Научная статья на тему 'Перспективная модель Ким ОГЭ по географии'

Перспективная модель Ким ОГЭ по географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / КИМ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ / ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / FORWARD-LOOKING MODEL / GEOGRAPHY BASIC STATE EXAMINATION / SUBJECT AND METASUBJECT RESULTS / ITEM MODELS / SOURCES OF GEOGRAPHICAL INFORMATION / READING OF MEANING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, Лобжанидзе Александр Александрович

В статье описывается структура и содержание перспективной модели КИМ ОГЭ по географии, разработанной на основе деятельностного подхода к оценке учебных достижений. Дана характеристика новых моделей заданий, особое внимание уделяется заданиям на самостоятельное преобразование географической информации из одной знаковой системы в другую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, Лобжанидзе Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forward-Looking Model Of The Geography Basic State Examination

We describe the structure and content of the forward-looking model of the geography basic state examination which was developed on the basis of the activity approach towards the assessment of learning achievements. We characterize the new models of examination items and pay special attention to the items requiring the transformation of geographical information from one marks system into another.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель Ким ОГЭ по географии»

М|М11|11М|ММ|ММ|1

Инструментарий 1 7 3

_и I I I I I I I I I I I I I I I I I И I I I

Перспективная модель КИМ ОГЭ

научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «ИСРО РАО», член федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии, elamb@mail.ru

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии, lobganidze@fipi.ru

Ключевые слова: перспективная модель, КИМ ОГЭ по географии, метапредметные и предметные результаты, модели заданий, источники географической информации, смысловое чтение.

Перспективным направлением совершенствования КИМ ОГЭ по географии является переход к экзаменационной модели, отвечающей требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). ФГОС ООО «устанавливает требования к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях...»1. Поэтому задания в перспективной модели КИМ ОГЭ, как и большинство заданий в действующей модели, нацелены не только на проверку овладения базовыми знаниями по географии, но и на проверку сформированности умений применять их в повседневной жизни. Это объясняет сохранение в перспективной модели КИМ ОГЭ по географии некоторого числа заданий из действующей модели.

В перспективной модели осуществляется ориентация на системно-деятельностный подход, который, прежде всего, заключается в готовности использовать географические знания для решения практических задач в конкретных жизненных ситуациях.

Преемственность перспективной модели с действующей заключается в ориентации итогового контроля не на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний, а на проверку способностей к творческой и практической деятельности.

Специфика требований по работе с источниками географической информации определяется тем, что особенно большое внимание уделяется работе с географическими картами. При выполнении экзаменационной работы по новой модели также как и в предыдущие годы разрешается пользоваться картами атласов 7-9-х классов.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644,от 31.12.2015 № 1577)

https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html 23

по географии

Амбарцумова Элеонора Мкртычевна

Лобжанидзе

Александр

Александрович,

В перспективной модели, как и в действующей, важное место отведено работе с различными источниками информации, представленными в самих заданиях: картой погоды (анализ и интерпретация информации); таблицей (анализ информации и формулирование выводов на основе применения знаний о географических закономерностях); диаграммами, графиками (извлечение информации, определение количественных показателей), топографической картой (определение по карте расстояний, направления, чтение топографической карты и определение лучшего участка для использования в предложенных целях).

Способы деятельности по работе с источниками информации весьма разнообразны и являются метапредметными. В новой модели КИМ ОГЭ предусмотрен контроль сформированности таких умений по работе с источниками информации как: умение выбрать и использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: найти и извлечь информацию из источника (тексты, таблицы, графики); представлять географическую информацию в различных формах (графики, таблицы).

Специфичными для географии являются и виды учебных задач: выявление закономерностей, на основе анализа и интерпретации информации, объяснение свойств географических объектов и явлений, расчёт количественных показателей. Задания, в которых проверяются указанные выше умения, сохранены в новой модели.

В перспективной модели экзаменационной работы проверяется сформиро-ванность умения представлять информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач, в различных формах. Важным умением является перевод статистических данных из одного вида информации (таблица) в другой (диаграмма и график), это умение впервые будет проверяться в ОГЭ по географии.

