому ЕврАзЭС скорее был политическим объединением, а не экономическим [1, с. 5]. Как следствие, в 2000-е годы темпы формирования Таможенного союза (Тс), как первого этапа интеграции в ЕврАзЭС, замедлились, поэтому странам постсоветского пространства не удалось добиться серьёзной интеграции в транспортной и финансовой сфере, а также создания единого энергетического рынка.

Новое десятилетие открыло перед евразийской интеграцией дополнительные возможности. На основе предшествующего опыта ЕврАзЭС российская сторона инициировала создание Таможенного союза Рос-

сии, Белоруссии и Казахстана, т. е. экономически готовых к интеграции государств.

В рамках данного объединения в 2010 г. были приняты Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс ТС, что способствовало либерализации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах. При этом Единый таможенный тариф ТС на импортируемые товары охватил более 11 тыс. единиц [1, с. 6].

Дальнейшей интеграции указанных государств способствовало утверждение их лидерами Плана действий на 2010-2011 годы и создание Единого экономического пространства (ЕЭП). А 18 ноября 2011 г. странами - участницами ТС была принята декларация «О евразийской экономической интеграции», в которой отмечалось намерение создать ЕАЭС к 1 января 2015 г.

Тогда предполагалось, что возможными кандидатами на присоединение к Союзу могут быть Украина, Киргизия и Таджикистан. Так, в 2012 г. на встрече глав государств - членов ТС был одобрен план работы по подготовке проекта Договора о ЕАЭС.

В течение 2013-2014 гг. были согласованы институциональная часть Договора, в которой определялись международно-правовой статус, цели, организационные рамки и механизмы функционирования ЕАЭС, а также была решена функциональная часть, которая заключа-

1 Меликян Д. Армения и Евразийский союз: от сотрудничества до интеграции // Аналитические записки. Институт Кавказа. Ереван, 2015.

лась в кодификации договорно-правовой базы ТС и ЕЭП, устранении изъятий из общего торгового и инвестиционного режима, обеспечении свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Институциональным органом, регулирующим деятельность ТС и ЕЭП, стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Отметим, что до создания Евразийского эко-

номического союза ЕврАзЭС включало в свою компетенцию ТС и ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана.

Российские эксперты А. Мигра-нян и М. Ткаченко считают, что Белоруссия, Казахстан и Россия, как учредители Союзного договора, в наибольшей степени приблизили собственное национальное законодательство к условиям и требованиям Договора о ЕАЭС [2].

Трудный для Армении евразийский выбор

Несмотря на экономическую зависимость от России, Республика Армения первоначально не стремилась присоединиться к обновлённому ТС и ЕЭП. Во многом этому способствовали динамичные контакты республики с Европейским союзом. В частности, в 2010 г. Армения наряду с другими странами Южного Кавказа присоединилась к программе ЕС «Восточное партнёрство», что предполагало подписание ассоциативных соглашений, нацеленных на дальнейшую интеграцию постсоветских стран в европейское социально-экономическое и политическое пространство. Указанная программа позволяла Еревану укреплять связи с европейскими государствами для, например, международного признания геноцида армян в Османской империи * и открытия границы с Турцией. Причём с момента запуска программы «Восточное партнёрство»

в отношениях между Арменией и Турцией наметились позитивные сдвиги. В частности, была разработана «дорожная карта» поэтапного урегулирования двусторонних отношений.

В последующие годы между Арменией и ЕС велись интенсивные переговоры «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. В рамках этой деятельности 19 сентября 2011 г. премьер-министр Армении Т. Саркисян во время визита в Брюссель представил комиссару ЕС по вопросам расширения и европейской политики Ш. Фю-ле повестку реформ в республике. Такие реформы поддержал и президент Армении С. Саргсян.

Тогда премьер-министр Т. Саркисян (ныне председатель Коллегии ЕЭК) считал, что присоединение страны к ТС «в экономическом смыс-

2 МигранянА., ТкаченкоМ. Миграционное законодательство России и партнёров по ЕАЭС // Обозреватель-ОЪвегтег. 2016. № 4. С. 39.

* Геноцид армян в Османской империи - это термин применимый к политике массового уничтожения и депортации армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций империи. Она осуществлялась правящими кругами Турции в период 1915-1923 гг. Тогда погибло 1,5 млн армян.

