Научная статья на тему 'Информационное перенасыщение: ключевые проблемы'

Информационное перенасыщение: ключевые проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4263
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATION OVERSATURATION / COMMUNICATION / MASS MEDIA / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Труфанова Елена Олеговна

Основной целью исследования является выявление специфических характеристик современной информационной среды, формирующих ситуацию информационного перенасыщения, и проведение всестороннего анализа их влияния на познавательные возможности индивида и на социальные коммуникации. В статье анализируется роль информационных и цифровых технологий как особого технического феномена, вызывающего социальные трансформации современности. Дается анализ соотношения понятий «данные», «информация» и «знание», где подчеркивается роль информации как сообщения, которое только при выполнении определенных условий может быть превращено в знание. Выделяются основные характеристики современной информационной среды, ведущие к информационному перенасыщению индивида: 1) доступность и высокая скорость передачи информации; 2) агрессивное навязывание лишней информации различными информационными источниками; 3) однобокость представления информации в связи со спецификой работы интернет-сервисов; 4) зависимость индивида и общества от коммуникационных технологий. Формулируются возможные последствия информационного перенасыщения: 1) снижение успешности познавательной деятельности индивида; 2) трансформации памяти индивида (ее «овнешвление»), которые влекут за собой необходимость перестройки системы образования; 3) превращение информационных источников в источник постоянного стресса для индивидов; 4) социальные конфликты, вызываемые нравственной неготовностью индивидов и общества к использованию современных коммуникативных возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Делается вывод о необходимости всестороннего анализа указанных проблем с целью нахождения баланса в системе «человек-общество-информация» на современном этапе развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information oversaturation: key problems

He main goal of the research is the explication of the specific traits of the present information environment that form the situation of information oversaturation and the conduct of the analysis of their influence upon the individual cognitive abilities and social communications. The article analyzes the role of information and digital technologies as a special technical phenomenon that cause present social transformations. Author analyzes the concepts of «data», «information» and «knowledge» where information is seen as a message that can be transformed into knowledge only when certain conditions are met. The main character traits of the present information environment are outlined that lead to information oversaturation of the person:1) the easy access and high speed of the information transfer; 2) aggressive imposing of the unnecessary information; 3) one-sidedness of the surrounding information due to the specifics of the Internet services; 4) dependence of the individual and of the society on communication technologies. The possible effects of information oversaturation are formulated: 1) the decrease of the success rate of cognitive activity of the individuals; 2) transformations of the individual memory (its «externalization») that bring about the necessity of the education system revision; 3) transformation of the information sources into the sources of constant stress for the individuals; 3) social conflicts that are brought about by moral unreadiness of the individuals and society for the use of the present communicative possibilities provided by information technologies. The conclusion is drawn that the full analysis of the aforementioned problems is needed that should help to find the balance in the system «human-society-information» on the present level of societal development.

Текст научной работы на тему «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

УДК 165+004

DOI 10.17726ДОШТ.2019.1.16.1

Информационное перенасыщение: ключевые проблемы1

Труфанова Елена Олеговна,

ведущий научный сотрудник, руководитель сектора теории познания, доктор философских наук, доцент, Институт философии РАН, Москва, Россия

eltrufanova@gmail.com

Аннотация. Основной целью исследования является выявление специфических характеристик современной информационной среды, формирующих ситуацию информационного перенасыщения, и проведение всестороннего анализа их влияния на познавательные возможности индивида и на социальные коммуникации. В статье анализируется роль информационных и цифровых технологий как особого технического феномена, вызывающего социальные трансформации современности. Дается анализ соотношения понятий «данные», «информация» и «знание», где подчеркивается роль информации как сообщения, которое только при выполнении определенных условий может быть превращено в знание. Выделяются основные характеристики современной информационной среды, ведущие к информационному перенасыщению индивида: 1) доступность и высокая скорость передачи информации; 2) агрессивное навязывание лишней информации различными информационными источниками; 3) однобокость представления информации в связи со спецификой работы интернет-сервисов; 4) зависимость индивида и общества от коммуникационных технологий. Формулируются возможные последствия информационного перенасыщения: 1) снижение успешности познавательной деятельности индивида; 2) трансформации памяти индивида (ее «овнешвление»), которые влекут за собой необходимость перестройки системы образования; 3) превращение информационных источников в источник постоянного стресса для индивидов; 4) социальные конфликты, вызываемые нравственной неготовностью индивидов и общества к использованию современных коммуникативных возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Делается вы-

1 Исследование проведено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (проект № МД-178.2019.6 «Трансформации самосознания и познавательной деятельности человека в ситуации информационного перенасыщения»).

вод о необходимости всестороннего анализа указанных проблем с целью нахождения баланса в системе «человек-общество-информация» на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: информация; знание; информационное перенасыщение; коммуникация; средства массовой информации; цифровизация.

