Научная статья на тему 'Руководство процессом управления продукцией, не соответствующей нормативно-правовым актам, для малого инновационного предприятия'

Руководство процессом управления продукцией, не соответствующей нормативно-правовым актам, для малого инновационного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИНОДЕЛЬЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ПРОДУКЦИЯ / РУКОВОДСТВО ПО ПРОЦЕССУ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна, Мачнева Ирина Александровна, Хармандарян Анастасия Игоревна

Статья посвящена разработке руководства процессом системы менеджмента качества «Управление не соответствующей продукцией» для ООО МИП «Микровиноделие», являющимся одним из важных управляющих процессов СМК. Актуальность разработки обусловлена усиленным вниманием органов государственной власти России к развитию крестьянско-фермерских хозяйств и созданию благоприятной для них конкурентной среды. Процесс установления соответствия продукции требованиям национальных и международных стандартов, стандартов организации, а главное требованиям к качеству и безопасности потребителей определяет пути улучшения и совершенствования системы менеджмента качества, обеспечивает уверенность предприятия в его эффективности и конкурентоспособности. Методологической базой исследований является принцип процессного подхода к разработке системы менеджмента качества для малого предприятия. Руководство процессом включает регламентированные процессы управления качеством винодельческой продукции, а именно: алгоритм и порядок выполнения операций, матрицу распределения ответственности, входные и выходные требования к процессу со ссылками на нормативную документацию, регламентирующую их выполнение, ресурсы и критерии оценки качества выполнения данного процесса, а также информацию, устанавливающую требования к осуществлению процесса «Управление не соответствующей продукцией».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Ирина Анатольевна, Мачнева Ирина Александровна, Хармандарян Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership in Product Management Is Not an Appropriate Regulatory Legal Acts for Small Innovative Enterprises

The article is devoted to the development of guidelines for the process of quality management system «Control of nonconforming product» for the IIP Ltd. «Mikrovinodelie», which is one of the important control of QMS processes. The urgency of developing due to intense attention of the government of Russia to the development of peasant farms and the creation of a favorable competitive environment for them. The process of establishing conformity to the requirements of national and international standards, standards organizations, and above all quality requirements and safety of consumers determine how to enhance and improve the quality management system, the company provides confidence in its efficiency and competitiveness. Methodological basis of research is the principle of process approach to the development of a quality management system for small business. Manual process includes regulated quality management processes of wine production, namely the algorithm and the order of operations, the matrix of responsibilities, input and output requirements for the process with reference to the normative documentation regulating their implementation, resources and quality criteria of the present process, and and information, which establishes requirements for the implementation of the process, «Control of nonconforming product.

Текст научной работы на тему «Руководство процессом управления продукцией, не соответствующей нормативно-правовым актам, для малого инновационного предприятия»

УДК 658.562.4

Руководство процессом управления продукцией, не соответствующей нормативно-правовым актам,

для малого инновационного предприятия

И.А. Ильина, д-р техн. наук, профессор, И.А. Мачнева, канд. с.-х. наук Северо-Кавказский зональный НИИ садоводства и виноградарства А.И. Хармандарян

Кубанский государственный университет

Одним из приоритетов развития агропромышленного комплекса Краснодарского края является создание условий для устойчивого развития виноградарства и винодельческой промышленности, важнейший элемент которых - контроль и управление качеством производимой продукции [1]. Роль системы менеджмента качества в общей системе управления предприятием заключается в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, а следовательно, и экономической эффективности компаний. Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителя. Система менеджмента качества (СМК) представляет собой функциональную область, которая существенно влияет на бизнес-результат предприятия [2 - 4].

Объектом наших исследований являлось ООО МИП «Микровиноделие», организованное в 2010 г. на базе ФГБНУ «Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства» с целью создания и продвижения на рынок эксклюзивных региональных вин, производимых из сортов автохтонных (аборигенных) и отечественной селекции.

Выбор объекта обусловлен актуализацией вопроса создания малых предприятий по переработке винограда, производящих высококачественные конкурентоспособные сортовые вина защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения в связи с усилением государственной поддержки виноградопроиз-водящих крестьянско-фермерских хозяйств. Для обеспечения их конкурентоспособности требуется оказание нормативно-методической помощи в создании нормативной и техниче-

ской документации системы менеджмента качества малого предприятия.

Ассортимент вин, вырабатываемых ООО МИП «Микровиноделие», представлен столовыми сухими, полусухими, полусладкими белыми и красными винами; специальными винами (мускат, кагор, херес, марочные портвейны, мадера); коньячными виноматериалами; коньяками; игристыми виноматериалами; граппой; сидрами; продуктами переработки вторичного сырья (энокраситель, масло виноградных семян, концентрированное виноградное сусло).

