Посевные площади Валовой сбор, тыс. т Производство переваримого протеина, тыс. т Выручка, млн руб. Себестоимость, млн руб. Прибыль, млн руб. Рентабельность, %
Республика Башкортостан
рекомендуемая 3133 275,5 8663 6326 2337 36,9
фактическая 2920 258,1 7532 5789 1742 30,1
реком. по отношению к с эакт.:
+/- 213 17 1131 537 595 6,8 п.п.
в % 107 107 115 109 134 х
Переход к рекомендуемой структуре посевов позволит увеличить валовой сбор зерновых культур в Черноземной зоне на 163 тыс. т, или на 7%, Нечерноземной зоне - на 51 тыс. т, или на 9%, что по республике составит 213 тыс. т Увеличивается также производство переваримого протеина - в Черноземной зоне - на 15 тыс. т (на 7%), Нечерноземной - на 3 тыс. т (на 5%). Увеличение производства переваримого протеина приобретает особое значение в условиях приоритетного развития в стране отрасли животноводства.
Переход к рекомендуемой структуре посевных площадей позволит также повысить рентабельность зерновой отрасли в республике на 6,8 процентных пунктов и увеличить прибыль, получаемую
сельскохозяйственными предприятиями от зернового хозяйства, на 595 млн руб., или на 34%.
Повышение эффективности зернового хозяйства является отправной точкой повышения эффективности отраслей животноводства и всего сельскохозяйственного производства в стране, что позволит усилить конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях глобализации мирового продовольственного рынка.
Источники
1. Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М.: «ЭКОНДС-К», 2002.
2. Гусманов Р.У., Саитов А.Х. Эффективность производства зерна на товарные цели. - Уфа: Гилем, 2008.
3. Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. - Уфа: Гилем, 1997.
МЕХАНИЗМЫ государственной поддержки рынков сбыта аграрной продукции
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А.Е. Черная, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
Государственная поддержка развития рынков сбыта аграрной продукции является одним из условий создания устойчивой аграрной структуры и системы продовольственной безопасности России в условиях глобализации мирового продовольственного рынка. Оптимальная государственная поддержка в долгосрочной перспективе может быть определена на основе четко разработанных направлений аграрной политики по развитию сбыта аграрной продукции в долгосрочной перспективе, учитывающих необходимое обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства, т.е. правильно сформированным отечественным продовольственным рынком; укреплением организационно-экономического функционирования и повышением конкурентоспособности российских сельхозпроизводителей.
На разных этапах развития аграрной структуры рынков сбыта сельскохозяйственной продукции государственная поддержка будет изменяться и корректироваться. До конца текущего 2012 г. эта поддержка будет носить индикативную форму. Да-
лее, в долгосрочной перспективе (до 2020 г.), будет постепенно происходить либерализация торговли.
В условиях глобализации мирового продовольственного рынка будет происходить усиление конкуренции на внутреннем аграрном рынке России как между импортерами и отечественными сельхозпроизводителями, так и между различными категориями хозяйств. Увеличение поддержки со стороны государства потребуется малым и средним агроструктурам.
Одна из задач аграрной политики государства -повышение товарности сельхозпродукции малых форм хозяйствования (МФХ). В настоящее время влияние рыночных сигналов гораздо сильнее на структуру товарной продукции, чем меры принимаемые государством. При больших объемах производства МФХ в структуре сельхозпродукции, товарность отдельных видов продукции значительно ниже, чем в сельскохозяйственных организациях (СХО).
ГНУ ВНИИЭиН при участии автора произведен прогноз изменения товарности сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств на 2012 и 2020 гг. (табл. 1).
Таблица 1 - Прогноз товарности сельскохозяйственного производства по категориям хозяйств РФ, %
Наименование 2008 г. (факт 2012 г. 2020 г.
СХО К(Ф)Х ЛПХ СХО К(Ф)Х ЛПХ СХО К(Ф)Х ЛПХ
Зерно 54,2 46,7 - 64,0 58,0 - 65,6 64,2 -
Овощи 75,1 68,8 20,2 77,7 75,1 21,7 77,8 84,3 25,0
Картофель 59,0 47,7 21,6 61,9 49,7 24,0 66,5 52,9 29,9
Скот и птица (в живом весе) 100 80,8 43,8 100 69,2 46,1 100 64,3 52,2
Молоко 92,3 59,2 30,7 93,0 52,0 30,7 93,0 49,6 34,5
Источник: Авторские расчеты.
Прогнозируемая товарность основных видов продукции, произведенных в крупных хозяйствах в 2012 г. выше и СХО будут оставаться основными поставщиками перерабатывающих предприятий и торговли. Одним из негативных факторов замедления темпов роста товарности к 2020 г. в данной ка-
тегории хозяйств является несовершенство государственной поддержки рынков сбыта.
К 2020 г. крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) значительно снизят позиции по товарности продукции животноводства. В личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) товарность вырастет, но незначительно. Невовлеченность МФХ в многоканаль-
ные схемы рынка сбыта и их разрозненность, являются препятствием роста товарности их продукции. Объединение МФХ в СПоК (сельскохозяйственных потребительских кооперативов) увеличит их доступ к гораздо большим каналам сбыта.
