Научная статья на тему 'Методические рекомендации по внедрению внутрипроизводственного учета на основе программно-аппаратного комплекса'

Методические рекомендации по внедрению внутрипроизводственного учета на основе программно-аппаратного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырева Светлана Владимировна, Титов Александр Борисович, Куприянова Мария Юрьевна

Внедрение комплексной системы производственного учета на массовом и крупносерийном производстве позволит существенно повысить качество производимой продукции и бизнес-процессов предприятия, автоматизировав процессы планирования и контроля. В статье представлен обзор условий проектирования учетной системы с указанием материально-технической базы, исполнителей и методики оценки целесообразности инвестиционного проекта по ее внедрению. В качестве примера выбран технологический процесс производства декоративного бумажно-слоистого пластика как особенно сложная, а значит, актуальная сфера для апробации проектируемой системы производственного учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатырева Светлана Владимировна, Титов Александр Борисович, Куприянова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по внедрению внутрипроизводственного учета на основе программно-аппаратного комплекса»

Методические рекомендации по внедрению внутрипроизводственного учета на основе программно-аппаратного комплекса Methodical recommendations on implementation of intraproductive accounting on the basis of hardware-software system

Богатырева Светлана Владимировна, Bogatyreva Svetlana Vladimirovna,

канд. экон. наук., доцент. Высшая школа внутренней и внешней торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

e-mail: s_b63@mail.ru Титов Александр Борисович Titov Alexander Borisovich, канд. экон. наук., доцент. Высшая школа внутренней и внешней торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

e-mail: alejanro@yandex.ru Куприянова Мария Юрьевна Kupriianova Maria Iurievna, старший преподаватель. Высшая школа внутренней и внешней торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

e-mail: xxxmaryellexxx@mail.ru

Аннотация

Внедрение комплексной системы производственного учета на массовом и крупносерийном производстве позволит существенно повысить качество

производимой продукции и бизнес-процессов предприятия, автоматизировав процессы планирования и контроля. В статье представлен обзор условий проектирования учетной системы с указанием материально-технической базы, исполнителей и методики оценки целесообразности инвестиционного проекта по ее внедрению. В качестве примера выбран технологический процесс производства декоративного бумажно-слоистого пластика как особенно сложная, а значит, актуальная сфера для апробации проектируемой системы производственного учета. Abstract

The implementation of the complex accounting system for mass and large-scale production will significantly improve the quality of products and business processes of an enterprise by automating the planning and control processes. This paper presents a review of the conditions of designing the accounting system, indicating the material-technical base, operators and methodology of an evaluation the investment project of its implementation. Complex technological process of high pressure laminate production was chosen as an example for testing this system.

Ключевые слова: программно-аппаратный комплекс, производственный учет, управление качеством, управление процессами, инвестиционный проект

Keywords: hardware and software system, manufacturing accounting, quality management, process management, investment project

Введение

Внедрение современной системы управления качеством на предприятиях, как правило, понимается как изучение стандартов серии ИСО 9000 с целью документирования системы менеджмента качества (СМК), что заведомо приводит к запрограммированному результату - в большей степени к дополнительному документообороту, чем к достижению цели [1]. Тем не менее, очевидно, что реальные улучшения могут быть достигнуты и без приме-

нения стандартов - необходимо реальное соотнесение имеющихся у предприятия ресурсов и поставленных целей и, разумеется, адаптация существующих подходов к нуждам конкретного производства. Основы статистических методов контроля качества, предложенные У. Шухартом и У. Демингом и сейчас успешно используются в мировой практике [2]. Сегодня с началом активного развития информационного общества методы управления качеством переживают новое рождение, результатом которого будут существенные изменения технологической базы, используемой в управлении качеством. В первую очередь речь идет о потенциале программно-аппаратных средств в управлении качеством непосредственно производственного процесса.

Программно-аппаратный комплекс — это набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач. Его использование с целью организации оперативного внутрипроизводственного учета может существенно снизить долю брака, сократить выявляемые недостачи и в конечном счете снизить совокупные затраты предприятия.

Использование подобных программно-аппаратных средств для оперативного планирования и контроля актуально в условиях массового и крупносерийного производства [3, 4], которое можно охарактеризовать следующими признаками:

• значительное число рабочих мест;

• непрерывный производственный процесс;

• значительное число ответственных среди основных производственных рабочих и ИТР;

• частая смена состава и структуры учетной единицы при переходе от одной операции к другой;

• большой риск влияния человеческого фактора на нарушение технических условий и регламентов.

