Научная статья на тему 'Перспективные направления контроля качества материальных ресурсов поступающих для Вооруженных сил РФ'

Перспективные направления контроля качества материальных ресурсов поступающих для Вооруженных сил РФ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
299
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / МЕТОДЫ / МОДЕЛЬ / КОНТРОЛЬ / ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Козин Михаил Николаевич, Орлов Александр Викторович

В статье предлагаются направления развития подсистемы контроля качества материальных ресурсов, которые представлены в виде пяти основных уровней, учитывающие вовлечённость производителей (поставщиков), субъектов транспортной (складской) инфраструктур и других участников логистической цепи поставки материальных ресурсов для нужд Вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Козин Михаил Николаевич, Орлов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления контроля качества материальных ресурсов поступающих для Вооруженных сил РФ»

Перспективные направления контроля качества материальных ресурсов поступающих для Вооруженных сил РФ

Perspective direction of quality control material resources for the coming of Armed Forces of the Russian Federation

Козин Михаил Николаевич

доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РФ» кафедра экономики и финансов Еmail: kozin-volsk@mail.ru Орлов Александр Викторович

адъюнкт

ФГБОУ ВПО «Военный Университет МО РФ» E-mail: Alexandr orlof@mail.ru

Kozin Mikhail Nikolayevich

doctor of economic sciences, professor FGBOU VPO "Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation" Department of Economics and Finance Email: kozin-volsk@mail. ru Orlov Alexandr Viktorovich postgraduate student FGBOU VPO "Military University" E-mail: Alexandr_orlof@mail.ru

В статье предлагаются направления развития подсистемы контроля качества материальных ресурсов, которые представлены в виде пяти основных уровней, учитывающие вовлечённость производителей (поставщиков), субъектов транспортной (складской) инфраструктур и других участников логистической цепи поставки материальных ресурсов для нужд Вооруженных сил.

In the article proposes areas of the subsystem quality control of material resources, which are divided into five main levels, taking into account the involvement of manufacturers (suppliers), participants in the transport (warehouse) infrastructures and other participants in the supply chain logistics of material resources for the needs of the armed forces.

Ключевые слова: качество, материальные ресурсы, Вооруженные силы, методы, модель, контроль, инструменты.

Key words: quality, material resources, the Аrmedforces, methods, model, control, tools.

Основными направлениями контроля качества материальных ресурсов по нашему мнению следует рассматривать осуществление мероприятий контроля качества на отдельных этапах жизненного цикла продукции. На примере таких материальных ресурсов поступающих в целях обеспечения Вооружённых Сил РФ (ВС РФ) как продовольствия, вещевого имущества и горюче-смазочных материалов необходимо проанализировать процессы

контроля качества, в производственной сфере, при складском хранении, транспортировке и получении материальных ресурсов. Осуществление контроля качества для данных материальных средств будет иметь как общие, так и специфические особенности. Так, к общим можно отнести порядок осуществления контроля в производственном процессе.

В современном производстве контроль качества стал неотъемлемой частью производственного процесса и стал рассматриваться как система технического контроля (СТК) продукции, который можно представить как совокупность действий по получению информации о признаках, параметрах и показателях качества продукции образующих её характеристики и сопоставлению полученных результатов с установленными требованиями которые могут быть отражены в стандартах, ТУ, договорных обязательствах, чертежах и др. подобных документах1.

На предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) действенная система контроля качества обеспечивает своевременное и целенаправленное воздействие на требуемый уровень качества продукции, предупреждает различные недостатки и сбои, обеспечивает их оперативное выявление и устранение с минимальными затратами ресурсов. Положительные результаты от операций контроля качества количественно можно определить на стадиях разработки, производства, а также обращения и потребления (эксплуатации) и ремонта (восстановления) продукции. В этих целях на предприятии может создаваться специальные службы - отделы технического контроля (ОТК) или управления технического контроля (УТК).

Необходимо отметить, что контроль качества, который осуществляется в этих подразделениях, является первичным (то есть предшествующим во времени) по отношению к контролю, который осуществляется со стороны уже других субъектов контроля и управления качеством. Данное обстоятельство указывает о необходимости совершенствования в

1 Зубков В.С. Инноватика процессов управления качеством в сложных технических системах // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2012. - Т. 16. - № 6. - С. 242-251.

деятельности служб технического контроля. Поскольку без проведения необходимых проверочных операций при производстве изделий или по окончании отдельных этапов процесса их обработки последние уже не могут полностью считаться изготовленными и в этом случае не подлежат отгрузке покупателям. Это обстоятельство обусловливает особую роль служб техконтроля. Так как именно отделы или управления контроля качества в максимальной степени обладают материально-техническими предпосылками (у них имеется испытательное оборудование, контрольно-измерительные приборы, оснастка, помещения и т.п.) для проведения высококвалифицированной и полной оценки качества продукции.

