Научная статья на тему 'Перспективы человека в ситуации информационного перенасыщения'

Перспективы человека в ситуации информационного перенасыщения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
493
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное перенасыщение / информационное общество / комму-никация / информация / информационная перегрузка / информационная агрессия / эскапизм / information supersaturation / information society / communication / information / information overload / information agression / escapism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елена Олеговна Труфанова

В докладе отмечается, что важнейшей чертой современной эпохи является беспреце-дентный рост объема доступной человеку информации, поэтому человек в современном мире оказывается в ситуации информационного перенасыщения. В качестве трех ключевых проблем данной ситуации отмечаются беспрецедентное увеличение числа доступных источников ин-формации, невозможность проверки надежности источников информации и «агрессивность» информационной среды. Отмечается, что современные источники информации, использующие аудио-визуальные средства, а не только текст, требуют меньше интеллектуальных усилий как со стороны автора информации, так и со стороны ее получателя при передаче сообщения и его восприятия. Демонстрируется неспособность современных средств распространения информации защитить своих пользователей от дезинформации, от «фейков». Показывается, что в со-временной ситуации информация не пассивна, но «агрессивна» человек без своего на то же-лания постоянно оказывается под воздействием большого количества информационных пото-ков. Не имея возможности защититься от этой информационной «агрессии», человек может поддаться эскапизму. Демонстрируется, что неспособность справляться с информационным перенасыщением опасна не только для отдельно взятых индивидов, но и для взаимодействия различных человеческих сообществ. Делается вывод, что одной из ключевых задач современ-ных наук о человеке должен стать поиск ответа на вызовы ситуации информационного перена-сыщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN PROSPECT IN THE SITUATION OF THE INFORMATION SUPERSATURATION

The paper argues that the one of the main traits of the present age is the unprecedented increase in the amount of information that is accessible to the person, and the person finds her/himself in the situation of the information supersaturation. The three key problems of these situation are: unprece-dented increase in the amount of the accessible sources of information, the impossibility of verifica-tion of the sources of information and the “aggression” of information environment. It is shown that the present information sources that use not just texts, but audio-visual media, require less intellectual labor from both the author of the information and its recipient. The inability of present media distribu-tion resources to defend its users from disinformation, from “fakes” is shown. It is demonstrated that the information in the present situation is not passive, but “aggressive” – a person is unwillingly pes-tered by many information flows. Having no means of defense against this information “aggression”, a person turns to escapism. It is demonstrated that inability to cope with information supersaturation is dangerous not only for individuals, but for the interaction between human communities. The conclu-sion is drawn that one of the key goals of the present human sciences and humanities should be the search for answers to the information supersaturation challenges.

Текст научной работы на тему «Перспективы человека в ситуации информационного перенасыщения»

Данный способ цифрового бытия, связанный с «двойным обновлением», обеспечивает постоянный запрос на развитие и совершенствование «цифровых навыков». А он, в свою очередь, в качестве дальнес-рочных последствий обременен разрушением понятийного способа освоения мира знаний, отрешением от культурных практик словесности и традиционных ценностей и, в конечном счете, отчуждением человеческой сущности. Человек, живущий в Сети, распространенный персонаж цифровой эры. Отдавая себе отчет или безотчетно, но он «жертвует» своим человеческим типом бытия, а в случаях радикальной зависимости калечит свою психику и сознание. В фигуре так называемого «хикки» - человек-затворник или homo solus -человек одинокий, демонстрируется феномен отчуждения человека от человека [Масленникова, Шальнова, 2011, с. 131-139].

Такие революционные последствия «пересборки навыков субъекта» ведут к тому, что цифровая эра отчуждает человека и от самого себя, и от приватного пространства его жизненного мира с подлинными человеческими ценностями и моральным долгом. Она бросает его в вакуум заброшенности. Метафора, указывающая на «открытые двери» в пространство Всемирной паутины, с легкостью заменяется метафорой, говорящей о «черной дыре» монитора, ведущего во Всемирную паутину. И вопрос: является ли цифровое отчуждение имманентным человеческому бытию? - уже сейчас получает сугубо отрицательный ответ. Как будут утверждать себя, свои «сущностные силы» «просмотрщики контента», Homo Interneticus или же «информаноиды»?

