Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты физкультурного вуза / профессиональные компетенции / подходы к формированию профессиональных компетенций / взаимодействие участников образовательных отношений / направления повышения эффективности формирования профессиональных компетенций / students of a sports university / professional competencies / approaches to the formation of professional competencies / interaction of participants in educational relations / directions for increasing the efficiency of forming professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурина Вера Васильевна, Карпова Юлия Владимировна

Проведен анализ проблем формирования профессиональных компетенций обучающихся высших учебных заведений. Определен перечень перспективных направлений повышения эффективности формирования профессиональных компетенций и рассмотрены возможности их применения в практике подготовки студентов физкультурного вуза. Сделан вывод, что потенциал выявленных направлений повышения эффективности профессиональных компетенций может быть использован наиболее полно при совместном их применении в деятельности студенческого самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурина Вера Васильевна, Карпова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIRECTIONS FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF A PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY

The analysis of the problems of formation of professional competencies of students of higher educational institutions is carried out. A list of promising directions for increasing the efficiency of forming professional competencies is determined and the possibilities of their application in the practice of training students of a sports university are considered. It is concluded that the potential of the identified areas for increasing the effectiveness of professional competencies can be used most fully when they are combined in the activities of student self-government.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-8-21-30

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

В.В. Гурина, Ю.В. Карпова

Проведен анализ проблем формирования профессиональных компетенций обучающихся высших учебных заведений. Определен перечень перспективных направлений повышения эффективности формирования профессиональных компетенций и рассмотрены возможности их применения в практике подготовки студентов физкультурного вуза. Сделан вывод, что потенциал выявленных направлений повышения эф -фективности профессиональных компетенций может быть использован наиболее полно при совместном их применении в деятельности студенческого самоуправления.

Ключевые слова: студенты физкультурного вуза, профессиональные компетенции, подходы к формированию профессиональных компетенций, взаимодействие участников образовательных отношений, направления повышения эффективности формирования профессиональных компетенций.

PROMISING DIRECTIONS FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF A PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY

Gurina V.V., lecturer, vera.yakushev@ma-il.ru, Russia, Irkutsk, Branch of Russian University of Sport «SCOLIPE» in Irkutsk, KarpovaYu.V., candidate of philosophical sciences, associate professor, karpovayuliyavl@, mail.ru, Russia, Irkutsk, Branch of Russian University of Sport «SCOLIPE» in Irkutsk

The analysis of the problems of formation of professional competencies of students of higher educational institutions is carried out. A list of promising directions for increasing the efficiency of forming professional competencies is determined and the possibilities of their application in the practice of training students of a sports university are considered. It is concluded that the potential of the identified areas for increasing the effectiveness of professional competencies can be used most fully when they are combined in the activities of student self-government.

Key words: students of a sports university, professional competencies, approaches to the formation of professional competencies, interaction of participants in educational relations, directions for increasing the efficiency of forming professional competencies.

Гурина Вера Васильевна, преподаватель, vera.yakushev@mail.ru, Россия, Иркутск, Филиал Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» в г. Иркутске,

Карпова Юлия Владимировна, канд. филос. наук, доц., karpovayuliyavl@mail.ru, Россия, Иркутск, Филиал Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» в г. Иркутске

Качество подготовки выпускников высших учебных заведений является основным результатом образовательной деятельности образовательных органи-заций высшего образования. И.Р. Позднякова отмечает, что работодатели выделяют следующие причины невысокого качества подготовки выпускников: слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе, незнание бизнес-процессов и особенностей бизнеса, отсутствие навыков делового общения, недостаток коммуникативных способностей, недостаточный уровень языковой подготовки, нехватка информации о рынке труда, а также способах поиска работы и построения карьеры, завышенные требования и амбиции, не соответствующие

уровню подготовки, неспособность оценить свою «стоимость» на рынке» [9, с. 78]. Подобный перечень причин указывает на существование проблемы недостаточной сформированности профессиональных компе-тенций, следствием которой является возникновение проблем с трудоустройством и успешностью профессиональной деятельности выпускников вузов различной направленности, физкультурные вузы не являются исключением.

Целью исследования является определение перспективных направлений повышения эффективности формирования профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза.

Задачи исследования:

1) изучить проблему формирования профессиональных компетен-ций студентов высших учебных заведений;

2) проанализировать направления повышения эффективности формирования профессиональных компетенций студентов;

3) определить перспективные направления повышения эффективности формирования профессиональных компетенций студентов физкуль -турного вуза.

