Научная статья на тему 'Армянский вектор чешской политики на Южном Кавказе (1993-2018)'

Армянский вектор чешской политики на Южном Кавказе (1993-2018) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ЧЕХИЯ / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКСПОРТ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ARMENIA / CZECH REPUBLIC / EASTERN PARTNERSHIP / EUROPEAN UNION / EXPORT / FOREIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крючков Игорь Владимирович

Распад СССР и Чехословакии создал предпосылки для развития отношений между Арменией и Чехией в конце XX начале XXI вв. В статье проанализированы основные тенденции и противоречия армяно-чешских отношений. Данная проблематика не нашла широкого освещения в современной научной литературе. Её изучение расширяет наши представления о реалиях современной ситуации на Южном Кавказе, политике Европейского союза в регионе и интеграции Армении в мировое экономическое и политическое пространство. Сделан вывод о выстраивании Чехией в отношении Армении двухуровневой системы диалога. “Армянский курс” собственной внешней политики Прага тесно связывает с политикой Восточного партнёрства ЕС. Чехия стремится поддерживать модернизацию экономической, политической и правовой системы Армении.The collapse of the USSR and Czechoslovakia created preconditions for developing relations between Armenia and Czechia at the end of the 1990s the beginning of the 2000s. Azerbaijan became the main partner of Czechia in the South Caucasus and Armenia found partly itself on the sidelines of a Caucasian policy of Prague. However, Armenia and Czechia have been recently getting interested in expanding cooperation. The main tendencies and controversies of the development of Armenian and Czech relations are analyzed in the article. This issue has not been properly explored in modern science literature. However this topic is of high practical importance as it expands our perceptions of realities of the current situation in the South Caucasus, a policy of the European Union in the region and the Armenian integration into the world economy and politics. The article concludes that Czechia has constructed a two-level system of a dialogue with Armenia. Prague closely connects “the Armenian course” of its own foreign policy with the policy of Eastern Partnership of the EU. The economic links of two states has not reached significant results mainly because of imperfection of the Armenian legal system, domestic political instability and serious problems in its economy. More achievements can be found in the development of a political dialogue between Prague and Yerevan. Czech Republic aspires to support the modernization of the Armenian economic, political and legal systems, the development of civil society institutions in the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армянский вектор чешской политики на Южном Кавказе (1993-2018)»

УДК 3278

Игорь КРЮЧКОВ

АРМЯНСКИЙ ВЕКТОР ЧЕШСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ (1993-2018)1

Аннотация. Распад СССР и Чехословакии создал предпосылки для развития отношений между Арменией и Чехией в конце XX - начале XXI вв. В статье проанализированы основные тенденции и противоречия армяно-чешских отношений. Данная проблематика не нашла широкого освещения в современной научной литературе. Её изучение расширяет наши представления о реалиях современной ситуации на Южном Кавказе, политике Европейского союза в регионе и интеграции Армении в мировое экономическое и политическое пространство. Сделан вывод о выстраивании Чехией в отношении Армении двухуровневой системы диалога. "Армянский курс" собственной внешней политики Прага тесно связывает с политикой Восточного партнёрства ЕС. Чехия стремится поддерживать модернизацию экономической, политической и правовой системы Армении.

Ключевые слова: Армения, Чехия, Восточное партнёрство, Европейский союз, экспорт, зарубежные инвестиции.

В начале XXI в. растёт интерес стран-членов ЕС к Южному Кавказу в рамках политики диверсификации поставок энергоносителей в Европу из стран Прикаспийского бассейна и обеспечения безопасности поставок нефти и газа через Азербайджан и Грузию. В рамках данной стратегической задачи ЕС уделяет большое внимание снятию политической напряжённости на Южном Кавказе и недопущению нового обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном, способного разрушить сложившиеся маршруты поставок энергоносителей в Европу в обход России. Внешнеполитическая стратегия Армении в начале XXI в. представляет уникальный пример развития многовекторного сотрудничества с ведущими политическими силами на международной арене. Вступление в Евразийский экономический союз в 2015 г. не помешало Еревану заключить в 2017 г. Договор о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве с ЕС. Отношения Чехии с Арменией рельефно демонстрируют сочетание межгосударственного сотрудничества стран ЕС с

1 Статья продолжает исследование автором темы присутствия Чехии на Южном Кавказе: Крючков И.В. Основные направления развития сотрудничества Чешской Республики с Азербайджаном в 2008-2017 гг. Современная Европа. 2018. № 5. с. 60-70. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520186070

