Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОРИЕНТАЦИИ / ПРЕИМУЩЕСТВА / DISTANCE LEARNING / STUDENTS / ORIENTATION / ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коморникова Ольга Михайловна

В статье рассматриваются некоторые аспекты отношения студентов к дистанционному обучению, исходя из опыта, полученного в ситуации пандемии коронавируса. На основе данных опроса студентов ШГПУ анализируется их представление о возможном месте дистанционного обучения в будущем, готовность уже в ближайшее время сделать выбор в пользу данной формы обучения, оценки временных затрат. Выделяются его основные преимущества, по мнению студентов: возможность выбора темпа обучения, совмещения работы и учебы, более комфортные условия. Результаты показывают, что по многим вопросам позиция студентов очного и заочного отделений значительно не отличается. Наиболее заметно мнения расходится в вопросе готовности уже сейчас перейти на дистанционное обучение как основное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коморникова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DISTANCE LEARNING: STUDENTS' VIEW

The article discusses some aspects of students’ attitude to distance learning based on the experience gained in the situation of the coronavirus pandemic. Based on the survey data of SSPU students we analyze their idea of a possible place for distance learning in the future, their readiness to make a choice in favor of this form of education in the near future and their estimates of time spending. Its main advantages are highlighted, according to students: the ability to choose the pace of learning, combining work and study, more comfortable conditions. The results show that the position of full-time and part-time students does not differ significantly on many issues. Most noticeably opinions differ on the issue of readiness to use distance learning as the main right now.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.473

Ольга Михайловна Коморникова

г. Шадринск

Перспективы дистанционного обучения: взгляд студентов

В статье рассматриваются некоторые аспекты отношения студентов к дистанционному обучению, исходя из опыта, полученного в ситуации пандемии коронавируса. На основе данных опроса студентов ШГПУ анализируется их представление о возможном месте дистанционного обучения в будущем, готовность уже в ближайшее время сделать выбор в пользу данной формы обучения, оценки временных затрат. Выделяются его основные преимущества, по мнению студентов: возможность выбора темпа обучения, совмещения работы и учебы, более комфортные условия. Результаты показывают, что по многим вопросам позиция студентов очного и заочного отделений значительно не отличается. Наиболее заметно мнения расходится в вопросе готовности уже сейчас перейти на дистанционное обучение как основное.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты, ориентации, преимущества.

Olga Mikhailovna Komornikova

Shadrinsk

Prospects for distance learning: students' view

The article discusses some aspects of students' attitude to distance learning based on the experience gained in the situation of the coronavirus pandemic. Based on the survey data of SSPU students we analyze their idea of a possible place for distance learning in the future, their readiness to make a choice in favor of this form of education in the near future and their estimates of time spending. Its main advantages are highlighted, according to students: the ability to choose the pace of learning, combining work and study, more comfortable conditions. The results show that the position of full-time and part-time students does not differ significantly on many issues. Most noticeably opinions differ on the issue of readiness to use distance learning as the main right now.

Keywords: distance learning, students, orientation, advantages.

Практика применения дистанционного обучения и его перспективы в свете событий последних месяцев стали одной из наиболее актуальных проблем для сферы образования и всех тех, кто так или иначе в нее вовлечен. Социальные реалии, вызванные к жизни коронавирусом, никем не планировались и не прогнозировались. Общество оказалось в ситуации ускоренного и отчасти спонтанного поиска новых способов и практик взаимодействия. Хотя, нужно отметить, что набирающие силу тенденции социокультурной трансформации повседневных коммуникативных практик стали ориентиром в данной ситуации. О том же дистанционном обучении говорили уже давно, но оно не имело столь масштабного распространения и затрагивало лишь часть населения. По сути, сейчас мы наблюдаем дальнейшее становление практик дистанционного образования. Этот процесс можно рассматривать в нескольких аспектах: принятие обществом в целом этих практик, отношение субъектов образовательного пространства к ним (школьников, студентов, педагогов), полезность новых практик для общества, а именно открывающиеся новые возможности передачи культурного опыта и, с другой стороны, негативные последствия их влияния на процессы социального взаимодействия и качество образования.

