ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕДУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
© Блинникова А.В.1
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В тексте изложены проблемы методологического, методического, юридического обеспечения общественного контроля; необходимость использования новых инструментов, позволяющих эффективно применять законодательство; освещается перспектива широкого внедрения процедуры медиативных технологий при решении споров в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: общественный контроль, формы общественного контроля, проект «Знак качества», медиативные технологии, медиация в ЖКХ.
Проблема соблюдения прав потребителей, обеспечения потребительской безопасности, достижения баланса цены и качества товаров и услуг, а также защита интересов предпринимателей, действующих в сфере потребительского рынка - являются очень важными в становлении рыночной экономики и гражданского общества
В нашей стране в последние годы приняты нормативно-правовые акты, требующие методологической, методической, юридической и документаци-онной поддержки. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиации)» вступил в силу в 2011 г. [1]. Одновременно были внесения изменения в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, предоставляющие сторонам право на любой стадии судебного разбирательства обратиться к медиатору. Общественный контроль относительно новое явление, поскольку Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принят 4 июля 2014 года [2], 7 июля 2015 г. Принят закон Иркутской области «Об общественном контроле в Иркутской области» [3]. Однако выбор альтернативной процедуры урегулирования споров (как досудебного, так и на стадии судебного рассмотрения дела) в регионах Российской Федерации в настоящее время значительно затруднен и требует большой просветительской работы.
На протяжении нескольких лет в Российской Федерации реализуется проект «Знак качества», который ведет Общероссийское общественное движение в защиту прав и интересов потребителей под председательством А. Корягина. Проект имеет представительства в большинстве регионов Российской Федерации. Региональную Службу общественного контроля в Иркутской области возглавляет А. Дюкарова (Иркутская региональная обще-
1 Доцент кафедры Прикладной информатики и документоведения, кандидат философских наук.
ственная организация «Ассоциация по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса»).
Главная цель общественного контроля в рамках проекта «Знак качества» - это пресечение деятельности организаций, производящих некачественные товары и услуги, реализующих на территории России опасные для жизни и здоровья граждан, в первую очередь, продовольственные товары, противодействие коррупции и преступности в сфере потребительского рынка.
Задачами общественного контроля являются:
- пресечение нарушений прав потребителей;
- борьба с контрафактной и нелегальной продукцией;
- повышение культуры в сфере торговли и услуг;
- правовое просвещение участников потребительского рынка;
- поддержка деятельности добросовестных предпринимателей;
- создание в рамках проекта эффективной структуры общественного контроля (в сфере потребительского рынка и потребительских отношений);
- развитие института общественного контроля в национальном масштабе [7].
Право на осуществление общественного контроля общественными объединениями потребителей установлено в двух нормативных актах:
- ФЗ РФ «Об основах общественного контроля в РФ», в статье 3 которого указано, что особенности осуществления общественного контроля общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами (Закон «Об общественном контроле в Иркутской области» принят 7 июля 2015 г.).
- Закон РФ «О защите прав потребителей», в статье 45 которого указано, что общественные объединения потребителей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.
Правовое закрепление общественного контроля произошло в нашей стране относительно недавно, поэтому требует большой методологической, методической и документационной поддержки, разработки и внедрения инструментов, позволяющих эффективно реализовать функцию общественного контроля в гражданском обществе.
В соответствии с имеющимся законодательством специальные негосударственные структуры имеют право осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия. В первую очередь право на осуществление такого контроля принадлежит общественным палатам и общественным советам, за ними следуют общественные организации.
Стоит отметить, что общественный контроль, как явление, в США и других развитых государствах представляет достаточно широкий набор ин-
струментов, который основывается, прежде всего, вокруг принципов прозрачности государственной власти и роли общества в ее работе. Они поддерживаются путем принятия государством особых нормативных актов о раскрытии информации, контроля со стороны граждан, некоммерческих организаций, общественных советов, комитетов при государственных органах. Также немаловажную роль играют волонтерские движения, общественные инициативы, голосования, обсуждения, петиции, экспертизы, журналистские расследования. Иногда к инструментам общественного контроля в качестве его своеобразного итога относят выборы и референдумы. При этом само сочетание слов «общественный контроль» на Западе фактически не употребляется [4].
