с установленным максимумом ставки на федеральном уровне. Что же касается единого налога на недвижимость, то переходить на него можно будет лишь тогда, когда «из-за удобства оборота люди сами начнут регистрировать свою недвижимость как единый объект» [4].
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108
2. «Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», и оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов».
3. Решение президиума Государственного совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц». 9 октября 2012 года, Москва, Кремль, http://state.kremlin.ru/state_council/16618
4. «Мировые новости — О Вести^и», от 27.12.2011., ttp://ovesti.ru/economic/3716-vvedenie-edinogo-naloga-na-nedvizhimost-otlozheno.html
А.А. Пахомова
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
Ключевые слова: птицепродуктовый подкомплекс, модернизация, ВТО, интеграция, кластер.
Технологическая модернизация птицепродуктового подкомплекса связана со сменой парадигмы развития, предусматривающей проведение дополнительных исследований, направленных на обеспечение модернизации и инновационного развития птицепро-дуктового подкомплекса и учитывающих членство России в ВТО.
Исследования показали, что в экономической и специальной литературе высказывается ряд опасений (с которыми автор солидарен), вызванных вступлением России в ВТО. Первое опасение состоит в том, что присоединение к Соглашению по сельскому хозяйству приведет к сокращению тарифных барьеров и увеличению притока импорта на российский рынок. Второе опасение заключается в том, что присоединение к Соглашению по сельскому хозяйству ограничит возможности предоставления экспортных субсидий. Опасения третьей группы связаны с возможностью сокращения выплат в поддержку доходов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Российское сельское
© Пахомова А.А., 2013
хозяйство страдает, главным образом, от недоразвитости таких институтов, как кредитование и страхование, где и возможна такая поддержка. Существует опасение по поводу продовольственной безопасности в том случае, если Россия станет более зависимой от импорта продовольственной продукции.
Исследования показали, что, по мнению целого ряда ученых и практиков, проблемы, связанные с адаптацией сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО, определяются рядом факторов:
- несмотря на определенные положительные изменения в последние годы, сельское хозяйство еще не в полной мере преодолело последствия реформ 90-х годов и кризиса 2008-2010 гг.;
- крайне низким остается уровень доходности большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации производимой ими продукции, не обеспечивающей расширенное воспроизводство и достижение целей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, что привело к образованию кредиторской задолженности в размере 1,5 трлн рублей, превышающей годовую выручку от реализации продукции сельскохозяйственных организаций;
- недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов не позволяет в необходимых темпах модернизировать сельскохозяйственное производство, что негативно сказывается на его конкурентоспособности;
- экономика России уже начала функционировать в рамках Единого экономического пространства, что требует согласования всех принятых условий вступления в ВТО с партнерами.
Наряду с опасениями высказываются и выгоды для потребителей и для экономики страны, которые могут проявиться в следующем: доступ российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов. При согласовании обязательств России со странами-членами ВТО для птицеводческой отрасли практически сохранены действующие условия. Негативное влияние на дальнейшее развитие птицепродуктового подкомплекса может оказать снижение таможенных пошлин на другие виды мяса и готовую продукцию, а также тенденции развития мировой и российской экономики. Учитывая, что рынок мяса птицы функционирует как единое целое с другими рыками мяса и оказывает взаимное влияние, как на объемы потребления, так и на ценообразование, уступка в виде снижения таможенных пошлин может отрицательно повлиять на развитие отечественного производства, не только птицеводства, но и других подотраслей животноводства [1].
Совершенствование форм и методов государственной поддержки птицепродуктового подкомплекса с учетом членства России в ВТО учтены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, разработанного Минсельхозом России совместно с учеными Россельхозакадемии, где обоснованы размеры государственной поддержки (85,5 млрд. руб.) для проведения модернизации птицепродуктового подком-
плекса и обеспечения прогнозируемого уровня рентабельности мяса и яиц с учетом субсидий 16,9-23,4%. Прогнозируемая государственная поддержка рассчитана на период до 2020 года по следующим направлениям: на поддержку племенного птицеводства в сумме 4,8 млрд. руб., субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам в сумме 10,5 млрд. руб., субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на развитие птицеводства в сумме 68,3 млрд. руб., компенсации части затрат по страховым платежам в сумме 1,9 млрд. руб.
Исследования показали, что за последние годы в России цены на мясо птицы и яйцо остаются практически стабильными, что связано с насыщением рынка птицеводческой продукцией, а также уровнем платежеспособности населения. С учетом ежегодного роста цен на потребляемые ресурсы доходность птицеводческих предприятий снижается. Так, в 2012 г. по сравнению с 2005 г. стоимость корма увеличилась практически на 80%, электроэнергии - в 3,6 раза, топлива - в 2,3 раза, бензина - в 2,7 раза. При этом отпускные цены на птицеводческую продукцию увеличились в среднем на 30%.
