Научная статья на тему 'Философия в информационном обществе'

Философия в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3909
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЕ ПРАКТИКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ЗНАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / PHILOSOPHICAL PRACTICES / INFORMATION SOCIETY / DIGITAL AGE / COMPUTERIZATION / VALUES / KNOWLEDGE / TRADITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Медведев Николай Владимирович, Бородуля Алла Анатольевна

Осмыслены роль и место философии в современном информационном пространстве культуры. С формированием цифровой среды меняются традиционный уклад и формы жизни людей. Глобальная компьютеризация приводит к распространению цифровых продуктов человеческой деятельности. Вместе с тем итоги происходящих в мире социально-культурных изменений не вполне ясны. Такая ситуация относится, в частности, к определению положения философии в информационном обществе. Основной тезис исследования состоит в том, что философия, как и прежде в человеческой истории, должна играть важную роль: формировать новые способы мышления, оказывать влияние на поведение людей, их ценностные установки, стимулировать процесс духовно-нравственного воспитания личности, обосновывать значение разума и рационального познания в социальном бытии людей. Философы сегодня должны популяризировать свой предмет, используя для этой цели доступные инструменты медиа и цифровые технологии. Философия, извлекая много полезного из работ социологов, психологов, антропологов, лингвистов, способна изменять существующие дискурсивные практики в направлении становления популярной, визуально ориентированной культуры. Сделан вывод, что философия как область абстрактной мысли обретает в цифровую эпоху мощный импульс развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY IN THE INFORMATION SOCIETY

It is devoted to understanding the role and place of philosophy in the modern information space of culture. With the digital environment formation, the traditional way of life and the forms of people's lives change. Global computerization leads to the proliferation of digital products of human activity. At the same time, the results of the socio-cultural changes taking place in the world are not entirely clear. This situation applies, in particular, to the definition of the position of philosophy in the information society. The main thesis of the research is that philosophy, as before in human history, must play an important role: to form new ways of thinking, to influence people's behavior, their values, to stimulate the process of spiritual and moral education of the individual, to justify the meaning of reason and rational knowledge in the social being of people. Philosophers today should popularize their subject, using for this purpose available media tools and digital technologies. Philosophy, drawing a lot of useful information from sociology, psychology, anthropology, linguistics, can change existing discursive practices towards the development of a popular, visually oriented culture. We come to the conclusion that philosophy as a field of abstract thought acquires in the digital age a powerful impulse of development.

Текст научной работы на тему «Философия в информационном обществе»

УДК 101.2

ФИЛОСОФИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Николай Владимирович МЕДВЕДЕВ1-1, Алла Анатольевна БОРОДУЛЯ2)

1)1 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

E-mail: mnv88@mail.ru 2) УО «Белорусский государственный экономический университет» 220070, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Партизанский, 26 E-mail: alla_minsk@tut.by

Аннотация. Осмыслены роль и место философии в современном информационном пространстве культуры. С формированием цифровой среды меняются традиционный уклад и формы жизни людей. Глобальная компьютеризация приводит к распространению цифровых продуктов человеческой деятельности. Вместе с тем итоги происходящих в мире социально-культурных изменений не вполне ясны. Такая ситуация относится, в частности, к определению положения философии в информационном обществе. Основной тезис исследования состоит в том, что философия, как и прежде в человеческой истории, должна играть важную роль: формировать новые способы мышления, оказывать влияние на поведение людей, их ценностные установки, стимулировать процесс духовно-нравственного воспитания личности, обосновывать значение разума и рационального познания в социальном бытии людей. Философы сегодня должны популяризировать свой предмет, используя для этой цели доступные инструменты медиа и цифровые технологии. Философия, извлекая много полезного из работ социологов, психологов, антропологов, лингвистов, способна изменять существующие дискурсивные практики в направлении становления популярной, визуально ориентированной культуры. Сделан вывод, что философия как область абстрактной мысли обретает в цифровую эпоху мощный импульс развития.

Ключевые слова: философские практики; информационное общество; цифровая эпоха; компьютеризация; ценности; знание; традиция

ВВЕДЕНИЕ

Всякий раз, когда мы размышляем об особенностях своей эпохи, то обнаруживаем следующий любопытный факт. Оказывается, нельзя быть полностью уверенным в том, что наше описание изучаемого социального феномена действительно отражает его существенные свойства, поскольку процедура описания детерминирует форму восприятия объекта. Общий облик культурной эпохи, как правило, предстает перед нами в виде заданных параметров описания. Другими словами, мы наталкиваемся на границы процедуры описания, когда нам приходится по сути одномоментно улавливать и фиксировать множество факторов или сторон изучаемого явления. Поэтому исследователь вынужден делать пояснение, заявляя, что намерен предложить описание того или иного явления в соответствии с принятыми в науке допущениями, чтобы таким способом приблизиться к намеченной цели. Ситуация с понятием информационного общества не является исключением. Пытаясь установить логико-семантические границы данного понятия, мы не может быть уверены в том, что описывае-

мый социальный феномен является именно таким, каким представлен в терминах широко распространенных теорий.

Предлагаемая статья посвящена осмыслению роли и места философии в современном информационном пространстве культуры. Основной тезис исследования состоит в том, что философия, как и прежде в человеческой истории, должна играть важную роль в информационную эпоху: создавать новые способы мышления, оказывать влияние на поведение людей и их ценностные установки, стимулировать процесс духовно-нравственного воспитания личности, обосновывать значение разума и рационального познания в социальном бытии. Чтобы постичь функции философии в современном мире, нам необходимо прежде всего выявить и проанализировать особенности наступившей информационной эпохи.

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА?

Постигая природу информационной культуры (или эпохи), можно с уверенностью выделить следующие ее основные при-

© Медведев Н.В., Бородуля А.А., 2018

5

знаки: 1) внедрение технологических инноваций и сопровождающая этот процесс трансформация общественно-культурного и повседневного привычного уклада жизни людей; 2) изменения в сфере профессиональной занятости человеческих индивидов и определяемые этим фактором социальные последствия (преобладание трудовой деятельности, связанной главным образом с передачей информации); 3) рост влияния экономических факторов; 4) увеличение потока информации, обусловленное использованием новых носителей, развитием информационно-коммуникационных сетей, что, в свою очередь, приводит к изменению пространственных контактов в обществе и культуре; 5) масштабное распространение символов, смыслов, идей, ценностей, моделей поведения в виртуальном пространстве культуры [1]. Как правило, отмеченные характеристики информационной эпохи присутствуют не в отдельно взятой теории информационного общества, а сочетаются различными способами во многих теориях.

В зависимости от того, как люди общаются друг с другом, какое при этом они используют технологическое оборудование, как относятся к новым технологическим инновациям, можно судить о том, завершился ли на деле в обществе переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что цифровая индустрия в значительной мере ответственна за совокупный объем промышленного производства и является индикатором степени реализации мо-дернизационных процессов в различных секторах экономики государства. Информационное общество кардинально изменяет традиционные сложившиеся пространственно-временные границы. Физические ограничения людей в пространстве в виде существующей географической дистанции между континентами, государствами, населенными пунктами в значительной мере устраняются с наступлением эры виртуальной коммуникации, когда повсеместно стали использоваться персональные компьютеры и телекоммуникации. В таких условиях экономическая сфера общества обретает статус социальной виртуальности [2, с. 168-169]. При этом мы обнаруживаем множество противоречивых последствий в развитии данного процесса как

для социальных (экономических, политических, морально-этических), так и межличностных (внутрисемейных) отношений. Способ передачи информации посредством интернет-технологий, телекоммуникации, телевидения, радио, рекламы и т. п. существенно изменяет организацию нашей повседневной жизни, а следовательно, и само ее качество. Философски значимым результатом описанного процесса является отсутствие традиционно постигаемого объектного значения транслируемого сообщения. Иными словами, передаваемая информация превратилась из референциальной (по схеме: имя-значение) в цифровую [3, р. 47].

С внедрением в социально-культурную и бытовую жизнь компьютерной техники у людей возникла острая потребность формировать и развивать особые умения и навыки, чтобы эффективно использовать новые технологии в материально-производственной и духовной деятельности. Современные коммуникационные средства позволяют преобразовывать внутренние состояния пользователей - восприятие, мышление, воображение и т. п. - в цифровую информацию, что в особенности проявилось в компьютерных играх, киберсимулякрах. В результате общество столкнулось с проблемой постижения механизма становления необходимых для развития компьютерных технологий когнитивных способностей субъектов [4, с. 658]. Разбирая этот вопрос, испанский социолог М. Кас-тельс говорит следующее: «Нам потребуется новая педагогика, базирующаяся на интерактивности, персонализации и развитии независимых способностей к обучению и мышлению, <...> приобретение интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей своей жизни; нахождению информации, хранимой в цифровой форме, ее переработке и использованию этой информации для производства знаний, соответствующих какой-либо цели» [5, с. 316]. С формированием цифровой среды меняются традиционный уклад и формы жизни людей. Глобальная компьютеризация приводит к распространению цифровых по форме продуктов человеческого мышления и деятельности - картин, речи, письма, памяти и т. п. Однако итоги происходящих вокруг нас культурно-социальных изменений не являются вполне очевидными и понятными. Та-

кая ситуация относится в том числе к оценке положения философии в современном информационном обществе.

ФИЛОСОФИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Каковы же перспективы философии как составной части культуры в условиях трансформирующегося социума, происходящих в мире технико-технологических перемен? Каким образом философские сочинения могут быть различимы в общем потоке непрерывно поступающей и обновляющейся в обществе информации? Как известно, история философского текста начинается с того времени, когда представители привилегированного сословия обрели возможность доводить до сведения других граждан какие-то важные сообщения, мысли. Философия стала успешно развиваться после изобретения И. Гуттен-бергом печатного станка, потому что философские учения распространяются в форме письменных текстов. С наступлением информационной эпохи ситуация кардинально изменяется как для самого автора текста (философа), так и для его читателя. Доступ к печатной (оцифрованной) продукции заметно упростился. Теперь не нужно обращаться к помощи издателя для того, чтобы донести какую-то полезную информацию до определенной части общества. Любой человек, умеющий пользоваться Интернетом, может написать собственные книги, стихи, рассказы, предложить и разместить разработанные им концепции на определенных веб-сайтах. Письменное слово стало сегодня доступным буквально для всех граждан. Теперь уже не нужно заниматься поисками дорогостоящей или труднодоступной литературы. Вместо этого можно просто воспользоваться поисковыми системами Google или Яндекс, чтобы прочитать интересующие нас работы. Ресурсы и возможности Интернета позволяют отбирать и структурировать необходимую информацию по ее качеству.

Вместе с тем большинство людей в настоящее время испытывают трудности из-за нехватки свободного времени. Поэтому поставщики информации вынуждены бороться за своего потребителя, который готов тратить время на получение нужной информации. Один из авторов концепции информа-

ционного общества Е. Масуда (У. Masuda) считает, что «процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более ин-формационноемким, что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструк-торских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития обществ» [6, р. 29]. Е. Масуда утверждал, что в информационном обществе ценность времени становится главным детерминантом деятельности. И действительно, мы наблюдаем, что в цифровой культуре ценность времени становится определяющим фактором человеческого поведения. Однако станут ли люди тратить свое бесценное время на чтение философской литературы?

Философская практика в ее традиционном понимании требует так называемого «медленного» течения времени. Речь идет не только о времени, затрачиваемом на чтение и написание философского текста, но и на рефлексию, критическое осмысление той или иной проблемы, что невозможно осуществить без надлежащей концентрации внимания или в отсутствие, скажем, тихого укромного места для проведения интеллектуальных занятий, чтобы при этом на исследователя не давили обстоятельства в виде установленных сроков выполнения творческого (научного) проекта. К сожалению, современные философы-преподаватели поставлены в иные условия. Они вынуждены сегодня публиковаться много и часто, причем желательно, чтобы их статьи были напечатаны в известных научных журналах для получения высоких рейтинговых показателей и демонстрации высокой степени конкурентоспособности. Теперь философы все реже и реже проявляют заботу о том, чтобы с их научными трудами ознакомились как можно больше людей, готовых обсуждать прочитанное с автором. В современном информационном обществе фактически утрачен «медленный» ритм времени. Мы видим, что материала для чтения становится все больше и больше, а число любознательных читателей заметно сокращается. В результате приходится де-

лать неутешительный вывод, что написанная философом очередная статья или монография лишь увеличивает тот огромный объем информации, который людям необходимо освоить. По сути философы лишь усугубляют и без того сложную ситуацию, связанную с неудержимым увеличением информационного фона общества.

Однако если философия содержит информацию, которая может оказаться полезной для многих людей, то почему она занимает столь незначительный сегмент в структуре современной культуры? Почему философская литература оказывается не столь востребованной в обществе? Возможно, это связано с тем, что философское знание больше не считается формой научного знания, а потому его эпистемический статус утратил влияние и доверие в общественном сознании. Тогда философия, в соответствии с рекомендацией Л. Витгенштейна, должна превратиться в описательную терапию, избавляющую людей разных профессий от сложных концептуальных головоломок. Или, может быть, согласно наихудшему предположению, в современном информационном обществе есть запрос лишь на ту информацию, которая способна приносить прибыль? Но знают ли философы точно, как производить такую информацию? Вместе с тем если мы считаем информацию продуктом купли-продажи, то тогда ее качество должно быть наиболее важной характеристикой. Это требование относится и к философской продукции. В таком случае философы в условиях информационного общества должны стремиться прежде всего к тому, чтобы стать поп-философами, то есть писать популярную философскую литературу, чтобы сохранить свое влияние на умы людей и действовать в духе своего времени [3, р. 48]. Однако готовы ли они к такому повороту? Говорить с читателем популярным языком на сложную философскую тему вовсе не значит упрощать ее или понижать уровень теоретического градуса. Способность ясно, просто и четко излагать научный материал указывает на высокий профессионализм исследователя. В данном случае более простое по форме не следует интерпретировать как менее научное по содержанию. Описанный инновационный подход, безусловно, предполагает отказ от

сложившейся традиции преподавания философии подрастающему поколению.

Если рассматривать философию в качестве источника полезного знания в повседневной жизни людей, то философы просто обязаны популяризировать свой предмет, чтобы таким способом поделиться с другими индивидами знанием, которым они владеют сами. Для реализации этой цели академические философы должны использовать доступные медиа инструменты цифровой эпохи для обоснования, например, того, что философское мышление может изменить способ восприятия мира или может помочь человеку направить усилия на обустройство сложившегося порядка вещей к лучшему. Однако мало кто из философов сегодня готов сделать доступными свои публикации на веб-сайтах или создать чат-комнату для обсуждения той или иной проблемы со многими посторонними людьми. Мы можем предположить, что в информационном обществе сложились предпосылки для того, чтобы обогатить философию свежими идеями, которые помогут решить острые социальные проблемы современности. Философия способна сегодня извлечь много полезного из работ социологов, психологов, антропологов, лингвистов и тем самым изменить существующие дискурсивные практики в направлении развития популярной, визуально ориентированной культуры. Некоторые признаки наступившей информационной эпохи выглядят многообещающе. Так, по мнению Э. Тоффлера, современные тенденции благоприятствуют росту профессионализации интеллектуалов [7]. Поскольку философы, а это в основном преподаватели образовательных учреждений и научные работники, по определению являются интеллектуалами, постольку, с точки зрения профессионального измерения, современная социокультурная ситуация оказывается благоприятной для них. Таким образом, философия как царство разума, сферы абстрактной мысли обретает в информационную эпоху мощные стимулы для своего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время философия как форма интеллектуальной деятельности способна

поведать людям множество захватывающих историй относительно различных аспектов человеческого бытия. Она может быть описана как история идей, которая изменяет наш привычный способ мышления и сложившийся жизненный уклад. И если исследователи информационного общества действительно правы, то современный мир изменяется стремительно и драматично. Причем социальная действительность меняется сегодня гораздо быстрее, чем в прежние времена: формируются новые ценностные установки, непрерывно обновляется технологический облик культуры и связанные с информационной средой потребности людей. Поэтому в цифровую эпоху философы должны не только оберегать духовно-нравственные традиции, но и своевременно отвечать на вызовы времени, направлять свои знания на решение проблем, обращенных к будущему человечества. В условиях цифровой культуры философия должна осмыслить свои возможности, чтобы не только сохранить накопленный опыт различных интеллектуальных традиций, но и продолжить движение вперед, обогатить мир новыми идеями, ценностями, подходами в решении социально значимых проблем.

Список литературы

1. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015.

2. Саяпин В.О. Виртуализация глобальной экономики в информационном пространстве современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-1 (55). С. 168174.

3. Derra A.M. Philosophy at the crossroads. Is it possible to love wisdom in the information age? // Philosophy of the Information Society: 30th International Wittgenstein Symposium. Kirchberg am Wechsel, 2007. Vol. 15. P. 47-49.

4. Медведев Н.В. Современные проблемы информационного общества // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 656-662.

