Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / БАНКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СЕРТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильюшенко В.М., Белякова Г.Я.

В статье проанализированы различные практики инфраструктурной поддержки социального предпринимательства зарубежных стран, выделены элементы инфраструктуры отсутствующие на отечественном рынке, перспективные для апробации в российских условиях, проведён качественный и количественный анализ успешности использования данного опыта в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE FOREIGN PRACTICIANS OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP FOR THE RUSSIAN MARKET

In article various practicians of infrastructure support of social entrepreneurship of foreign countries are analyzed, the infrastructure elements which are absent in the domestic market perspective for approbation in the Russian conditions are allocated, the qualitative and quantitative analysis of success using of this experience in foreign countries is carried out.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА»

ответственности конкретных лиц, виновных в утечке капитала; введение временных валютных ограничений на период перестройки валютной политики, также необходимы для улучшения развития валютной политики.

Учетная политика в современных российских условиях практически не используется. Основной причиной этого является недостаточное развитие финансовых рынков. Для достижения результатов в данной области в первую очередь необходимо расширение объемов рефинансирования Банком России с целью повышения роли ставки процента ЦБ в перераспределении финансовых ресурсов между секторами экономики. При этом целесообразно снизить ставку по депозитам, так как существующий уровень превышает доходность вложений в реальный сектор экономики. Это способствует сохранению диспропорций в национальной экономике, снижая привлекательность инвестиций в нефинансовый сектор. Кроме того, необходимо гибкое и адекватное управление процентной ставкой при изменениях внешней и внутренней конъюнктуры.

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности должно быть направлено на усиление восприимчивости сфер экономики к инновационному развитию, позволяющему наиболее полно использовать позитивное воздействие внешних и внутренних факторов для повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции.

Валютная политика может быть результативной только в том случае, если каждое мероприятие в этой области будет проверено на соответствие приоритетам.

Использованные источники:

1.Кравченко Л. И. Роль государства в обеспечении экономической безопасности страны: от настоящего к необходимому // Национальная безопасность. - 2016. - № 1. - С.93-105.

2.Дудин, М. Н. Экономическая безопасность России: угроза национальным интересам и их отражение / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, В. Н. Сидоренко // МИР (Модернизация, инновации, развитие). - 2014. - № 20. - С. 98-106.

УДК 332.01

Ильюшенко В.М. студент магистратуры Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск

Научный руководитель: Белякова Г.Я., д-р. экон. наук, профессор ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА Аннотация: В статье проанализированы различные практики инфраструктурной поддержки социального предпринимательства зарубежных стран, выделены элементы инфраструктуры отсутствующие на отечественном рынке, перспективные для апробации в российских

условиях, проведён качественный и количественный анализ успешности использования данного опыта в зарубежных странах.

Ключевые слова: инфраструктура социального

предпринимательства, социальные кооперативы, банки для социального предпринимательства, сертификация социальных предпринимателей.

Ilyushenko V. M. student of a magistracy Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk

Research supervisor: Belyakova G. Ya., Doctor of Economics, professor PERSPECTIVE FOREIGN PRACTICIANS OF INFRASTRUCTURE SUPPORT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP FOR THE RUSSIAN

MARKET

Abstract: In article various practicians of infrastructure support of social entrepreneurship of foreign countries are analyzed, the infrastructure elements which are absent in the domestic market perspective for approbation in the Russian conditions are allocated, the qualitative and quantitative analysis of success using of this experience in foreign countries is carried out.

Keywords: infrastructure of social entrepreneurship, social cooperatives, banks for social entrepreneurship, certification of social entrepreneurs.

Введение

Зарождение социального предпринимательства как явления произошло в 1960-1970-х годах XX века в англоязычных странах, до этого социальное предпринимательство представляло собой различные варианты благотворительной поддержки, в России же в современном виде социальное предпринимательство начало развиваться только примерно в последние 10 лет, в связи с чем несравним объём опыта социального предпринимательства в России и в развитых западных странах. Чтобы ускорить темпы развития социального предпринимательства в России необходимо использовать лучшие практики зарубежной инфраструктурной поддержки данного явления.

Цель исследования

В связи с этим целью данного исследования явился анализ различных практик инфраструктурной поддержки социального предпринимательства зарубежных стран для предложения их использования на российском рынке.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать различные практики инфраструктурной поддержки социального предпринимательства в зарубежных странах;

2. Выделить элементы инфраструктурной поддержки отсутствующие на отечественном рынке и перспективные для апробации в российских условиях;

3. Провести качественный и количественный анализ успешности использования данного опыта в зарубежных странах.

