Научная статья на тему 'Перспектива развития малых форм хозяйствования в мясо-молочном подкомплексе'

Перспектива развития малых форм хозяйствования в мясо-молочном подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / АГРОФИРМА / ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / SMALL ECONOMY FORM / AGRIBUSINESS / PRODUCTIONCOMMERCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конаков Михаил Александрович

Эффективное развитие малых форм хозяйствования в мясо-молочном подкомплексе может быть достигнуто только при взаимодействии в единой системе производственно-коммерческих кооперативов или малых агрофирм, включающих товаропроизводителей сырья, переработчиков и торговые организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective of development of small economy forms in meat and dairy sub-complex

Effective development of small economy forms in meat and dairy sub-complex can be achieved only in the process of interaction in the united system of production-commercial cooperatives or small agribusinesses including the manufacturers of raw materials, processors and trade organizations.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития малых форм хозяйствования в мясо-молочном подкомплексе»

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В МЯСО-МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

М.А. Конаков

Эффективное развитие малых форм хозяйствования в мясо-молочном подкомплексе может быть достигнуто только при взаимодействии в единой системе производственно-коммерческих кооперативов или малых агрофирм, включающих товаропроизводителей сырья, переработчиков и торговые организации.

Ключевые слова: малая форма хозяйствования, агрофирма, производственно-коммерческая структура.

В материалах о реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» признается, что более половины всех объемов сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах (ЛПХ и КФХ). При этом только ЛПХ производят 53 % мяса и более 52 % молока [1]. Именно они частично заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, производимой крупными коллективными хозяйствами.

Наглядным примером в этом служит роль ЛПХ в Тамбовской области. В хозяйствах населения находится около 63 % поголовья крупного рогатого скота и свиней, производится более 83 % мяса и 70 % молока [2]. Поэтому развитие малых форм хозяйствования в этом регионе особенно актуально, т. к. имеется соответствующая база и опыт работы. Однако, чтобы эффективно использовать льготные кредиты и проводить модернизацию и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий, а также предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, и увеличить объем продукции, реализуемой ЛПХ И КФХ на 5-7 %, необходимо решить ряд насущных проблем.

Анализ результатов многолетней работы в этой сфере деятельности позволяет сделать вывод о том, что для достижения поставленной цели необходимо устранить имеющиеся недостатки. Основными из них являются:

- обеспечение ЛПХ кормами и молодняком;

- реализация готовой продукции по цене не ниже себестоимости.

Обеспечение животных кормами с приусадебного участка немыслимо. Кроме того, в рационе необходимо иметь концентрированные корма, которые в основном готовятся на местах. Они получаются при измельчении и смешивании зерновых компонентов и других добавок, что выполнить в условиях каждого ЛПХ невозможно.

Приобрести поголовье (поросят и телят) для откорма можно только по высокой цене. При этом не всегда гарантируется здоровый, с профилактическими прививками молодняк. Поэтому часто наблюдается падеж или низкий прирост массы в период доращивания и откорма.

Устранение этих недостатков видится в организационных мероприятиях путем налаживания договорных отношений коллективного хозяйства и ЛПХ, расположенных на его территории.

Существенный вред развитию малых форм хозяйствования наносит реализация готовой продукции через перекупщика-те-невика. Разрушенная система потребительской кооперации образовала свободную нишу на рынке товаров и услуг. Местные муниципальные органы, имеющие в основном бюджетное финансирование своей работы, не проявили нужной заинтересованности, а сверху не поступило своевременных указаний. Чтобы подтвердить обоснованность сказанного, обратимся к Федеральному закону от 12 октября 2005 г. № 129-ФЗ, что расширяет толкование ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Региональные образования и сельские поселения могут проводить специфическую политику для сельской местности, считая

крайне важной задачей поддержку малых предприятий и кооперативов, создаваемых молодежью, а также делая упор на меры по повышению занятости в сельской местности, в частности, путем оказания поддержки малым предприятиям и организацией переработки местной сельскохозяйственной продукции и др. [3].

Современные рыночные отношения нуждаются в инициативных управленцах. Для каждого сельского муниципального образования стоит задача - найти на местах средства для самофинансирования. На селе найти их очень сложно, но они есть в развитии малого предпринимательства, в частности на примере ЛПХ. Однако чтобы ЛПХ стало малым предприятием (МП) предпринимательского типа, нужно оказать ему помощь в получении прибыли.

Чтобы убедиться в том, что это реально, рассмотрим деятельность менеджера-тене-вика (перекупщика мяса). Малограмотные теневики установили, что не все хозяева ЛПХ могут самостоятельно реализовать свою продукцию. Особенно трудно это сделать при реализации мяса. Нами установлено, что для реализации тушки свинины хозяином ЛПХ необходимо не менее 2-х дней. Нужно заплатить: за оформление ветеринарных документов; место и инвентарь (весы, халат); хранение в холодильной камере; транспортные и погрузо-разгрузочные работы, рубщику и др.