Объектом исследования явились предприятия массового и крупносерийного производства. В качестве примера для апробации предложений подробно рассмотрен общеизвестный технологический процесс производства декоративного бумажно-слоистого пластика (ДБСП). Предметом - методы оперативного планирования и контроля в течение всего производственного цикла в рамках проектируемой системы производственного учета.

Цель исследования - разработка методического инструментария для организации эффективной системы текущего планирования и контроля в условиях массового и крупносерийного производства.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. представить общую архитектуру проектируемой системы внутрипроизводственного учета;

2. представить адаптированную к решаемым задачам терминологию;

3. представить описание технологического процесса выбранного производства (ДБСП);

4. сформулировать потребность рабочих мест в технических средствах учета движения материалов/полуфабрикатов/готовой продукции для выполнения функций в рамках проектируемой системы;

5. привести примеры организации рабочих мест и выполняемых функций соответствующими исполнителями;

6. описать возможные экономические выгоды от использования предлагаемой учетной системы и дать интегральную оценку целесообразности ее внедрения.

В качестве методики исследования использованы общенаучные методы, системный подход, математическое моделирование, графическое моделирование процессов, логический анализ.

Основной раздел

Проектируемая учетная система должна осуществлять сбор и представление информации с автоматизированных рабочих мест (АРМ) цехов и передавать информацию в комплексную информационную систему, используемую на предприятии [5]. В качестве такой системы может быть использованы ERP-системы такие, как 1С-Управление производственным предприятием 8.2 и прочие. Архитектура комплексной информационной системы учета на рассматриваемом производственном предприятии представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Архитектура комплексной информационной системы учета

на производстве ДБСП Вначале для описания предлагаемой системы введем комплекс взаимосвязанных терминов и определений, относящихся специфике предметной области исследования.

Под условной учетной единицей будем понимать принятую к учету партию предметов труда: сырья, материалов, полуфабрикатов или условной готовой продукции, учитываемую на определенном этапе производственного цикла как единую и неделимую единицу, имеющая определенные свойства.

Под рабочим центром (группой рабочих мест) будем понимать совокупность однотипных операций, связанных с ручным и/или механическим воздействием на предмет труда (сырье, полуфабрикат), и существенно ме-

няющих физические свойства предмета труда и являющихся основанием для перемещения предмета труда на следующий этап производственного цикла. Рабочий центр в большинстве случаев определяется наличием определенного средства труда (машины, оборудования, станка) или совокупности средств труда.

Маршрут представляет собой последовательность перемещений условной учетной единицы между местами хранения и рабочими центрами, определенная планировщиком на фазе составления производственной программы.

Необходимо ввести термины, относящиеся непосредственно к производству ДБСП и отражает некоторые его о особенности, которые будут рассмотрены при описании технологического процесса.

Пакет - набранная группа листов фенольной и декоративной бумаги, сложенных в определенной последовательности для формирования листа пластика.

Контейнер - условная учетная единица на каждом этапе перемещения условной готовой продукции (например, набор пакетов для одной запрессовки).

Производственный цикл на предприятиях, производящих ДБСП и сопутствующую продукцию, как правило, можно разбить на три основные фазы (рис. 2).

Рисунок 2. Укрупненная схема цикла производства ДБСП В рамках производства необработанных листов пластика можно выделить следующие этапы:

1. Набор пакетов. Основным сырьем, используемым в производстве пластика, является фенольная бумага (листы бумаги, пропитанные фенолом) и декоративная бумага, придающая цвет и фактуру поверхности листа пластика. Для формирования сырья, используемого при изготовлении листа пластика, листы фенольной и декоративной бумаги складываются в определенной последовательности в зависимости от конкретного заказа [6].

2. Комплектация пакетов в «контейнер». Для подготовки сырья к запрессовке необходимо собрать группу пакетов (контейнер).

3. Запрессовка контейнеров. В прессах при непосредственном воздействии на сырье стальной пресс-прокладки под воздействием температуры и давления происходит реакция поликонденсации, результатом которой является формирование плотного непористого листа пластика.

Линия финишной обработки листов пластика предназначена для доведения эксплуатационных свойств пластика до требуемого установленными ТУ состояния [7].