Методика и организация исследования. Для достижения цели и решения задач исследования использовался анализ современной научной литературы (научных статей, опубликованных в изданиях перечня ВАК, за последние 5 лет с 2019 по 2023 г.). Всего анализу было подвергнуто 12 научных статей.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время нормативно-методическую базу формирования основных образовательных программ составляют следующие документы: Федеральный закон «Об об -разовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО 3++), профессиональные стандарты, примерные образовательные программы (при наличии), нормативные акты Минобрнауки РФ, локальные акты организа -ции высшего образования. Кроме того, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» основные образовательные программы (ООП) должны разрабатываться «с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах».

Фактически же разработка основных образовательных программ вообще и формирование перечня и содержания индикаторов освоения профессиональных компетенций в частности согласно исследованиям Ю.Н. Никулиной, Л.В. Власовой, А.О. Путилова, Н.С. Гедуляновой, О.А. Бондаревой, С.С. Пиюковой [2, 7, 8, 12] происходит во взаимодействии трех заинтересованных сторон: органов власти, образовательных орга -низаций высшего образования и предприятий-работодателей региона. Также отмечается наличие недостатков в этом взаимодействии, которые не способствуют формированию качественного специалиста. Примером несо-

вершенства такого взаимодействия может быть то, что «работодатели, отмечая невысокий уровень подготовленности выпускников, устраняются от создания оптимальных условий для прохождения обучающимися практики, что существенно затрудняет формирование профессиональных компетенций и снижает мотивацию будущих специалистов» [1, 10].

На практике наблюдается недостаточный учет образовательных потребностей и способностей обучающихся. Например, Л.В. Власова отмечает, что студенты вузов выступают в образовательном процессе в качестве «объекта для обучения», что подтверждает существование проблемы недостаточного участия в процессе обучающихся [2, с. 104-105].

Противоречие между необходимостью организации эффективного взаимодействия заинтересованных сторон, в том числе обучающихся, при проектировании и реализации ООП и в части формирования перечня и со -держания индикаторов освоения профессиональных компетенций (ПК) и фактическим игнорированием этой необходимости на практике порождает проблемную ситуацию, связанную с недостаточным качеством сформиро -ванности ПК выпускника и с тем, что сформированные компетенции не всегда являются актуальными в реальных условиях рынка труда. Из этого следует, что существует объективная необходимость определения и реализации перспективных направлений повышения эффективности формирования ПК, в том числе способствующих большему вовлечению в этот процесс заинтересованных сторон в подготовке качественного специалиста.

С этой целью был проведен анализ научных исследований (научных статей в изданиях, включенных в перечень ВАК) по обозначенной проблеме за последние 5 лет (2019-2023 гг.), результаты которого представлены в таблице.

Перспективные направления повышения эффективности формирования ПК обучающихся по программам бакалавриата

Направление повышения эффективности формирования ПК Используемые образовательные технологии Условия, способствующие повышению эффективности формирования ПК

Одновременное использование лично-стно-ориентированно-го и деятельностного подходов[2] Проектная деятельность, проблемное обучение, рефлексивное обучение Субъект-субъектное взаимодействие, практическая значимость получаемых знаний, формирование осознанного отношения к профессиональной деятельности (ПД)

Использование потенциала внеучебной деятельности (студенческое самоуправление (СтС), педагогические отряды, студенческие спортивные клубы (ССК) [3-5] Стажировки, проектная деятельность (в т. ч. организация культурно-массовых, спортивных, образовательных мероприятий)* Наличие общих интересов и активной позиции у группы студентов, создание возможностей для профессионального самоопределения и получения опыта ПД, формирование осознанного отношения к ПД, развитие ПВК. Деятельность СтС способствует формированию управленческих умений и навыков

Продолжение

Направление повышения эффективности формирования ПК Используемые образовательные технологии Условия, способствующие повышению эффективности формирования ПК

Использование потенциала внеучебной деятельности (студенческое самоуправление (СтС), педагогические отряды, студенческие спортивные клубы (ССК) [3-5] Стажировки, проектная деятельность (в т. ч. организация культурно-массовых, спортивных, образовательных мероприятий)* Предпочтительный способ формирования ПК во внеучебной работе будущих работников в области ФКиС - стажировка на базе физ-культурно-спортивных организаций (в т. ч. ССК) и спортивное волон-терство