Так в задании 13 экзаменационной работы учащимся предлагается по статистическим данным, характеризующим климат какого-либо населённого пункта, построить график годового хода температур воз-

Амбарцумова Э.М., Лобжанидзе А.А. Перспективная модель КИМ ОГЭ по географии

духа, распределения атмосферных осадков или других показателей.

Пример 1

В таблице представлены данные о многолетних среднемесячных температурах воздуха в Сыктывкаре.

Многолетние среднемесячные температуры воздуха в Сыктывкаре, °С

Месяц Температура, °С

Январь -14

Февраль -12

Март -5

Апрель +2

Май +8

Июнь +15

Июль +18

Август +14

Сентябрь +8

Октябрь +2

Ноябрь -7

Декабрь -12

Вам нужно построить график годового хода температур воздуха в Сыктывкаре. В бланке ответов № 2 постройте оси координат, как показано на рисунке. При построении графика используйте масштабы: на горизонтальной оси — 0,5 см 1 месяц, на вертикальной оси — 0,5 см 5 °С.

Годовой ход температуры воздуха в Сыктывкаре

0

Задание 13 контролирует умение представлять географическую информацию в форме графика (построение и правильное его оформление) на основе данных таблицы. Максимальным количеством баллов (2 балла) оценивается график, соответствующий эталону, который приводится

в критериях. Для примера 1 такой график приведён ниже.

В правильном ответе на графике должны быть верно отражены все следующие параметры:

■ соблюдён масштаб;

■ данные, представленные на графике, соответствуют данным, представленным в таблице;

■ точки соединены кривой линией (в ответе, который может быть оценен максимальным количеством баллов, возможно допущение не более 3 случаев отклонения

данных графика от данных таблицы, каждый из которых составляет не более 3 мм);

■ на горизонтальной оси месяцы обозначены буквами или цифрами, на вертикальной оси указаны числа, обозначающие температуру воздуха;

■ указаны единицы измерения вертикальной оси: ГС: буквой 1 и обозначением °С или словами «температура в градусах Цельсия».

Таким образом, в одном задании проверяются такие метапредметные умения как умения использовать масштаб, систему координат, умение оформлять статистические материалы.

Также на позиции 13 может быть задание, проверяющее умение представлять географическую информацию в форме диаграммы или графика (построение и правильное оформление) на другом предметном содержании, например, на основе данных таблицы, отражающих социально-экономические или демографические показатели. Приведём пример подобного задания.

Пример 2

В таблице представлены данные о международной миграции населения в РФ в 2012-2016 гг. Международная миграция в РФ в 2012-2016 гг. (тыс. человек)

Год Прибыло в РФ Выбыло из РФ

2012 418 123

2013 482 186

2014 591 310

2015 599 353

2016 575 313

Вам нужно построить столбчатую диаграмму, отражающую число прибывших в Россию и выбывших из России за каждый указанный в таблице год.В бланке ответов № 2 постройте оси координат, как показано на рисунке (см. рис.)

Международная миграция в РФ в 2012-2016 гг.

Прибыло в РФ

Обозначьте число прибывших столбиком с горизонтальной штриховкой, а число выбывших — с вертикальной. Оба столбика, показывающих прибывших и выбывших для одного года, сделайте одинаковой ширины с учётом масштаба для горизонтальной оси 1 см — 1 год и расположите рядом на оси. При построении диаграмм на вертикальной оси используйте масштаб 1 см — 100 тыс. человек.

Выбыло из РФ

Максимальным количеством баллов (2 балла) оценивается диаграмма, соответствующая эталону (эталон приведён в критериях).

2012 2013 2014 2015 2016 Год Щ Прибыло в РФ □ХЛ Выбыло из РФ

В правильном ответе на диаграмме должны быть верно отражены все следующие параметры:

■ соблюдён масштаб;

■ данные, представленные на диаграммах, соответствуют данным, представленным в таблице;

■ диаграммы построены в соответствии с условными знаками;

■ допущено не более 3 случаев отклонения данных диаграмм от данных таблицы, каждый из которых составляет не более 3 мм вертикального масштаба;

■ на горизонтальной оси годы обозначены цифрами, на вертикальной оси указаны числа, обозначающие число прибывших и выбывших; указаны единицы измерения вертикальной оси: тыс. человек

При разработке критериев с целью сбора и анализа результатов выполнения подобных заданий разработчиками КИМ была организована камерная апробация подобных заданий на построение и правильное оформление графиков, диаграмм в различных образовательных учреждениях.