Результаты исследования

Социальное предпринимательство в западных странах появилось посредством преобразования модели деятельности благотворительных и волонтёрских организаций. Их деятельность переросла в производство и продажу товаров, предоставление коммерческих услуг и использование полученной прибыли на решение социальных проблем.

Развитие социального предпринимательства в Европе имеет более длинную историю, чем в России, Латинской Америке или США. Прежде всего, это связано с традициями кооперативного движения и рабочих ассоциаций, уходящих корнями в организации самопомощи, создаваемые рабочими в 19 веке. Так же стоит отметить активную роль государства, оказывающего помощь предприятиям социального назначения.

В зарубежной практике социальное предпринимательство наиболее активно развивается в сфере социального обслуживания различных категорий населения и в сфере экологии. Для получения статуса социальных предпринимателей за рубежом главное - выявить измеримость социальных результатов предпринимательской деятельности, а не форму предприятия, будь то НКО или благотворительность.

В США понятия «социальный предприниматель» и «социальное предприятие» стали обретать популярность примерно в 90-е годы XX века, в частности, в Гарвардской школе бизнеса в 1993 г. уже была создана структура «Social Enterprise Initiative» для исследования опыта социальных предприятий, а также обучения и консультаций социальных предпринимателей - прибыльного, неприбыльного и государственного сектора, желающих улучшить условия жизни своих сообществ[3]. В настоящее время помощь социальным предпринимателям за рубежом со стороны государства - это константа. Это прямые инвестиции через различные фонды или правительственные программы, они есть во всех западных странах, однако есть и специфика. Сейчас в США социальное предпринимательство представляет собой доходный бизнес, направленный на оказание социальной помощи нуждающимся членам общества. В США действует программа «Деньги для успешных проектов». Правительство более активно финансирует проекты тех предпринимателей, деятельность которых самоокупаема и не требует дотаций.

Так, социальное предпринимательство является ведущим трендом в американской Кремниевой долине. В 2011 г. в США социальное предпринимательство было впервые названо четвёртым сектором экономики[5].

В США действуют две системы признания компаний социальными предприятиями:

1) Получение специального сертификата от некоммерческой организации «B Lab», которая осуществляет признание факта ведения компанией социально-полезной деятельности и присваивает ей статус «B Corporation»;

2) Регистрация предприятия как низко-доходной компании (low-profit limited liability company - L3C) или как социальной корпорации (benefit corporation - BC), данная система появилась в некоторых штатах США в 2004-2014гг[11].

L3C является гибридной формой предприятия частного сектора экономики, сочетающей в себе две основные цели - решение социальной проблемы и извлечение прибыли.

BC - коммерческая организация, целями которой являются получение прибыли и решение социально значимой задачи[4].

В реестре налогового ведомства США в 2016г. таких предприятий насчитывалось уже более 140 тыс. Налоговых льгот этот статус не даёт, но позволяет получить возможность финансирования частными фондами, грантами из бюджета и заключения госконтрактов. В США, таким образом, финансированием и поддержкой социальных предприятий занимаются, в основном, негосударственные организации: социальное

предпринимательство существует на гранты фондов и частные пожертвования[11].

В Европе социальное предпринимательство зародилось в Великобритании. Именно в этой стране впервые термин «социальный предприниматель» стал употребляться в 60-х гг. ХХ века. Стоит отметить, что законодательство разных стран задавало разные направления развития социального предпринимательства. В 2002 году в Великобритании согласно закону социальные предприятия стали являться предприятиями, имеющими преимущественно социальные цели, с условием направления дохода именно на реализацию этих целей (подразумевалось развитие собственного бизнеса), а не на максимизацию прибыли собственников.

В Великобритании в последние пять лет случился подъём социального предпринимательства во многом благодаря тому, что в 2012 году правительство официально учредило компанию, осуществляющую «оптовые» социальные инвестиции - банк Big Society Capital с первоначальным капиталом в 600 млн. фунтов стерлингов. Банк в основном получает деньги со «спящих» счетов (не использующихся более 15 лет) в других банках страны и реализует их на решение социальных проблем, инвестирует в развитие социальных предприятий и благотворительных организаций. В результате в Великобритании в 2016г. уже насчитывалось около 70 тыс. компаний в области социального предпринимательства, в которых работают 1 млн. человек[11].