1. Резка и шероховка. После запрессовки получаются листы пластика с необработанными краями. Для тонких типов пластика (до 2-х мм.) необходима дальнейшая резка и шероховка на специализированной линии; для толстых типов пластика (более 2-х мм.) необходимо использование форматно-раскроечной машины и машины для шероховки (отдельные узлы). На форматно-раскроечной машине производится форматирование листа под типовые размеры. Шероховка представляет собой обработку тыльной поверхности одностороннего пластика для обеспечения в будущем лучшего приклеивания к какой-либо поверхности.

2. Ламинирование - нанесение защитной пленки на отформатированный и отшерохованный лист пластика.

3. Комплектация и упаковка. Комплектация необходима для некоторых типов пластика, которые проходят дополнительный контроль ОТК (в силу особенностей дальнейшего использования). Упаковка - операция по

формированию партии товара для отгрузки клиенту в соответствии с заказом покупателя.

Маршрут движения изделий по этапам линии финишной обработки имеет индивидуальный характер и определяется заранее, на фазе составления производственной программы.

При производстве готовых изделий из пластика - механической обработке - основным сырьем является готовый, отформатированный под типовой формат лист пластика. На этапе изготовления готовых изделий из пластика возможно как форматирование пластика в соответствии с требованиями заказчика, так и дополнение изделия прочими материалами (например использование пластика в качестве покрытия).

Для построения системы непрерывного учета на производстве требуется наличие специализированных программных средств, совместимых с ERP-системами, такими как 1С-УПП 8.2, комплекса персональных компьютеров (ПК), принтеров, бейджей со штрих-кодами для идентификации исполнителей, сканеров штрих-кода, терминалов ввода данных, ПК с сенсорным экраном для оперативного и интуитивного ввода данных на АРМ. Уточнение числа перечисленных материально-технических ресурсов возможно после формулирования исходных данных для построения учетной системы с привязкой к условиям конкретного производства.

На рисунке 3 представлена общая схема технологического процесса производства ДБСП в разрезе мест хранения и рабочих центров. Для рабочих центров введены сокращенные наименования.

Рисунок 3. Обобщенная схема технологического процесса ДБСП в разрезе

мест хранения и рабочих центров

До описания этапов движения сырья и готовой продукции в рамках представленного технологического процесса следует сформулировать исходные требования и ограничения к выделяемым из технологического процесса операциям. Прежде всего на каждом этапе движения необходимо:

1. определить решаемые задачи,

2. ввести условную единицу хранения/перемещения для унификации учета,

3. назначить исполнителей в соответствии с действующим штатным расписанием,

4. минимизировать участие человека в процессе ручного оформления документации по движению с помощью системы присвоения/сканирования штрих-кода при перемещении, соответственно определив материально-техническое обеспечение рабочего места исполнителя и принцип его идентификации (двойная идентификация предполагает сканирование бейджа с штрих-кодом, идентифицирующим исполнителя до начала операции и после ее завершения).

Следует отметить также, что на этапе формирования заказа покупателя (выставления счета в учетной система верхнего уровня (например, 1С-УПП 8.2.) менеджерами создается при необходимости два заказа на производство (вследствие возможного двухэтапного производственного цикла предприятия): заказ на производство пластика и заказ не механическую обработку произведенного ранее пластика). Вследствие наличия данного требования существует необходимость параллельного формирования двух производственных программ.

В таблице 1 предложено последовательное системное описание всех возможных этапов перемещения условной учетной единицы с выделением исполнителей и видов условной единицы учета. Таблица 1

Этапы перемещения условной учетной единицы и исполнители

№ п/п Этап перемещения условной учетной единицы Условная единица учета Исполнитель

1 Поступление фенольной бумаги на склад сырья и материалов серия номенклатуры кладовщик смены, контролер ОТК

2 Перемещение на склад производства серия номенклатуры мастер смены

3 Распаковка паллет с фенольной бумагой номенклатура мастер смены

4 Формирование производственной программы (производство пластика) лист пластика начальник производства, планировщик

5 Набор пакетов и компоновка контейнеров (для запрессовки). контейнер наборщик

6 Загрузка контейнеров в пресс контейнер прессовщик

7 Выгрузка контейнеров из пресса контейнер контролер ОТК

8 Перемещение на склад финишной обработки контейнер кладовщик склада финишной обработки

9 Перемещение со склада финишной обработки на рабочие центры линии финишной обработки. контейнер операторы линии финишной обработки

