ников кластера обязательств по выполнению принятых на себя функций, формирование и распределение доходов от совместной деятельности, учет качества производимой продукции, варианты реализации и переработки, ответственность за невыполнение обязательств, порядок разрешения взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами внутри и вне кластера и др..
Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих субъектов птицеводства, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий птицеводства. Учитывая то обстоятельство, что современные конкурентные преимущества практически полностью обеспечиваются за счет преимуществ модернизации, инновации, технологий производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности птицепродуктово-го подкомплекса возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций модернизации и инновационного развития. Под диверсифицированным птицепродуктовым кластером понимается сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности основанных на совокупности базисных нововведений для птицепродуктово-го подкомплекса, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве. Процесс формирования кластерных структур не стандартизирован, поэтому существует возможность разработать уникальный, отвечающий всем требования специфического производства, диверсифицированный птицепродуктовый кластер Ростовской области. Создание диверсифицированного птицепродуктового кластера Ростовской области необходимо осуществлять поэтапно, создав первоначально рабочую
группу из заинтересованных субъектов птице-продуктового подкомплекса, власти, науки. На первом этапе рабочая группа анализирует условия и возможности создания диверсифицированного птицепродуктового кластера на базе крупных предприятий отрасли. Дальнейшим этапом работы является определение целевых ориентиров диверсифицированного птицепро-дуктового кластера, среди которых: определение структуры и состава участников; разработка нормативных документов; технико-экономическое обоснование; формирование механизма управления. Определение целевых ориентиров позволит разработать эффективную стратегию функционирования и развития диверсифицированного птицепродуктового кластера.
Считаем необходимым подчеркнуть важность использования административного ресурса органов власти, как инициатора создания диверсифицированного птицепродуктово-го кластера, обладающего необходимым потенциалом для внедрения, реализации и контроля определённого порядка взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.
Содействие Законодательного собрания Ростовской области, Министерства сельского хозяйство и продовольствия, Департамента малого предпринимательства Ростовской области, РОА «Донптицевод», НИИ и ВУЗов, ряда общественных организаций области позволит наиболее полно сформировать законодательные основы и избежать бюрократических застоев.
Создание регионального диверсифицированного птицепродуктового кластера, на наш взгляд, позволит привлечь научные учреждения, крупные и мелкие субъекты агробизнеса, повысить занятость сельского населения, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, значительно повысить экономическую эффективность производства.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ И КООПЕРАЦИИ
Черная А.Е., ст. науч. сотр. Всероссийского научно-исследовательского института
экономики и нормативов
Исследования, проводимые ФГБНУ ВНИИЭиН, позволяют говорить о том, что основным способом адаптации малых форм хозяйствования (МФХ) к условиям аграрных кризисов на фоне санкций Запада в отношении России и антисанкций, а также достижения поставленных задач по импортозамещению
сельхозпродукции, является их интеграция и кооперация с различными институциональными структурами [1]. Формирование интегрированных структур с участием МФХ в сельском хозяйстве способствует осуществлению сель-хозпроизводства на высоком современном технологическом и техническом уровне, при-
способлению к непрерывным изменениям конкурентной среды и рыночного спроса, а также к снижению влияния импортеров сельскохозяйственной продукции на региональных рынках.
Тенденция структурного соотношения валового производства сельхозпродукции крупным агробизнесом и МФХ с 2000 г. по 2014 г. изменяется в сторону роста крупных хозяйств (48,6%, по сравнению с 2000 г. -45,2%). Но доля МФХ остается превалирующей (2000 г. - 54,8% и 51,4% в 2014 г.). В настоящее время МФХ производят более половины отечественной сельхозпродукции. При этом отмечается сокращение числа сельхозор-ганизаций (СХО) почти в 2 раза за десять лет: на начало 2014 г. в России насчитывалось 158 тыс. СХО (на начало 2003 г. их было 314 тыс.). Численность же МФХ выросла в 4 раза: с 15,6 тыс. на 1.01.2003 г. до 62,5 тыс. на 1.01.2013 г. МФХ являются перспективным потенциалом импортозамещения для отечественных потребителей.
