Научная статья на тему 'Организационно -экономический механизм управления модернизационым и инновационным развитием птицепродуктового подкомплекса'

Организационно -экономический механизм управления модернизационым и инновационным развитием птицепродуктового подкомплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПТИЦЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно -экономический механизм управления модернизационым и инновационным развитием птицепродуктового подкомплекса»

А.А. Пахомова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОНЫМ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

Ключевые слова: модернизация, инновационное развитие, птицепродуктовый подкомплекс, механизм, управление.

Анализируя существующие взгляды ученых-экономистов на механизмы в экономике, необходимо отметить высокую степень их терминологической неопределенности. Содержание понятия «механизм» в экономической литературе трактуется по-разному, одни авторы считают, что хозяйственный механизм представляет собой систему взаимосвязанных, взаимообусловленных форм и методов управления общественным производством и его структурными составными частями. По определению других ученых - это механизм действия экономических законов, представляющий совокупность объективных экономических форм, которые выражают взаимосвязь и взаимодействие экономических потребностей, интересов и стимулов, централизованных и децентрализованных форм управления и хозяйствования. В новейшей экономической литературе термин «хозяйственный механизм» употребляется редко, однако «он подразумевается, когда речь идет о механизмах адаптации существующих экономических систем, их социально-институциональных рамок к новым технологиям и структурным изменениям, к новому типу экономического роста». Основополагающий вклад в теорию экономических механизмов внесли лауреаты Нобелевской премии Лео Гурвиц, Роджер Майерсон и Эрик Маскин, по мнению которых, самое общее определение - это взаимодействие между экономическими субъектами [1].

Проведенные исследования показали, что формирование организационно-экономического механизма хозяйствования в птицепродуктовом подкомплексе предполагает совершенствование системы управления, создание на предприятиях подкомплекса эффективных систем производства, переработки, транспортировки, хранения и реализации продукции, на активизацию инвестиционных и инновационных процессов и обеспечению на этой основе модернизацию производства и повышение конкурентоспособности отрасли птицеводства на внешнем и внутреннем рынках. Организационно-экономический механизм хозяйствования, по нашему мнению, представлен двумя составными частями: организационный механизм, включающий нормативно-правовое и информационное обеспечение, организационно-производственную структуру, функции и методы управления, маркетинг и логистику, организацию труда; экономический механизм, включающий прогнозирование и планирование, ценообразование на материально-технические ресурсы, используемые в отрасли, финансирование и кредитование, страхование, оплату труда и материальное стимулирование и др. Как показывают исследования и практика, управление процессами модернизации и инновационного развития птицепродуктовым комплексом зависит от множества факторов: принципов, целей, функций и задач управления, организационных структур и состава специалистов, методов и процессов управленческой деятельности, информационной базы, технического, кадрового, финансового и правового обеспечения системы управления, методов и стиля работы кадров управления. Все пере-

© Пахомова А.А., 2013

численные элементы управления образуют единую целостность - систему, в которой они связаны между собой причинными связями, находятся в постоянном развитии и поэтому при совершенствовании системы управления их необходимо учитывать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости. В современных условиях управление модернизаци-онно-инновационными процессами представляется возможным осуществлять на основе программно-целевого метода. Этот метод позволяет определить необходимость формирования тех или иных структур управления для выполнения объективно необходимых функций системы управления при реализации намеченных программ, поскольку функции диктуют необходимость создания управленческих структур, содержание и характер их деятельности.

Для скоординированного взаимодействия всех уровней управления технологическим развитием птицепродуктового подкомплекса предлагается следующая схема вертикали власти (см. рис.1).

Правительство РФ, - Государственное регулирование технологического развития народного хозяйства

Минсельхоз России - Государственное регулирование развития сельского хозяйства (подразделение по технологическому развитию птицепродуктового подкомплекса)

Региональные органы управления сельским хозяйством -региональное регулирование технологического развития сельского хозяйства ( подразделение по технологическому развитию птицеводства)

Муниципальные органы управления сельским хозяйством, регулирование технологического развития сельского хозяйства, (подразделение по технологическому развитию отрасли) птицеводства

Птицефабрики - специалисты по управлению технологическим развитием отрасли птицеводства

Федеральные целевые программы технологического развития отраслей народного хозяйства

Целевые программы технологического развития сельского хозяйства России

Целевые программы технологического развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации

Целевые программы технологического развития сельского хозяйства субъектов муниципальных образований

Собственные долгосрочные программы технологического развития отрасли птицеводства, бизнес-планы

Программно-целевой метод прогнозирования и планирования Унифицированные функции органов управления всех уровней Чёткое разграничение полномочий, ответственности, контроля Система государственного информационного обеспечения

Рис. 1. Схема вертикали власти для управления технологическим развитием птицепродуктового подкомплекса России

К числу первоочередных направлений совершенствования системы управления в АПК в целом, и в птицепродуктовом подкомплексе в частности, по мнению автора, следует отнести: переход от политики невмешательства к упреждающему государственному регулированию экономических и социальных процессов, контролю за скоординированной деятельностью и пропорциональностью развития отраслей АПК, за расходованием бюджетных средств, освоением новых современных технологий производства, форм и методов управления и др. В регулирование производства птицеводческой продукции

для питания населения и сырья перерабатывающей промышленности, считаем необходимым, использовать все накопленное мировой практикой многообразие методов воздействия на экономику.

