Научная статья на тему 'Феномен цифрового отчуждения'

Феномен цифрового отчуждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
579
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое отчуждение / социальность сети / субъектность / цифровые навыки / «двойное обновление» / digital alienation / social network / subjectivity / digital skills / «double update»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Геннадьевна Лешкевич

Современная эпоха, назвав себя цифровой, концептуализировала революционный уро-вень развития технологий. Внедрение интеллектуальных систем и масштабная цифровизация знаменуют собой своеобразную цифровую революцию, стремительно изменяющую темп и ритм жизни нашего современника, установки, цели и ценности существования. Основная цель статьи проанализировать феномен цифрового отчуждения в условиях современно эпохи. Ис-следование опирается на работы R.F Geyer, J. Dewey, V. Miller. В статье выявляются онтологи-ческие и антропологические основания цифрового отчуждения. Автор обращает внимание на «социальность сети» как «невидимый» слой современности, который во многом детерминирует поведение людей. Анализируется запрос на развитие «цифровых навыков» и императив «двой-ного обновления». Ставится вопрос о новой субъектности цифрового мира с ее доминирующим стремлением оставить свой «сетевой след», вне зависимости от его ценностного содержания. Автор приходит к следующим выводам, во-первых, цифровое отчуждение обусловлено тем, что сетевые взаимодействия позиционируют себя как самодостаточный тип бытия, замещаю-щий реальные связи и отношения, живое личностное общение и способы самореализации. Во-вторых, цифровое отчуждение порождает ситуацию, когда актор цифрового мира будет всецело полагаться на информационную систему ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF DIGITAL ALIENATION

Proclaiming itself a digital era, the modern age conceptualized a revolutionary level of techno-logical development. Massive introduction of intelligent systems and large-scale digitalization mark the specific digital revolution, which brings about dynamic changes in the pace and rhythm of con-temporary life, our system of values and intentions. The article considers the phenomenon of digital alienation in the modern era. The study relies on the works by Western scholars: R.F Geyer, John Dewey, V. Miller. The article reveals ontological and anthropological foundations of digital aliena-tion. The author focuses on «the sociality of network» as the «invisible layer» of modernity, which largely determines people’s behavior. The article also dwells on the demand for «digital skills» and the imperative of «double updat-ing». The study raises the question of a new subjectivity as the property of «the digital world», with its dominant strive to leave a «digital footprint», regardless of its value. The author comes to the follow-ing conclusions: firstly, digital alienation is caused by the fact that network interactions appear to be a self-sufficient type of being, replacing real connections and relationships, real-life personal communi-cation and ways of self-fulfillment. Secondly, digital alienation generates a situation when the actor of the digital world is entirely guided by an information system of values.

Текст научной работы на тему «Феномен цифрового отчуждения»

ЧАСТЬ 2

НОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕКА

УДК 141.201

ФЕНОМЕН ЦИФРОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ21

Татьяна Геннадьевна Лешкевич

Доктор философских наук, профессор Южный федеральный университет

Современная эпоха, назвав себя цифровой, концептуализировала революционный уровень развития технологий. Внедрение интеллектуальных систем и масштабная цифровизация знаменуют собой своеобразную цифровую революцию, стремительно изменяющую темп и ритм жизни нашего современника, установки, цели и ценности существования. Основная цель статьи проанализировать феномен цифрового отчуждения в условиях современно эпохи. Исследование опирается на работы R.F Geyer, J. Dewey, V. Miller. В статье выявляются онтологические и антропологические основания цифрового отчуждения. Автор обращает внимание на «социальность сети» как «невидимый» слой современности, который во многом детерминирует поведение людей. Анализируется запрос на развитие «цифровых навыков» и императив «двойного обновления». Ставится вопрос о новой субъектности цифрового мира с ее доминирующим стремлением оставить свой «сетевой след», вне зависимости от его ценностного содержания. Автор приходит к следующим выводам, во-первых, цифровое отчуждение обусловлено тем, что сетевые взаимодействия позиционируют себя как самодостаточный тип бытия, замещающий реальные связи и отношения, живое личностное общение и способы самореализации. Во-вторых, цифровое отчуждение порождает ситуацию, когда актор цифрового мира будет всецело полагаться на информационную систему ценностей.