В перспективной модели КИМ ОГЭ сохранены задания из действующей модели, нацеленные на проверку сформированно-сти умения извлекать информацию из ста-

тистических источников, представленную в явном виде, и анализировать её с целью определения количественных показателей, характеризующих различные явления и процессы. Это задания 21—22. Обращаем внимание, что задания 13, 21—22 разрабатываются на основе различного предметного содержания.

Экзаменационные работы ОГЭ и ЕГЭ по географии проверяют предметные знания и умения, для которых важна сформи-рованность универсальных учебных действий, поэтому метапредметные результаты обучения опосредованно в них проверяют-ся2. Деятельностный компонент метапред-метности представлен универсальными учебными действиями3.

Кроме проверки сформированности необходимого для решения учебных и практико-ориентированных задач умения перевода географической информации из одного вида в другой, в перспективной модели КИМ ОГЭ осуществляется проверка, такого метапредметного умения как смысловое чтение.

Смысловое чтение — одно из важных универсальных учебных действий, относящееся к познавательным метапредметным результатам. Извлечение информации из текста, применение знаний и понимание географических терминов, умение приводить примеры, подтверждающие положения текста, применение информации из текста для объяснения разных ситуаций, в том числе практико-ориентированного характера — вот основные умения, проверяемые в заданиях с текстом в перспективной модели КИМ ОГЭ (задания 26—28).

В качестве источника информации в экзаменационной работе используются тексты различных СМИ (печати, радио- и телепередач), отвечающие определённым требованиям и отражающим реальные жизненные ситуации, связанные с реальными проблемами современного общества. Предлагаемые задания по работе с текстом базируются на различном предметном содержании

2 Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. Использование современных форм контроля достижения метапредметных результатов на уроках географии //Образовательное пространство в информационную эпоху (ЕЕ1А-2017). — 2017. — С. 529-539.

3 Амбарцумова Э.М. др. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 5-9 класс. ФГОС. — М.: Издательство «Экзамен». — 2017. — С. 192.

600

500

400 -

5 300

200

0

Инструментарий

по таким темам как: «Источники географической информации», «Природа Земли», «Геоэкология», «География России».

В последующих за текстом заданиях необходимо определить, где произошло событие на основе признаков географического положения, указанных в тексте; продемонстрировать понимание географических терминов, используемых в тексте, умение классифицировать географические объекты и явления на основе известных представленных свойств; умение объяснять географические особенности объекта или явления, о котором говорится в тексте.

Приведём пример блока заданий 26—28 из Демонстрационного варианта перспективной модели ОГЭ (см. пример 3).

Смысловое чтение это умение работать с текстами: извлекать информацию из текста, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, использовать информацию из текста для объяснения различных процессов или решения практико-ориентированных проблем.

Так, в задании 26 требуется определить географическое положение объекта, о котором говорится в тексте, или определить, где произошло событие; во всех текстах присут-

ствует название географического объекта, который необходимо найти на географической карте. Задание 27 нацелено на применение знаний и понимание географических терминов, используемых в тексте или в условии задания, а также на умение приводить примеры с использованием географических знаний или классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств. Задание 28 контролирует умение объяснять географические особенности объекта или явления, о котором говорится в тексте. Каждое из заданий к тексту: 26, 27, 28 оценивается в 1 балл.

Количество заданий в перспективной модели КИМ ОГЭ, по сравнению с действующей, сократилось на одно. Всего в экзаменационной работе 29 заданий. Работа содержит 3 задания (12, 27 и 28), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Максимальный первичный балл — 31. На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа.

В апреле планируется широкая апробация перспективных моделей, на основании которой будут уточнены новые модели заданий и критерии оценивания заданий и развёрнутым ответом.

Пример 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задания 26-28 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Антарктическая кругосветная экспедиция

В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно-исследовательском судне «Академик Трешников», оснащённом современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолётами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «<Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных учёных проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

Задание 26

С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?

Ответ:_.

Задание 27

Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте?

Задание 28

Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.