УДК 502+504 doi: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-194-197
Н. Р. Асадуллина,
кандидат экономических наук, Ташкентский Филиал «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова», Республика Узбекистан, e-mail: rasadullina@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Концептуальной основой экономики природопользования является концепция устойчивого развития (sustainable development). Она была принята на Конференции ООН по развитию и охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. На этой Конференции принято следующее определение: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1].
Оно включает два ключевых понятия:
- понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;
- понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности».
Приведенное определение устойчивого развития рассматривает его сквозь призму экономических отношений поколений: внутри современного поколения (в частности, социальный аспект - проблема бедности) и между поколениями (эколого-экономический аспект).
Основными критериями устойчивого развития на длительную перспективу, исходя из классификации природных ресурсов и динамики их воспроизводства являются:
- обеспечение, по крайней мере, режима простого воспроизводства природных ресурсов - количества возобновляемых природных ресурсов;
- максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновляемых природных ресурсов с перспективой их замены на другие нели-митированные виды ресурсов в будущем;
- возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий, наилучших доступных технологий;
- возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня -загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) в перспективе не должно превышать его современный уровень.
Подходами к построению системы индикаторов устойчивого развития являются:
1. Построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития на основе соответствующей системы показателей: экономические, экологические, социальные, институциональные.
2. Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей: эколого-экономиче-ских, социо-эколого-экономических, собственно экологических.
Как известно, окружающая среда обеспечивает три функции:
- обеспечение природными ресурсами;
- ассимиляция отходов и загрязнений;
- обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.
Неспособность оценить реальное значение чистой окружающей среды, природных ресурсов может стать причиной занижения цены экологического блага и может привести к заниженному отражению экологического ущерба, экстернальных издержек в цене. При адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность ресурсосбережения оказывается гораздо выше наращивания природоемкости экономики, что доказало экономическое развитие развитых стран в последние два десятилетия.
Целесообразно включать оценку природных ресурсов в национальное богатство страны. До сих пор этого не делается, что лишний раз свидетельствует о недооценке экологического фактора. Национальное богатство есть совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В объем национального богатства включаются нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности), непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатства недр, естественные биологические и подводные водные ресурсы) и нематериальные (лицензии на использование изобретений, передаваемые договора и т.п.), а также финансовые активы (валюта, ценные бумаги и прочее).
Можно выделить по крайней мере три ограничения, «тупика» техногенного типа развития: экологическое, экономическое (инвестиционное) и социальное.
К экологическим ограничениям относятся:
- деградация земель;
- для водных ресурсов - накопление загрязняющих веществ, дальнейшее исчерпание их ассимиляционного потенциала;
- проблема отходов, количество которых быстро накапливается, несмотря на экономический кризис;
- многие виды природных ресурсов близки к исчерпанию с позиций экономической эффективности их разработки. Это связано с колоссальным износом промышленного, транспортного и очистного оборудования.
Для поддержания техногенного, природоем-кого развития с каждым годом необходимо выделять все больше средств в природоэксплуатиру-ющие комплексы и отрасли. Деградация и истощение природных ресурсов требует огромных капитальных вложений для разработки новых ресурсов или усиления эксплуатации уже имеющихся. Только в двух крупнейших в экономике природо-эксплуатирующих комплексах - топливно-энергетическом и агропромышленном - сосредоточено почти две трети всех инвестиций в экономику. И с каждым годом эти затраты растут (прямо или относительно других инвестиций в экономику), однако их эффективность падает. При таком типе экономического развития требуется все больше средств даже для поддержания на прежнем уровне объемов эксплуатации и добычи природных ресурсов и получаемой на их основе готовой продукции. Необходимы иные, ресурсосберегающие пути формирования переходной экономики, в основу которых должен быть положен учет экологических факторов.
Около 85% всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, причины их бывает очень трудно установить. Многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше. Плохое состояние окружающей среды определяет до 20% заболеваемости и 50% онкологических заболеваний. Неблагоприятные условия окружающей среды приводят к беспрецедентному уменьшению сроков ожидаемой продолжительности жизни населения.
В современных условиях развития экономики целесообразна следующая последовательность и приоритетность в экологизации экономики и решении экологических проблем:
- альтернативные варианты решения экологических проблем (структурная перестройка экономики, изменение экспортной политики, конверсия,
экологосбалансированные макроэкономические мероприятия);
- развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий, технологические изменения;
- прямые природоохранные мероприятия (строительство различного рода очистных сооружений, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация и пр.).
Сейчас экологически и экономически эффективным направлением решения природоохранных проблем является развитие «внеприродных» отраслей и видов деятельности. И в первую очередь необходимо реализовать альтернативные варианты решения экологических проблем, то есть те варианты, которые непосредственно не связаны с природоэкс-плуатирующей и природоохранной деятельностью.
Среди экономических показателей «структурными» критериями устойчивого развития могут быть:
- уменьшение показателя природоемкости, измеряемого как затраты первичных природных ресурсов (ресурса) или объемы загрязнений на единицу конечной продукции;
- изменение структурного показателя, отражающее уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов.