Во многих странах Запада для социальных предприятий существуют отдельная организационно-правовая форма и отдельный закон. Так, например, в Великобритании существуют «компании общественной пользы», а критерием социального предпринимателя является то, что он может распределять между акционерами только 35 % прибыли, остальную прибыль он обязан направлять на социальные задачи[6]. Стоит отметить

существование в Великобритании специального отдела социальных предприятий в департаменте промышленности и торговли.

В настоящее время социальное предпринимательство как разновидность экономической деятельности в странах Европейского союза изучается в рамках хозяйственного права, которое делится на три составные части: «хозяйственно-частное право (область частного права, касающаяся экономики), хозяйственно-уголовное право (совокупность норм, устанавливающих уголовную ответственность за хозяйственные преступления) и публичное хозяйственное право, или хозяйственно-административное право»[7].

Углубляясь в историю, мы находим понятие «социального предприятия» в виде устойчивого термина в Италии, появившегося в 1990 г. в журнале с одноименным названием «Impresa Sociale».

В настоящее время в Италии активно действуют «социальные кооперативы». Если фирма ставит перед собой социальные задачи, а в её составе работает более 30% граждан из незащищённых слоёв населения, фирму признают социальным кооперативом и предоставляют налоговые льготы.

В 2005 году в Италии насчитывалось более 7300 социальных кооперативов с 244000 занятых работников, а в 2011г. - более 12500 кооперативов примерно с 500000 работников. В 2011 году общий доход всех социальных кооперативов составлял около 10 млрд. евро. 16 % социальных кооперативов в год зарабатывали более 1 млн. евро, а 72,4 % - менее 500 тыс. В 2012 году в Италии насчитывалось более 17 тысяч таких предприятий[12].

После принятия в Италии закона о социальных кооперативах, её примеру последовали и в других странах Европы, где начали разрабатывать похожие законопроекты. Во многом этому способствовали общеевропейский диалог и проведение совместных форумов[2].

Так, закон Италии акцентировал внимание на потребности вовлечения заинтересованных сторон, прежде всего, социально уязвимых групп работников и клиентов, британский закон особое внимание уделил рыночным условиям работы социальных организаций - около 50% их дохода должно было быть получено на основе продажи товаров и услуг.

В Австралии считается, что инвесторы лучше поддерживают те проекты, где государство рискует с ними на равных. Отсюда государственная программа «один к одному»: правительство вкладывает в проект ровно столько, сколько сам инвестор.

Стоит отметить, что в зарубежных странах, процент предпринимателей, занимающихся в сфере социального назначения, составляет четверть от основной массы предпринимателей - 25%. Также стоит отметить, что по прогнозам исследователей, к 2020 г. практически все европейские благотворительные фонды перепрофилируются в социальные предприятия и перейдут на полное самофинансирование за счёт доходов от продаж[1]. Так, предпринимательство социальной направленности на

сегодняшний момент является ведущим трендом в американской Кремниевой долине. Внедрены и реализуются образовательные программы, направленные на формирование компетенций в области социального предпринимательства. Например, Стэнфордский университет предлагает программы для социальных предпринимателей: Центр социальных инноваций (Center for Social Innovation), HAAS Center for Public Service, Стенфордский центр филантропии и гражданского общества (Stanford Center on Philanthropy and Civil Society).

Исследователи отмечают, что государственно-частное партнёрство в социальной сфере, а именно в отраслях здравоохранения, образования, развито наиболее сильно в тех странах, где государством гарантируется высокий уровень социальной защиты и велика средняя продолжительность жизни: США, Великобритания, Испания, Франция, Япония[9]. В странах с переходной экономикой, как утверждает В.Н. Шамбир[10], социальные отрасли как сфера применения государственно-частного партнёрства занимают одно из низких мест.

В зарубежных странах, согласно ранее изложенной информации, социальное предпринимательство развито гораздо более гармонично и углубленно, нежели в России. В данном случае было бы логично перенимать опыт предшественников для более безопасного внедрения инноваций, однако следует учитывать специфику страны. Так социальная атмосфера в России требует редактирования социальных проектов из разных стран, поскольку полное копирование невозможно. Объясняется это особым менталитетом жителей страны. К примеру, в Европе безработных лиц привлекают к трудовой деятельности посредством социальных программ, основанных на чувстве социальной ответственности. Социально незащищённых лиц привлекают благодаря психологическому стимулированию к труду. В Российской Федерации будет иметь успех программа с аналогичной целью, но абсолютно другим набором методов и инструментов, и это является нормой, так как здесь играет роль указанный выше национальный фактор.

