ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
УДК 316.61 ББК 87.6
В. Е. Черникова
ФЕНОМЕН МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрены современные проблемы, связанные с информатизацией и виртуализацией социокультурного пространства. Выявлена роль информационных технологий в формировании массового человека как потребителя информации, отмечены последствия ее влияния на членов общества, трансформацию их ценностного мира и социальных функций.
Ключевые слова: массовый человек, информационное общество, виртуальное пространство, информационная культура, отчуждение, ценности, духовность.
THE PHENOMENON OF A MASS MAN AND HIS INTERPRETATION IN THE CONCEPT
OF THE INFORMATIZATION OFA SOCIETY
The article is devoted to the analysis of the problems, connected with the informatization and virtualization of socio - cultural area. It was exposed the role of the information technology in the forming of a mss man as a consumer of information. It was also characterized the consequences from the influence of the information on a man and the transformation of his valuable world and social functions.
Key words: mass man, information society, virtual area, information culture, alienation, values, spirituality.
Интенсивное развитие информационных технологий способствует унификации жизнедеятельности общества, создает основу для виртуализации социокультурного пространства и развития информационной культуры. В условиях информатизации общества наблюдается формирование массового человека, обладающего определенным набором ценностей, основой которых является понимание того, что он есть человек массы. Тотальная коммуникация превращается в атрибут современного мира, который коммуницирует, посылает информацию, сообщает о себе. Постепенно это становится базой для создания особого типа культуры, основанной на глобальном использовании инфокоммуникационных технологий.
В результате постоянного обновления и интенсивного использования человеком средств массовой информации социокультурная среда становится адекватной процессам «уплотнения и сжатия мира»: мир и общество все ярче проявляются под знаком коммуника-
ции [1]. Начали быстро сбываться футуро-логические прогнозы Д. Белла, Э. Тоффле-ра, М. Маклюэна о качественной трансформации социума в начале XXI века. Основу преобразований, по мнению ученых, составляют информационные технологии, высокий уровень управления знаниями, возрастающая индивидуализация и дестандартизация. Находясь под давлением информационных коммуникаций, реальность информационного мира оказалась пронизана массой противоречий. Например, информация, которая, как считали исследователи, будет способствовать увеличению в социуме роли знаний, начала приобретать облик эксформации и постепенно их разрушать. В то же время она интенсивно коммерциализируется, редуцируется в «клип-образы» с целью символического обмена. Важно отметить, что в условиях глобализации интенсивнее высвечиваются проблемы коммуникации, определяющие дальнейшую судьбу человека. В качестве основной следует указать проблему антропологического измерения ком-
муникации, которое всегда выступает ее ценностным фактором. Антропологическое измерение коммуникации связано со способностью обнаруживать носителя информации и расшифровывать ее содержание. Это означает, что коммуникация постоянно находится в поле осознанной деятельности человека и зависима от его знаний.
«Человек-вещь» и «человек-фрагмент» являются основными характеристиками индивида, которые все активнее востребуются информационно-коммуникативными технологиями. Человек, превращенный в «носителя» информации, больше не озабочен обретением интегрированного ego и не ставит перед собой задачу поиска собственной целостности. «Носитель» вводит индивидов в сферу интерактивных контактов и общих реакций, он способен также снизить уровень интерсубъективных отношений, обозначенных содержанием информации. «Господство интерактивности в качестве главного атрибута информационного обмена, - считают А. Бард и Я. Зодерквист, -приведет к полной смене самих основ установившегося порядка или, говоря научным языком, к изменению парадигмы существования» [2, с. 205].
В информационном обществе формируется человек-потребитель, что, в свою очередь, способствует появлению нового «потребительского» класса - консъюмтариата. Печатная техника, согласно М. Маклюэну, создала феномен «публики» - индивидов, руководствующихся собственными взглядами на мир. «Электронная техника создала массу. Сегодня электронные средства коммуникации мгновенно и постоянно создают тотальное поле взаимодействующих событий, в которых участвуют все люди» [3, с. 267]. Сетевая коммуникация способна сформировать «индивидуализированную массу», фрагментированную по целевому назначению в системе интегрированных коммуникаций.