Студенты - один из субъектов образовательного пространства. Для этой социально -образовательной общности характерна специфика восприятия дистанционного обучения, обусловленная их целями, ролевыми обязанностями и пра-

вами. Исследования их отношения к дистанционному образованию, проведенные ранее, в основном были ориентированы на аудиторию, самостоятельно выбравшую данную форму обучения по каким-либо причинам. Сейчас же этот формат стал неотъемлемой частью нашей жизни, в него вовлечены все субъекты образовательного пространства, независимо от их установок, предпочтений. Даже когда наша повседневная жизнь вернется на круги своя, дистанционное обучение останется ее составляющей. Изучение отношения студентов, как уже отмечалось, позволяет понять набирающие силу тренды социальной трансформации института образования и оптимальное место дистанционного формата в нем.

С целью выявления отношения студентов ШГПУ к дистанционному обучению в мае-июне 2020 года был проведен онлайн-опрос. В нем принял участие 381 студент очного отделения, из них 25,5% студенты гуманитарного факультета. 16,3% - факультета информатики, математики и естественных наук, 24,7% - педагогического факультета, 18,9% - факультета коррекционной педагогики и психологии, 14,6% - факультета технологии и предпринимательства. Также в опросе приняли участие 253 студента заочного отделения, из них 35,1% студенты факультета коррекционной педагогики и психологии, 26% - гуманитарного факультета, 19% - педагогического факультета, 11,4% - факультета технологии и предпринимательства и 8,5% факультета физической культуры. Студенты этих различных отделений отличаются

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

друг от друга социальным опытом, статусом, поэтому их ориентиры относительно дистанционного обучения могут отличаться.

Отметим, что опросы с помощью Интернета имеют как достоинства, так и недостатки. Одним из последних является отсутствие репрезентативности [3]. В нашем случае в опросе приняли участие студенты не всех факультетов. Соответственно, полученные данные могут не отражать мнение студентов вуза в целом, но показывают настроения наиболее активных, ответственных из них.

Результаты опроса говорят о том, что часть студентов еще до пандемии была знакома с дистанционным форматом обучения - каждый пятый опрошенный студент очного отделения (21,8%), на заочном отделении - практически каждый третий (32,8%).

Оценивая место дистанционного обучения в вузах в будущем, более половины принявших участие в опросе студентов очного отделения видят его в качестве вспомогательного вида обучения -59,6%, отрицательно к нему относится 9%, каждый пятый заявил о нейтральной позиции. При этом в качестве основного метода обучения его не назвал ни один человек.

Однако, когда ставится вопрос о выборе конкретного варианта действия относительно обучения в дистанционном формате, то позиция меняется. В случае, если бы было предложено перевестись на дистанционную форму обучения, 8,1% участников опроса выбрали бы такой вариант. Еще 15.7% колеблются, но в целом рассматривают для себя такой формат. То есть интерес к дистанционному обучению проявляет практически каждый четвертый из принявших участие в опросе. Не исключено, что с точки зрения студентов в ближайшее время дистанционное обучение станет еще

Оценка преимуществ дистанц (в % от числа

более привлекательным. Однако, нужно отметить, что большинство не рассматривают данный вариант обучения применительно к себе - 46,7% предпочли бы продолжить обучение в традиционном формате, у 19,7% нет полной уверенности, но в настоящее время они также склоняются к нему.

У студентов заочного отделения отношение несколько иное. Большинство также рассматривает дистанционное обучение в качестве вспомогательного метода (53,3%), отрицательно - 9,4%, а в качестве основного метода обучения его назвали 14,2%, то есть для этой группы уже сейчас дистанционный формат более привлекателен. Если бы им предложили сменить форму обучения, то 15,8% сделали бы это, еще 29% склоняются к этому варианту, при этом почти половина опрошенных хотели бы сохранить в той или иной степени традиционный формат. В целом, для студентов заочного отделения дистанционное обучение более привлекательно, но по-прежнему и велико число тех, кто хотел бы обучаться в традиционном формате.

Исследование ФОМ показывает, что россияне видят перспективным развитие дистанционного образования после эпидемии: каждый третий (33%) считают, что оно получит более широкое распространение, однако более половины полагают, что все вернется на прежний уровень 54%. Среди опрошенных с высшим образованием чуть больше сторонников более широкого распространения этого формата - 40% [2]. То есть с ростом уровня образования позитивная оценка его перспектив более выражена.