ле... нецелесообразно», поэтому Армения искала «формы сотрудничества без Таможенного союза» [3, с. 8].

Вместо этого в Ереване намеревались развивать сотрудничество со странами ТС в рамках существующего соглашения о зоне свободной торговли СНГ и заключать со странами ТС секторальные договорённости по различным отраслям экономики, что в том числе предполагало снижение технических барьеров в торговле.

Кульминацией развития сотрудничества между ЕС и Арменией стало введение с 1 января 2013 г. безвизового режима для краткосрочных визитов в республику граждан Шенгенской зоны и ЕС. Со стороны ЕС было подписано соглашение об упрощении визового режима для въезда граждан Армении в страны Шенгенской зоны [1, с. 9]. В июле 2013 г. Армения завершила технические переговоры о подписании ассоциативного соглашения и договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС. Они должны были быть парафированы на саммите ЕС в Вильнюсе в ноябре 2013 г., но неожиданно Ереван резко изменил свой курс в сторону России.

Следует обратить внимание, что Азербайджан также отказался от сближения с ЕС. Этим Баку и Ереван подтвердили свой курс на многовекторную внешнюю политику, в рамках которой они сохраняют взаимодействие как с ЕС, так и ЕАЭС, а также активно развивают сотрудничество по широкому спектру вопросов с другими региональными и внерегиональными

государствами и политическими (экономическими) объединениями.

Так, в июне 2016 г. министрами иностранных дел Республики Армения и Исламской Республики Иран (ИРИ) было подписано соглашение об отмене виз между странами. И уже 10 июля кабинет министров Ирана принял решение «Об отмене визового режима между Республикой Армения и Исламской Республикой Иран».

Принятое решение должно стимулировать развитие торгово-экономических отношений как на двухсторонней основе между Арменией и Ираном, так и между Ираном и ЕАЭС.

Изменение внешнеполитического вектора армянского руководства не было случайным. В июле 2013 г. Россия в ответ на сближение Армении с ЕС повысила для республики цену на природный газ до 270 долл. за 1 тыс. куб. м вместо прежних 180 долл. Это вызвало волну социального недовольства со стороны местного населения. Правительство страны было вынуждено субсидировать цены на газ на 30%, тем самым повышение тарифов для населения было ограничено 18,2%.

В августе 2013 г. во время рабочего визита руководства России в Азербайджанскую Республику между Москвой и Баку были достигнуты договорённости в топливно-энергетическом секторе и торгово-экономической сфере.

При этом российская компания «Роснефть» и азербайджанская нефтяная корпорация SOCAR подписа-

3 Сарабеков Ж. Армения и Евразийский экономический союз: больше вопросов, чем ответов? // Доклад ИМЭП. Астана; Алматы. 2015.

ли соглашение о сотрудничестве и создании совместного предприятия для разведки шельфовых месторождений Каспийского моря и совместной добычи углеводородов.

В Ереване обратили внимание и на то, что в итоговом заявлении президента Азербайджана И. Алиева впервые была публично названа стоимость закупки вооружений у российской стороны в размере 4 млрд долл.

Поворотным моментом выбора Республики Армения в пользу евразийского вектора развития стала состоявшаяся в Москве (3 сентября 2013 г.) встреча президентов России В. Путина и Армении и С. Саргся-на. Тогда президент Армении сделал заявление о намерении вступления страны в ТС России, Белоруссии и Казахстана. Мотивами для подключения к такой интеграции стали экономическая зависимость от российского природного газа и инвестиций, рынка сбыта товаров, а также рынка труда для граждан Армении. При этом решающим фактором выступила необходимость в закупке российского оружия и военной техники для поддержания баланса сил и недопущения возобновления боевых действий в Нагорном Карабах [1, с. 10].

В Армении далеко не все поддержали такое решение.

Так, либеральная часть руководства страны и оппозиции были настроены на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Экс-министр национальной безопасности Армении Д. Шахназарян заявил, что отказ

от тесного сотрудничества с европейской стороной не является самостоятельным, а навязанным Россией решением [4]. Справедливости ради нужно заметить, что и Брюссель вёл себя подобным образом, навязывая другим странам Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

В декабре 2013 г. состоялся рабочий визит президента России В. Путина в Армению, который начался с посещения в Гюмри российской военной базы. При этом В. Путин заявил, что Россия не только не собирается уходить с Южного Кавказа, но намерена ещё более укреплять свои позиции.