Практика и (или) практическая подготовка [7, 11, 12] Проектная деятельность, кейс-стади, на-учно-исследователь-ская деятельность, форсайт-сессии** Информированность практикантов по основным аспектам деятельности профильной организации (ПО), полнота инструкций, осознание ответственности за результаты ПД, демократический стиль руководства со стороны руководителей практики, индивидуальный подход к обучающимся на основе их способностей и образовательных потребностей, создание условий для профессионального самоопределения, оценка соответствия своих поступков нормам профессиональной этики. Прохождение обучающимися физкультурных вузов учебных и производственных практик на базе ССКОО ВО других направлений подготовки

Создание условий для взаимодействия органов власти, образования, науки и производства [2, 8] Творческие образовательные технологии: проектная деятельность, кейс-стади, форсайт-сессии, деловые игры Привлечение специалистов предприятий-работодателей к проведению лекций и практических занятий. Выстраивание механизмов взаимодействия руководителей практики от ОО и ПО. Создание механизмов развития коммуникации ОО, научного и предпринимательского сообществ, сопряжение исследовательской повестки ОО и научных организаций с потребностями производства. Создание системы обмена эффективными практико-ориентированными технологиями подготовки кадров между ОО и научными организациями, представителями производства

Окончание

Направление повышения эффективности формирования ПК Используемые образовательные технологии Условия, способствующие повышению эффективности формирования ПК

Использование интерактивных и инфор-мационно-коммуни-кационных технологий (ИКТ) [6] Дистанционные образовательные технологии и ИКТ Использование дистанционных образовательных технологий и ИКТ при прохождении педагогической практики будущими специалистами сферы ФКиС

Использование потенциала междисциплинарного взаимодействия [7] Симуляционные технологии, когнитивные технологии и техно-логии дополненной реальности, проектная деятельность Осуществление самостоятельного поиска необходимых знаний из разных источников и их практического применения с учетом поставленных целей и задач; развитие коммуникативной грамотности при командной работе, развитие организационных способностей и самодисциплины, развитие системного мышления

Примечание: * - существует возможность интеграции самостоятельной работы, практики, практической подготовки во внеучебную деятельность (прим. авторов), ** - зависит от направления подготовки.

Таким образом, определен перечень перспективных направлений повышения эффективности формирования профессиональных компетенций.

Рассмотрим возможности их применения в практике подготовки студентов физкультурного вуза.

1. Одновременное использование личностно-ориентированного и деятельностного подходов может быть реализовано через применение других направлений повышения эффективности формирования ПК.

2. Направление использования интерактивных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из наиболее активно внедряемых в образовательный процесс, поскольку дает возможность готовить выпускников, отвечающих современным требованиям рынка труда, обучение бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура не является исключением. На наш взгляд, следует внедрять интерактивные технологии и ИКТ во все виды работы с обучающимися (в контактную и самостоятельную работу, в организацию практик и подготовку курсовых и выпускных квалификационных работ).

3. Направление совершенствования практики и практической подготовки выглядит привлекательным с точки зрения формирования ПК ввиду большого объема зачетных единиц, запланированных на блок 2 ОПОП «Практика» (не менее 12,5 % от общего объема ОПОП), и возможности реализации личностно-ориентированного подхода к организации практики. Индивидуальное задание должно планироваться таким образом,

чтобы оно было направлено на формирование соответствующих компе-тенций и ориентировано на достижение целей и решение задач, при этом формы выполнения заданий обучающийся вправе выбрать самостоятельно, то есть обучающийся выполняет задания таким образом, чтобы результат выполнения приводил к достижению целей и задач (освоению ПК), в таком случае у него появляется возможность проявить творческую инициативу, сформировать профессиональное мировоззрение.

4. Направление создания условий для взаимодействия органов вла -сти, образования, науки и производства также может быть перспективным в части повышения эффективности формирования ПК обучающихся физ -культурного вуза. Местом взаимодействия заинтересованных сторон традиционно является практика и практическая подготовка обучающихся. Кроме того, таким местом во внеучебной деятельности может стать студенческое самоуправление: через проведение форсайт-сессий с участием представителей органов власти, работодателей, профессорско-преподавательского состава и обучающихся, через привлечение представителей работодателей к экспертизе в рамках проведения конкурсов студенческих проектов, конкурсов профессионального мастерства среди студентов и др., через приглашение работников отрасли физической культуры и спорта для проведения мастер-классов и обмена опытом, а также через организацию взаимодействия с конечными потребителями услуг отрасли посредством организации мероприятий для граждан различных возрастных групп. Создание условий для взаимодействия различных участников деятельности в области ФКиС является потенциально эффективным как в части формиро -вания ПК, так и в части формирования профессионального мировоззрения обучающихся.