Уже сейчас дистанционное обучение, несмотря на его относительную новизну для многих, имеет ряд преимуществ (см. таблицу 1), при том, что не выделяют никаких достоинств у него только единицы.

Таблица 1.

ионного обучения студентами ШГПУ опрошенных)

Варианты ответа отделение

очное заочное

Позволяет выбирать время и темп обучения 66.7 67,2

Возможность совмещать работу с учебой 62 66,8

Позволяет учиться в комфортной и привычной обстановке 61.4 60,8

Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья 50.6 50.6

Использование современных информационных технологий 49.3 48,2

Не ограничивает студентов в выборе образовательного учреждения 32% 31,2

Возможность непрерывного образования в течение всей жизни 27.6 31,2

Равные возможности получения образования независимо от материальной обеспеченности обучаемого 22.6 15,8

Повышение качества знаний и практических навыков 8.1 11,5

Отметим, что оценки преимуществ дистанционного образования не отличаются значительно у студентов очного и заочного отделений. Среди них на первом месте для студентов стоит возможность выбора темпа обучения и его более комфортные

условия, а также возможность совмещать работу и учебу. Это дает большую свободу в определении жизненного распорядка и выборе жизненной траектории, что актуально в свете стандартов образа жизни, формирующихся в современном россий-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

49

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ском обществе. Свобода личности является одной из базовых ценностей европейской культуры и в определенной степени она проникла и в российские повседневные практики.

Почти половина придает значимость использованию современных технологий, которые становятся неотъемлемой частью организации различных форм деятельности, а также минимизации влияния места проживания и состояния здоровья на возможность обучения. Уменьшение значимости фактора материальной обеспеченности при дистанционном формате отмечается чаще студентами очного отделения. Это подтверждает минимизацию влияния данного фактора при выборе образовательных траекторий представителями более ограниченных и зависимых в материальном отношении социальных групп в условиях развития дистанционного обучения.

Интересны оценки студентами временных затрат на обучение в свете того, что возможность распоряжаться своим временем позиционируется как одно из главных преимуществ дистанционного формата обучения.

Среди студентов очного отделения увеличение затрат времени отмечают 54,3%, а острую нехватку времени - 13,9%. Почти для каждого десятого опрошенного ничего не изменилось (10,8%) и затраты уменьшились на учебную деятельность у каждого пятого опрошенного.

Более половины студентов заочного отделения также отметили увеличение временных затрат на учебную деятельность - 12,5% с трудом успевают что-либо делать, 45,5% считают, что затраты времени стали больше. При этом для 17,4% опрошенных ничего не изменилось, а у 15,8% появилось даже больше свободного времени. В целом увеличение временных затрат оказалось ощутимее для студентов очного отделения. Данные опроса

ВЦИОМ, проведенного также в мае 2020 года, показывают, что для каждого второго опрошенного (51%), вовлеченность в учебный процесс выросла. В обратном уверены 20% участников исследования. О том, что уровень учебной нагрузки остался прежним, заявили 28% студентов [1]. Если сравнить эти результаты, то получается, что студенты ШГПУ в большей мере отмечают увеличение нагрузки. Такие расхождения могут быть связаны с проблемой репрезентативности.

В целом же оценки изменений учебной нагрузки могут быть обусловлены недостаточной отлаженностью процесса обучения, индивидуальными особенностями и жизненной ситуацией обучающихся и в целом с временными затратами студентов различных форм обучения. Возможно, большая самостоятельность учебной деятельности при дистанционном формате ведет к большим личным тратам времени и энергии или же создаются возможности для более широкого охвата студентов в рамках текущего контроля. В условиях преобладании работы в группе при традиционной организации где -то можно было и «отсидеться».

Таким образом, развитие дистанционного обучения является одним из трендов социальной трансформации института образования. В отношении студентов к нему мы можем наблюдать разброс оценок, однако можно отметить общую тенденцию - дистанционное обучение будет набирать популярность. Уже сейчас оно привлекательно для части студентов, поскольку не ограничивает жизнедеятельность жесткими рамками учебного процесса, дает большую свободу выбора жизненных траекторий. Однако, нельзя забывать, что в данный момент оно приемлемо далеко не для всей студенческой общности и потребность и востребованность традиционного формата будет сохраняться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании. - Текст : электронный // Всероссийский центр изучения общественного мнения : офиц. сайт. - Москва, 2020. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10304 (дата обращения: 13.11.2020)

2. Мир после пандемии. Изменится или не изменится мир после пандемии? - Текст : электронный // Фонд Общественное мнение : офиц. сайт. - Москва, 2020. - URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14386 (дата обращаения: 13.11.2020).