При этом существующие методы технического контроля, как правило, индивидуальны для каждого участка производственного процесса или объекта контроля. Среди них можно выделить2:

- визуальный осмотр (позволяет определить отсутствие или наличие поверхностных дефектов);

- измерение размеров (позволят определять правильность установленных форм и соблюдение размеров в используемых материалах, заготовках, а также деталях и различных сборочных соединениях;

- лабораторный анализ (предназначен для установления механических, химических, а также физических и других свойств заготовок, деталей и материалов);

- механические испытания (предназначены для определения, выявления твёрдости, прочности или других параметров;

- рентгенографические, электромеханические и другие физические методы испытаний;

- технологические пробы (проводятся в том случае, когда недостаточно проведение лабораторного анализа);

2 Костров А.Е., Трефилов В.А. Выбор метода непрерывного контроля технического состояния производственных объектов // Научные исследования и инновации. - 2010. -Т. 4. - № 1. - С. 142-145.

- контрольно-сдаточные испытания (служат для определения установленных показателей качества);

- контроль технологической дисциплины;

- изучение и исследование качества произведенной продукции в сфере потребления и.т.д.

Основными задачами службы техконтроля являются: обеспечение предотвращения выпуска продукции, которая не соответствует требованиям нормативно-технической документации, усиление и укрепление производственной дисциплины, а также и повышение уровня ответственности всех звеньев производственного процесса за качество продукции.

В соответствии с рекомендациями Росстандарта по организации отделов технического контроля в структуру ОТК промышленного предприятия могут входить три основных типа структурных подразделений (рис. 1).

Рис. 1. Типовые структурные подразделения службы технического контроля

Под структурным подразделением следует понимать бюро, сектор, или лабораторию, и также группу из двух или нескольких исполнителей, или

отдельного исполнителя, которые полностью выполняют одну (несколько) функцию (функций). Подразделения общей компетенции занимаются вопросами контроля непосредственно для всего производства на предприятии. На крупных предприятиях - к ним относятся техническое бюро, а на средних - это отдельная техническая группа службы контроля, на малых - это отдельный специалист, выполняющий обязанности (или функции) технического бюро в службе технического контроля.

Применительно к оборонному предприятию такая структура может изменяться в широких пределах. А функции, которые не свойственны данному предприятию (или производству) исключаются. Так, если, в составе службы технического контроля не существует подразделения, которое занимается контролем на складе готовой продукции, то эта функция передается и затем закрепляется за структурным подразделением предприятия общей компетенции - то есть за техническим бюро в службе технического контроля.

Однако если в структуре такой службы не предусмотрено отдельное подразделение, которое исследует и анализирует причины брака и рекламаций, то проведение учета поступающих претензий к несоответствию продукции и отчеты целесообразно возложить на технические бюро служб технического контроля. Причем, на многих предприятиях такой инспекционный контроль обеспечивает и проводит группа (отдельное подразделение) из двух-трех человек в техбюро (или эти функции передают одному исполнителю).

Отдел технического контроля функционирует на предприятии в тесном взаимодействии с другими его подразделениями и службами. Так, лаборатории предприятия по требованию службы технического контроля проводят необходимые испытания и дополнительные исследования продукции, необходимые для разработки и внедрения новых методов контроля и повышения качества выпускаемой продукции. При лабораторном испытании экспериментально осуществляется оценка характеристик свойств

объекта и установление их соответствия заданным требованиям, т.е. результатом испытаний служат не конкретные полученные данные измерений, а ответы «годен» или «не годен», «соответствует» или «не соответствует».

Отделы главного энергетика и механика во взаимодействии со службой технического контроля обеспечивают контроль точности и стабильности работы технологического оборудования.

А служба материально-технического обеспечения (снабжения) должна своевременно оповещать о прибывшей на предприятие продукции и предоставлять поступившую сопроводительную документацию.

Кроме этого предусмотрено проведение оценки деятельности руководящих органов ОТК по следующим основным показателям:

- обеспечение снижения удельного веса продукции, которая подвергнется ремонту в период гарантийного срока эксплуатации (по сравнению с предыдущем годом);

- не превышение удельного веса затрат, которые были осуществлены на устранение дефектов (в общем объеме товарного выпуска);

- отсутствие экономических санкций со стороны контролирующих органов в рассматриваемом периоде.

Указанные показатели не являются универсальными и едиными для всех отраслей, поскольку ОТК на предприятиях могут устанавливать свои оценочные показатели, таки е как: снижение убытков предприятия; снижение удельного веса продукции, которая поступила по претензиям; снижение удельного веса потерь от брака и т.д.