По итогам состоявшихся в Армении встреч было подписано 12 совместных соглашений о взаимодействии в политической, экономической и военной сферах, в том числе соглашения о поставках российского природного газа и нефтепродуктов, порядке формирования цен при поставке природного газа и сотрудничестве в сфере ядерной безопасности.

В. Путин также сообщил, что Россия отменяет 35% пошлину на нефтепродукты для Армении и готова поставлять оружие в республику по российским ценам.

Во время этого визита был подписан контракт между ООО «Газпром экспорт» и «АрмРосгазпромом» о поставках газа Армении в 20142018 гг. до 2,5 млрд куб. м в год. Его стоимость вновь составила 189 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом было отмечено, что «российский бюджет недополучит значительные средства,

4 Фомина Д. Д. Стратегический выбор Армении - вступление в Евразийский экономический союз // История и историческая память. 2015. № 11. С. 139.

но это необходимые условия для нормального функционирования экономики Армении, для плавного

и достаточно быстрого присоединения Армении к Таможенному союзу» [3, с. 10].

Проблема цены за природный газ

Согласно подписанному 7 сентября 2015 г. армяно-российскому протоколу базовая цена на поставляемый газ была снижена со 189 долл. до 165 долл. за 1 тыс. куб. м. В январе 2016 г. армянское руководство обратились к России с просьбой вновь снизить цену поставляемого в республику природного газа.

По итогам встречи премьер-министра России Д. Медведева и глава армянского правительства О. Абрамяна цена была снижена ещё на 9% и составила 150 долл. за 1 тыс. куб. м.

Тем не менее для местного населения стоимость потребления газа остаётся неизменной в 320 долл. (156 тыс. драмов) за 1 тыс. куб. м.

Хотя согласно договору между правительством Армении и компанией «Газпром Армения» цена для потребителей в стране должна соответствовать цене российского внутреннего потребителя, который проживает в Оренбургской области РФ. Там цена за газ составляет 5060 долл. за 1 тыс. куб. м.

Причинами такого ценового разброса являются следующие:

- во-первых, фактически отсутствует мировой газовый рынок, поэтому ценовой сегмент потребления газа значительно дифференцирован;

- во-вторых, «Газпром Армения» делает ставку на высокий уровень газификации в стране по традиционной схеме через трубо-

проводы. Данная политика ведёт к повышению себестоимости, удорожанию и усложнению обслуживания и, как следствие, значительному повышению тарифов для местного населения. Альтернативой этого может стать строительство газовых резервуаров, заполняемых газом раз в 2-3 месяца, особенно в сельской местности. Данная схема сократила бы себестоимость поставок и в итоге цены на природный газ.

По-видимому, существуют и другие причины столь высокой цены на газ для армянского населения, которые не исключают коррупционной составляющей.

Необходимо заметить, что Республика Армения стремится к диверсификации газовых поставок и источников электроэнергии. В частности, между Иранской национальной экспортной газовой компанией (NIGEC) и руководством республики было достигнуто соглашение о трёхкратном увеличении поставок газа (июль 2016 г.). Сейчас ИРИ поставляет в Армению ежесуточно 3 млн куб. м природного газа (1,1 млрд куб. м газа в год). Готовится необходимая инфраструктура для увеличения поставок иранского природного газа. При этом иранская сторона подчёркивает, что не существует каких-либо ограничений для увеличения экспорта газа в Армению (кроме, конечно, его стоимости).

Ожидания при вступлении Армении в ЕАЭС

По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета (24 декабря 2013 г.) была принята «дорожная карта» по присоединению Армении к ТС и ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана. Через месяц правительство Республики Армения утвердило график соответствующих мероприятий по реализации «дорожной карты».

В начале марта 2014 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета президент России В. Путин подвёл итоги реализации плана мероприятий по адаптации Армении к нормам и требованиям ТС и ЕЭП и заявил, что страны-участницы готовы приступить к подготовке договора о присоединении республики к ЕАЭС.

Как полагал заместитель министра иностранных дел Армении Ш. Ко-чарян, процесс реализации указанной «дорожной карты» должен был завершиться к середине апреля 2014 г.