Перечислим формы общественного контроля, допустимые законодательством РФ [2; 4]:
- общественный мониторинг - постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
- общественная проверка - сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;
- общественная экспертиза - оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;
- общественное обсуждение - публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;
- общественные (публичные) слушания - собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций.
В РФ общественные контролеры вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей в торговле, при оказании различных услуг, в том числе в ЖКХ, и во всех других сферах потребительских отношений.
Для проведения мероприятий общественного контроля разработаны и представлены в открытом доступе на официальном сайте Общероссийского
общественного движения в защиту прав и интересов потребителей следующие документы [7]:
1. Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере ЖКУ
- Схема проведения и реализации результатов общественного контроля за оказанием жилищно-коммунальных услуг организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.
2. Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере торговли.
- Бланк мониторинга соблюдения права потребителей на информацию при реализации кабельной продукции предприятием торговли.
- Приложение к бланку мониторинга соблюдения права потребителей на информацию при реализации кабельной продукции предприятием торговли.
- Бланк общественного контроля предприятия торговли.
- Приложение к бланку общественного контроля предприятия торговли.
3. Методические рекомендации по организации и проведению общественного контроля за качеством товаров (пищевой продукции и товаров народного потребления).
- Паспорт контроля предприятия торговли.
- Паспорт контроля предприятия торговли - образец заполнения.
- Бланк общественного контроля за соблюдением прав потребителей на специализированной меховой ярмарке.
4. Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере образования
- Бланк общественного контроля в сфере платного образования.
5. Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере транспорта.
- Бланк общественного контроля за качеством оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
- Бланк общественного контроля за соблюдением прав потребителей организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
6. Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере страховых услуг.
- Бланк общественного контроля в сфере страховых услуг.
- Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере нестационарной торговли на территории г. Москвы.
- Бланк общественного контроля в сфере нестационарной торговли на территории г. Москвы.
7. Методические материалы по проведению общественного контроля в сфере гостиничных услуг.
- Бланк общественного контроля за соблюдением прав потребителей организациями, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг потребителям.
Стоит отметить, что разработанные бланки, методики осуществления общественного контроля особую важность имеют для региональных представительств, участники которых в силу общественного характера работы зачастую не обладают достаточным профессиональным уровнем квалификации.
В последнее время медиация все чаще стала предметом обсуждения и исследования. Вступивший в силу 1 января 2011 г. Федеральный закон № 193-Ф3 от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определил деятельность медиаторов в различных отраслях жизни общества в рамках закона, который утвердил основные принципы медиации, требования к сферам применения процедур медиации и медиаторам и другие важные аспекты [1].
На сегодняшний день одна из наиболее проблемных сфер общественного контроля - это жилищно-коммунальное управление. Конфликты вокруг сферы ЖКХ разгораются все сильнее: тарифы растут, капитальный ремонт дорожает, а оборудования и сети устаревают. В этой связи возникают неминуемые противоречия, и, как итог, острые конфликты между потребителями и поставщиками услуг.
Сегодня медиация в России является доступным способом разрешения споров, а любой человек, желающий разрешить спор не в суде, а с помощью процедуры медиации, может воспользоваться услугами медиатора. Для этого ему нужно обратиться в организацию, обеспечивающую организацию и проведение процедур медиации, где ему будет предоставлена возможность выбрать медиатора. В России существует Национальная Организация медиаторов, объединяющая провайдеров медиации и индивидуальных медиаторов [6]. В нашем регионе (Иркутская область) АНО (Автономная некоммерческая организация) «Иркутский межрегиональный Центр образовательных и медиационных технологий». Между службой общественного контроля и Центром медиационных технологий имеется соглашение о сотрудничестве по созданию условий для реализации прав граждан юридических лиц Иркутской области на разрешение споров с участием посредника (медиации) с неограниченным сроком действия [5].