Массовый человек все активнее «потребляет» информацию, не интересуясь не только тем, кто ее автор и с какой целью она создана, но и не успевая усваивать данный продукт. В значительной степени этому способствуют и метаморфозы, происходящие со СМИ. Так, Э. Тоффлер указывает, что средства массовой информации в период Второй мировой войны работали относительно автономно по отношению друг к другу, однако совре-
менные же СМИ «теснейшим образом связаны и слиты друг с другом, поставляя данные, образы, символы туда и сюда, от одного к другому» [4, с. 425]. СМИ взаимопроникают и питают друг друга, создавая некую систему, наделенную «невероятно большой властью, которая пронизывает всю нашу планету. Поэтому то, что на самом деле "работает", - это не "видеократия", а слияние воедино всех средств массовой информации» [4, с. 425426].
Быстрота провоцируемых СМИ реакций опережает мысль настолько, что массовый человек предпочитает жить сегодняшним днем, полагая, что завтра будет уже «другая современность». Таким образом, коммуникация, благодаря которой вырабатываются новые способы кодирования и декодирования различных сообщений, органически входит в мир информационной культуры, унифицируя способы обработки и восприятия информации.
Л. В. Скворцов, характеризуя современную эпоху, считает, что она способствует смене символов. Своеобразным символическим воплощением массового человека сегодня становится компьютер, который обеспечивает доступ к любой информации, помогает решить различные проблемы, связанные с ее получением в мировом масштабе. Ученый отмечает, что человек превращается в информационную машину [5, с. 132]. У. Эко в свое время отмечал, что все общество разделится (или уже разделилось) на две части: на тех, кто, пользуясь СМИ, получает готовые образы и суждения об обществе и мире без критического осмысления полученные сведения, и на тех, кто посредством компьютера способен обрабатывать информацию [6]. И добавляет, что в условиях глобального распространения информации «типографический человек» может занять главную позицию в обществе. В. В. Та-расенко вводит понятие «человек кликаю-щий» для представления о «жителях» информационного мира, которые нажимают пальцами на кнопки, блуждая в сети Интернет [7]. Таким образом, мы имеем дело с культурой и новым типом человека. «Интернет заставляет переосмыслить появление новых возможностей для коммуникации в виде новых скоростей. Он изменяет целостность мира, вводя новые пространственно-временные порядки» [8, с. 82].
Формирование в недрах массовой инфор-
мационной культуры массового человека продемонстрировало переход общества на качественно иную ступень, связанную с появлением нового типа личности, наделенной специфическими свойствами и характеристиками, стереотипами поведения и социальными функциями. Другими словами, человек становится частью виртуальной реальности, в которой сливаются в единое целое явления и события реального и виртуального пространства.
Основополагающим элементом в понимании виртуальной реальности становится ее «метатехнический источник». В данном контексте виртуальность выступает в качестве феномена, который можно интерпретировать не только как результат погружения человека в информационное поле, но и как артефакт культуры, созданный под воздействием информации и отражающий формирование нового типа коммуникационного взаимодействия.
Основой интеграции человека в информационно-знаковую среду принято считать динамическую символическую симуляцию. Зарубежная философская и социологическая литература данный феномен определяет как тотальную семиотизацию «бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности» [9, с. 643]. В современном социогуманитарном знании существуют два подхода к определению понятия «виртуальная реальность». Согласно первой позиции под виртуализацией не обязательно понимать замещение реальности ее образом (симуляцией) при помощи компьютерной техники. Об этом в своих работах пишет, в частности, Д. Д. Иванов. Симуляция в реальной жизни - это отношения между людьми, которые часто принимают форму образных. При этом теряется различие между «знаком-образом и референтом реальности». Именно этот вид симуляции, согласно Д. Д. Иванову, является первичным по отношению к компьютерной симуляции. В данном случае виртуализация отражает не трансформацию инфокоммуникационного пространства, а прежде всего качественные изменения в обществе в целом [10, с. 373]. Другая точка зрения принадлежит Л. В. Скворцову, согласно которой виртуальная реальность включает в себя информационную структуру, компьютер и видеоряд. Он отмечает, что гигантское расширение информационно-компьютерной сферы обеспечивает возможность суще-
ствования людей в виртуальной реальности: индивиды, постоянно контактируя с компьютером, становятся демиургами виртуального информационного мира и находят в нем смысл своего существования [5, с. 217]. Перспективы виртуальной реальности ученый связывает с компьютеризацией общества, отмечая, что определение личностью жизненных ценностей напрямую зависит от ее отношения к виртуальной реальности.