© Крючков Игорь Владимирович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной истории, политологии и международных отношений Северо-Кавказского федерального университета. Адрес: 355009, Россия, Ставрополь, ул. Пушкина 1, Корпус 20, ауд. 417. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020153162

государствами Южного Кавказа с реализацией в регионе проектов в рамках политики Восточного партнёрства (ВП). Чехия с самого начала поддержала эту политику. Неслучайно именно в Праге 7 мая 2009 г. была принята декларация по вопросам ВП. В современной научной литературе изучение основных тенденций и противоречий сотрудничества Чехии и Армении не нашло отражения. Вместе с тем эта тема актуализирует интерес научного сообщества к внешней политике Армении и её взаимоотношениям с государствами ЕС.

После распада СССР и получения Арменией независимости последовало установление 30 марта 1992 г. дипломатических отношений Еревана с Чехословакией, а в 1993 г. с независимой Чехией. Неудобная транспортная логистика, конфликт в Нагорном Карабахе, сложности экономических и политических преобразований в обоих государствах не создали благоприятных предпосылок для развития взаимного сотрудничества. В тоже время Армения и Чехия имели опыт взаимодействия в советский период. Чехословацкие специалисты принимали участие в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Спитаке, товары из Чехословакии пользовались большим спросом в советской Армении, но этого было недостаточно для расширения связей в конце XX - начале XXI вв. На всем протяжении 1990-х гг. взаимодействие Еревана с Прагой имело скорее спорадический характер.

Активизация сотрудничества после 2008 г.

Ситуация изменилась в лучшую сторону с 2008 г., когда Армению посетило несколько известных чешских политиков, включая первого вице-премьера, министра иностранных дел К. Шварценберга и председателя сената П. Соботку. В 2009 г. состоялся исторический визит президента Армении С. Саргсяна в Прагу. В последующем каждый год стороны обменивались визитами официальных делегаций во главе с отдельными министрами, главами парламентов. В 2014 г. во время форума Восточное партнёрство С. Саргсян ещё раз посетил Прагу. В 2016 г. президент М. Земан совершил государственный визит в Ереван.

С 2008 г. Армения и Чехия подписывали ряд важных соглашений, закладывающих основы для развития всестороннего сотрудничества. В июле 2008 г. соглашение об исключении двойного налогообложения, в марте 2010 г. о сотрудничестве в военной сфере. 17 мая 2010 г. Прага и Ереван подписали сразу два соглашения о реадмиссии незаконно проживающих лиц и сотрудничестве в области воздушного транспорта, в декабре соглашение о сотрудничестве в области спорта, науки, культуры, образования и молодёжи. Одновременно официальные структуры содействовали подписанию соглашения между Союзом промышленников Чехии и Ассоциацией производителей Армении в 2011 г. В то же время были созданы предпосылки развития сотрудничества между отдельными регионами двух государств. В июне 2015 г. во время визита в Чехию премьер-министра Армении О. Абрамяна было заключено соглашение о развитии отношений Тавушской области Армении с областью Градец Кралове Чехии. В 2016 г. М. Земан и С. Саргсян подписали Декларацию о дружеских отношениях, партнёрстве и углубленном сотрудничестве. В 2011 г. открыто посольство Армении в Праге, а в 2012 г. Чехии в Ереване.

С 2014 г. действует Армяно-чешская межправительственная комиссия по вопросам экономического сотрудничества, которая провела четыре заседания (сентябрь 2014 г. - Ереван, апреля 2016 г. - Прага, сентябрь 2017 г. - Ереван, декабрь

2018 г. - Прага. В нижней палате парламента Чехии создана межпартийная группа дружбы "Чехия - Армения". Аналогичная группа действует в Национальном собрании Армении.