Information oversaturation: key problems

Elena O. Trufanova,

Leading Research Fellow, Head of the Theory of Knowledge Department, DSc in Philosophy, Associate Professor, RAS Institute of Philosophy, Moscow, Russia

eltrufanova@gmail.com

Abstract. The main goal of the research is the explication of the specific traits of the present information environment that form the situation of information oversaturation and the conduct of the analysis of their influence upon the individual cognitive abilities and social communications. The article analyzes the role of information and digital technologies as a special technical phenomenon that cause present social transformations. Author analyzes the concepts of «data», «information» and «knowledge» where information is seen as a message that can be transformed into knowledge only when certain conditions are met. The main character traits of the present information environment are outlined that lead to information oversaturation of the person: 1) the easy access and high speed of the information transfer; 2) aggressive imposing of the unnecessary information; 3) one-sidedness of the surrounding information due to the specifics of the Internet services; 4) dependence of the individual and of the society on communication technologies. The possible effects of information oversaturation are formulated: 1) the decrease of the success rate of cognitive activity of the individuals; 2) transformations of the individual memory (its «externalization») that bring about the necessity of the education system revision; 3) transformation of the information sources into the sources of constant stress for the individuals; 3) social conflicts that are brought about by moral unreadiness of the individuals and society for the use of the present communicative possibilities provided by information technologies. The conclusion is drawn that the full analysis of the aforementioned problems is needed that should help to find the balance in the system «human-soci-ety-information» on the present level of societal development.

Keywords: information; knowledge; information oversaturation; communication; mass media; digitalization.

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

Эпохи развития человечества часто ассоциируют с достижениями техники, характерными для каждой из этих эпох. Каменный, бронзовый, железный век указывают на овладение людьми умением создавать каменные орудия, затем - обрабатывать медь и олово для получения бронзы и бронзовых инструментов, и, наконец, на становление эпохи ковки железа. В эпоху индустриализации выделяют «век пара» - когда начал использоваться паровой двигатель и «век электричества», а в середине ХХ века наступает «век атома». Такие ассоциации не случайны - технические изобретения, к которым они отсылают, вызывают существенную перестройку социума, отношений между людьми и, следовательно, и самого человека. Умение работать с металлами переводит общество от собирательства к охоте и усилению политической роли воинов, паровой двигатель изменяет скорости перемещения в пространстве и увеличивает уровень мобильности населения; электричество изменяет быт человека и его распорядок дня, удлиняя световой день за счет искусственного освещения, одновременно создавая новые энергетические потребности; расщепление ядра атома не только дает возможность удовлетворять эти возросшие потребности, но и создает принципиально новую геополитическую систему мира, построенную на ядерном сдерживании.

Современную эпоху уже называют «цифровой» и «информационной». «Цифровизация» действительно существенным образом меняет многие «бытовые» социальные процессы - например, деньги постепенно превращаются из материальных единиц - банкнот и монет - в сугубо виртуальные сущности. В то же время информатизация касается не только перестройки ряда социальных процессов, она воздействует непосредственно на индивидуальное сознание, создавая перед индивидом вызовы, с которыми он ранее не сталкивался. Эти два процесса - «цифровизация» и «информатизация» - тесно взаимосвязаны: именно создание цифрового способа хранения и передачи информации становится главной причиной для того беспрецедентного роста объема доступной человеку информации, который мы наблюдаем сегодня. Но если цифровизация связана именно с определенными технологическими новациями, то понятие информатизации имеет значительно более широкий контекст - «цифра» и «информация» соотносятся друг с другом как папирус и написанные на нем иероглифы. Архиепископ Клод Фролло в романе Гюго «Собор Парижской богомате-

URL: http://cyberspace.pglu.ru

ри» пророчески для себя и в качестве ретросказания для читателя говорил «Это убьет то», предрекая, что выходящие из-под первых печатных прессов книги «убьют» соборы, на смену догматам веры, изваянным в камне, придет свобода слова. Действительно, возникновение книгопечатанья было одной из крупнейших информационных революций - оно делало тексты доступными. «Цифра» убивает печатную книгу, поскольку появляются новые способы передачи сообщений. Книга как художественное или научное произведение не исчезает, но как материальный объект стремительно сдает свои позиции - «цифра» позволяет экономить место и время. Впрочем, благодаря новым медиа само содержание повествования и его подача меняются. Как отмечает писатель-публицист Н. Карр, книга, превратившись из бумажной в электронную, дополняется комментариями читателей, интервью с автором и т.д., что меняет в итоге «и ее содержимое, и сам опыт, связанный с чтением» [1, с. 111] - читателю будет трудно погрузиться в предлагаемый текст, потому что его будут постоянно отвлекать от него дополнительные материалы, а если чтение производится на компьютере или ином устройстве, подключенном к Интернету, то на него будут постоянно приходить сообщения, отвлекающие от текста. Так, привычки читателей будут изменяться, что, в свою очередь, может заставить писателей подстраиваться под эти изменения и менять стиль и формат своих текстов с учетом этих обстоятельств [2].