Медиация - это альтернативная (внесудебная) переговорная процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - специалиста медиатора, при которой медиатор, как беспристрастная третья сторона, содействует сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации, в выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения.
При этом медиация - это не просто посредничество, а медиатор - посредник. Посредник - лицо, заинтересованное в получении прибыли от раз-
решения конфликта, а медиатор не заинтересован в получении прибыли. Деятельность медиатора отличается от адвокатской, тем что медиатор помогает разрешать конфликт всем сторонам в равной степени и не осуществляет представление интересов любой из сторон конфликта. Именно поэтому медиация - это особая форма посредничества, не предполагающая главной роли посредника.
Медиатор действует беспристрастно по отношению к каждой стороне конфликта, обеспечивает комфортность и безопасность переговорного пространства, добиваясь от сторон восстановления способности услышать другую сторону и договариваться в обстановке уважения друг к другу и равенства сторон.
Конфликтующие стороны могут обратиться к профессиональному медиатору и в том случае, если спор уже рассматривается в суде. Для этого стороны должны сообщить суду свои намерения, и судебное разбирательство может быть приостановлено на срок до 6 месяцев.
Главное отличие медиации от суда - это отсутствие побеждённых и победителей. В суде всегда кто-то оказывается проигравшей стороной. При успешном исходе медиации, а это означает, что стороны выработали решение и договорились, выигрывают все стороны конфликта.
В отличие от третейского суда, медиатор не выносит решение, а обеспечивают принятие сторонами договоренностей по исчерпанию спора и помогает оформить эти договоренности медиативным соглашением.
Именно медиативное соглашение является завершающим документом процедуры медиации, в котором содержатся принятые сторонами договоренности в интересах обеих сторон. Медиативное соглашение, заключенное без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется в общем порядке (судебное принуждение).
Медиативное соглашение, заключенное после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения. По итогам процедуры урегулирования конфликта сторонами может также быть подписан промежуточный или окончательный документ - меморандум о взаимопонимании по отдельным вопросам.
Медиация не только применима, но является наиболее надёжным способом разрешения конфликтных ситуаций во всём их многообразии. Эффективность данного способа доказана мировым опытом. Что не маловажно -это путь к социальной стабильности в данной сфере, к созданию бесконфликтной среды проживания, умению договариваться там, где это ранее казалось невозможным.
Одной из наиболее конфликтных сфер была и остается ЖКХ. Судебные тяжбы здесь - дело привычное. И это вполне объяснимо. В ЖКХ главным
участником является потребитель (физическое лицо), нуждающийся не только в жилье, но и в таких продуктах цивилизации, как свет, тепло, газ и регулярная чистая вода, которому противопоставлена организация - юридическое лицо, что неизбежно сопряжено с большим количеством разногласий и конфликтов. Для экономической политики очень важно разрешать споры без излишнего ущерба имущественным интересам сторон, в частности без доведения предприятия до неплатежеспособности, банкротства. Судебные разбирательства - это тяжелая артиллерия. Внедрять досудебное урегулирование спора с участием посредников (медиатора) необходимо в целях сокращения нагрузки на судей и, как следствие, повышения качества правосудия. Суды сейчас очень перегружены - ежегодно рассматривается около 25 млн. дел. Поэтому следует широко использовать примирительные процедуры, чтобы и людям помогать, и суды разгрузить [5].
Наиболее характерными являются следующие споры:
- споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и государственными бюджетными учреждениями города, с другой стороны;
- споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и управляющими компаниями, ресурсоснабжаю-щими и эксплуатирующими организациями, с другой стороны;
- споры между жителями домов (дома), входящих в объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с данными объединениями (внутридомовые конфликты).