Методологической основой разработки СМК ООО МИП «Микровиноделие» являлся принцип процессного подхода, в соответствии с которым производство продукции, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс -как совокупность целенаправленных операций, имеющих своих поставщиков и потребителей [5].

Важнейший процесс процессно-ориентированной модели СМК -«Управление несоответствующей продукцией». Он относится к управляющим процессам и включает мероприятия, исключающие возможность дальнейшего использования несоответствующей продукции в производственных процессах и ее поставки потребителям. Такие мероприятия

гарантируют безопасность и качество выпускаемой продукции посредством разработки мер по осуществлению корректирующих действий, действий по изъятию и ликвидации несоответствующей продукции. Контекстная диаграмма процесса «Управление несоответствующей продукцией» представлена на рис. 1.

Процесс управления продукцией, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов, включает, кроме этого, действия, выполняемые с целью снижения потерь от отклонения.

Основой организации работы по управлению несоответствующей продукцией является:

строгий учет находящихся в процессах производства сырья и материалов;

своевременная идентификация несоответствующей продукции и регистрация отклонений в предусмотренных системой менеджмента качества и безопасности документах;

обязательная маркировка несоответствующей продукции и ее изоляция от кондиционной продукции;

изоляция несоответствующей продукции с исправимыми отклонениями от несоответствующей продукции с неисправимыми отклонениями;

регистрация, анализ и учет данных по претензиям (рекламациям) потребителей;

хранение несоответствующей продукции до принятия решения;

меры, направленные на устранение причин появления несоответствия;

устранение исправимого отклонения;

Рис. 1. Контекстная диаграмма процесса «Управление несоответствующей продукцией»

верификация продукции;

утилизация несоответствующей продукции или использование ее при выпуске другой продукции в случае неустранимого отклонения.

Основными источниками получения информации для выработки решений по управлению несоответствующей продукцией являются сопроводительные, учетные и отчетные документы о производстве и контроле продукции в соответствии с требованиями нормативных, технических, организационно-распорядительных документов.

К причинам возникновения несоответствий на предприятии относятся: недостатки планирования качества и безопасности; отсутствие своевременной актуализации документов; нарушение процедур реализации данных о качестве и безопасности; недостатки в организации обучения персонала; несоответствующие условия труда; недостаточность взаимодействия с контролирующими сторонами организации; невыполнение предприятием требований заказчиков; отсутствие планирования и разработок новых видов продукции; не определены и документально не оформлены входные и выходные проектные данные; отсутствие оценки либо недостаточная оценка поставщика; неполные данные о качестве и безопасности продукции поставщика; отсутствие идентификации на всех этапах производства; неправильный выбор способа идентификации; ошибки при разработке технологических процессов; отсутствие ритмичности производства; недостатки технологической подготовки производства; недостатки по осуществлению технологической дисциплины; недостатки технического и санитарного состояния оборудования; отсутствие методик на методы контроля; оценка дефектов производится не в соответствии с классификатором дефектов; отсутствие анализа и учета потерь от несоответствий (брака).

Критериями несоответствия процессов и продукции являются отклонения их параметров от значений, заданных в нормативно-технической документации, и отсутствие рекламаций со стороны потребителей

Рекламации могут носить логистический и складской характер (бой в процессе транспортировки и т. д.); касаться сервисного обслуживания (замена бухгалтерской документации: накладные на обмен, списание, утилизацию и др.); иметь производственный и качественный характер (отсутствие маркировки, производство некачественной продукции

по органолептическим, химическим и микробиологическим показателям и т. д.).

Процесс управления несоответствующей продукцией подразде-

ляется на две процедуры: управление несоответствующей продукцией в процессе изготовления и при входном контроле (рис. 2); управление несоответствующей

Рис. 2. Алгоритм процесса «Управление несоответствующей продукцией в процессе изготовления и при входном контроле»

Рис. 3. Алгоритм процесса «Управление несоответствующей продукцией после ее поставки потребителю»

продукцией после ее поставки потребителю (рис. 3).

Матрица распределения ответственности участников процесса «Управление несоответствующей продукцией в процессе изготовления и при входном контроле» представлена в табл. 1, «Управление несоответствующей продукцией после ее поставки потребителю» - в табл. 2.

В табл. 3 приведена информация, устанавливающая требования к осуществлению процесса «Управление несоответствующей продукцией» и включающая внешние норматив-

ные документы (законы, международные и национальные стандарты, СНиПы и др.) и внутренние документы СМК (ПСМК, ИМ, РИ; приказы директора, планы выполнения работ и т. д.).