10 Формирование производственной программы предприятия (механическая обработка). изделие (партия идентичных заготовок) начальник производства, планировщик

11 Поступление сырья и материалов на склад для механической обработки индивидуальная номенклатура сырья и материалов кладовщик смены, контролер ОТК

12 Перемещение сырья и материалов на рабочий центр «Резка» или для прочих операций мехобра-ботки индивидуальная номенклатура сырья и материалов мастер смены

13 Перемещение пластика на рабочий центр «Резка» листы пластика мастер смены

14 Перемещение полуфабриката с рабочего центра «Резка» на прочие рабочие центры механической обработки. изделие (партия идентичных заготовок, например дверок, панелей и т.д.) мастер смены

По сути, целью всех операций производственного цикла является орга-

низация автоматизированного учета на том или ином рабочем центре или месте хранения круглосуточно, а также обеспечение возможности предъявления обоснованных претензий к качеству на каждой стадии производства.

Так, например, основной задачей учета на этапе поступления феноль-ной бумаги на склад сырья и материалов является организация автоматизированного учета на складе сырья и материалов круглосуточно и обеспечение возможности предъявления рекламации поставщикам.

При производстве пластика используется несколько видов сырья, к основным из них относятся:

- фенольная бумага (10-20 элементов номенклатуры),

- декоративная бумага (до 200 элементов номенклатуры).

Фенольная бумага поставляется в паллетах (серия номенклатуры) со штрих-кодом поставщика, который содержит информацию о номере партии и дате отгрузки/производства.

Кладовщик посредством сканера, совмещенного с терминалом для ввода данных сканирует информацию о партии и добавляет (из поля со списком) номенклатуру фенольной бумаги (импорт нормативно-справочной информации из 1С УПП 8.2.) и ее количество.

На основании внесенных данных формируется документ оприходования сырья на склад (происходит синхронизация терминала с ПК).

Декоративная бумага поставляется в паллетах (серия номенклатуры) без штрих-кода. В программе создается штрих-код, содержащий информацию об уникальном номере серии номенклатуры, дата, номенклатуре декоративной бумаги (импорт нормативно-справочной информации из 1С УПП 8.2.) и количестве (число листов). Созданный штрих-код распечатывается на принтере и приклеивается на паллету рядом с биркой поставщика.

Приведенный пример, отражающий самое первое звено в производственном цикле, определяет необходимость оснащения рабочего места материально-техническими средствами. Полный перечень материально-технического обеспечения всей проектируемой системы учета приведен в таблице 2. Таблица 2

Материально-техническое обеспечение на различных этапах производства

Материально-техническое обеспечение рабо-

чего места, шт.

№ Этап перемещения условной учет- „ о о ° 1 й 1 * 8 л Ё ^ £

п/п ной единицы ч * 8 * 1 § § к й & 8 о о о щ н к к В к к з Ё ¡¡у Й Я ^ Я я ср Ц & Ё

к ч х 5 и § & § а о. ГЗ я* 2 § 8 я н п я к о с и & О ь? о ^ у с * 8 § ® & 1 § # 1 5 .25 § * § а а 8 и м § О к & с

1 Поступление фенольной бумаги на 1 1 1 1 1

склад сырья и материалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Перемещение на склад производ- 1 1 1 1

ства

3 Распаковка паллет с фенольной бумагой 1 1 1

4 Формирование производственной программы (производство пластика) 1 1

5 Набор пакетов и компоновка кон- 1 1 1 1

тейнеров (для запрессовки).

6 Загрузка контейнеров в пресс 1 1 1

7 Выгрузка контейнеров из пресса 1 1 1 1

8 Перемещение на склад финишной обработки 1 1 1

9 Перемещение со склада финишной обработки на рабочие центры линии финишной обработки. 6 6 6

10 Формирование производственной программы предприятия (механическая обработка). 1 1

11 Поступление сырья и материалов на склад для механической обработки 1 1 1 1 1

12 Перемещение сырья и материалов на рабочий центр «Резка» или для прочих операций мехобработки 1 1 1 1

13 Перемещение пластика на рабочий центр «Резка» 1 1 1 1

14 Перемещение полуфабриката с рабочего центра «Резка» на прочие рабочие центры механической обработки. 7 7 7 7

Отражение факта совершения той или иной операции находит свое от-

ражение в создании соответствующего документа в учетной системе. Так, поступление на склад сырья и материалов и на склад для механической обработки оформляются соответствующим приходным ордером.