В концепции внешней политики Чехии 2014 г. контакты с Арменией выделены в отдельный раздел наряду с Азербайджаном и Беларусью. Чехия ориентируется на выстраивание отношений с данными государствами в рамках программы ВП и развития двухсторонних связей. Главная внешнеполитическая задача Праги заключается в развитии экономического сотрудничества и оказания помощи в формировании институтов гражданского общества1. Чешские эксперты полагают, что Чехия имеет высокую репутацию на постсоветском пространстве, она хорошо знает специфику региона, поэтому Прага может играть более весомую роль в реализации ВП и продвижении интересов евроатлантического блока в Евразии2. В 2009-2014 гг. Чехия выделила в качестве поддержки государствам в рамках ВП 83,07 млн долларов. За этот период Армения получила 3,61 млн долларов для реализации различных проектов, в том числе способствующих развитию в стране гражданского общества (4,35%) [Котулевич-Вишиньска, 2016: 73, 77]. Прага, как и в целом ЕС, постоянно высказывают озабоченность по поводу политической нестабильности в Армении, несовершенства правовой системы, роста социального неравенства, несовершенства экономической политики [Giragosian, 2013: 12, 17].

Позиция Чехии в конфликте Армении с Азербайджаном и Турцией

В 2014 г. во время встречи М. Земана с С. Саргсяном в Праге чешский президент четко обозначил собственную позицию, подчеркнув необходимость официального признания Чехией факта геноцида армян в Османской империи. Заявление президента вызвало неоднозначную реакцию в Чехии. МИД отметил, что М. Земан выразил своё личное мнение и не более того3. Министр иностранных дел М. Заора-лек подчеркнул, что вопрос о геноциде армян должно в первую очередь обсуждать сообщество историков. В июне 2016 г. министр культуры Чехии Д. Герман, комментируя признание бундестагом Германии геноцида армян, вновь призвал к осторожности и обсуждению этой проблемы в формате научных дискуссий [Васинке-вич, 2016]. Такая осторожность чешских политиков во многом объясняется наличием тесных экономических связей страны с Турцией и Азербайджаном. В частности, взяв курс на получение энергетической независимости от России, Прага наращивала экспорт азербайджанской нефти через территорию Турции.

8 июня 2016 г., находясь в Ереване, президент М. Земан отметил неизменность своей позиции по данному вопросу, посетив мемориал, посвящённый жертвам геноцида. Приятие Германией решения о признании геноцида армян, наряду с поддержкой такого решения чешской общественностью, подтолкнуло Чехию к более решительным действиям. Именно отношение М. Земана к проблеме геноцида ар-

1 Concept of the Czech Republic's Foreign Policy. 2015. P. 50.

2

2 Agenda For Czech Foreign Policy 2018. Ed. V. Borcany, V. Dostál. Prague: AMO, 2018. P. 48.

3

Каймаков, А. (2016) Президент призвал чешских парламентариев принять резолюцию по поводу геноцида армян, Чешское радио - Русская служба. 8.06.2016. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/prezident-prizval-cheshskix-parlamentariev-prinyat-rezolyuciyu-po-povodu-genocida-armyan (дата обращения: 17.01.2020).

мян во многом ускорило официальное признание Чехией этого факта. Нижняя палата парламента Чехии 25 апреля 2017 г. признала геноцид армян в Османской империи. Данное решение вызвало отрицательную реакцию Анкары, Турция выразила официальный протест Праге.

В вопросе о статусе Нагорного Карабаха Чехия руководствуется принципами международного права, в том числе уважения территориальной целостности государств. Она поддерживает миротворческие усилия Минской группы ОБСЕ. К большому разочарованию Чехии и других государств Европейского союза программа ВП и другие миротворческие инициативы ЕС пока не привели к снижению напряжения вокруг Нагорного Карабаха [Айвазян, 2018: 126]. Прага старается избегать резких заявлений, чтобы сохранить хорошие партнёрские взаимоотношения с Арменией и Азербайджаном. В 2016 г. М. Земан призвал конфликтующие стороны в Нагорном Карабахе проявить настойчивость в деле достижения мира. Он провёл параллель с Германией и Францией, которые, несмотря на все застарелые конфликты, смогли прийти к компромиссу после Второй мировой войны. В мае 2002 г. чешская сторона организовала встречу армянской и азербайджанской делегаций по поводу урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе1. Следующая встреча в Праге прошла в 2005 г. 27 июня 2019 г. в чешской столице состоялась последняя на данный момент встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. "Пражский процесс", таким образом, становится важным направлением урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.

Армения стремится донести до чешской общественности собственную позицию по конфликту в Нагорном Карабахе. В январе 2015 г. в г. Фридек-Мистек состоялась фотовыставка "Нагорный Карабах - страна, которую забыл мир", организованная чешским писателем и фотографом Л. Ветвичкой, посещавшим Нагорный Карабах. Важную работу в этом плане проводит армянская община Чехии.