Однако, необходимо признать, что вектор будущего развития человечества ведет свое начало от эпохи цифры. Техносоциализация выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и современной цивилизации [Leshkevich, 2017, р. 652]. Цифровая цивилизация как порождение человеческого интеллекта поставила острую проблему «цифрового отчуждения» и самоотчуждения, которое может протекать латентно и быть потенциальным, но может обнаруживать себя с очевидностью и быть актуальным. В отличие от так называемых цифровых оптимистов, приветствующих все достижения цифровых технологий, следует констатировать, что вторгшаяся в человеческое бытие цифровизация - это вызов, который должен сопровождаться глубокой философской рефлексией, междисциплинарным анализом и выработкой новых ценностных и целевых ориентиров.

Литература

1. Курбатов, 2017 - Курбатов В. Net-мышление: новые реалии информационной эпохи // Гуманитарии Юга России. 2017. Т. 6. №6. С. 173-181.

2. Leshkevich, 2017 - Leshkevich T. Philosophical meaning of modern transformations of education // Web of Science. Proceedings of the 2017 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 144. PP. 650-653. WOS 000426711900158

3. Масленникова, Шальнова, 2011 - Масленникова О., Шальнова Е. Homo solus: человек одинокий / /Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2011. Т.2. №2. С. 131-139.

4. Geyer, 2001 - Geyer R. Alienation, sociology of. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. London. 2001.

5. Miller, 2008 - Miller V. New Media, Networking and Phatic Culture. Convergence // The International Journal of Research into New Media Technologies. 2008 Vol. 14. No. 4. PP. 387-400.

6. Sullins, 2018 - Sullins J. Information Technology and Moral Values//The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2018 Edition), Edward N. Zalta (ed.). 2018. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2018/entries/it-moral-values/

УДК 165.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПЕРЕНАСЫЩЕНИЯ

Елена Олеговна Труфанова

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Институт философии Российской академии наук

В докладе отмечается, что важнейшей чертой современной эпохи является беспрецедентный рост объема доступной человеку информации, поэтому человек в современном мире оказывается в ситуации информационного перенасыщения. В качестве трех ключевых проблем данной ситуации отмечаются беспрецедентное увеличение числа доступных источников информации, невозможность проверки надежности источников информации и «агрессивность» информационной среды. Отмечается, что современные источники информации, использующие аудио-визуальные средства, а не только текст, требуют меньше интеллектуальных усилий как со стороны автора информации, так и со стороны ее получателя при передаче сообщения и его восприятия. Демонстрируется неспособность современных средств распространения информа-

ции защитить своих пользователей от дезинформации, от «фейков». Показывается, что в современной ситуации информация не пассивна, но «агрессивна» - человек без своего на то желания постоянно оказывается под воздействием большого количества информационных потоков. Не имея возможности защититься от этой информационной «агрессии», человек может поддаться эскапизму. Демонстрируется, что неспособность справляться с информационным перенасыщением опасна не только для отдельно взятых индивидов, но и для взаимодействия различных человеческих сообществ. Делается вывод, что одной из ключевых задач современных наук о человеке должен стать поиск ответа на вызовы ситуации информационного перенасыщения.

Ключевые слова: информационное перенасыщение, информационное общество, коммуникация, информация, информационная перегрузка, информационная агрессия, эскапизм.