Процессы интеграции и кооперации МФХ являются характерной тенденцией развития сельского хозяйства на современном этапе, значительно уменьшают риски, присущие сельскохозяйственному производству. МФХ в основном зависимы от крупного агробизнеса, что создает основу для различного рода их взаимодействия в процессах интеграции. Развитие данных процессов в сельском хозяйстве и совершенствование механизма формирования таких интегрированных структур как агрокластеров является одним из приоритетных направлений после вхождения России в ВТО и осуществления требований по сокращению государственной поддержки сельского хозяйства [2].
МФХ, как участники кластера, действуя на договорной основе, осуществляют взаимоконтроль действий, которые закрепляются соответствующими составляющими институциональной среды - формальными (законы, программы, и др. нормативно-статусные акты) и неформальными институтами (нормы поведения, традиции, привычки и т.д.).
Эффективная работа сельскохозяйственных кооперативов во многом определяет развитие малого сектора аграрной экономики, способствует решению экономических и социальных вопросов на селе. Кооперация МФХ играет положительную роль при вхождении их в интегрированные структуры, в т.ч. в кластеры. Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяй-
ства (К(Ф)Х) и более 2 млн. товарных хозяйств населения.
Перед сельхозпроизводителями МФХ стоят серьезные проблемы открытия новых рынков сбыта. Низкая эффективность системы сбыта в аграрной сфере влечет за собой значительные потери сельскохозяйственной продукции и доходов. Формирование и развитие интеграции и кооперации МФХ в сфере снабжения и сбыта (в т.ч профессиональных ассоциаций сельхозпроизводителей), альтернативных крупным торговым сетям механизмов регулирования снабженческо-сбытовых процессов (биржевой, ярмарочной торговли), а также распространение оптово-розничных рынков сырья и продовольствия повышает эффективность работы сельхозпроизводителей, конкурентоспособность отечественной аграрной продукции на внутреннем рынке, снижает удельный вес импортного продовольствия в структуре личного потребления граждан и стоимость продовольственной корзины для потребителя.
Сельхозпроизводители МФХ Южного федерального округа являются основными источниками доходов и занятости сельского населения, выполняют важную роль в им-портозамещении сельхозпродукции и насыщении потребительского рынка продовольствием и сырьем. В структуре валового производства сельскохозяйственной продукции доля МФХ округа в 2013 г. составляла 51,1% против 50,9% в 2005 г., т.е. наблюдается обратная тенденция общероссийской, что говорит об их значительной роли в современном сельском хозяйстве ЮФО. Так, например, в Ростовской области МФХ являются основными производителями овощей, скота и птицы, а также молока. В настоящее время доля данных хозяйств в производстве основных продуктов, производимых всеми категориями хозяйств области составляет: в производстве овощей - 81,9%, скота и птицы (в живом весе) - 49,6%, молока - 89,1%. Около 45% жителей сельской местности области - представители К(Ф)Х, ЛПХ и среднего предпринимательства.
Значительную роль в организации аг-рокластеров могут оказать местные администрации, создавая определенные социально-экономические условия, а также могут выступать гарантами при получении кредитов участниками. Организация данных кластеров в регионах связана также с необходимостью
учета их специализации, которая влияет на взаимоотношения участников. Научные исследования ФГБНУ ВНИИЭиН выявили территории концентрации производства овощей, молока, скота и птицы в хозяйствах населения и К(Ф)Х Ростовской области с помощью группировок районов области по объемам производства, а также определена доля МФХ в общеобластном (все категории хозяйств) производстве данной продукции по зонам Ростовской области. Данные территории могут служить потенциальной базой организации кластерных объединений [3]. По разработанному прогнозу развития МФХ ЮФО на период до 2020 г. совокупная доля МФХ в сельскохозяйственном производстве ЮФО составит 51,9%. В том числе доля К(Ф)Х прогнозируется на уровне 15,5% , что превысит общероссийский показатель (9,3%), а доля хозяйств населения -36,4%. Следовательно, по прогнозным расчетам малый сектор аграрной экономики ЮФО в 2020 г. будет по-прежнему играть значительную роль в структуре аграрного производства округа [4].
