М|М11|11М|ММ|ММ|1
Инструментарий 1 7 3
_и I I I I I I I I I I I I I I I I I И I I I
Перспективная модель КИМ ОГЭ
научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «ИСРО РАО», член федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии, elamb@mail.ru
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии, lobganidze@fipi.ru
Ключевые слова: перспективная модель, КИМ ОГЭ по географии, метапредметные и предметные результаты, модели заданий, источники географической информации, смысловое чтение.
Перспективным направлением совершенствования КИМ ОГЭ по географии является переход к экзаменационной модели, отвечающей требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). ФГОС ООО «устанавливает требования к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях...»1. Поэтому задания в перспективной модели КИМ ОГЭ, как и большинство заданий в действующей модели, нацелены не только на проверку овладения базовыми знаниями по географии, но и на проверку сформированности умений применять их в повседневной жизни. Это объясняет сохранение в перспективной модели КИМ ОГЭ по географии некоторого числа заданий из действующей модели.
В перспективной модели осуществляется ориентация на системно-деятельностный подход, который, прежде всего, заключается в готовности использовать географические знания для решения практических задач в конкретных жизненных ситуациях.
Преемственность перспективной модели с действующей заключается в ориентации итогового контроля не на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний, а на проверку способностей к творческой и практической деятельности.
Специфика требований по работе с источниками географической информации определяется тем, что особенно большое внимание уделяется работе с географическими картами. При выполнении экзаменационной работы по новой модели также как и в предыдущие годы разрешается пользоваться картами атласов 7-9-х классов.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644,от 31.12.2015 № 1577)
https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html 23
по географии
Амбарцумова Элеонора Мкртычевна
Лобжанидзе
Александр
Александрович,
В перспективной модели, как и в действующей, важное место отведено работе с различными источниками информации, представленными в самих заданиях: картой погоды (анализ и интерпретация информации); таблицей (анализ информации и формулирование выводов на основе применения знаний о географических закономерностях); диаграммами, графиками (извлечение информации, определение количественных показателей), топографической картой (определение по карте расстояний, направления, чтение топографической карты и определение лучшего участка для использования в предложенных целях).
Способы деятельности по работе с источниками информации весьма разнообразны и являются метапредметными. В новой модели КИМ ОГЭ предусмотрен контроль сформированности таких умений по работе с источниками информации как: умение выбрать и использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: найти и извлечь информацию из источника (тексты, таблицы, графики); представлять географическую информацию в различных формах (графики, таблицы).
Специфичными для географии являются и виды учебных задач: выявление закономерностей, на основе анализа и интерпретации информации, объяснение свойств географических объектов и явлений, расчёт количественных показателей. Задания, в которых проверяются указанные выше умения, сохранены в новой модели.
В перспективной модели экзаменационной работы проверяется сформиро-ванность умения представлять информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач, в различных формах. Важным умением является перевод статистических данных из одного вида информации (таблица) в другой (диаграмма и график), это умение впервые будет проверяться в ОГЭ по географии.
Так в задании 13 экзаменационной работы учащимся предлагается по статистическим данным, характеризующим климат какого-либо населённого пункта, построить график годового хода температур воз-
Амбарцумова Э.М., Лобжанидзе А.А. Перспективная модель КИМ ОГЭ по географии
духа, распределения атмосферных осадков или других показателей.
Пример 1
В таблице представлены данные о многолетних среднемесячных температурах воздуха в Сыктывкаре.
Многолетние среднемесячные температуры воздуха в Сыктывкаре, °С
Месяц Температура, °С
Январь -14
Февраль -12
Март -5
Апрель +2
Май +8
Июнь +15
Июль +18
Август +14
Сентябрь +8
Октябрь +2
Ноябрь -7
Декабрь -12
Вам нужно построить график годового хода температур воздуха в Сыктывкаре. В бланке ответов № 2 постройте оси координат, как показано на рисунке. При построении графика используйте масштабы: на горизонтальной оси — 0,5 см 1 месяц, на вертикальной оси — 0,5 см 5 °С.
Годовой ход температуры воздуха в Сыктывкаре
0
Задание 13 контролирует умение представлять географическую информацию в форме графика (построение и правильное его оформление) на основе данных таблицы. Максимальным количеством баллов (2 балла) оценивается график, соответствующий эталону, который приводится
в критериях. Для примера 1 такой график приведён ниже.
В правильном ответе на графике должны быть верно отражены все следующие параметры:
■ соблюдён масштаб;
■ данные, представленные на графике, соответствуют данным, представленным в таблице;
■ точки соединены кривой линией (в ответе, который может быть оценен максимальным количеством баллов, возможно допущение не более 3 случаев отклонения
данных графика от данных таблицы, каждый из которых составляет не более 3 мм);
■ на горизонтальной оси месяцы обозначены буквами или цифрами, на вертикальной оси указаны числа, обозначающие температуру воздуха;
■ указаны единицы измерения вертикальной оси: ГС: буквой 1 и обозначением °С или словами «температура в градусах Цельсия».
Таким образом, в одном задании проверяются такие метапредметные умения как умения использовать масштаб, систему координат, умение оформлять статистические материалы.
Также на позиции 13 может быть задание, проверяющее умение представлять географическую информацию в форме диаграммы или графика (построение и правильное оформление) на другом предметном содержании, например, на основе данных таблицы, отражающих социально-экономические или демографические показатели. Приведём пример подобного задания.
Пример 2
В таблице представлены данные о международной миграции населения в РФ в 2012-2016 гг. Международная миграция в РФ в 2012-2016 гг. (тыс. человек)
Год Прибыло в РФ Выбыло из РФ
2012 418 123
2013 482 186
2014 591 310
2015 599 353
2016 575 313
Вам нужно построить столбчатую диаграмму, отражающую число прибывших в Россию и выбывших из России за каждый указанный в таблице год.В бланке ответов № 2 постройте оси координат, как показано на рисунке (см. рис.)