Считается, что вступление Армении в ТС стало естественным продолжением внешней политики Армении, которая ориентирована на тесное сотрудничество с Россией [5], а переговоры о заключении политической и экономической ассоциации с Европейским союзом в рамках программы «Восточное партнёрство» показали свою несостоятельность. Причина этого состоит в том, что основная

доля армянского экспорта в ЕС - это сырьевые товары. Ассоциация Армении с ним могла привести к развалу сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса (например, в сфере текстильного производства).

В Европе отмечается, что внутренний рынок ЕС с 500 млн потребителей должен быть более интересен Армении, чем рынок стран ЕАЭС, где их только 165 млн [4, с. 140]. Помимо этого, ЕС, по примеру России, мог бы взять на себя соответствующие гарантии по обеспечению безопасности Республики Армения *. С российской точки зрения такая возможность представляется крайне сомнительной.

Тем не менее в начале ноября 2014 г. между комиссаром ЕС по вопросам расширения и европейской политике Й. Ханом и министром экономики Армении К. Чшмаритяном был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривал программу стратегической помощи республике на 2014-2017 гг. в размере 140-170 млн евро. Такая политика позволяла Армении сохранить свои отношения с ЕС в рамках «Восточного партнёрства». Более того, Еревану предложили подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, которое не противоречило бы договору с ЕАЭС.

Как предполагалось, после присоединения к ТС и ЕЭП армянские предприятия получат дополнитель-

5 Арешев А. Г. Интеграция Армении в Таможенный союз и экономическое взаимодействие на Южном Кавказе // Постсоветский материк. 2014. № 3. С. 54.

* Республика Армения является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в рамках которого Российская Федерация берёт на себя обязательство по защите её территориальных границ.

ные заказы, произойдёт рост экспорта и производства высокотехнологичной продукции. Помимо этого, Ереван ожидал существенный экономический эффект за счёт отказа России от экспортной пошлины на газ, ликвидации 6,5% экспортной пошлины на необработанные алмазы и создание льготных условий в области трудовых мигрантов. Важную часть экономики Армении составляют и трансферты из России.

Так, по данным Центробанка Республики Армения, частные переводы из РФ равны 1,8 млрд долл., что примерно составляет 20% от ВВП страны [4, с. 141].

Армянские эксперты полагали, что с помощью партнёров по ТС республика сможет существенно увеличить рост ВВП, заработной платы и пенсий. Снижение же цен на импортируемое сырьё должно было способствовать росту экспорта, внутриэкономическому развитию, снижению безработицы и улучшению социального положения местного населения. И такие ожидания имели под собой некоторую базу. Так, согласно заявлению ЕЭК, Армения будет получать

1,13% от сумм таможенных пошлин при ввозе товаров на территорию ЕАЭС (ориентировочно до 250 млн долл. в год).

Для Армении важным является и свободное движение в рамках ЕАЭС товаров, услуг, капитала и труда. В республике это способствует:

- во-первых, увеличению темпов роста ВВП и, соответственно, росту доходов населения;

- во-вторых,, доступу на евразийский рынок и притоку инвестиционных контрактов;

- в-третьих, решению проблемы изоляции Армении за счёт реализации транспортного коридора «Север - Юг» в виде соответствующей автотрассы и строительства железной дороги Иран - Армения (в перспективе возможен её выход в Россию через территорию Абхазии).

Российские эксперты помимо экономических стимулов сближения Армении с ЕАЭС выделяли и циви-лизационный фактор. Однако руководство республики отрицало какую-либо цивилизационную составляющую в собственной мотивации [1, с. 10].

Предварительные итоги членства Армении в ЕАЭС

Для экономики Армении 2015 г. - первый год нахождения в составе ЕАЭС - оказался менее успешным, чем ожидалось. Это было связано с общеэкономическими и финансовыми процессами (изменением курса валют по отношению к доллару) не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном масштабе. В результате по итогам 2015 г. рост

ВВП Армении составил 3,3 %, а общий его объём достиг 10,6 млрд долл. В связи с этим в МВФ отмечают, что, хотя экономика Армении подвергается внешним шокам, она продолжает демонстрировать восходящую динамику по экономическим показателям с более умеренными темпами ввиду слабого экономического роста и проблем её основных

торговых партнёров - России, Китая и стран ЕС.