Перекупщики приезжают в отдаленные села, при необходимости предлагают услуги по забою и разделке тушки. Одновременно, заказывая мясо у нескольких хозяев, теневики создают конкуренцию у товаропроизводителей продукции и скупают ее по заниженной цене. Установлено, что с каждого килограмма мяса теневик имеет 10-15 руб. дополнительной выручки или от 500 до 3000 руб. (свиная или говяжья тушка). Выручку эту никто не контролирует и налогом она не облагается.

Результатом такой деятельности менед-жеров-теневиков является сезонная выручка в размере не менее 200 тыс. руб. В масштабах региона это складывается в миллионы, которые теряет сельская администрация. Если посмотреть на это с позиций менеджмента, то в каждом сельсовете есть машина, есть в селах свои бойцы скота и нужно только организовать дело, связаться с муниципалитетами города или поселка и сдать мясо в

торговую точку. Преимущество в конкуренции с перекупщиком у администрации, а на практике - у перекупщика.

Необходимость наличия в системе производства сельхозпродукции товаропроизводителей и сбытовых звеньев очевидна. Однако оценка их деятельности и доли в цене реализации должна соответствовать затратам. Анализ формирования рыночной цены на мясо показал, что себестоимость свинины в ЛПХ 65-70 руб./кг, 15 руб./кг берет перекупщик и 5 руб ./кг и более добавляет продавец на рынке. Таким образом, видно, что товаропроизводитель в большинстве случаев не окупает даже свои затраты. Чтобы выкормить поросенка, необходимо не менее 200 дней ежедневного труда, затрат на корм и др., и получить меньше чем затратил, а перекупщик за один день работы получает чистую прибыль в размере месячной зарплаты председателя СХПК. Это объясняется тем, что он покупает за одну поездку до 4-5 тушек свинины или 2 тушки молодой говядины.

Согласованность между перекупщиками и продавцами многочисленных специализированных торговых точек в областном центре образует прочную теневую структуру, которая работает в ущерб малому товаропроизводителю. Все это привело к тому, что поголовье животных ежегодно сокращается. За последние 10 лет поголовье в хозяйствах населения сократилось: крс с 152,6 до 121,2 тыс. гол., в т. ч. коров с 85,4 до 58,6, свиней с 129,5 до 116,9 тыс. гол. Такое положение дел привело к сокращению производства собственной мясомолочной продукции в регионе и потере интереса к хозяйственной деятельности у селян.

Механизм решения этих проблем видится в развитии малого предпринимательства на селе. Одним из таких направлений в приоритетном национальном проекте стало создание в 2006-2007 гг. 1000 заготовительных снабженческо-сбытовых и 550 производственных кооперативов по первичной переработке животноводческой продукции.

Однако практика показывает, что раздельное функционирование производственных и заготовительных кооперативов имеет скрытые недостатки. Они заключаются в том, что каждый кооператив является самостоятельным хозяйствующим субъектом и стремится получить больше прибыли как за

счет своих внутренних резервов, так и за счет смежников. Поскольку счета этих кооперативов раздельные, а продукция из товара в деньги превращается в зоне сбыта потребителю, то сбытовой кооператив в своих интересах будет диктовать цену товаропроизводителю. Поэтому ЛПХ и переработчики будут иметь доход меньше чем сбытовики, что будет подтверждено ниже.

Чтобы избежать этих недостатков, считаем необходимым создавать производственно-коммерческие кооперативы или малые агрофирмы, которые включают в единую систему хозяйствования и управления товаропроизводителей сырья, переработчиков и торговые организации. Практика показывает, что именно такие формирования жизнеспособны и снимают противоречия.

Реальным подтверждением сказанного являются результаты анализа функционирования субъектов малых форм хозяйствования в лице малых ферм, малых цехов переработки и торговых точек.

Для эффективной работы ферм ЛПХ целесообразно добиться равномерной поставки продукции (молока и мяса) в течение всего года. Это объясняется тем, что по сложившейся традиции отелы коров планируются в зимне-весенний период. При этом большое количество молока приходится на период дешевых кормов, но в жаркое время года понижен спрос на рынке. Учитывая то, что это продукт скоропортящийся, его необходимо реализовать в короткие сроки, а это приводит к снижению цены и потере нереализованной продукции. В осенне-зимний период конкуренция снижается, а спрос увеличивается. При работе ЛПХ в системе малой агрофирмы целесообразно планировать отелы и подготовку откормленных животных равномерно по месяцам года. Это позволит равномерно загружать цеха переработки молока и мяса.