Особое внимание следует уделять причинам возникновения несоответствий на предприятии, к которым относятся: недостатки планирования качества и безопасности; отсутствие своевременной актуализации документов; нарушение процедур реализации данных о качестве и безопасности; недостатки в организации

обучения персонала; несоответствующие условия труда; недостаточность взаимодействия с контролирующими сторонами организации; невыполнение предприятием требований заказчиков; отсутствие планирования и разработок новых видов продукции; не определены и документально не оформлены входные и выходные проектные данные; отсутствие оценки либо недостаточная оценка поставщика; неполные данные о качестве и безопасности продукции поставщика; отсутствие идентификации на всех этапах производства; неправильный выбор способа идентификации; ошибки при разработке технологических процессов; отсутствие ритмичности производства; недостатки технологической подготовки производства; недостатки по осуществлению технологической дисциплины; недостатки технического и санитарного состояния оборудования; отсутствие методик на методы контроля; оценка дефектов производится не в соответствии с классификатором дефектов; отсутствие анализа и учета потерь от несоответствий (брака).

К мерам, направленным на устранение причин появления несоответствия, относятся: настройка, регулировка или замена технологического оборудования; корректировка технологического процесса; корректировка процедур по входному и операционному контролю, а также контролю готовой продукции; изменения параметров производственной среды и (или) условий и сроков хранения продукции; действия, предпринимаемые по улучшению отдельных характеристик покупного сырья и материалов с целью обеспечения их соответствия НТД; замена закупленного сырья или непищевой продукции на аналогичную продукцию из другой поставленной партии; замена поставщика; переработка; повторная верификация несоответствующей продукции; поверка и калибровка средств измерений, аттестация испытательного оборудования; замена должностного лица, ответственного за выполнение задания по выпуску или проведение испытаний продукции.

Ресурсы процесса «Управление несоответствующей продукцией» приведены в табл. 4.

Внедрение процессного подхода СМК в практическую деятельность ООО МИП «Микровиноделие» и, в частности, руководства по процессу «Управление несоответствующей продукцией» дает возможность повысить уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособность предприятия в целом.

Таблица 1

Матрица распределения ответственности участников процесса «Управление несоответствующей продукцией в процессе изготовления и при входном контроле»*

Продолжение таблицы 2

№ | Этап процесса | Д 1 ЗД Р_ОТК ПЛ РПУ | ЗСК | МЗП

1. Входной контроль И И Р О У И

2 Извещение о . несоответствии И И Р И

Оформление акта на 3. несоответствующее сырье И И Р О У И

Анализ проблемы и 4. принятие решения об использовании И Р О У И У

5 Дополнительная . доработка И Р О У И

6. Повторный контроль И И Р О И

7 Документирование . результатов анализа И И Р О И

8 Решение об . использовании И Р О У И

Обнаружение отклоне-9. ния в процессе производства И И Р О

Информирование о 10 возможности появ-. ления несоответствующей продукции И И Р О

11. Регистрация отклонения И И Р О

12 Лабораторные . испытания И И Р О И

Маркировка 13. несоответствующей продукции И И Р О У

14 Помещение в изолятор . брака на склад И И Р О У

Анализ причины и 15. принятие решения об использовании И Р О У У И

16 Дополнительная . доработка И Р О У У И

17. Повторный контроль И И Р О И И

18 Снижение градации на . выпускаемую продукцию Р О У У У И И

19. Утилизация И Р У У О

* Примечание: Д - директор; ЗД - заместитель директора; Р_ОТК -руководитель ОТК; ЗЛ - заведующий лаборатории; ПЛ - производственная лаборатория; РПУ - руководитель производственного участка; ЗСК - заведующий складом; МЗП - менеджер по закупкам; ЗЛ - заведующий лабораторией; Р - руководитель процесса; О -ответственный исполнитель процесса; И - получающий информацию о проведении работ и результатах; У - участники процесса.

Таблица 2 Матрица распределения ответственности участников процесса «Управление несоответствующей продукцией после ее поставки потребителю»*

№ | Этап процесса 1 Д 1 ЗД I Р_ОТК 1 ЗЛ | РПУ

1. Получение претензии И И Р О И

2 Регистрация претензии в службе . качества И И Р О И

3. Определение характера претензии И Р О

4. Передача претензии в подразделение И Р О

5. Расследование по претензии И Р О И

6 Подготовка мотивированного отказа . потребителю И Р О

7 Выяснение с потребителем . возможности замены Р И О

8 Фиксация отказа потребителя . замены от Р О У

9 Удовлетворение требований . потребителя И Р О

10. Документирование сроков замены И И Р О И

11. Анализ причин И И Р О И

12. Установление размеров и способов компенсации Р О И И И

13. Взыскание компенсаций с нарушителей И Р

14. Разработка корректирующих мероприятий по устранению или минимизации брака И И Р И О

15. Оценка выполнения и эффективности корректирующих и предупреждающих действий И Р О И И

* См . примечание к табл. 1.

