Научная статья на тему 'Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования'

Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / природопользование / экологическая политика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы экологической политики в условиях устойчивого развития экономики природопользования»

Асадуллина Н.Р.

к.э.н., доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета

rasadullina@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ключевые слова: устойчивое развитие, природопользование, экологическая политика.

Концептуальной основой экономики природопользования является концепция устойчивого развития (sustainable development). Она была принята на Конференции ООН по развитию и охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. На этой Конференции принято следующее определение: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1].

Это определение включает два ключевых понятия:

- понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

- понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Приведенное определение устойчивого развития рассматривает его сквозь призму экономических отношений поколений: внутри современного поколения (в частности, социальный аспект - проблема бедности) и между поколениями (эколого-экономический аспект).

Основными критериями устойчивого развития на длительную перспективу, исходя из классификации природных ресурсов и динамики их воспроизводства, являются:

- обеспечение, по крайней мере, режима простого воспроизводства природных ресурсов — количества возобновляемых природных ресурсов;

- максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновляемых природных ресурсов с перспективой их замены на другие нелимитированные виды ресурсов в будущем;

- возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий, наилучших доступных технологий;

- возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня - загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) в перспективе не должно превышать его современный уровень.

Подходами к построению системы индикаторов устойчивого развития являются:

1. Построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития на основе соответствующей системы показателей: экономические, экологические, социальные, институциональные.

2. Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей: эколого-экономических, социо-эколого-экономических, собственно экологических.

Как известно, окружающая среда обеспечивает три функции:

- обеспечение природными ресурсами;

- ассимиляция отходов и загрязнений;

- обеспечение людей природными услугами, такими как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.

Неспособность оценить реальное значение чистой окружающей среды, природных ресурсов может стать причиной занижения цены экологического блага и может привести к заниженному отражению экологического ущерба, экстернальных издержек в цене. При адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность ресурсосбережения оказывается гораздо выше наращивания природоемкости экономики, что доказало экономическое развитие развитых стран в последние два десятилетия.

Целесообразно включать оценку природных ресурсов в национальное богатство страны. До сих пор этого не делается, что лишний раз свидетельствует о недооценке экологического фактора. Национальное богатство есть совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В объем национального богатства включаются нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности), непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатства недр, естественные биологические и подводные водные ресурсы) и нематериальные (лицензии на использование изобретений, передаваемые договора и т.п.), а также финансовые активы (валюта, ценные бумаги и прочее).

Можно выделить по крайней мере три ограничения, «тупика» техногенного типа развития: экологическое, экономическое (инвестиционное) и социальное.

К экологическим ограничениям относятся:

- деградация земель;

- для водных ресурсов - накопление загрязняющих веществ, дальнейшее исчерпание их ассимиляционного потенциала;

- проблема отходов, количество которых быстро накапливается, несмотря на экономический кризис;

- многие виды природных ресурсов близки к исчерпанию с позиций экономической эффективности их разработки. Это связано с колоссальным износом промышленного, транспортного и очистного оборудования.

Для поддержания техногенного, природоемкого развития с каждым годом необходимо выделять все больше средств в природоэксплуатирующие комплексы и отрасли. Деградация и истощение природных ресурсов требует огромных капитальных вложений для разработки новых ресурсов или усиления эксплуатации уже имеющихся. Только в двух крупнейших в экономике природоэксплуатирующих комплексах - топливно-энергетическом и агропромышленном - сосредоточено почти две трети всех инвестиций в экономику. И с каждым годом эти затраты растут (прямо или относительно других инвестиций в экономику), однако их эффективность падает. При таком типе экономического развития требуется все больше средств даже для поддержания на прежнем уровне объемов эксплуатации и добычи природных ресурсов и получаемой на их основе готовой продукции. Необходимы иные, ресурсосберегающие пути формирования переходной экономики, в основу которых должен быть положен учет экологических факторов.

Около 85% всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, причины их бывает очень трудно установить. Многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше. Плохое состояние окружающей среды определяет до 20% заболеваемости и 50% онкологических заболеваний. Неблагоприятные условия окружающей среды приводят к беспрецедентному уменьшению сроков ожидаемой продолжительности жизни населения.

В современных условиях развития экономики целесообразна следующая последовательность и приоритетность в экологизации экономики и решении экологических проблем:

- альтернативные варианты решения экологических проблем (структурная перестройка экономики, изменение экспортной политики, конверсия, экологосбалансированные макроэкономические мероприятия);

- развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий, технологические изменения;

- прямые природоохранные мероприятия (строительство различного рода очистных сооружений, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация и пр.).