Международная миграция в РФ в 2012-2016 гг.
Прибыло в РФ
Обозначьте число прибывших столбиком с горизонтальной штриховкой, а число выбывших — с вертикальной. Оба столбика, показывающих прибывших и выбывших для одного года, сделайте одинаковой ширины с учётом масштаба для горизонтальной оси 1 см — 1 год и расположите рядом на оси. При построении диаграмм на вертикальной оси используйте масштаб 1 см — 100 тыс. человек.
Выбыло из РФ
Максимальным количеством баллов (2 балла) оценивается диаграмма, соответствующая эталону (эталон приведён в критериях).
2012 2013 2014 2015 2016 Год Щ Прибыло в РФ □ХЛ Выбыло из РФ
В правильном ответе на диаграмме должны быть верно отражены все следующие параметры:
■ соблюдён масштаб;
■ данные, представленные на диаграммах, соответствуют данным, представленным в таблице;
■ диаграммы построены в соответствии с условными знаками;
■ допущено не более 3 случаев отклонения данных диаграмм от данных таблицы, каждый из которых составляет не более 3 мм вертикального масштаба;
■ на горизонтальной оси годы обозначены цифрами, на вертикальной оси указаны числа, обозначающие число прибывших и выбывших; указаны единицы измерения вертикальной оси: тыс. человек
При разработке критериев с целью сбора и анализа результатов выполнения подобных заданий разработчиками КИМ была организована камерная апробация подобных заданий на построение и правильное оформление графиков, диаграмм в различных образовательных учреждениях.
В перспективной модели КИМ ОГЭ сохранены задания из действующей модели, нацеленные на проверку сформированно-сти умения извлекать информацию из ста-
тистических источников, представленную в явном виде, и анализировать её с целью определения количественных показателей, характеризующих различные явления и процессы. Это задания 21—22. Обращаем внимание, что задания 13, 21—22 разрабатываются на основе различного предметного содержания.
Экзаменационные работы ОГЭ и ЕГЭ по географии проверяют предметные знания и умения, для которых важна сформи-рованность универсальных учебных действий, поэтому метапредметные результаты обучения опосредованно в них проверяют-ся2. Деятельностный компонент метапред-метности представлен универсальными учебными действиями3.
Кроме проверки сформированности необходимого для решения учебных и практико-ориентированных задач умения перевода географической информации из одного вида в другой, в перспективной модели КИМ ОГЭ осуществляется проверка, такого метапредметного умения как смысловое чтение.
Смысловое чтение — одно из важных универсальных учебных действий, относящееся к познавательным метапредметным результатам. Извлечение информации из текста, применение знаний и понимание географических терминов, умение приводить примеры, подтверждающие положения текста, применение информации из текста для объяснения разных ситуаций, в том числе практико-ориентированного характера — вот основные умения, проверяемые в заданиях с текстом в перспективной модели КИМ ОГЭ (задания 26—28).
В качестве источника информации в экзаменационной работе используются тексты различных СМИ (печати, радио- и телепередач), отвечающие определённым требованиям и отражающим реальные жизненные ситуации, связанные с реальными проблемами современного общества. Предлагаемые задания по работе с текстом базируются на различном предметном содержании
2 Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. Использование современных форм контроля достижения метапредметных результатов на уроках географии //Образовательное пространство в информационную эпоху (ЕЕ1А-2017). — 2017. — С. 529-539.
3 Амбарцумова Э.М. др. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 5-9 класс. ФГОС. — М.: Издательство «Экзамен». — 2017. — С. 192.
600
500
400 -
5 300
200
0
Инструментарий
по таким темам как: «Источники географической информации», «Природа Земли», «Геоэкология», «География России».
В последующих за текстом заданиях необходимо определить, где произошло событие на основе признаков географического положения, указанных в тексте; продемонстрировать понимание географических терминов, используемых в тексте, умение классифицировать географические объекты и явления на основе известных представленных свойств; умение объяснять географические особенности объекта или явления, о котором говорится в тексте.
Приведём пример блока заданий 26—28 из Демонстрационного варианта перспективной модели ОГЭ (см. пример 3).
Смысловое чтение это умение работать с текстами: извлекать информацию из текста, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, использовать информацию из текста для объяснения различных процессов или решения практико-ориентированных проблем.
Так, в задании 26 требуется определить географическое положение объекта, о котором говорится в тексте, или определить, где произошло событие; во всех текстах присут-
ствует название географического объекта, который необходимо найти на географической карте. Задание 27 нацелено на применение знаний и понимание географических терминов, используемых в тексте или в условии задания, а также на умение приводить примеры с использованием географических знаний или классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств. Задание 28 контролирует умение объяснять географические особенности объекта или явления, о котором говорится в тексте. Каждое из заданий к тексту: 26, 27, 28 оценивается в 1 балл.
Количество заданий в перспективной модели КИМ ОГЭ, по сравнению с действующей, сократилось на одно. Всего в экзаменационной работе 29 заданий. Работа содержит 3 задания (12, 27 и 28), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Максимальный первичный балл — 31. На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа.
В апреле планируется широкая апробация перспективных моделей, на основании которой будут уточнены новые модели заданий и критерии оценивания заданий и развёрнутым ответом.
Пример 3
Задания 26-28 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Антарктическая кругосветная экспедиция
В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно-исследовательском судне «Академик Трешников», оснащённом современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолётами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «<Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных учёных проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.
Задание 26
С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?
Ответ:_.
Задание 27
Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте?
Задание 28
Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.