Таблица 3

Управляющая информация процесса «Управление несоответствующей продукцией»

Управляющая информация Владелец процесса Нормативный документ

Политика в области качества, ГОСТы, ТУ Заместитель РК-СМК-4.2.2.-01. Руководство по качеству ООО МИП «Микровиноделие», ГОСТы, СТО, РП-СМК-П8. Техническое и программное обеспечение

и СТО на продукцию, сырье, материалы директора

Рекламации со стороны потребителя Директор РП-СМК-У8.2.1.-14. Удовлетворенность потребителя

Результаты внутренних аудитов Заместитель директора ПСМК-8.2.2-01. Внутренние аудиты (анализ со стороны руководства)

Протоколы совещаний по вопросам качества и безопасности, приказы Директор РП СМК-П11. Внутренний обмен информацией, РП СМК- П10. Информационное обслуживание (приобретение, распространение, актуализация НД)

Данные анализа результативности СМК Руководитель ОТК ПСМК-5.6-01-2014. Анализ

результативности системы менеджмента качества

Рабочие инструкции Главный инженер РП-СМК-О9. Проектирование и разработка

Таблица 4

Ресурсы процесса «Управление несоответствующей продукцией»

Владелец Требования к ресурсам процесса

Ресурсы процесса процесса -поставщика ресурсов Нормативный документ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сырье и вспомогательные материалы Главный инженер РП-СМК-П7.4.1.-05. Обеспечение подразделений предприятия материально-техническими ресурсами

Обеспечение и поддержание инфраструктуры (технические и программные средства, транспорт, связь) Главный инженер РП-СМК-П6.3.-02. Поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры (ремонтно-монтажные работы, электроработы,связь, транспорт)

Высококвалифицированный персонал Начальник ОТК РП-СМК-П6.2.2.-01. Менеджмент персонала (планирование, подбор и прием на работу, расстановка и подготовка кадров)

Финансовое обеспечение Главный бухгалтер РП-СМК-У8.4.2.-03. Определение затрат на обеспечение качества работ и их анализ

Информационное обеспечение Главный инженер РП-СМК-У5.1.-16. Информационное обслуживание, РП-СМК-У5.5.3.-17. Внутренний обмен информацией (совещания, планерки, ознакомление с приказами, телефон, электронная почта и др.)

Технико- технологическое обеспечение Механик РП-СМК-П7.5.1.-07. Техническое обслуживание механизмов, электроинструмента и инструмент

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева, Н.М. Современные тенденции развития виноделия / Н. М. Агеева, Т.И. Гугучкина // Виноделие и виноградарство. - 2010. - № 5. - С. 4 - 5.

2. Djekic, Ilija. Quality and food safety issues revealed in certified food companies in three Western Balkans countries / I lija Djekic, Igor Tomasevic, Radomir Radovanovic // Food Control -

22 (2011) 1736 - 1741, [journal homepage: www.elsevier.com / locate / foodcon]

3. Aggelogiannopoulos, D. I mplementation of a quality management system (QMS) according to the ISO 9000 family in a Greek small-sized winery: A case study / D. Aggelogiannopoulos, E. H. Drosinos, P. Athanasopoulos

// Food Control 18 (2007) 1077 - 1085, [journal homepage: www.elsevier.com / locate / foodcon]

4. Григорьев, Л. Ю. О роли СМК в общей системе управления предприятием / Л. Ю. Григорьев // Методы менеджмента качества. - 2009. - № 4. -С. 14 - 15.

5. Ильина, И.А. Разработка процессно-ориентированной системы менеджмента качества малого предприятия на примере ООО МИП «Микровиноделие» / И. А. Ильина, Л. Э. Чемисова, И.А. Мачнева, А. И. Хармандарян // Вестник АПК Ставрополья. - 2014. -№ 3 (15). - С. 230 - 235.