В настоящее время регулирование импорта продуктов питания может регулироваться государством оперативным применением мер таможенно-тарифного регулирования в целях защиты внутреннего продовольственного рынка страны, рационализации экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. Для реальной государственной поддержки сельхозпроизводителей нужны меры по расширению вывоза продукции сельского хозяйства с одновременным увеличением производства сельхозпродукции, применением стратегии импортоза-мещения.
Важной составляющей влияния государства в условиях глобализации на развитие сбыта сельскохозяйственной продукции является формирование страновой структуры рынков сбыта экспортной продукции. Необходимо расширение внешнеэкономических связей со странами Ближнего и Дальнего зарубежья, ЕврАзЭС, Таможенного союза, а также уделение внимания переориентации экспорта сельхозпродукции на продукты ее глубокой переработки.
Одним из значимых направлений в развитии инфраструктуры рынков сбыта аграрной продукции является обеспечение доступа к нему агроструктур всех форм хозяйствования. В долгосрочной перспективе (до 2020 г.) необходимо развитие государством системы оптовых продовольственных рынков и других оптовых структур; развитие многоуровневой сбытовой кооперации на районном уровне; поддержка и организация биржевой продуктовой торговли.
Другим значимым направлением является разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения различных продуктовых рынков, так как износ большинства предприятий по хранению продовольственной продукции, приемных пунктов, реализационных баз, построенных в середине прошлого столетия, составляет в среднем 70-80%, значительная часть грузовых вагонов имеет срок службы более 25 лет. Необходимы также инвестиции в создание зерновой инфраструктуры для экспортных поставок, модернизации и строительства новых портов по перевалке зерна, увеличение парка железнодорожных вагонов и специализированного автомобильного транспорта, внедрение прогрессивных технологий хранения и транспортировки.
В долгосрочной перспективе государственная поддержка развития рынков сбыта аграрной продукции должна заключаться в расширении деятельности кооперативных форм в хранении и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
Для развития сбытовой кооперации МФХ необходимо принятие региональных целевых программ. Развитые сбытовые кооперативы сами будут создавать для себя современную инфраструктуру, включая механизированное транспортное и складское хозяйство. В настоящее время в стране функционирует более 20 тыс. приемозаготовительных пунктов системы потребительских обществ Центросоюза, работающих с ЛПХ, необходима государственная поддержка по разработке направлений по
увеличению их количества и сфер деятельности, комплекса экономических стимулов и организационных мер.
Необходима поддержка государством развития оптовых рынков и аукционов, влияющих на формирование рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Данные структуры служат ориентиром для других каналов сбыта сельхозпродукции. Крупнооптовый сбыт сельскохозяйственной продукции по линии межотраслевых соглашений представляет МФХ возможность заключать контракты на поставку различных видов продукции для перерабатывающих предприятий.
При инициации региональных органов управления необходимо предусмотреть строительство специализированных сельскохозяйственных оптовых рынков (с государственной бюджетной поддержкой), где в качестве учредителей выступят ассоциации сельхозпроизводителей, сельскохозяйственные потребительские и кредитные кооперативы, создающие хозяйственное общество - оптовый рынок.
Перспектива развития рынков сбыта - развитие биржевой торговли, которая охватывает в развитых странах большинство основных видов продукции растениеводства и почти все виды животноводческой продукции. Предстоит возрождение биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, а также заключения форвардных контрактов под будущий урожай. Специализированные продуктовые биржи, применяя фьючерсные (срочные) сделки значительно ускорят и увеличат объемы сбыта аграрной продукции, будут способствовать увеличению сделок в области внешней торговли.
Для воздействия государства на ограничение монопольной деятельности некоторых перерабатывающих предприятий и торговых сетей необходимо введение квот на импортную продукцию и установление в их обороте объемов отечественной сельскохозяйственной продукции до 70%.
Увеличение объема государственных закупок сельскохозяйственной продукции по фиксированным ценам ослабит влияние посредников на ценообразование. В системе госзакупок ввести квотирование для мелких агроструктур под определенные программы.
Государственная информационная поддержка развития рынков сбыта должна осуществляться с помощью создания единого информационного поля для выполнения задач по мониторингу и анализу рынков сбыта в различных регионах страны и мира. Субъекты Российской Федерации смогут осуществлять оперативный мониторинг наличия ресурсов продукции на предприятиях региона, получать оперативную информацию о потребностях рынка, использовать инструменты для прогнозирования и контроля исполнения продовольственного баланса субъекта и мониторинга проектов и программ развития. Создание программы даст возможность сельхозтоваропроизводителям получить доступ к оперативной информации о конъюнктуре регионального российского и международных рынков продовольствия.
Косвенная поддержка развития рынков сбыта аграрной продукции в перспективе должна осуществляться региональными органами власти, например, через предоставление льгот и преференций региональным торговым организациям и сетевым торговым комплексам за партнерство с местными сельхозпроизводителями.