Такие же изменения происходят и с другими видами текстовой продукции - кто будет печатать и раздавать листовки в то время, когда нажатием одной кнопки в социальной сети можно запустить «вирусное» сообщение, которое за сутки благодаря «ре-постам» увидят миллионы людей? «Цифровизация», таким образом, переводит все большее количество информации на цифровые носители, обеспечивая ее тотальную доступность. Процессы информатизации, несомненно, начинаются еще в «доцифровую эпоху» (появление телефона, аналоговых радио и телевидения также представляли собой существенные информационные революции), но именно «цифра» обеспечивает тот информационный «взрыв», с которым мы имеем дело сегодня, в том числе благодаря своим интерактивным возможностям, возможности мгновенной обратной связи (в отличие от «односторонних» каналов информации, таких как телевидение и радио), причем часто в подобную коммуникацию способны включиться одновременно миллионы человек

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

(по сравнению с телефонным разговором, в котором участвуют только два собеседника). Вероятно, было бы справедливо назвать «цифровизацию» очередной из стадий (вероятно, не последней) процесса информатизации. «Цифровизация», таким образом, не создает новые вызовы (по крайней мере на данном этапе), но интенсифицирует вызовы информационной эпохи. Ключевой целью проводимого мной исследования, таким образом, является выявление основных подобных вызовов и анализ оказываемого ими влияния на познавательные возможности индивида и на социальные коммуникации.

Данные, информация, знание

Несмотря на то, что мы постоянно используем слово «информация», точного определения этого понятия не существует и само это слово употребляется в весьма различных смыслах. Помимо этого, оно часто смешивается и рассматривается как взаимозаменяемое с такими понятиями, как «данные» и «знание». Мне представляется, что эти понятия следует различать и что мы можем выстроить определенную иерархию «данные»-«информация»-«знание» по степени их участия в познавательной деятельности человека.

Данные - это прежде всего технический термин, который из информатики и информационных технологий переходит в обыденную речь. Данные предполагают некоторую формализацию, с помощью которой фиксируется определенная информация. В современную эпоху активно обсуждаются так называемые «Big data» - «большие данные»: речь идет об огромных массивах данных в различных областях, обработка которых возможна только благодаря применению соответствующих компьютерных технологий. Отличие информации от данных заключается в том, что информация предполагает сообщение.

Как показывает Р. С. Вурман, автор книги «Информационное беспокойство» [3], представление об информации как о пересылаемом с помощью вспомогательных (электронных или механических) средств сообщении появляется в ходе Второй мировой войны и в дальнейшем экстраполируется на понимание информации как любого сообщения, в независимости от того, несет ли оно какой-то смысл для потенциального реципиента [4]. Большие

данные, к примеру, представляют собой огромный архив зафиксированных явлений, фрагментов текстов, изображений и т.д. (возьмем, к примеру, архивы пользовательских сообщений и файлов, которые аккумулируют социальные сети), однако сам по себе этот архив не является информацией. Информацией будет сообщение о том, к примеру, что на основе анализа больших данных, полученных из соцсетей, удалось выяснить, что количество пользователей Facebook относительно всех интернет-пользователей в России составляет не более 20 % [5]. Данное утверждение, будучи сообщенным заинтересованному субъекту, становится частью его знаний.

Обладать информацией необязательно означает обладать знанием. К примеру, обнаружив камень с египетскими иероглифами, мы сможем сказать, что мы обладаем информацией, однако, не зная древнеегипетского языка, мы не будем обладать знанием, которое содержится в этом тексте. У нас есть сообщение, однако мы не можем им воспользоваться - до тех пор, пока не переведем его на понятный для нас язык. Информация, таким образом, может пониматься как возможность знания. Знание предполагает осмысленность имеющейся информации, умение ее использовать и уверенность в ее истинности или по меньшей мере достоверности. Это необязательно означает, что наше знание и в самом деле истинно, но у нас должны быть основания считать данное знание (к примеру, перевод данного текста) таковым, иначе мы не будем оценивать полученную информацию как знание. Для того чтобы полученная нами информация-сообщение превратилась в знание, мы должны суметь понять содержание сообщения и иметь основания доверять ему: основаниями подобного доверия может быть авторитетность источника информации, приводимые в сообщении убедительные доказательства, совпадение ожиданий, основанных на нашем личном опыте с передаваемыми в сообщении сведениями и т.д. Таким образом, информация сообщается, но данное сообщение становится знанием только через процесс понимания и оценки степени достоверности сообщения. Ведь если мы получим сообщение, гласящее, что белые мыши построили космический корабль и с его помощью высадились на Луне, то у нас не будет проблем с пониманием этого сообщения, но мы вряд ли будем считать, что получили новое знание, поскольку степень достоверности этого сообщения будет оценена нами как крайне низкая, даже если она пришла из авторитетного источника. Конечно,

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

подобное сообщение может оказаться шпионской шифровкой, но тогда мы прежде всего должны будем решить проблему правильного понимания сообщения1.