Резюмируя, отметим, что существуют два уровня понимания виртуальной реальности. Первый - материально-технологический - основывается на том, что виртуальная реальность - это обусловленная технической средой «искусственная реальность», которая возникает благодаря воздействию компьютера на сознание.
Второй уровень связан с отражением любых изменений в сознании в связи с использованием информационных средств. На этом уровне человек обретает возможность создания своего собственного, управляемого, мани-пулируемого мира. В этой среде формируются либо виртуальная личность, либо такие условия, главной целью которых является компенсирование недостатков социальной реальности. М. Фасслер отмечает, что виртуальное пространство - это источник бесчисленного количества реальностей. Виртуализации подвержены различные сообщества, образующие собственные искусственные миры (кибер-города, кибер-общества) со своими информационными структурами, межиндивидуальными, социальными, экономическими отношениями [11, с. 155].
Массовый человек как носитель информационной культуры вынужден много времени проводить в электронной среде, в результате наблюдается смещение всех пространственно-временных параметров, так как один дистанционный коммуникант удален от другого на расстоянии «клика мышкой». Коммуникационная скорость и отсутствие проблем в общении способствуют тому, что человек становится зависимым от желания постоянно пребывать в электронной среде. Он (особенно это заметно у молодежи) активно осуществляет поиск всевозможной информации, используя базы данных и различные сайты, демонстрирует пристрастие к виртуальным знакомствам и сетевым играм. Зачастую объем ненужной и явно вредной информации превосходит количество по-
лезной. В результате «Интернет постепенно превратится в место, где приличному человеку будет стыдно появиться» (Е. Касперский).
Изучая изменения в обществе, связанные с информатизацией социокультурного пространства, мы приходим к выводу, что в культуре XXI века, которая приобретает информационный характер, важную роль играет виртуальное общение. Это приводит к коренному изменению положения человека в социуме и значительной трансформации его сознания. В современных условиях формируются новые базисные ценности, требующие иного отношения человека к миру и самому себе, определяемого ситуативными социокультурными изменениями.
Существование человека, которое часто называют техническим, зависит от уровня развития современной техники и определяется масштабностью использования информационных технологий в жизненной среде. В данном контексте информационно-компьютерная среда рассматривается в качестве условия трансформации способов коммуникации и выступает предпосылкой для создания новых ценностей и традиций, доминирующих в виртуальном пространстве. Таким образом, виртуальная реальность превращается в механизм формирования феномена виртуального человека, который наделен особыми личностными свойствами, характеризующими представителя информационной культуры. Речь идет, прежде всего, об исчезновении доминирующих ценностей, о подмене истинных жизненных смыслов псевдоидеалами. Человеку, интегрированному в инфоком-муникационную среду, приходится платить огромную цену за использование результатов научно-технического прогресса. Сейчас уже очевидно, что традиционный круг общения, основанный на непосредственном живом контакте, вырождается, его место занимает заочное общение, более скудное с точки зрения непосредственных ощущений и переживаний. Известно, что, общаясь преимущественно через компьютерную сеть, человек в определенной степени становится изолированным от общества. В новом коммуникативном пространстве, в котором отсутствует социальный статус человека, всяческие преграды и границы между людьми, но при этом сохраняется анонимность сетевой жизни и мнимая личностная свобода, проблема само-
определения человека становится актуальной и закономерной.
Расширение информационного пространства, которое Ж. Бодрийяр характеризует как эпоху симулякров и симуляций, актуализирует проблему духовного состояния общества. Человек, попавший из материально-объектной среды в информационно-знаковую (виртуальную), может лишиться способности адекватно воспринимать окружающую его реальность. В условиях информатизации социума он в большей степени испытывает чувство отчуждения, которое находится в прямой зависимости от уровня виртуализации общества и воздействия средств массовой информации на личность. Способ существования человека в условиях отчужденности по отношению к другим людям нельзя назвать оптимальным и соответствующим его сущности. Разрастающиеся масштабы информационного воздействия и отчужденности человека ставят под угрозу возможность существования личности как таковой.