К определенным недостаткам этой системы следует отнести3:

- эффективное влияние представленных показателей происходит значительно позже проявления несоответствия, которое вызвало претензию. Обнаружение многочисленных дефектов изделий только потребителями продукции указывает о неудовлетворительной работе служб техконтроля и

3 Мишин B.M. Управление качеством. Учебник для ВУЗов. - М: ЮНИТИ, 2005.- 464 с.

об отсутствии заинтересованности и материальной ответственности персонала контролирующих подразделений.

- очень часто в качестве базы сравнения применяют значение соответствующего показателя, рассчитанное за аналогичный период прошлого года (необъективность оценки).

- часто вызывают сомнения по поводу достоверности результатов контроля качества. Связано это с низким уровнем обеспечения требовательности и объективности работников техконтроля при приемке продукции, что ведет к увеличению рекламаций. Кроме этого на предприятиях встречается превышение суммы убытков от полученных претензий и рекламаций на продукцию низкого качества над размером потерь от брака в непосредственном производстве.

Устранение подмеченных недостатков в работе служб техконтроля, может оказывать многостороннее положительное влияние на процессы обеспечения формирования оценки качества изделий.

Во-первых, техконтроль, который направлен на предупреждение разбалансированности производственных процессов и устранение возникновение отклонений от нормативов к качеству изделий, содействует профилактике брака. Поскольку его проявление на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативное устранение с минимальными затратами ресурсов, приводит к повышению качества выпускаемой продукции и росту эффективности производства.

Во-вторых, объективный контроль качества изделий работниками ОТК воспрепятствует проникновению брака, способствует уменьшению объемов некачественных изделий, снижает вероятность проявления дополнительных непроизводительных расходов, связанных с выявлением и устранением дефектов в изделиях, хранением, отгрузкой и транспортировкой недоброкачественной продукции к потребителям.

В-третьих, эффективная работа службы контроля создает предпосылки для устранения дублирования в работе других служб, снижения объемов

перерабатываемой информации, высвобождения квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, которая принята службой технического контроля предприятия. Кроме этого существенно уменьшается количество разногласий, проявляющихся при оценке качества продукции разнообразными субъектами контроля, снижаются затраты на технический контроль и повышается его эффективность.

На небольших предприятиях и в организациях в силу объективных причин создание новых подразделений в составе службы техконтроля не всегда допустимо. В этих случаях перечисленные нами функции могут быть переданы для непрерывного выполнения не создаваемыми подразделениям, а конкретным специалистам службы контроля качества, которые входят в состав её структурных звеньев.

Ряд авторов4 под объектами технического контроля подразумевают не только производимую продукцию и процессы ее создания, но ещё и процессы её применения, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта. Однако раскрытию сущности контроля качества с точки зрения этих процессов особого внимания не уделяется.

Кроме производственной продукции, на обеспечение ВС РФ поступает и сельскохозяйственная продукция, предоставляемая организациями, сферой деятельности которых является рыбное хозяйство, животноводство, растениеводство. Контракты на поставку данной продукции для нужд ВС РФ заключаются между данными организациями и Министерством обороны РФ, а реализация контрактов возлагается на посредническую структуру ОАО «АГРОПРОМСЕРВИС». При предоставлении такой продукции контроль качества осуществляется как на уровне поставщика, так и заказчика.

В то же время, контроль качества вещевого имущества, продовольствия, горюче-смазочных материалов имеет свои специфические особенности, поскольку такая продукция контролируется не только на этапе

4 Барт Т.В. Управление качеством. Учебный курс / Т.В.Барт. - М.: МИЭМП, 2008. - 42 с.; Квитко А.В. Управление качеством: Учебное пособие. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2005, 183 с.

производства, но и на каждом участке логистической цепи доведения данной продукции до конечного потребителя. В данном случае элементами такой цепи будут являться объекты складской и транспортной инфраструктур, а так же потребитель оценивающий качество продукции в процессе её предоставления.

Многочисленные нарушения и недостатки являются следствием отсутствия контроля не только со стороны должностных лиц воинских частей и организаций но и невысокой активностью органов военного управления окружного звена, осуществляющих функции по контролю исполнения организациями-аутсорсерами принятых обязательств. Поскольку в функциональные обязанности должностных лиц воинских частей и организаций входит:

- проверка выполнения законоположений и требований по организации питания;

- проверка организации хранения продовольствия и его качественных показателей;

- проверка санитарного состояния столовых;

- проверка качества пищи и полноты ее доведения до питающихся;

своевременное и качественное проведение контрольно-показательной

варки пищи и проверка организации специальной подготовки поварского состава.

Распространению такого рода нарушений способствуют упущения в организации претензионной работы. Получателями услуг в установленном порядке претензии к организациям-аутсорсерам не предъявляются. По данным Департамента претензионной и судебно-правовой работы МО РФ, при подготовке претензий к ОАО «Военторг» военными округами не в полном объеме представляются документы, подтверждающие нарушения соисполнителями услуг, что не позволяет в полной мере организовать ведение претензионно-исковой работы по государственным контрактам. В 2012 году военными округами представлено 502 проектов претензий, из них

183 возвращено и только 319 претензий направлено в ОАО «Военторг».