HUMAN PROSPECT IN THE SITUATION OF THE INFORMATION SUPERSATURATION

Elena Olegovna Trufanova

DSc in Philosophy, Leading Researcher Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences

The paper argues that the one of the main traits of the present age is the unprecedented increase in the amount of information that is accessible to the person, and the person finds her/himself in the situation of the information supersaturation. The three key problems of these situation are: unprecedented increase in the amount of the accessible sources of information, the impossibility of verification of the sources of information and the "aggression" of information environment. It is shown that the present information sources that use not just texts, but audio-visual media, require less intellectual labor from both the author of the information and its recipient. The inability of present media distribution resources to defend its users from disinformation, from "fakes" is shown. It is demonstrated that the information in the present situation is not passive, but "aggressive" - a person is unwillingly pestered by many information flows. Having no means of defense against this information "aggression", a person turns to escapism. It is demonstrated that inability to cope with information supersaturation is dangerous not only for individuals, but for the interaction between human communities. The conclusion is drawn that one of the key goals of the present human sciences and humanities should be the search for answers to the information supersaturation challenges.

Keywords: information supersaturation, information society, communication, information, information overload, information agression, escapism.

В современной эпохе можно было бы выделить множество характерных черт, но, вероятно, основной ее характеристикой, оказывающей наиболее заметное воздействие на все сферы человеческого бытия, является беспрецедентный рост объема доступной человеку информации. Научные фантасты середины ХХ в. и даже теоретики «информационного общества» считали это скорее положительным явлением. Представлялось, что знание всех людей будет сложено в некий огромный универсальный депозитарий, «облачное хранилище» (выражаясь современными терминами), и каждый будет иметь к нему быстрый и легкий доступ. Это информационное «облако» должно было стать достоянием всего человечества, суммой человеческих знаний о мире, к которому каждый смог бы иметь доступ. Но современная ситуация оказалась несколько иной - информация не лежит и не ждет, когда кто-то к ней обратится, она агрессивно сама «атакует» индивидов, хотят они того или нет.

Сразу следует оговорить, во избежание недоразумений, что под информацией здесь понимаются не просто любые данные, получаемые нашими органами чувств, но социально значимая информация, информация, содержащая некое сообщение, коммуникативная информация, требующая от человека осознания полученного сообщения и рефлексии над ним. Именно рост объема коммуникативной информации приводит к ситуации, которую мы можем назвать ситуацией информационного перенасыщения.

Осознание, что вместо проблемы информационного голода значительно более насущной становится проблема информационного перенасыщения, приходит достаточно быстро. Современные средства коммуникаций еще не успевают развернуться в полную силу, когда, в 1970-ых гг. Э.Тоффлер в «Футуршоке» вводит термин «информационная перегрузка» [Тоффлер, 1997]. В конце 1990-ых гг. формулируются представления об информационном стрессе [Бодров, 2000] и «синдроме информационной усталости» [Lewis, 1999], в рамках которого человек оказывается не в состоянии адекватно классифицировать поступающую информацию, отделять нужную от ненужной, достоверную от недостоверной и т.д., что приводит к его дезориентации. Ставится проблема информационной экологии и адаптации человека к информационной среде [Петрова, 2014].

Отталкиваясь от указанных выше концепций, следует сформулировать несколько проблем, которые представляются ключевыми в текущей ситуации.

1) Беспрецедентное увеличение числа доступных источников информации.

Надо сказать, что ощущение слишком большого количества информационных источников отмечали

представители каждой эпохи. Об избытке новых книг писали каждый в свое время и Сенека, и Эразм Роттердамский, и Готлиб Лейбниц, схожим образом сетуя о том, что познакомиться со всеми книгами невозможно, но их обилие сбивает с толку. Но, разумеется, эти эпохи несравнимы с текущей ситуацией, не только по количеству источников информации, но и по качеству. Если книги, на избыток которых жаловались философы прежних веков, были доступны только грамотным людям и производились грамотными людьми, наиболее просвещенными представителями своей эпохи, то современные источники информации доступны любому - умение читать и писать практически перестает быть обязательным, огромные объемы информации представлены в аудио-визуальном виде, не только более доступном для понимания, но и более активно воздействующем непосредственно на органы чувств человека, вызывая яркий эмоциональный отклик.