Роль публичной дипломатии

Чешская сторона содействует развитию гражданского общества в Армении. Она действует как в рамках общих для Европейского союза программ, так и по собственной инициативе, видя в этом один из инструментов решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Чехия оказывает помощь НКО, действующим на территории Армении и Нагорного Карабаха. Армению Чехия отнесла к числу приоритетных государств в рамках программы содействия качественному повышению уровня жизни населения, организованной и финансируемой МИД Чехии.

Чешские НКО предпринимают усилия по развитию институтов гражданского общества и экономики в депрессивных регионах Армении. НКО "Человек в беде" во главе с Ш. Панеком поддерживает экономику Ширакской области. Данная область традиционно считалась центром овцеводства, оказавшегося после распада СССР в глубоком кризисе. НКО получило необходимые средства из фондов ЕС на строительство в 2019 г. фабрики по переработке шерсти недалеко от Гюмри и реализацию проектов, в том числе, способствующих развитию в регионе туризма [Ту-

1 Мирные переговоры о Нагорном Карабахе проходят в Праге, Чешское радио - Русская служба. 13.05.2002. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/-mirnye-peregovory-o-nagornom-karabaxe-proxodyat-v-prage (дата обращения: 22.01.2020).

речкова, 2019]. Большую работу в Армении проводит чешская НКО "Путь инициативы". Она предоставляет гранты на реализацию проектов в области развития гражданского общества, защиты окружающей среды, достижения равноправия полов, развития независимой журналистики, защиты жертв семейного насилия и создания безбарьерной среды в Ереване.

Экономическое сотрудничество

Экономическое сотрудничество между двумя государствами остаётся на незначительном уровне, особенно на фоне роста товарооборота между Чехией и Азербайджаном. Практически все встречи на высшем уровне на протяжении многих лет сопровождались выражением недовольства по поводу состояния дел во внешней торговле Армении с Чехией, стороны обещали обратить на данный факт пристальное внимание.

Основными статьями чешского экспорта в Армению являются продукция машиностроения, в том числе для энергетического сектора, автомобили, товары широкого потребления. Следует подчеркнуть, что традиционно значительную часть чешского экспорта составляет промышленное оборудование1. Глубокий экономический кризис, приведший к частичной деиндустриализации Армении, существенно ограничил возможности чешского экспорта. В нем доминирует ввоз технологий и промышленного оборудования, а экспорт товаров широкого потребления несколько отстаёт. Армения поставляет алюминий, ферросплавы, сырье для черной металлургии, спиртные напитки и продовольствие [Report on the Foreign Policy of the Czech Republic, 2010: 161]. Осенью 2012 г. первая партия армянского коньяка "Арарат" поступила на чешский рынок. Торговый оборот Армении и Чехии постепенно увеличивался, несмотря на временные спады (Таблица 1, в млн долл.).

Таблица 1.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Импорт из Чехии 15,7 20,3 21,1 19,8 19,9 14,9 27,0 40,0

Экспорт в Чехию 1,5 1,4 8,4 1,4 1,7 2,3 2,5 2,9

Суммарный торговый оборот 17,2 21,7 29,5 21,2 21,6 17,2 29,5 42,9

Источник: Министерство иностранных дел Армении. URL: https://www.mfa.am/hy/ (дата обращения: 22.01.2020).

Во внешнеэкономических связях Армении с государствами Вишеградской группы лидирующие позиции занимает Польша (52,3 млн долларов - 2018 г.), затем идут Чехия, Венгрия (17,05 млн долларов), Словакия (9,8 млн долларов).

1 Report on the Foreign Policy of the Czech Republic. 2007. Prague: Ministry of Foreign Affairs of Czech Republic, 2008. P.161.

Примечательно, что со статистикой взаимной торговли периодически возникают серьёзные расхождения. В апреле 2013 г. во время визита в Армению К. Швар-ценберга состоялся Армяно-чешский бизнес-форум. Во время мероприятия армянская сторона оценила объем взаимной торговли в 25,9 млн долл., а чешская в 88,4 млн долл. По мнению экспертов, разница объясняется тем, что часть товаров не регистрируется во время прохождения границы Армении, пополняя ресурсы "теневой экономики" страны, в то время как все товары, проходящие через границы Чехии, попадают в поле внимание национальной службы статистики [Арамян, 2013].