5. Направление использования потенциала внеучебной деятельности (студенческое самоуправление (СтС), педагогические отряды, студен -ческие спортивные клубы (ССК)) в повышении эффективности формиро -вания ПК также выглядит привлекательным по причине того, что функционирование разных направлений деятельности студенческого самоуправления (научно-исследовательский работа студентов, организация спортивно-массовой работы, организация подготовки и участия сборных команд филиала в спортивных и физкультурных мероприятиях, работа студенческого пресс-центра и т. п.) создает возможности для профессио -нального самоопределения обучающихся и совершенствования умений и навыков в приоритетных для будущего специалиста направлениях профес -сиональной деятельности на протяжении всего периода обучения.

Например, в рамках направления деятельности студенческого само -управления «организация спортивно-массовой работы» студенты разных курсов будут выполнять следующие функциональные обязанности по мере усложнения от курса к курсу: участие в работе организационного комитета по подготовке и проведению спортивных соревнований и физкультурных

мероприятий, участие в судействе соревнований, участие в режиссуре спортивных мероприятий и физкультурных мероприятий. Также, на наш взгляд, имеется возможность интеграции самостоятельной работы студентов во внеучебную деятельность, например, студенты 4-го курса, осваивая дисциплины «Технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий», должны будут организовать одно спортивное соревнование или физкультурное мероприятие как групповое зачетное задание: обучающиеся самостоятельно распределят обязанности между членами организационного комитета, спланируют, реализуют проект мероприятия и подведут его итоги. В результате организации и проведения спортивно -массовых мероприятий в рамках спартакиады среди учебных групп Филиала обучающиеся последовательно опробуют себя в ролях различных участников спортивного соревнования, обобщив и систематизировав этот опыт на выпускном курсе в ходе изучения дисциплины «Технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий» и выполнения зачетного задания. Подобная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся поспособствует более качественному формированию профессиональной компетентности.

6. Использование потенциала междисциплинарного взаимодействия. Кроме организации междисциплинарного взаимодействия при реализации ООП предоставляется возможность обеспечивать междисциплинарное взаимодействие при организации работы студенческого самоуправле -ния в различных направлениях его деятельности. Например, в деятельность студенческого пресс-центра, который может стать местом прохождения практик студентами других вузов, обучающихся по программам бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент», профилю «Мар -кетинг», которые в процессе учебных и производственных практик в студенческом пресс-центре обменивались бы опытом с обучающимися физкультурного вуза.

На наш взгляд, наиболее эффективным инструментом формирова -ния профессиональных компетенций студентов физкультурного вуза будет совместное использование перечисленных направлений в формате организации деятельности студенческого самоуправления как площадки для взаимодействия различных участников образовательных отношений, предприятий-работодателей, органов государственной власти (частично) и места реализации потенциала междисциплинарного взаимодействия.

Заключение. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что создание образовательных экосистем с участием заинтересованных сторон, доступных для взаимодействия (предприятия-работодатели, образовательные организации, реализующие аналогичные/смежные направления подго -товки на разных уровнях образования, обучающиеся, абитуриенты, выпускники), на базе вуза позволит повысить качество проектирования и реализации ООП, а также эффективность формирования профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Братков К.И., Семирханов Б.Р., Степыко Д.Г. Формирование компетенций будущих работников в области физической культуры и спорта в рамках волонтерской, научно-исследовательской и профессиональной деятельности // Мир образования - образование в мире. 2021. № 1 (81). С. 185-189.

2. Власова Л.В. Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов в рамках существующей системы высшего обра -зования в РФ // Современное педагогическое образование. 2020. № 12. С. 269-271.

3. Гедулянова Н.С., Бондарева О.А., Пиюкова С.С. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в условиях взаимодействия образования, науки и производства // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 3 (34). С. 103-108.

4. Дмитриева С.Н., Евдокарова Т.В. Педагогический отряд как среда формирования профессиональных компетенций будущих педагогов (из опыта работы) // Проблемы современного педагогического образова -ния. 2021. № 71-3. С. 31-35.

5. Егорычева Е.В., Тришкина А.Г., Шишонкова О.С. Студенческое самоуправление как инструмент практико-ориентированной подготовки современных менеджеров // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 39-50.

6. Использование дистанционных технологий в формировании компетентности специалистов физкультурно-спортивной сферы / Ю.А. Баха-рев [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 34-40.

7. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2. С. 2.

8. Никулина Ю.Н. Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 7. С. 701-714.

9. Позднякова И.Р. Оценка качества высшего образования работодателями // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (154). С. 47-50.

10. Путилов А.О. Ключевые проблемы российских вузов в контек -сте обеспечения формирования профессиональных компетенций студентов // Современное педагогическое образование. 2021. № 1. С. 25-27.