Отрицательно на развитии ЛПХ сказывается отсутствие приборов экспресс-контроля качества при закупке, особенно молока, малыми партиями. Заготовитель собирает молоко у всех хозяев в одну емкость. Оплата производится по количеству литров. Установлено, что жирность молока у коров различная от 3,3 до 3,8 %. Расчеты показывают, что для получения 1 кг сметаны жирностью 20 % нужно переработать около 7 л молока жирностью 3,3 % и менее 6 л - жирностью

3.8 %. Если учитывать качество продукции при оплате, то хозяин более жирного молока должен за тот же объем получить в 1,17 раз больше, однако получают они поровну. Доля скрытой прибыли в 0,17 от каждого литра жирного молока остается переработчику.

Чтобы расширить ассортимент мясомолочной продукции, сохранить ее качество и увеличить сроки реализации в агрофирме необходимы цеха переработки молока и мяса. Расчеты показывают, что при закупке молока жирностью 3,3 % в ЛПХ по 7 руб ./л переработчик получит из 1 ц около 15 л сметаны жирностью 20 %, а из молока жирностью

3.8 % - 22 л сметаны. Если учесть, что молоко смешивается и принять среднюю жирность - 3,6 %, то сметаны получится - около 17 кг. При рыночной цене в 70 руб ./л переработчик и продавец имеют с каждого центнера молока более 200 руб. чистой прибыли с учетом всех расходов.

Обоснованием необходимости использования замкнутой системы функционирования МП является то, что каждое из звеньев (товаропроизводитель сырья, переработчик, обслуживающая бригада, торговая точка) связано зависимыми производственно-экономическими отношениями. При этом затраты на оказание взаимных услуг могут быть минимизированы только в случаях приближенности всех звеньев системы друг к другу.

В поисках выхода из кризисного положения хозяйствующие субъекты МФХ должны объединяться в единую производственнокоммерческую структуру.

Новые агрофирмы могут иметь иное качественное содержание. Структура организационно-производственной деятельности агрофирмы на базе МП представлена на рис. 1.

Определяющими условиями формирования организационной структуры малой агрофирмы приняты: работа на едином счете; наличие в ее составе КФХ и ЛПХ, малых перерабатывающих цехов, агросервисных и торгово-сбытовых производств; сбалансированность производственных потенциалов вошедших в агрофирму предприятий; возможность получения и реализации конечной, конкурентоспособной продукции; наличие основообразующего (руководящего) предприятия-интегратора, коллективного хозяйства или крупного КФХ; обеспеченность

средствами производства для кормовой базы и обслуживания животных.

Наиболее рациональной является схема, показанная на рис. 2. Она работает по двум вариантам: 1. Управление всеми функциями осуществляет муниципальный орган (МО).

2. Совместное управление МО и СХПК. МО осуществляет управление всеми функциями ЛПХ: учет поголовья, договорные отношения с СХПК по снабжению ЛПХ молодняком и кормами, забой и сбыт мяса и др. СХПК

осуществляет сбор, переработку и реализацию молочной продукции.

Если управление осуществляется МО, то муниципалитет поселения осуществляет: учет поголовья в ЛПХ, графики поставки кормов и молодняка, мяса и молока на переработку или реализацию, ассортимента переработанной продукции в торговую сеть, поступление денежных средств и расчет со всеми членами малой агрофирмы. Все звенья схемы работают на конечный результат при равных условиях функционирования.

Рис. 1. Схема организационной структуры малой агрофирмы

Рис. 2. Схема взаимосвязанного функционирования малых предприятий поселения: малая агрофирма формируется на базе муниципального органа (МО): ^ - перемещение товарно-денежных средств; СХП - сельхозпредприятие (коллективное хозяйство); ЛПХ - подворье, личное подсобное хозяйство; МЦ - малый перерабатывающий цех; Тт - торговая точка для реализации продукции; П - потребитель готовой продукции; т - товар; д - деньги

Положительным фактором такой схемы является и то, что муниципальные образования, сельские и городские, имеют свою единую систему управления. Это позволяет настроить контролируемую систему реализации готовой продукции селян, исключить теневые структуры из торгово-закупочной сферы.

Цель экономического механизма таких интегрированных формирований - обеспечение взаимной согласованности действий и организационной направленности всех структурных звеньев агрофирмы, осуществляющей свою деятельность на принципах коммерческого и хозяйственного расчета.

1. Материалы на заседание Правительства РФ по вопросу: «О реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»» от

18.10.2005 г. № СМ-П17/2886 / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

2. Социально-экономическое положение Тамбовской области. Тамбов, 2006.

3. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под общ. ред. В.И. Шкатулла. Изд. 2-е., доп. М., 2006.

Поступила в редакцию 17.12.2007 г.

Konakov M.A. Perspective of development of small economy forms in meat and dairy sub-complex. Effective development of small economy forms in meat and dairy sub-complex can be achieved only in the process of interaction in the united system of production-commercial cooperatives or small agribusinesses including the manufacturers of raw materials, processors and trade organizations.

Key words: small economy form, agribusiness, production-commercial structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.