Серьёзной проблемой для внешней торговли Армении стала диверсификация её экспорта, в том числе в Чехию. Раньше в нем преобладали минеральные ресурсы. Постепенно их доля сокращается в пользу товаров, производимых в сельском хозяйстве, продукции пищевой промышленности, текстиля. Существенным подспорьем для развития торговли Армении с Чехией является получение страной льготного торгового режима от ЕС (GSP+). Он предоставляет возможность экспортировать в государства Союза 3,3 тыс. видов товаров без пошлин и 3,9 тыс. наименований товаров на основе льготного таможенного обложения1 . Подписание 27 ноября 2017 г. Всеобъемлющего и расширенного соглашения о партнёрстве ЕС с Арменией открывает новые возможности для развития сотрудничества Еревана с Чехией [Шишелина, 2018: 31].

Чешские инвестиции довольно медленно и в недостаточном объёме идут в экономику Армении. С 1991 по 2008 гг. чешские прямые инвестиции составили всего 3,3 млн долл. [Армения, 2011: 21-22]. В 2017 г. в стране действовало 30 компаний с участием чешского капитала. Официальные представители Чехии признают пассивность инвесторов, рассчитывая, что заключение соглашения Армении - ЕС создаст благоприятные предпосылки для улучшения инвестиционного климата2. Привлечение прямых иностранных инвестиций является системной проблемой Армении. С 2008 по 2015 гг. они сократились с 754 млн долл. до 181 млн долл.3

Чешские компании приняли участие в модернизации Мецаморской АЭС, в поставках турбин и другого оборудования для ГЭС Армении. Чешский экспортный банк в 2017 г. предоставил гарантии в 1 млн долл. компании "Skoda JS" на поставки чешского оборудования на Мецаморскую АЭС. Одновременно от представителей чешского бизнеса поступили предложения по развитию в Армении "Зелёной энергетики", включая использование солнечной энергии и энергии ветра. Важное место в отношениях Чехии с Арменией занимает сотрудничество в области IT-технологий. Армения заинтересована в привлечении соответствующих технологий и в подготовке кадров. Страна претендует на звание лидера в развитии IT-технологий на Южном Кавказе. Чехия в этом плане достигла "общеевропейских" показателей. Её опыт представляет значительный интерес для Армении. В феврале

1 Обзор агропродовольственной торговой политики в постсоветских странах. ФАО. 2014. №15. С. 23.

2

Чешские бизнесмены ожидают влияния Соглашения Армения-ЕС: интервью с послом Чехии в Армении Armenpress. 22.01.201). URL: https://armenpress.am/rus/news/919735/ (дата обращения: 19.01.2020).

Мониторинг реформирования государственной политики Армении в сфере МСП. Проект отчёта. Декабрь 2017 г. Париж. OECD - Eurasia. С. 15.

2018 г. представители чешских и армянских банков провели семинар, посвящённый проблеме защиты информации1.

В экономических и политических кругах Чехии перспективы развития двухстороннего экономического сотрудничества видят в серьёзных изменениях в народном хозяйстве Армении, основанных на демонополизации, дерегулировании, развитии малого и среднего бизнеса2. По данным на 2016-2017 гг. только 6,9% малых и 7,7% средних предприятий Армении принимало участие в экспорте продукции, что является худшим показателем на Южном Кавказе3. Наличие "теневой экономики" также не укрепляет имидж Армении в Европе. В 2016 г. президент М. Земан сетовал на то, что чешские предприниматели плохо знают Армению и её экономический потенциал, а банки Чехии, занимающиеся предоставлением кредитов для стимулирования экспорта, неохотно проводят операции с Арменией. Экспорт чешских товаров ограничен из-за низкой покупательной способности значительной части армянского населения и жесткой конкуренции со стороны других государств. Острой проблемой в развитии торговых отношений двух стран является значительный дисбаланс, сложившийся не в пользу Армении. В Ереване и Праге постоянно звучит мнение о недостаточности информации о потенциальных партнёрах, несмотря на все усилия посольств, и других официальных структур. В этих условиях деловые круги двух стран предпринимают самостоятельные меры по выходу на внешний рынок. В сентябре 2016 г. ряд чешских фирм принял участие в международной выставке "ARMENIA - EXPO", главным образом, представляя пищевую промышленность, пивоварение, энергетику, машиностроение и производство упаковки.