Факторами, которые способствуют замедлению развития армянской экономики, являются следующие:

- монополизм и протекционизм, который поддерживает узкую группу импортёров.

Яркий пример этого - действующая в республике монополия на сахар (как следствие, цена одного килограмма сахарного песка в Армении превышает стоимость на аналогичный товар в Москве);

- продолжение курса «сильный драм - слабый доллар».

По итогам 2015 г. армянский драм стал самой устойчивой валютой по отношению к доллару на постсоветском пространстве (он девальвировался всего на 1,6%). Из-за этого пострадали домохозяйства, которые получают трансферты из России. Такая политика выгодна прежде всего правящей администрации и приближённой к ней группе импортёров, которых мало интересуют возможности экспорта в Россию и страны ЕАЭС. Это привело к тому, что за десять лет из Армении было вывезено 10 млрд долл. [6];

- отсутствие государственной поддержки основных отраслей экономики республики (сельское хозяйство, энергетика и горнодобывающая промышленность и туризм), способных показать значительный рост ВВП;

- трудности преодоления государственного долга в среднесрочной

перспективе (в настоящее время его величина равна примерно 50% от ВВП и составляет 5 млрд 71 млн долл.).

Следует заметить, что при вступлении в ЕАЭС Армении были предоставлены значительные льготы на период 2018-2022 гг. В частности, Ереван получил отсрочки в форме изъятия на 750 наименований товаров. Только в 2020 г. республика перейдёт на ставки единого таможенного тарифа. Но это не позволит избежать роста цен и инфляции, что неизбежно вызовет волну общественного недовольства. При этом следует учитывать, что средневзвешенный импортный таможенный тариф Армении в 2014 г. составлял 2,7%, а в ТС оценивался на уровне 6,9% [7, с. 11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в настоящее время экономика Армении развивается достаточно медленно, поэтому в рамках ЕАЭС необходимо подписать соглашения, нацеленные на получение прямых инвестиций, в том числе на модернизацию национальной экономики. Они позволят сохранить профессиональные кадры, так как облегчение миграции вследствие участия Армении в ЕАЭС создаёт проблему депопуляции населения республики.

Более того, пребывание Армении в ЕАЭС не привело к ключевым переменам в экономике страны, так как Союз всё ещё находится на стадии формирования, а отношения в рамках ЕАЭС пока не отрегулированы, поэтому хозяйствующим

6 Мартиросян С. Армения: первый год в семье Евразийского союза // URL: http://www. rltmeurasia.org/news-2016-01-11-armenija-pervyj-god-v-seme-evrazijskogo-sojuza-21297

7 ХейфецБ. А. Евразийский экономический союз: новые вызовы для бизнеса // Общество и экономика. 2015. № 6.

субъектам не удаётся осуществлять свои интересы законным путём.

Кроме того, считается, что вступление Армении в ЕАЭС создало для экспортёров дополнительные проблемы: излишний бюрократизм и искусственные пробки на таможенных пунктах [7, с. 19]. Действительно, по сравнению с 2014 г. российско-армянский товарооборот в первом квартале 2015 г. упал на 40% и составил всего 49,7 млн долл. вместо прежних 90,8 млн долл. Однако Национальная статистическая служба республики констатирует, что показатель 2016 г. превысил данные 2014 г. и составил 97,4 млн долл.

Таким образом, несмотря на переходный период экономики Армении в ЕАЭС, экспорт армянской продукции в Россию вырос на 95,8%, а излишний бюрократизм и таможенные барьеры оказались преодолимыми в достаточно короткие сроки.

В качестве позитива необходимо заметить и то, что в 2016 г. началась реализация пятилетнего проекта «Модернизация оросительных систем», который заключается в реконструкции мелиоративных каналов всей системы орошения Армении и перехода на естественное орошение. Этот проект позволит производить конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию, которую можно экспортировать в том числе и на рынок России.

Необходимый объём финансирования составляет 50 млн долл. Из них 40 млн долл. в качестве льготного кредита предоставляет Евразийский фонд стабилизации и развития, а 10 млн долл. - софинансиро-вание со стороны Армении. Более того, Евразийский фонд стабилизации и развития предоставил республике льготный кредит размером 300 млн долл. для стабилизации экономической ситуации в Армении.