В результате в 2012 году рентабельность от реализации мяса птицы не превысила 10,2%, яиц - 11,4%, что составляет с учетом компенсации части затрат на корма 4,8 рублей прибыли на 1 кг живой массы, при этом в среднем на 1 кг мяса птицы приходится более 3 рублей возврата кредитных средств. В среднем по сравнению с 2005 годом рентабельность снизилась на треть (средняя по отрасли рентабельность продукции составила в 2005 году 17,6%, в 2006 году - 12,3%, в 2007 году - 12,6%). Такая ситуация прогнозируется и на последующие годы, что значительно снизит доходность предприятий и возможность погашения кредитов. Ситуация может усугубиться и за счет усиления конкуренции на продовольственном рынке, в том числе за счет изменения условий поставок.
Поэтому, по мнению автора, без государственной поддержки, направленной на наращивание производства птицеводческой продукции и увеличения прогнозируемой рентабельности, отрасль не сможет выйти на новый уровень развития. Автор считает, что в этой сложной ситуации нельзя надеяться только на финансовые вливания из федерального бюджета, а необходимо обеспечить дальнейшие меры по повышению конкурентоспособности птицеводческой продукции, включающие в себя современные формы интеграции.
Проведенные исследования состояния и тенденций развития птицепродуктового подкомплекса в современных условиях свидетельствуют о необходимости поиска новых форм координации, взаимодействия и интеграции среди субъектов хозяйствования. Несмотря на определенную массу преимуществ, которые формируются промышленно-производственными подсистемами АПК и уже реализуются при интеграции, во многих случаях они используются не в полной мере, что, во-первых, не отвечает современным потребностям рынка; во-вторых, свидетельствует о сохранении некоторого дисбаланса в управлении целевыми интересами; в-третьих, снижает положительную синергию объединения участников. Изученные нами на примере птицепродуктового подкомплекса Ростовской области формы интеграции субъектов агробизнеса подтверждают отсутствие баланса и координации в управлении развитием и взаимодействием субъектов агробизнеса и всего птицепродуктового подкомплекса в целом. Концепция кластерной политики РФ предполагает развитие территориально-производственных кластеров [3].
Учитывая специфику и современное состояние птицепродуктового подкомплекса, автором предложен механизм создания и функционирования диверсифицированного пти-цепродуктового кластера Ростовской области, под которым понимается взаимодействие
на базе территориальной концентрации субъектов хозяйствования, обеспечивающих выполнение функций управления, производства, сбыта и потребления, инфраструктуры, межотраслевого партнерства, стратегическим результатом деятельности которых является расширение производства, повышение конкурентоспособности птицепродукции и инновационного развития отрасли. Создание диверсифицированного птицепродуктового кластера Ростовской области необходимо осуществлять поэтапно, создав первоначально рабочую группу из заинтересованных субъектов птицепродуктового под комплекса, власти, науки [2]. Инновационный диверсифицированный птицепродуктовый кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности и инновационного развития, позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы: внутриотраслевой иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения внутри диверсифицированного птицепродуктового кластера. Проект возможных участников диверсифицированного птицепродуктового кластера Ростовской области представлен на рисунке. Считаем необходимым обозначить административный ресурс всех уровней Ростовской области, как инициатора создания диверсифицированного птицепродуктового кластера, обладающего необходимым потенциалом для внедрения, реализации и контроля определённого порядка взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Управление диверсифицированным птицепродуктовым кластером предусматривает координацию, взаимодействие, учет интересов, контроль выполнения и стратегию развития всех интегрированных структур. Для этого автор считает рациональным создание координационного совета управления диверсифицированным птице-продуктовым кластером, включающего представителей всех субъектов хозяйствования (административного аппарата всех уровней, производителей птицеводческой продукции, межотраслевого партнерства, сбыта и переработки, инфраструктуры, науки и образования).
Участие в координационном совете предполагает выборную форму в каждом из объединенных участков. Автор полагает, что таким образом произойдет соблюдение и учет интересов всех хозяйствующих субъектов диверсифицированного птицепродуктового кластера. Создание и функционирование диверсифицированного птицепродукто-вого кластера приведет к созданию принципиально новых хозяйствующих субъектов (наукоемкая переработка птицепродукции, упаковочные станции, 1Т-компании, организации и др.), возрождению забытых (инкубаторно-птицеводческие станции, отраслевые центры и др.) и адаптации уже существующих (К(Ф)Х, ЛПХ, финансово-кредитные учреждения).