В Южном федеральном округе также существует проблема отсутствия гарантированного и эффективного сбыта сельхозпродукции, произведенной МФХ, не налаженная система материально-технического и производственного обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства, а также хозяйств населения, что является одним из сдерживающих факторов их развития в сельском хозяйстве региона.
Заинтересованность и инициатива региональных управленческих структур округа в создании интегрированных структур с участием МФХ на основе интеграции и кооперации производства создает синергетический эффект от снижения рисков МФХ на основе инвестирования инноваций участниками [5]. Мотивацией создания таких структур может быть и незаинтересованность мелких сельхозтоваропроизводителей в увеличении цен на сельхозпродукцию посредниками, высоких посреднических наценках и накидках, влияющих на снижение спроса на товарных рынках и уменьшающих за счет перераспределительных процессов их прибыль.
Становясь участниками интегрированных формирований, МФХ ЮФО, как и страны в целом, решают проблемы создания эффективного институционального обеспечения, вовлечения в инновационные процессы. Участвуя в данных институтах, малые сельхозтова-
ропроизводители становятся конкурентоспособными в условиях глобализации, способны решать вопросы импортозамещения сельхозпродукции на основе использования инноваций, увеличения гибкости их реагирования на сельскохозяйственном рынке.
Таким образом, принцип системности в работе МФХ на основе интеграции и кооперации в период глобальных кризисов и решения многофакторных задач по продовольственной безопасности и обеспечению отечественных потребителей сельхозпродукцией в настоящее время приобретает особый смысл, позволяет повысить мобильность, эффективность их работы, а также заинтересованность в результатах производства.
Источники
1. Черная А.Е. Инновационный потенциал взаимодействия различных форм хозяйствования в аграрном секторе в условиях ВТО и экономических кризисов / Инновационное развитие АПК: механизмы и приоритеты : сборник статей по материалам участников второй ежегодной международной научно-практической конференции. Дата проведения; 21 мая 2015 г. Сергиев Посад. - М.: «Научный консультант», 2015 г. - С. 415-420.
2. Черная А. Е. Перспективы кластерного развития с участием малых форм хозяйствования в аграрном секторе Южного федерального округа // Организационно - экономический механизм инновационного развития агропромышленного комплекса : сб. науч. тр. / ГНУ НИИ экономики и организации агропром. комплекса Центр.-Чернозем. р-на Рос. Федерации. - Воронеж, 2014. - С. 237-239.
3. Черная, А. Е. Развитие специализированных малых форм хозяйствования // Перспективные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО и импортозамеще-ния : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 11 сент. 2014 г.) / Рос. акад. с.-х. наук. Сиб. регион. отд-ние. Сиб. науч.-исслед. ин-т экономики сел. хоз-ва; Учреждние образования «Гуманитарно-техн. акад.» (Респ. Казахстан). - Новосибирск, 2014. - С. 325-329.
4. Концепция социально-экономической государственной стратегии функционирования сельхозтоваропроизводителей России в условиях глобальных вызовов: монография / А.Н.Тарасов, О.И.Павлушкина, О.С. Добровольская и др. -Ростов н/Д: ФГБНУ ВНИИЭиН, Изд-во ООО «АзовПечать», 2015. - 212 с.
5. Институциональная модель преодоления рисков функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей: монография / А.Н. Тарасов, О.И. Павлушкина, О.С. Добровольская и др. - Ростов н/Д: ГНУ ВНИИЭиН, 2014. - 149с.