Транспортный коридор «Север - Юг»

Вступление Армении в ЕАЭС расширяет возможности армяно-иранского сотрудничества, так как, с одной стороны, Иран заинтересован в углублении кооперации с ЕАЭС вплоть до создания зоны свободной торговли, а с другой -Армения имеет с ИРИ общую границу. А по мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Армении А. Казаря-на, республика должна стать для Ирана промышленной платформой для создания и переработки продукции, которая в конечном виде будет экспортироваться в страны ЕАЭС.

Следует учитывать и то, что Армения в рамках транспортного коридора «Север - Юг» может предложить путь для выхода Ирана на рынок ЕАЭС через Грузию с привлечением как грузинских, так и иранских инвесторов. Следовательно, у республики открываются транспортно-ло-гистические перспективы.

Транспортный коридор «Север -Юг» включает автотрассу, соединяющую черноморские порты Грузии (Батуми, Поти) с иранским побережьем Персидского залива (её протяжённость 556 км) и железную дорогу Иран - Армения, которая в некоторой перспективе может соединить Иран,

Армению, Грузию, Абхазию и Россию. Как следствие, ещё в 2013 г. ОАО «РЖД» заявило об инвестициях в развитие армянских железных дорог в размере 15 млрд руб. Однако в силу региональных проблем и неурегулированности политического статуса Республики Абхазия Грузия не пойдёт на компромисс по вопросу воссоединения железных дорог с Россией. В связи с этим дополнительным маршрутом могло бы стать Кахетинское направление с дальнейшим выходом в Дагестан [8].

После завершения строительства автодороги «Север - Юг» можно будет в кратчайшие сроки доставлять грузы через территорию Армении в Грузию, Россию и на весь евразийский рынок. Для этого между правительством Республики Армения и Азиатским банком развития было заключено рамочное соглашение на

общую сумму 500 млн долл. Причём свои финансовые ресурсы готова предоставить Япония.

Для реализации этого важного для ЕАЭС проекта необходимо 1,5 млрд долл. Поэтому 14 апреля 2015 г. между правительством Армении и Евразийским банком развития был подписан договор о предоставлении армянской стороне инвестиционного кредита на сумму 150 млн долл. сроком на 20 лет. Он предназначен для строительства автотранспортного коридора «Север -Юг». При этом Азиатский банк развития финансирует в основном те участки, которые находятся в северном направлении и имеют относительно удобный профиль местности, тогда как кредит от Евразийского банка развития предназначен для более сложных южных участков этой автотрассы.

В целом Армения в условиях давления и со стороны Москвы, и со стороны Брюсселя смогла сделать трудный выбор в пользу членства в Евразийском экономическом союзе. Ситуация усугублялась тем, что на правящую элиту и экспертное сообщество Армении оказывали мощное влияние и многочисленные армянские диаспоры, проживающие на Западе (в первую очередь в США и Франции).

Тем не менее, вступив в ЕАЭС, Ереван приобрёл следующие преимущества:

- во-первых, он сохранил гарантии безопасности со стороны России и смог получать вооружения по внутрироссийским ценам. В условиях враждебного окружения (Азербайджан и Турция) это имеет принципиально важное значение, так как исключает крупномасштабную войну в зоне Нагорного Карабаха;

- во-вторых, Армения обеспечила свою энергетическую безопасность как за счёт поставок в страну дешёвого российского природного газа, так и модернизации Мецаморской АЭС, у которой в 2016 г. истекал срок эксплуатации. Именно поэтому Российская Федерация предоставила Республике Армения льготный кредит на 270 млн долл. и дополнительно 30 млн долл. в ви-

8 Иран и ЕАЭС: что должна и что может предложить Армения? // URL: http://baltnews.lv/ news/20160628/1016829752.html

де безвозмездного гранта для продления срока эксплуатации Мецаморской АЭС до 2027 г.;

- в-третьих, в рамках ЕАЭС Ереван получил доступ к рынку товаров, услуг, капитала и труда. Конечно, этот рынок значительно меньше европейского, но, даже подписав Соглашение об ассоциации, Армения не стала бы членом ЕС. Более вероятно, что республика превратилась бы в место сбыта европейских товаров, что ещё больше осложнило бы её социально-экономическое положение;

- в-четвёртых, Армения получит в дальнейшем положительные перспективы для своего экономического развития. Антироссийские санкции постепенно будут сняты, а мировые цены на нефть не могут быть бесконечно долго низкими (как и для любого товара, им свойственна определённая цикличность). Следовательно, экономика России обязательно начнёт развиваться и повлияет на подобные процессы в армянской экономике. А соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с различными государствами (в частности, с Китаем, Ираном, Израилем, Египтом, странами АСЕАН и, возможно, Индией и Пакистаном) приведут к возникновению «Большой Евразии», в которой республика сможет занять своё достойное место.