Информационное перенасыщение: основные черты

Таким образом, информация по своей природе является частью коммуникативного процесса, она требует от человека осознания полученного сообщения и рефлексии над ним: получая информацию, человек старается превратить ее в знание. Стремление к получению знаний о мире - это инстинкт. Человек подготовлен эволюцией таким образом, что приобретение как можно более полных знаний об окружающей действительности и о других субъектах играет важную роль для его выживания: чем больше мы знаем, тем легче нам вырабатывать правильные стратегии поведения, которые позволят максимально удовлетворить свои потребности и минимизировать возникающие риски. Поэтому наш организм нацелен на постоянный поиск информации, ее категоризацию и классификацию с целью ее дальнейшего превращения в знание. Однако ресурсы нашей психики, занятые обработкой поступающей информации, не безграничны. Поэтому в современной ситуации постоянного фонового «информационного» шума эти ресурсы оказываются переполнены пустой и ненужной информацией, которую мы получаем безусильно, и у нас не остается времени и возможности на добычу и усвоение первостепенно важной информации. Мы оказываемся в ситуации, когда мы невольно попадаем в информационные волны, уносящие нас совсем не в том направлении, в каком мы сами хотели бы продвигаться. Информационное перенасыщение лишает нас инициативы, у нас не хватает сил, чтобы переключить свое внимание с фоновой нерелевантной информации на действительно нужную.

Возникает вопрос: действительно ли современная эпоха характеризуется информационным перенасыщением? Ощущение возросшего по сравнению с предыдущими историческими периодами количества информационных источников отмечали представители разных эпох. Об избытке новых книг писали каждый в свое время и Сенека, и Эразм Роттердамский, и Лейбниц, схожим

1 Я опускаю здесь обсуждение проблемы знания как обоснованного суждения, поскольку она не имеет прямого отношения к теме данной статьи. - Е.Т.

образом сетуя, что познакомиться со всеми книгами невозможно, но их обилие сбивает с толку. Но, разумеется, эти эпохи несравнимы с текущей ситуацией не только по количеству источников информации, но и по качеству. Если книги, на избыток которых жаловались философы прежних веков, были доступны только грамотным людям и производились грамотными людьми, наиболее просвещенными представителями своей эпохи, то современные источники информации доступны любому - умение читать и писать практически перестает быть обязательным, огромные объемы информации представлены в аудио-визуальном виде, не только более доступном как для производства (снять себя на видео - пусть непреднамеренно - способны даже животные), так и для понимания, но и более активно воздействующем непосредственно на органы чувств человека, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Еще в 1970-х гг. Э. Тоффлер в «Футуршоке» уже вводит термин «информационная перегрузка» [6]. В конце 1990-х гг. формулируются представления об информационном стрессе [7] и «синдроме информационной усталости» [8], в рамках которых человек оказывается не в состоянии адекватно классифицировать поступающую информацию, отделять нужную от ненужной, достоверную от недостоверной и т.д., что приводит к его дезориентации. Также у разных авторов появляются термины «информационное ожирение» (infobesity) [9], «информационное отравление» (infoxication) [10], «информационное беспокойство» (information anxiety) [4]. Все эти позиции описывают схожую ситуацию, в которой человек получает информацию в избыточных объемах, результатом чего оказывается растерянность индивида перед обрушившейся на него информационной бурей и неспособность принимать решения. Один из проводившихся опросов среди работников интеллектуального труда показал, что 94 % из опрошенных утверждают, что им знакомо чувство перегрузки информацией, вследствие которого они оказываются неспособны к работе, и более 50 % респондентов полагают, что перегруз информацией мешает им доделывать работу [11].

Одной из причин, почему именно текущая эпоха оказывает такое воздействие, является не столько возросшее количество доступной информации, сколько быстрота, с которой информация способна генерироваться и доставляться пользователю, и легкость доступа к ней. Эта доступность вызывает почти наркотическую