Набор пакетов и компоновка контейнеров (для запрессовки) оформляется списанием сырья и материалов на выпуск.

Распаковка паллетов с фенольной бумагой отражается корректировкой серий и характеристик сырья и материалов.

Большинство перемещений условных учетных единиц оформляется соответствующим документом перемещения.

Отдельно стоит отметить этапы формирования производственной программы (как на фазе производства пластика, так и на стадии механической обработки). В этих случаях непосредственно планировщиком с участием начальника производства создаются оперативные планы производства и задания рабочим центрам. Поскольку на данных фазах возможны различные варианты перемещения учетных единиц (контейнеров, полуфабрикатов) между существующими рабочими центрами, актуально автоматическое формирование маршрута на фазе планирования.

Рассмотрим подробно наиболее важный этап производственного цикла - формирование производственной программы предприятия и связанные в ним изменения в проектируемой учетной системе.

По имеющимся заказам на производство, сформированным менеджерами в 1С УПП 8.2. планировщик формирует производственную программу. При этом должен быть предусмотрен импорт нормативно-справочной информации, в т.ч. спецификаций к готовой продукции из 1С УПП 8.2. в разрабатываемую учетную систему. При этом часть данных импортируется, а другая часть вводится планировщиком. Импортируются в систему следующие данные: номер заказа, номенклатура продукции, количество номенклатуры в заказе, спецификация. Вводятся планировщиком вручнуюследующие параметры: маршрут, приоритет заказа, производительность на каждом рабочем центре.

Горизонт планирования при производстве ДБСП может составлять до 4-6-и недель. В учетной системе должно быть реализовано программное решение для формирования производственной программы предприятия на указанные интервалы планирования.

Данные об имеющемся сырье и материалах автоматически формируются на основании информации о его месте хранения.

Планировщик же задает маршрут в соответствии с технологическими особенностями сырья и требованиями заказчика (рис. 3).

Перечень возможных сквозных маршрутов, охватывающих этапы производства необработанных листов пластика и линию финишной обработки листов пластика и их краткие буквенные обозначения приведены ниже:

1. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Линия резки и ше-роховки (Л) - Ламинирование (З) - Комплектация (К) - «НПЛЗК».

2. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Линия резки и ше-роховки (Л) - Комплектация (К) - «НПЛК».

3. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Линия резки и ше-роховки (Л) - Ламинирование (З) - Упаковка (У) - «НПЛЗУ».

4. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Линия резки и ше-роховки (Л) - Упаковка (У) - «НПЛУ».

5. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Резка (Р) - Упаковка (У) - «НПРУ».

6. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Упаковка (У) -«НПУ».

7. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Резка (Р) - Шеро-ховка (Ш) Упаковка (У) - «НПРШУ».

8. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Резка (Р) - Шеро-ховка (Ш) - Ламинирование (З) - Комплектация (К) - «НПРШЗК».

9. Набор пакетов (Н) - Место хранения «Пресс» (П) - Резка (Р) - Шеро-ховка (Ш) - Комплектация (К) - «НПРШК».

Выходными данными на этапе формирования производственной программы являются:

1. Принципиальная техническая возможность выполнения производственной программы с заданными параметрами на заданном интервале с учетом наличия сырья на складах, маршрута и загруженности рабочих центров.

2. Маршрут движения контейнера последовательно через все рабочие центры и места хранения с указанием времени изготовления заказа.

3. Возможность оперативной корректировки маршрута в случае возможных сбоев в работе оборудования и пр.

На основе сформированной производственной программы формируются задания рабочим центрам соответственно на: набор, запрессовку, использование линии резки и шероховки, резку, шероховку, ламинирование, упаковку, комплектацию.

По завершении прохождения условной учетной единицей некоторых рабочих центров часть изделий, идентифицированных как брак, переносится в изолятор брака. С учетом специфики технологического процесса это перемещение возможно в четырех случаях:

• после выгрузки контейнеров из пресса,

• после прохождения рабочего центра «Резка»,

• после прохождения рабочего центра «Линия резки и шероховки»,

• на любом этапе механической обработки.

Так, например, на этапе выгрузки из пресса пластик проверяется ОТК и сортируется в новый контейнер в соответствии с заданием на операции финишной обработки (резка, шероховка, упаковка, комплектация).