Следует применять практику общественного просвещения за счет широкомасштабной реализации национальных программ, исследования перспектив технологического развития на основе метода Дельфи. Исследования перспектив технологического развития «форсайты» целесообразно проводить регулярно, что позволит системно определять долгосрочное развитие науки, техники и технологий. Для организации такой программы формируется группа, включающая ключевые фигуры из правительства, науки, птицепродуктового подкомплекса.

Для активизации модернизационно-инновационных процессов в птицепро-дуктовом подкомплексе обоснована авторская концепция формирования государственно-рыночного механизма обеспечения технологического развития птицепродуктового подкомплекса (далее - Концепция). Концепция представляет собой общий замысел модернизации птицепродуктового подкомплекса, выражающийся в формулировке главных целей и приоритетов технологического развития отрасли птицеводства в плановом периоде и определении системы взаимоотношений между государством, научно-технической, производственной сферой и рыночными сегментами, выборе важнейших форм, средств и методов обеспечения постоянного совершенствования и обновления производственно-технологической базы подкомплекса. Основной целью Концепции, по нашему мнению, является определение основных стратегических подходов к созданию органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации механизма управления технологическим развитием птицепродуктового подкомплекса, обеспечивающего организацию эффективного взаимодействия финансовых и административных ресурсов отраслевых министерств, взаимосогласованную деятельность власти, науки и бизнеса, привлечение мощного общественного ресурса для технологического развития подкомплекса. Реализация Концепции направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного технологического развития птицепродуктового подкомплекса с целью достижения высокой конкурентоспособности в условиях глобализации экономики. Основные идеи Концепции базируются на эффективном использовании имеющегося ресурсного потенциала птицепродуктового подкомплекса и отраслей, поставляющих для него оборудование, технику, технологии, оборотные средства в целях обеспечения потребности населения в продуктах питания, обеспечения пищевой и перерабатывающей промышленности сырьем.

Концепция предусматривает высокие темпы технологического развития пти-цепродуктового подкомплекса на основе модернизационно-инновационного развития, массового внедрения перспективных инноваций и становления нового технологического уклада, коренного обновления научно-производственного потенциала, повышение конкурентоспособности и эффективности отрасли птицеводства, рост производительности труда, устойчивое развитие подкомплекса в целом. Птицепродуктовый подкомплекс представляет собой сложную интегрированную систему, обладающую совокупным эффектом деятельности, реализующимся через механизм организационно-экономических отношений государства и субъектов бизнеса птицепродуктового подкомплекса. Исследуя этапы развития организационно-экономических отношений птицепродуктового подкомплекса, можно прийти к выводу, что организационно-экономические отношения отражают стратегию развития и меры по достижению целевых индикаторов птицепродуктового подкомплекса. Формы и методы государственного регулирования и саморегулирования

организационно-экономических отношений зависят от форм и моделей интегрированных формирований. Считаем целесообразным в птицепродуктовом подкомплексе более широкое использование государственно-частного партнерства и программно-целевого метода управления.

В процессе перехода к программно-целевому методу управления сложились следующие организационные модели государственно-частного партнерства в реализации целевых отраслевых программ: государство-сельхозпроизводитель, государство -агро-холдинг, государство - саморегулируемые организации. При реализации модели «госу-дарство-саморегулируемые организации» на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, отдельных видов продукции. Между Минсельхозом РФ, представляющим интересы государства, и саморегулируемыми организациями (отраслевыми союзами), представляющими интересы бизнеса, заключаются соглашения о сотрудничестве и перераспределении функций регулирования отраслью. Совместными усилиями они корректируют планы развития отрасли на основании предоставленных наукой прогнозов и разрабатывают прогнозы размещения отраслей по регионам. Минсельхозы регионов совместно с региональными отделениями отраслевых союзов на основании этих прогнозов разрабатывают региональные программы развития отраслей, которые являются основанием для обоснования Соглашений на производство продукции между Минсельхозом РФ и регионом.

Основной российской птицеводческой ассоциацией является некоммерческая организация «Российский птицеводческий союз» (НКО «Росптицесоюз»), созданный при поддержке Минсельхоза России в 2001 г. как национальное отраслевое объединение птицеводов, призванное обеспечить более эффективную работу птицеводческих хозяйств России, координировать их деятельность, представлять и защищать экономические интересы отрасли [2]. Членами «Росптицесоюз» являются птицефабрики, племенные хозяйства, региональные бизнес-ассоциации (союзы), мясоперерабатывающие предприятия, производители комбикормов, ветпрепаратов и техники, научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации (см. рис. 2).

РЬшс-надщгаг пггщгводчккнг бизнас-ассоциадш:: Курт-ш ппш^прсм.