Создание Экспортного страхового агентства Армении явилось ещё одним позитивным шагом на пути развития внешнеэкономической деятельности страны. Чехия стала одной первых стран, с которой было начато сотрудничество. Значительная часть чешских политиков и представителей деловых кругов сохраняет уверенный оптимизм по поводу развития связей с Арменией. В октябре 2017 г. президент Промышленной конфедерации Чехии М. Лукаш, находясь в Ереване, говорил о больших перспективах сотрудничества двух стран. Их залогом являются высококвалифицированные кадры и удачное геополитическое положение Армении. По его мнению, весьма перспективным направлением сотрудничества могло бы стать создание совместных предприятий на территории Армении, которые получали бы выход на рынки Ирана, России и других государств ЕАЭС [Мкртчян, 2017].

Важное место в экономическом взаимодействии двух стран играет армянская община Чехии. В 2005 г. численность армян, проживающих на постоянной основе в стране, превысила 1 тыс. чел. [Сумленный, 2007: 151]. 2016 г. их численность достигла 3,5 тыс. чел. и продолжает увеличиваться. С 2016 г. чешская компания "Foodish s.r.o", принадлежащая К. Саргсяну, начала импорт из Армении овощных консервов. Представители армянской общины Чехии, достигшие больших успехов

1 Seminar on Cyber Security in Banking (18.02.2018), Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic. URL: www.mzv.cz/yerevan/en/news/seminar_on_cyber_security_in_banking.html (дата обращения: 24.01.2020).

2

У нас есть надежда на продвижение в мирном урегулировании конфликта: посол Чехии в Армении, Аравот. 29.06.201). URL: https://www.aravot-ru.am/2016/06/30/214445/ (дата обращения: 23.01.2020).

Мониторинг реформирования государственной политики Армении в сфере МСП. Проект отчёта. Декабрь 2017 г. Париж. OECD - Eurasia. С. 13.

в стране, входят в состав чешских официальных делегаций. В апреле 2013 г. К. Шварценберга в Ереване сопровождали директор по экспорту компании "Omega CZ" М. Гамджян и юрист из адвокатского бюро "Peterka & Partners" С. Месробян.

Защита окружающей среды и гуманитарная сфера

К перспективным направлениям развития взаимоотношений Армении и Чехии относится защита окружающей среды. Здесь чешская сторона достигла существенных успехов. Чешские специалисты осенью 2018 г. начали обследование области Лори, считающейся самой неблагоприятной с точки зрения состоянии экологии в Армении, в первую очередь из-за добычи и переработки меди. По итогам были подготовлены предложения по развитию экологического законодательства Армении и по улучшению состояния экологии в области Лори [Баранова, 2018]. Учёные из Чехии наладили успешное сотрудничество с движением "Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую среду". Чешские эксперты принимают участие в подготовке и мониторинге экологических проектов, осуществляемых ЕС на территории Армении1.

Постепенно набирает оборот развитие сотрудничества двух стран в области культуры, науки и образования. Чехия поддерживает ряд образовательных программ для армянских студентов, желающих пройти обучение в университетах страны [Report on the Foreign Policy of the Czech Republic, 2010: 161]. В данном вопросе Прага действует совместно с другими государствами Вишеградской группы, создавшей специальный Международный Вишеградский фонд для финансирования проектов программы ВП. С 2006 по 2017 гг. фонд поддержал 11 исследовательских проектов на территории Армении (417 тыс. евро), предоставив 41 стипендию гражданам страны для обучения в магистратуре [Котулевич-Вишиньска, 2018: 101].

Большой резонанс в Чехии вызвали апрельские события в Армении в 2018 г. Чешская общественность и СМИ выразили поддержку армянской оппозиции. Однако падение С. Саргсяна для многих чешских экспертов стало полной неожиданностью [Айзпурвит, 2018]. Приход Н. Пашиняна к власти вызвал значительное воодушевление в Чехии, хотя сама кандидатура нового армянского лидера была плохо известна в Праге. Чешские СМИ сравнивали приход к власти Н. Пашиняна с "бархатной революцией", проводя параллели с событиями в Чехословакии 1989 г. Чехия приветствовала демократические перемены в Армении. На встрече с парламентской группой "Армения-Чехия" в Национальном собрании Армении чешский посол в Ереване Б. Копецкий отметил, что после "бархатной революции" 2018 г. отношения между Чехией и Арменией вышли на новый качественный уровень, открывая новые горизонты для взаимного сотрудничества2.