3. Стребков, Д.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения / Д.О. Стребков. - Текст : электронный // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : науч.-образоват. портал IQ. - URL: https://iq.hse.ru/more/sociology/sociologicheskie-oprosi-v-internete (дата обращения: 21.11.2020).

REFERENCES

1. Vypuskniki shkol i studenty vyskazali mnenie o distancionnom obrazovanii [School Leavers and students expressed their opinion about distance education]. All-Russian center for public opinion research: ofic. website [All-Russian center for public opinion research]. Moscow, 2020. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10304 (Accessed 13.11.2020)

2. Mir posle pandemii. Izmenitsja ili ne izmenitsja mir posle pandemii? [The world after a pandemic. To change or not to change the world after a pandemic?]. The Public Opinion Foundation: official. website [The Public Opinion Foundation]. Moscow, 2020. URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14386 (Accessed 13.11.2020).

3. Strebkov D.O. Sociologicheskie oprosy v Internete: vozmozhnosti i ogranichenija [Sociological surveys on the Internet: opportunities and limitations]. National research University Higher school of Economics: Scientific and educational portal IQ [National research University "Higher School of Economics"]. URL: https://iq.hse.ru/more/sociology/sociologicheskie-oprosi-v-internete (Accessed 21.11.2020).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 50_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.М. Коморникова, кандидат социологических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: olya.orexovo@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.M. Komornikova, Ph. D. in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philology and Socio-Humanitarian, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: olya.orexovo@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-5048-3627.

УДК 372.851

Софья Андреевна Клендершикова, Елена Юрьевна Бутко

г. Нижневартовск

Специфика оценивания сформированности навыка работы с визуализированной информацией у обучающихся на уроках математики в 6 классе по теме «Решение задач»

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества математического образования в образовательных организациях общего образования. На основании анализа Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также примерных программ по предмету математика, автор делает вывод об актуальности формирования у обучающихся навыка визуализации информации. Особое внимание уделяется теоретическим основам визуализации информации в процессе обучения математике, рассматриваются общие правила использования визуализированной информации в рамках образовательного процесса. В качестве дополнительного дидактического средства автор представляет пример авторской разработки диагностики сформированности навыков визуализации информации у обучающихся на уроках математики в 6 классе по теме «Решение задач», определяет критерии оценивания диагностической работы, а также устанавливает взаимосвязь между компонентами навыка визуализации информации и условным уровнем его сформированности.

Ключевые слова: визуализация, информация, общеобразовательная школа, обучение математике, образовательный стандарт.

Sofya Andreevna Klendershikova, Elena Yurevna Butko

Nizhnevartovsk

The specificity of assessing the skill formation of working with visualized information among students in mathematics lessons in the 6th grade on the topic "Task solving"

The article is devoted to the urgent problem of improving the quality of mathematics education in educational institutions of general education. Based on the analysis of Learning Standard of Basic General Education as well as sample programs in the subject of mathematics, the author draws a conclusion about the urgency of the formation of information visualization skills in students. Particular attention is paid to the theoretical foundations of information visualization in the process of teaching mathematics, general rules for the use of visualized information in the educational process are considered. As an additional didactic tool, the authors present an example of the authors' development of diagnostics of the formation of information visualization skills among students in mathematics lessons in the 6th grade on the topic "Task solving", determine the criteria for assessing diagnostic work and also establish the relationship between the components of the information visualization skill and the conditional level of its formation.

Keywords: visualization, information, comprehensive school, teaching mathematics, Learning Standard.

На современном этапе развития информационного общества прослеживается тенденция к усилению роли способности своевременного поиска, получения, верного понимания и продуктивного использования релевантной информации из нужной области знаний.

Исходя из указанных потребностей, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) определен ряд требований к предметным результатам освоения предметной области

«Математика и информатика», одним из которых является «формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы» [3].

Согласно примерным программам по предмету математика на уровне учебных действий, необходимым является умение обучающегося моделировать текст задачи с помощью схем, рисунков, реальных предметов, организовывать

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.