Ключевые слова: цифровое отчуждение, социальность сети, субъектность, цифровые навыки, «двойное обновление».

THE PHENOMENON OF DIGITAL ALIENATION

Tatiana Gennadievna Leshkevich

DSc in Philosophy, Professor Southern Federal University

Proclaiming itself a digital era, the modern age conceptualized a revolutionary level of technological development. Massive introduction of intelligent systems and large-scale digitalization mark the specific digital revolution, which brings about dynamic changes in the pace and rhythm of contemporary life, our system of values and intentions. The article considers the phenomenon of digital alienation in the modern era. The study relies on the works by Western scholars: R.F Geyer, John Dewey, V. Miller. The article reveals ontological and anthropological foundations of digital alienation. The author focuses on «the sociality of network» as the «invisible layer» of modernity, which largely determines people's behavior.

The article also dwells on the demand for «digital skills» and the imperative of «double updat-ing». The study raises the question of a new subjectivity as the property of «the digital world», with its dominant strive to leave a «digital footprint», regardless of its value. The author comes to the following conclusions: firstly, digital alienation is caused by the fact that network interactions appear to be a self-sufficient type of being, replacing real connections and relationships, real-life personal communication and ways of self-fulfillment. Secondly, digital alienation generates a situation when the actor of the digital world is entirely guided by an information system of values.

Keywords: digital alienation, social network, subjectivity, digital skills, «double update».

Магистраль цивилизационного развития, выражаясь языком естествознания, состоит в уменьшении энтропии, и сопровождается стремлением канализировать энергию в «коридор жизнеобеспечения» и достигнуть поставленных целей. Если характеризовать современное состояние социума с точки зрения дихотомии «эволюция» - «революция», то бесспорным критерием революционных процессов будет увеличение меры хаотизации. Уже стало привычным определять нынешнюю геополитическую ситуацию как чреватую

21 Работа выполнена при финансовой поддержки гранта РФФИ № 19-011-00298A

неопределенностью, развивающуюся «через неустойчивость и неравновесность». На место поиска матрицы управляемого хаоса приходят выводы о хаосе неуправляемом, о состоянии глобальной турбулентности. Интенсивное развитие цифровых технологий и активное внедрение интеллектуальных систем знаменует собой своеобразную цифровую революцию, стремительно изменяющую темп и ритм жизни нашего современника, жизненные практики, установки, цели и ценности существования. Масштабная цифровизация обнажает и делает очевидным такой феномен как цифровое отчуждение. Назвав себя цифровой, современная эпоха концептуализировала революционный уровень развития технологий и, конечно же, демаркационную черту смены парадигм. Она перенесла многие виды взаимодействия в «невидимый» слой социальности - «социальность сети». Этот «невидимый» слой современности оказался лоном, порождающим взрывоопасные эмерджентные эффекты, протестные настроения, неоднозначные психоэмоциональные реакции. И именно в новой «социальности сети» нашли свое отражение хаосомные процессы, нарушающие видимые причинно-следственные связи и зависимости. В этих условиях диагноз современной эпохи усложняется необходимостью понимать аттрактивный потенциал сетевых взаимодействий. Тем более, что в условиях российской действительности масштабная цифровизация зашумлена артефактами «гибридной реальности», что, в свою очередь, порождает множество экзистенциальных сдвигов, связанных с невозможностью понять и освоить «текст» и логику происходящих процессов.