Руководство процессом управления продукцией, не соответствующей нормативно-правовым актам, для малого инновационного предприятия

Ключевые слова

винодельческая продукция; несоответствующая продукция; руководство по процессу; система менеджмента качества

Реферат

Статья посвящена разработке руководства процессом системы менеджмента качества «Управление не соответствующей продукцией» для ООО МИП «Микровиноделие», являющимся одним из важных управляющих процессов СМК. Актуальность разработки обусловлена усиленным вниманием органов государственной власти России к развитию крестьянско-фермерских хозяйств и созданию благоприятной для них конкурентной среды. Процесс установления соответствия продукции требованиям национальных и международных стандартов, стандартов организации, а главное - требованиям к качеству и безопасности потребителей определяет пути улучшения и совершенствования системы менеджмента качества, обеспечивает уверенность предприятия в его эффективности и конкурентоспособности. Методологической базой исследований является принцип процессного подхода к разработке системы менеджмента качества для малого предприятия. Руководство процессом включает регламентированные процессы управления качеством винодельческой продукции, а именно: алгоритм и порядок выполнения операций, матрицу распределения ответственности, входные и выходные требования к процессу со ссылками на нормативную документацию, регламентирующую их выполнение, ресурсы и критерии оценки качества выполнения данного процесса, а также информацию, устанавливающую требования к осуществлению процесса «Управление не соответствующей продукцией».

Авторы

Ильина Ирина Анатольевна, д-р техн. наук, профессор, Мачнева Ирина Александровна, канд. с.-х. наук, Северо-Кавказский зональный НИИ садоводства и виноградарства, 350901, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 39, [email protected] Хармандарян Анастасия Игоревна,

Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149.

Leadership in Product Management Is Not an Appropriate Regulatory Legal Acts for Small Innovative Enterprises

Key words

wine production; management; quality; inconsistencies products algorithm

Abstracts

The article is devoted to the development of guidelines for the process of quality management system «Control of nonconforming product» for the IIP Ltd. «Mikrovinodelie», which is one of the important control of QMS processes. The urgency of developing due to intense attention of the government of Russia to the development of peasant farms and the creation of a favorable competitive environment for them. The process of establishing conformity to the requirements of national and international standards, standards organizations, and above all quality requirements and safety of consumers determine how to enhance and improve the quality management system, the company provides confidence in its efficiency and competitiveness.

Methodological basis of research is the principle of process approach to the development of a quality management system for small business. Manual process includes regulated quality management processes of wine production, namely the algorithm and the order of operations, the matrix of responsibilities, input and output requirements for the process with reference to the normative documentation regulating their implementation, resources and quality criteria of the present process, and and information, which establishes requirements for the implementation of the process, «Control of nonconforming product.

Authors

Ilina Irina Anatolyevna, Doctor of Technical Science, Professor, Machneva Irina Alexandrovna, Candidate of Agricultural Science, North-Caucasian Zonal Research Institute of Horticulture and Viticulture, 39, 40 Let Pobedy St., Krasnodar, 350901, kubansad@ kubannet.ru

Kharmandaryan Anastasiya Igorevna,

Kuban State University, 149, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040.

События и факты

Новый стандарт эффективности работы лабораторий - система ВЭЖХ сверхвысокого давления Agilent 1290 Infinity II от компании Agilent Technologies

Компания Agilent Technologies Inc. представила на рынке аналитического оборудования передовую систему ВЭЖХ сверхвысокого давления Agilent 1290 Infinity II. Система позволяет операторам, исследователям и руководителям лабораторий перейти на новый уровень эффективности работы за счет легкости в использовании высококачественного аналитического оборудования и возможности интеграции в лаборатории любого типа.

«Мы работали в тесном сотрудничестве с большим количеством клиентов, чтобы выявить самые уязвимые и труднорешаемые задачи, связанные с жидкостной хроматографией. И мы рады поделиться новым решением в области жидкостной хроматографии сверхвысокого давления с теми, кто желает добиться максимальной эффективности», - говорит Стефан Шьют, вице-президент, ген. директор отдела жидкостной хроматографии компании Agilent Technologies.

Система нового поколения Agilent 1290 Infinity II LC представляет надежную и высокоточную систему ВЭЖХ сверхвысокого давления. Уникальные возможности новой системы гарантируют высокое качество получаемых результатов, позволяют усо-

вершенствовать процесс проведения исследований для достижения максимальной эффективности и снизить экономические затраты лабораторий. Программное обеспечение OpenLAB Chromatography Data System обеспечивает сбор и управление данными, а также позволяет получать детальные отчеты о проведенных исследованиях.

Компания Agilent Technologies приглашает принять участие в презентации новой системы ВЭЖХ сверхвысокого давления Agilent 1290 Infinity II, которая состоится в Москве. Для участия в презентации необходимо пройти предварительную регистрацию по ссылке: http://www. chem.agilent.com/en-US/promotions/ Pages/infinity2-presentation-invitatio n-ru.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.