Конечно, вступление в любую экономическую организацию приводит и к появлению дополнительных проблем. Для Армении это выражается, например, в депопуляции населения, замедлении темпов экономического развития, трудности в получении на Западе дешёвых кредитов и необходимости повышения таможенных пошлин, которые в ЕАЭС, как правило, оказались выше, а также необходимости введения новых технических стандартов и регламентов. Но всё это не носит фатального характера. В реальности, вступив в ЕАЭС, Армения намного больше получает, чем теряет. Причём эти преимущества только усилятся, если республика сможет стать своеобразным мостом между ЕАЭС и ЕС. Следовательно, присоединившись к Евразийскому экономическому союзу, Армения сделала правильный выбор, что должно получить своё подтверждение уже в среднесрочной перспективе.

Библиография • References

Арешев А. Г. Интеграция Армении в Таможенный союз и экономическое взаимодействие на Южном Кавказе // Постсоветский материк. 2014. № 3. С. 53-59. [Areshev A. G. Integracija Armenii v Tamozhennyj sojuz i jekonomicheskoe vzaimodej-

stvie na Juzhnom Kavkaze // Postsovetskij materik. 2014. № 3. S. 53-59] Иран и ЕАЭС: что должна и что может предложить Армения? // URL: http://

baltnews.lv/news/20160628/1016829752.html [Iran i EAJeS: chto dolzhna i chto mozhet predlozhit' Armenija? // URL: http://

baltnews.lv/news/20160628/1016829752.html] Мартиросян С. Армения: первый год в семье Евразийского союза // URL: http:// www.rltmeurasia.org/news-2016-01-11-armenija-pervyj-god-v-seme-evrazijskogo-sojuza-21297

[Martirosjan S. Armenija: pervyj god v sem'e Evrazijskogo sojuza // URL: http://www. ritmeurasia.org/news-2016-01-11-armenija-pervyj-god-v-seme-evrazijskogo-sojuza-21297]

Меликян Д. Армения и Евразийский союз: от сотрудничества до интеграции //

Аналитические записки. Институт Кавказа. Ереван, 2015. С. 1-16. [Melikjan D. Armenija i Evrazijskij sojuz: ot sotrudnichestva do integracii //

Analiticheskie zapiski. Institut Kavkaza. Erevan, 2015. S. 1-16] МигранянА., ТкаченкоМ. Миграционное законодательство России и партнёров

по ЕАЭС // Обозреватель-Observer. 2016. № 4. С. 38-49. [MigranjanA., Tkachenko M. Migracionnoe zakonodatel'stvo Rossii i partnjorov po

EAJeS // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 4. S. 38-49] Сарабеков Ж. Армения и Евразийский экономический союз: больше вопросов,

чем ответов? // Доклад ИМЭП. Астана; Алматы. 2015. С. 1-52. [SarabekovZh.. Armenija i Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: bol'she voprosov, chem

otvetov? // Doklad IMJeP. Astana; Almaty. 2015. S. 1-52] Фомина Д. Д. Стратегический выбор Армении - вступление в Евразийский экономический союз // История и историческая память. 2015. № 11. С. 138-143. [FominaD. D. Strategicheskij vybor Armenii - vstuplenie v Evrazijskij jekonomicheskij

sojuz // Istorija i istoricheskaja pamjat'. 2015. № 11. S. 138-143] Хейфец Б. А. Евразийский экономический союз: новые вызовы для бизнеса //

Общество и экономика. 2015. № 6. С. 5-21. [Hejfec B. A. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz: novye vyzovy dlja biznesa // Obshhestvo i jekonomika. 2015. № 6. S. 5-21]

АБОЗРЕВАТЕЛЬ ^^ VfB SERVER

42 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 10/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.