2) Невозможность проверки надежности источников информации.

Если взаимоотношения людей в традиционном обществе строились на личном доверии, а в эпоху модерна - на юридически закрепленном договоре, соблюдение которого было гарантировано законом или определенными властными структурами, то в современную эпоху пролиферации источников информации человек оказывается в ситуации, когда выбор достоверного источника становится практически невозможен. С учетом современных средств телекоммуникации любой пользователь Интернета может стать источником «информации», которая может с одинаковой вероятностью оказаться истинной, ошибочной или злонамеренным информационным «вбросом» («фейком»). Причем в последнем случае пользователь как правило остается безнаказанным - даже несмотря на то, что уровень анонимности в Сети стал значительно ниже, чем в ранние годы развития Интернет-сообщества, как правило, у «вирусно» распространяемой информации бывает трудно найти первоначальный источник, происходит та самая «смерть автора», о которой писали постмодернисты. И даже если авторство обнаруживается и подтверждается, а сам автор уличается во лжи, то устранить последствия информационного «вброса» уже оказывается невозможным: переданная им «информация» (по сути - дезинформация) уже стала частью массового сознания. Термин «постправда», ставший словом года в 2016 году [Труфанова 2018], приобретает все большую актуальность: человек оказывается в мире, где он не может доверять ни одному из источников информации, и понятие «истины», таким образом, начинает казаться бессмысленным.

3) «Агрессивность» информационной среды.

Как уже отмечалось выше, информация более не представляется пассивным «складом» фактов и сообщений. Если ранее информацию требовалось искать, добывать, прилагать какие-либо усилия для ее получения (хотя бы - достать книгу с полки и прочесть ее содержимое), то в современной ситуации проблематичной оказывается задача ограждения себя от информации. Живущий в современном обществе человек без всякого своего на то желания или усилий постоянно оказывается под «бомбардировкой» информационными сообщениями, которых он не искал: рекламные щиты, объявления зазывал из магазинов, всплывающие бан-неры на вебсайтах, рассылка забавных «мемов» от многочисленных контактов в соцсетях. Защититься от этого информационного «мусора» возможно только одним путем - полностью изолироваться от общественной жизни, а также избавиться от любых средств телекоммуникации. Однако это, по сути, означает стать затворником. Другой выход состоит в том, чтобы сдаться под напором информации, и погрузиться в информационные потоки с головой, остаться жить в виртуальном мире. И ту, и другую модель поведения, можно оценить как эскапизм. Бегство является вполне естественной реакцией на агрессию, особенно в том случае, когда агрессии невозможно дать отпор.

Каковы основные следствия из перечисленных выше проблем? Не имея возможности доверять ни одному из бесконечного множества источников информации, человек утрачивает возможность ориентироваться в мире, его бытие оказывается фрагментированным, постоянно изменчивым, не более чем перекрестком различных информационно-коммуникативных потоков ^е^еп, 2002]. Человек оказывается эволюционно не подготовлен к такому типу взаимодействия с информационной средой, он не способен отслеживать и оценивать слишком большое количество информационных сообщений. Как следствие он оказывается дезориентирован и неспособен ни осуществлять успешную познавательную деятельность, ни поддерживать целостность своей личностной идентичности. Информационное перенасыщение отражается на всех сферах бытия человека - как на его внутренней психической жизни, на его когнитивных возможностях, так и на его социальной деятельности, на его взаимодействиях с другими людьми. Неспособность справиться с информационной агрессией опасна не только для отдельно взятого индивида, у которого она является причиной серьезных стрессов, но и на уровне взаимодействия человеческих сообществ, которые также, как и включенные в них индивиды, оказываются неспособными к адекватной оценке поступающей со всех сторон информации. Таким образом, одной из ключевых задач современных наук о человеке должен стать поиск ответа на вызовы ситуации информационного перенасыщения.

Литература

1. Бодров, 2000 - Бодров В.А. Информационный стресс. М.: Пер сэ, 2000. 352 с.