1 Армения: экспертная миссия ЕС по мониторингу качества воды, предназначаемой для потребления человека. URL: https://www.euneighbours.eu/ra/eas1/stay-informed/news/armeniya-ekspertnaya-missiya-es-po-monitoringu-kachestva-vody (дата обращения: 20.01.2020).

Обсуждены вопросы армяно-чешских связей, Национальное собрание Республики Армения. 11.11.2019. URL: http://www.parliament.am (дата обращения: 16.01.2020).

* * *

Взаимоотношения Чехии с Арменией на рубеже XX-XXI вв. развиваются в позитивном ключе. Однако экономические контакты двух государств не соответствуют их потенциалу. Даже в рамках Вишеградской группы Чехия занимает второе место после Польши во внешнеэкономической деятельности Армении. Чешская сторона многие проблемы экономического сотрудничества связывает с кризисными явлениями в народном хозяйстве Армении, несовершенством её правовой системы, политической нестабильностью, низкой покупательной способностью населения. События 2018 г. в Армении нашли положительный отклик в Чехии. Они открывают новые перспективы для расширения сотрудничества между Чехией и Арменией, особенно после заключения соглашения ЕС-Армения в 2017 г. Для России отношения Чехии и Армении имеют значение для оценки экономического и политического потенциала сотрудничества ЕС и ЕАЭС.

Список литературы

Айвазян, А.С. (2018) Новое измерение Европейской политики соседства на примере соглашения о Всеобъемлющем и расширенном партнёрстве ЕС и Армении), Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. №1.

Айзпурвит, К. (2018) Чехия следит за "бархатной революцией" в Армении, Чешское радио - Русская служба. 24.04.2018. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/chexiya-sledit-za-barxatnoj-revolyuciej-v-armenii (дата обращения: 20.01.2020).

Арамян, А. (2013) Вот такой Экскалибур... С Чехией у нас не все "хоккей" - в футболе и экономике, Голос Армении. 13.04.2013. URL: https://golosarmenii.am/article/17954/vot-takoj-ekskalibur—(дата обращения: 19.01.2020).

Баранова, А. (2018) Поможем Армении: жизнь с привкусом меди, Чешское радио - Русская служба. 24.04.2018. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/tema/pomozhem-armenii-zhizn-s-privkusom-medi (дата обращения: 20.01.2020).

Васинкевич, О. (2016) Министр культуры Даниэл Герман о геноциде армян: "не надо бояться открывать и тяжелые страницы истории", Чешское радио - Русская служба. 3.06.2016. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/ministr-kultury-daniel-german-o-genocide-armyan-ne-nado-boyatsya-otkryvat-i-tyazhelye-stranicy-istorii (дата обращения: 17.01.2020).

Котулевич-Вишиньска К. (2016) Вишеградская помощь странам "Восточного партнёрства", Современная Европа. 2016. №6.

Котулевич-Вишиньска К. (2018) К участию стран Вишеградской группы в программе "Восточное партнёрство", Современная Европа. 2018. №7.

Мкртчан, (2017) Э. Президент промышленной конфедерации Чехии видит в Армении большой и долгосрочный потенциал для сотрудничества, ARMINFO. 4.10.2017. URL: https://finport.am/full_news.php?id=31680&lang=2/ (дата обращения: 16.01.2020).

Сумленный, С. (2207) Чешские армяне - маленькая община с большим потенциалом, 21 - й век. 2007. №1.

Туречкова, Е. (2019) "Человек в беде" строит в Армении мануфактуру по переработке овечьей шерсти, Чешское радио - Русская служба. 22.01.2019. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/mozaika/-chelovek-v-bede-stroit-v-armenii-manufakturu-po-pererabotke-yagnyachej-shersti (дата обращения: 23.01.2020).

Шишелина, Л.Н. (2018) Программа Восточное партнёрство накануне десятилетия, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №6.

References

Aivazyan, A.S. (2018) Novoe izmerenie Evropeiskoi politiki sosedstva na primere soglasheniya o Vseob'emlyushchem i rasshirennom partnerstve ES i Armenii), Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN. No.1.

Aizpurvit, K. (2018) Chekhiya sledit za "barkhatnoi revolyutsiei" v Armenii, Cheshskoe radio - Russkaya sluzhba. 24.04.2018. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/chexiya-sledit-za-barxatnoj-revolyuciej-v-armenii (Accessed: 20.01.2020).