Развитие аутсорсинга и франчайзинга в птицепродуктовом подкомплексе становится необходимым элементом инфраструктуры агробизнеса. Автором определены основные направления внедрения аутсорсинга: информационные технологии, бизнес-процессы, трудовые ресурсы, управление мощностями организации, производства по контракту, маркетинг. Целью аутсорсинга в диверсифицированном птицепродуктовом кластере является использование субъектами среднего и малого агробизнеса внешних ресурсов на виды деятельности, которые не являются доминирующими, с заключением договора субподряда со специализирующимися организациями. Франчайзинг позволит существенно увеличить производительность субъектов диверсифицированного птицепродуктового кластера за счет привлечения дополнительных трудовых и финансовых ресурсов, минимизации риска, тиражировании апробированных технологий и услуг, снижая риск банкротства.
Сегмент сбыта и потребления Действующие: экспорт продукции (ООО «ЕВРОДОН», ООО «Производственная компания ОПТИФУТ и др.), пищевая промышленность (ООО «Калитвинский
мясоперерабатывающий комбинат». ОАО АФ «Приазовская», ООО «Евродон» и ФЛ «Семикаракорский МПК», ООО «Цимлянский мясокомбинат», ООО «ДМК», ООО «Таганрогский колбасный завод», ООО «Аксайская кондитерская фабрика», ООО «Ирис», ООО «ТАНДЕМ-ВП») и др., оптово -розничные потребители (торговые предприятия Ростовской области). Проектируемые: косметическая, химическая, фармацевтическая промышленность
Рис. Проект участников диверсифицированного птицепродуктового кластера Ростовой области
Сегмент инфраструктуры Действующие: финансово-кредитные учреждения (ОАО «Россельхозбанк, ОАО «Сбербанк России», «Внешэкономбанк»ВТБ, Донхлеббанк, ОАО «Центр-инвест» и др. ), страховые организации (ООО «Группа Ренессанс Страхование», ООО СК «Цюрих. Ритейл», ОСАО «Ингосстрах», СГ «Адмирал», ОАО «Росгострах», ОАОСК «Эни» и др.), Лизинговые услуги («РАФ-лизинг», «РТК-Лизинг», «Вектор-Лизинг», «Максимум Лизинг», ЛК «Атлант-М Лизинг», «Центр-Лизинг», ЛК при банке «Центр-Инвест», «Адмирал-Лизинг», ГК «Лизинговое агентство», ООО «Лизинговая компания «Ростовская областная АККОР», «Южная лизинговая компания» и др.) Проектируемые: франчайзинг, сервисные организации, колсандинговые организации, 1Т -компании, рекрутинговые агентства, аутосортинговые компании
Приоритетность целей на каждом этапе развития и функционирования диверсифицированного птицепродуктового кластера будет определять координационный совет, уступка в уровне доходности в любом сегменте кластера будет носить вынужденный и временный характер, так как координация, развитие и взаимодействие не только окажет синергический эффект для субъектов хозяйствования диверсифицированного птицепродуктового кластера, но и распространится на смежные отрасли. Преимуществом диверсифицированного птицепродуктового кластера также является эффект охвата, возникающий при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для производства нескольких видов продукции птицеводства. Этот фактор характеризуется многофункциональной природой. При группировке субъектов агробизнеса в диверсифицированный птицепродуктовый кластер эффект охвата значительно усиливается, так как возникает возможность использовать многофункциональный фактор при минимизации трансакционных издержек, связанных с его передачей. Структура диверсифицированного птицепродуктового кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств за счет повышения эффекта производственной структуры, что позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени. Недостаточно эффективное использование научно-технического прогресса, нередко спонтанное освоение перспективных инновационных мероприятий и, вследствие этого, невысокие темпы экономического роста отрасли определили значимость разработки концепции диверсифицированного птицепродуктового кластера Ростовской области.
Проведенные исследования показали, что создание в Ростовской области диверсифицированного птицепродуктового кластера позволит обеспечить долговременную динамику устойчивого роста на основе модернизационно-инновационного развития пти-цепродуктового подкомплекса, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, что значительно увеличит доходность предприятий, повысит производительность труда. При этом развитие и успешное функционирование диверсифицированного птицепродуктового кластера, по мнению автора, будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию сельских территорий, приведет к созданию альтернативных источников занятости сельского населения и повышению уровня его профессиональной подготовки, а также обеспечит участие сельских субъектов предпринимательства в развитии социальной и инженерной инфраструктуры села. Развитие производства птицепродукции в условиях диверсифицированного птицепро-дуктового кластера приведет к повышению качества продукции, расширению ассортимента, снижению издержек производства, что позволит отечественной птицеводческой продукции конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Литература
1. Огнивцев С.Б. Проблемы АПК России и возможные пути их решения // Экономика с.-х. и перераб. предприятий.- 2009.-№7.- С.10-13.
2. Пахомова А.А. Формирование и развитие агропромышленного сектора в регионе// Вестник ИНЖЭКОНА серия: экономика. - 2011.- Выпуск 2 (45)-.С. 104-111
3. Ушачев И. О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТ// http://www.vniiesh.ru/ news/9651.html