Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / искусственный интеллект / виртуальность / интерактивность / гибридная модель / дистанционное и традиционное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азиза Икромовна Абдурайимова

В настоящее время, в связи с глобальными изменениями в образовательной сфере, дистанционное образование становится все более актуальным и востребованным. Развитие информационных технологий и интернета открыло новые возможности для обучения, позволяя студентам получать знания удаленно, не выходя из дома. В этой научной статье мы рассмотрим некоторые перспективные технологии дистанционного образования, которые могут иметь существенное влияние на будущее обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Technologiesjn^heEd^jatiOmmiPiSamM

Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023 Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni ^^i

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Азиза Икромовна Абдурайимова

студентка 3 курса по направлению русского языка и литературы факультета филологии Термезского государственного педагогического института

АННОТАЦИЯ

В настоящее время, в связи с глобальными изменениями в образовательной сфере, дистанционное образование становится все более актуальным и востребованным. Развитие информационных технологий и интернета открыло новые возможности для обучения, позволяя студентам получать знания удаленно, не выходя из дома. В этой научной статье мы рассмотрим некоторые перспективные технологии дистанционного образования, которые могут иметь существенное влияние на будущее обучения.

Ключевые слова: технология, искусственный интеллект, виртуальность, интерактивность, гибридная модель, дистанционное и традиционное образование.

ABSTRACT

Currently, due to global changes in the educational sphere, distance education is becoming increasingly relevant and in demand. The development of information technology and the Internet has opened up new opportunities for learning, allowing students to gain knowledge remotely, without leaving home. In this research article, we will look at some promising distance education technologies that could have a significant impact on the future of learning.

Keywords: technology, artificial intelligence, virtuality, interactivity, hybrid model, distance and traditional education.

«Переход к цифровой экономике вызвал изменения в системе образовании в целом и в высшей школе в частности. Так, Н.Ш. Козлова отмечает, что цифровые технологии стремительно развиваются благодаря повсеместному распространению интернета; постоянному обновлению и улучшению мобильных устройств; появлению блогов, социальных сетей, мессенджеров; использованию облачных сервисов. Всё чаще в образовательном процессе появляется возможность использовать устройства виртуальной реальности и искусственного интеллекта [1]. В этой связи возникает необходимость в поэтапном рассмотрении проблемы внедрения цифровых технологий в дистанционное обучение вуза, которое может

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

791

Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023 Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

выступать в качестве базовой ступени для дальнейшего развития процессов цифровизации экономики и определения направления вектора трансформации образовательного пространства в целом.

«Цифровизация — это реальность и одновременно вызов современности. Рассматривая вопрос о цифровых технологиях в высшем образовании, необходимо отметить, что движение в данном направлении, во-первых, не является сугубо национальным решением и приоритетом, во-вторых, не является самоцелью, а имеет более глубокий смысл и цели» [2].

Одной из таких технологий является виртуальная реальность (VR). С ее помощью студенты могут погрузиться в симуляционную образовательную среду, которая имитирует реальные условия исследований или работы. Это дает возможность более глубокого освоения материала, обучения навыкам в интерактивной форме и применения полученных знаний на практике. Виртуальная реальность может быть особенно полезна в обучении сложным наукам, медицине, инженерии, искусстве и другим областям, где требуется практическое взаимодействие с объектами или событиями.

«Также респонденты отметили, что в дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Опрашиваемые перечислили следующие положительные характеристики такого формата получения образования: мобильность, доступность, удобство, минимальные финансовые издержки, экономия времени, «можно заниматься удаленно, не нарушая самоизоляцию», возможность находить на обучении в любом месте, независимо от обстоятельств, домашнее питание, снижение уровня тревожности при выступлении перед аудиторией, всегда есть связь с преподавателями, больше возможностей для творческой деятельности.»

[3].

Еще одной перспективной технологией является искусственный интеллект

Искусственный интеллект может анализировать данные обучающихся, определять индивидуальные потребности и прогресс каждого студента. Это позволяет создавать персонализированные программы обучения, адаптированные к уровню знаний, скорости обучения и интересам каждого студента. Более того, искусственный интеллект способен распознавать образовательные потребности и предоставлять дополнительные материалы и подсказки для более эффективного усвоения информации. Такой индивидуальный подход способствует повышению мотивации, а также качества и результативности обучения.

«Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

792

Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023 Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

etish samaradorligi

jori^

g

полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

С использованием ДОТ осуществляется:

• сетевое обучение (освоение обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций);

• электронное обучение (предполагает наличие базы знаний, электронной среды и сетей);

• виртуальное обучение (обучение в виртуальной образовательной среде, специфику и содержание которой определяют конкретные субъекты и объекты во время самого образовательного взаимодействия);

• смешанное обучение (технология организации учебного процесса, в которой совмещается применение электронного обучения, ДОТ и традиционного обучения). [4].

Также стоит упомянуть о гибридной модели обучения, которая сочетает в себе элементы дистанционного и традиционного образования. Гибридное обучение предполагает использование онлайн-платформ и ресурсов, а также проведение очных занятий и семинаров.

«Гибридное занятие как форма учебной деятельности преподавателя и слушателей рассматривается в трудах современных ученых реже, чем процесс гибридного или смешанного обучения. В то же время все исследователи сходны в одном: гибридное занятие — это синхронное занятие для группы студентов, часть из которых присутствует на занятии онлайн, а другая — офлайн. Проведение занятия такого типа дает возможность студентам, обучающимся дистанционно, полноценно участвовать в учебном процессе. Эти формы занятий могут использоваться при заочной форме обучения, при введении дистанционного обучения для части студентов, при инклюзивном обучении для людей с ограниченными возможностями. При этом гибридное занятие — это не просто занятие с очным и дистанционным присутствием студентов: эта форма представляет собой сочетание инновационных, специально разработанных для гибридного занятия, методов и технологий с традиционными.» [4].

Эта модель позволяет комбинировать преимущества обоих подходов: гибкость и удобство дистанционного образования с возможностью личного общения с преподавателями и другими студентами. Гибридное обучение позволяет студентам учиться в своем темпе, одновременно взаимодействуя с другими участниками и получая обратную связь от преподавателей.

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

793

Chirchik State Pedagogical University Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023

Effectiveness of Introduction of Digital Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

В заключение, перспективные технологии дистанционного образования имеют огромный потенциал для преобразования образовательной сферы. Виртуальная реальность, искусственный интеллект и гибридное обучение открывают новые возможности для студентов в области освоения знаний и развития навыков. Они способствуют более глубокому усвоению материала, персонализации обучения и повышению образовательной эффективности. При правильном использовании этих технологий можно ожидать более качественного и доступного образования в будущем.

REFERENCES

1. Козлова, Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1. - С. 83-91.

2. Надежда Камынина Ректор Московского государственного университета геодезии и картографии, к. т. н., Полномочный представитель Российской Федерации в Болонской Ассамблее. «Цифровые технологии в высшем образовании: современный подход к подготовке кадров». Вестник инженерных изысканий. Газета профессионального сообщества изыскателей России. 23 августа 2019

3. Иванушкина Н.В., Щипова О.В. «Использование цифровых технологий при реализации дистанционного обучения в ВУЗе». 09.01. 2023. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва Самара, Россия. № 25. Стр 12-20

4. Ламонина Л. В., Смирнова О. Б. Об использовании цифровых онлайн -технологий в дистанционном обучении// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 4 (23) 3-11 стр.

5. Новикова Л. И., Згоржельская С. С., Соловьева Н. Ю. Гибридное занятие как новая форма обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 192-200.

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

794

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.