Таким образом, информатизация социокультурного пространства оказывает огромное влияние на социальную среду, в результате чего происходит качественная трансформация, которая изменяет жизнедеятельность человека и общества в целом. Несмотря на то, что распространение в обществе информационных технологий имеет позитивные результаты, одновременно усиливаются и негативные тенденции, связанные с формированием стереотипов массового сознания, изменением ценностных ориентиров, атомизацией общества, отчуждением личности.
Сложившаяся ситуация представляет собой угрозу духовной безопасности общества и может вызвать антропологический кризис. Духовное пространство оказывается в ситуации значительной трансформации, которая может привести к нивелированию ориентиров развития общества и культуры, глобальной «размытости» идеалов и ценностей человека, острейшему кризису личностной идентификации. По нашему мнению, в создавшихся условиях для человека ключевой становится проблема личного самоопределения и самоутверждения, обретения духовности как смысло-жизненной ценности человека. В настоящее время необходимо выявить возможности влияния общества на человека с целью преобразования его духовного мира, важно также разрабатывать механизмы воздействия на личность,
направленные на формирование в ней другой системы приоритетов, не ограничивая при этом ее гражданские права и свободы, давая возможность проявлять инициативу и самостоятельность.
Таким образом, проблема самоидентификации, возникшая на очередном этапе развития постиндустриального общества в условиях информатизации социального пространства, является важной и требует своего решения с использованием современных средств гуманитарного воспитания и образования.
Литература
1. Эко У. Открытое произведение / пер. с итал. А. Шурбелева. М., 2004.
2. Бард А., Зодерквист Я. №^>кратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма: пер. с шведского. М., 2006.
3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М., 2003.
4. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М., 2003.
5. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание. М., 2011.
6. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение.1998. № 32.
7. Тарасенко В. В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы. URL: http://www.abc-globe.com/tarasenko.htm
8. Черникова В. Е., Молчанова Е. Н., Климова Л. Е. Масс-медиа в культуре информационного общества. Ставрополь, 2007.
9. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. научн. ред. А. А. Грицанов. М., 2001.
10. Иванов Д. Д. Информационное общество. М., 2004.
11. Fassler M. Was ist Kommunikation? München, 2004.
В данных условиях также необходим возврат к ценностным основаниям культуры. Ее унификация, преодолевшая в одночасье культурные различия в обмен на сходство стереотипов и реакций потребителей, сленг компьютерных «фанов», все менее отвечает вызревающим в сети формам «Я-идентичностей». Поскольку человек всегда претендовал на то, чтобы быть своеобразным мерилом коммуникативных процессов, задающим им свое измерение, представляется важной и типизация самих ценностей.
Bibliography
1. Eco Yu. Open work / translation from Italian by A. Shurbelev. Moscow, 2004.
2. Bard A., Zoderquist Yu. Netocrates. The new ruling elite and life after capitalism: translation from Swedish. Moscow, 2006.
3. McLuen M. Gutenberg's Galaxy. Moscow, 2003.
4. Toffler A. Future Shock: translation from English. Moscow, 2003.
5. Skvortsov L. V. Information culture and the whole knowledge. Moscow, 2011.
6. Eco Yu. From Internet to Gutenberg // New literary review. 1998. № 32.
7. Tarasenko V. V. Click Man: fractal metamorphosis. URL: http://www.abc-globe.com/ tarasenko.htm
8. Chernikova V. E., Molchanova E. N., Kli-mova L. E. Mass-media in the culture of information society. Stavropol, 2007.
9. World encyclopedia. Philosophy / ed. by A. A. Gritsanov. Moscow, 2001.
10. Ivanov D. D. Information society. Moscow, 2004.
11. Fassler M. That is communication? Munich, 2004.
УДК 378.147 ББК 67.2
В. А. Иноценко, М. В. Бочарников
ЛОГИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИДЕИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье приводится логико-теоретическое обоснование правопонимания политико-правового отчуждения личности. Автор рассуждает о месте и роли процесса социального отчуждения в функционировании и развитии государственно-правовых отношений различных этапов человеческой жизнедеятельности.
Ключевые слова: социальная обыденность, отчуждение, система отношений, теория права.