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

зависимость - прочитав одно сообщение, мы нажимаем на ссылку и идем к следующему, и так почти до бесконечности, забывая, что за информацию мы искали изначально. Концентрировать внимание на одной задаче оказывается очень тяжело, второстепенная информация отвлекает нас. Исследователь «киберпсихологии» или психологии Интернета А. Е. Войскунский, анализируя ряд проведенных в этой области исследований, рассматривает познавательное поведение в Интернете как поиск, анализ и сортировку информации с помощью использования поисковых систем или же заранее известных электронных ресурсов энциклопедического характера (Википедия и т.п.). Он отмечает специфику познавательной деятельности в Интернете, связанную с «гипертекстовым» характером информационных ресурсов Интернета, из-за которого пользователи, переходя по ссылкам из первоначального текста, работают в нескольких «параллельных сессиях», при этом из-за ограниченности кратковременной памяти не все эти сессии реализуются в полной мере успешно [2]. Подобная работа в «параллельных сессиях» может увеличить охват различной информации, схваченной «по верхам», однако глубина и качество обработки информации будут снижены. Возникающие у пользователя когнитивные проблемы, как полагает А. Е. Войскунский, опираясь на исследование Д. ДеСтефано и Дж. Лефевра [12], можно связать со спецификой гипертекстовой природы Интернета: читателю постоянно приходится делать выбор между тем, читать ли текущий текст или перейти по гиперссылке к другому фрагменту, и помимо этого «... повышение когнитивной нагрузки при работе с гипертекстом может быть связано еще и с тем, что процесс чтения прерывается, внимание отвлекается на изображения, графики, комментарии и подсказки - такого рода данные обычно признаются достоинствами, поскольку придают гипертексту интерактивность, гипермедийность и гибкость, но на самом деле они способны оказать негативное воздействие на процесс формирования у читателя интегрированного (а не фрагментарного) образа, соответствующего прочитанному и усвоенному материалу» [2, с. 14]. Предоставляемое гипертекстом большое количество разных возможностей, таким образом, требует формирования особого нового навыка чтения, способного с наименьшими затратами извлекать необходимую информацию, наиболее успешно выстраивать «маршрут» переходов по гипертексту.

Второй проблемой является изменение способов подачи информации. Все больше текстовые сообщения вытесняются аудиовизуальными, воздействуя не на рациональное осмысление информации, а в первую очередь на эмоции, на непосредственную реакцию органов чувств. Умение быстро эмоционально вовлечь зрителя хорошо известно создателям телевизионных «мыльных опер» - человек склонен к эмпатии и потому «цепляется» за эмоциональные переживания персонажей на экране и с трудом может оторваться от происходящего. Схожие уловки используются СМИ для того, чтобы задержать читателя или зрителя, не дать ему «переключить канал». Не случайно одним из важных терминов современной онлайн-журналистики становится «кликбейт» (clickbate) - «щелчок» + «наживка», т.е. такая строка или изображение в Сети, которая непременно привлечет внимание и заставит «щелкнуть» на нужную ссылку и тем самым принести доход тому, кто разместил рекламу на данном новостном портале. Таким образом, главной задачей большинства современных СМИ является не передача новостей населению и даже не манипуляция общественным сознанием, они выполняют задачу сугубо экономическую - под видом передачи информации о событиях в мире привлечь внимание пользователя к рекламе. В итоге даже те ресурсы, которые претендуют на выполнение новостных функций, в погоне за «кликбейтом» вынуждены опускаться до самых низкопробных приемов привлечения внимания, апеллирующих к примитивным человеческим инстинктам или содержащих заведомо ложную, но притягивающую внимание информацию. Другой чертой современных СМИ является то, что они транслируют большое количество «стрессовой» информации. СМИ полны новостей о терактах, катастрофах, преступлениях, несчастных случаях, которые постоянно напоминают о том, что мы живем в опасном мире. Однако при этом СМИ не предоставляют успокоительной «пилюли», которая бы говорила - делай так-то, и ты сможешь избежать описываемых несчастий, скорее они констатируют - в мире полно опасностей, и каждый может стать жертвой любой из них. Это повышает уровень тревожности, что в конечном счете плохо сказывается на всех сферах нашей жизни.

Наконец, большое количество доступной информации не означает возможность всестороннего рассмотрения проблем и расширения горизонтов нашего познания. Исследователь в области

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

психологии бизнеса Т. Чаморро-Премузич утверждает, что, согласно исследованиям IBM, 90 % всех находящихся онлайн информационных данных были созданы за последние два года (статья была написана в 2014 г.), при этом эти данные стали намного доступнее, чем когда-либо ранее [10]. Он сравнивает большинство информации, которая обрушивается на нас в интернете, с «фастфудом» -и получается, что именно им мы и утоляем в первую очередь наш информационный голод. Одновременно с этим онлайн-информа-ция оказывается однобокой, поскольку современный Интернет «подсовывает» нам отбираемую на основе наших поисковых запросов информацию, подавая нам одностороннюю картину мира, сформированную на основе наших вкусов и предпочтений.

Еще одной характерной чертой современного человека является зависимость от социальных сетей и электронной почты: люди тратят немало времени, многократно проверяя свои информационные ленты в соцсетях, размещая информацию о себе, получая обратную связь от других пользователей, просматривая сообщения из «ленты друзей» и т.д. Это уже не столько вредная привычка, сколько социальная необходимость - собеседники привыкают ожидать друг от друга быстрой ответной реакции, и задержка сообщения может быть истолкована неверно. Образуется замкнутый круг - ты должен ответить на новые сообщения, затем ты получаешь обратную реакцию, на которую должен ответить снова, и весь процесс уходит в дурную бесконечность. Невозможность вовремя отреагировать на сообщение вызывает стресс и ощущение изоляции, «выпадения» из жизни. Благодаря превращению многих процессов в «цифровые», отсутствие, к примеру, интернет-связи в ряде ситуаций действительно может приводить к изоляции и к невозможности решать повседневные задачи (например, оплатить покупку, проложить оптимальный маршрут и т.п.). Поэтому в данной ситуации речь идет не только об индивидуальной зависимости, но и об изменении социальной среды, которая требует от индивида постоянного присутствия «онлайн».