К наиболее распространённым предметам конфликтов (споров) относятся:
- поставка ресурсов, оплата полученных ресурсов, приемка работ, ресурсов и многие другие;
- выбор (изменение) способа управления МКД;
- передача технической и иной документации на дом, заключение договоров с поставщиками воды, тепла, электричества и т.п., осуществление функций начисления и формирования платежей за ЖКУ и другие спорные вопросы при реализации выбранного способа управления МКД;
- заключение договоров управления МКД, договоров на получение бюджетных субсидий, договоров на эксплуатацию и содержание общего имущества;
- оформление, использование, отчуждение, возврат общего имущества собственников помещений в МКД;
- размер платежей за жилищно-коммунальные услуги и иные работы, за коммунальные ресурсы; тарифы, сметная документация.
Успех процедуры медиации во многом зависит от готовности сторон к договоренностям и конечно от опыта медиаторов и знания ими особенностей предмета конфликтов.
Наиболее применима медиация в случаях, когда:
- важны будущие отношения, интересы участников конфликта (например, важность сохранения нормальных отношений в бизнесе, или после развода, когда затронуты интересы детей);
- на ситуацию влияет эмоциональная сторона конфликта (например, разногласиях, между партнерами, или акционерами);
- необходимо сохранить полную конфиденциальность (в отличие от судебных процессов, которые, как правило, публичны);
- необходимо выработать всеобъемлющее решение (а правовой спор охватывает лишь часть проблемы, и регулирует бинарным конструктом «да / нет»).
Иркутской региональной общественной организацией «Ассоциация по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса» уже реализованы проекты в сфере защиты прав потребителей, малого и среднего бизнеса, проекты в области реализации процедуры общественного контроля. В целях распространения знаний в области бесконфликтного общения, разрешения споров в сфере ЖКХ во внесудебном порядке, а также личного опыта, будут созданы методические пособия, которые в дальнейшем будут распространены среди заинтересованных потребителей ЖКХ-услуг. Ресурсы ИРОО позволяют через дополнительные консультации создать комфортную среду поддержки прав граждан в сфере ЖКХ. В настоящее время флагманом инструментария для применения процедуры общественного контроля признана медиация.
В настоящее время общественный контроль можно считать одной из форм демократического управления, поскольку он позволяет контролировать деятельность организаций, учреждений, предпринимателей третьей стороной - общественными организациями. Методическая и юридическая поддержка, которую осуществляют специалисты проекта «Знак качества» очень важна для региональных представительств.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/Ш77508/#ixzz47Г7mxШ9.
2. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70700452/#ixzz3Qqt3bFCH.
3. Закон Иркутской области от 7 июля 2015 г. № 57-ОЗ «Об общественном контроле в Иркутской области» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/34767654/#ixzz47I88vHHu.
4. Блинникова А.В. Образование и политика: общественный контроль в сфере высшего образования Иркутской области // Наука и современность. -2015. - № 35. - С. 101-105.
5. Дюкарова А.И. Медиация - альтернативный и надежный метод разрешения споров [Электронный ресурс] // Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. - 11.05.2015. - Режим доступа: http://gkhkont-rol.ru/2015/05/23451 (дата обращения: 15.04.2016).
6. Некоммерческое партнерство «Национальная Организация медиаторов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npnom.ru.
7. Проект «Знак качества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://er.ru/projects/znak-kachestva/.
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ФАКТОР АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
© Малоземов С.И.1
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
В статье проанализированы опыт централизации аграрной политики как важной составной части государственной экономической политики, а также проблема сбалансированности пространственного развития страны.
Ключевые слова: региональная политика, аграрная политика, централизация, разбалансированность пространства.
В последнее время в сфере региональной политики интерес вызывает проблема формирования эффективного государственного механизма «рационального размещения производительных сил» и формирования системы расселения на территории страны. Подобная заинтересованность обусловлена дефицитом финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у федерального центра, а также возросшей необходимостью активизации государственного регулирования региональных социально-экономических процессов. В этой связи исследование как советского, так и постсоветского опыта централизации аграрной политики как важной составной части государственной экономической политики, представляет научный и политический интерес.
Более равномерное расселение и размещение производства посредством сдвига на Восток в советское время имели серьезные противоречия. Плановые органы постоянно пытались сочетать несочетаемое: наряду с унифика-
1 Доцент кафедры Всеобщей истории, политологии и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент.