Научная статья на тему 'Перспективные направления развития школьного здравоохранения в рамках реализации концепции деятельности центров здоровья по формированию здоровья учащихся'

Перспективные направления развития школьного здравоохранения в рамках реализации концепции деятельности центров здоровья по формированию здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SCHOOLCHILDREN HEALTH CARE / HEALTH CENTERS / INDIVIDUAL APPROACH / MEDICAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишова Анастасия Владимировна, Жданова Людмила Алексеевна

Школьное здравоохранение испытывает множество трудностей, что требует новой концепции его развития, в основе которой должен лежать нормоцентрический подход. Для выявления индивидуальных особенностей ребенка и создания единой программы его медико-педагогического сопровождения в процессе обучения необходимо взаимодействие медицинских работников и педагогов при профилактических осмотрах в образовательных учреждениях. Оптимизация этой деятельности возможна при привлечении специалистов и оборудования центров здоровья, а также развитии сети школ, содействующих укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова Анастасия Владимировна, Жданова Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pr

Schoolchildren health care has a lot of problems and it requires the new conception for its development. The normocentric approach must be the basis of this conception. Medical workers and teachers interaction during preventive examinations in educational institutions is necessary to reveal the child's individual peculiarities and to create the common program of his medical and pedagogical accompaniment in educational process. The optimization of such activity is possible with drawing in the specialists and equipment of health centers and also with the development of the net of schools which contribute to health strengthening.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития школьного здравоохранения в рамках реализации концепции деятельности центров здоровья по формированию здоровья учащихся»

г

охрана материнства и детства

s

© Шишова А.В., Жданова Л.А., 2011 УДК 614.2:371.7

== перспективные направления развития

школьного здравоохранения в рамках реализации = концепции деятельности центров здоровья = по формированию здоровья учащихся

Анастасия Владимировна Шишова, докт. мед. наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [shishova@inbox.ru]

Людмила Алексеевна Жданова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [(4932) 30-02-28]

Реферат. Школьное здравоохранение испытывает множество трудностей, что требует новой концепции его развития, в основе которой должен лежать нормоцентрический подход. Для выявления индивидуальных особенностей ребенка и создания единой программы его медико-педагогического сопровождения в процессе обучения необходимо взаимодействие медицинских работников и педагогов при профилактических осмотрах в образовательных учреждениях. Оптимизация этой деятельности возможна при привлечении специалистов и оборудования центров здоровья, а также развитии сети школ, содействующих укреплению здоровья.

Ключевые слова: школьное здравоохранение, центры здоровья, индивидуальный подход, медико-педагогическое взаимодействие.

PROSPECTIVE directions iN THE DEVELOPMENT OF ScHOOLcHILDREN HEALTH care wiTHiN THE REALIZATION

of the conception for health centers activity upon the pupils health formation

A.V. SHISHOVA, L.A. ZHDANOVA

Abstract. Schoolchildren health care has a lot of problems and it requires the new conception for its development. The normocentric approach must be the basis of this conception. Medical workers and teachers interaction during preventive examinations in educational institutions is necessary to reveal the child's individual peculiarities and to create the common program of his medical and pedagogical accompaniment in educational process. The optimization of such activity is possible with drawing in the specialists and equipment of health centers and also with the development of the net of schools which contribute to health strengthening.

Key words: schoolchildren health care, health centers, individual approach, medical and pedagogical interaction.

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждениях специального образования, начального и среднего профессионального образования в настоящее время организует и осуществляет отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. В его составе работают врачи-педиатры, средний медицинский персонал. Отделение осуществляет свою деятельность при тесном взаимодействии с подразделениями поликлиники, другими амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям, центрами Госсанэпиднадзора, учреждениями образования, социальной защиты и др.

При этом школьное здравоохранение имеет четкую нормативно-правовую базу, в которой четко прописаны функциональные обязанности медицинских работников. Главные направления их деятельности связаны с первичной профилактикой и формированием здорового образа жизни обучающихся.

Однако на сегодняшний день школьная медицина испытывает множество трудностей: недостаточная укомплектованность кадрами, слабая материаль-

ная база медицинских кабинетов в школах, непрестижность работы в школе, отсутствие межведомственной интеграции, низкая информированность родителей, детей и педагогов о результатах профилактических осмотров.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ создана система ежегодной диспансеризации, определяющая проведение текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся. Эта система базируется на проведении ежегодных скрининговых обследований и углубленных профилактических осмотров в декретированные периоды. Определено содержание плановых профилактических осмотров, четко прописан стандарт заключения и рекомендаций, которые должны получить родители и обучающиеся по результатам ежегодной диспансеризации.

Это гибкая система, периодически в нее вносятся изменения, касающиеся кратности осмотров, участия специалистов и т.д. Тем не менее заболеваемость школьников продолжает расти [1, 2, 5], что свидетельствует о недостаточной эффективности системы профилактической работы в образовательных учреждениях [3].

В связи с этим становится актуальным вопрос о роли школьного врача в формировании здоровья, требу-

26

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

ется новая концепция школьной медицинской службы в образовательном учреждении.

К сожалению, в настоящее время школьная медицина имеет нозоцентрическую направленность. Врачи, работающие в образовательных учреждениях, в основном обеспечивают проведение профилактических осмотров и ориентированы в большей степени на диагностику заболеваний. Они выявляют детей с отклонениями в здоровье и направляют их на дообследование в детскую поликлинику для уточнения диагноза и назначения лечения, а также составления перечня ограничений для обучения в школе. Особенности развития ребенка при этом выявляются формально или не выявляются совсем и не учитываются при выработке рекомендаций для родителей и педагогов. До сведения родителей результаты профилактических осмотров тоже доводятся далеко не всегда.

Совершенно очевидно, что устранение этих проблем и дальнейшее развитие движения возможно, с одной стороны, через развитие школьной медицины, с другой — через более активное вовлечение педагогов в здоровьесберегающую деятельность.

Сегодня в образовании приоритетным является лич-ностно ориентированный подход [1], предполагающий оценку индивидуальных особенностей ребенка — психофизиологических, личностных, уровня обученности и обучаемости. По словам Президента РФ, «... к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход — минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» [6]. В связи с его реализацией при проведении профилактических осмотров усиливается актуальность нормоцентрического подхода, предполагающего выявление не только симптомов заболеваний, а главным образом особенностей развития для максимальной интеграции обучающегося в учебный процесс. Это и должно стать основой концепции школьной медицины.

Для решения этой проблемы необходимо взаимодействие между медицинскими работниками и педагогами, которое предполагает обмен информацией не только о проблемах ребенка в той или иной сфере (здоровье, учеба, взаимодействие с микросоциальным окружением), но и об индивидуальных свойствах и способностях ребенка. При этом необходимо учитывать, как школьные факторы могут оптимально использоваться для стимуляции развития ребенка и сохранения его здоровья.

Учитывая, что в этом возрасте увеличивается частота отклонений физического, психического развития, появляются нарушения социальной адаптации [3, 4, 5], необходимо индивидуализировать профилактические рекомендации с учетом этих изменений. В выявлении данных отклонений большую помощь педиатру должны оказать педагоги и психолог образовательного учреждения. Однако система взаимодействия для создания единой программы медико-педагогического сопровождения каждого ребенка в настоящее время отсутствует.

В результате при проведении комплексной оценки здоровья во время профилактического осмотра ряд параметров оценивается формально. Поскольку методика определения нервно-психического развития детей школьного возраста затратна по времени и требует

участия психолога, качественно оценить этот показатель в условиях дефицита кадров невозможно.

Частично решить названную проблему может помочь привлечение дополнительных специалистов центров здоровья, хотя, согласно существующей нормативной базе, в них не предполагается участие клинического психолога, психотерапевта, социального педагога, которые могут оказать существенную помощь врачам образовательных учреждений в работе по формированию здорового образа жизни.

Оценить параметры состояния реактивности пациентов в детской поликлинике тоже проблематично. Это связано с недостаточным аппаратным обеспечением. Оборудование центров здоровья, позволяющее объективно оценить функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также адаптационные ресурсы организма, может существенно повысить качество оценки по этому критерию. Предполагается, что центры здоровья должны тесно контактировать с образовательными учреждениями, в том числе используя выездные формы работы. В результате они могут усилить потенциал отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях и повысить эффективность работы медицинского персонала этого отделения. По мнению В. Широковой [7], «...необходимо, чтобы центры здоровья для детей плотно работали с органами образования, чтобы их сотрудники активно выходили в школы, потому что мы знаем: проблема школьного здравоохранения существует, и, в первую очередь, она выражается в недостаточном количестве медицинских работников в школах». Особо актуален индивидуальный подход в условиях образовательного учреждения, прежде всего в отношении детей школьного возраста, так как «если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» [6].

При проведении профилактического осмотра должна не только проводиться комплексная оценка здоровья, но и на основе индивидуальных особенностей ребенка вырабатываться его медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении.

Для улучшения медико-педагогического взаимодействия в оценке состояния здоровья ребенка приказом от 05.05.1999 № 154 Министерства здравоохранения Российской Федерации регламентировано создание отделений медико-социальной помощи детям. Однако отсутствие штатных нормативов, недостаточное количество медицинских психологов существенно препятствует их повсеместной организации и ограничивает амбулаторно-поликлинические учреждения в оказании данных видов помощи.