Таким образом, можно суммировать несколько ключевых характеристик современной информационной среды, которые ведут к информационному перенасыщению. Это, во-первых, современные скорости передачи информации и отсутствие необходимости прилагать усилия для ее получения; во-вторых, агрессивное навязывание лишней информации; в-третьих, однобокость пред-

ставления информации (контекстная реклама, подборка новостей по интересующим темам и т.д.), которая искажает образ мира; в-четвертых, сформировавшаяся зависимость от коммуникационных технологий.

Основные последствия информационного перенасыщения

Необходимо рассмотреть теперь, в чем заключается проблематичность информационного перенасыщения, каковы последствия сложившейся ситуации для индивида и социума.

Во-первых, как уже было показано выше, легкий и быстрый доступ к информации, а также навязывание (в том числе - путем эмоционального воздействия) лишней информации различными медийными источниками, приводит к тому, что наши когнитивные ресурсы оказываются заполнены «мусором» или информационным «фастфудом», что становится препятствием для поиска и уточнения важной информации и не способствует успешной когнитивной деятельности. Так, сам факт доступности бесконечных информационных ресурсов не является путем к более эффективному познанию, напротив, он снижает успешность поисковой деятельности и возможность превращения информации в знание скорее снижается, чем повышается.

Во-вторых, необходимость постоянного взаимодействия с информационно-перенасыщенной средой ведет к трансформациям памяти индивида. Имея под рукой постоянный доступ к практически любой информации, человек, на первый взгляд, лишается необходимости к заучиванию, запоминанию наизусть - ведь в любой момент времени мы можем обратиться к нужной информации, находящейся извне. Исследователь проблем информационного общества И. Ю. Алексеева ссылается на эксперименты Б. Спэрроу, Дж. Лю и Д. Вегнера, которые называют эти процессы экстерна-лизацией («овнешвлением») памяти [13]. Проведенные ими эксперименты показали, что если испытуемых перед началом эксперимента предупредить о том, что предъявляемая им информация будет в дальнейшем недоступна, они запоминали ее значительно лучше, чем информацию, к которой можно было получить доступ (испытуемые в данном случае могли рассчитывать на «помощь» веб-поисковиков). Так, Спэрроу, Лю и Вегнер подтвердили свою гипотезу о том, что постоянный доступ к Интернету ведет к пере-

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

стройке памяти - она занята не непосредственно содержательной информацией, а информацией о том, как эту информацию искать [14]. В связи с этими трансформациями выдвигаются идеи о необходимости перестройки системы обучения: вместо запоминания больших объемов информации обучение должно строиться на приобретении навыков поиска информации вовне (т.е. обучение дает не знания, а навыки их получения). Однако реализация подобной стратегии в полной мере представляется невозможной. Обучить человека правильному поиску информации нельзя, если предварительно он не освоил достаточно обширный объем знаний, который требуется для того, чтобы правильно классифицировать получаемую новую информацию, оценивать ее релевантность для решения текущей задачи и т.д. К примеру, нам необязательно учить показатели валентности всех химических элементов (мы можем для этого заглянуть в таблицу Менделеева), но для того, чтобы мы могли воспользоваться информацией, содержащейся в таблице Менделеева, мы должны выучить, что такое атомы, что такое химические элементы, что такое валентность, а также знать, каковы принципы представления информации в таблице. Разумеется, с помощью поиска в Сети мы сможем выяснить показатель валентности конкретного элемента прямым запросом. Но мы должны уметь не только правильно поставить этот вопрос, но и понять полученный ответ. А значит, базовые знания у нас должны присутствовать. Поэтому вопрос об изменениях в обучении - это скорее вопрос об объеме тех знаний, которые мы считаем «базовыми»: что именно нам нужно выучить, а что при необходимости можно будет найти. Умберто Эко в своем эссе «Дорогой внук, учи наизусть», отмечает, обращаясь к внуку - представителю «поколения гаджетов»: «Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию. Этому явлению можно привести следующее сравнение: узнав, что с одной улицы до другой можно добраться на автобусе или метро, что очень удобно в случае спешки, человек решает, что у него больше нет необходимости ходить пешком. Но если ты перестанешь ходить, то превратишься в человека, вынужденного передвигаться в инвалидной коляске» [15]. Запоминание наизусть, по мнению Эко, тренирует мозг, развивает его, поэтому нельзя отдавать память полностью «на откуп» компьютеру, если мы не хотим стать интеллектуальными инвалидами.