«Дигитальный мир» генерирует новые социокоды, он насквозь пронизан манипулятивными стратегиями и сопровождается деформацией смысложизненных ориентиров. Анализ феномена цифрового отчуждения важен в связи с тем, что, согласно выводам немецкого социолога и кибернетика R. F. Geyer, работающего в области социального отчуждения, каждая эпоха генерирует свой тип и свои формы отчуждения [Geyer, 2001]. Заметим, что понятие отчуждения имеет авторитетную историко-философскую традицию своего истолкования и многоаспектные смысловые коннотации. В общем случае с феноменом отчуждения может быть связано то, что противостоит человеку как превосходящая его сила, что превращает его в «объект воздействия». Иными словами, о ситуации отчуждения свидетельствует вышедшая из-под контроля человека и господствующая над ним сила. Онтологические основания феномена цифрового отчуждения обусловлены тем, что сетевые взаимодействия позиционируют себя как самодостаточный тип бытия, они замещают реальные связи и отношения, живое личностное общение и способы самореализации. Цифровое отчуждение выключает человека из реальной жизни. Показывая зависимость основополагающих для человека смыслов и ценностей от значений «дигитального мира», феномен «цифрового отчуждения» задает антропологические трансформации и ведет к формированию новой формы субъектности, утрачивающей рациональные смыслы своей жизнедеятельности.

Кто он субъект «дигитального мира»? Выражая популярное мнение отечественных исследователей В.И. Курбатов отмечает, что это не личность в общепринятом смысле слова. Это актор или агент глобального информационно-коммуникативного взаимодействия [Курбатов, 2017, с. 174]. Не случайно этот «агент» принципиально анонимен, т.е. «безымянен» и довольствуется только «никами». Это наводит на мысль о своеобразной надиндивидуальности агента цифрового мира. Западные исследователи, и в частности John Dewey, обращают внимание на то, что отношения и взаимодействия между живыми людьми (human agents), с одной стороны, и между людьми и артефактами (their artifacts), с другой, имеют существенное онтологическое сходство. Мы находимся в «транзакционных связях» со всеми информационными системами, «внутри» которых мы открываем этот мир и моделируем свою реальность. Это может означать, что возможно создать информационную технологию, которая бы воплощала систему моральных ценностей. Таким образом, система моральных норм и принципов может оказаться вычисляемой в измерении информационных технологий (к этому понятию отнесены не только средства (tools), но и информационные системы, такие как логика, законы и даже языки) [Sullins, 2018]. А, следовательно, актор цифрового мира будет всецело полагаться на информационную систему ценностей.

Стремительное развитие технологий, за которым не поспевает социально-гуманитарное осмысление возможных негативных последствий, уже сейчас отражается существенными когнитивными деформациями автореференции. Фиксируется доминирующее стремление - оставить свой «сетевой след» вне всякой связи с его ценностным содержанием. Под вопросом остается, и степень самосознания автора, стоящего за конструируемым Инет-образом, и уровень семантической осмысленности. Кликанье в чатах или форумах, лайки в инстаграммах и смайлики становятся необходимой каждодневной процедурой, входят неотъемлемой компонентой в жизненные практики. Помимо таких новообразований, как «цифровой имидж» и «цифровая репутация», в глаза бросается сленговый символизм, доводящий русский язык до «грани нервного срыва».

Следует особо подчеркнуть, что, на наш взгляд, доминирующее место в сетевой логике принадлежит новому императиву. Согласно выводам Миллера, он связан с необходимостью быть в курсе событий (to be updated) в «двойном» смысле слова: обновлять систему посредством собственного контента и быть в курсе обновлений, которые сделали другие. От этого «двойного обновления», зависит другой «ценностный» маркер - положение в сетевой группе. Миллер считает, что контент уже не занимает главенствующего положения, важна сеть взаимосвязей в сетевой группе (фолловеры, лайки). Переход от нарратива, как формы культурного (само)выражения, к базе данных (database), как форме культурного самовыражения, дает своеобразный дисциплинирующий эффект: необходимость сортировать, группировать базу данных своих контекстов и отслеживать свое место в ней, постоянно маркируя свое присутствие. Собственное «я» (self) становится тем, что можно моделировать [Miller, 2008].