11. Таранов В.А. Формирование компетенций профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений у студентов педагогического вуза в ходе производственной практики // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 228-231.

12. Формирование профессиональных компетенций в ходе прохож -дения тренерской практики студентами-бакалаврами в студенческом спортивном клубе / Б.Р. Семирханов [и др.] // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 12. С. 148-153.

References

1. Bratkov K.I., Semirhanov B.R., Stepyko D.G. Formirovanie kompetencij budush-chih rabotnikov v oblasti fizicheskojkul'tury i sporta v ramkah volonterskoj, nauchno-issledo-vatel'skoji professional'noj deyatel'nosti [Formation of competencies of future workers in the field of physical culture and sports within the framework of volunteer, research and professional activities] // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World of education - education in the world]. 2021. No. 1 (81). P. 185-189.

2. Vlasova L.V. Problemy formirovaniya professional'noj kompetencii studentov vu-zov v ramkah sushchestvuyushchej sistemy vysshego obrazovaniya v RF [Problems of Formation of Professional Competence of University Students within the Framework of the Existing System of Higher Education in the Russian Federation] // Sovremennoe pedagogi-cheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education]. 2020. No. 12. P. 269-271.

3. Gedulyanova N.S., Bondareva O.A., Piyukova S.S. Formirovanie professional'nyh kompetencij obuchayushchihsya v usloviyah vzaimodejstviya obrazovaniya, nauki i proiz-vodstva [Formation of professional competencies of students in the conditions of interaction between education, science and production] // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute [Bulletin of Samara Law Institute]. 2019. No. 3 (34). P. 103-108.

4. Dmitrieva S.N., Evdokarova T.V. Pedagogicheskij otryad kak sreda formirovaniya professional'nyh kompetencij budushchih pedagogov (iz opyta raboty) [Pedagogical detachment as an environment for the formation of professional competencies of future teachers (from work experience)] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2021. No. 71-3. P. 31-35.

5. Egorycheva E.V., Trishkina A.G., Shishonkova O.S. Studencheskoe samoupravle-nie kak instrument praktiko-orientirovannoj podgotovki sovremennyh menedzherov [Student self-government as a tool for practice-oriented training of modern managers] // Ekonomi-cheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya [Economic and social-humanitarian studies]. 2022. No. 2 (34). P. 39-50.

6. Ispol'zovanie distancionnyh tekhnologij v formirovanii kompetentnosti specialis-tov fizkul'turno-sportivnoj sfery [The use of remote technologies in the formation of the competence of specialists in the physical culture and sports sphere] / Yu.A. Baharev [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 3 (193). P. 34-40.

7. Labzina P.G., Men'shenina S.G. Mezhdisciplinarnoe vzaimodejstvie kak uslovie razvitiya gibkih navykov studentov vuza [Interdisciplinary interaction as a condition for the development of flexible skills of university students] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2021. V. 9. No. 2. P. 2.

8. Nikulina Yu.N. Integraciya obrazovaniya i biznesa v voprosah prakticheskoj pod-gotovki kadrov dlya ekonomiki regiona [Integration of education and business in matters of practical training of personnel for the regional economy] // Ekonomika truda [Labor economics]. 2021. V. 8. No. 7. P. 701-714.

9. Pozdnyakova I.R. Ocenka kachestva vysshego obrazovaniya rabotodatelyami [Evaluation of the quality of higher education by employers] // Izvestiya Volgogradskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University]. 2021. No. 1 (154). P. 47-50.

10. Putilov A.O. Klyuchevye problemy rossijskih vuzov v kontekste obespecheniya formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov [Key problems of Russian universities in the context of ensuring the formation of students' professional competencies] // Sovremen-noe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education]. 2021. No. 1. P. 25-27.

11. Taranov V.A. Formirovanie kompetencij professional'nogo vzaimodejstviya s uchastnikami obrazovatel'nyh otnoshenij u studentov pedagogicheskogo vuza v hode proiz-vodstvennoj praktiki [Formation of competencies of professional interaction with participants in educational relations among students of a pedagogical university in the course of industrial practice] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2022. No. 77-3. P. 228-231.

12. Formirovanie professional'nyh kompetencij v hode prohozhdeniya trenerskoj praktiki studentami-bakalavrami v studencheskom sportivnom klube [Formation of professional competencies during the passage of coaching practice by bachelor students in a student sports club] / B.R. Semirhanov [et al.] // Uspekhi gumanitarnyh nauk [Successes in humanities]. 2021. No. 12. P. 148-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.