Политика экологической безопасности Республики Узбекистан исходит из жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом экологические угрозы - явления природного и техногенного характера, способные прямо или косвенно нанести ущерб состоянию окружающей среды и жизнеобеспеченности человека. Экологические угрозы можно классифицировать по уровням: глобального, регионального, национального масштабов:
- глобальные экологические угрозы: изменение климата, озоновый фактор, аральская проблема;
- региональные экологические угрозы: проблемы Приаралья, катаклизмы природного и техногенного характера, трансграничное загрязнение окружающей среды, опустынивание ландшафтов, распространение инфекционных и других особо опасных заболеваний;
- национальные экологические риски: нехватка и загрязненность водных ресурсов, деградация и загрязнение земельных ресурсов, оползни и селе-паводковые явления, загрязнение воздушного бассейна, сохранение биоразнообразия, катастрофы и аварии, промышленные и бытовые отходы, нерациональное использование природных ресурсов.
В целях обеспечения экологической безопасности, развития социальной инфраструктуры, обеспечивающей улучшение условий жизни населения и решения других задач, предусмотренных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах
[2], приняты: Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» [3], постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» [4] и «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы» [5]. Согласно принятым документам необходимо внедрение механизма стимулирования юридических и физических лиц, участвующих в сборе, утилизации или сдающих на переработку неиспользуемый пластик, полиэтилен и другие упаковочные материалы. Так, в Стратегии действий отмечается, что «предотвращение экологических проблем, наносящих урон состоянию окружающей среды, здоровью и генофонду населения является приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности» [2].
Совокупность перечисленных экологических угроз и проблем требует определения приоритетных направлений обеспечения экологической безопасности и разработки конкретных первоочередных мероприятий по предотвращению, локализации, стабилизации и ликвидации экологических угроз:
- рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земельных, минерально-сырьевых, биологических;
- снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до экологических норм;
- принятие комплексных мер по восстановлению и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия - Приаралье, а также в других экологически напряженных регионах страны;
- обеспечение населения республики качественной питьевой водой;
- внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
- развитие научно-технического потенциала и использование достижений науки и техники в сфере экологии;
- совершенствование и дальнейшее внедрение экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природопользователей, включение экологических требований в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений;
- создание экспериментальных экологических зон устойчивого развития;
- создание единой системы экологического мониторинга, прогноза и информации;
- совершенствование служб контроля и защиты территории республики от трансграничного загрязнения окружающей среды;
- предупреждение и ликвидация последствий экологических катастроф, бедствий, чрезвычайных ситуаций и аварий;
- формирование центральноазиатской региональной системы экологической безопасности;
- развитие и совершенствование системы экологического образования, культуры и воспитания населения, для этого рекомендуется создание, например: национального телеканала или интерактивного портала «Человек и природа»;
- углубление сотрудничества с мировым сообществом в решении экологических проблем.
Таким образом, экологически ориентированная структурная перестройка должна предусматривать широкомасштабное перераспределение, перелив ресурсов из первичных (прежде всего сельское хозяйство и добывающая промышленность) во вторичные секторы экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь), а затем и в третичные (сферы преимущественно интеллектуальной деятельности и услуг). Наряду со строительством новых предприятий, закрытии экологически и экономически неэффективных производств, к мерам по структурной перестройке относится и перепрофилирование производства.
Литература
1. Экономическое развитие и экологический фактор. URL: https://ppt-online.org/78780. 2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года. URL: http://lex.uz/pages/getpage.aspx? lact_id= 3107042. 3. О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды: Указ Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года №УП-5024. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. №17. Ст. 287. 4. О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды: Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.04.2017 г. №1 II 1-2915. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. №18. Ст. 317. 5. О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы: Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.04.2017 г. №ПП-2916. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. №18. Ст. 318.
References
1. Ekonomicheskoye razvitiye i ekologicheskiy faktor [Economic development and environmental factors]. (n.d.). Retrieved from https://ppt-online.org/78780 [in Russian].
2. Strategiya deystviy po pyati prioritetnym naprav-leniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godakh. Prilozheniye 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki
H. P. Acagymma
Uzbekistan №UP-4947 «O Strategii deystviy po dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan» ot 7 fevralya [The strategy of action in the five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. Appendix 1 to Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. UP-4947 "On the Strategy for Action for the Further Development of the Republic of Uzbekistan" dated February 7, 2017]. Retrieved from http://lex.uz/ pages/getpage.aspx?lact id=3107042 [in Russian].
3. O sovershenstvovanii sistemy gosudarstvennogo upravleniya v sfere ekologii i okhrany okruzhayushchey sredy: Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21 aprelya 2017 goda №UP-5024 [On improving the system of public administration in the field of ecology and environmental protection: Decree of the President of the Republic of Uzbekistan of April 21, 2017 No. UP-5024]. Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan — Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 17, Art. 287.'
4. O merakh po obespecheniyu organizatsii deya-tel'nosti Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Uzbekistan po ekologii i okhrane okruzhayushchey sredy: Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21.04.2017 g. №PP-2915 [On measures to ensure the organization of activities of the State Committee of the Republic of Uzbekistan on Ecology and Environmental Protection: Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated April 21, 2017 No. PP-29151. Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan — Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 18, Art. 317.
5. O merakh po kardinal'nomu sovershenstvovaniyu i razvitiyu sistemy obrashcheniya s otkhodami na 20172021 gody: Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21.04.2017 g. №PP-2916 [On measures for the fundamental improvement and development of the waste management system for 2017-2021: Presidential Decree No. PP-2916 of April 21, 2017]. Sobraniye zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan — Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, 18, Art. 318.
Orarra HagiMmna go pegaKmi' 13.11.2018 npHHHHTO go gpyKy 28.03.2019