В задачи отделения медико-социальной помощи также входит пропаганда здорового образа жизни. Причем в этом отделении предусмотрено выявление факторов риска и составление индивидуальных программ профилактических и оздоровительных мероприятий.

В Послании Федеральному собранию Российской Федерации (2008) Президент Д.А. Медведев подчеркнул, что «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят

охрана материнства и детства

27

в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги» [6]. Наиболее эффективно это может быть осуществлено в школах, содействующих укреплению здоровья.

Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья, в которую входят и российские школы здоровья, существует более 15 лет [3, 5] и способствует повышению сотрудничества между органами здравоохранения и образования и обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Ключевыми направлениями деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся являются [5]:

- официально принятая политика школы в отношении сохранения здоровья обучающихся;

- создание оптимальных условий пребывания детей в школе;

- социально-психологический климат в школе;

- формирование устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям;

- связи с общественностью в деле охраны здоровья детей;

- медицинское обслуживание учащихся.

Поскольку в формировании здоровья учащихся важную роль играет учитель, перспективным направлением является создание системы, усиливающей мотивацию здоровьесберегающей деятельности педагогов.

Выводы. Эффективность укрепления здоровья учащихся во многом определяется совершенствованием их медико-педагогического сопровождения,

предполагающего тесную межведомственную интеграцию врачей, учителей, социальных педагогов, психологов в выявлении индивидуальных особенностей ребенка для создания программ оптимизации физического, нервно-психического развития и социальной адаптации.

Литература

1. Вирабова, А.Р. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения /

A.Р Вирабова, В.Р Кучма, М.И. Степанова. — М.: Пробел-2000, 2006. — 436 с.

2. Клещина, Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления / Ю.В. Клещина // Рос. педиатрический журн. — 2009. — № 3. — С.48—51.

3. Кучма, В.Р. Всесторонняя модернизация организации системы медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях как государственная политика / В.Р. Кучма // Материалы Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. — М., 2010. — С.29—47.

4. Кучма, В.Р. Современные проблемы оценки физического развития детей в системе медицинской профилактики /

B.Р. Кучма, Н.А. Скоблина // Вестник РАМН. — 2009. — № 5. — С.19—22.

5. Кучма, В.Р. Состояние здоровья школьников и роль школ, содействующих его укреплению / В.Р Кучма, Л.М. Сухарева // Школа здоровья. — 2008. — № 3. — С.4—13.

6. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Мед. вестник. — 2008. — № 35 (462). — С.2.

7. Центры здоровья: обзор мнений // Мед. вестник. — 2009. — № 32 (501). — С.2—4.

© Зелинская Д.и., Ширяева Л.В., 2011 УДК 616.43-053.2

^^ оценка потерь здоровья детского населения = с использованием индекса DALY = при болезнях эндокринной системы

Дина Ильинична Зелинская, докт. мед. наук, профессор, гл. науч. сотрудник лаборатории медико-социальных проблем охраны здоровья детей отдела социальной педиатрии научного центра здоровья детей РАМН, Москва [di.zel@list.ru] Людмила Викторовна Ширяева, канд. мед. наук, зав. оргметодотделом МУЗ «Детская городская больница», Калуга [(4842)57-62-90]

Реферат. Представлены результаты исследования тенденций первичной и общей заболеваемости, инвалидности при болезнях эндокринной системы и сахарном диабете в РФ, ЦФО и Калужской области. Проведены расчеты потерь лет здоровой жизни детского населения Калужской области вследствие сахарного диабета. На основании полученных данных сделано заключение, что болезни эндокринной системы у детей, несмотря на их невысокую долю в структуре общей заболеваемости, вносят свой вклад в потери здоровья детского населения, в основном за счет инвалидности. Среди эндокринной патологии наибольшие потери здоровья происходят вследствие заболеваемости и инвалидности при сахарном диабете. Внесены предложения по оптимизации организации медицинской помощи детям при заболеваниях эндокринной системы.

Ключевые слова: болезни эндокринной системы, сахарный диабет, заболеваемость, инвалидность, потери лет здоровой жизни, индекс DALY.

assessment of lack of health ín chíldren wíth díseases of endocríne system usíng daly índex

D.I. ZELINSKAYA, L.V. SHIRYAYEVA

Abstract. The results of studying the tendencies of primary and general morbidity, disability in endocrine system diseases and diabetes mellitus in RF, CFO and Kaluga region are presented. Calculations of losses of years of healthy life in children population of Kaluga region due to diabetes mellitus are made. Based on the obtained data a conclusion is made that endocrine system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.