В этом направлении очень важно обеспечить функционирование надежной системы контроля качества (СКК). Направления осуществления оценки и контроля качества материальных средств схематично можно отобразить следующим образом (рис. 2).

Многие авторы5 дают определение системе контроля качества (СКК) как общности участников процесса контроля качества объединённых последовательностью его проведения преимущественно в рамках одного предприятия (организации).

\

Требования к качеству продукции

\

Контроль качества заказчиком (МО РФ)

5 Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов / под ред М.М. Кане. - СПб. Питер, 2009.

Рис. 2. Направления контроля качества материальных средств

Вовлечённость в процесс контроля регламентирована документацией о порядке проведения контроля и ограничена применяемыми средствами и методами. Как правило, под системой контроля качества подразумевают определенную совокупность методов, а также средств контроля, конкретных исполнителей и объектов контроля, которые взаимодействуют по правилам и нормативным требованиям документации6.

Таким образом, необходимо разработать такую систему контроля качества оборонной продукции, которая бы учитывала вовлечённость не только производителей (поставщиков) но и субъектов транспортной и складской инфраструктур, а так же других участников логистической цепи поставки материальных средств для нужд ВС РФ. Такую систему контроля качества можно представить в виде пяти уровней:

1. В процессе производства проводится оценка качества изготавливаемой продукции, а так же контроль соответствия её установленным требованиям.

2. В процессе транспортировки продукции осуществляется обеспечение качества продукции.

3. При складском хранении осуществляется оценка качества при приёме материальных средств, обеспечение и контроль качества в процессе их хранения, а так же контроль качества при выдаче.

4. Промежуточному контролю качества подвергается продовольствие при приготовлении и выдаче готовых блюд, а так же горюче-смазочные материалы при поступлении, хранении и выдаче на заправочных пунктах.

5. Завершающим этапом системы контроля качества является оценка качества продукции потребителем.

6 Хисамова Э.Д. Система контроля качества промышленной продукции // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 1. С. 36-40.

Деятельность данной системы в первую очередь регулируется Федеральными законами, постановлениями правительства и другими нормативно-правовыми актами федерального значения.

Каждый из уровней системы контроля качества рассматривается в виде подсистем включающих:

1. Документы регламентирующие осуществление контроля качества.

2. Органы управления качеством и участников процесса контроля качества.

3. Объекты контроля качества.

4. Средства проведения контроля качества.

На сегодняшний день тенденция сокращения промежуточных звеньев (подсистем контроля качества) в цепи поставок материальных средств от производителя к потребителю выявляет большой риск поставки непосредственно в войска некачественной продукции. Кажущаяся экономическая эффективность несоразмерна с возможными последствиями поступления в войска некачественного продовольствия, вещевого имущества, горюче-смазочных материалов.

Подводя промежуточные итоги можно отметить, что качество материальных ресурсов - это определенная совокупность характерных свойств, показателей, норм и условий применения объекта (продукта), обеспечивающее эффективное функционирование Вооруженных сил. При этом современный контроль качества материальных ресурсов в ВС РФ представляет собой сложную систему, охватывающую производство, объекты транспортной и складской логистики, военных потребителей, без успешного функционирования которой невозможно эффективное управление материально-техническое обеспечением войск (сил) и решение задач экономии бюджетных средств, выделяемых государством на оборону и национальную безопасность.

Список литературы

1. Афаунов А.Б., Козин М.Н. Система взаимодействия менеджмента качества и процессов управления деловой репутацией предприятия // Транспортное дело России, 2013. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Барт Т.В. Управление качеством. Учебный курс / Т.В.Барт. - М.: МИЭМП, 2008. - 42 с.

3. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов / под ред М.М. Кане. - СПб.: Питер, 2009.

4. Костров А.Е., Трефилов В.А. Выбор метода непрерывного контроля технического состояния производственных объектов // Научные исследования и инновации. - 2010. - Т. 4. - № 1. - С. 142-145.

5. Квитко А.В. Управление качеством: Учебное пособие. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2005, 183 с.

6. Мишин В.М. Управление качеством. Учебник для ВУЗов. - М: ЮНИТИ, 2005.- 464 с.

7. Орлов А.В. Квалиметрическая модель оценки соответствия систем менеджмента качества предприятий-поставщиков материально-технических ресурсов в Вооруженных силах Российской Федерации // Власть. - - 2013. -№ 8. - С.51-54.

8. Зубков В.С. Инноватика процессов управления качеством в сложных технических системах // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2012. - Т. 16. - № 6. - С. 242-251.

9. Хисамова Э.Д. Система контроля качества промышленной продукции // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 1. С. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.