2. Петрова, 2014 - Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект.

М.: ИФРАН, 2014. 137 с.

3. Тоффлер, 1997 - Тоффлер Э. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 464 с.

4. Труфанова, 2018 - Труфанова Е.О. Истина, знание и реальность в эпоху «постправды» //

VII Иоанновские чтения. Поиск истины как аксиологическая парадигма гуманитарного знания: прошлое, настоящее, будущее. М.: Летний сад, 2018. С. 17-25.

5. Gergen, 2002 - Gergen, K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.-Y.: Basic Books, 2002. 320 p.

6. Lewis, 1999 - Lewis D. Information Overload. Practical Strategies for Surviving in Today's Workplace. London, 1999. 256 p.

УДК 16

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ирина Алексеевна Герасимова

Доктор философских наук, главный научный сотрудник Институт философии Российской академии наук

Цифровые технологии являются мощным фактором ускорения темпов глобального развития антропотехносферы. В условиях глобальных рисков ставится вопрос о необходимости отслеживания системных характеристик мира, которые охватывают природную планетарную среду, техносферу, геополитику и экономику, социальную среду, виртуальную среду, военные действия, культуру и общественное сознание. Неустойчивость глобального развития чревата взрывами и катастрофами. Автор выделяет две точки на происходящее в контексте глобальной эволюции человека - научно-рациональную и духовно-философскую. Научная рациональность цифровой эпохи формировалась в ходе западноевропейской истории. Опора на инструментальный интеллект - ее существенная черта. Традиционный Восток отдавал предпочтение развитию качеств внутреннего человека «по профессии». Нарушение баланса между гуманитарной культурой и запросами бизнеса в цифровой экономике ведет к подмене локальных задач материальной культуры глобальными целями в направлении цифровых технологических укладов. Перевод массового образования на онлайн обучение грозит экзистенциальными рисками по причине примитивности таких технологий. Эволюционное значение цифровых технологий автор усматривает в развитии «скоростных» коммуникативных познавательных способностей, виртуализации мыслетворчества, осознании ответственности за мысль в глобальных коммуникациях. Принимая во внимание достижения психодуховных практик, переоценка перспектив будущего автором связывается с уяснением природы сознания и природы мысли. Если ближайшие цели научно-технического развития усматривают в совершенствовании инструментального интеллекта, то альтернативная перспектива отдаленных целей предполагает переориентацию на раскрытие внутренних свойств человека.

Ключевые слова: цифровые технологии, системные характеристики мира, глобальные риски, бизнес, образование, когнитивная эволюция, инструментальный интеллект, духовный разум, ответственность за мысль, эстетика научного творчества.

DIGITAL TECHNOLOGY AND HUMAN EVOLUTION

Irina Alekseevna Gerasimova

DSc in Philosophy, Leading Researcher Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences

Digital technologies are a powerful factor in accelerating the pace of global development of the anthropotechnosphere. In the context of global risks, the question is raised about the need to monitor the system characteristics of the world, which cover the natural planetary environment, the technosphere, geopolitics and economy, the social environment, the virtual environment, military action, culture and public consciousness. The instability of global development is fraught with explosions and catastrophes. The author identifies two points on what is happening in the context of global human evolution - scientific-rational and spiritual-philosophical. The scientific rationality of the digital age was formed in the course of Western European history. Reliance on instrumental intelligence is its essential feature. The traditional East gave preference to the development of the qualities of the inner man "by profession". The imbalance between humanitarian culture and business demands in the digital economy leads to the substitution of local tasks of material culture with global goals in the direction of digital technological structures. The transfer of mass education to online education threatens with existential risks due to the primitiveness of such technologies. The author sees the evolutionary importance of digital technologies in the development of "high-speed" communicative cognitive abilities, virtualization of thought creation, awareness of responsibility for thought in global communications. Taking into account the achievements of psychospiritual practices, reassessment of prospects for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.