Как уже было отмечено, у каждого элемента нового контейнера (листа пластика) есть определенный дальнейший маршрут, который ссылается на ранее заданные параметры на этапе формирования производственной программы.

Схематически интерфейс сенсорной области рабочего стола контролера выглядит так, как показано на рис. 4.

При этом контейнеру присваивается уникальный штрих-код, который распечатывается и наклеивается исполнителем на контейнер. В момент формирования нового контейнера сканируется бирка с штрих-кодом.

При формировании контейнера часть листов, идентифицированных как брак, переносится в брак готовой продукции (также область на сенсорном экране исполнителя). В конце смены накопленный контейнер в браком пе-

ремещается в изолятор брака. Контейнеру брака присваивается уникальный код. Перемещение контейнера с браком также фиксируется сканером штрих-кода. Формируется соответствующий документ (Перемещение в изолятор брака).

Рисунок 4. Интерфейс сенсорной области рабочего стола контролера ОТК

Число фактических исполнителей, задействованных в системе определяет количество бирок со штрих-кодами для идентификации ответственного за перемещение/обработку материалов/полуфабрикатов/изделий, представляется возможным определить с учетом утвержденной сменности их работы и загрузки производства в плановом периоде.

Комплексный подход к организации производственного учета позволит сформировать перечень плановых и отчетных документов в учетной системе. Например, таких моментных отчетов, как:

• ведомость по остаткам материалов/полуфабрикатов/изделий на (наименование рабочего центра, места хранения);

• сводная ведомость по остаткам сырья/изделий на (наименование этапа производственного цикла).

А также таких интервальных планов и отчетов как:

• оперативный план производства;

• анализ выполнения плана производства;

• расчет загрузки рабочего центра (наименование рабочего центра);

• ведомость по движению материалов/полуфабрикатов/изделий между (перечисление рабочих центров и мест хранения);

• отчеты в разрезе исполнителя (группы исполнителей на рабочем центре/месте хранения) по выработке за интервал времени. Эту информацию можно использовать как основу для начисления сдельной заработной платы.

Особый интерес для принятия управленческих решений могут вызвать специализированные моментные и интервальные отчеты о наличии брака в изоляторах и интенсивности пополнения изоляторов брака в разрезе видов изоляторов и ответственных лиц [8].

С учетом приблизительных оценок, приведенных в таблице 2 для обеспечения бесперебойной работы проектируемой учетной системы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1. персональные компьютеры (23-30 шт.),

2. персональные компьютеры с сенсорным экраном (2 шт.),

3. принтеры (17-20 шт.)

4. терминалы ввода данных (формирование исходных данных для печати штрих-кода на паллет с декоративной бумагой) -2 шт.,

5. сканеров штрих-кода - 23 шт., в т.ч.

6. бейджи со штрих-кодами для идентификации исполнителей (50-70 шт.);

7. вспомогательные материалы.

Исходя из оценки количества единиц техники и вспомогательных средств и технического задание на проектирование учетной системы можно получить прогнозную стоимость предлагаемого к внедрению программно-аппаратного комплекса.

Эффективность его внедрения следует расценивать как соотношение затрат на его создание с совокупными экономическими выгодами от его функционирования, которые состоят:

• в снижении доли брака (контролируемом на раннем этапе производства объеме бракованного сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции) и, соответственно, минимизации числа рекламаций со стороны заказчиков;

• в минимизации выявленных недостач по результатам инвентаризаций;

• в обеспечении максимальной загрузки оборудования;

• в снижении времени на коммуникации по причине поиска виновных и проч. и, как результат, росте производительности труда в целом;

• дополнительной информационной поддержкой для принятия управленческих решений

Поскольку характер затрат на создание систем, подобных рассматриваемым, носит инвестиционный характер, целесообразно использовать классические подходы к оценке окупаемости инвестиций, но с учетом специфики данной предметной области [9]. Так, совокупный эффект от внедрения внутрипроизводственного учета на основе программно-аппаратного комплекса можно определить с помощью критерия КРУ на горизонте рассматриваемого временного интервала:

1 - число периодов времени (например, лет), в течение которого планируется окупить использование проектируемой учетной системы на данном предприятии; 1 меняется от 0 до п;

и т.д.