Выводы

Исходя из разнообразных форм поддержки социального предпринимательства в зарубежных странах можно выделить три наиболее интересных опыта поддержки социального предпринимательства для России и Красноярского края:

1) Государственный банк для финансирования социальных предпринимателей (Big Society Capital, Великобритания), как одно из предложений также может быть развитие массовых программ низкопроцентного кредитования социальных предпринимателей государственными банками России (Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ);

2) Особая организационно-правовая форма («социальные кооперативы», Италия);

3) Сертифицирование «социального предпринимателя» для финансирования за счёт грантов фондов и частных пожертвований («B Lab», США).

На основе изучения зарубежных практик поддержки социального предпринимательства в таких странах как: США, Великобритания и Италия и др. можно сформулировать практические рекомендации, реализация которых позволит успешно развить концепцию социального предпринимательства в России и в Красноярском крае в частности:

1) Необходимость правового регулирования. Концепция социального предпринимательства сформировалась в условиях англосаксонской правовой системы, где статус благотворительной организации (а соответственно и налоговые льготы) предоставляется в зависимости от цели деятельности (общественное благо), а не организационно-правовой формы. Согласно российскому законодательству о некоммерческих организациях, любая коммерческая деятельность НКО облагается налогами, как и предпринимательская деятельность, что может существенно замедлить развитие социального предпринимательства^].

2) Обеспечение необходимой кадровой базы. Одним из существенных условий развития социального предпринимательства является наличие предпринимателей, лидеров, способных взять на себя ответственность за развитие и реализацию новых идей. В системе высшего образования необходимо появление специальных программ по обучению руководителей некоммерческих организаций[8].

3) Формирование новых финансовых инструментов для поддержки социального предпринимательства. Помимо грантов необходимо развивать кредитные инструменты финансирования некоммерческих организаций, например, таких, которые оказывают платные услуги. Перспективным видится и совершенствование венчурной филантропии[8].

4) Популяризация темы социального предпринимательства в сети Интернет. Интернет и социальные сети сыграли ключевую роль ресурсов для успеха и сотрудничества многих социальных предпринимателей. В XXI веке Интернет стал особенно полезен для быстрого распространения информации. Новые медиа позволяют доносить свои идеи до широкой аудитории, помогают сетям и инвесторам в развитии на глобальном уровне, в достижении своих целей практически без стартового капитала.

5) Развитие необходимой инфраструктуры. Здесь под инфраструктурой понимаются инкубаторы некоммерческих организаций, ресурсные и исследовательские центры, система обмена информацией и опытом и т. д[8].

Использованные источники: 1.Dees J. The Meaning of Social Entrepreneurship // Stanford: Stanford University Graduate School of Business URL:

http://www.caseatduke.org/documents/dees_SE.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

2.Social Enterprise, Social Innovation and Social Entrepreneurship in Italy: A National Report // сайт «EFESEIIS» URL: http://www.fp7-efeseiis.eu/national-report-italy/ (дата обращения: 27.05.2017).

3.Гришина Я. С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - №2.

4.Гульбекян М., Вайнер В. Опыт развития социального предпринимательства в США. - М.: Центр рекламных исследований Grand Prix, 2014. - 57 с.

5.Егорова Е.Н. Современные тенденции государственного и корпоративного управления. - М.: 2008.

6.Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Вестник ТГЭУ. - 2015. - №1 (73).

7.Задорин И.В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства // сайт Исследовательская группа «ЦИРКОН» URL: http://www.zircon.ru/russian/publication/4/081216.htm (дата обращения: 28.05.2017).

8.Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте // интернет-форум «Новый бизнес: Социальное предпринимательство» URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/ispolzovanie-kontseptsii-sotsialnogo-predprinimatelstva-dlya-resheniya-sotsialnyh-problem-primenimost-v-rossiyskom-kontexte.html (дата обращения: 27.05.2017).

9.Козырев М.С. Государственные компании и корпорации как субъекты публичного управления // Инновационная наука. - 2016. - №1-3 (13). - С. 128131.

10.Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации.

11.Социально озабоченные // приложение к газете «Коммерсант. Деньги», 2016. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2927483 (дата обращения: 29.05.2017).

12.Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // сайт научного журнала «Вестник Пермского университета» URL: http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/vypusk-2162012/19-2010-12-01-13-31 -58/-2-16-2012/451 -grishina-sravnitelno-pravovoe-issledovanie-soczialnogo-predprinimatelstva-v-stranax-ameriki-i-evropy (дата обращения: 28.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.