В-третьих, как мы показали, современная коммуникативная ситуация служит источником постоянного стресса. При этом, как верно подмечает И. Ю. Алексеева, в рамках разработки проблем информационной безопасности внимание в основном уделяется компьютерным технологиям защиты информации, тогда как проблема информационно-психологической безопасности остается на втором плане [13]. Никаких решений для этой проблемы не предлагается, кроме общих советов меньше времени проводить в Интернете и за телевизором и индивидуально подбираемых каждым человеком для самого себя «рецептов» противостояния агрессии информационной среды. Этот стресс вызван, с одной стороны, неспособностью успевать обрабатывать все новые информационные сообщения, а с другой - объемом негативной информации, транслируемой СМИ, создающей образ наполненного рисками мира.

В-четвертых (но отнюдь не в-последних), следует обратить внимание на то, как информационное перенасыщение сказывается на отношениях индивида с обществом, поскольку одной из центральных проблем, обсуждаемых в связи с информационными процессами, является проблема коммуникации, т.е. отношений между индивидами. Как указывает А. Е. Войскунский, одни из ранних исследований в области «психологии компьютеризации», проводившиеся в конце 1980-х гг., касались именно этих проблем: «В то время представлялось, что перемены затронут в первую очередь коммуникативные процессы, и это оказалось справедливым» [16, с. 141]. В этом контексте очень важный момент подчеркивает И. Ю. Алексеева, обращаясь к одной из идей В. С. Соловьева, намного предвосхитившей по времени информационный бум - идее необходимости «нравственной подготовки человека к расширению его коммуникационных возможностей» [13, с. 37]. Идеальная, грядущая стадия общественного устройства, согласно соловьевской концепции Всеединства, - это «всемирное общение жизни» [17], в котором духовно и нравственно совершенное человечество становится единым. Однако, как верно отмечает Алексеева, современное развитие коммуникационных технологий открывает «новые возможности для реализации не только добрых начал, но и пороков человеческой натуры. Очевидно, что нынешний вариант глобализации не является «всемирным общением жизни» в указанном смысле, поскольку достаточные для этого технические возможности не дополняются всеобщими нравственными основаниями»

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

[13, с. 37]. Можно согласиться с выводом о том, что человечество не только психологически, но и нравственно не готово к информационному «буму», что демонстрируется тем, что немалые объемы информации в Сети - это сообщения, содержащие обмен взаимными оскорблениями между пользователями. У. Эко отмечает еще одно важное изменение - нарушение границ между приватным и публичным, которое происходит благодаря трансформации современных СМИ. Он критикует транслируемые на телевидении судебные процессы, отмечая, что «унижение, пережитое в зале суда, в присутствии ста человек, так или иначе заинтересованных в этом деле, так сказать испаряется, когда дело закрыто; если же речь идет о миллионах телезрителей, то, чем бы ни закончилось дело, оно оставит неизгладимый отпечаток, и преступник, даже отбыв наказание, не сможет стереть с себя это клеймо. Не говоря уже о том, что, как мы видели, телепередача смонтирована, и перед публикой предстает не весь процесс, а отдельные его эпизоды, выбранные по какому угодно критерию» [18, с. 248]. Действительно, сейчас не только так называемые публичные персоны, но и обычные рядовые пользователи Интернета могут внезапно оказаться в центре скандала, который способен повредить их репутации, карьере, личной жизни из-за одной случайной фотографии или клеветы-«фей-ка». Даже если клевета потом будет опровергнута, то ситуация все равно сохранит характер анекдота про якобы украденные гостем ложки: «ложки-то потом нашлись, но осадочек все равно остался». Любой проступок, неудачная фраза в блоге, неоднозначная фотография, которые в иной ситуации остались бы незамеченными, с помощью современных технических средств коммуникации становятся событиями, которые меняют жизнь человека. Человек лишается права на ошибку, сразу становясь мишенью для общественного порицания: в глазах общественности не только серьезный проступок, но и случайный промах оказываются «информационным поводом», который становится заметной частью биографии человека. Фантасты-антиутописты боялись тотальной слежки со стороны тоталитарных режимов, но оказалось, что добровольная «слежка» общественности друг за другом не менее, если не более, эффективна, и наносит еще больший урон человеческому достоинству. И, действительно, возможно, важнейшей проблемой является именно нравственная неготовность человечества к ситуации информационного перенасыщения, которая обращает современные

информационно-коммуникационные технологии в инструмент информационной агрессии.