, где

(1)

1С - первоначальные инвестиции (в момент времени 1=0) в создание программно-аппаратного комплекса (написание программного обеспечения, закупка оборудования, интеграция, обучение персонала и пр.);

Ек - конкретный положительный эффект (экономическая выгода), возникающий в результате использования проектируемой системы в конкретном периоде времени (1). Принимается максимальное число эффектов от 1 до т, например, из приведенного перечня [10];

СС - текущие затраты периода 1 на обслуживание учетной системы (наличие в штате при необходимости специалиста, поддерживающего систему, расходные материалы, обновление вышедших из строя технических средств);

г - ставка дисконтирования, принятая для расчетов.

Таким образом, можно оценить с помощью критерия КРУ целесообразность инвестиций в создание программно-технического комплекса, приняв проект в рассмотрению, если прогнозное значение КРУ>0 [11, 12].

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что внедрение внутрипроизводственного учета с помощью программно-аппаратного комплекса в ряде случаев целесообразно, и существуют критерии для ее оценки.

В качестве примера было выбрано производство декоративного бумажно-слоистого пластика, которое можно охарактеризовать большим количеством переделов, неоднократными изменениями учетной единицы на производстве и прочими признаками, увеличивающими число потенциальных сбоев, брака и прочих отрицательных влияний на качество бизнеса.

Выявлено, что в рамках организации эффективной системы текущего планирования и контроля в условиях массового и крупносерийного производства необходимо:

1. обеспечить непрерывную работу учетной системы на протяжении всего производственного цикла предприятия и синхронизацию учетных данных с ERP системой, используемой на производственном предприятии;

2. организовать планирование и учет продукции в разрезе рабочих центров (с учетом их загрузки);

3. организовать складской учет по местам хранения;

4. обеспечить максимально раннее списание сырья и материалов на выпуск готовой продукции;

5. построить систему материального стимулирования персонала в зависимости от выработки каждого конкретного исполнителя;

6. создать информационную базу для расчета экономических показателей, отражающих эффективность функционирования предлагаемой системы.

В качестве интегрального показателя оценки экономической целесообразности инвестиций во внедрение программно-аппаратного комплекса можно использовать критерий NPV>0, учитывающий все возможные экономические выгоды от использования проектируемой учетной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Магер В. Е., Управление качеством: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 220100 "Системный анализ и управление" / В.Е. Магер. - Москва : Ин-фра-М, 2012. - 175 с.

2. Развитие производственных систем: кайдзен. Лидерство. Бережливое производство / под общ. ред. А. Баранова, Р. Нугайбекова. - Санкт-Петербург: Питер Прогресс книга, 2015. - 272 с.

3. Титов А.Б. Применение балансовых методов для целей планирования и анализа хозяйственной деятельности проектно-ориентированных хол-

дингов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7(48). - С. 609-617

4. Титов А. Б. Использование экономико-математических моделей для планирования хозяйственной деятельности проектно-ориентированных холдингов // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 320-326

5. Ильин И.В., Ильяшенко О.Ю., Левина А.И., Широкова С.В., Дубгорн А.С. Формирование проекта по интеграции технологий обработки больших данных в архитектуру предприятия // Тезисы доклада на конференции. - 2015. - С. 92-102

6. Бараш Л. И., Слоистые пластики, декоративные поверхности / Л.И. Ба-раш; науч. ред. проф. С.Д. Каменков. - Санкт-Петербург: Химиздат, 2007. - 255 с.

7. Филин Ю. В., Совершенствование системы оперативного управления производством декоративного бумажно-слоистого пластика : (На прим. ОАО Мосстройпластмасс) : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.э.н. : Спец. 08.00.05 / Филин Юрий Васильевич; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т леса. - М, 1997. - 19 с.

8. Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений/Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 20. № 2.1. С. 116-122

9. Сулоева С.В. Иностранные инвестиции: совершенствование привлечения в экономику региона (на примере Приморского края)/диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Дальневосточная государственная академия экономики и управления. Владивосток, 2000

Ю.Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. Модель привлечения инвестиций на региональном уров-не//Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 2226.

11.Воронова Т. А. Сулоева С. В., Иностранные инвестиции и инвестиционная политика России и регионов. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. 208 с.

12.Богатырева С. В., Куприянова М. Ю. Инвестиционная активность бизнеса Санкт-Петербурга: настоящее и будущее/ В сборнике докладов региональной научно-практической конференции Социально-экономические факторы эффективного управления и развития предпринимательства. Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет. Издательство ЛЕМА. Санкт-Петербург. 2015.- С. 101 - 105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.