5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитар. ун-та), 2004. 328 с.

6. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington: World Future Society, 1983. 171 p.

7. Тоффлер О. Третья волна. М.: Изд-во АСТ, 2004. С. 6-264.

Поступила в редакцию 15.06.2018 г. Отрецензирована 24.07.2018 г. Принята в печать 30.08.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Медведев Николай Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mnv88@mail.ru

Бородуля Алла Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии. Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь. E-mail: alla_minsk@tut.by

Для корреспонденции: Медведев Н.В., e-mail: mnv88@mail.ru

Для цитирования

Медведев Н.В., Бородуля А.А. Философия в информационном обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. Тамбов, 2018. Т. 4, № 14. С. 5-11.

PHILOSOPHY IN THE INFORMATION SOCIETY

Nikolay Vladimiovich MEDVEDEV1^ Alla Anatolievna BORODULIA2)

1)1 Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: mnv88@mail.ru 2) Belarus State Economic University 26 Partisanskiy Ave., Minsk 220070, Belarus Republic E-mail: alla_minsk@tut.by

Abstract. It is devoted to understanding the role and place of philosophy in the modern information space of culture. With the digital environment formation, the traditional way of life and the forms of people's lives change. Global computerization leads to the proliferation of digital products of human activity. At the same time, the results of the socio-cultural changes taking place in the world are not entirely clear. This situation applies, in particular, to the definition of the position of philosophy in the information society. The main thesis of the research is that philosophy, as before in human history, must play an important role: to form new ways of thinking, to influence people's behavior, their values, to stimulate the process of spiritual and moral education of the individual, to justify the meaning of reason and rational knowledge in the social being of people. Philosophers today should popularize their subject, using for this purpose available media tools and digital technologies. Philosophy, drawing a lot of useful information from sociology, psychology, anthropology, linguistics, can change existing discursive practices towards the development of a popular, visually oriented culture. We come to the conclusion that philosophy as a field of abstract thought acquires in the digital age a powerful impulse of development.

Keywords: philosophical practices; information society; digital age; computerization; values; knowledge; tradition

References

1. Volodenkov S.V. Internet-kommunikatsiya v globalnom prostranstve sovremennogo politicheskogo upravleniya [Internet-Communication in the Global Space of Modern Political Management]. Moscow, Moscow University Publ., 2015. (In Russian).

2. Sayapin V.O. Virtualisatsiya globalnoy ekonomiki v informatsionnom prostranstve sovremennogo obschestva [Virtual-ization of global economy in the information space of the modern society]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2015, no. 5-1 (55), pp. 168-174. (In Russian).

3. Derra A.M. Philosophy at the crossroads. Is it possible to love wisdom in the information age? 30th International Wittgenstein Symposium "Philosophy of the Information Society". Kirchberg am Wechsel, 2007, vol. 15, pp. 47-49.

4. Medvedev N.V. Sovremennye problemy informatsionnogo obschestva [Modern issues of the information society]. In: Vishnevskiy Y.R. (gen. ed.). Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezdunarodnym uchastiem «Aktualnye problemy sotsiologii kultury, obrazovaniya, molodezhi i upravleniya» [Proceedings of the Al-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Current Issues of Culture Sociology, Education, Youth and Management"]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2016, pp. 656-662. (In Russian).

5. Kastels M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obschestve [Internet Galaxy: Thoughts about the Internet, Business and Society]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ. (with Humanitarian University Publ.), 2004, 328 p. (In Russian).

6. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington, World Future Society, 1983, 171 p.

7. Toffler O. Tretiya volna [Third Wave]. Moscow, AST Publ., 2004, pp. 6-264. (In Russian).

Received 15 June 2018 Reviewed 24 July 2018 Accepted for press 30 August 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Medvedev Nikolay Vladimiovich, Doctor of Philosophy, Professor, Head of Philosophy and Methodology of Science Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: mnv88@mail.ru

Borodulia Alla Anatolievna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of Philosophy Department. Belarus State Economic University, Minsk, Belarus Republic. E-mail: alla_minsk@tut.by For correspondence: Medvedev N.V., e-mail: mnv88@mail.ru

For citation

Medvedev N.V., Borodulia A.A. Filosofiya v informatsionnom obschestve [Philosophy in the information society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2018, vol. 4, no. 14, pp. 5-11. (In Russian, abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.