Aramyan, A. (2013) Vot takoi Ekskalibur... S Chekhiei u nas ne vse "khokkei" - v futbole i ekonomike, Golos Armenii. 13.04.2013. URL: https://golosarmenii.am/article/17954/vot-takoj-ekskalibur—( Accessed: 19.01.2020).

Baranova, A. (2018) Pomozhem Armenii: zhizn' s privkusom medi, Cheshskoe radio - Russkaya sluzhba. 24.04.2018. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/tema/pomozhem-armenii-zhizn-s-privkusom-medi (Accessed: 20.01.2020).

Vasinkevich, O. (2016) Ministr kul'tury Daniel German o genotside armyan: "ne nado boyat'sya otkryv-at' i tyazhelye stranitsy istorii", Cheshskoe radio - Russkaya sluzhba. 3.06.2016. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/novosti/ministr-kultury-daniel-german-o-genocide-armyan-ne-nado-boyatsya-otkryvat-i-tyazhelye-stranicy-istorii (Accessed hcheniya: 17.01.2020).

Kotulevich-Vishin'ska, K. (2016) Vishegradskaya pomoshch' stranam "Vostochnogo partnerstva", Sov-remennaya Evropa. 2016. No.6.

Kotulevich-Vishin'ska K. (2018) K uchastiyu stran Vishegradskoi gruppy v programme "Vostochnoe partnerstvo", Sovremennaya Evropa. 2018. No.7.

Mkrtchan, (2017) E. Prezident promyshlennoi konfederatsii Chekhii vidit v Armenii bol'shoi i dol-gosrochnyi potentsial dlya sotrudnichestva, ARMINFO. 4.10.2017. URL: https://finport.am/full_news.php?id=31680&lang=2/ (Accessed: 16.01.2020).

Sumlennyi, S. (2207) Cheshskie armyane - malen'kaya obshchina s bol'shim potentsialom, 21 - i vek. 2007. No. 1.

Turechkova, E. (2019) "Chelovek v bede" stroit v Armenii manufakturu po pererabotke ovech'ei shersti, Cheshskoe radio - Russkaya sluzhba. 22.01.2019. URL: https://www.radio.cz/ru/rubrika/mozaika/-chelovek-v-bede-stroit-v-armenii-manufakturu-po-pererabotke-yagnyachej-shersti (Accessed: 23.01.2020).

Shishelina, L. (2018) Programma Vostochnoe partnerstvo nakanune desyatiletiya, Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN. 2018. No.6.

Giragosian, R. (2013) The Political Dimension: Armenian Perspective, The South Caucasus 2018: facts, trends, future scenarios. Konrad-Adenauer-Stiftung e. V 2013.

Armenian Vector of the Czech Policy in the South Caucasus (1993-2018)

Author: Kryuchkov L, Doctor of Sciences (History), Professor, head of the Department of foreign history, political science and international relations of the North Caucasus Federal University. Address: room 417, Building 20, 1 Pushkin street, Stavropol, Russia, 355009. E-mail: [email protected]

Abstract. The collapse of the USSR and Czechoslovakia created preconditions for developing relations between Armenia and Czechia at the end of the 1990s - the beginning of the 2000s. Azerbaijan became the main partner of Czechia in the South Caucasus and Armenia found partly itself on the sidelines of a Caucasian policy of Prague. However, Armenia and Czechia have been recently getting interested in expanding cooperation. The main tendencies and controversies of the development of Armenian and Czech relations are analyzed in the article. This issue has not been properly explored in modern science literature. However this topic is of high practical importance as it expands our perceptions of realities of the current situation in the South Caucasus, a policy of the European Union in the region and the Armenian integration into the world economy and politics. The article concludes that Czechia has constructed a two-level system of a dialogue with Armenia. Prague closely connects "the Armenian course" of its own foreign policy with the policy of Eastern Partnership of the EU. The economic links of two states has not reached significant results mainly because of imperfection of the Armenian legal system, domestic political instability and serious problems in its economy. More achievements can be found in the development of a political dialogue between Prague and Yerevan. Czech Republic aspires to support the modernization of the Armenian economic, political and legal systems, the development of civil society institutions in the country.

Keywords: Armenia, Czech Republic, Eastern Partnership, European Union, export, foreign investment.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020153162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.