Таким образом, я выделила ключевые проблемные узлы, связанные с современной ситуацией информационного перенасыщения, и продемонстрировала, как они находят отражение на когнитивных способностях индивидов и на их социально-коммуникативном поведении. Перечисленные выше проблемы являются не проявлением технологического алармизма, а лишь констатацией текущего положения дел. Вряд ли вызывает сомнение, что современные информационные технологии - это потрясающее изобретение человечества, которое открывает перед нами множество удивительных возможностей. Проблема же состоит в том, как нам научиться использовать эти возможности, не нанося при этом ущерба своей личности и общественным отношениям. Как верно отмечает отечественный философ Е. В. Петрова, необходима выработка механизмов как социальной, так и природной адаптации человека к условиям новой информационной среды: мы не можем отказаться от информационных технологий, уже вошедших в нашу повседневную жизнь и приносящих большую пользу, но мы должны научиться жить с ними: «задача, стоящая перед современным обществом... состоит в том, чтобы провести всесторонний анализ взаимоотношений человека с искусственно созданной окружающей средой, минимизировать риски и получить максимум преимуществ, которые она может нам, людям, дать» [19, с. 87]. Для решения этой задачи потребуются усилия самых разных специалистов - от самих разработчиков информационных технологий до философов и педагогов, от когнитивных ученых до социологов и политологов. Но все равно остается открытым главный вопрос -могут ли какие-либо специалисты как-то поспособствовать подобной адаптации, или должен произойти естественный и стихийный эволюционный процесс, который приведет в баланс систему «человек-общество-информация»?

Литература

1. Карр Н. Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами. СПб.: Best Business Books, 2012. 256 с. (Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. Saint-Petersburg: Best Business Books, 2012. 256 p.)

2. Войскунский А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур

Труфанова Е.О. «Информационное перенасыщение: ключевые проблемы»

// Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 7-20. (Vojskunskij A. E. Internet as a space of cognition: psychological aspects of the hypertext structures appliance // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2017. Vol. 6. No. 4. P. 7-20.

3. Wurman R. S. Information anxiety. N.Y.: Doubleday, 1989. 356 pp.

4. Wurman R. S. Information Anxiety: towards understanding // Scenario Journal. Winter 2012. URL: https://scenariojournal.com/article/richard-wurman/

5. Аудитория Facebook. Публикация на портале Tadviser. Государство. Бизнес. ИТ. от 25.03.2019. URL: http://www.tadviser.ru/a7434265 (Facebook Auditorium. Publication at the Tadviser. State. Business. IT. 25.03.2019. URL: http://www.tadviser.ru/a/434265)

6. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 c. (Toffler A. Future Shock. Moscow: AST, 2002. 557 p.)

7. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 c. (Bodrov V A. Information stress. Moscow: PER SE, 2000. 352 p.)

8. Lewis D. Information Overload. Practical Strategies for Surviving in To -day's Workplace. London: Penguin Business, 1999. 256 p.

9. Rogers P., Puryear R., Root J. Infobesity: The enemy of good decisions // Bain.com. June 11, 2013. URL: https://www.bain.com/insights/infobe-sity-the-enemy-of-good-decisions

10. Chamorro-Premuzic T. How the web distorts reality and impairs our judgement skills // The Guardian. 13 May 2014. URL: https://www. theguardian.com/media-network/media-network-blog/2014/may/13/in-ternet-confirmation-bias

11. The Knowledge Worker's Day: Our Findings // Basexblog. 11.04.2010. URL: http://www.basexblog.com/2010/11/04/our-findings/

12. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23. № 3. P. 1616-1641. D0I:10.1016/j.chb.2005.08.012

13. Алексеева А. Ю., Аршинов В. И. Информационное общество и НБИКС-революция. М.: ИФ РАН, 2016. 196 с. (Alekseeva A. Yu., Arshinov V. I. Information society and NBICS-revolution. Moscow: IphRAS, 2016. 196 p.)

14. Sparrow B., Lui J., Wegner D. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. 05 Aug. 2011. Vol. 333. No. 6043. P. 776-778. DOI: 10.1126/science.1207745

15. Эко У. Дорогой внук, учи наизусть // ИНОСМИ.ру. 21.02.2016. URL: https://inosmi.ru/archive2015/20160221/216819572.html (Eco U. Dear grandson, learn by heart // INOSMI.ru. 21.02.2016. URL: https://inosmi. ru/archive2015/20160221/216819572.html)

16. Войскунский А. Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153. (Vojskunskij A. E. From the psychology of computerization to the psychology of the Internet // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologija. 2008. No 2. P. 140-153).

17. Соловьев В. С. Оправдание Добра. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с. (Solov'ev V S. The Justification of the Good. Moscow: Institut russkoj civilizacii, Algoritm, 2012. 656 p.)

18. Эко У. Судебный процесс по телевидению - покушение на конституцию // Эко У. Картонки Минервы. М.: АСТ, 2015. С. 247-248. (Eco U. Trial on television - a move against constitution // Eco U. Minerva's cartons. С. 247-248. Moscow: AST, 2015. P. 247-248.

19. Петрова Е. В. Проблема диалектической взаимосвязи природного и социального аспектов адаптации человека в экосистеме информационного общества // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 1. С. 78-92. (Petrova E. V. The problem of the dialectical relationship of natural and social aspects of human adaptation in the ecosystem of the information society // Filosofija nauki i tehniki. 2017. Vol. 22. No. 1. P. 78-92).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.