Данный способ цифрового бытия, связанный с «двойным обновлением», обеспечивает постоянный запрос на развитие и совершенствование «цифровых навыков». А он, в свою очередь, в качестве дальнес-рочных последствий обременен разрушением понятийного способа освоения мира знаний, отрешением от культурных практик словесности и традиционных ценностей и, в конечном счете, отчуждением человеческой сущности. Человек, живущий в Сети, распространенный персонаж цифровой эры. Отдавая себе отчет или безотчетно, но он «жертвует» своим человеческим типом бытия, а в случаях радикальной зависимости калечит свою психику и сознание. В фигуре так называемого «хикки» - человек-затворник или homo solus -человек одинокий, демонстрируется феномен отчуждения человека от человека [Масленникова, Шальнова, 2011, с. 131-139].

Такие революционные последствия «пересборки навыков субъекта» ведут к тому, что цифровая эра отчуждает человека и от самого себя, и от приватного пространства его жизненного мира с подлинными человеческими ценностями и моральным долгом. Она бросает его в вакуум заброшенности. Метафора, указывающая на «открытые двери» в пространство Всемирной паутины, с легкостью заменяется метафорой, говорящей о «черной дыре» монитора, ведущего во Всемирную паутину. И вопрос: является ли цифровое отчуждение имманентным человеческому бытию? - уже сейчас получает сугубо отрицательный ответ. Как будут утверждать себя, свои «сущностные силы» «просмотрщики контента», Homo Interneticus или же «информаноиды»?

Однако, необходимо признать, что вектор будущего развития человечества ведет свое начало от эпохи цифры. Техносоциализация выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и современной цивилизации [Leshkevich, 2017, р. 652]. Цифровая цивилизация как порождение человеческого интеллекта поставила острую проблему «цифрового отчуждения» и самоотчуждения, которое может протекать латентно и быть потенциальным, но может обнаруживать себя с очевидностью и быть актуальным. В отличие от так называемых цифровых оптимистов, приветствующих все достижения цифровых технологий, следует констатировать, что вторгшаяся в человеческое бытие цифровизация - это вызов, который должен сопровождаться глубокой философской рефлексией, междисциплинарным анализом и выработкой новых ценностных и целевых ориентиров.

Литература

1. Курбатов, 2017 - Курбатов В. Net-мышление: новые реалии информационной эпохи // Гуманитарии Юга России. 2017. Т. 6. №6. С. 173-181.

2. Leshkevich, 2017 - Leshkevich T. Philosophical meaning of modern transformations of education // Web of Science. Proceedings of the 2017 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 144. PP. 650-653. WOS 000426711900158

3. Масленникова, Шальнова, 2011 - Масленникова О., Шальнова Е. Homo solus: человек одинокий / /Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2011. Т.2. №2. С. 131-139.

4. Geyer, 2001 - Geyer R. Alienation, sociology of. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. London. 2001.

5. Miller, 2008 - Miller V. New Media, Networking and Phatic Culture. Convergence // The International Journal of Research into New Media Technologies. 2008 Vol. 14. No. 4. PP. 387-400.

6. Sullins, 2018 - Sullins J. Information Technology and Moral Values//The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2018 Edition), Edward N. Zalta (ed.). 2018. URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2018/entries/it-moral-values/

УДК 165.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПЕРЕНАСЫЩЕНИЯ

Елена Олеговна Труфанова

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Институт философии Российской академии наук

В докладе отмечается, что важнейшей чертой современной эпохи является беспрецедентный рост объема доступной человеку информации, поэтому человек в современном мире оказывается в ситуации информационного перенасыщения. В качестве трех ключевых проблем данной ситуации отмечаются беспрецедентное увеличение числа доступных источников информации, невозможность проверки надежности источников информации и «агрессивность» информационной среды. Отмечается, что современные источники информации, использующие аудио-визуальные средства, а не только текст, требуют меньше интеллектуальных усилий как со стороны автора информации, так и со стороны ее получателя при передаче сообщения и его восприятия. Демонстрируется неспособность современных средств распространения информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.