Снбирьпти цеп ром, Сре дне уралит ®в(е дртрДам бовпти ф пром, Донппшгвод ТЕ£рьлшца. Нявдиибирсш1ТЕцеиноз, Дкупшщкмоз. Ку&адьппщкоки.

Удь_чновсь1шщ5сж>5. Оме ШТТШК(ИОЗ

ч_!_

л

У

Рис. 2. Схема состава участников НКО «Российский птицеводческий союз»

Как показали исследования, бизнес-ассоциация как некоммерческая организация, выступает посредником во взаимоотношениях между бизнесом, государством и обществом. Поддержка бизнес-ассоциаций со стороны государства и общества обуславливается созданием значимых общественных благ - повышение продовольственной независимости, снижение государственных затрат на регулирование отрасли. Основной целью бизнес-ассоциаций является лоббирование их интересов в органах власти. Бизнес-ассоциации, первоначально созданные как лоббистские, постепенно трансформируются в организации саморегулирования и сорегулирования, приобретая статус особого регулятора на своем отраслевом рынке. На эффективность деятельности птицеводческих ассоциаций оказывают влияние значимость отрасли для государства и общества, состояние конкурентной среды и концентрации рынка, ее стратегическая привлекательность для инвесторов. Наблюдаемые существенные региональные различия в темпах развития производства, специализации и уровня самообеспеченности ведут к различной активности в уже существующих региональных птицеводческих бизнес - ассоциациях.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что сущность организационно-экономических отношений государства и бизнеса в системе модернизации птицепродуктового подкомплекса представляет собой систему государственного регулирования и саморегулирования экономических отношений участников птицепродуктового подкомплекса с целью повышения конкурентоспособности и устойчивого развития отрасли и обеспечения на этой основе потребностей населения в продуктах птицеводства - мясе птицы и яйцах. Важным для успешного развития пти-цепродуктового подкомплекса, как показывают исследования и практика, является совершенствование организационного механизма управления процессами модернизацион-но-инновационного развития подкомплекса, который нами рассматривается в единстве с экономическим механизмом. Исследования показывают необходимость переориентации функций управления на предприятиях подкомплекса на основе использования следующих основных принципов: диагностика состояния производства продукции птицеводства после осуществления модернизации отрасли, оперативное планирование модерни-зационно-инновационных процессов (см. табл. 2).

Таблица

Модель оперативного управления процессами модернизации в птицеводстве

Диагностика состояния производства продукции птицеводства на основе модернизации Технико-технологическое состояние оборудования, анализ затрат ресурсов на производство продукции (электроэнергии, кормов и др.), экономические показатели деятельности отрасли (валовой доход, себестоимость, рентабельность, окупаемость инвестиций, уровень модернизации и др.)

Оперативное планирование процессов модернизации Составление баланса материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для проведения модернизации, определение источников финансирования, оценка эффективности инвестиционных проектов и др.

Организация контроля процессов модернизации Доведение плановых заданий до исполнителей, установление графика и форм оперативной отчетности, распределение материально-технических ресурсов и кадров, выполнение заданий в соответствии со сложившимися условиями и др.

Таким образом, устойчивое развитие птицепродуктового подкомплекса в значительной мере зависит от уровня формирования механизма хозяйствования, под которым нами понимается система управления и регулирования хозяйственными и государственными институтами экономических отношений в организации производства продукции птицеводства и продуктов ее переработки, транспортировке, хранении и реализации; модернизации технологических процессов; материально-техническом и информационном обеспечении, конкретизированных в нормах, правилах, методах воздействия, направленных на обеспечение расширенного воспроизводства отрасли птицеводства и решение социальных задач.

Библиографический список

1. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - с. 4-26

2. Учредительный договор о создании и деятельности некоммерческой организации «Российский птицеводческий союз» // URL: http:///www.rps.ru/

А.В. Пацула А.Ю. Романко

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СЕКТОРА КАЛУжСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: регулирование, развитие, технопарки, транснациональные корпорации, Калужская область, иностранные инвестиции.

Современный мир характеризуется глобализацией и интернационализацией экономических процессов. В начале XXI века вектор научно-технического прогресса существенно повлиял на развитие предметной сферы экономической науки: наряду с анализом хозяйственной жизни в настоящее время все большее распространение получают исследования, способствующие удовлетворению потребности в успешном экономическом действии, прогнозированию и проектированию наиболее эффективных реакций на внешние воздействия, максимизации результативности работы организаций и компаний на внешних и внутренних рынках. С нашей точки зрения, в грядущую эпоху ведущую экономическую, социальную и политическую роль будут играть те страны, которые смогут найти действенные и гибкие институциональные механизмы регулирования процесса развития индустриального и информационного производства.

С каждым годом рост экономики Российской Федерации привлекает все больше и больше иностранных инвестиций и капитала в отечественные регионы. Зарубежным корпорациям выгоднее строить свои заводы за пределами двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга - что позволяет сделать корпоративный start-up более экономически выгодным проектом, тем более что, зачастую, иностранным предприятиям предоставляются определенные льготы местными муниципальными органами управления. И как показы-

© Пацула А.В., Романко А.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.