Сейчас экологически и экономически эффективным направлением решения природоохранных проблем является развитие «внеприродных» отраслей и видов деятельности. И в первую очередь необходимо реализовать альтернативные варианты решения экологических проблем, т. е. те варианты, которые непосредственно не связаны с природо-эксплуатирующей и природоохранной деятельностью.

Среди экономических показателей «структурными» критериями устойчивого развития могут быть:

- уменьшение показателя природоемкости, измеряемого как затраты первичных природных ресурсов (ресурса) или объемы загрязнений на единицу конечной продукции;

- изменение структурного показателя, отражающее уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов.

Политика экологической безопасности Республики Узбекистан исходит из жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом под экологическими угрозами понимаются явления природного и техногенного характера, способные прямо или косвенно нанести ущерб состоянию окружающей среды и жизнеобеспеченности человека. Экологические угрозы можно классифицировать по масштабу - глобальные, региональные, национальные:

- глобальные экологические угрозы: изменение климата, озоновый фактор, Аральская проблема;

- региональные экологические угрозы: проблемы Приаралья, катаклизмы природного и техногенного характера, трансграничное загрязнение окружающей среды, опустынивание ландшафтов, распространение инфекционных и других особо опасных заболеваний;

- национальные экологические риски: нехватка и загрязненность водных ресурсов, деградация и загрязнение земельных ресурсов, оползни и селе-паводковые явления, загрязнение воздушного бассейна, сохранение биоразнообразия, катастрофы и аварии, промышленные и бытовые отходы, нерациональное использование природных ресурсов.

В целях обеспечения экологической безопасности, развития социальной инфраструктуры, обеспечивающей улучшение условий жизни населения и решения других задач, предусмотренных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [2], приняты Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» [3], постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» [4] и «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы» [5]. Согласно принятым документам необходимо внедрение механизма стимулирования юридических и физических лиц, участвующих в сборе, утилизации или сдающих на переработку неиспользуемый пластик, полиэтилен и другие упаковочные материалы. Так, в Стратегии действий отмечается, что «предотвращение экологических проблем, наносящих урон состоянию окружающей среды, здоровью и генофонду населения является приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности» [2].

Совокупность перечисленных экологических угроз и проблем требует определения приоритетных направлений обеспечения экологической безопасности и разработки конкретных первоочередных мероприятий по предотвращению, локализации, стабилизации и ликвидации экологических угроз:

- рациональное и комплексное использование природных ресурсов, в том числе водных, земельных, минерально-сырьевых, биологических;

- снижение уровня загрязнения окружающей природной среды по всей территории республики до экологических норм;

- принятие комплексных мер по восстановлению и оздоровлению экологического состояния в зоне экологического бедствия - Приаралье, а также в других экологически напряженных регионах страны;

- обеспечение населения республики качественной питьевой водой;

- внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

- развитие научно-технического потенциала и использование достижений науки и техники в сфере экологии;

- совершенствование и дальнейшее внедрение экономического механизма регулирования взаимодействия государственных органов различных уровней и природопользователей, включение экологических требований в процедуру оценки социально-экономической эффективности принимаемых управленческих решений;

- создание экспериментальных экологических зон устойчивого развития;

- создание единой системы экологического мониторинга, прогноза и информации;

- совершенствование служб контроля и защиты территории республики от трансграничного загрязнения окружающей среды;

- предупреждение и ликвидация последствий экологических катастроф, бедствий, чрезвычайных ситуаций и аварий;

- формирование центрально-азиатской региональной системы экологической безопасности;

- развитие и совершенствование системы экологического образования, культуры и воспитания населения, для этого рекомендуется создание например: национального телеканала или интерактивного портала «Человек и природа»;

- углубление сотрудничества с мировым сообществом в решении экологических проблем.

Таким образом, экологически ориентированная структурная перестройка должна предусматривать широкомасштабное перераспределение, перелив ресурсов из первичных (прежде всего сельское хозяйство и добывающая промышленность) во вторичные секторы экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь), а затем и в третичные (сферы преимущественно интеллектуальной деятельности и услуг). Наряду со строительством новых предприятий, закрытием экологически и экономически неэффективных производств к мерам по структурной перестройке относится и перепрофилирование производства.

Список источников

1. Экономическое развитие и экологический фактор. - https://ppt-online.org/78780

2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистан № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года. - http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3107042

3. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5024 «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», от 21 апреля 2017 года (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 17, ст. 287).

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.04.2017 г., № ПП-2915 «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» (Собрание законодательства Республики Узбекистан,10 мая 2017 г., № 18, ст. 317).

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.04.2017 г., № ПП-2916 «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 10 мая 2017 г., № 18, ст. 318).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.